Научная статья на тему 'Применение интерактивных информационных технологий при овладении дисциплинами экономического профиля'

Применение интерактивных информационных технологий при овладении дисциплинами экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСЦИПЛИНА "ЭКОНОМИКА ПРОИЗВОДСТВА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Наталья Анатольевна

В статье приведены примеры использования активных методов обучения при изучении дисциплины «Экономика производства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных информационных технологий при овладении дисциплинами экономического профиля»

3. Сайфутдинова Г.Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогуманитарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11 (65). Ч. II. С. 197-200.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ДИСЦИПЛИНАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Юдина Н.А.

Юдина Наталья Анатольевна - кандидат химических наук, доцент,

кафедра экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Аннотация: в статье приведены примеры использования активных методов обучения при изучении дисциплины «Экономика производства».

Ключевые слова: информационные технологии, интерактивное обучение, дисциплина «Экономика производства».

УДК 17.018.22

За последние десятилетия мир энергично развивается по пути информационных технологий, которые в свою очередь входят и в современную педагогическую практику. Важно, что с переходом общества на новые технологии изменяются и требования не только к качеству, но и количеству усвоенных знаний. Современное образование столкнулось с проблемой самообразования. Временные ограничения в обучении не позволяют использовать традиционные формы изложения материала и создают необходимость перехода к интенсивно-информационному обучению студентов, причем речь идет о трансформировании общей направленности, структуры и характера подачи материала и появлении новейших методик, обращенных на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Одним из инструментов решения данной проблемы является внедрение в образовательную среду современных технических средств обучения и компьютерных интерактивных технологий. Использование информационных технологий интерактивного обучения в отношении высшего педагогического образования находится на перепутье. Отталкиваясь от этого, автором была определена цель работы - ознакомиться с основными сервисами для создания интерактивных заданий и разработать «банк» упражнений по дисциплине «Экономика производства». Предполагается разработать информационные интерактивные задания, термины и определения, критерии оценки.

Для создания интерактивных заданий были проанализированы следующие социальные сервисы, которые можно интегрировать в образовательный портал интернет-сайта Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) (http://www.kgeu.ru/). В КГЭУ интернет-сайт активно используется как преподавателями, студентами, так и абитуриентами вуза. Портал открытого образования КГЭУ (http://lms.kgeu.ru/), который использует технологии электронной обучающей среды MOODLE («Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда»). Система MOODLE в вузе была внедрена в 2014 году. И портал открытой страницы (паблик) в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/ ЕсошткР1апе^Ша^ац), организованный преподавателями кафедры «Экономика и организация производства». В рамках внеаудиторной работы преподаватели создали тематическую группу в социальной сети (https://vk.com/ekonomicplanettatarstan). Дополнительно с 2015 года преподаватели КГЭУ получили возможность расширить

62

методику оценивания работы студентов с подключением к электронной базе бально-рейтинговой системы университета (ЭБ БРС КГЭУ). Можно выделить следующие преимущества информационных технологий использования сети:

- привычная среда для студентов (знакомый Интерфейс и контент);

- разнообразие форм коммуникации (форумы, группы, чаты). Информационные технологии обладают широкими возможностями, которые

позволяют адаптировать их для учебных целей. Например, можно выкладывать учебные видеоролики, кинокартины, фотографии, документы, аудиозаписи.

Комментарии в тематических группах в социальных сетях дают большие возможности совместной работы. Наибольшее количество функций предоставляет социальная сеть ВКонтакте. Согласно последним данным количество пользователей сетевых компьютерных технологий увеличилось в конце 2016 года до 93%. В «молодёжной аудитории» этот показатель сейчас составляет 99%, а среди россиян в возрасте 45-50 лет - 86%. В десятку крупнейших медиа-холдингов России по охвату аудитории вошли четыре интернет-компании: «ВКонтакте» (86%), «Одноклассники» (75%), Facebook (58%) и Google+ (31%) [1, С. 68-71]. Группы по интересам в социальных сетях - это действенный метод руководства внеаудиторной работой, студенты независимо устанавливают для себя режим подготовки творческих материалов (контент).

Электронная база БРС КГЭУ доступна и преподавателям, и студентам через регистрацию в личном кабинете. Данная новинка предоставляет возможность преподавателям учитывать в БРС студента как учебную, так и внеучебную работу в течение семестра, поощряя студента дополнительными баллами. Использование электронной базы мотивирует студента быть активнее в период обучения, так как любая форма работы зачитывается при итоговой аттестации по курсу дисциплины [2, с. 300-304].

