5. Сайфутдинова Г.Б., Козелков О.В., Тактамышева Р.Р., Усачев С.С. Педагогические условия повышения мотивации студентов вузов к учебной и научно-исследовательской работе посредством ИКТ // Казанский педагогический журнал, 2015. № 5 (Ч. 2). С. 300-304.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ
ОБРАЗОВАНИИ Дунаева Т.Ю.
Дунаева Татьяна Юрьевна - кандидат биологических наук, доцент,
кафедра экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань
Аннотация: применение информационной технологии необходимо для повышения качества учебного процесса, организованные лекции и семинары с использованием информационных технологий позволяют студентам быть активными на занятиях, повышают уровень знаний и развивают стремление к самостоятельной подготовке. Ключевые слова: информационная технология, интерактивная доска, электронные учебники.
УДК 17.018.22
В XXI веке процессы информатизации общества продолжаются. Именно технологический прогресс способствует эволюции образовательной деятельности, который характеризуется применением и массовым распространением современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). С распространением цифровых технологий обучение принимает формы непрерывного, индивидуально -ориентированного, гибкого и динамичного процесса. Важность использования ИКТ в процессе подготовки бакалавров и особенно магистров отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования, в части функционально-целевых условий самоорганизации, самостоятельной работы студентов и социальных условий для формирования общекультурных компетенций у студентов [1, с. 197-200].
Актуальность использования информационных технологий в образовательном процессе в вузе обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования и практической потребностью в использовании в высших образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Модернизация учебного процесса требует перехода к активным - индивидуальным, самостоятельным формам работы, организации студентов. Этому, может способствовать внедрение в учебный процесс информационных компьютерных технологий и цифровых образовательных ресурсов.
В последние годы учебные заведения, в том числе и высшего образования, широко используют компьютерное оборудование и Интернет. Во-первых, при использовании технических средств и Интернет доступнее работа с интерактивными лекциями, слайдами, проведение виртуальных практических работ, повышается заинтересованность студентов. Во-вторых, при сдаче промежуточного контроля, итоговой аттестации применяют онлайн тестирование, что экономит время преподавателя и студента.
На наш взгляд, именно владение навыками использования информационных и коммуникационных технологий преподавателями вузов является основой повышения качества образования. Применение средств ИКТ для создания учебно-методического
обеспечения позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Компетентное использование ИКТ преподавателем увеличивает педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала студента. С помощью компьютерного оборудования доступнее становятся учебная и научная литература, студенты имеют возможность готовиться по электронным пособиям и монографиям. Для преподавателя электронные пособия - это ежедневная развивающая методическая система, эффективная и модернизируемая в процессе обучения. С помощью компьютерного оборудования и Интернет формируется новое мышление студента, что открывает ему путь к развитию профессиональных потенциалов. В современном информационном обществе, выработка у обучающихся навыков мышления и развитие компьютерного обучения для формирования общих закономерностей можно рассматривать в качестве эффективного распространения педагогических технологий. Преподаватель, который освоил работу с компьютерным оборудованием и Интернет, более доступен аудитории. И при изложении нового материала возможен совместный анализ вопросов по освоению дисциплины. Однако у профессорско-преподавательского состава ИКТ как дополнение к методике преподавания не особенно распространены. Преподаватели интернет-сервисы используют только по необходимости. В основном подобный взгляд преподавателей связан с отсутствием навыка, дополнительного времени и экономической мотивации [2, с. 303-304]. Есть и прогрессивный опыт, который дает представление о положительном эффекте использования ИКТ в целом и социальных сетей в частности в обучении и ответное желание студентов к реализации подобных занятий.
