а при функционировании дочерней структуры ТНК на российском рынке налоги уплачиваются в стране-источнике их образования. В целях минимизации налогов для ТНК, имеющей развитую сеть дочерних компаний, целесообразно использовать такой механизм, как создание субхолдинговой компании.
Эффективным механизмом адаптации ТНК к российским условиям хозяйствования является создание и развитие системы мобилизации денежных ресурсов. Она предполагает развитие взаимозачетов в ТНК, создание централизованного денежного фонда в материнской компании, а также реализацию инструментов краткосрочных заимствований. В рамках данной системы действенным инструментом адаптации ТНК является развитие внутрифирменного кредитования. При этом внутрикорпоративные займы могут предоставлять родительские компании или дочерние структуры друг другу. Этот инструмент построен на использовании разного уровня процентных ставок на финансовых рынках разных стран. Материнские компании могут предоставлять дочерней компании отсрочку платежей по товарным поставкам или, наоборот, ускорять оплату продукции. В этом случае дочерняя компания на определенный срок получает возможность пользоваться средствами материнской или родственной компании, что равнозначно предоставлению краткосрочного товарного кредита.
Не менее важным инструментом адаптации ТНК к российским условиям является стратегия хеджировании, для разработки которой корпорация прогнозирует уровень риска, связанного с каждой валютой из числа тех, в которой она ведет расчеты по своим операциям. Для минимизации валютного риска могут быть использованы фьючерсные валютные контракты и валютные опционы.
Для повышения своей адаптивной способности многие ТНК пользуются международной системой передачи электронных платежных документов SWIFT. Данная всемирная межбанковская телекоммуникационная сеть объединяет более 7 000 банков и брокерских фирм и использует стандартизированные форматы международных сообщений. SWIFT позволяет осуществлять все виды платежей, а также сделки с иностранной валютой. Посредством данной системы ТНК, осуществляющие деятельность в России, могут использовать приемлемые схемы управления расчетами.
Для адаптации ТНК целесообразно более активно использовать возможность перераспределять сырье, оборудование, материалы между дочерними фирмами и тем самым снижать затраты. Необходимые для одной дочерней структуры ресурсы могут быть восполнены за счет другой. Взаимные поставки сырья, материалов и оборудования в данном случае выступают весьма действенными экономическими инструментами адаптации.
Практически все ТНК, работающие в России, применяют аутсорсинг как один из адаптационных инструментов. Аутсорсинг позволяет сконцентрироваться на основном бизнесе. Достаточно высокий уро-
вень услуг, которые оказываются в сфере аутсорсинга, позволяет говорить о перспективах развития данного направления адаптации.
В качестве заключения сделаем ряд обобщающих выводов.
Среди факторов, определяющих объективную необходимость адаптации транснациональных корпораций к российским условиям хозяйствования, первостепенное значение имеет состояние экономики России в посткризисный период, а также система мер экономического и институционального характера по модернизации промышленного производства.
В условиях динамичного изменения внешней воздействующей среды зарубежные транснациональные корпорации вынуждены использовать различного рода механизмы адаптации. Прежде всего, ТНК стремятся максимально использовать внутрикорпоративные возможности для адаптации. Среди обширного набора инструментов здесь широко используется взаимное кредитование между дочерними структурами, взаимные поставки сырья, материалов, оборудования, создание фонда свободных денежных средств, а также хеджирование.
К внешнему инструментарию адаптации ТНК к российским условиям хозяйствования относятся фьючерсные валютные контракты и опционы, а также использование платежной системы SWIFT. Они позволяют максимально учитывать особенности налогообложения предприятия и иные условия современной институциональной среды.
Очевидно, что выбор того или иного набора инструментов адаптации определяется особенностями деятельности ТНК и отраслевого регулирования. Кроме того, существенную роль играет региональный аспект в связи с особенностями законодательства, регламентирующего различные вопросы организации деятельности зарубежных транснациональных корпораций.
Эффективность деятельности зарубежных ТНК в современных российских условиях во многом определяется способностью корректировки стратегии устойчивого развития корпорации и адаптации механизма управления корпорацией к условиям модернизации экономики России.
Литература:
1. Пашин С.Т. Функционирование транснациональных корпораций. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2GG2.
2. Кныш М.И. Стратегическое управление корпорациями. -СПб.: КультИнформПресс, 2GG4.
3. Романова Е. Роль прямых инвестиций ТНК в формировании современной экономики // Маркетинг, 2GG5, № 1.
