Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ IT ТЕХНОЛОГИИ В АКТИВИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ IT ТЕХНОЛОГИИ В АКТИВИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / гражданское общество / цифровизация / государство / информационная технология / антикоррупционная политика / IT технология / мониторинг / статистика / анализ / активизация. / corruption / civil society / digitalization / state / information technology / anti-corruption policy / IT technology / monitoring / statistics / analysis / statistics / potential / activation.

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Изтурганова Гулнар косшыкызы

Проблема коррупции в последнее время приобрела огромную и вполне обоснованную актуальность. Неоспоримо, что сложившиеся в Республике Казахстан демократические институты несовместимы с фактами коррупции, вытекающими из них проблемами, угрожающими устойчивому и безопасному развитию общества. Соответственно, реализуемые в Казахстане демократические преобразования невозможно без системы, эффективно функционирующей в борьбе на всех уровнях против всех проявлений коррупции. Успешная антикоррупционная политика невозможна без фундаментальных сдвигов в общественном, групповом и индивидуальном сознании, без серьезных позитивных коррекций в правилах поведения не только таких целевых групп, как государственные служащие, но и самих граждан. Проблема данного проекта состоит не только в том, как привлечь гражданское общество к конструктивной антикоррупционной деятельности, но и как объединить усилия всех лиц и организаций в формировании антикоррупционной коалиции гражданского общества и партнерств с органами власти. В исследовании подчеркивается, что государственная власть, обладая наибольшими ресурсами для противодействия коррупции по сравнению с другими его элементами, должна создать более благоприятные условия для открытости и подотчетности его институтов перед обществом. В проекте описывается основные технологии, нацеленные на активизацию антикоррупционного потенциала гражданского общества в сфере противодействии коррупции. Также отражается потенциал феномена коррупции, выделяются его основные характеристики, предлагается авторское определение понятия «коррупционный потенциал». Анализируются воспроизводство, динамика и субъекты коррупционного потенциала. Особое внимание уделяется анализу практики применения IT технологии, также научно-методическим методам исследования коррупционного потенциала. Исследование данной проблемы борьбы с антикоррупционными правонарушениями с разной точки зрения рассматривались казахстанскими и зарубежными исследователями. Ссылаясь на мировой опыт в борьбе с коррупцией надо отметить, что компьютеризация управления нужна не только для того, чтобы упростить гражданам предоставление необходимой информации. Для положительного решения проблемы анализируется положительного опыта западных стран по применению IT технологии при активизации антикоррупционного потенциала гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION IT TECHNOLOGY IN ACTIVATING THE ANTI-CORRUPTION POTENTIAL OF CIVIL SOCIETY

The problem of corruption has recently acquired a huge and well-founded relevance. It is indisputable that the democratic institutions established in the Republic of Kazakhstan are incompatible with the facts of corruption, the problems arising from them that threaten the sustainable and safe development of society. Accordingly, the democratic transformations implemented in Kazakhstan are impossible without a system that functions effectively in the fight at all levels against all manifestations of corruption. A successful anti-corruption policy is impossible without fundamental shifts in public, group and individual consciousness, without serious positive corrections in the rules of behavior not only of target groups such as civil servants, but also of citizens themselves. The problem of this project is not only how to involve civil society in constructive anti-corruption activities, but also how to unite the efforts of all individuals and organizations in forming an anti-corruption coalition of civil society and partnerships with authorities. The study emphasizes that the state power, having the greatest resources to counter corruption in comparison with its other elements, should create more favorable conditions for the openness and accountability of its institutions to society. The project describes the main technologies aimed at activating the anti-corruption potential of civil society in the field of combating corruption. The potential of the phenomenon of corruption is also reflected, its main characteristics are highlighted, the author's definition of the concept of "corruption potential" is proposed. Reproduction, dynamics and subjects of corruption potential are analyzed. Special attention is paid to the analysis of the practice of using IT technology, as well as scientific and methodological methods of investigating corruption potential.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ IT ТЕХНОЛОГИИ В АКТИВИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

УДК 342.9

DOI 10.56525//RLKN9020

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ IT ТЕХНОЛОГИИ

В АКТИВИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО

ПОТЕНЦИАЛА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

ИЗТУРГАНОВА Г.К.