В рамках изучения дисциплин можно использовать ИКТ несколькими способами, например, организовывая специальные группы в социальных сетях которые позволяют студентам решать самостоятельные задания и самим оценивать свои работы, ставить «лайк», голосовать за лучшие материалы. Преподаватель может создать мастер-классы для студентов в открытых лекциях, что даст возможность видеосопровождения. Кроме того высокий рейтинг использования интернет-портала вуза важен, а лучший способ его повышения - использование веб-ресурса учреждения, работая со студентами онлайн. В рамках дисциплин в системе онлайн студенты получают опыт создания и ведения тематических групп в социальной сети. Этот метод может использоваться для любой категории дисциплин, необходимо продумать концепцию группы-паблика, а также вести тему в течение семестра. Нужно отметить, что некоторые дисциплины, преподаваемые в высшей школе, более других нуждаются в интернет-сопровождении, в первую очередь дисциплины социогуманитарного направления. Информационный продукт и его подготовка - это важная составляющая современного образования. Интернет-обучение мотивирует студента к активности, к самостоятельной образовательной деятельности, а это и есть основная цель современного конкурентоспособного выпускника [3, с. 797-801].
Таким образом, преподавание с помощью компьютерной технологии и интернет-ресурсов в учебном процессе повышает заинтересованность в дисциплине, помогает организовать индивидуальную работу студентов, так же содействует развитию культуры обучения, организации самостоятельной работы учеников, особенно студентов и создает благоприятные условия для повышения интереса к предмету. Преподаватель на занятиях, применяя информационные технологии, готовит активных, конкурентоспособных, знающих специалистов.
Список литературы
1. Сайфутдинова Г.Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров -энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогуманитарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11 (65). Ч. II. С. 197-200.
72
2. Сайфутдинова Г.Б., Козелков О.В., Тактамышева Р.Р., Усачев С.С. Педагогические условия повышения мотивации студентов вузов к учебной и научно-исследовательской работе посредством ИКТ // Казанский педагогический журнал, 2015. № 5 (Ч. 2). С. 300-304.
3. Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Загребина Е.И. Диагностика формирования компетенций студентов в вузе // Фундаментальные исследования, 2015. № 2. Ч. 4. С. 797-801.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА (ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ) Дунаева Т.Ю.
Дунаева Татьяна Юрьевна - кандидат биологических наук, доцент,
кафедра экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань
Аннотация: в статье рассматривается формирование социальной политики государства на фоне изменений в законодательстве с 1917 года. Ключевые слова: законодательная инициатива, социальный аспект.
УДК 347.4
Рассматривая формирование семейного законодательства в России сразу после октябрьского переворота и до наших дней можно выделить несколько этапов.
Первый этап - с 1917 по 1922 гг. - характеризуется принятием первых актов, закрепивших полное юридическое равноправие мужчин и женщин, вводятся (впервые в правовой истории России) новые брачные нормы. Так из семейно-брачного права были удалены религиозные институты, введен гражданский брак как единственно имеющий юридическую силу и им определялись имущественные отношения супругов, было объявлено о праве женщины на аборт (то есть были законодательным образом урегулированы репродуктивные права женщин), вводились выплаты по уходу за ребенком. Кроме прав, были заявлены и обязанности. Статья 18 Конституции 1918 года признавала труд обязанностью всех граждан Республики. Высвобождение женщин от работы по домашнему хозяйству должно было осуществляться через развитие сети домашних кухонь, столовых, яслей, но их не хватало, итог - к середине 1930-х гг. в России впервые возникла демографическая проблема, связанная в первую очередь с урбанизацией сельского населения, голодом 1930-х гг. и вовлечением женщин в производственную сферу.
Второй этап - 1930 - 1940 гг. характеризуется провозглашением Конституции 1936 года, где «женский» вопрос был раз и навсегда решен в пользу «прекрасного настоящего» советской женщины и в силу демографических проблем предусматривал возвращение к традиционным семейным ценностям. Сталинское правительство провозглашало: государственную охрану интересов матери и ребенка. Но на самом деле это была только декларация, яслей, детских садов, домовых кухонь не хватало. В 1936 году из-за разразившегося демографического кризиса был запрещен аборт [1, 2, 3].
Третий этап - 1941-1945 гг. связан с началом Великой Отечественной войны. Продолжается возрождение семейных ценностей как решение демографической проблемы, в 1944 году усложнена процедура развода, запрещено установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака. Матерям предоставлялись денежные выплаты за каждого рожденного ребенка, матери героини награждались орденами, повсюду строились роддома и ясли, однако их не хватало.