Научная статья на тему 'Интерактивные информационные технологии в современном вузовском пространстве'

Интерактивные информационные технологии в современном вузовском пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERACTIVE TRAINING / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА И РЫНОК ТРУДА / RUSSIAN ECONOMY AND LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Н.А.

В статье приведены примеры использования деятельных методов обучения в ключе результативности и эффективности развития профессионального образования в Российской Федерации и, как следствие, удовлетворение потребностей российской экономики и рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юдина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE INFORMATION TECHNOLOGIES IN MODERN EDUCATIONAL SPACE

The article gives examples of the use of active teaching methods in the key to the effectiveness and efficiency of the development of vocational education in the Russian Federation and, as a result, the satisfaction of the needs of the Russian economy and the labor market.

Текст научной работы на тему «Интерактивные информационные технологии в современном вузовском пространстве»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ

ВУЗОВСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Н.А. Юдина, канд. хим. наук, доцент

Казанский государственный энергетический университет (Россия, г. Казань)

Аннотация. в статье приведены примеры использования деятельных методов обучения в ключе результативности и эффективности развития профессионального образования в Российской Федерации и, как следствие, удовлетворение потребностей российской экономики и рынка труда.

Ключевые слова: информационные технологии, интерактивное обучение, российская экономика и рынок труда.

Важной особенностью современного рынка образовательных услуг является его взаимодействие с рынком труда. Отмечается, что важнейшим фактором конкурентоспособности выпускника силы являются качественные параметры, т.е. совокупность свойств, обусловливающих способность работника выполнять определенные виды труда с требуемым уровнем производительности и качества.

За последние десятилетия мир энергично развивается по пути информационных технологий, которые в свою очередь входят и в современную педагогическую практику. Существенно, что с переходом общества на новые технологии изменяются и требования не только к качеству, но и количеству усвоенных знаний. Современное образование столкнулось с проблемой самообразования. Временные ограничения в обучении не позволяют использовать традиционные формы изложения материала и создают необходимость перехода к интенсивно-информационному обучению студентов, причем речь идет о трансформировании общей направленности, структуры и характера подачи материала и появлении новейших методик, обращенных на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Одним из инструментов решения данной проблемы является внедрение в образовательную среду современных технических средств обучения и компьютерных интерактивных технологий. Использование информационных технологий интерактивного обучения в отношении высшего педагогического образования находится на перепутье. Отталкива-

ясь от этого, автором была определена цель работы - ознакомиться с основными сервисами для создания интерактивных заданий и разработать «банк» упражнений по дисциплине «Экономика производства». Предполагается разработать информационные интерактивные задания, термины и определения, критерии оценки. Для создания интерактивных заданий были проанализированы следующие социальные сервисы, которые можно интегрировать в образовательный портал интернет-сайта Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) (http://www.kgeu.ru/). В КГЭУ интернет-сайт активно используется как преподавателями, студентами, так и абитуриентами вуза. Портал открытого образования КГЭУ (http://lms.kgeu.ru/), который использует технологии электронной обучающей среды MOODLE («Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда»). Система MOODLE в вузе была внедрена в 2014 году. И портал открытой страницы (паблик) в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/

EconomicPlanetTatarstan), организованный преподавателями кафедры «Экономика и организация производства». В рамках внеаудиторной работы преподаватели создали тематическую группу в социальной сети (https://vk.com/ekonomicplanettatarstan). Дополнительно с 2015 года преподаватели КГЭУ получили возможность расширить методику оценивания работы студентов с подключением к электронной базе бально-рейтинговой системы университета (ЭБ БРС КГЭУ). Можно выделить следующие

преимущества информационных технологий использования сети: - привычная среда для студентов (знакомый Интерфейс и контент); - разнообразие форм коммуникации (форумы, группы, чаты). Информационные технологии обладают широкими возможностями, которые позволяют адаптировать их для учебных целей. Например, можно выкладывать учебные видеоролики, кинокартины, фотографии, документы, аудиозаписи. Комментарии в тематических группах в социальных сетях дают большие возможности совместной работы. Наибольшее количество функций предоставляет социальная сеть ВКонтакте. Согласно последним данным количество пользователей сетевых компьютерных технологий увеличилось в конце 2016 года до 93%. В «молодёжной аудитории» этот показатель сейчас составляет 99%, а среди россиян в возрасте 45-50 лет - 86%. В десятку крупнейших медиа-холдингов России по охвату аудитории вошли четыре интернет- компании: «ВКонтакте» (86%), «Одноклассники» (75%), Facebook (58%) и Google+ (31%) [1, С. 68-71]. Группы по интересам в социальных сетях - это действенный метод руководства внеаудиторной работой, студенты независимо устанавливают для себя режим подготовки творческих материалов (контент). Электронная база БРС КГЭУ доступна и преподавателям, и студентам через регистрацию в личном кабинете. Данная новинка предоставляет возможность преподавателям учитывать в БРС студента ка к учебную, так и внеучебную работу в течение семестра, поощряя студента дополнительными баллами. Использование электронной базы

риод обучения, так как любая форма работы зачитывается при итоговой аттестации по курсу дисциплины [2, С. 183-189]. Кроме внутри вузовских сервисов, возможно, создавать интерактивные задания в сервисе Learningapps.org, который является приложением Web 2.0 для поддержки образовательных процессов в учебных заведениях разных типов. Для создания заданий по дисциплине «Экономика производства» выбрали сервис Learning.apps. У него понятный интерфейс, есть возможность работать на русском языке, а так же быстро и легко можно интегрировать в образовательный портал КГЭУ. Примеры интерактивных заданий, которые будут в нем выполнены: «Заполнить пропуски», «Заполнить таблицу», «Классификация», «Викторина с вводом текста» - для темы «Основные понятия экономики производства. В результате ожидается, что интерактивные задания, разработанные с помощью специального программного обеспечения с учетом структуры конкретного занятия, позволят улучшить способ подачи материала, ускорить усвоение материала, отслеживать полученные знания, разнообразить методы контроля знаний, повысить интерес к дисциплине [3, С. 89-90; 4, С. 72-84].

Таким образом, умение студентов гуманитарных и технических специальностей эффективно использовать интерактивные технологии в учебном процессе - это залог их успеха в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, обучение работе с интерактивными технологиями -это важное направление в подготовке квалифицированных специалистов вузов.

мотивирует студента быть активнее в пе-

Библиографический список

1. Сайфутдинова Г.Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогумани-тарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11 (65). Ч. II. С. 197-200.

2. Сайфутдинова Г.Б., Мироненко А.С. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей в самостоятельной работе студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-7. - С. 183-189.

3. Гарова Н. Информационно-образовательные технологии в повышении качества обучения студентов вуза // Учитель. 2007. № 3. - С. 89-90.

4. Богданов И. В., Крутий И. А., Чмыхова Е. В. Проектирование учебного процесса на базе современных информационных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. 2001. № 1. - С. 72-84.

INTERACTIVE INFORMATION TECHNOLOGIES IN MODERN

EDUCATIONAL SPACE

N.A. Yudina, candidate of chemistry sciences, associate professor Kazan state power engineering university (Russia, Kazan)

Abstract. The article gives examples of the use of active teaching methods in the key to the effectiveness and efficiency of the development of vocational education in the Russian Federation and, as a result, the satisfaction of the needs of the Russian economy and the labor market. Keywords: information technologies, interactive training, Russian economy and labor market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.