М.М. Пухова Н.А. Миловидова А.А. Смирнова
Marina Puhova Natalia Milovidova Anna Smirnova
УДК 001.895:346.26(045)
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Аннотация. В данной статье авторами рассмотрен опыт поддержки инновационного предпринимательства в Японии и США и проанализирована система управления инновационным предпринимательством в России на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. Также на базе зарубежного опыта даны рекомендации по поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации.
Ключевые слова: системное управление, национальная инновационная система (НИС), НИС Японии, НИС США, инновационное предпринимательство в РФ.
THE ROLE OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA
Annotation. In the article, the authors consider the experience of innovative business support in Japan and the United States and analyze the system of management of innovative enterprise in Russia at all levels: federal, regional and municipal. Also, on the basis of international experience, recommendations were made to support innovation in the Russian Federation. Keywords: system management, national innovation system (NIS), Japan NIS, USA NIS, innovative entrepreneurship in the Russian Federation.
Системное управление - это подход, эффективно используемый на сегодняшний день в своей деятельности большинством предприятий и предпринимателей. Суть данного подхода состоит в том, что существует определенная система, лежащая в основе всех процессов и механизмов в компании (более подробно см. рис.). Иными словами, системный подход в управлении позволяет соединить все элементы системы, благодаря чему они станут взаимодействовать между собой наиболее эффективно.
Рис. Структура элементов системы управления организацией
© Пухова М.М., Миловидова Н.А., Смирнова А.А., 2014
Любая компания является сложным объектом по своей структуре, и для каждой компании существует индивидуально разработанная система управления. Поэтому руководителю любой организации важно выработать особую систему управления своей фирмой, учитывая при этом все возможные внутренние и внешние факторы.
Приоритетами в национальной инновационной системе (НИС) Японии являются: новейшие системы производства, связь и информационные технологии, наноматериалы и нанотехнологии, технологии сохранения экологически благоприятной среды. В 10 крупнейших городах Японии в любой префектуре можно найти региональные центры поддержки предпринимательства. Подобные центры зависят от потребностей соответствующих префектур. Реализуя программы поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), эти центры оказывают консалтинговые услуги предпринимателям и предоставляют поддержку в областях финансирования, технологий, оборудования и др. Также стоит отметить, что «Закон о поддержке творческой активности в МСП» и «Закон о поддержке инновационной деятельности в МСП» произвели новейшие методы поддержки инновационных МСП, к примеру, возникли «Партнерства венчурного инвестирования», инвестирующие в местные венчурные МСП. Система льготного налогообложения на привлечение специалистов, изготовление опытных образцов и приобретение оборудования является еще одним крайне важным методом поддержки венчурных и инновационных предприятий.
Также интересен опыт поддержки инновационного предпринимательства в США, где немаловажную роль играют программы федеральных министерств и ведомств, ориентированных непосредственно на оказание помощи малому и среднему бизнесу. Примером может послужить программа Small Business Investment Company, обеспечивающая малый бизнес МСП капиталом в период их старта, а также программа Service Corps of Retired Executives, которая бесплатно консультирует молодых предпринимателей почти по всем вопросам, касающихся открытию нового бизнеса. Интерес вызывает также то, что помимо федерального правительства, финансовые средства на исследования в области инноваций предоставляют и отдельные американские штаты, и венчурные фонды.
Особое внимание следует обратить на систему управления инновационным предпринимательством в России. В Российской Федерации поддержка инновационного предпринимательства происходит на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
Так, задачами Министерства экономического развития в инновационной сфере являются [3]: стимулирование инновационной деятельности действующих предприятий, по средствам совершенствования действующего законодательства по поддержке инновационной, инвестиционной и производственной деятельности; реализации инновационных и инвестиционных проектов, внесенных в перечень инновационных и инвестиционных проектов; создания венчурного фонда для финансирования инновационных проектов; информационных и имиджевых мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности; создания технопарков в сфере высоких технологий; сохранения налоговых льгот управляющим организациям технопарков, а также резидентам технопарков;
- стимулирование инновационной активности, направленное на содействие созданию новых инновационных компаний; повышение спроса на инновационную продукцию; поддержку инновационной направленности сектора науки и образования.
