Мильковский А. Г., Чурсин А. А.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
14.2. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ1
Мильковский Александр Григорьевич, канд. техн. наук. Директор ФГУП ЦНИИмаш
Место работы: ФГУП ЦНИИмаш
Чурсин Александр Александрович, д-р экон. наук, профессор. Директор Института прикладных техникоэкономических исследований и экспертиз
Место работы: РУДН
achursin2008@yandex.ru
Аннотация: В статье проводится анализ значимости применения информационно-коммуникационных технологий в системах управления предприятиями и определено, что эффективное внедрение ИКТ способствует повышению надежности и безопасности эксплуатации изделий, снижению экономических затрат на всех стадиях жизненного цикла.
С целью изучения практики управления развитием ИКТ и их внедрением в промышленность авторами проводился анализ мирового опыта, свидетельствующий о значительном усилении их роли в развивающихся странах, в частности, исследовались особенности моделей развития ИК-сектора в Индии и Южной Корее.
Большое значение в статье уделено анализу развития ИКТ в России и их связи с управлению конкурентоспособностью экономики РФ особенно в период финансово-экономического кризиса и посткризисного развития. Было определено, что РФ, являясь активным участников мирового финансового и информационного обмена, оказывается в значительной степени исключенной из мирового информационного пространства. В этой связи в целях развития ИКТ в РФ реализуется ряд стратегий и программ по их развитию, также упомянутых авторами статьи, как основы повышения национальной конкурентоспособности и формирования экономики знаний. В заключении авторами предлагается ряд подходов для повышения конкурентоспособности российских компаний наукоемких отраслей промышленности с использованием ИКТ
Ключевые слова: Информационно-коммуникационные технологии, конкурентоспособность, критические технологии, программы развития, оптимизация деятельности, управленческие решения, телекоммуникационная инфраструктура
1 Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 14-02-00443«Разработка теоретических подходов к выбору наиболее эффективных путей реструктуризации ракетно-космической промышленности России в современных условиях».
THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN MANAGEMENT OF HIGH-TECH INDUSTRY ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF ECONOMIC GLOBALIZATION
Milkovski A. G., PhD in Technical Sciences, CEO of FSUE Central Scientific Research Institute of Mechanical Engineering
Work place: FSUE Central Scientific Research Institute of Mechanical Engineering
Chursin A. A., PhD in Economics, Professor Director of Institute of Applied Technical and Economic Research and Expert Assessment
Work place: Peoples’ Friendship University of Russia
achursin2008@yandex.ru
Annotation: The article analyzes the importance of information and communication technologies (ICT) in the enterprise management system and determined that the effective implementation of ICT helps to increase safety of operation of products, to reduce economic costs at all stages of product life cycle.
In order to examine the practice of development ICT management and their implementation in the industry the authors analyzed the global experience, demonstrating a significant increase in the role of ICT in developing countries. As an example the authors investigated the features of the models of development IT-sector in India and South Korea.
The great importance is paid to the analysis of ICT development in Russia and their connection with the management of competitiveness of the Russian economy particularly in the period of the financial and economic crisis and post-crisis development. The Russian Federation as an active participant in the global financial and information exchange was determined to be excluded from the global information space. In this regard, in order to develop ICT a number of policies and programs for their development like improving national competitiveness and creating a knowledge economy is implemented in the Russian Federation. In conclusion, the authors propose a number of approaches to improve the competitiveness of Russian high-tech industry companies using ICT
Keywords: Information and communication technologies, competitiveness, critical technologies, development programs, optimization of activity, management decisions, telecommunications infrastructure
В последние десятилетия возрастает роль управления конкурентоспособностью на основе разработки и применения новых информационно-
коммуникационных технологических решений, использование которых позволяет повышать эффективность функционирования предприятий наукоемких отраслей промышленности, обеспечивать инновационное развитие и наращивать конкурентные преимущества. Необходимость и важность внедрения современных информационно-коммуникационных технологий (далее -ИКТ) для предприятий наукоемких отраслей промышленности, обуславливается тем, что при выполнении крупномасштабных проектов по созданию высокотехнологичной наукоемкой продукции, современные ИКТ обеспечивают надежность и безопасность эксплуатации изделий, снижение экономических затрат на всех стадиях жизненного цикла выпускаемых изделий и тем
123
Бизнес в законе
4’2014
самым наращивают инновационный потенциал высокотехнологичного сектора и повышают его конкурентоспособность, а конкуренция - тонкий и гибкий механизм управления производством, проявляющийся в его мгновенной реакции на любые изменения рыночной обстановки. Поэтому в лучшем положении оказываются предприятия, которые наиболее приспособлены к ним, т.е. обладают более высокой конкурентоспособностью по сравнению с другими [1].