Каспийский университет технологии

и инжиниринга им. Ш. Есенова

Актау, Казахстан

E-mail: gulnar.izturganova@yu.edu.kz

Аннотация. Проблема коррупции в последнее время приобрела огромную и вполне обоснованную актуальность. Неоспоримо, что сложившиеся в Республике Казахстан демократические институты несовместимы с фактами коррупции, вытекающими из них проблемами, угрожающими устойчивому и безопасному развитию общества. Соответственно, реализуемые в Казахстане демократические преобразования невозможно без системы, эффективно функционирующей в борьбе на всех уровнях против всех проявлений коррупции.

Успешная антикоррупционная политика невозможна без фундаментальных сдвигов в общественном, групповом и индивидуальном сознании, без серьезных позитивных коррекций в правилах поведения не только таких целевых групп, как государственные служащие, но и самих граждан. Проблема данного проекта состоит не только в том, как привлечь гражданское общество к конструктивной антикоррупционной деятельности, но и как объединить усилия всех лиц и организаций в формировании антикоррупционной коалиции гражданского общества и партнерств с органами власти.

В исследовании подчеркивается, что государственная власть, обладая наибольшими ресурсами для противодействия коррупции по сравнению с другими его элементами, должна создать более благоприятные условия для открытости и подотчетности его институтов перед обществом. В проекте описывается основные технологии, нацеленные на активизацию антикоррупционного потенциала гражданского общества в сфере противодействии коррупции. Также отражается потенциал феномена коррупции, выделяются его основные характеристики, предлагается авторское определение понятия «коррупционный потенциал». Анализируются воспроизводство, динамика и субъекты коррупционного потенциала. Особое внимание уделяется анализу практики применения IT технологии, также научно-методическим методам исследования коррупционного потенциала.

Исследование данной проблемы борьбы с антикоррупционными правонарушениями с разной точки зрения рассматривались казахстанскими и зарубежными исследователями. Ссылаясь на мировой опыт в борьбе с коррупцией надо отметить, что компьютеризация управления нужна не только для того, чтобы упростить гражданам предоставление необходимой информации.

Для положительного решения проблемы анализируется положительного опыта западных стран по применению IT технологии при активизации антикоррупционного потенциала гражданского общества.

Ключевые слова: коррупция, гражданское общество, цифровизация, государство, информационная технология, антикоррупционная политика, IT технология, мониторинг, статистика, анализ, активизация.

Введение. Активизация антикоррупционного потенциала – это процесс, который включает в себя превращение возможностей в действительность, порождение новых форм и технологий его реализации, совершенствование системы адаптации отдельного человека, социальной группы или общности к новым для них социальным отношениям [1].

В исследовании выявлены новые пути по противодействию коррупционной деятельности, путем внедрения и использования IT технологии. На основе использования приемлемых методов предложены рекомендации для совершенствования активизации антикоррупционного потенциала гражданского общества разработаны предложения по улучшению антикоррупционной деятельности. Для исследования качества и эффективности применения IT технологии планируется исследование информационные базы документы официальной статистики по антикоррупционным правонарушениям, научно-аналитические материалы и доклады, данные международной статистики, документы и аналитические разработки социально-экономического развития Казахстана статьи научной и периодической печати и прочие источники.

Для положительного решения проблемы анализируется положительного опыта западных стран по применению IT технологии при активизации антикоррупционного потенциала гражданского общества.

