Научная статья на тему 'Разработка и применение обучающих и контролирующих средств в региональных вузах: новый этап'

Разработка и применение обучающих и контролирующих средств в региональных вузах: новый этап Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТАПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧАЮЩИЕ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА / STAGES OF INFORMATION / EDUCATIONAL PROCESS / TRAINING AND SUPERVISING MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адамадзиев К. Р., Ахмедов С. А., Абдуллаев Г. Ш., Шувалов А. И., Адамадзиева А. К.

Рассмотрены этапы информатизации учебного процесса в региональных вузах на примере Дагестанского государственного университета. Показаны особенности и основные итоги двух прошедших этапов, а также проблемы высших учебных заведений, связанных с информатизацией образовательных процессов и разработкой и применение обучающих и контролирующих средств в региональных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and application of training and testing means in regional universities: a new stage

The stages of informatization of educational process in regional high schools on the example of the Dagestan state university are considered. The features and basic results of two past stages, and also the problems of higher educational institutions connected with the information of educational processes and development and application of training and supervising means in regional high schools are shown.

Текст научной работы на тему «Разработка и применение обучающих и контролирующих средств в региональных вузах: новый этап»

3. Громкова М. Т. Модульное обучение в системном образовании взрослых // Материалы сайта «Элитариум: Центр дистанционного обучения» // http://www.elitarium.ru/2005/09/06/modulnoe_obuchenie_ v_sistemnom_obrazovanii_vzroslykh.html

4. Кревский И. Г., Матюкин С. В. Инновационные технологии в управлении системой дополнительного профессионального образования. // Экономика и управление, № 8 (58). 2010. С. 91-95.

5. Кревский И. Г., Матюкин С. В., Осташков А. В. Подготовка специалистов в области инновационной деятельности с использованием образовательных технологий на основе модульных образовательных программ. // Менеджмент инноваций, 2009. №4. С. 276-287.

6. Кревский И. Г. Инновационные модели организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Менеджмент инноваций, 2008. №3. С.222-231.

7. Бершадский А. М., Белов А. А., Вергазов Р. И., Кревский И. Г. Актуальные проблемы компьютерного контроля знаний // Вестник компьютерных и информационных технологий, 2005. № 1. С. 40-48.

УДК 378.147

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ СРЕДСТВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗАХ: НОВЫЙ ЭТАП

К. Р. Адамадзиев, д. т. н., профессор, зав. кафедрой Информационных технологий и моделирования экономических процессов Тел.: (8722) 67 59 22, e-mail: [email protected] С. А. Ахмедов, д. т. н., профессор, декан факультета Информатики и информационных технологий Тел.: (8722) 67 59 10, e-mail: [email protected] Г. Ш. Абдуллаев, к.э.н., доцент, начальник Информационно-вычислительного центра Тел.: (8722) 67 50 28, e-mail: [email protected] А. И. Шувалов, к.п.н., доцент, Директор Кизлярского филиала Даггосуниверситета Тел.: (8239)2-11-95,(8239)2-11-01, e-mail:[email protected] А. К. Адамадзиева, к. э. н., доцент кафедры Прикладной информатики

и математических методов Тел.:(8722) 67 59 21, e-mail: [email protected] факультет Информатики и информационных технологий Дагестанский государственный университет http://www.dgu.ru

The stages of informatization of educational process in regional high schools on the example of the Dagestan state university are considered. The features and basic results of two past stages, and also the problems of higher educational institutions connected with the information of educational processes and development and application of training and supervising means in regional high schools are shown.

Рассмотрены этапы информатизации учебного процесса в региональных вузах на примере Дагестанского государственного университета. Показаны особенности и основные итоги двух прошедших этапов, а также проблемы высших учебных заведений, связанных с информатизацией образовательных процессов и разработкой и применение обучающих и контролирующих средств в региональных вузах.

Ключевые слова: этапы информатизации, учебный процесс, обучающие и контролирующие средства.

Key words: stages of information, educational process, training and supervising means.

