Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокопуд М.С., Колтунова Т.В.

В современных условиях развития образования изменились представления о его цели, содержании, стиле взаимодействия преподавателя и обучающегося. Главной целью становится эволюция личности, которая способна к самообучению и самореализации в быстро меняющемся социуме, формирование у обучающегося установки и мотивации на непрерывное развитие, как личностное, так и профессиональное. Современные условия требуют активного поиска новых подходов к организации учебного процесса. Стремительное информационное развитие общества, масса ограничений, вызванных различного рода обстоятельствами, в том числе и массовое распространение коронавирусной инфекции COVID-19, заставило образовательные организации адаптироваться к работе в новых условиях жизнедеятельности. В статье отмечается, что наиболее приемлемым и безопасным способом получения знаний для всех категорий обучающихся, от младших школьников до обучающихся по программам высшей квалификации,стал дистанционный формат обучения. Все вышесказанное можно в полной мере отнести и к подготовке сотрудников органов внутренних дел, в том числе, в системе дополнительного профессионального образования. Системе образования необходимо подстраиваться под запросы современного рынка труда и общества в целом, перешедшего к новому эволюционному и информационному этапу своего развития. В заключение авторы пришли к выводу, что дистанционный формат обучения может рассматриваться как немаловажное дополнение к основной концепции обучения. Исключение могут составлять случаи, когда традиционное образование, в котором происходит непосредственная коммуникация преподавателя и студента, становится недоступным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

In modern conditions of the development of education, ideas about its purpose, content, and style of interaction between a teacher and a student have changed. The main goal is the evolution of a personality that is capable of self-learning and self-realization in a rapidly changing society, the formation of a student’s attitude and motivation for continuous development, both personal and professional. Recent changes require an active search for new approaches to the organization of the educational process. The rapid spread of the COVID-19 coronavirus infection has forced educational organizations to adapt to work in new living conditions. The article notes that the distance learning format has become the only acceptable safe way to gain knowledge for all categories of students: from elementary school students to students of higher qualification programs. All of the above can be fully attributed to the training of employees of internal affairs bodies, including in the system of additional professional education. The education system is adjusting to the needs of the society, which has passed to a new informational stage of its development. At the end of the article, it was concluded that the distance learning format can be considered as an addition to the main concept of education. The exception is cases when traditional education becomes unavailable, to which there is direct communication between the teacher and the student.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING OF EMPLOYEES OF

INTERNAL AFFAIRS BODIES

УДК 342

М.С. СОРОКОПУД,

кандидат философских наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) azarimariya@yandex.ru

Т.В. КОЛТУНОВА

(НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород) koltunova@bsu.edu.ru

MARIA S. SOROKOPUD,

Candidate of Philosophical Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

TATIANA V. KOLTUNOVA

(Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia)

Аннотация: в современных условиях развития образования изменились представления о его цели, содержании, стиле взаимодействия преподавателя и обучающегося. Главной целью становится эволюция личности, которая способна к самообучению и самореализации в быстро меняющемся социуме, формирование у обучающегося установки и мотивации на непрерывное развитие, как личностное, так и профессиональное. Современные условия требуют активного поиска новых подходов к организации учебного процесса. Стремительное информационное развитие общества, масса ограничений, вызванных различного рода обстоятельствами, в том числе и массовое распространение коронавирусной инфекции COVID-19, заставило образовательные организации адаптироваться к работе в новых условиях жизнедеятельности. В статье отмечается, что наиболее приемлемым и безопасным способом получения знаний для всех категорий обучающихся, от младших школьников до обучающихся по программам высшей ква-лификации,стал дистанционный формат обучения. Все вышесказанное можно в полной мере отнести и к подготовке сотрудников органов внутренних дел, в том числе, в системе дополнительного профессионального образования. Системе образования необходимо подстраиваться под запросы современного рынка труда и общества в целом, перешедшего к новому эволюционному и информационному этапу своего развития. В заключение авторы пришли к выводу, что дистанционный формат обучения может рассматриваться как немаловажное дополнение к основной концепции обучения. Исключение могут составлять случаи, когда традиционное образование, в котором происходит непосредственная коммуникация преподавателя и студента, становится недоступным.

Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, образовательные организации.

Для цитирования: Сорокопуд М.С., Колтунова Т.В. Роль информационных технологий в организации дистанционного обучения сотрудников органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. 2022. № 3. С. 17-22.

Abstract: in modern conditions of the development of education, ideas about its purpose, content, and style of interaction between a teacher and a student have changed. The main goal is the evolution of a personality that is capable of self-learning and self-realization in a rapidly changing society, the formation of a student's attitude and motivation for continuous development, both personal and

professional. Recent changes require an active search for new approaches to the organization of the educational process. The rapid spread of the COVID-19 coronavirus infection has forced educational organizations to adapt to work in new living conditions. The article notes that the distance learning format has become the only acceptable safe way to gain knowledge for all categories of students: from elementary school students to students of higher qualification programs. All of the above can be fully attributed to the training of employees of internal affairs bodies, including in the system of additional professional education. The education system is adjusting to the needs of the society, which has passed to a new informational stage of its development. At the end of the article, it was concluded that the distance learning format can be considered as an addition to the main concept of education. The exception is cases when traditional education becomes unavailable, to which there is direct communication between the teacher and the student.

Keywords: information technologies, distance learning, distance learning technologies, educational organizations.

For citation: Sorokopud M.S., Koltunova T.V. The role of information technology in the organization of distance learning for police officers // Problems of law enforcement. 2022. № 3. P. 17-22.

В современных условиях при освоении образовательных программ вузов физическое присутствие обучающихся на занятиях, будь то практическая подготовка или занятия лекционного типа, не всегда представляется возможным. Чаще всего основными причинами возникновения данного факта являются личные обстоятельства (например, наличие семьи, ограничения здоровья или необходимость осуществления трудовой деятельности). С учетом этих факторов сформировалась реальная альтернатива - возможность удаленного (интерактивного) обучения с применением сети Интернет. Нельзя игнорировать и тот факт, что образование становится необходимым средством адаптации в современной действительности и зачастую становится важнейшим условием для успешной инновационной деятельности в различных сферах. Скорость появления новых технологий и профессий, обновления информации, использование искусственного интеллекта и внедрение роботизированных технологий в профессиональную сферу заставляют человека постоянно поддерживать необходимый уровень компетенций, иногда не представляя возможности отвлечься от профессиональной деятельности. В данных условиях приходится совмещать получение новой информации и применение ее на практике.

Получение образования с применением информационных технологий в России используется уже достаточно давно. Эксперименты в этой области начались еще в конце ХХ века и признаны в общем успешными1.

1 «Об эксперименте в области дистанционного образования»: приказ Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2000. №1924 (с изм. и доп.). Доступ из спра-вочно-правовой системы «Гарант». Источник: https:// base. garant.ru/1586912/?ysclid=l7oql1o8z3577986661

Обучение - это процесс, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Этот процесс является очень важным для участия человека во всех аспектах жизни современного демократического общества. С каждым годом скорость и объем информации, аккумулируемый человечеством, стремительно увеличивается [1]. Согласно совместному исследованию аналитического агентства <^еа^оаа!» и крупнейшей SMM-платформы «Hootsшte» количество пользователей сети Интернет в 2018 году достигло 4,021 млрд человек из 7,593 млрд населения Земли2. Можно сказать, что официальная дата появления дистанционного образования в Российской Федерации - 30 мая 1997 года, потому что в этот день был подписан приказ Министерства образования России, который разрешал проводить эксперименты по дистанционному обучению в сфере образования [2]. Большая востребованность этого формата обучения логически понятна, так как позволяет расширить возможности человека на пути к самообразованию и развитию.

