3. Сайфутдинова Г.Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогуманитарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11 (65). Ч. II. С. 197-200.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ДИСЦИПЛИНАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Юдина Н.А.
Юдина Наталья Анатольевна - кандидат химических наук, доцент,
кафедра экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань
Аннотация: в статье приведены примеры использования активных методов обучения при изучении дисциплины «Экономика производства».
Ключевые слова: информационные технологии, интерактивное обучение, дисциплина «Экономика производства».
УДК 17.018.22
За последние десятилетия мир энергично развивается по пути информационных технологий, которые в свою очередь входят и в современную педагогическую практику. Важно, что с переходом общества на новые технологии изменяются и требования не только к качеству, но и количеству усвоенных знаний. Современное образование столкнулось с проблемой самообразования. Временные ограничения в обучении не позволяют использовать традиционные формы изложения материала и создают необходимость перехода к интенсивно-информационному обучению студентов, причем речь идет о трансформировании общей направленности, структуры и характера подачи материала и появлении новейших методик, обращенных на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Одним из инструментов решения данной проблемы является внедрение в образовательную среду современных технических средств обучения и компьютерных интерактивных технологий. Использование информационных технологий интерактивного обучения в отношении высшего педагогического образования находится на перепутье. Отталкиваясь от этого, автором была определена цель работы - ознакомиться с основными сервисами для создания интерактивных заданий и разработать «банк» упражнений по дисциплине «Экономика производства». Предполагается разработать информационные интерактивные задания, термины и определения, критерии оценки.
Для создания интерактивных заданий были проанализированы следующие социальные сервисы, которые можно интегрировать в образовательный портал интернет-сайта Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) (http://www.kgeu.ru/). В КГЭУ интернет-сайт активно используется как преподавателями, студентами, так и абитуриентами вуза. Портал открытого образования КГЭУ (http://lms.kgeu.ru/), который использует технологии электронной обучающей среды MOODLE («Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда»). Система MOODLE в вузе была внедрена в 2014 году. И портал открытой страницы (паблик) в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/ ЕсошткР1апе^Ша^ац), организованный преподавателями кафедры «Экономика и организация производства». В рамках внеаудиторной работы преподаватели создали тематическую группу в социальной сети (https://vk.com/ekonomicplanettatarstan). Дополнительно с 2015 года преподаватели КГЭУ получили возможность расширить
62
методику оценивания работы студентов с подключением к электронной базе бально-рейтинговой системы университета (ЭБ БРС КГЭУ). Можно выделить следующие преимущества информационных технологий использования сети:
- привычная среда для студентов (знакомый Интерфейс и контент);
- разнообразие форм коммуникации (форумы, группы, чаты). Информационные технологии обладают широкими возможностями, которые
позволяют адаптировать их для учебных целей. Например, можно выкладывать учебные видеоролики, кинокартины, фотографии, документы, аудиозаписи.
Комментарии в тематических группах в социальных сетях дают большие возможности совместной работы. Наибольшее количество функций предоставляет социальная сеть ВКонтакте. Согласно последним данным количество пользователей сетевых компьютерных технологий увеличилось в конце 2016 года до 93%. В «молодёжной аудитории» этот показатель сейчас составляет 99%, а среди россиян в возрасте 45-50 лет - 86%. В десятку крупнейших медиа-холдингов России по охвату аудитории вошли четыре интернет-компании: «ВКонтакте» (86%), «Одноклассники» (75%), Facebook (58%) и Google+ (31%) [1, С. 68-71]. Группы по интересам в социальных сетях - это действенный метод руководства внеаудиторной работой, студенты независимо устанавливают для себя режим подготовки творческих материалов (контент).
Электронная база БРС КГЭУ доступна и преподавателям, и студентам через регистрацию в личном кабинете. Данная новинка предоставляет возможность преподавателям учитывать в БРС студента как учебную, так и внеучебную работу в течение семестра, поощряя студента дополнительными баллами. Использование электронной базы мотивирует студента быть активнее в период обучения, так как любая форма работы зачитывается при итоговой аттестации по курсу дисциплины [2, с. 300-304].
