Научная статья на тему 'Концептуальные основы сближения условий развития регионов в национальной экономике'

Концептуальные основы сближения условий развития регионов в национальной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ НОВОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ПОЛЯРИЗОВАННОЕ РАЗВИТИЕ / МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ / REGIONAL PROGRAMS OF INNOVATION DEVELOPMENT / STATE REGULATION OF SOCIOECONOMIC PROCESSES / COMPETITIVENESS / THE CONCEPT OF A NEW REGIONAL POLICY / POLARIZED DEVELOPMENT / INTERSECTORAL COOPERATION / INTEGRATION OF ECONOMIC ENTITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукинов Виталий Александрович, Моттаева Анджела Бахауовна

В настоящей статье рассмотрены особенности современного планирования развития субъектов экономики и социума, направленные на удовлетворение потребностей граждан их групп и сообществ. Современные условия развития российских регионов определяют необходимость согласования региональных социально-экономических интересов с межрегиональными задачами развития на федеральном уровне. Реализация программ поступательного роста экономики регионов требует ресурсного обеспечения и организации качественно нового способа реализации ключевых производственных процессов. Глобализация на федеральном уровне управления региональным развитием представляет собой концепцию новой региональной политики, способной удовлетворить комплексные интересы множества взаимосвязанных регионов в единой стратегии развития на основе реализации принципов межрегионального сотрудничества отраслевых и социальных субъектов экономики. Реализация пространственной интеграции регионов на основе партнерских отношений требует согласованности, сглаживания неоднородности их социально-экономического развития. Важнейшим ресурсом и основополагающим условием сглаживания неоднородности социально-экономического развития регионов представляется разработка, формирования и реализация механизмов взаимодействия множества субъектов региональной экономики. Нормативная база, позволяющая организовать межотраслевое взаимодействие на пути интеграции экономических субъектов разрозненных регионов, еще не достаточно проработана, однако ее концептуальные положения уже сейчас позволяют систематизировать и унифицировать требования к организации взаимодействия важнейших производств внутри страны. Остается нерешенной задача организации коммуникаций и инфраструктуры взаимодействия на межрегиональном уровне. В связи с этим разработка направлений развития инфраструктурного обеспечения сглаживания неоднородности социально-экономического развития, представляется ключевой задачей национальной стратегии, и как следствие, она должна осуществляться в рамках четко разработанной политики сближения и пространственной интеграции региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual basis for the rapprochement conditions for development of regions in the national economy

In this article the peculiarities of modern planning of development of subjects of the economy and society, aimed at satisfaction of needs of citizens, groups and communities. Modern conditions of development of Russian regions determine the need for coordination of regional socio-economic interests with regional development objectives at the Federal level. Implementation of programs for the progressive growth of the economy of regions demands of resource provision and organization of a new method of realization of key production processes. Globalization at the Federal level, regional development is a concept of a new regional policy, able to meet the complex interests of the interconnected regions into a unified development strategy is based on the implementation of the principles of interregional cooperation of sectoral social economic entities. The implementation of spatial integration of the regions on the basis of partnership requires consistency, smooth inhomogeneity of their socio-economic development. A vital resource and a fundamental condition for smoothing the heterogeneity of socioeconomic development of regions is the development, formation and implementation of mechanisms of interaction of a multitude of subjects of the regional economy. Normative base, allowing to organize interdisciplinary collaboration, integration of economic entities disparate regions, is still not sufficiently developed, but its conceptual provisions already now allow to systematize and to unify requirements to the organization of interaction of the major productions within the country. Is the unsolved problem of organization of communications and infrastructure cooperation on the interregional level. In this regard, the development of directions of development of infrastructure of smoothing heterogeneity we share a socioeconomic development, seems to be a key objective of the national strategy, and as a consequence, it should be implemented through well-designed cohesion policy and spatial integration of the regional economy.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы сближения условий развития регионов в национальной экономике»

УДК 332.142.2

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)

Лукинов Виталий Александрович

ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»

Россия, Москва Зав. каф. Экономических теорий Профессор, доктор экономических наук Е-Млі1: onib@mail.ru

Моттаева Анджела Бахауовна

НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий»

Россия, Москва1

Зав. каф. Государственной службы и социальной работы Доцент, доктор экономических наук Е-Млі1: angela-1309.m@yandex.ru

Концептуальные основы сближения условий развития регионов в национальной экономике

Аннотация: В настоящей статье рассмотрены особенности современного

планирования развития субъектов экономики и социума, направленные на удовлетворение потребностей граждан их групп и сообществ.

