Научная статья на тему 'Информационные компьютерные технологии в образовании'

Информационные компьютерные технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7005
653
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные компьютерные технологии в образовании»

у. ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

А.К. Колесников, Е.В. Оспенникова

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Новое качество образования может быть достигнуто в условиях значительного расширения информационного пространства студентов и преподавателей, его содержательного и структурного обновления, а также в условиях открытости и доступности источников информации. Глобальная информационная сеть с ее масштабным контентом и уникальным инструментарием его обработки является эффективным средством обеспечения таких условий.

Мы стоим на пороге образовательной революции, результатом которой станут значительные изменения во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в учении. Современная образовательная среда, дополненная новой виртуальной компонентой, придает учебно-воспитательному процессу особое качество: он обретает для каждого учащегося территориальную и временную независимость. Основанные на использовании компьютерных технологий современные средства обучения обеспечивают иной более высокий уровень информированности человека, а соответственно, его образованности и социальной свободы.

Информационная культура (грамотность и компетентность) - залог успешности будущего специалиста. Цели и содержание образования должны измениться в соответствии с требованиями современного информационного общества. Новым ориентиром в подготовке кадров является формирование у выпускников вузов адекватной уровню развития общества информационной культуры, которая включает в себя широкое использование наряду с ресурсами традиционных источников информации ресурсов виртуальной информационной среды. При этом речь идет не только о развитии у студентов умений и навыков использования информационных компьютерных технологий (ИКТ) в собственной учебной деятельности. Наряду с ИКТ-грамотностью, необходимой для успешного овладения предметом учения, важно воспитывать у молодого человека и другие составляющие его информационной культуры (информированность, информационную активность, информационное мировоззрение), более того, обеспечивать у него в итоге становление культуры непрерывного учения.

Необходимо осознать, что сегодня успехи в информатизации образовательного процесса в вузе есть один из показателей высокого уровня развития его научного и учебнометодического потенциалов. Достижения в технологической оснащенности любого высшего учебного заведения на базе широкого использования средств ИКТ свидетельствуют

© А.К. Колесников, Е.В. Оспенникова, 2005

и об его экономической конкурентоспособности, поскольку являются показателем успешной интеграции в консорциум вузов, включенных в процессы разработки учебных ресурсов нового поколения и предоставления населению на этой основе различных образовательных услуг.

Научное и научно-педагогическое знание, квалифицированные молодые специалисты - вот главные продукты образовательной, научной и экономической деятельности высшей школы. Практика использования ИКТ (как в вузе в целом, так в его отдельных подразделениях) в известной мере определяет готовность высшего учебного заведения к интенсификации производства новых знаний и повышению качества подготовки специалистов. От этого существенно зависит престиж вуза, его настоящее и будущее экономическое состояние.

ИКТ является одной из движущих сил развития современного образовательного учреждения. Невнимание к проблеме внедрения информационных технологий в обучение в настоящее время недопустимо, поскольку грозит любому учебному заведению хроническим отставанием по основным показателям качества его развития. Есть опасность оказаться в современном образовательном сообществе «по другую сторону цифрового барьера». Важно понимать, что в условиях высоких темпов информатизации общества в целом разрыв между теми, кто освоил и внедрил компьютерные технологии в свою профессиональную деятельность, и теми, кто оказался вне этого процесса, нарастает стремительно и может оказаться непреодолимым.

Модернизация системы образования на основе широкого использования новых информационных технологий обучения не устраняет необходимость решения его традиционных проблем. Но благодаря уникальной специфике новой информационной среды использование ИКТ обеспечивает более высокое качество их решения. В этом смысле новые информационные технологии являются одним из наиболее эффективных средств модернизации образовательного процесса в вузе, на которые мы возлагаем большие надежды.

