2. Сайфутдинова Г.Б., Козелков О.В., Тактамышева Р.Р., Усачев С.С. Педагогические условия повышения мотивации студентов вузов к учебной и научно-исследовательской работе посредством ИКТ // Казанский педагогический журнал, 2015. № 5 (Ч. 2). С. 300-304.
3. Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Загребина Е.И. Диагностика формирования компетенций студентов в вузе // Фундаментальные исследования, 2015. № 2. Ч. 4. С. 797-801.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА (ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ) Дунаева Т.Ю.
Дунаева Татьяна Юрьевна - кандидат биологических наук, доцент,
кафедра экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань
Аннотация: в статье рассматривается формирование социальной политики государства на фоне изменений в законодательстве с 1917 года. Ключевые слова: законодательная инициатива, социальный аспект.
УДК 347.4
Рассматривая формирование семейного законодательства в России сразу после октябрьского переворота и до наших дней можно выделить несколько этапов.
Первый этап - с 1917 по 1922 гг. - характеризуется принятием первых актов, закрепивших полное юридическое равноправие мужчин и женщин, вводятся (впервые в правовой истории России) новые брачные нормы. Так из семейно-брачного права были удалены религиозные институты, введен гражданский брак как единственно имеющий юридическую силу и им определялись имущественные отношения супругов, было объявлено о праве женщины на аборт (то есть были законодательным образом урегулированы репродуктивные права женщин), вводились выплаты по уходу за ребенком. Кроме прав, были заявлены и обязанности. Статья 18 Конституции 1918 года признавала труд обязанностью всех граждан Республики. Высвобождение женщин от работы по домашнему хозяйству должно было осуществляться через развитие сети домашних кухонь, столовых, яслей, но их не хватало, итог - к середине 1930-х гг. в России впервые возникла демографическая проблема, связанная в первую очередь с урбанизацией сельского населения, голодом 1930-х гг. и вовлечением женщин в производственную сферу.
Второй этап - 1930 - 1940 гг. характеризуется провозглашением Конституции 1936 года, где «женский» вопрос был раз и навсегда решен в пользу «прекрасного настоящего» советской женщины и в силу демографических проблем предусматривал возвращение к традиционным семейным ценностям. Сталинское правительство провозглашало: государственную охрану интересов матери и ребенка. Но на самом деле это была только декларация, яслей, детских садов, домовых кухонь не хватало. В 1936 году из-за разразившегося демографического кризиса был запрещен аборт [1, 2, 3].
Третий этап - 1941-1945 гг. связан с началом Великой Отечественной войны. Продолжается возрождение семейных ценностей как решение демографической проблемы, в 1944 году усложнена процедура развода, запрещено установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака. Матерям предоставлялись денежные выплаты за каждого рожденного ребенка, матери героини награждались орденами, повсюду строились роддома и ясли, однако их не хватало.
Четвертый этап - период «оттепели» в 1955 году был легализован аборт (только для женщин старше 35 лет, имеющих двух и более детей). В 1965 году - облегчена процедура развода, в 1967 году - отрегулировано положение с алиментными обязательствами. В 1968 году на законодательном уровне было введено понятия «счастливое материнство и детство» и «поощрение материнства» [4, С. 13-14]. В свою очередь холостяки и бездетные облагались налогом.
Пятый этап - 1970-1991 гг. характеризуется обобщением и систематизацией законодательства в отношении матери и ребенка. Конституция СССР 1977 года, как и предыдущая Конституция 1936 года, предусматривала за женщиной исполнение нескольких ролей - обязанностей: роль «гражданки-труженицы-матери» (Л.Н. Завадская) которая была обеспечена государственной системой, позволявшей совмещать работу с материнством. В 1981 году был введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года, в 1989 году - до 1,5 лет и неоплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста 3-х лет [4, с. 13-14].