Современные условия развития российских регионов определяют необходимость согласования региональных социально-экономических интересов с межрегиональными задачами развития на федеральном уровне.

Реализация программ поступательного роста экономики регионов требует ресурсного обеспечения и организации качественно нового способа реализации ключевых производственных процессов.

Глобализация на федеральном уровне управления региональным развитием представляет собой концепцию новой региональной политики, способной удовлетворить комплексные интересы множества взаимосвязанных регионов в единой стратегии развития на основе реализации принципов межрегионального сотрудничества отраслевых и социальных субъектов экономики. Реализация пространственной интеграции регионов на основе партнерских отношений требует согласованности, сглаживания неоднородности их социально-экономического развития.

Важнейшим ресурсом и основополагающим условием сглаживания неоднородности социально-экономического развития регионов представляется разработка, формирования и реализация механизмов взаимодействия множества субъектов региональной экономики.

1 Москва, ул. Александра Солженицына, дом 13, стр. 1 1

Нормативная база, позволяющая организовать межотраслевое взаимодействие на пути интеграции экономических субъектов разрозненных регионов, еще не достаточно проработана, однако ее концептуальные положения уже сейчас позволяют систематизировать и унифицировать требования к организации взаимодействия важнейших производств внутри страны.

Остается нерешенной задача организации коммуникаций и инфраструктуры взаимодействия на межрегиональном уровне.

В связи с этим разработка направлений развития инфраструктурного обеспечения сглаживания неоднородности социально-экономического развития, представляется ключевой задачей национальной стратегии, и как следствие, она должна осуществляться в рамках четко разработанной политики сближения и пространственной интеграции региональной экономики.

Ключевые слова: Региональные программы инновационного развития;

государственное регулирование социально-экономических процессов;

конкурентоспособность; концепция новой региональной политики; поляризованное развитие; межотраслевое взаимодействие; интеграции экономических субъектов.

Идентификационный номер статьи в журнале 115БУЫ214

Современные условия развития российских регионов определяют необходимость согласования региональных социально-экономических интересов с межрегиональными задачами развития на федеральном уровне.

Не подлежит сомнению существующие различия исторических, демографических культурных и, наконец, ресурсных потенциалов регионов. Актуальной задачей развития региональной экономики в рамках новой парадигмы «локомотивов роста» становится решение проблемы формирования единого экономического пространства в России и сглаживание региональной социально-экономической дифференциации. Условием обеспечения позитивного воздействия регионов - «локомотивов роста» на развитие соседних регионов является пространственная интеграция. [24], [21]

Структурные элементы на уровне экономики региона могут видоизменяться и трансформироваться, но базовые условия развития формируются на локальных рынках и зависят от природных, пространственных условий конкретных территорий.

Обеспечение доступности стратегически важных ресурсов для множества хозяйствующих субъектов является одной из приоритетных задач развития экономики регионов. Пространственная интеграция региональной экономики субъектов федерации представляется одним из ключевых способов решения поставленной задачи.

Концептуально развитие регионов представляет собой взаимосвязанные планы развития субъектов экономики и социума направленные на наилучшее удовлетворение потребностей граждан их групп и сообществ.

Реализация программ поступательного роста экономики регионов требует ресурсного обеспечения и организации качественно нового способа реализации ключевых производственных процессов. [11], [22]

Достижение такого рода результата возможно при обеспечении доступности множества базовых ресурсов и результатов труда экономических субъектов единой социально-экономической системы всем участникам отношений, заинтересованным в достижении единой цели развития региональной экономики

В соответствии с этими постулатами современные исследователи отмечают необходимость разработки единой концепции экономического развития для множества регионов. Для этого необходимо, чтобы условия развития во всех регионах были одинаковы или сравнимы, что в свою очередь ведет к реализации концепции сглаживания социальноэкономической неоднородности.