Кроме внутри вузовских сервисов, возможно, создавать интерактивные задания в сервисе Learningapps.org, который является приложением Web 2.0 для поддержки образовательных процессов в учебных заведениях разных типов [3]. Для создания заданий по дисциплине «Экономика производства» выбрали сервис Learning.apps. У него понятный интерфейс, есть возможность работать на русском языке, а так же быстро и легко можно интегрировать в образовательный портал КГЭУ. Примеры интерактивных заданий, которые будут в нем выполнены: «Заполнить пропуски», «Заполнить таблицу», «Классификация», «Викторина с вводом текста» - для темы «Основные понятия экономики производства. В результате ожидается, что интерактивные задания, разработанные с помощью специального программного обеспечения с учетом структуры конкретного занятия, позволят улучшить способ подачи материала, ускорить усвоение материала, отслеживать полученные знания, разнообразить методы контроля знаний [4, с. 197- 200], повысить интерес к дисциплине.

Таким образом, умение студентов гуманитарных и технических специальностей эффективно использовать интерактивные технологии в учебном процессе - это залог их успеха в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, обучение работе с интерактивными технологиями - это важное направление в подготовке квалифицированных специалистов вузов.

Список литературы

1. Сайфутдинова Г.Б. Лившиц С.А., Усачев С.С., Баймяшкина О.С. Возможности и перспективы реализации дистанционного образования в России // Вестник современной науки: Научно-теоретический журнал. Волгоград: Изд-во «Сфера», 2015. № 9 (Ч. 2). С. 68-71.

2. Сайфутдинова Г.Б., Козелков О.В., Тактамышева Р.Р., Усачев С.С. // Педагогические условия повышения мотивации студентов вузов к учебной и научно-исследовательской работе посредством ИКТ // Казанский педагогический журнал, 2015. № 5 (Ч. 2). С. 300-304.

3. Сервис LearningApps.org. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www. http://learningapps.org./ (дата обращения: 20.04.2017).

4. Сайфутдинова Г.Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогуманитарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11 (65). Ч. II. С. 197-200.

СЕМЬЯ, БРАК И РОДИТЕЛЬСТВО В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Лившиц С.А.

Лившиц Семен Александрович - кандидат технических наук, доцент,

кафедра экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Аннотация: в статье рассматриваются изменения в современном состоянии семьи, брака и родительства как социального института и возможности социальной поддержки со стороны государства.

Ключевые слова: социальный аспект, функции семьи, брак, родительство.

УДК 347.4

В наше время семья остается наиболее устойчивой первичной составляющей общества, однако, с изменяющейся структурой и формой. Важным фактором брачно-семейных отношений является незаменимая роль семьи в обеспечении жизнедеятельности общества, через воспроизводство и социализацию. Семья входит в социальную структуру общества и участвует в выработке социальных ориентаций, установок, норм морали. Прямо или косвенно отражая изменения в общественной жизни, семья оказывается связанной со всеми сферами жизнедеятельности общества и выступает в качестве своеобразной моделей общественных преобразований. В последние десятилетия в результате глобальных изменений: эмансипация и оплачиваемый труд женщин, трансформация социального значения родительства, переоценка семейного и брачного статуса - общество пришло к возникновению новых форм семьи и родительства.

Новая структура модели российской семьи - нуклеарная семья. Наряду с ней встречаются такие семейные союзы как неполные семьи (с одним родителем), однополые семьи, основанные на новых формах брака: гостевом (без постоянного совместного проживания) или бизнес-браках (совместные экономические интересы). Современное состояние семьи определяется изменением ее функций, например, репродуктивной функции. Планирование рождений привело российское общество к краю демографической ямы.

Семья есть единство трех типов отношений - супружеских, родительских и детских. Согласно последним исследованиям в психологии и социологии, психологически семья адаптируется к современным условиям: «Модернизация затронула все сферы ее жизнедеятельности, породив широкое многообразие моделей семьи, каждая из которых удовлетворяет потребности определенной части российского общества и, следовательно, имеет право на жизнь. По данным ВЦИОМ, 79% россиян довольны жизнью. Из них 9% - счастливы. Заглядывая в ближайшее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.