Исследование данной проблемы борьбы с антикоррупционными правонарушениями с разной точки зрения рассматривались казахстанскими и зарубежными исследователями. Ссылаясь на мировой опыт в борьбе с коррупцией надо отметить, что компьютеризация управления нужна не только для того, чтобы упростить гражданам предоставление необходимой информации. Как отмечает в монографии В.Д. Андрианов «компьютеризация должна давать возможность общественности осуществлять контроль за сотрудником администрации. И конечно, нельзя экономить на мониторинге и составлении рейтингов качества работы госаппарата» [2]. Также в трудах Л. Н. Смирнова отражено что «ранее предупреждение и выявление противоправных действий, для чего понадобится создать культуру неприятия коррупции, по возможности заменить дискреционные методы принятия решений процедуральными, и повысить транспарентность государственного управления» [3]. И эти исследования не раз подтверждают, что применение технологии на активизацию антикоррупционного потенциала имеет актуальность.

Материалы и методы исследования. В настоящее время наблюдается рост коррупционных правонарушений практически во всех странах постсоветского пространства. Одним из методов снижения коррупционного уровня является внедрение программы цифровизации государственных услуг. Появление новых информационных технологий позволяет устранить многие коррупционные риски. Именно поэтому в Казахстане принята государственная программа «Цифровой Казахстан». Основная цель государственной программы «Цифровой Казахстан» – прогрессивное развитие цифровой экосистемы для достижения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики. Внедрение данной программы позволит ускорить темпы развития экономики Республики Казахстан. В конечном счете данная программа направлена на улучшение качества жизни населения. В недалеком будущем данная программа создаст основу перехода на принципиально новую траекторию – цифровую экономику будущего. Обратимся также к Концепция кибербезопасности («Киберщит Казахстана»), утвержденной Правительством в 2017 г. Данная концепция определяет основные направления реализации государственной политики в сфере защиты электронных информационных ресурсов, информационных систем и сетей телекоммуникаций. И что особо необходимо сказать, данная Концепция направлена на обеспечения безопасного использования информационно-коммуникационных технологий. Таким образом, в Казахстане создана нормативная основа для развития информационно-коммуникационных технологий. Использование данных технологий институтами гражданского общества позволит улучшить качество жизнедеятельности граждан Казахстана.

Используя информационные и коммуникационные технологии, гражданское общество играет все более важную роль в управлении, содействуя прозрачности и подотчетности в борьбе с коррупцией. Агентства по развитию могут усилить антикоррупционные инициативы, возглавляемые гражданским обществом, основанные на ИКТ, путем финансирования проектов и программ, которые способствуют созданию

институциональной среды, способствующей участию в государственных делах, развитию сотрудничества и мобилизации, а также развитию потенциала.

Результаты исследования. Изучив опыт передовых стран по цифровизации национальных экономик, в стране принята государственная программа "Цифровой Казахстан", которая состоит из пяти основных направлений: развитие человеческого капитала, создание инновационной экосистемы, переход к цифровому государству, реализация цифровой системы, цифровизация отраслей экономики. Эти направления охватывают 17 инициатив, в рамках которых министерства, государственные органы и организации реализуют 120 мероприятий.

Добиться положительного экономического эффекта без определения четкой линии противодействия коррупции невозможно. В этой связи большое место занимают искусственный интеллект, блок-платформы и большие данные. Недавний отток финансовых документов от оффшорных компаний, получивших название "Panama papers", является одним из успешных примеров использования современных технологий и огромных методов обработки данных для сокращения возможностей развития коррупции.

Для положительного решения проблемы анализируется положительного опыта западных стран по применению IT технологии при активизации антикоррупционного потенциала гражданского общества.

Как отмечает в монографии В.Д. Андрианов «компьютеризация должна давать возможность общественности осуществлять контроль за сотрудником администрации. И конечно, нельзя экономить на мониторинге и составлении рейтингов качества работы госаппарата» [2]. Также в трудах Л. Н. Смирнова отражено что «ранее предупреждение и выявление противоправных действий, для чего понадобится создать культуру неприятия коррупции, по возможности заменить дискреционные методы принятияярешений процедуральными, и повысить транспарентность государственного управления» [3].

И эти исследования не раз подтверждают, что применение технологии на активизацию антикоррупционного потенциала имеет актуальность.