Неоднородность развития регионов основывается на исторических, демографических, демографических и многих других факторах развития региональной экономики. Сближение условий развития может быть достигнуто через сближение экономических и социальных интересов регионов. Такого рода процессы подразумевают интеграцию региональных интересов, что ведет к сближению и частичной интеграции экономических субъектов региона.

Реализация программ сближения региональных интересов экономических субъектов в условиях интеграции регионов может быть достигнуто лишь в условиях развитой системы инфраструктурного обеспечения экономических отношений регионов.

Ключевой составляющей инфраструктурного обеспечения является транспортная инфраструктура и множество ее структурных элементов, темпы и направления развития которых на сегодняшний день определяются каждым регионом в отдельности [12], [23]

Интеграция на межрегиональном уровне представляет собой макроэкономический процесс, реализуемый на принципах глобализации.

Глобализация на федеральном уровне управления региональным развитием представляет собой концепцию новой региональной политики, способной удовлетворить комплексные интересы множества взаимосвязанных регионов в единой стратегии развития на основе реализации принципов межрегионального сотрудничества отраслевых и социальных субъектов экономики. Реализация пространственной интеграции регионов на основе партнерских отношений требует согласованности, сглаживания неоднородности их социально-экономического развития.

Важнейшим ресурсом и основополагающим условием сглаживания неоднородности социально-экономического развития регионов представляется разработка, формирования и реализация механизмов взаимодействия множества субъектов региональной экономики.

Развитие межрегиональных отношений, интеграция условий и границ развития региональной экономики двух и более регионов ведет к синергетическому эффекту, отражающемуся в росте экономических показателей развития федерации в целом. [20], [25]

Увеличение социально-экономической, пространственной, производственной неоднородности регионального развития оказывает сильнейшее воздействие на ключевые характеристики экономической и политической стабильности в обществе, в том числе :

• ослабляет возможности государства по контролю над рыночными отношениями в отраслях и регионах, снижается важность и роль государственных регуляторов для стимулирования развития экономики отдельных регионов;

• не допускает применение мер и реализацию единых мероприятий для всех регионов федерации;

• повышает вероятность проявления воздействия негативных факторов развития в отдельных регионов, что ведет к дестабилизации для федерации в целом.[21], [20]

Условия сокращения пространственной и социально-экономической неоднородности позволяют расширять возможности к развитию экономики регионов, что в свою очередь проявляется в:

• формирует условия для глобализации экономических отношений внутри федерации;

• повышает темпы реализации государственных программ и мероприятий;

• расширяет возможности развития отдельных регионов с системе устойчивых экономических связей.

Современные исследователи, опираясь на зарубежный опыт и собственные заключения выделяют рад причин развития пространственной неоднородности, а следовательно определяют условия пространственной интеграции регионов.

Такие исследователи как, Исляев Р.А., Гранберг А.Г. определяют зависимость отечественной пространственной политики расстановки ключевых производственных сил от программ развития министерств и ведомств СССР, в чьи обязанности входили задачи развития всего комплекса ресурсного потенциала страны, без оценки экономической эффективности реализации подобных проектов. Директивное управление пространственной организацией производственных комплексов безусловно сделало доступным ресурсную базу, но при этом потери и силы на ее развитие до сих пор являются очень серьезными. [15], [25]

Среди ключевых причин Исляев Р.А. дополнительно выделяет: преемственность российской экономикой принципов реализации пространственного распределения производственных сил принципам, утвержденным еще в начале 2000 годов;

• построение новых концепций развития пространственной организации

промышленных комплексов в отрыве от результатов современных теоретических исследований и позитивного зарубежного опыта.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2015 г. определяет, что:

1) усугубление социально - экономической дифференциации регионов связано,

исключительными свойствами и самостоятельного отношения региональных властей к собственным конкурентным преимуществам и недостаткам;

2) увеличение уровней социально-экономической неоднородности в развитии

региональной экономики ведет к сокращению адаптивности государственных регуляторов к условиям развития множества регионов.