За последние годы произошли существенные сдвиги в решении вопросов информатизации системы высшего и среднего образования. Значительно улучшилась материальная база образовательных учреждений. Благодаря активности специалистов в области создания инструментария для функционирования новой среды профессиональной деятельности педагогов, а также соответствующим усилиям корпуса преподавателей разработано большое количество программных средств и электронных материалов учебного назначения. Действующий на сегодня в системе образования и в секторе индивидуального пользования парк компьютеров, объем и качество ресурсов учебного назначения позволяют оценить виртуальную среду как подготовленное к полномасштабному использованию средство повышения эффективности обучения. Созданы реальные предпосылки для перехода высшей и средней школы к массовому использованию ИКТ в учебном процессе.

Пермский государственный педагогический университет, как и многие другие педагогические вузы России, включен в процесс информатизации системы образования. Его

кадровый потенциал и техническая оснащенность создают необходимые условия для достижения на этом направлении значимых результатов.

Важно оценить текущую для Университета ситуацию в области применения компьютерных технологий обучения и сориентироваться в выборе ближайших и перспективных целей информатизации образовательного процесса в вузе.

За последние годы существенно возросла обеспеченность факультетов Университета компьютерной техникой. На сегодня в вузе функционирует несколько компьютерных классов, на многих факультетах имеется современная проекционная аппаратура. Рост оснащенности учебных аудиторий современной электронно-вычислительной техникой продолжается. Материально-техническое обеспечение информатизации образовательного процесса в вузе является одним из приоритетных направлений его деятельности.

Аппаратные средства, к сожалению, быстро «стареют». Каждое новое финансовое вливание в процесс информатизации учебных подразделений вуза должно быть эффективным и окупаться ростом качества образовательного процесса. Дорогая и быстро «стареющая» техника не должна простаивать или использоваться не в полном объеме. Это обстоятельство в известной мере является основанием для регулирования (умеренного сдерживания) процессов массового приобретения компьютеров. Приоритет отдается наиболее активно развивающимся подразделениям Университета. Действительно, в настоящее время преподавательский корпус вуза находится в исключительно сложном положении. Внедрение ИКТ в учебный процесс вынужденно осуществляется параллельно с процессом освоения преподавателями базовых ИКТ-умений и приобретением ими начального опыта использования новых технологий в собственной профессиональной деятельности. Эта ситуация характерна для большинства вузов России. Необходимо как можно быстрее пройти этот сложный этап. Впоследствии процессы приобретения и обновления компьютерных классов в вузе должны измениться как по темпам, так и по политике приоритетов.

На начальном этапе массового освоения преподавателями новых средств обучения имеет смысл сконцентрироваться на следующих направлениях работы:

1. Привлечение к деятельности по совершенствованию образовательной практики вуза на основе применения ИКТ профессионалов высокого класса, создание гибкой системы стимулов их инновационной деятельности. Целенаправленная поддержка отдельных наиболее перспективных образовательных проектов, связанных с использованием новых информационных технологий.

2. Поиск, освоение и пропаганда эффективных методик и технологий обучения на основе использования современной компьютерной техники. Особую роль в этом направлении должны сыграть учебно-методический отдел, информационно-образовательный центр ПГПУ и вновь созданная кафедра мультимедийной дидактики и информационных технологий обучения.

3. Гибкий подход к организации образовательного процесса, учитывающий уровень готовности преподавательского коллектива к применению ИКТ в преподавании, с одной стороны, и степень аппаратного обеспечения учебного процесса - с другой. Это может выражаться в соответствующей корректировке учебных планов и программ, предпола-

гающей постепенное внедрение ИКТ в практику обучения студентов. Поэлементное и поэтапное освоение новых средств обучения может быть достигнуто в рамках организации элективных курсов и курсов дополнительной образовательной подготовки молодых специалистов, в процессе руководства их самостоятельной учебной и научной работой, в ходе переподготовки педагогических кадров и т.д. Это обеспечит плавный и устойчивый рост у преподавателей вуза опыта применения компьютерных технологий в обучении и впоследствии приведет к полномасштабному использованию ИКТ в системе вузовского образования.