Несомненно, важную роль в оптимальном функционировании процесса обучения имеет его учебно-методическое обеспечение. Содержание учебно-методического обеспечения включает в себя основные стороны совокупной деятельности всех участников методического и педагогического процессов и соответствует структуре: цель, метод, содержание, действие, результат. С другой стороны, все многообразие методов образовательного процесса можно свести в три основные группы: методы организации учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мо-

2 Цифровые технологии 2018. Исследование [Электронный

ресурс] - Режим доступа: https://wearesocial.com/blog/2018/01/ д!оЬа!^дКа1-геро|1-2018, Дата обращения: 26.10.2018г.

тивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля3. Эти же задачи стоят и перед методическим обеспечением. Для эффективности учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе необходимо учитывать методы стимулирования и мотивации деятельности обучающихся и профессорско-преподавательского состава кафедр. Преподаватели должны непрерывно искать новые средства и формы трансляции научно-познавательной информации. К настоящему времени создано большое количество технологий обучения, смоделированных на базе инновационных технологий [3]: технологии личностно-ориенти-рованного образования, коллективные способы обучения, активные методы обучения,технология знаково-контекстного обучения, программное обучение, игровые технологии, проблемное обучение, информационные технологии обучения, технологии интегративного обучения, а также технологии модульного обучения и авторских школ, дистанционное образование. Безусловно, наиболее перспективными векторами в образовательной политике страны необходимо выделить информационные технологии обучения и дистанционные образовательные технологии - дистанционное обучение. Они требуют подготовки специальной материально-технической базы - особых программных продуктов, на основе которых они функционируют. Особого внимания заслуживает работа в области планирования и контроля учебно-методического обеспечения Г.И. Лазарева [4]. По мнению автора, в современных условиях организация учета, контроля и хранения учебно-методической информации выражается в технологическом, научно-методическом и организационном направлениях.

Организационной основой политики МВД России в сфере дистанционного образования является Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции», приказ МВД России «О внедрении Системы дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях МВД России» от 23 июня 2006 г. № 497, приказ Министерства образования и науки РФ «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137; приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних

3 Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шия-нов / под ред. В.А.Сластенина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

дел Российской Федерации», а также иные нормативные правовые акты МВД России в области профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

В законодательстве Российской Федерации дано четкое определение дистанционным технологиям. В соответствии со ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»4.

Целью использования дистанционных образовательных технологий образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)5.

Необходимо отметить, что данный вид обучения применялся образовательными организациями вместе с классическими формами обучения. Опыт применения дистанционного обучения доказал свою эффективность в процессе получения высшего образования [5].

Под дистанционным обучением понимается организация образовательной деятельности с использованием содержащейся в базах данных и применяемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников6.

Таким образом, студенты, слушатели и курсанты имеют возможность получать знания по месту несения службы или месту жительства с использованием служебных или личных

4 «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) (с изм. и доп.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».Источник: http://www.consultant.ru/

5 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137. Доступ из спра-вочно-правовой системы «Официальный интернет-портал правовой информации»:http://pravo.gov.ru

6 «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Источник: http://www.consultant.ru/

средств выхода в интернет через установленное единое программное обеспечение. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации образовательные организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, что дает возможность правильного выбора7.

Организация учебного процесса в вузах МВД России имеет свою определенную специфику. Учебно-материальная база многих вузов МВД России в техническом оснащении начала обновляться с конца ХХ века [6]: начали формироваться учебные компьютерные классы, обеспечивающие работу в учебной локальной сети одновременно многим пользователям, производилось дооборудование лекционных залов необходимым оборудованием для проведения занятий в режиме ВКС.