4. Михаэль Хармс. Современные российско-германские экономические отношения: тенденции и перспективы // Вестник федерального государственного учреждения Государственная регистрационная палата, 2G1G. № 5.
РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ПОВЫШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Швандар К.В., к.э.н., докторант кафедры «Мировая экономика» экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
В статье рассматривается современные подходы к определению роли, которую играет состояние национальной инфраструктуры в повышении международной конкурентоспособности экономики и ее количественной оценке.
Ключевые слова: международная конкурентоспособность, инфраструктура, международные рейтинги.
THE ROLE OF INFRASTRUCTURE IN ENHANCING THE INTERNATIONAL COMPETITIVENESS OF NATIONAL ECONOMY
Shvandar K., Ph.D., Degree of the World Economy chair, Faculty of the Economics, Moscow State University
The article discusses contemporary approaches to the definition of the role played by the state of the national infrastructure to improve the international competitiveness of the economy and its quantification.
Keywords: international competitiveness, infrastructure, international ratings.
Современное развитие мировой экономики и особенно происходящие процессы глобализации мирового хозяйства, усилившаяся взаимозависимость экономик, формирование глобальных товарных и финансовых рынков привели к обострению важности про-
блемы повышения конкурентоспособности национальными экономиками. Вопросы национальной конкурентоспособности по степени актуальности выходят на первые места среди вопросов национальной значимости, поскольку тесно связаны с достижением динамич-
ного экономического развития страны и повышения уровня жизни ее населения.
Проблема определения уровня конкурентоспособности национальной экономики особенно обострилась после того, как мировой финансовый и экономический кризис внес фундаментальные изменения, как в динамику развития мировой экономики, так и в экономическое развитие огромного числа стран, в том числе относимых к крупнейшим экономикам, воздействующим в свою очередь на развитие мировой экономики. Произошедшие изменения соответственно оказали заметное влияние на уровень конкурентоспособности многих стран мира, в результате чего в составляемых рейтингах по этому показателю произошли существенные сдвиги. Помимо этого, мировой финансовый и экономический кризис привел к заметным корректировкам методик расчета показателя конкурентоспособности, которые, как оказалось, не учитывали факторы, воздействующие в значительной степени на способность национальной экономики производить конкурентные на мировом рынке товары и услуги, одновременно повышая уровень благосостояния своих граждан. Некоторые изменения, учитывающие указанные трансформации, уже были включены в опубликованные исследования в последовавшие за началом кризиса годы, однако следует ожидать, что в дальнейшем эти методики подвергнутся гораздо более значительным трансформациям.
Следует заметить, что в настоящее время важные для большинства стран мира проблемы изучения того, какие экономики займут вершины рейтинга конкурентоспособности в будущем и какие пути повышения конкурентоспособности для отдельной экономики будут наиболее эффективными, решаются в меняющихся условиях функционирования всей мировой экономики. Таким образом, каждая страна, в ситуации, когда нет единого мнения о том, по какому пути пойдет будущее мировое развитие после окончания финансового и экономического кризиса должна выработать стратегию повышения национальной конкурентоспособности в этом неопределенном будущем. Отложить решение этого вопроса на посткризис-ное время, когда проявятся основные тенденции в дальнейшем развитии мировой экономики невозможно, поскольку проблема повышения конкурентоспособности самым тесным образом связана с решением самых важных вопросов для развития любой страны -устойчивым экономическим и социальным развитием, достижением высокого уровня жизни населения.
Несмотря на то, что исследование вопросов международной конкуренции имеет длительную историю, интерес к этой проблеме обострился именно в последнее время, поскольку большинство экономик мира оказалось вовлечено в острую конкурентную борьбу. В настоящее время вопросами конкурентоспособности занимаются известнейшие экономисты и крупнейшие международные институты, которым помогают национальные институты более чем 100 стран мира.
Например, широко известный Всемирный экономический форум (ВЭФ) публикует свои исследования международной конкурентоспособности уже более 25 лет и в настоящее время его рейтинг включает более 130 стран, представляющих около 97% мирового ВВП. Конкурентоспособность ВЭФ определяет следующим образом «Конкурентоспособность - это набор институтов, политики и факторов определяющих уровень производительности стра-ны»1. Таким образом, современное понимание конкурентоспособности включает широкий набор факторов и оценивающих их показателей, которые охватывают большинство сфер национальной экономики - от макроэкономических показателей, таких как инфляция или внешний долг, до защиты прав акционеров, состояния автомобильных и железных дорог или национальной системы здравоохранения и образования и пр.