Для успешного становления опыта использования новых информационных технологий в деятельности преподавателей и студентов вуза важны:

• создание материально-технических и организационных условий для внедрения ИКТ в учебный процесс;

• целенаправленное формирование банка цифровых образовательных ресурсов, среди которых особое место должны занимать ресурсы собственного производства;

• организация широкого доступа студентов и преподавателей к компьютерной технике, обеспечение выхода в глобальную информационную систему Интернет;

• создание условий для систематического общения участников образовательного процесса (в том числе с использованием его сетевых форм) с целью обмена опытом работы в области применения ИКТ в педагогическом процессе.

Поскольку для современной информационной среды характерны стремительные и непрерывные изменения, профессорско-преподавательский корпус вуза в этой ситуации должен стать перманентно обучающимся сообществом. В этой связи целесообразно поддержать деятельность ИОЦ Университета, отдельных кафедр вуза по пропаганде опыта применения ИКТ в преподавании. Важно закрепить и расширить практику проведения общевузовских и кафедральных учебных семинаров соответствующей тематики, тематических заседаний УМО, круглых столов и т.д. Перспективной, на наш взгляд, является организация на базе педагогического университета научно-практических конференций (межвузовских региональных и всероссийских) по проблемам использования новых информационных технологий в образовании. Обмен профессиональной информацией будет способствовать росту качества программ обучения, увеличению числа конкурентоспособных на рынке образовательных услуг цифровых учебных ресурсов, подготовленных преподавателями Университета.

Определим наиболее перспективные линии внедрения ИКТ в систему вузовского обучения.

1. Создание учебно-методической базы для внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс в системе очного обучения и на заочном отделении.

Пополнение базы электронных учебных ресурсов может достигаться за счет приобретения программных продуктов, представленных на образовательном рынке России, а также за счет развития системы авторских цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Опыт создания преподавателями Университета собственных ЦОР для всех уровней образования (дошкольного, начального общего и среднего общего (полного) образования, профессионального педагогического образования) необходимо активно наращивать. Это могут быть:

• электронные копии учебных материалов и УМК учебных дисциплин и отдельных учебных занятий,

• программные продукты (программно-педагогические средства) различных форм и жанров.

Необходима интенсификация усилий преподавательского корпуса по созданию образовательных ресурсов нового поколения как для очного обучения, так и для его заочной формы. Возникает проблема стимулирования деятельности преподавателей и сотрудников Университета в данном направлении. Одним из значимых источников финансовой поддержки этой деятельности является участие научных коллективов кафедр вуза в региональных конкурсах, а также конкурсах РГНФ, НФПК и Минобразования России по проблемам использования ИКТ в системе образования и создания соответствующей ресурсной базы.

2. Совершенствование программ обучения специалистов в высшей педагогической школе.

Это направление деятельности преподавательского корпуса Университета предполагает уточнение стратегии подготовки педагогических кадров с учетом задач информатизации системы среднего образования. Обновление содержания программ обучения должно предполагать подготовку молодых педагогов к использованию ИКТ во всех видах их профессиональной деятельности: учебно-воспитательной, научно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительной, коррекционно-развивающей, организационно-управленческой.

В условиях корректировки стандартов образования для высшей педагогической школы необходимо сохранить высокий уровень профессионализма в преподавании тех разделов учебных программ предметных методических курсов, которые связанны с использованием современных аудиовизуальных средств обучения и компьютерных технологий преподавания. Следует различать техническую, технологическую составляющие разделов «ТАСО» и «ИКТ», с одной стороны, и их методическую компоненту - с другой. Важно добиваться высокого качества усвоения молодыми специалистами названных составляющих данных разделов. Имеет смысл найти новые (или сохранить имеющиеся) возможности для преподавания этих разделов предметных методических курсов специалистами с соответствующим профилем подготовки.