Тем не менее, для более успешного функционирования инновационного предпринимательства в системе поддержки инновационной предпринимательской деятельности на федеральном уровне стоит провести ряд мероприятий. Во-первых, создать государственную организацию, реализующую государственную политику в области поддержки инновационных предприятий на федеральном уровне [1]. Возникновение подобной организации даст толчок к возникновению единого центра, который будет не только реализовывать политику государства в области инновационного предпринимательства, но и контролировать ее проведение. Во-вторых, необходимо создание федеральных программ для
усиления роли инновационных предприятий в разработках и исследованиях, финансируемых государством [2]. Это послужит стимулом для сотрудничества предприятий с бесприбыльными исследовательскими структурами и для безвозмездного консультирования по различным вопросам начинающих и практикующих предпринимателей. В-третьих, необходимо внесение изменений в налоговую и бюджетную системы. Они сформируют у местной власти желание активно поддерживать инновационные предприятия. В-четвертых, важно создать государственную организацию, предоставляющую широкий спектр услуг по развитию инновационной предпринимательской деятельности в префектурах и муниципалитетах. Целью создания организации станет увеличение количества инновационных предприятий.
Успех инновационной деятельности зависит от степени интеграции производства, образования и науки и проходит через следующие этапы: предварительный отбор самых перспективных идей; поиск инвесторов; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и разработка нового продукта, услуги; производство продукта, услуги; продвижение новых продуктов, услуг на рынки; проверка конкурентоспособности продукта; защита авторских прав. Реализация любого инновационного проекта связана с большой долей риска, поэтому немалую роль играет особым образом построенная государственная техническая политика, которая выражена в системе мер правового регулирования и создании стимулов для научно-технической активности. Однако система государственного финансирования инновационной деятельности имеет ряд недостатков, связанных с большой пассивностью всех процессов, которая обусловлена тем, что слишком много организаций было вовлечено в реализацию проектов инновационного характера.
Венчурное (рисковое) финансирование проектов малых инновационных предприятий является самой распространенной формой укрепления инновационной деятельности. Суть венчурной деятельности проявляется в риске привлечения частного капитала к сотрудничеству с предпринимателями, обладающими интеллектуальным и организационным потенциалом, дабы получить в будущем прибыль от реализации инновационных идей. Например, Концепция развития России-2020 излагает стратегию, согласно которой страна должна в достаточно короткий период времени выйти на стандарты благосостояния ведущих стран, что возможно сделать через лидерство в сфере инноваций и эффективность национальной экономики.
В России на современном этапе необходимо широкое распространение территориальных и региональных научно-производственных систем, поддерживающих инновационную деятельность через инкубаторы, инновационные технологические центры и научные парки. Среди них стоит отдельно выделить технопарки, поддерживающие малое предпринимательство, которое использует в своей деятельности инновационные технологии, и ориентирующиеся на ускоренное олицетворение результатов научных исследований в новую технику, технологии и материалы.
Одной из главных проблем освоения и разработки прогрессивных технологий в сфере малого предпринимательства является то, что оно не располагает для этого необходимой лабораторно-исследовательской базой и квалифицированным персоналом. Разработки проводятся в научно-исследовательских и проектных технологических бюро и институтах. Тем не менее, расходы на их приобретение в отдельном предприятии могут оказаться огромными, тогда как в равносильных технологиях нуждаются множество малых производств, а посредниками в их передаче могут стать инновационные формы-технопарки. В какой-то мере и малые предприятия могут осуществлять инвестиционную поддержку вузовским разработкам и исследованиям, направленным на производство новых технологий и имеющим обширную сферу применения.