Рассмотрим, как формируется количественное определение международной конкурентоспособности страны при составлении международного рейтинга экономик, и каково значение в этом расчете инфраструктурного фактора.
При создании количественной оценки конкурентоспособности ВЭФ выделяет две стороны этого понятия: способность экономики достигать постоянного экономического роста в среднесроч-
ный и долгосрочный период, которая базируется на понимании экономистами детерминант комплексного процесса экономического роста и развития, а также развитие специфических для компаний факторов, способствующих повышению эффективности и производительности на микроуровне. Именно такой подход к понятию конкурентоспособности определил формирование сводного индекса глобальной конкурентоспособности на основе которого составляется рейтинг экономик по уровню их международной конкурентоспособности.
Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) - это относительно новый индекс, который ВЭФ разработал и начал публиковать лишь в 2005 году. Он основан на комплексе из 12 факторов, которые достаточно полно охватывают природу детерминант производительности наций в современном понимании и включают более 200 показателей. К основополагающим факторам конкурентоспособности относятся: Институты, Инфраструктура, Макроэкономическая стабильность, Базовый человеческий капитал, Развитый человеческий капитал, Эффективность рынка труда, Размер рынка, Эффективность товарного рынка, Технологическая готовность, Эффективность финансового рынка, Уровень развития бизнеса и Инноваций.
Все эти факторы сгруппированы в три субиндекса (Базовые требования, Развитие эффективности, Инновации) в соответствии со стадией развития страны, в зависимости от которой изменяется вес каждого из субидексов при сведении их в единый индекс конкурентоспособности. Факторы конкурентоспособности группируются следующим образом: показатели, которые считают более важными для стадии развития конкурентных преимуществ экономики страны на основе факторов производства, включают институты, инфраструктуру, базовый человеческий капитал, и макроэкономическую стабильность. Состав факторов, которые наиболее важны для стадии развития за счет эффективности включает эффективность рынка товаров, эффективность рынка труда, эффективность финансового рынка, продвинутый человеческий капитал, технологическую готовность и открытость рынка, его размер. Наконец, формируя важнейшие факторы для стадии инновационного развития, которую ВЭФ назвал факторами инноваций и усовершенствования, эксперты включают такие характеристики как уровень развития бизнеса и инновации.
Таким образом, чтобы достичь высокой конкурентоспособности среди стран, использующих факторы производства, экономика должна улучшать качество институтов, развивать инфраструктуру, добиваться улучшения состояния базового человеческого капитала и макроэкономической стабильности. К странам на этой стадии относится большинство стран мира, в том числе Вьетнам, Египет, Индия, Индонезия Киргизская Республика, Республика Молдова, Монголия, Таджикистан, Филиппины и почти все африканские стра-ны2.
Каждый фактор имеет различное число показателей. Так в настоящее время фактор Размер рынка оценивается по двум показателям, фактор Макроэкономическая стабильность - по пяти, фактор Институты - по набольшему количеству показателей - по девятнадцати показателям, Инфраструктура - по девяти и т.д.
Для удобства расчета по некоторым факторам показатели объединены в группы, вес которых в составе фактора может различаться. Например, фактор «Институты» включает в себя две группы показателей, характеризующих государственные и частные институты, при этом вес государственных институтов значительно выше - 75%, частных - всего 25%. В других факторах, таких как «Инфраструктура» вес групп равноценный - состояние общей инфраструктуры и состояние отдельных видов инфраструктуры при сведении в общий индекс имеют одинаковый вес (см. таблицу 1)
Состояние инфраструктуры является одним из важнейших детерминант конкурентоспособности. В течение длительного времени инвестиции в состояние инфраструктуры определяются как необходимый компонент экономического роста. Это вызвано тем, что нормальную деятельность частных фирм может значительно сдерживать неразвитость транспортных сетей, затруднения со связью или передачей информации, сбои в электроснабжении. Подобные
1 The Global Competitiveness Report 2GG8-2GG9. World Economic Forum 2GG8 (с 3)
2 Бангладеш, Бенин, Боливия, Буркина-Фасо, Бурунди, Вьетнам, Гайана, Гамбия, Гана, Гондурас, Египет, Замбия, Зимбабве, Индия, Индонезия, Камбоджа, Камерун, Кения, Киргизская Республика, Кот Дивуар, Лесото, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Молдова, Монголия, Непал, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Парагвай, Сенегал, Сирия, Таджикистан, Танзания, Тимор-Лесте, Уганда, Филиппины, Чад, Шри-Ланка, Эфиопия
Таблица 1
2.Частные институты 25%
Инфраструктура 1 .Общая инфраструктура 50%
2.Отдельные виды инфраструктуры 50%
Здоровье и базовое образование 1 .Здоровье 50%
2.Начальное образование. 50%
Высшее образование и переподготовка 1 .Количественные показатели 33%
2.Качество образования 33%
3.Тренинги 33%
Эффективность товарного рынка 1 .Конкуренция 67%
2.Качество условий спроса 33%
Эффективность рынка труда 1 .Г ибкость 50%
2. Эффективность использования талантов 50%
Развитие финансового рынка 1 .Эффективность 50%
2.Надежность и доверие 50%
Размер рынка 1 .Размер внутреннего рынка. 75%
2.Размер внешнего рынка 25%
Уровень развития бизнеса 1 .Кластеры и поддерживающие отрасли 50%
2.Деятельность фирм и их стратегии 50%
Макроэкономическая стабильность 100%
Технологическая готовность 100%
Инновации 100%
Примечание: веса рассчитаны автором на основе данных ВЭФ за 2GG7-2GG8 гг.
