Научная статья на тему 'Роль информационно-образовательного центра ПГПУ в информатизации образования в педагогическом вузе'

Роль информационно-образовательного центра ПГПУ в информатизации образования в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ПГПУ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МООДУС / МОДУЛЬНАЯ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ УЧЕБНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудымов К. Г.

В данной статье рассматривается ряд аспектов деятельности Информационно-обра-зовательного центра ПГПУ, направленной на внедрение ИКТ в образовательный процесс вуза. Обсуждаются процессы развития дистанционного образования, разработки электронных учебных пособий, обобщен опыт ведения проектов, проводимых центром совместно как с подразделениями вуза, так и с внешними организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-образовательного центра ПГПУ в информатизации образования в педагогическом вузе»

' * ■' ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИКТ

В ОБРАЗОВАНИИ

К.Г. Кудымов

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ПГПУ В ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В данной статье рассматривается ряд аспектов деятельности Информационно-образовательного центра ПГПУ, направленной на внедрение ИКТ в образовательный процесс вуза. Обсуждаются процессы развития дистанционного образования, разработки электронных учебных пособий, обобщен опыт ведения проектов, проводимых центром совместно как с подразделениями вуза, так и с внешними организациями.

Информационно-образовательный центр (ИОЦ) Пермского государственного педагогического университета представляет собой одно из подразделений вуза, в ведении которого находятся вопросы технического обеспечения работы компьютерного парка университета и реализации различных направлений использования компьютерной техники в его образовательной деятельности (рис. 1).

ИОЦ ПГПУ

І I

Техническое обслуживание компьютерного парка университета

Информатизация

административных

процессов

Использование

коммуникационных

технологий

Рис. 1

Направление «Информатизация образования» вошло в функционал центра сравнительно недавно, сместив акцент с процесса прикладного использования компьютеров, которым традиционно занимался ИОЦ (ранее Информационно-вычислительный центр), на использование ИКТ в основной деятельности вуза - в образовании. В данной статье мы ограничимся рассмотрением участия центра в информатизации образовательного процесса вуза, оставив за рамками статьи остальные направления работы ИОЦ ПГПУ.

© К.Г. Кудымов, 2005

Информатизация образования

Основной концепцией участия ИОЦ в процессе информатизации образования вуза стало изучение, адаптация и применение наиболее современных технологий и программных продуктов, связанных с образованием. Прежде всего, это: дистанционное образование, разработка электронных учебных пособий и обучающих сред, компьютерное тестирование.

I. Одной из самых приоритетных задач, решаемой в настоящее время специалистами ИОЦ совместно с профессорско-преподавательским составом и администрацией вуза, является создание системы дистанционного обучения.

В качестве программного обеспечения для сервера ДО вуза выбрана система МООДУС (модульная объектно-ориентированная дистанционная учебная система) (http://www.moodle.org). МООДУС является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и Интернет-поддержки традиционных курсов. Этот продолжающий развиваться проект разрабатывается группой энтузиастов, заинтересованных в развитии новых педагогических технологий. Система распространяется бесплатно, как проект с открытыми исходными текстами, по Универсальной общественной лицензии GNU (GNU GPL), что подразумевает возможность свободно копировать, использовать и изменять продукт. Система может работать на любом компьютере, на котором работает веб-сервер (Apache), система языка скриптов PHP, и поддерживает практически любую базу данных (в частности, MySQL) -все указанные программные продукты также бесплатны и доступны для распространенных операционных систем. Таким образом, все необходимое для создания системы дистанционного обучения программное обеспечение может быть установлено без прямых финансовых затрат, что бесспорно является одним из главных плюсов МООДУСа для российских образовательных учреждений.

МООДУС обладает широким спектром функций необходимых для развертывания систем дистанционного обучения и Интернет-поддержки очного и заочного обучения:

• мощное и гибкое управление пользователями и их правами;

• легкая настройка Интернет-сайта и подстройка его под корпоративный стандарт;

• управление и создание обучающих курсов, ориентированное на людей, не имеющих знаний Интернет-технологий - HTML, PHP-программирования и т.д.

