УДК 332.142.2
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика, управление инновациями)
Моттаева Асият Бахауовна
ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»
Россия, Москва Доцент кафедры Экономических теорий Кандидат экономических наук E-Mail: asya@front.ru
Моттаева Анджела Бахауовна
НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий»
Россия, Москва1
Заведующая кафедрой Государственной службы и социальной работы
Доктор экономических наук, доцент E-Mail: angela-1309.m@yandex.ru
Анализ типологии регионов для целей построения политики устойчивого развития России
1 Москва, ул. Александра Солженицына, дом 13, стр. 1
Аннотация: В настоящей статье проведен анализ различных подходов к классификации регионов по определенным признакам.
При проведении классификации регионов для целей построения политики устойчивого развития предлагается ввести следующие признаки классификации:
• уровень и темпы экономического развития;
• тип территориальной структуры;
• коэффициент плотности населения;
• темпы прироста населения;
• характер и коэффициент производственной специализации и др.
В статье автором проанализированы классификации, разработанная в Совете по изучению производительных сил (СОПС, Москва) и предложенная специалистами Института экономики и организации промышленного производства (ИЭ и ОПП, Новосибирск).
Выявлено, что одним из направлений развития региона в настоящее время, в связи с быстрым вхождением регионов в рынок, предлагается новый критерий классификации, а именно, емкость рынка какой-либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, т.е. разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.
Анализ проблем кризисных поясов России, степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России сегодня указывает на необходимость преодоление центробежных тенденций и сокращение отставания наименее развитых регионов от среднероссийского уровня.
Целью государственной региональной политики в этих условиях может быть стимулирование потенциальных конкурентных преимуществ даже наиболее отсталых регионов РФ, которые могут стать основой для вывода на новый уровень развития.
Ключевые слова: регион; типология регионов; классификация регионов; «устойчивый рост»; «локомотивы»; «опорные регионы»; «полюса роста»; «проблемные регионы»; инновационная привлекательность; инновационный потенциал региона; инновационно -инвестиционный климат регионов; государственной региональной политики.
Идентификационный номер статьи в журнале 131ЕУЫ414
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 4 (23), июль - август 2014
http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru
Множество подходов к анализу региональных проблем, самого понятия региона и его функций определило наличие огромного числа классификаций регионов. Одинаковых регионов нет, есть давно освоенные и недавно освоенные, есть центральные и периферийные, есть, где численность населения растет, и есть - где падает, в одних преобладает численность населения старших возрастных групп, в других высок удельный вес молодежи.
Регионы отличаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структуре, наличию сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров.
Проще всего классифицировать регионы можно по источникам основной специализации производства: агропромышленные, транспортно-промышленные, морепромышленные, рыбопромышленные, газопромышленные и другие.
Чаще всего в основу классификации регионов кладутся следующие критерии:
• уровень и темпы экономического развития,
• тип территориальной структуры,
• коэффициент плотности населения,
• темпы прироста населения,
• характер и коэффициент производственной специализации и др.
Две классификации: разрабатываемая в Совете по изучению производительных сил (СОПС, Москва) тогда еще Минэкономразвития РФ и РАН и предложенная специалистами Института экономики и организации промышленного производства (ИЭ и ОПП, Новосибирск) (рис.1 и 2).
Рис.1. Классификация регионов (СОПС)
Классификация регионов (ИЭ и ОПП)
Традиционно отсталые
Депрессивные
Г Л Традиционно развитые (индустриальные, индустриально-ч агоаоные, агоаоные, сырьевые) ,
г \ Регионы, имеющие ресурсы федерального значения или програллмно развивающиеся
Рис.2. Классификация регионов (ИЭ и ОПП)
В целом, стоит отметить, что каждая классификация разрабатывалась с определенными целями и по объективным причинам не может претендовать на абсолютную универсальность. Существует целый ряд прочих классификаций (например, с точки зрения внутренних и внешних угроз).
В настоящее время, в связи с быстрым вхождением регионов в рынок, высказывается новый критерий классификации, а именно, емкость рынка какой-либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, т.е. разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.