Шестой этап - 1991 - 2000 гг. переходный период усугубил ситуацию. По выводам Л.Н. Завадской в переходный период «Женщины-матери стали первыми, кто вынужден был искать и менять работу. Они стали первыми, кто вынужден был идти на рынок труда в поисках работы не по специальности» [4]. В Конституции 1993 года в ч. 2 ст. 7 закреплено, что «в Российской Федерации... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...». Пункт 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [5]. Впервые в правовой практике России появился институт отцовства, теперь возможности мужчин и женщин в реализации родительства обеспечивались институтами гражданского общества и дополнительными мерами поддержки государства.
Седьмой этап - 2007 и последующие годы отражает стремления государства улучшить демографические показатели. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Российской Федерации 40,7 млн. семей состоит из 2 и более человек. Число супружеских пар, в которых оба супруга моложе 30 лет, составляет 3,1 млн семей. Семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляют 43 процента общего количества семей (17,3 млн семей). В 2013 году по сравнению с 2006 годом более чем на 28 процентов увеличилось число родившихся и составило 1895,8 тыс. детей. Повысилась доля вторых и последующих рождений в общем количестве рождений, суммарный коэффициент рождаемости в 2013 году достиг 1,707. Позитивным изменениям в демографическом положении страны, по мнению экспертов, стали монетарные факторы: введение материнского (семейного) капитала, более 5 млн семей получили государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, из них 50 процентов семей уже воспользовались такими средствами; национальные проекты: «Здоровье», «Доступное жилье», федеральная программа «Дети России», а также узаконилась практика получения сертификатов на материнский (семейный) капитал. И социальные проекты: введено награждение медалями «лучших матерей и отцов». 2008 год был объявлен годом семьи и детства. 12 июля 2012 года стали проводить праздник Петра и Февронии. 15 мая отмечается международный день «Семьи, любви и верности».
Таким образом, формирование социальной политики государства, направленной на улучшение статуса семьи и родительства, получает ответную реакцию со стороны общества, и только правильная политика способствует демографическому росту и улучшению качества семейно-родительских отношений.
Список литературы
1. Пушкарева Н. Гендерная теория и историческое знание. СПб.: Алетейя; АНО
«Женский проект СПб», 2007 (Серия «Гендерные исследования»). 496 с.
74
2. Баскакова М.Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда / МЦГИ. Проект гендерная экспертиза. М., 1998.
3. Законодательство о правах женщин в СССР: Сборник нормативных актов. М., 1975. С. 13-14.
4. Завадская Л.Н. Гендерная экспертиза российского законодательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/zavadskaya/ (дата обращения: 03.04.2017).
5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета, 25 декабря 1993 года.
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1 2 Огурцова С.В. , Шайланов С.Н.
1Огурцова Светлана Владимировна - аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,
методист заочного отделения, преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области Губернский колледж г. Сызрани;
2Шайланов Сергей Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального обучения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,
г. Ульяновск
Аннотация: в статье рассматриваются инновационные технологии в системе среднего профессионального образования не только к оценке качества знаний, но и уровня сформированности компетенций у студентов педагогических колледжей. Ключевые слова: общие компетенции, профессиональные компетенции, профессиональный модуль, междисциплинарный курс, производственная практика.
Расширяющиеся пространства для инновационных процессов во всех сферах общества, включая сферу образования, рождают теоретические изыскания инноваций в разных научных областях. Особенно актуальными становятся вопросы инноваций в системе профессионального образования, от которого зависит подготовка специалистов для всех социально значимых профессиональных областей. Поскольку, процесс развития системы профессионального образования происходит по причине изменений производства, общества и самого человека, а также результата процессов саморазвития всей образовательной системы, то здесь непосредственными источниками развития являются инновационный педагогический опыт, соответствующая ей педагогическая теория и инновационные технологии обучения.
Термин «инновация» дословно переводится как «нововведение». Понятия «инновация в образовании» и «педагогическая инновация», являющиеся синонимами в педагогической науке, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой [8, с. 7]. По мнению В.А. Сластенина, применительно к педагогическому процессу, инновация означает «введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и учащегося» [11, с. 492].
75