• модульная система взаимодействия с обучаемыми (на настоящий момент доступны около 2 десятков модулей, среди которых: гипертекст, файлы для загрузки, форум, чат, опрос, тест, сдача заданий через Интернет, журнал успеваемости и многое другое); модули постоянно совершенствуются, а также появляются новые.

Большой плюс системы МООДУС - следование открытым стандартам. Хорошо документированный код, широкое использование открытых библиотек приводят к быстрому развитию и легкому внедрению дополнительных функций (так, например, поддерживается формат математических записей TeX, открытый стандарт упаковки образовательных объектов SCORM и др.).

К недостаткам системы можно отнести ее изначальную ориентацию на западных

пользователей. На фоне небольших проблем с русификацией системы (которые легко решаются благодаря удобному интерфейсу перевода) это, прежде всего, проблема в подходе к построению собственно учебного процесса, гораздо менее жестком с точки зрения организации, чем это принято в российских вузах.

II. В направлении разработки электронных учебных пособий сотрудниками центра апробирован и нашел широкое применение пакет программ упаковки образовательных объектов Microsoft LRN. Данный программный продукт свободно распространяется корпорацией Microsoft (http://www.microsoft.com) в качестве поддержки группы открытых образовательных стандартов IMS (http://www.imsglobal.org).

Ключевые возможности пакета:

1. Создание XML-манифеста образовательного пакета, совместимого с открытым образовательным стандартом IMS, пригодного для импорта продукта в современные образовательные среды.

2. Возможность генерации DHTML - контейнера для просмотра и взаимодействия с образовательным контейнером. Данная возможность позволяет создавать «автономные» образовательные пакеты, пригодные для записи на компакт-диски и не требующие доступа к сложным и дорогостоящим образовательным системам.

3. Возможность импорта образовательных пакетов, созданных с использованием стандарта IMS.

Помимо технологий создания образовательных пакетов, широко исследуются и осваиваются технологии создания современного мультимедийного содержимого: например, использование аудио- и видеоинформации.

III. Компьютерное тестирование - перспективный и очень интересный участок работы центра. В этой работе можно выделить три основных направления:

• использование тестов как интегрированного элемента электронной обучающей среды (с использованием системы МООДУС);

• использование микротестовых схем для внедрения самоконтроля в автономные образовательные пакеты;

• наконец, изучение и пробная эксплуатация тестовой системы центра тестирования при Федеральном агентстве по образованию и науке для мониторинга качества образования и проведения процедур аккредитации вуза.

Как видно, специалистами ИОЦ ПГПУ охвачен широкий фронт использования ИКТ в образовании.

Организация взаимодействия ИОЦ с факультетами университета

Не менее важной задачей становится «трансляция» полученного опыта и знаний в подразделения Университета, занимающиеся непосредственно процессом образования.

Основным инструментом здесь становится проведение центром обучающих семинаров, а также участие специалистов центра в роли докладчиков либо экспертов в различных совещаниях и заседаниях учебно-методического и ученого советов ПГПУ.

Важную роль предстоит сыграть вновь создаваемому совету по информатизации ВУЗа - коллегиальному совещательному органу, предоставляющему возможность участия научной общественности университета в формировании основных направлений процесса информатизации вуза вообще и образовательного процесса в частности.

Проведение семинаров выявило серьезную проблему - неоднородность в подготовке специалистов факультетов и кафедр к использованию ИКТ. Педагогические коллективы исторически более ориентированных на вычислительную технику факультетов добились неплохих результатов по внедрению ИКТ в образовательный процесс. Тем не менее на ряде факультетов преподаватели и сотрудники еще недостаточно ясно представляют себе перспективы использования ИКТ в образовательной деятельности. Еще один тревожный факт - в процессе информатизации образовательного процесса каждый факультет и кафедра «варятся в собственном соку» и вынуждены всякий раз самостоятельно находить решения своих проблем, с которыми когда-то сталкивались их коллеги.

Нельзя не отметить, что уже формируется некий «второй эшелон» факультетов, которые проявляют повышенный интерес к ИКТ, образуются группы энтузиастов, которые являются катализаторами процесса информатизации. Эти люди самостоятельно осваивают технологии современной коммуникации и Интернет, начинают знакомиться с опытом своих коллег из других вузов, наконец, самостоятельно пробуют внедрять в преподавание своих предметов информационные технологии.