При разработке программ обучения важно обратить внимание на то, чтобы подготовка педагогов в вузе велась на основе использования тех же методов обучения, которые будут применяться ими в системе школьного образования. Такой подход обеспечивает более глубокое осознание студентами полезности и необходимости применения новых технологий в своей профессиональной деятельности, формирует у них начальный опыт рационального использования ИКТ в учебном процессе. Погружение в период ву-

зовского обучения в предметную виртуальную среду способствует развитию у студентов предметных ИКТ-умений, создает условия для формирования у них техники моделирования педагогических решений с использованием новых информационных технологий, что в итоге поднимает их профессиональную культуру на новый качественный уровень.

3. Совершенствование методики и технологии обучения молодых специалистов, развитие системы форм организации учебного процесса на основе средств ИКТ.

Новые технологии разрушают привычные рамки образовательного процесса, ведут к обновлению образовательных традиций. Очевидно, что со временем некоторые учебные ресурсы, соответствующие им средства обучения исчерпают свой потенциал и выйдут из обращения.

Изменения в целях образовательной подготовки, новый уровень оснащенности учебного процесса требуют проектирования иных методических подходов к преподаванию и соответственно разработки новых технологий потребления знаний. Должны непременно произойти изменения не только программ, но и методик обучения, а также организационных форм построения учебного процесса. При этом важно понимать, что само по себе ИКТ не повысит качество преподавания. В разработке собственного образовательного виртуального контента и отборе «готовых» программно-педагогических средств (ППС) для учебного процесса следует исходить из заранее продуманной общей концепции их использования в образовательной практике, а также методики и технологии применения на конкретном учебном занятии.

В первую очередь целесообразно обратить внимание на использование компьютерной техники на лекционных занятиях. Виртуальная среда позволяет обеспечить многообразие форм представления информации на начальном этапе ее восприятия, что существенно облегчает процессы формирования у слушателей адекватных представлений об изучаемых объектах и процессах. С точки зрения психологии восприятия и усвоения информации новая среда обучения с ее уникальными возможностями к моделированию реалий активно поддерживает процессы «интериоризации» материальных объектов и действий (создания во внутреннем плане их наиболее точных образов внешнего мира), а также процессы «экстериоризации» (перенос внутренних образов в виртуальную среду и далее их проецирование на реальный мир объектов и действий). В новой информационной среде эти процессы становятся в значительной степени более контролируемыми и управляемыми. Психологическая ценность динамического моделинга как специфического свойства новой среды обучения существенным образом меняет сознание обучаемых: растет не только адекватность восприятия ими предмета учения, но и формируется многомерность восприятий и представлений, развивается воображение и способность к прогнозированию, растет надежность прогнозов и пр. Это свойство среды должно привести к очень серьезным изменениям в качестве обучения. Именно оно является одним из главных оснований для ожиданий существенного повышения качества образования в условиях применения ИКТ.

Следует правильно оценить и далее грамотно реализовывать возможности новых средств обучения на практических и лабораторных занятиях.

Современные цифровые образовательные ресурсы развиваются в плане широкого применения интерактивного трехмерного моделирования. Технологии компьютерного моделирования в сочетании с яркой визуализацией его результатов позволяют реалистично отображать на экране природные и социальные процессы. Как правило, это качественно точные и реалистично реагирующие на действия пользователя динамические виртуальные объекты. Фактически это начало обучения в условиях виртуальной реальности, которая позволяет учащимся погрузиться в близкую к объективной действительности среду обучения, а также попасть в ранее недоступные среды (например, в микро- и макропространства). Инструментарий виртуальной среды позволяет пользователю не только находить и извлекать необходимую учебную информацию, но и оперативно обрабатывать ее, пользоваться различными способами ее визуального представления. Является дидактически ценной игровая компонента виртуальной среды (ролевые, деловые, сюжетные игры) с предоставлением учащимся возможностей: самостоятельного моделирования исследуемых ситуаций, систематизации и обобщения информации, планомерной отработки учебных действии и операций и др.