Важным будет отметить, что ИКТ - это неотъемлемое условие развития мировой глобальной экономики, не только обеспечивающее наиболее эффективное функционирование мировых рынков, но и выполняющее роль локомотива в развитии мировой экономики. Неслучайно правительства развитых стран мира выделили направление ИКТ в качестве стратегического вектора экономического развития, основного источника ускорения экономического роста на современном этапе.
Анализ мирового опыта показывает, что на ИТ-рынке наблюдается тенденция перевода производства и услуг из развитых стран в развивающиеся страны, обладающие дешевой рабочей силой, что снижает себестоимость товаров и услуг ИТ-сектора, и благоприятными условиями налогообложения. Примером таких стран являются азиатские новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии (НИС ЮВА) (Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Сингапур), где доля ИТ-отрасли в ВВП превышает 10%. Высокая значимость ИТ-отрасли в современном мире, в период становления и развития информационного общества, высокий спрос на товары и услуги данной отрасли, а также экспортно-ориентированный характер НИС ЮВА, темпы роста предоставления IT-услуг росли в среднем на 10% в год, при среднем темпе роста мировой экономики 3-4%, что, в конечном счете, привело к значительному увеличению доли данного сектора в структуре ВВП как развитых, так и стремительно растущих развивающихся экономик.
При этом модели развития ИТ-отрасли имеют свои особенности. Во многих странах, преуспевших в развитии данной отрасли, имеются национальные стратегии развития ИТ-сектора, внедрения его результатов повсеместно во все сферы деятельности. Особенностью моделей развития ИТ-сектора развивающихся стран является их экспортно-ориентированный характер, что демонстрируют результаты анализа таких стран, как Индия и Южная Корея.
Индия уже сегодня демонстрирует пример успешного развития экспортно-ориентированного сектора IT-услуг. Общий объем экспорта IT-услуг в этой стране в среднем составляет более 40 млрд. дол. США, т.е. более четверти экспорта товаров и услуг. Средний доход по сектору почти в два раза превосходит доход в других отраслях услуг. При этом, каждое новое рабочее место в отрасли ИТ приводит к появлению 3-4 мест в смежных и обслуживающих отраслях.
Южная Корея, используя потенциал ИКТ, трансформировала себя из беднейшей страны мира в одну из крупных экономических держав, которая является двенадцатым по величине участником мировой торговли наукоемкими товарами и услугами. IT-сектор, обеспечивая экономический рост страны, является важным макроэкономическим фактором снижения инфляции и составляет более 16% от ВВП. Среди факторов, способствующих развитию корейской экономики, можно выделить активное участие правительства в развитии сектора ИКТ путем формулирования и фи-
нансирования реализации ряда последовательных национальных стратегий.
По некоторым оценкам, в развивающихся странах влияние ИКТ на экономический рост в принципе не столь ощутимо, как в развитых. Трудности активизации этого фактора экономического роста в странах с переходной экономикой связаны, прежде всего, со слабой инфраструктурой, что затрудняет «тиражирование» технических новшеств в области ИКТ в масштабах достаточно больших, чтобы быть экономически эффективным. Так, по данным исследования, проведенного специалистами Economist Intelligence Unit, ИКТ способствуют росту экономики только по достижении минимального порога развития. Так, страны с высокой распространенностью стационарных телефонных линий, мобильных телефонов, персональных компьютеров (ПК) и Интернета достигают наибольших экономических преимуществ от ИКТ.