Это не может не радовать, но подобные процессы рискуют слишком затянуться. Объективные трудности, такие как недостаток материальной базы, вполне понятные пробелы в знании технических аспектов ИКТ, наконец, отсутствие согласованной политики в области информатизации образования в вузе - все это способно представлять серьезную преграду.

Для преодоления объективных трудностей и более успешного решения проблем информатизации учебно-воспитательного процесса в университете сотрудниками ИОЦ ПГПУ была разработана концепция проведения совместных двусторонних проектов, участниками которых являются ИОЦ и факультет (или кафедра). Администрация вуза рассматривается в этих проектах как третья сторона, обеспечивающая финансовую, правовую, консультационную поддержку их реализации.

Можно говорить о двух основных составляющих такого проекта. Прежде всего, это выявление и фиксация уровня подготовленности сотрудников к использованию ИКТ в образовательном процессе. При необходимости перед руководством факультета ставится вопрос о подготовке преподавательского состава на специализированных курсах. Далее следует выделение и уточнение приоритетных направлений совместной деятельности: например, развитие элементов дистанционных обучающих технологий, работы с презентационным материалом, использование электронных учебных пособий либо что-то еще, подходящее данному, конкретному подразделению. К этому добавляются различные презентационные мероприятия, имеющие своей целью представить наиболее подходящие технологии для использования в образовательном процессе. В настоящее время реализуется совместный пилотный проект центра и исторического факультета ПГПУ.

Совместная работа ИОЦ и факультетов позволяет учесть особенности факультета или кафедры, сформировать пакет мероприятий, нацеленный на максимально возможно быстрый и качественный результат.

Первый опыт реализации таких совместных проектов выявил ряд проблем. К наиболее существенным из них относятся: ограниченность ресурсов ИОЦ, которая не позволяет сотрудникам центра вести одновременную работу со многими подразделениями вуза; инертность педагогических коллективов факультетов - больших образовательных структур, вынужденных сталкиваться с целым рядом собственных организационных и материально-технических проблем.

Надо отметить, что имеют определенный успех малые формы сотрудничества. Речь идет о небольших проектах, выполняемых совместно с отдельными преподавателями, с коллективами кафедр, с лабораториями или центрами университета. Так, например, уже несколько лет длится сотрудничество центра с кафедрой английского языка ПГПУ и Центром шотландской культуры. На счету этого партнерства три выигранных гранта, созданный образовательный Интернет-сайт и электронное учебное пособие.

Разнообразие подходов к решению проблемы информатизации образования в вузе обеспечивает равную по возможностям загрузку подразделений университета, дифференцированный подход к неоднородной преподавательской среде.

Взаимодействие ИОЦ ПГПУ с городским комитетом по образованию и науке и Департаментом образования Пермской области

Центр ведет активную деятельность и за пределами университета. Наработанный опыт и знания современных ИКТ позволяют сотрудникам центра разрабатывать и воплощать в жизнь проекты высокой степени сложности, такие как «Городской школьный портал» (http://www.schools.perm.ru). Этот портал создан и поддерживается по заказу городского комитета по образованию и науке.

Центром осуществляется координация работ по совместной с Департаментом образования Пермской области программе «Вузы и регион» в части создания региональной сети дистанционного образования.

Информационно-образовательный центр ПГПУ функционирует как ресурсный центр процесса информатизации образования вуза, обеспечивая накопление, обработку и трансляцию как самих программных средств и комплексов для использования в образовательном процессе, так и образовательных продуктов, созданных на их основе. В планах центра: увеличение числа сотрудников, занимающихся сферой информатизации образования, что сделает возможным дальнейшее углубление и расширение наработок, связанных с современным образовательным программным обеспечением; выделение функций, связанных с дистанционным образованием в отдельный центр; разработка и реализация совместных программ с факультетами и кафедрами вуза; более масштабное участие в проектах городского комитета по образованию и науке и Департамента образования Пермской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.