Началом информатизации образовательного процесса в Дагестанском государственном университете можно считать конец 80-х - конец 90-х годов 20-го века, когда были созданы кафедры Информатики и Экономической кибернетики и открыта специальность «Информационные системы в экономике», оказавшие большое влияние на развертывание работ, связанных с информационными технологиями. Прошедший 20-летний период информатизации учебного

процесса условно можно разбить на три этапа: конец 80-х годов 20-го века - начало первого 10-летия 21-го века; первое 10-летие 21-го века; с 2011г.

Основные итоги первого этапа:

- состоялся первый выпуск экономистов-информатиков по специальности «Информационные системы в экономике» (1998);

- сформировалась кафедра «Экономической кибернетики» (с 1993 г. кафедра «Информационных технологий и моделирования экономических процессов»), которая из коллектива в семь человек, где лишь двое были ИТ-специалистами в экономике, в 1998г. превратилась в коллектив из 20 чел., в т. ч. одного доктора технических наук, 5-ти кандидатов экономических наук, 7-ми -аспирантов по заочной форме обучения и соискателей ученой степени кандидатов наук;

- каждым преподавателем кафедры ИТ и МЭП было освоено преподавание 3-4 новых дисциплин, а в целом по кафедре более 30 дисциплин; были созданы учебно-методическая и программная базы для преподавания ИТ-дисциплин (учебники, учебно-методическая литература, универсальные и профессиональные программные средства).

Наряду с подготовкой специалистов-профессионалов для информационных технологий на первом этапе проводилась работа по повышению уровня компьютерной подготовки студентов всех специальностей. Был создан ряд подразделений информационных технологий, обслуживающих учебный процесс: Интернет-центр, Информационно-вычислительный центр, Региональный центр новых информационных технологий в образовании, отдел дистанционного образования и др. Активная деятельность указанных подразделений позволила заметно расширить работы по встраиванию новых информационных технологий во все составляющие учебного процесса. В целом в университете и его ИТ-подразделениях к концу первого этапа имелось более 600 персональных компьютеров типа Pentium. Учебный процесс по всем дисциплинам компьютерного цикла обслуживали 16 классов ПЭВМ на 250 студенческих мест.

Одним из значительных событий стал ввод в эксплуатацию Internet-узла (октябрь 1999г.), который поднял на качественно новый уровень всю систему компьютерной подготовки. Создание Internet-классов на 100 рабочих мест обеспечил каждому преподавателю и студенту доступ к образовательным, научным и другим мировым информационным ресурсам. Началось создание собственных информационных Web-страниц, сайтов и образовательных серверов.

Широкое применение получили компьютерные обучающие и контролирующие программы, системы и комплексы. Наряду с тиражируемыми средствами разрабатывались и применялись созданные преподавателями и сотрудниками средства. Так, на двух экономических факультетах были разработаны и активно использовались в учебном процессе обучающие и контролирующие комплексы (ОКК). Обязательной составляющей всех видов ОКК являлись блоки по проведению тестового контроля и оценки степени усвоения изучаемого материала, в которые были заложены разные методики тестирования. В состав ОКК входила программная среда, разработанная на языках Delphi, Visual FoxPro, которая допускала встраивание в нее предметных областей различных дисциплин как экономического, так и неэкономического профиля. Комплекс был внедрен в учебный процесс в 2000 году. Впервые с использованием ОКК были проведены текущая аттестация, зачеты и экзамены по дисциплинам АРМ - экономиста, Информационные технологии в экономике, Экономико-математические методы и модели и др. в форме компьютерного тестирования по разработанному студентами специальности «Информационные системы в экономике» программному обеспечению «Экзаменатор».

Положительное воздействие на развитие информатизации в Даггосуниверситете оказал ежегодно проводимый в течение 10-ти лет Всероссийский конкурс по компьютерной деловой игре «Никсдорф-Индустрия» («Дельта»), проводимый фондом Хайнца Никсдорфа среди региональных вузов, в котором все годы принимали участие команды университета. При этом сам университет проводил региональный конкурс по этой деловой игре.