недостатки экономики могут стать серьезным тормозом на пути нации к процветанию.
Рассмотрим более подробно, какие показатели международная методика использует для оценки уровня национальной инфраструктуры с точки зрения ее воздействия на международную конкурентоспособность экономики. Таких показателей девять и как уже отмечалось вес первого показателя в составе сводного индекса таков же, как и остальных восьми.
1. Качество инфраструктуры в целом
2. Качество автомобильных дорог
3. Качество железных дорог
4. Качество морских и речных портов
5. Качество аэропортов
6. Доступность летных километров
7. Качество предложения электричества
8. Обеспеченность стационарными телефонами
9. Количество пользователей мобильных телефонов
Хочется отметить, что из указанных девяти показателей только
три показателя - доступность летных километров, обеспеченность стационарными телефонами и количество пользователей мобильных телефонов рассчитываются на основе статистических данных (в частности, таких как количество номеров мобильных телефонов и стационарных телефонов на каждые 100 человек населения страны). Остальные показатели определяются исходя из данных анкетных опросов, которые направляются как бизнес сообществу, так и академическим кругам изучаемых стран. Например, для определения качества инфраструктуры в целом респонденты должны оценить доступность услуг транспорта, телефонов, энергии по шкале от 1 (если инфраструктура совсем неразвита) до 7 (если ее можно охарактеризовать как эффективную и охватывающую широкие слои населения, соответствующую международным стандартам). Для оценки качества морских и речных портов респонденты также должны определить, насколько в их стране они развиты, достаточно ли их количества для обеспечения потребностей экономики и соответствуют ли они международным стандартам (выставив баллы по такой же шкале от 1 до 7). Аналогично определяется уровень остальных показателей: автомобильных и железных дорог, аэропортов, а также качество предлагаемого в стране электричества.
Интересно, что к десяти экономикам, обладающим наиболее качественной инфраструктурой в целом специалисты отнесли Швейцарию (1 место в мире), Гонконг, Сингапур, Францию, Ис-
ландию, Австрию, Швецию, Финляндию, Германии и Данию3.
Рейтинги стран, которые лидируют по отдельным видам инфраструктуры, отличаются, хотя в целом представляют собой набор из нескольких десятков наиболее развитых экономик. Так, в мире по качеству водной инфраструктуры с точки зрения ее воздействия на международную конкурентоспособность экономики лидируют стран Азиатско-Тихоокеанского региона - Гонконг и Сингапур, за ним следуют Нидерланды, Бельгия, Германия, Финляндия, Исландия, Объединенные Арабские Эмираты, Швеция и Дания.
По качеству железнодорожной инфраструктуры - лидирует Швейцария, за ней следует Гонконг, Япония, Франция, Германия, Сингапур, Финляндия, Тайвань, Нидерланды и Республика Корея. По качеству воздушного транспорта лидерами опять признаны Гонконг и Сингапур, а также Германия, ОАЭ, Швейцария, Дания, Исландия, Нидерланды, Франция и Норвегия. По количеству пользователей мобильными телефонами лидерами признаны ОАЭ и Эстония (более двух номеров на одного человека), Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия, Гонконг, Панама, Россия (1,6 номера на человека), Италия и Литва.