Существенное и повсеместное ослабление роли государства привело к тому, что появились новые точки зрения на кризисные регионы: это территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных и техногенных катастроф, регионы развитых общественно-политических конфликтов, вызвавших разрушение накопленного экономического потенциала и значительные масштабы вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. Классическим примером является республика Ингушетия. После раздела с Чечней она унаследовала менее 10 % ОПФ, была разрушена производственная и социальная инфраструктура, по основным показателям жизнеобеспечения - на последнем месте среди субъектов РФ, республиканский бюджет на 90% формируется за счет средств федерального бюджета, а также множество беженцев из-за военных действия в Чечне.
Анализ проблем кризисных поясов России свидетельствует о недостаточности классификации на основе только количественных критериев. Так, во всех кризисных поясах наблюдается спад производства, высокая безработица, низкая бюджетная обеспеченность, однако причины, обусловившие кризисное состояние существенно отличаются.
Выделение отсталых (слаборазвитых) регионов является примером второго, качественного подхода к выделению проблемных регионов.
Характерными чертами развития слаборазвитых регионов являются:
• состояние длительного застоя;
• низкая интенсивность хозяйственной деятельности;
• малодиверсифицированная отраслевая структура экономики;
• слабый научно-технический потенциал;
• низко развитая социальная сфера.
На сегодня, к данной категории регионов можно отнести следующие регионы:
• большинство республик Северного Кавказа;
• республики и автономные округа юга Сибири;
• республика Марий Эл;
• республика Калмыкия.
К сожалению, степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России сегодня столь велика, что преодолеть ее в ближайшем обозримом будущем не представляется возможным. Как показали расчеты, для ряда регионов время, необходимое для преодоления отставания от среднероссийских показателей уже превышает сотню лет (таблица 1).
Таблица 1
Число лет, необходимых для достижения среднероссийского уровня ВРП на душу населения наиболее отсталыми регионами
Ежегодный темп прироста среднероссийского ВРП на душу населения = 3%
Ежегодный темп прироста регионального ВРП на душу населения = 4% Ежегодный темп прироста регионального ВРП на душу населения = 10%
Дагестан 158 24
Ингушетия 139 21
Калмыкия 125 19
Северная Осетия 113 17
Тыва 110 17
Адыгея 95 14
Кабардино-Балкария 94 14
Целью государственной региональной политики в этих условиях может быть только преодоление центробежных тенденций и сокращение отставания наименее развитых регионов от среднероссийского уровня. При этом даже наиболее отсталые регионы РФ сегодня обладают потенциальными конкурентными преимуществами, которые могут стать основой для вывода на новый уровень развития.
Так, потенциальными конкурентными преимуществами республик Северного Кавказа являются:
• выгодное геоэкономическое положение для развития связей России с Закавказьем и Ближним востоком, транзита между Каспийским и Черным морями
• курортно-рекреационный комплекс;
• нефтяные месторождения на шельфе каспийского моря;
• возможность добычи вольфрамового, молибденового, цинкового, медного сырья;
• подземные термальные воды, являющиеся ресурсом для развития местной энергетики, коммунального и тепличного хозяйства.
Перспективными направлениями для развития регионов южной Сибири могли бы стать:
• восстановление традиционных отраслей хозяйственной деятельности;
• улучшение транспортной доступности;
• развитие курортно-рекреационных зон;
• развитие собственной энергетики;
• производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, главный путь преодоления хронической отсталости ряда регионов России - саморазвитие территории на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ.
Современные точки зрения на типы регионов РФ
Экспертное сообщество предпочитает иную, чем официальная, типологию субъектов. В таблице 2 представлен рейтинг российских регионов по их инвестиционной привлекательности.
«Локомотивы», «опорные регионы» и «полюса роста» — это субъекты, имеющие высокий инвестиционный потенциал и значительные внутренние ресурсы. Это позволяет им развиваться без значительной поддержки федерального центра. Если бы вся Россия обладала такими же, как у «локомотивов», социально-экономическими показателями и политическими пристрастиями, то она давно бы приблизилась к самым передовым странам мира.
«Точки роста» — это небольшие по численности населения и экономической мощи регионы с низким инвестиционным риском, которые в ближайшие 10—15 лет достигнут потолка в своем развитии.
«Проблемные регионы», наоборот, при повышении их инвестиционной привлекательности могут даже перескочить точки роста и оказаться среди устойчиво развивающихся субъектов РФ.