Актуальность данной работы обусловлена тем что создание правового государства и развитие демократических инициатив общественной жизни предполагает общечеловеческие приоритеты, Прежде всего, главные места занимают жизнь, здоровье, свобода, права и интересы личности. Как отметил Н.А.Назарбаев на совместном заседании палат парламента в Послании народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира", мы постоянно работаем и улучшаем ситуацию на пути борьбы с коррупцией, но не открыты денежные потоки ряда финансово-промышленных групп и их незаконное обогащение за счет сокрытия доходов, вывода средств и имущества за рубеж, уклонения от уплаты налогов.

Как ранее отметил на совместном заседании палат парламента в Послании народу Казахстана «повышение благосостояния граждан Казахстана-главная цель государственной политики» «особое значение приобретает борьба с преступностью и коррупцией в условиях демократического общества».

Меры по предупреждению коррупции начались уже после обретения Казахстаном независимости. 17 марта 1992 года был принят Указ Президента РК «О мерах по усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией», 2 июля 1998 года Закон РК «О борьбе с коррупцией» и последний Закон РК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года [4]. На основании данных законов были приняты государственные программы борьбы с коррупцией на 2021-2025 годы, а также Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Казахстан [5].

Целенаправленная деятельность Казахстана по противодействию проявлений коррупции является антикоррупционной политикой. Все страны уделяют большое внимание борьбе с коррупцией, так как коррупция является серьезной угрозой национальной безопасности государства. Именно коррупция может создать препятствия функционированию публичной власти на основе права и закона, вызывает затруднение экономическому развитию страны. Коррупция в Казахстане достигла высокого уровня, при котором нарушаются принципы равенства и социальной справедливости, создаются затруднения в экономическом развитии республики и препятствия к росту эффективности в государственном управлении и местном самоуправлении. Кроме того, коррупция подрывает доверие населения к власти и существенно затрудняет экономическое развитие Казахстана, в связи, с чем необходимо реализовывать антикоррупционные практики.

В нашей республике антикоррупционное законодательство создает условия для эффективной борьбы, но, чтобы перейти от теории к практике, необходима политическая воля, эффективное функционирование и координация созданных против коррупционных органов, а также активизация антикоррупционной работы в государстве.

Применение новых информационных технологий в современном мире доказывает их эффективность в реализации антикоррупционных практик. Более того, в условиях неготовности граждан брать активное участие в антикоррупционной борьбе использование инструментария информационных технологий может стать одним из эффективных образов привлечения населения к действиям по борьбе с коррупцией.

По данным антикоррупционного мониторинга «Адалдық алаңы», наиболее эффективными формами участия общественности в противодействии коррупции выступает проведение общественных расследований по фактам коррупции, а также общественный контроль и мониторинг административных практик в сферах с высокими коррупционными рисками. Однако, к настоящему времени наиболее эффективные меры подаборьбе с коррупцией - усиление контроля общества над деятельностью органов власти – в Казахстане на сегодняшний день реализованы очень слабо.

С развитием информационного общества, активно возрастает количество международных исследований относительно роли информационно-компьютерных технологий как катализатора борьбы с коррупцией. Результаты исследований соотношения между внедрением инновационных технологий в государственном секторе и уровнем коррупции свидетельствуют о сокращении количества фактов коррупции при наличии электронного правительства.

Постоянный контроль качества услуг, которые предоставляются государством, верховенство права, борьба с фаворитизмом, профессионализм государственных должностных лиц - весомые факторы успеха. Однако использование информационных технологий больше влияет на снижение коррупции, чем традиционные формы борьбы с ней (такие как административная реформа и работа правоохранительных органов) [6].

Интегрирование информационных технологий не всегда связана с административными реформами, чаще всего эти изменения побуждают к реформам в административной сфере.

Заключение. В настоящее время основным приоритетом является защита прав и законных интересов граждан, что определяет влияние применения информационных технологий при развитии антикоррупционного правосознания.

Политический, социальный, экономический потенциал государства тесно связано с реализацией и внедрением информационных технологий в практике борьбы с коррупционными правонарушениями.