3) изменяются условия и принципы построения экономических отношений

множества регионов и субъектов федерации с федеральным центом.

Современный исследователь, чьи работы уже стали классикой теории региональной экономики Гранберг А.Г., определяет две ключевые причины социально-экономической неоднородности регионов: [15]

а) рыночные регуляторы конкуренции в экономических отношениях, разной степенью адаптируемости к рыночным условиям хозяйствования регионов с разной структурой и системой регулирования экономических отношений и разным менталитетом слоев основного населения,

б) снижением роли государственных регуляторов и ослаблением хозяйственных отношением регионов с федеральным центром.

Решению подобных научно-практических проблем посвящены множество современных исследований несмотря на множественный характер достигнутых научных результатов, причины рассматриваемые в их работах схожи с приведенными нами. [13]

Министерством экономического развития с согласовании с комитетами при Правительстве РФ разрабатываю новые направления снижения пространственной организации производственных сил, об этом не раз заявлялось в СМИ, однако до сих пор остаются не раскрыты принципы реализации озвученных программ.

Из общих подходов понятно, что основополагающая концепция стратегии развития регионов РФ заявляет о формировании нового опорного каркаса для формирования точек роста региональной экономики. [20]

Новая структура каркаса пространственной организации производственных сил страны должна реализовывать следующие условия:

• должна обеспечить возможности интеграции отечественной промышленности к входу в открытые отношения с Европой;

• формировать условия для развития локомотивов роста и развитию инновационного потенциала в них;

• обеспечить поступательные темпы развития инфраструктуры, позволяющую обеспечить необходимые темпы и условия интеграции регионов;

• позволить обеспечить реализацию пилотных проектов, ранее не нашедших свое место в экономическом развитии страны.

В экономических исследованиях СССР и на современном этапе развития теории и практики региональной экономики основы территориального развития федерации раскрывались во взаимодействии двух макроэкономических зон Запада и Востока.

Особенностями ранних исследований являлись преемственность западных принципов восточными, а так же доминирование западных регионов над восточными.

Более поздние исследования выделяют доминирующим условием обеспечение развития межрегиональных связей, при этом принципиально новым исследования определяют соотношения Северо - Запад и Северо- Восток, а так же Юго-Запад и Юго-восток, а так же структуризация диагональных отношений в соответствии с концепцией обеспеченности стратегически важными ресурсами развития регионов. [9], [20]

Важным элементом современных концепций является обеспечение возможностей к межрегиональной интеграции через инфраструктурное развитии, а также согласованные программы развития промышленных и сельскохозяйственных областей. [24], [18]

В соответствии с вышесказанным, следует вывод, что экономическая стратегия регионального развития имеет приоритеты в снижении неоднородности регионов РФ. Реализация этого условия должна быть реализована сразу по нескольким направлениям, включающим в себя как экономические (инвестиционные, ресурсные) так и социальные составляющие развития региональной экономики. [23].

Таблица 1

Нормативно - правовая база развития межрегиональной пространственной интеграции

Тип законодательного акта Название Область регулирования

Федеральные законы Закон Российской Федерации «О безопасности» Компетенции и права республик в составе Федерации

О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Система властных структур и принципы их взаимодействия

Тип законодательного акта Название Область регулирования

Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Возможности межрегионального взаимодействия на принципах интеграции.

О защите конкуренции Определяет права и обязанности предприятий по определению дислокации своей деятельности.

Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Определяет принципы использования территорий в контакте с водными ресурсами

Указ президента О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе Формирование границ федеральных округов

Кодекс Г радостроительный кодекс Российской Федерации Определены принципы организации расселения граждан. выделены структурные единицы территорий городов и областей

Лесной кодекс Регламентация использования лесных ресурсов

Постановление правительства РФ О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Определены требования к анализу документации по распределению населения внутри государства

Об утверждении Положения о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров. О компенсационных и стимулирующих мерах государственной поддержки хозяйственной и социальной сфер в районах Российского Севера Специальные законодательные акты, определяющие условия развития специфичных территорий

Составлена по данным : [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [25] [9] [10]

Региональная экономика базируется на законодательных актах, регламентирующих отношения как между регионами так и внутри них, определяя права и возможности в использовании и развитии ресурсной и производственной базах регионов. (ст. 5, 71, 72, 130— 133). [1] Особенности развития отдельных видов ресурсов и способов хозяйствования определяются своими нормативными актами. Систематизируя нормативные акты мы можем создать нормативно - правовую базу условий развития межрегиональной интеграции

основанной на снижении неоднородности социально-экономического развития регионов табл.1.

Наряду с общерегулирующими законодательными актами, издано большое количество нормативных актов, относящихся к отдельным регионам. В таблице 1. приведен общий перечень законодательных актов, который не является конечным, при этом опираясь на выделенные законодательные акты множество хозяйствующих субъектов выстраивают свои отношения в рамках глобализации рыночного пространства.

Нормативная база, позволяющая организовать межотраслевое взаимодействие на пути интеграции экономических субъектов разрозненных регионов, еще не достаточно проработана, однако ее концептуальные положения уже сейчас позволяют систематизировать и унифицировать требования к организации взаимодействия важнейших производств внутри страны. Остается нерешенной задача организации коммуникаций и инфраструктуры взаимодействия на межрегиональном уровне.

В связи с этим разработка направлений развития инфраструктурного обеспечения сглаживания неоднородности социально-экономического развития, представляется ключевой задачей национальной стратегии, и как следствие, она должна осуществляться в рамках четко разработанной политики сближения и пространственной интеграции региональной экономики.

Для российского экономического пространства характерен высокий уровень дифференциации социально-экономического развития регионов, проявляющийся различиями в темпах экономического роста, качестве жизни населения. Дифференциация обусловлена как объективными причинами неравенства (географическим положением, ресурсным потенциалом и т.п.), так и субъективными (эффективностью использования ресурсов, результативностью регионального менеджмента), причём значительные региональные различия препятствуют достижению высоких темпов роста национальной экономики.

В связи с этим важнейшей задачей формирования единого экономического пространства в РФ является преодоление межрегиональной дифференциации, пространственная интеграция регионов, что невозможно без устойчивых межрегиональных взаимосвязей. Проблема пространственной интеграции становится ещё более актуальной в связи с необходимостью реализации новой парадигмы регионального развития, базирующейся на концепции «регионов-локомотивов роста». Развитие «полюсов роста» - это один из принципов пространственного развития экономики, которого придерживаются государства, переживающие социально-экономический подъем. Как правило, такому принципу следуют в начальной стадии подъёма экономики страны, когда формируется инновационная волна, способная достичь своей масштабности за счет концентрации в отдельных «точках роста».

Современный опыт показывает, что наиболее высокие темпы экономического роста в большинстве стран достигались за счёт роста межрегиональных отличий, когда несколько базовых регионов определяли экономическую политику всей страны. Регион может выступить таким локомотивом для менее развитых территорий только при условии интенсивного межрегионального обмена, опосредуемого соответствующей инфраструктурой.

Под пространственной экономической интеграцией регионов авторы предлагают понимать процесс сближения производственных потенциалов нескольких регионов, происходящие на основе интенсификации товарного, ресурсного и информационного обмена, опосредуемого соответствующей инфраструктурой.

Влияние регионов - локомотивов роста на соседние, менее развитые регионы распространяется за счёт расширения рынков сбыта, возможностей использования трудового

потенциала, ресурсного обеспечения, что обеспечивает пространственную интеграцию региональных экономик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно выделить ряд направлений пространственной интеграции:

• организация сбыта продукции конечного потребления промышленных комплексов в соседних регионах с учётом особенностей их предпринимательского климата;

• эффективная организация каналов снабжения региональной экономики ресурсами, находящимися за пределами данного региона;

• использование системы подготовки кадров соседних регионов (концентрация учебных учреждений в регионах часто не соответствует концентрации промышленного производства);

• установление связей между промышленными предприятиями, обусловленных использованием полуфабрикатов, производимых в одном регионе, для производства конечной продукции в другом.