Информатизация позволила по-новому взглянуть на практическую подготовку студентов и определить основные направления: увеличение объема и повышения качества самостоятельной работы обучающихся, которая контролируется и документируется; развитие специфических навыков моделирования как самостоятельного вида учебной деятельности, расширение игровых и иных методов активного обучения и на их основе коллективных форм научно-учебной и управленческой деятельности; введение в учебную практику форм информационного обеспечения учебного процесса; развитие на базе новых информационных технологий методов обучения, включающих элементы сотрудничества и соревнования; преемственность базовой подготовки в области информатики и вычислительной техники на всех этапах подготовки различных специалистов.

Необходимо отметить, что использование дистанционных образовательных технологий не исключает необходимости и возможности проведения различных видов учебной деятельности путем взаимодействия преподавателя с обучающимися. Вузы сами выстраивают порядок и формы доступа обучающихся, профессорско-преподавательского состава и

7 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»: приказ Министерства образования Российской Федерации от 23.08.2017 № 816. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».Источник:.https://base.garant.ru/

учебно-вспомогательного персонала к информационным ресурсам и учебно-методическим системам, используемым для обеспечения и реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий. Образовательные организации МВД России обязаны самостоятельно контролировать и систематизировать результаты образовательного процесса и внутренний документооборот, в том числе и в электронно-цифровой форме. Появление ряда нормативно-правовых актов говорит о важности и необходимости формирования электронных учебно-методических комплексов дисциплин в условиях использования дистанционных технологий.

Необходимо отметить, что в образовательных организациях МВД России практическая отработка навыков по дисциплинам специальной подготовки и доведение владения конкретными приемами до нормативов занимает одно из главных мест в организации учебного процесса. Следовательно, практические занятия невозможно проводить только методами дистанционного обучения. Это обусловлено тем, что профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов отличается повышенной опасностью и сложностью, поэтому требует постоянного совершенствования их подготовки для более четкого, быстрого и правильного принятия решений при выполнении профессиональных задач.

С использованием информационных и телекоммуникационных технологий вузы МВД России организуют учебно-методическую помощь обучающимся в форме консультаций. Вместе с классическими информационными ресурсами для обеспечения образовательного процесса в дистанционном формате используются специализированные учебники с мультимедийным сопровождением; учебно-методические комплексы и иные средства, специально подготовленные для передачи по телекоммуникационным каналам связи. Основными информационными ресурсами в учебном процессе являются дидактически проработанные информационные базы данных, включающие базу основной учебной и учебно-методической литературы; базу периодических изданий, созданную отраслевыми периодическими изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими изданиями; базу научной литературы, базу аттестационных материалов [7].

При реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционных

образовательных технологий образовательная организация создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения8. Стали появляться специфические формы организации дистанционных занятий: чат-занятие (занятия с использованием технологий, обеспечивающих доступ к информации всем обучающимся); веб-форум (проводится по конкретной проблеме); веб-занятие (позволяет проводить занятия от лекции и до различных игровых форм); веб-конференция [8, с. 9]. Достаточно высокую эффективность продемонстрировало применение мультимедийных презентаций на лекционных занятиях, виртуальные экскурсии, связанные с действием объектов и местности благодаря использованию фотопанорамы и видео. Отдельно стоит отметить организацию занятий с использованием литературы и программных продуктов с дополненной реальностью.

8 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»: приказ Министерства образования Российской Федерации от 23.08.2017 № 816. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».Источник:.https://base.garant.ru/

Таким образом, обобщая все изученное и вышеизложенное, можно отметить, что у дистанционного формата обучения тоже есть свои «плюсы» и «минусы».

Положительным моментом, безусловно, является наличие возможности у обучающихся получать знания и совершенствовать свои способности по месту несения службы, что существенно сокращает время на пути к знаниям. Положительный эффект имеет и финансовая сторона - узнать много нового и интересного можно и по месту жительства, сэкономив при этом некоторые средства на проживание и проезд к месту нахождения вуза. Тем не менее, мы понимаем, что «в дистанте» можно эффективно передавать теоретические знания, но отрабатывать и доводить до автоматизма практические умения или навыки (например, занятия по дисциплине «Физическая подготовка», «Огневая подготовка» либо занятия медицинской направленности) в дистанционной форме намного сложнее и, чаще всего, вовсе невозможно.