Комплексное использование потенциала новой информационной среды на лекционных, практических и лабораторных занятиях ведет в конечном счете к формированию у студентов адекватных и наглядных представлений о содержании и структуре предмета учения, способствует не только качественному усвоению знаний, но и становлению у них опыта их применения в решении практических задач.

Использование ИКТ в обучении должно со временем изменить саму организацию учебного процесса. Поскольку обновляются виды деятельности обучаемых, то будет соответственно меняться система форм построения учебных занятий.

Эти изменения непременно коснутся практики организации самостоятельной работы студентов. Еще только предстоит оценить в полной мере новые возможности организации самостоятельной работы с использованием цифровых технологий обучения. Направляющей основой организации самостоятельной работы учащихся могут стать сайты факультетов и кафедр. Необходимо их создание и наполнение электронными дидактическими, учебно-методическими, контрольно-измерительными материалами, поддерживающими практику самообразования студентов. Интересны в этой связи телекоммуникационные проекты как одно из направлений организации самостоятельной деятельности учащихся на основе ИКТ.

Использование средств ИКТ целесообразно в научной работе студентов при выполнении курсовых и дипломных проектов. Новые технологии в организации исследовательской деятельности студентов мобилизуют их педагогическое творчество, открывают возможность для педагогических инноваций. Одним из очевидных направлений прикладных исследований будущих учителей является разработка цифровых образовательных ресурсов для средней общеобразовательной школы.

4. ИКТ в контроле и оценке профессиональных знаний и умений будущих учителей.

Трудно переоценить возможности ИКТ в системе мониторинга учебных достижений студентов. В вузе должна активно развиваться практика использования современных

средств оценивания результатов обучения (тестирование, рейтинг, «портфолио»). Важна разработка содержательной основы для средств оценивания знаний и умений обучаемых на основе ИКТ. Оценку учебных достижений студентов следует выполнять, прежде всего, на основе диагностики уровня понимания студентами предмета учения и практического использования приобретенных знаний и умений в решении профессиональных задач (компететностный подход). Отметим, что работа преподавателей в этой сфере применения ИКТ в обучении в нашем Университете уже началась.

5. Повышение профессионализма преподавателей Университета в области использования ИКТ.

Нет сомнения в том, что преподаватель высшей школы должен иметь представление о способах практического использования систем искусственного интеллекта и информационных систем, обеспечивающих автоматизацию процессов накопления, обработки и передачи информации (т.е. фактически о способах оперативного управления информационными потоками), и о способах реализации мультимедиатехнологий обучения в своей профессиональной деятельности. Эти задачи стоят сегодня перед многими преподавателями Университета и определяют, в сущности, направления повышения их профессиональной квалификации в области освоения ИКТ на ближайшие годы.

Коллективу вуза необходимо повышать свою профессиональную компетентность не только в области освоения базовых ИКТ-умений. Важно сосредоточить внимание и на изучении вопросов компьютерной психологии (взаимодействие обучаемого с виртуальной средой), компьютерной дидактики (ИКТ в системе методов и форм организации учебного процесса), компьютерной этики (нормы взаимодействия субъектов в новой информационной среде), а также проблемах социальных последствий компьютеризации.

Профессорско-преподавательский коллектив вуза должен стать носителем идей обновления образовательного процесса на основе широкого применения современных компьютерных технологий в различных его областях, однако, непременно при условии бережного сохранения и приумножения лучших традиций классической педагогической школы.

6. Переподготовка педагогических кадров. Повышение квалификации учителей.