Своего рода подведением итогов первого этапа стало участие Даггосуниверситета во 2-й и 3-й Международных выставках-конференциях "Информационные технологии и телекоммуникации в образовании" (Москва, ВВЦ, 6-9 апреля 2000, 3-6 апреля 2001), на которых представленные от университета ОКК были награждены дипломами выставки, а их разработчики медалями ВВЦ, а также участие во II Международной научно-практической конференции «Учебник третьего тысячелетия: создание, издание, распространение» (СПб., 2002) .

Еще более значительная работа по информатизации образовательного процесса осуществлена в Даггосуниверситете на втором ее этапе. Отметим наиболее значимые из результатов и итогов этого этапа, связанные с информатизацией учебного процесса.

Разработана и функционирует информационно-образовательная среда униврситета - многофункциональная система, обеспечивающая все формы обучения, включая и дистанционное. Сформированы базы данных различных электронных компонентов обучающего и контролирующего характера: рабочих программ, учебников, учебных пособий, методических указаний и заданий для лабораторно-практических занятий, тематических и методических материалов по выполнению контрольных и курсовых работ, рефератов, тестовых материалов и др.

На образовательном сервере университета размещены большие объемы материалов учебного, методического и научного характера, доступные студентам, магистрам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам. Выполнены работы по разработке и апробированию технологий дистанционного обучения для студентов филиалов университета, расположенных в гг. Кизляр и Из-бербаш и др.

Учебный процесс обслуживают более 40 классов ПЭВМ на 700 рабочих мест, интернет-библиотека на 100 мест. В административных подразделениях университета, в деканатах, на большинстве кафедр имеются персональные компьютеры, всего в университете более 1300 шт. и более 40 серверов; имеется необходимое системное программное обеспечение. На этом этапе было создано более 10 кафедр, специализирующихся на преподавании дисциплин компьютерного цикла.

С 2000 года ведутся работы по международные проекты в рамках «Темпус», в частности завершен проект «Модернизация образования в сфере информационных и коммуникационных технологий в университетах Юга России», в рамках которого осуществлена модернизация шестнадцати дистанционных курсов по ИКТ, для группы студентов организована производственная практикой в вузах и предприятиях Евросоюза.

С 1993 года ведется подготовка ИТ-специалистов (информатиков-экономистов, математи-ков-программистов, физиков-информатиков, эконом-математиков др.). На втором этапе их подготовлено более 700 специалистов. Из них примерно 10-15 % работают за пределами республики в различных регионах: в г. Москва, регионах Южного федерального округа, в Тюменской области и др. Еще 40-45 % работают в ИТ-подразделениях органов управления и государственных учреждений. Остальная часть работает в других сферах экономики или занимаются бизнесом, не связанным с информационными технологиями.

Коллектив университета вплотную приступил к созданию новой методики организации образовательного процесса, основывающейся на ИТ, которая кардинально меняет характер и формы различных видов учебных занятий. Традиционная лекция трансформируется в ИТ-лекцию, составляющими которой становятся мультимедиа приложения, видео демонстрационные материалы и средства, интернет-контент.

В отличие от традиционных лекций ИТ-лекции позволяют: шире и глубже раскрывать содержание излагаемой темы за счет применения различных видов электронных средств и технологий обучения, а также ресурсов Интернет; расширить возможности использования табличной и графической информации и других иллюстрационных материалов, а также мультимедиа технологий; упростить процесс конспектирования и свести к минимуму затрачиваемое на него время; активизировать внимание студентов за счет оптимального сочетания излагаемого лекционного материала с показом видеоматериалов и использования интернет-контента.

На втором этапе активно велась работа со студентами по вопросам применения методов математического и компьютерного моделирования и информационных технологий при выполнении рефератов, домашних контрольных, курсовых и дипломных работ.

Так, по дисциплине «Сетевая экономика» применяется методика написания рефератов (реферат пишется исключительно по материалам из Интернет), сущность которой состоит в следующем:

- по тематике, разработанной на кафедре, используя Интернет осуществляется сбор материалов первоисточников; количество их должно составить в пределах 7-10, а общий объем материалов - 15-20 стр.;

- на основе реферата составляется статья или тезисы с объемом не более 3-5 стр.;

- составляются 5-10 тестов; тесты по всем темам объединяются в тестовый комплекс, по которому затем проводится тестирование студентов по изучаемому разделу дисциплины;

- каждый студент выступает с научным докладом с обязательным сопровождением видео демонстрационными материалами с элементами мультимедиа на семинарских занятиях, на занятиях научных кружков или на студенческих конференциях;

- наиболее удачные из статей рекомендуются к опубликованию в научных сборниках студенческих конференций.