Лидером в мире по качеству фактора «Инфраструктура» был признан в последнем исследовании Гонконг, который по уровню международной конкурентоспособности экономики занял 11 место. В целом страны, лидирующие в рейтинге международной конкурентоспособности, не обязательно обладают наиболее конкурентоспособной инфраструктурой, однако ее уровень в таких странах все равно достаточно высок. Если посмотреть на последний рейтинг международной конкурентоспособности, составленный ВЭФ4, то можно заметить, что среди стран, входящих в десятку лидеров по международной конкурентоспособности только в трех (Германии, Нидерландах и Канаде) состояние фактора «Инфраструктура» оценивается выше, чем рейтинг международной конкурентоспособности в целом, что указывает на конкурентное преимущество этих стран в рассматриваемой области. Инфраструктура остальных стран незначительно или даже существенно (как в США, Швеции или Финляндии) хуже, чем состояние конкурентоспособности в целом, что говорит о том, в этих странах состояние инфраструктуры не только не является конкурентным преимуществом, а скорее препятствием на пути повышения международной конкурентоспособности экономики (см. таблицу 2)
Безусловно, в каждой из стран негативную роль сыграло состояние разных показателей, оценивающих инфраструктуру. Напри-
3 Здесь и далее страны перечислены соответственно их месту в рейтинге по соответствующему показателю с 1 по 10 место.
4 The Global Competitiveness Report 2010-2011. World Economic Forum. 2010
Таблица 2
Страна Место в рейтинге конкурентоспособности Состояние инфраструктуры
Швейцария 1 6
Швеция 2 10
Сингапур 3 5
США 4 15
Г ермания 5 2
Япония 6 11
Финляндия 7 17
Нидерланды 8 7
Дания 9 13
Канада 10 9
Источник:1Ъе Global Competitiveness Report 2010-2011. World Economic Forum. 2010
мер, в США - низкий уровень обеспеченности мобильными номерами - только 71 место среди 139 стран мира, в Швеции и Финляндии довольно низкий уровень такого показателя как «Доступность летных километров» - 44 и 49 места, соответственно, в рейтинге стран мира, кроме того в Финляндии довольно низкий уровень обеспечения стационарными телефонами (также 49 место). Вместе с тем, Германия, занимая второе место в мире по уровню развития фактора «Инфраструктура», по отдельным видам инфраструктуры уступает пальму первенства другим странам. По качеству аэропортов эта страна занимает третье место в мире, по качеству железных и автомобильных дорог, водного транспорта - пятое место в мире, в то же время количество владельцев мобильных телефонов относительно низко: по этому показателю - только 29 место в мире.
Что касается состояния отечественной инфраструктуры, то оно, по мнению международных экспертов в целом удовлетворительно и способствует повышению международной конкурентоспособности России, поскольку по этому фактору страна занимает 47 место в мире, что значительно выше, чем ее место в сводном рейтинге (63 место). Вместе с тем, безусловно, не все виды инфраструктуры России развиты одинаково хорошо. Из рассмотренных выше девяти показателей только четыре показателя обеспечивают конкурентное преимущество в этой области: количество пользователей мобильных телефонов (8 место в мире), доступность летных километров (13), качество железных дорог (31) и обеспеченность стационар-
ными телефонами (39). Состояние остальных показателей указывает на сильное отставание России от большинства развитых и развивающихся стран, соответственно такой низкий уровень развития этих видов инфраструктуры, по мнению зарубежных экспертов, значительно препятствует повышению российской конкурентоспособности. Так, качество предложения электричества оценено 80 местом из 139 стран мира, качество морских и речных портов - 93м, качество аэропортов - 104-м, качество автомобильных дорог 125м местом, что хуже даже чем в некоторых африканских странах. Качество инфраструктуры в целом - 94 место.
В заключение хочется подчеркнуть, что состояние национальной инфраструктуры является одним из важнейших факторов международной конкурентоспособности любой страны, поскольку она воздействует как на развитие конкурентных преимуществ на макро-уровне (уровне всей экономики), так и на микро-уровне (уровне отдельных фирм и предприятий). Примеры большинства стран мира наглядно демонстрируют невозможность достижения высокого уровня конкурентоспособности без существенного улучшения качества инфраструктуры страны. Следовательно, страны, которые, как и Россия, разрабатывают и/или проводят в жизнь стратегии повышения национальной конкурентоспособности обязательно должны учитывать состояние национальной инфраструктуры и включать в разрабатываемые стратегии меры по достижению конкурентных преимуществ в этой сфере.