Развитие и распространение информационных и коммуникационных технологий в

сфере образования изменяет структуру профессионально-педагогической занятости и трудоустройства, способствует появлению в образовании новых педагогических профессий. В современных образовательных учреждениях оказываются востребованными специалисты в области прикладной информатики. Овладение выпускниками педагогического вуза дополнительными педагогическими специальностями (педагог-технолог по применению ИКТ в сфере образования, школьный технолог по созданию электронных средств обучения, школьный технолог по электронному мониторингу и управлению качеством обучения, технолог по коммуникационным технологиям в системе среднего общего образования, тьютор ДО, сетевой методист и др.) - требование времени. Это должно учитываться в системе очного обучения в содержании вузовских предметных курсов, в структуре и содержании учебных планов, в конечном счете, в системе лицензи-

рованных педагогических специальностей. С учетом этих тенденций должна проводиться и переподготовка педагогических кадров.

Является необходимым существенное обновление программ переподготовки учителей. Важно совершенствовать методы и формы такой работы. Традиционные подходы к подготовке учителей могут быть частично обновлены за счет системы дистанционного обучения. Следует использовать Web-технологии, кейс-технологии дистанционного образования, а также их комбинированные варианты.

7. ИКТ и совершенствование воспитательной работы в вузе.

Может быть очень интересным и полезным опыт использования новых информационных технологий в воспитательной работе. С этой целью следует создавать и «наполнять» соответствующими материалами сайты различных подразделений Университета, непосредственно связанных с организацией внеучебной работы студентов. Полезной в этой связи будет организация на сервере Университета сайта, поддерживающего различные направления внеучебной деятельности студентов. Следует приветствовать создание в вузе сетевых образовательных сообществ, а также контакты с другими (внешними, в том числе зарубежными) образовательными сообществами. Это позволяет молодым людям найти партнеров со сходными интересами, дает возможность установить диалог и обмениваться опытом учебной, творческой, а также досуговой деятельности.

Организующим началом в этой деятельности могут стать университетская студенческая электронная газета, электронные студенческие вестники факультетов, задающие на своих Web-страницах содержание внеучебной деятельности студентов и отражающие ее наиболее интересные результаты.

Глобальная сеть, безусловно, способствует распространению знаний, установлению контактов между людьми, но при этом увеличивается опасность конфликта ценностей и норм субъектов, действующих в новой информационной среде. Важны эффективные механизмы защиты информационной среды, необходимым является воспитание у пользователей соответствующей культуры общения в новой среде.

Итак, названы наиболее важные для современного этапа развития Университета направления использования ИКТ в его образовательной практике. Что может служить показателями качества учебно-воспитательного процесса в сфере применения ИКТ? Назовем основные показатели:

• нормативное обеспечение использования ИКТ в образовательном процессе вуза;

• включенность направлений освоения и использования ИКТ в учебные планы и программы курсовой подготовки студентов;

• аппаратное обеспечение образовательного процесса;

• наличие в Университете лекционных и учебных лабораторий, специализированных классов, приспособленных для полномасштабного и комплексного использования компьютерной техники в образовательной деятельности подразделений вуза;

• наличие и темпы развития программного обеспечения учебного процесса;

• доступ к глобальной информационной сети Интернет и сетевым средствам коммуникации;

• уровень квалификации преподавателей, включая уровень владения новыми технологиями обучения с использованием ИКТ, темпы роста квалификации преподавательского корпуса;

• информатизация системы административного документооборота, в том числе документов, регламентирующих учебный процесс, формирующих и контролирующих его содержание и качество.

* * *

Внедрение информационных компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс постепенно разворачивается в нашем вузе в полномасштабную деятельность. Есть основание надеяться на успешность информатизации образовательной деятельности Университета. Выход в свет первого номера Вестника ПГПУ в серии «Информационные компьютерные технологии в образовании», включающего описание результатов научно-методических исследований, а также обобщение опыта работы преподавателей вуза по применению новых технологий обучения, демонстрирует факт активной работы подразделений вуза в данном направлении.

Желаю успехов!

Ректор ПГПУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.