По мнению авторов, написание рефератов является одним из наиболее эффективных форм самостоятельной работы студентов. Однако при этом существенно повышается нагрузка на преподавателя по руководству написанием рефератов и оценке их качества.

К разработкам ПО обучающего и контролирующего характера широко привлекаются студенты 4-5 курсов специальности Прикладная информатика в экономике. В частности, с их помощью разработаны мультимедиа курсы по дисциплинам «Информационные системы управления предприятием», «Сетевая экономика», «Разработка АРМ-экономиста», «Эконометрика», «Экономико-математические методы и модели», «Имитационное моделирование в экономике».

К числу значимых и знаковых итоговых результатов, с которыми Дагестанский государственный университет вступает в третий этап информатизации, можно отнести следующие:

- создание нового факультета - Информатики и информационных технологий (февраль 2010);

- проведение Первого IT-форума Республики Дагестан по инициативе Правительства республики, одним из основных организаторов которого выступил Даггосуниверситет (июнь 2010);

- компьютерная информационная система «Деканат», разработанная программистами информационно-вычислительного центра университета, с помощью которой второй год подряд промежуточный и итоговый контроль знаний студентов первых и вторых курсов осуществляется в форме компьютерного тестирования в on-line режиме;

- ежегодно проводимые с 2000 года региональные научно-практические конференции «Компьютерные технологии в науке, экономике и образовании» с публикацией их материалов, в рамках которых преподаватели и студенты специальности выступают с докладами, в т.ч. по вопросам, связанными с информатизацией учебного процесса;

- Программа информатизации Даггосуниверситета, разработанная на период 2010-2012 гг.

При разработке и внедрении новых информационных технологий в учебный процесс региональные вузы сталкиваются с рядом серьезных проблем, главными из которых, на наш взгляд, являются:

- острая нехватка финансовых средств,

- недостаточный уровень компьютерной подготовки профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала,

- отсутствие стимулов для разработчиков ИТ-средств и тех, кто занят их внедрением,

- перегруженность преподавателей аудиторными занятиями и острая нехватка времени для самообучения и участия в ИТ-проектах.

Литература

1. Адамадзиев К. Р. Применение информационных систем и технологий в вузовской и послевузовской подготовке экономистов // Материалы 2-й Международной выставки-конференции «Информационные технологии и телекоммуникации в образовании». -М.: ВВЦ, 2000.

2. Адамадзиев К.Р., Абдуллаев Г.Ш., Шахабутинов Я.М. Обучающе-контролирующие средства -важная составляющая системы открытого образования // Материалы 3-й Международной выставки-конференции «Информационные технологии и телекоммуникации в образовании». -М.: ВВЦ, 2001

3. Адамадзиев К.Р., Ахмедов С.А. Опыт создания и применения обучающих и контролирующих средств в региональных вузах // Учебник третьего тысячелетия: создание, издание, распространение: Материалы II Междунар. Науч.-практ. конф. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. -226 с.

4. Ахмедов С.А., Адамадзиев К.Р. Взаимодействие региональной власти и вузов в подготовке кадров для электронизации государственных структур и бизнеса // Материалы международной научнопрактической конференции «Электронная культура. Преодоление цифрового неравенства». -Астрахань: ООО «Типография «НОВА», 2008.

5. Ахмедов С.А., Адамадзиев К.Р., Шувалова А.И., Гаджиалиев Х.Б., Абдуллаев Г.Ш. Информатизация образовательного процесса и подготовка ИТ-кадров в региональных вузах: состояние, проблемы // Материалы XXXVI Международной конференции и дискуссионного научного клуба «Информационные технологии в науке, социологии, экономике и бизнесе». Приложение к журналу «Открытое образование». -Украина, Крым, Ялта-Гурзуф, 20-30 мая, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.