Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации компетентностного подхода в высшем образовании'

Педагогические условия реализации компетентностного подхода в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР-ЭНЕРГЕТИК / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Наталья Анатольевна

Статья посвящена проблеме подготовки инженеров для отечественной промышленности в рамках энергетического направления подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юдина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации компетентностного подхода в высшем образовании»

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Юдина Н.А.

Юдина Наталья Анатольевна - кандидат химических наук, доцент,

кафедра экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Аннотация: статья посвящена проблеме подготовки инженеров для отечественной промышленности в рамках энергетического направления подготовки. Ключевые слова: инженер-энергетик, компетентностный подход, вуз.

УДК 620.9

В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 г. современная педагогика в качестве одной из ведущих своих задач ставит создание и приумножение высококвалифицированного профессионального кадрового потенциала, способного к продуктивной интеллектуальной деятельности [1].

В современных условиях рыночной экономики каждый выпускник высшего учебного заведения, должен быть соответствующего уровня подготовки в рамках компетенции своего направления. Важным требованием выступает свободное владение не только своей профессией, но и ориентирование в смежных областях профессиональной деятельности. Понятие «высококвалифицированный» означает способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях, поэтому для выпускника вуза главное это совершенствовать свои практические навыки и умения, изучать смежные области выбранной профессиональной деятельности. Высококвалифицированный профессионал - это высокий уровень подготовки и личность с нестандартным мышлением, инициативный и самостоятельный гражданин.

Энергетика как специфическая отрасль экономики предъявляет свои требования к конкурентоспособному специалисту. Современному энергетическому производству нужны не только специалисты - инженеры, но и менеджеры, финансовые управляющие, специалисты-консультанты. В переходный период для решения всего комплекса задач по стабилизации и развитию энергетического производства современному руководителю, в первую очередь, необходимы профессиональные знания в сфере бизнеса и менеджмента. То есть конкурентоспособность специалиста энергетического направления это - комплекс деловых и личностных качеств, включающий предпринимательские, организаторские и коммуникативные способности, умение работать с информацией, стремление к самосовершенствованию, к высокому качеству результатов своего труда.

Качество подготовки выпускников во многом определяется набором тех дисциплин, которые они изучают. В отечественном высшем образовании формирование совокупности основных требований к образовательным программам бакалавриата и магистратуры определены в ФГОС ВО. В соответствии с направлениями подготовки выпускник должен обладать определённым набором общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций. Западные ученые определили компетентность как «мотивированные способности» [2].

На наш взгляд компетенции могут быть сформированы - как результат вовлеченности студента в образовательный процесс. При этом для успешной образовательной деятельности формирование компетенций в полном объеме не является собственно задачей вуза, поскольку высшее образование призвано реализовывать социальный заказ на минимальную подготовленность специалистов для работы в сфере профессиональной деятельности. Компетентностная модель подготовки выпускника вуза содержит следующую классификацию компетенций и их функций: общенаучные компетенции - сочетание понимания, отношения, знания, позволяющее оценивать роль отдельных компонентов в системе и конструировать новые системы; инструментальные компетенции - включают когнитивные способности: умения понимать и применять идеи и умозаключения и разрешать проблемы; межличностные компетенции подразумевают умения осознанно выражать и мотивировать свое отношение к чему-либо, способность к критическому мышлению и самокритике; профессиональные компетенции включают: способности студентов выполнять работу, виды заданий, связанных непосредственно с их профессиональной деятельностью [3, с. 197-200]. Формирование компетенций требует определенных организационно-педагогических условий, которые могут быть реализованы как в режиме аудиторной, так и самостоятельной работы студентов.

Организационно-педагогические условия подразумевают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, интерактивных лекций и др.), направленных на активизацию учебно-познавательной деятельности и личностное развитие субъектов образовательного процесса. Нам представляется, что большую возможность для осуществления образовательных инноваций в техническом вузе воплощают Интернет-технологии. Автором предлагаются несколько рекомендаций использования ИТ-средств в учебном процессе с целью повышения уровня и качества преподавания в высших учебных заведениях. Первая рекомендация - использование информационных технологий, таких как Internet в процессе обучения с целью использования информационных ресурсов: электронные учебники, свободная энциклопедия (wikipedia) и др. В высшем учебном заведении рекомендуется применять на практических занятиях университетские образовательные сайты и специально созданные группы в социальных сетях. Например, пользователь созданной группы в социальных сетях по техническим наукам, может иметь доступ к информации из следующих разделов: учебные и учебно-методические материалы; описания литературных источников по дисциплинам; ссылки на информационные ресурсы в Internet; базы данных персоналий по профилю группы; новости науки и образования, информация о научных конференциях; информация об организациях и учреждениях по профилю группы и т.д.

Вторая рекомендация - проведение онлайн лекций. Это обеспечивает возможность использованием информационных технологий - глобальной сети.

Таким образом, профессиональная подготовка выпускников любого уровня обучения в технических вузах ставит своей целью формирование общекультурных и профессиональных компетентностей, что отвечает целям и задачам реформирования высшей школы, определенного интеграцией России в европейское образовательное пространство.

Список литературы

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г.

Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751.

2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и

реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

3. Сайфутдинова Г.Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогуманитарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11 (65). Ч. II. С. 197-200.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ДИСЦИПЛИНАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Юдина Н.А.

Юдина Наталья Анатольевна - кандидат химических наук, доцент,

кафедра экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Аннотация: в статье приведены примеры использования активных методов обучения при изучении дисциплины «Экономика производства».

Ключевые слова: информационные технологии, интерактивное обучение, дисциплина «Экономика производства».

УДК 17.018.22

За последние десятилетия мир энергично развивается по пути информационных технологий, которые в свою очередь входят и в современную педагогическую практику. Важно, что с переходом общества на новые технологии изменяются и требования не только к качеству, но и количеству усвоенных знаний. Современное образование столкнулось с проблемой самообразования. Временные ограничения в обучении не позволяют использовать традиционные формы изложения материала и создают необходимость перехода к интенсивно-информационному обучению студентов, причем речь идет о трансформировании общей направленности, структуры и характера подачи материала и появлении новейших методик, обращенных на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Одним из инструментов решения данной проблемы является внедрение в образовательную среду современных технических средств обучения и компьютерных интерактивных технологий. Использование информационных технологий интерактивного обучения в отношении высшего педагогического образования находится на перепутье. Отталкиваясь от этого, автором была определена цель работы - ознакомиться с основными сервисами для создания интерактивных заданий и разработать «банк» упражнений по дисциплине «Экономика производства». Предполагается разработать информационные интерактивные задания, термины и определения, критерии оценки.

Для создания интерактивных заданий были проанализированы следующие социальные сервисы, которые можно интегрировать в образовательный портал интернет-сайта Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) (http://www.kgeu.ru/). В КГЭУ интернет-сайт активно используется как преподавателями, студентами, так и абитуриентами вуза. Портал открытого образования КГЭУ (http://lms.kgeu.ru/), который использует технологии электронной обучающей среды MOODLE («Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда»). Система MOODLE в вузе была внедрена в 2014 году. И портал открытой страницы (паблик) в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/ ЕсошткР1апе^Ша^ац), организованный преподавателями кафедры «Экономика и организация производства». В рамках внеаудиторной работы преподаватели создали тематическую группу в социальной сети (https://vk.com/ekonomicplanettatarstan). Дополнительно с 2015 года преподаватели КГЭУ получили возможность расширить

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.