Указанные направления могут быть реализованы только на основе соответствующего инфраструктурного обеспечения межрегионального обмена.

Пространственная интеграция регионов предполагает максимально интенсивное взаимодействие хозяйствующих субъектов двух и более регионов по всем возможным каналам коммуникации. Под каналами коммуникации понимаются ключевые способы распределения межрегиональных потоков информации, финансовых и товарно-материальных ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Закон Российской Федерации О безопасности от 5 марта 1992 г. № 2446-1(в ред. Закона РФ от 25.12.1992 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288, Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ,от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 26.06.2008 № 103-ФЗ).

3. Федеральный закон от 24.06.1999 N 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

4. Федеральный закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

5. Федеральный закон 7 ноября 1999 года "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации".

6. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ О

защите конкуренции Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О

полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" (с изменениями от 21 июня, 9 сентября 2000 г., 30 января 2001 г., 6 апреля, 5 октября 2004 г., 21 марта 2005 г., 11 апреля 2008 г., 30 апреля 2009 г.,

12, 19 января, 7 сентября 2010 г.).

7. Градостроительный кодекс Российской Федерации (от 7 мая 1998 г.). Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ. Вступил в силу: 10 января 2005 г. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 363 г. Москва "Об утверждении Положения о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров"

9. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 8 января 1998 г., 27 декабря 2000 г., 6 августа 2001 г.

10. Архипов А.Ю. Экономическая модернизация России: макроэкономическая динамика и региональное развитие. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2006.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Грицай О.В., Иоффе Г.В., Трейвиш А.И. Центр и периферия в региональном развитии. - М.: Наука, 2002. - 359 с.

Грызунова Н.В. Экономическая стабильность и экологическая безопасность региона. Проблемы обеспечения экономического роста. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004

Гусаков М.А. Модели инвестирования в инновационное развитие регионов. -М.: РГБ, 2007

Горький И.Г. Социально-политические факторы формирования инвестиционного климата в современной России. - Саратов: Науч. кн., 2006

Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. - М.: РГБ, 2007.

Заборовская О.В. Управление человеческим капиталом региональной экономики в условиях интенсификации взаимодействий с внешней средой //Журнал правовых и экономических исследований. № 4, 2013 г.

Заборовская О.В. Условия формирования, развития и восстановления человеческого капитала в регионах России: современные тенденции // Мир экономики и права. Федеральный научно-теоретический журнал, № 1-2, 2013

Измайлова С.А. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве. Бизнес и политика в России: внешние факторы развития // Материалы IX Межрегиональная научная конференция Института бизнеса и политики, МИБП, 2009.

Ищенко Е.Г. Россия в мировом инвестиционном процессе // Росс. акад. госуд. службы при Президенте РФ. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 335 с

Моттаева А.Б. Методология пространственного распределения предпринимательских структур региона на основе развития транспортной инфраструктуры. Автореф. на соиск. уч. степени д.э.н. 2012 - 42 стр.

Моттаева А.Б. Региональная практика стимулирования инвестиционной активности и инноваций. Журнал Мир экономики и права- 2012. - №3.

Моттаева А.Б. Моттаева Ас.Б. Современные тенденции развития туристических кластеров. монография / Моттаева А.Б., Моттаева Ас.Б; Институт бизнеса и политики.- М.: Изд-во Институт бизнеса и политики, 2013. - 164 с.

Моттаева А.Б. Роль инновационной деятельности в развитии современных предприятий России. Интернет-журнал «Науковедение», 2013 №1 (6)

[Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2013 -Идентификационный номер статьи в журнале: 97Е"У№13. - Режим доступа:

http://naukovedenie.rU/sbornik6/4.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

Моттаева А.Б. Базовые теоретические подходы к определению предпринимательства и предпринимательской сферы / Журнал Нефть, газ и бизнес Издательство: Нефть и бизнес (Москва) №5 2011г.