Целесообразным также является участие региональных властей в решении вышеуказанной проблемы. Выделяемые науке бюджетные финансовые ресурсы следует в первую очередь направлять на разработку технологий инновационного типа, которые могут быть задействованы в производстве.
Результаты данных НИОКР могут на конкурсной основе передаваться малым предприятиям при условии принятия ими обязательств по их внедрению. На начальном этапе объектом первостепенной важности государственной поддержки должны стать разработки, близкие к завершению и на деле применимые в производстве. Сравнительно меньше риски венчурного финансирования, которые связаны с вложениями в инновационную деятельность малых предприятий, а это, в свою очередь, является значимым фактором в условиях экономического кризиса.
В современной экономической науке пока не существует полного теоретического объяснения созданию экономических механизмов развития муниципальных образований в рамках перехода к экономике на базе знаний. Сложившиеся механизмы управления муниципальными образованиями не способствуют эффективному использованию и распределению местных бюджетов. Недостаток собственных денежных средств и инвестиционных ресурсов, особенно в инновационной сфере, ограничивает развитие предпринимательского сектора, и муниципальные образования не способны обеспечить финансами даже старт проектов. Однако в российском законодательстве имеются некоторые механизмы, которые могут быть частично рекомендованы муниципальным образованиям. Так, в Налоговом Кодексе РФ прописан финансовый механизм фонда технологического развития, согласно которому, предприятия, хозяйствующие на территории муниципального образования, могут отчислять до 1,5 % налогооблагаемой базы в местный фонд технологического развития и переносить перечисленную сумму на себестоимость продукции (услуг). Такие фонды создаются органами местной власти и коммерческими структурами.
Достичь успешного функционирования инновационного предпринимательства на муниципальном уровне возможно следующими путями. Во-первых, сформировать центры трансферта технологий, оказывающих услуги по патентованию и поиску инвесторов, охране прав на интеллектуальную собственность. Во-вторых, создать центры по предоставлению бесплатных консультаций для начинающих предпринимателей опытными бизнесменами, вышедшими на пенсию. В-третьих, создать центры, осуществляющие технологию «коллективного пользования» высокоспецифичным оборудованием. Деятельность таких центров пойдет на пользу работе малых инновационных предприятий за счет снижения затрат на специфическое оборудование, что даст возможность направить освободившиеся денежные средства на развитие инновационных предприятий.
В заключение стоит внести предложения по улучшению системы поддержки инновационной предпринимательской деятельности в Российской Федерации:
- принятие Федерального закона, прямо регулирующего инновационную деятельность, а также закрепляющего первоочередные положения в этой области отношений;
- принятие Федерального закона, определяющего основные направления, принципы и формы поддержки инновационной деятельности;
принятие Федерального закона, регулирующего передачу объектов интеллектуальной собственности, полученных за счет бюджетных средств;
принятие Федерального закона о государственных гарантиях инновационной деятельности;
совершенствование системы правового регулирования деятельности венчурных фондов и венчурных бирж.
Создание соответствующей правовой основы даст новый импульс развитию инновационной сферы, так как от правового регулирования, от его эффективности, зависят национальные исследования и их коммерциализация. Исследования и коммерциализация результатов НИОКР дадут толчок развитию национальной экономики, обеспечат ей конкурентоспособность на международной арене. Зарубежный опыт доказывает, что эффективное законодательство является одним из лучших условий успешного развития инновационной сферы.
Библиографический список
1. Бугаян И.Р., Каймачникова Н.В. Инновационное предпринимательство в Росси // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2010. - № 2. - С. 27.
2. Бутова Т.В., Кокаев З.А. Роль инноваций в устойчивом развитии экономики Российской Федерации // Вестник Академии. - 2013. - № 2. - С. 27-32.
3. Ярославская Е.А., Якубов Б.А. Инновационное предпринимательство в единстве трех основных компонентов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 276.