Самая многочисленная группа «Регионов с неопределившимися перспективами» находится в полной зависимости от квалификации и управленческого профессионализма региональных властей. Наконец, «Регионам особого внимания», по всей видимости, вечно пребывать в малоутешительной зоне повышенного внимания, и только.
Таблица 2
Типология российских регионов по признаку инвестиционной привлекательности
Регионы - «локомотивы» Московская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Ханты-Мансийский АО - Юрга
Опорные регионы Нижегородская область, Самарская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Ростовская область, Красноярский край, Челябинская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Кемеровская область
Регионы - «полюсы роста» Ямало-Ненецкий АО, Иркутская область, Новосибирская область, Ленинградская область, Республика Саха (Якутия), Волгоградская область, Белгородская область, Воронежская область, Ставропольский край, Хабаровский край, Оренбургская область, Омская область, Тульская область, Алтайский край, Приморский край, Саратовская область
Регионы - «точки роста» Калининградская область, Липецкая область, Тюменская область, Ярославская область, Чувашская Республика, Орловская область, Республика Мордовия, Новгородская область
«Регионы с неопределившимися перспективами» Мурманская область, Курская область, Владимирская область, Удмуртская Республика, Тверская область, Архангельская область, Ульяновская область, Рязанская область, Пензенская область, Смоленская область, Кировская область, Астраханская область, Тамбовская область, Псковская область, Республика Бурятия, Республика Карелия, Костромская область, Республика Хакасия, Республика Адыгея, Ивановская область
«Проблемные регионы» Республика Алтай, Ненецкий АО, Агинский Бурятский АО, Республика Коми, Брянская область, Читинская область, Сахалинская область, Республика Северная Осетия -Алания, Курганская область, Республика Марий Эл, Чукотский АО, Еврейская автономная область, Амурская область
«Регионы особого внимания» Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Чеченская Республика, Усть-Ордынский Бурятский АО, Корякский АО, Республика Тыва, Магаданская область, Карачаево-Черкесская Республика, Камчатская область
Своевременно и эффективно решая проблемы всех регионов без исключения, федеральный центр может обеспечить благополучие всей страны. Но сделать это невозможно без четко сформулированной и выверенной по финансам и срокам исполнения региональной политики государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. -М.: РГБ, 2007.
2. Заборовская О.В. Управление человеческим капиталом региональной экономики в условиях интенсификации взаимодействий с внешней средой //Журнал правовых и экономических исследований. № 4, 2013 г.
3. Заборовская О.В. Условия формирования, развития и восстановления человеческого капитала в регионах России: современные тенденции // Мир экономики и права. Федеральный научно-теоретический журнал, № 1-2, 2013
4. Измайлова С.А. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве. Бизнес и политика в России: внешние факторы развития // Материалы IX Межрегиональная научная конференция Института бизнеса и политики, МИБП, 2009.
5. Моттаева А.Б. Методология пространственного распределения предпринимательских структур региона на основе развития транспортной инфраструктуры. Автореф. на соиск. уч. степени д.э.н. 2012 - 42 стр.
6. Моттаева А.Б. Региональная практика стимулирования инвестиционной активности и инноваций. Журнал Мир экономики и права- 2012. - №3.
7. Моттаева А.Б. Моттаева Ас.Б. Современные тенденции развития туристических кластеров. монография / Моттаева А.Б., Моттаева Ас.Б; Институт бизнеса и политики.- М.: Изд-во Институт бизнеса и политики, 2013. - 164 с.
8. Моттаева А.Б. Роль инновационной деятельности в развитии современных предприятий России. Интернет-журнал «Науковедение», 2013 №1 (6) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2013 -Идентификационный номер статьи в журнале: 97EVN613. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
9. Моттаева А.Б. Базовые теоретические подходы к определению предпринимательства и предпринимательской сферы / Журнал Нефть, газ и бизнес Издательство: Нефть и бизнес (Москва) №5 2011г.
10. Родионов Д.Г., И.А. Рудская, А.А. Горовой. Управление региональными социально-экономическими системами в условиях инновационных процессов постиндустриального общества / Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика: сборник научных трудов 14-й Международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013, с. 81-91.
11. Родионов Д.Г. Эффективность функционирования технопарков и бизнес-инкубаторов. Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ 2013). Том 1 с. 332-335.
12. www.Rbc.ru.