Родионов Д.Г., И.А. Рудская, А.А. Горовой. Управление региональными социально-экономическими системами в условиях инновационных процессов постиндустриального общества / Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика: сборник научных трудов 14-й Международной научнопрактической конференции. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013, с. 81-91.

26. Родионов Д.Г. Эффективность функционирования технопарков и бизнес-инкубаторов. Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ 2013). Том 1 с. 332-335.

27. http://archive.minregion.ru/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=136&PageID Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

28. Rbc.ru.

29. http://www.vedomosti.ru/newsline.

Рецензент: Мохов А.И., д.т.н., проф., Зав. Математики и прикладной информатики, Институт государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ), г. Москва, Россия.

Vitaly Lukinov

Moscow state construction University of Citi Engineering (MGSU)

Moscow, Russia E-Mail: onib@mail.ru

Angela Mottaeva

Institute of Public Administration, Law and innovative technologies

Russia, Moscow E-Mail: angela-1309.m@yandex.ru

The conceptual basis for the rapprochement conditions for development of regions in the national economy

Abstract: In this article the peculiarities of modern planning of development of subjects of the economy and society, aimed at satisfaction of needs of citizens, groups and communities.

Modern conditions of development of Russian regions determine the need for coordination of regional socio-economic interests with regional development objectives at the Federal level.

Implementation of programs for the progressive growth of the economy of regions demands of resource provision and organization of a new method of realization of key production processes.

Globalization at the Federal level, regional development is a concept of a new regional policy, able to meet the complex interests of the interconnected regions into a unified development strategy is based on the implementation of the principles of interregional cooperation of sectoral social economic entities. The implementation of spatial integration of the regions on the basis of partnership requires consistency, smooth inhomogeneity of their socio-economic development.

A vital resource and a fundamental condition for smoothing the heterogeneity of socioeconomic development of regions is the development, formation and implementation of mechanisms of interaction of a multitude of subjects of the regional economy.

Normative base, allowing to organize interdisciplinary collaboration, integration of economic entities disparate regions, is still not sufficiently developed, but its conceptual provisions already now allow to systematize and to unify requirements to the organization of interaction of the major productions within the country.

Is the unsolved problem of organization of communications and infrastructure cooperation on the interregional level.

In this regard, the development of directions of development of infrastructure of smoothing heterogeneity we share a socioeconomic development, seems to be a key objective of the national strategy, and as a consequence, it should be implemented through well-designed cohesion policy and spatial integration of the regional economy.

Keywords: Regional programs of innovation development, state regulation of socioeconomic processes, competitiveness, the concept of a new regional policy, polarized development, intersectoral cooperation, integration of economic entities.

Identification number of article 115EVN214

REFERENCES

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted at the referendum 12.12.1993).

2. The law of the Russian Federation On security, on March 5, 1992 № 2446-1(in red. of the Law of the Russian Federation from 25.12.1992 # 4235-1, of the decree of the President of the Russian Federation from 24.12.1993 № 2288, of Federal law of 25.07.2002 № 116-FZ from 07.03.2005 № 15-FZ, 2006 № 128-FZ,dated 02.03.2007 № 24-FZ, from 26.06.2008 103-FZ).

3. Federal law of 24.06.1999 N 119-FZ "On principles and procedure of delimitation of jurisdictional subjects and powers between bodies of state authority of the Russian Federation and bodies of state power of subjects of the Russian Federation" has lost its force in connection with adoption of the Federal law of July 4, 2003 N 95-FZ "About modification and additions in the Federal law "On General principles of organization of legislative (representative) and Executive state authorities of constituent entities of the Russian Federation"

4. The Federal law of July 4, 2003 N 95-FZ "About modification and additions in the Federal law "On General principles of organization of legislative (representative) and Executive state authorities of constituent entities of the Russian Federation"

5. Federal law of November 7, 1999 "On General principles of organization and activity of associations of economic interaction of subjects of the Russian Federation".

6. Federal law of the Russian Federation of July 26 2006 № 135 -FZ On protection of competition, the presidential Decree of 13 may 2000 N 849 "On a Plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in Federal district" (with amendments of June 21, 9 September 2000, 30 January 2001, April 6, 5 October 2004, March 21, 2005, 11 April 2008, 30 April 2009, 12, 19 January, 7 September 2010).