Одним из важных факторов являются доступная возможность к сети интернет, сравнение и конфиденциальность, а также производимые расходы на использование информационных технологий. Для успешного уменьшения размеров коррупции информационные технологии должны увеличить уровень доступности информации, чтобы обеспечить отслеживание решений и действий правительства, а также более высокий уровень ответственности членов правительства.

Таким образом, необходимо отметить, что влияние информационных технологий в практике борьбы с коррупционными правонарушениями играют значительную роль, обеспечивая научный подход, скорость в раскрытии правонарушений и предупреждения коррупционных преступлений.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Шедий М.В. Особенности развития антикоррупционного потенциала гражданского общества в России // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – № 2 (26). С. 294– 298.

[2]. Андрианов, В. Д. Коррупция как глобальная проблема: Монография. – М., 2011. – 304 с.

[3]. Смирнова, Л. Н. Борьба с коррупцией в Китае: конвенция ООН против коррупции и «особая китайская модель» / Л. Н. Смирнова // Вестник Московского университета – 2015. – № 2. – Сер. 12. Политические науки. – С. 71–90.

[4]. Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года № 410-V //kodeksy-kz.com

[5]. Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2021–2025 годы. //adilet.zan.kz

[6]. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира //adilet.zan.kz

REFERENCES

[1]. Shediy M.V. Features of the development of the anti-corruption potential of civil society in Russia // Uchenye zapiski. Electronic scientific journal of Kursk State University. – 2013. – № 2 (26). S. 294– 298.

[2]. Andrianov, V. D. Korrupcija kak global'naja problema: Monografija. – M., 2011. – 304 s.

[3]. Smirnova, L. N. Bor'ba s korrupciej v Kitae: konvencija OON protiv korrupcii i «osobaja kitajskaja model'» / L. N. Smirnova // Vestnik Moskovskogo universiteta – 2015. – № 2. – Ser. 12. Political Sciences. – S. 71-90.

[4]. Zakon Respubliki Kazahstan «O protivodejstvii korrupcii» ot 18 nojabrja 2015 goda № 410-V //kodeksy-kz.com

[5]. Antikorrupcionnaja strategija Respubliki Kazahstan na 2021–2025 gody. //adilet.zan.kz

[6]. The strategy of Kazakhstan's entry into the top 50 most competitive countries in the world //adilet.zan.kz

Ізтұрғанова Гүлнар Қосшықызы

Ш.Есенов атындағы Каспий технологиялар және инжиниринг университеті

Ақтау қ, Қазақстан

АЗАМАТТЫҚ ҚОҒАМНЫҢ СЫБАЙЛАС ЖЕМҚОРЛЫҚҚА ҚАРСЫ ӘЛЕУЕТІН ЖАНДАНДЫРУДАҒЫ АҚПАРАТТЫҚ IT ТЕХНОЛОГИЯНЫҢ РӨЛІ

Аңдатпа. Қазіргі таңда сыбайлас жемқорлық мәселесі орасан зор және толық негізделген өзектілікке ие екені баршаға белгілі.

Қазақстан Республикасында қалыптасқан демократиялық институттардың сыбайлас жемқорлық фактілерімен, олардан туындайтын, қоғамның орнықты және қауіпсіз дамуына қауіп төндіретін проблемалармен үйлеспейтіні даусыз. Тиісінше, Қазақстанда жүзеге асырылып жатқан демократиялық қайта құрулар сыбайлас жемқорлықтың барлық көріністеріне қарсы күресте барлық деңгейде тиімді жұмыс істейтін жүйесіз мүмкін емес.

Сыбайлас жемқорлыққа қарсы табысты саясат қоғамдық, топтық және жеке санадағы түбегейлі өзгерістерсіз, мемлекеттік қызметшілер сияқты нысаналы топтардың ғана емес, азаматтардың да мінез-құлық қағидаларында елеулі оң түзетулерсіз мүмкін емес. Бұл зерттеудің басты мәселесі азаматтық қоғамды сындарлы сыбайлас жемқорлыққа қарсы қызметке қалай тарту керектігі ғана емес, сонымен қатар барлық адамдар мен ұйымдардың азаматтық қоғамның сыбайлас жемқорлыққа қарсы коалициясын және билік органдарымен серіктестіктерді қалыптастырудағы күш-жігерін қалай біріктіру қажеттігі болып табылады.