13. http://www.vedomosti.ru/newsline
Рецензент: Мохов Андрей Игоревич, д.т.н., проф., Зав.каф. Математики и прикладной информатики, Институт государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ), г. Москва, Россия.
Asiyat Mottaeva
Moscow state construction University Russia, Moscow E-Mail: onib@mail.ru
Angela Mottaeva
Institute of Government, Right and Innovative Technologies
Russia, Moscow E-Mail: angela-1309.m@yandex.ru
The analysis of the typology of regions for the purposes |of a policy of sustainable development of Russia
Abstract. This article analyzes the different approaches to the classification of regions according to certain criteria.
When performing classification of regions for the purposes of sustainable development policies are encouraged to enter the following characteristics classification:
• the level and pace of economic development;
• the type of the territorial structure;
• the coefficient of population density;
• the population growth rate;
• the nature and ratio of production specialization and other.
In the article the author analyzes the classification developed in the Council for study of productive forces (SOPS, Moscow) and offered by specialists of the Institute of Economics and organization of industrial production (IE and OPP, Novosibirsk).
It is revealed that one of the directions of development of the region at the present time, due to the rapid occurrence of regions in the market, we propose a new classification criterion, namely, the market capacity of a territory. It is known that the volume of the market is inextricably linked with the degree of specialization of social labour, i.e. the division of labour. The deeper social division of labor, the stronger cooperation between enterprises of any territory, the deeper integration.
Analysis of the problems of the crisis zones of Russia, the degree of differentiation of the level of socio-economic development of regions of Russia today points to the need for overcoming the centrifugal tendencies and reducing lag of the least developed regions below the national average.
The goal of the state regional policy in these circumstances may be to encourage the potential competitive benefits of even the most backward regions of the Russian Federation, which can become a basis for output to a new level of development.
region; typology of regions; the classification of regions for sustainable growth"; "locomotives"; "supporting the regions"; "growth"; "problem regions"; innovative attractiveness; innovation potential; innovation and investment climate in the regions of the state regional policy.
Identification number of article 131EVN414
REFERENCES
1. A.G. Granberg Regional development: the experience of Russia and the European Union. - M: RSL, 2007.
2. Zaborovskaya O.V. Management of human capital of the regional economy in the conditions of intensification of interaction with external medium //Journal of legal and economic studies. # 4, 2013
3. Zaborovskaya O.V. conditions of formation, development and restoration of human capital in Russia: modern tendency // World economy and law. Federal scientific-theoretical journal, № 1-2, 2013
4. Izmailova S.A. State regulation of investment activity in agriculture. Business and politics in Russia: external factors of development // proceedings of IX international scientific conference of the Institute of business and politics, MIP, 2009.
5. Mottaeva A.B. Methodology of spatial distribution of entrepreneurial structures of the region on the basis of the development of transport infrastructure. Avtoref. on соиск. academic degree doctor of Economics, 2012 - 42 page
6. Mottaeva A.B.. Regional practice of stimulation of investment activity and innovation. Journal of World economy and law - 2012. - №3.
7. Mottaeva A.B. Mottaeva As.B. Modern trends in the development of tourism clusters. monograph / Моттаева A.B., Моттаева Ас.Б; Institute of business and politics.- M: Publishing house of Institute of business and politics, 2013. - 164 C.
8. Mottaeva A.B. Роль innovation in the development of the modern enterprises in Russia. Internet journal «science of Science», 2013 №1 (6) [Electronic resource]-M: sociology of Science, 2013-the Identification number of the article in the journal97EVN613. -Mode of access: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf free. - Загл. from the screen. -Jaz. Rus., eng
9. Mottaeva A.B. Basic theoretical approaches to the definition of entrepreneurship and business sphere, Journal of Oil, gas and business Publishing house: Oil and business(Moscow),№5,2011.
10. Rodionov became popular, I.A. Rudskoy, A.A. Gorovoy Management regional socioeconomic systems in conditions of innovative processes of post-industrial society / Financial problems the Russian Federation and ways of their solution: theory and practice: proceedings of 14-th International scientific-practical conference. - SPb.: Izd Politechn. University, 2013, S. 81-91.
12. Rodionov became popular efficient functioning of industrial parks and business incubators. Innovative economy and industrial policy of the region (ECOPROM 2013). Volume 1 C. 332-335.
12. www.Rbc.ru.
13. http://www.vedomosti.ru/newsline