7. City-planning code of the Russian Federation (7 may 1998). City-planning code of the Russian Federation of December 29, 2004 N 190-FZ. Entered into force: January 10,

2005, the Federal law of Russian Federation dated July 24, 2007 N 215-FZ "On amendments to the town planning code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation".

8. Resolution of the Government of the Russian Federation dated June 9, 2005 N 363 Moscow "On approval of Provisions on monitoring the export and (or) import certain kinds of goods"

9. The law of RF dated February 19, 1993, N 4520-1 On state guarantees and compensations for persons working and residing in the Extreme North and equated regions" (with amendments as of 2 June 1993, 8 January 1998, December 27, 2000, 6 August 2001

10. Arkhipov A. Economic modernization of Russia: macroeconomic dynamics and regional development. - Rostov-on-don: Publishing house of the Rostov University,

2006.

11. Gritsay O.V., Ioffe GV, A. I. Treyvish the centre and the periphery in regional development. - M: Nauka, 2002. 359 S.

12. Gryzunova NV Economic stability and ecological security of the region. The problem of ensuring economic growth. - Orenburg: RICK SEI OSU, 2004

13. Gusakov M.A. Model of investing in innovative development of the regions. - M: RSL, 2007

14. Bitter I.G. Socio-political factors of formation of the investment climate in Russia. -Saratov: Nauch. kN., 2006

15. A.G. Granberg Regional development: the experience of Russia and the European Union. - M: RSL, 2007.

16. Zaborovskaya O.V. Management of human capital of the regional economy in the conditions of intensification of interaction with external medium //Journal of legal and economic studies. # 4, 2013

17. Zaborovskaya O.V. conditions of formation, development and restoration of human capital in Russia: modern tendency // World economy and law. Federal scientific-theoretical journal, № 1-2, 2013

18. Izmailova S.A. State regulation of investment activity in agriculture. Business and politics in Russia: external factors of development // proceedings of IX international scientific conference of Institute of business and politics, mibp, 2009.

19. Ishchenko EVGENIY Russia in the world investment process // Ross. Acad. Gosud. service under the RF President. - M: Publishing house of rcsa, 2006. - 335

20. Mottaeva A.B. Methodology of spatial distribution of entrepreneurial structures of the region on the basis of the development of transport infrastructure. Avtoref. on соиск. academic degree doctor of Economics, 2012 - 42 page

21. Mottaeva A.B.. Regional practice of stimulation of investment activity and innovation. Journal of World economy and law - 2012. - №3.

22. Mottaeva A.B. Mottaeva As.B. Modern trends in the development of tourism clusters. monograph / Моттаева A.B., Моттаева Ас.Б; Institute of business and politics.- M: Publishing house of Institute of business and politics, 2013. - 164 C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Mottaeva A.B. Роль innovation in the development of the modern enterprises in Russia. Internet journal «science of Science», 2013 №1 (6) [Electronic resource]-M: sociology of Science, 2013-the Identification number of the article in the journal97EVN613. - Mode of access: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf free. -Загл. from the screen. - Jaz. Rus., eng

24. Mottaeva A.B. Basic theoretical approaches to the definition of entrepreneurship and business sphere, Journal of Oil, gas and business Publishing house: Oil and business(Moscow),№5,2011.

25. Rodionov became popular, I.A. Rudskoy, A.A. Gorovoy Management regional socioeconomic systems in conditions of innovative processes of post-industrial society / Financial problems the Russian Federation and ways of their solution: theory and practice: proceedings of 14-th International scientific-practical conference. - SPb.: Izd Politechn. University, 2013, S. 81-91.

26. Rodionov became popular efficient functioning of industrial parks and business incubators. Innovative economy and industrial policy of the region (ECOPROM 2013). Volume 1 C. 332-335.

27. http://archive.minregion.ru/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=136&PageID The concept of socio-economic development of regions of the Russian Federation.

28. www.Rbc.ru.

29. http://www.vedomosti.ru/newsline.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.