Кроме внутри вузовских сервисов, возможно, создавать интерактивные задания в сервисе Learningapps.org, который является приложением Web 2.0 для поддержки образовательных процессов в учебных заведениях разных типов [3]. Для создания заданий по дисциплине «Экономика производства» выбрали сервис Learning.apps. У него понятный интерфейс, есть возможность работать на русском языке, а так же быстро и легко можно интегрировать в образовательный портал КГЭУ. Примеры интерактивных заданий, которые будут в нем выполнены: «Заполнить пропуски», «Заполнить таблицу», «Классификация», «Викторина с вводом текста» - для темы «Основные понятия экономики производства. В результате ожидается, что интерактивные задания, разработанные с помощью специального программного обеспечения с учетом структуры конкретного занятия, позволят улучшить способ подачи материала, ускорить усвоение материала, отслеживать полученные знания, разнообразить методы контроля знаний [4, с. 197- 200], повысить интерес к дисциплине.
Таким образом, умение студентов гуманитарных и технических специальностей эффективно использовать интерактивные технологии в учебном процессе - это залог их успеха в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, обучение работе с интерактивными технологиями - это важное направление в подготовке квалифицированных специалистов вузов.
Список литературы
1. Сайфутдинова Г.Б. Лившиц С.А., Усачев С.С., Баймяшкина О.С. Возможности и перспективы реализации дистанционного образования в России // Вестник современной науки: Научно-теоретический журнал. Волгоград: Изд-во «Сфера», 2015. № 9 (Ч. 2). С. 68-71.
2. Сайфутдинова Г.Б., Козелков О.В., Тактамышева Р.Р., Усачев С.С. // Педагогические условия повышения мотивации студентов вузов к учебной и научно-исследовательской работе посредством ИКТ // Казанский педагогический журнал, 2015. № 5 (Ч. 2). С. 300-304.
3. Сервис LearningApps.org. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www. http://learningapps.org./ (дата обращения: 20.04.2017).
4. Сайфутдинова Г.Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогуманитарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11 (65). Ч. II. С. 197-200.
СЕМЬЯ, БРАК И РОДИТЕЛЬСТВО В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Лившиц С.А.
Лившиц Семен Александрович - кандидат технических наук, доцент,
кафедра экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань
Аннотация: в статье рассматриваются изменения в современном состоянии семьи, брака и родительства как социального института и возможности социальной поддержки со стороны государства.
Ключевые слова: социальный аспект, функции семьи, брак, родительство.
УДК 347.4
В наше время семья остается наиболее устойчивой первичной составляющей общества, однако, с изменяющейся структурой и формой. Важным фактором брачно-семейных отношений является незаменимая роль семьи в обеспечении жизнедеятельности общества, через воспроизводство и социализацию. Семья входит в социальную структуру общества и участвует в выработке социальных ориентаций, установок, норм морали. Прямо или косвенно отражая изменения в общественной жизни, семья оказывается связанной со всеми сферами жизнедеятельности общества и выступает в качестве своеобразной моделей общественных преобразований. В последние десятилетия в результате глобальных изменений: эмансипация и оплачиваемый труд женщин, трансформация социального значения родительства, переоценка семейного и брачного статуса - общество пришло к возникновению новых форм семьи и родительства.
Новая структура модели российской семьи - нуклеарная семья. Наряду с ней встречаются такие семейные союзы как неполные семьи (с одним родителем), однополые семьи, основанные на новых формах брака: гостевом (без постоянного совместного проживания) или бизнес-браках (совместные экономические интересы). Современное состояние семьи определяется изменением ее функций, например, репродуктивной функции. Планирование рождений привело российское общество к краю демографической ямы.
Семья есть единство трех типов отношений - супружеских, родительских и детских. Согласно последним исследованиям в психологии и социологии, психологически семья адаптируется к современным условиям: «Модернизация затронула все сферы ее жизнедеятельности, породив широкое многообразие моделей семьи, каждая из которых удовлетворяет потребности определенной части российского общества и, следовательно, имеет право на жизнь. По данным ВЦИОМ, 79% россиян довольны жизнью. Из них 9% - счастливы. Заглядывая в ближайшее