Применение дистанционного обучения наиболее оправданно и целесообразно в системе повышения квалификации и переподготовки кадров или при получении образования по заочной форме обучения. Дистанционное образование считается эффективным, благодаря его интерактивности, особенностям задействованных информационных технологий, персональному планированию учебного процесса [9]. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий позволяет более гибко планировать учебный процесс и способствует индивидуализации освоения образовательных программ.

Литература

1. Анастасьин А.В., Самарин А.А., Сальников А.Ю., Сиднев А.Ю. Подход к организации адаптивной системы управления обучением на основе использования информационных технологий // Прикладная информатика. 2007. № 2(8). С. 32-36.

2. Вильмова С.И. Исторические аспекты дистанционного образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://human. snauka.ru/2016/08/16139, Дата обращения: 29.09.2018 г.

3. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей редакцией В.С. Кукушина. - Ростов-на-Дону: издательский центр «Март», 2002. - 320 с.

4. Лазарев Г.И. Новые технологии в управлении вузом. - Владивосток: Дальнаука, 2001.

5. Коротаев А. Использование технологий и средств дистанционного обучения в вузе. - Москва, 2015. - 362 с.

6. Трофимов А.Б. Дидактическая система комплексного применения современных информационно-педагогических технологий в вузах МВД России: автореф. дис. ...док.пед.наук: 13.00.08. - Санкт-Петербург, 2002. - 32 с.

7. Рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях МВД России, утвержденные Департаментом кадрового обеспечения МВД России 11 мая 2006 г. - Москва: ДКО, 2006. - 7 с.

8. Пидкасистый П.И., Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. 2000. № 5. С. 7-12.

9. Кудинов И., Асадуллин Р. Дистанционное обучение в высшей школе: субъектный подход. - Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 196 с.

References

1. Anastas'in A.V., Samarin A.A., Sal'nikov A.YU., Sidnev A.YU. Podhod k organizacii adaptivnoj sistemy upravleniya obucheniem na osnove ispol'zovaniya informacionnyh tekhnologij // Prikladnaya informatika. 2007. № 2(8). S. 32-36.

2. Vil'mova S.I. Istoricheskie aspekty distancionnogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://human. snauka.ru/2016/08/16139, Data obrashcheniya: 29.09.2018g.

3. Pedagogicheskie tekhnologii: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih special'nostej / pod obshchej redakciej V.S. Kukushina. - Rostov-na-Donu: izdatel'skij centr «Mart», 2002. - 320 s.

4. Lazarev G.I. Novye tekhnologii v upravlenii vuzom. - Vladivostok: Dal'nauka, 2001.

5. KorotaevA. Ispol'zovanie tekhnologij i sredstv distancionnogo obucheniya v vuze. - Moskva, 2015. - 362 s.

6. Trofimov A.B. Didakticheskaya sistema kompleksnogo primeneniya sovremennyh informacionno-pedagogicheskih tekhnologij v vuzah MVD Rossii: avtoref. dis. _dok.ped.nauk: 13.00.08. - Sankt-Peterburg, 2002. - 32 s.

7. Rekomendacii po ispol'zovaniyu distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah MVD Rossii, utverzhdennye Departamentom kadrovogo obespecheniya MVD Rossii 11 maya 2006 g. - Moskva: DKO, 2006. - 7 s.

8. Pidkasistyj P.I., Tyshchenko O.B. Komp'yuternye tekhnologii v sisteme distancionnogo obucheniya // Pedagogika. 2000. № 5. S. 7-12.

9. KudinovI., AsadullinR. Distancionnoe obuchenie v vysshej shkole: sub»ektnyj podhod. - Moskva: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 196 s.

(статья сдана в редакцию 01.09.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.