Зерттеу барысында ыбайлас жемқорлыққа қарсы тұру үшін оның басқа элементтерімен салыстырғанда ең көп ресурстарға ие мемлекеттік билік оның институттарының қоғам алдындағы ашықтығы мен есеп беруі үшін қолайлы жағдайлар жасауы керек екенін атап көрсетеді. Зерттеу жұмысында сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл саласындағы азаматтық қоғамның сыбайлас жемқорлыққа қарсы әлеуетін жандандыруға бағытталған негізгі технологиялар сипатталған.

Сондай-ақ, сыбайлас жемқорлық құбылысының әлеуеті көрсетіледі, оның негізгі сипаттамалары ерекшеленеді, "сыбайлас жемқорлық әлеуеті" ұғымының авторлық анықтамасы ұсынылады. Өсімін молайту, сыбайлас жемқорлық әлеуетінің динамикасы мен субъектілері талданады. IT технологиясын қолдану практикасын талдауға, сондай-ақ сыбайлас жемқорлық әлеуетін зерттеудің ғылыми-әдістемелік әдістеріне ерекше назар аударылады.

Сыбайлас жемқорлыққа қарсы құқық бұзушылықтарға қарсы күрестің осы проблемасын зерттеуді қазақстандық және шетелдік зерттеушілер әртүрлі көзқарастармен қарады. Сыбайлас жемқорлыққа қарсы күрестегі әлемдік тәжірибеге сілтеме жасай отырып, басқаруды компьютерлендіру азаматтарға қажетті ақпарат беруді жеңілдету үшін ғана қажет емес екенін атап өткен жөн.

Мәселені оң шешу үшін батыс елдерінің азаматтық қоғамның сыбайлас жемқорлыққа қарсы әлеуетін жандандыру кезінде IT технологиясын қолдану жөніндегі оң тәжірибесі талданады.

Түйінді сөздер: сыбайлас жемқорлық, азаматтық қоғам, цифрландыру, мемлекет, ақпараттық технология, сыбайлас жемқорлыққа қарсы саясат, IT технологиясы, мониторинг, статистика, талдау, жандандыру.

Izturganova Gulnar Kosshykyzy

Sh. Yessenov Caspian state university of technology and engineering, Аktau, Kazakhstan

THE ROLE OF INFORMATION IT TECHNOLOGY IN ACTIVATING THE ANTI-CORRUPTION POTENTIAL OF CIVIL SOCIETY

Abstract. The problem of corruption has recently acquired a huge and well-founded relevance. It is indisputable that the democratic institutions established in the Republic of Kazakhstan are incompatible with the facts of corruption, the problems arising from them that threaten the sustainable and safe development of society. Accordingly, the democratic transformations implemented in Kazakhstan are impossible without a system that functions effectively in the fight at all levels against all manifestations of corruption. A successful anti-corruption policy is impossible without fundamental shifts in public, group and individual consciousness, without serious positive corrections in the rules of behavior not only of target groups such as civil servants, but also of citizens themselves.

The problem of this project is not only how to involve civil society in constructive anti-corruption activities, but also how to unite the efforts of all individuals and organizations in forming an anti-corruption coalition of civil society and partnerships with authorities. The study emphasizes that the state power, having the greatest resources to counter corruption in comparison with its other elements, should create more favorable conditions for the openness and accountability of its institutions to society. The project describes the main technologies aimed at activating the anti-corruption potential of civil society in the field of combating corruption.

The potential of the phenomenon of corruption is also reflected, its main characteristics are highlighted, the author's definition of the concept of "corruption potential" is proposed. Reproduction, dynamics and subjects of corruption potential are analyzed. Special attention is paid to the analysis of the practice of using IT technology, as well as scientific and methodological methods of investigating corruption potential.

Key words: corruption, civil society, digitalization, state, information technology, anti-corruption policy, IT technology, monitoring, statistics, analysis, statistics, potential, activation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.