Правительства ведущих зарубежных стран, осознавая важность и необходимость конвергентных процессов, создают консолидированные сети на национальном и трансграничном уровне. Так, государства-члены ЕС, имеющие богатый опыт сетевого сотрудничества в традиционных дисциплинах в последние годы начали ускоренно создавать сети объединяющие участников инновационных процессов на трансграничном уровне. Так, например, в ходе реализации 6-й Рамочной программы НИОКР ЕС была создана исследовательская сеть «Nanoforum» (координатором которой является институт нанотехнологии Великобритании с партнерами из Франции, Испании, Германии, Нидерландов и Дании), установившая тесные связи с бизнес-сетью European Nanobusiness Association в целях стимулирования передачи технологии.
Ввиду всего вышесказанного особенно важным моментом является скорейшее внедрение в РФ информационно-коммуникационных технологий на всех уровнях хозяйствования, и выработка своей стратегии в области электронной коммерции, которая учла бы интересы всех вовлеченных в этот процесс сторон и дала бы возможность занимать устойчивую позицию российских хозяйствующих субъектов на международной арене. Эта необходимость подтверждается еще и тем, что Россия в период глобализации мировой экономики находится в достаточно сложном и двойственном положении. Она участвует в мировом финансовом и информационном обмене, осуществляет различные виды внешнеэкономических связей, но в то же самое время оказывается в значительной степени исключенной из мирового информационного пространства. Ведь в настоящий момент конкурентоспособность той или иной страны в условиях глобализации мировой экономики в значительной степени зависит от возможности использовать интернет-технологии, быстроты перехода от традиционной к новой экономике, от их наиболее удачного сочетания и взаимодействия, что в конечном счете и определяет необходимые конкурентные преимущества. А РФ в настоящее время занимает весьма низкие позиции в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности: 66 из 139 стран мира (табл.1).
124
Мильковский А. Г., Чурсин А. А.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Таблица 1
Страны-лидеры и место РФ в мировых рейтингах по индексам конкурентоспособности и инновационного развития
Индекс глобальной конкурентоспособности (2013-2014) Индекс развития ИКТ, 2013 Индекс инновационного развития, 2013 Индекс экономики знаний, 2012
Страны Место Индекс Страны Место Индекс Страны Место Индекс Страны Место Индекс
Швейцария 1 5,67 Южная Корея 1 8,57 Швейцария 1 66,6 Швеция 1 9,43
Сингапур 2 5,61 Швеция 2 8,45 Швеция 2 61,4 Финляндия 2 9,33
Финляндия 3 5,54 Исландия 3 8,36 Великобритан ИЯ 3 61,2 Дания 3 9,16
Германия 4 5,51 Дания 4 8,35 Нидерланды 4 61,1 Нидерланд ы 4 9,11
США 5 5,48 Финляндия 5 8,24 США 5 60,3 Норвегия 5 9,11
РФ 64 4,25 РФ 40 6,19 РФ 62 37,2 РФ 55 5,78
Источник: составлено авторами по данным [3,4,5,6].
Тогда как в десятку лидеров по конкурентоспособности входят развитые страны ЕС, США, Япония, активно развивающие инновации и ИКТ-сферу, что позволило им перейти на шестой технологический уклад и выше. Россия все еще находится на четвертой стадии технологического уклада, тогда как развитые перешли на пятый и шестой, что также свидетельствует об отставании нашей страны от ведущих стран мира. Такое отставание от ведущих стран мира, а также ряда динамично развивающихся азиатских стран неприемлемо для РФ, стремящейся перейти на инновационный путь развития и обеспечить за счет этого рост конкурентоспособности на мировых рынках и, следовательно, повышение уровня социально-экономического развития.
Особенно остро вопрос развития информационнокоммуникационного сектора экономики встал для РФ в период финансово-экономического кризиса, когда стали возможны два альтернативных пути: развивать «сырьевую» составляющую экономики, на долю которой в настоящее время приходится 70% промышленности или попытаться сделать колоссальный скачок в технологическом развитии и занять достойные позиции в глобальной экономике, совершив при этом переход от четвертого к шестому технологическому укладу, минуя пятый.
В то же время, если рассматривать общую структуру информационно-вычислительных сервисов российских организаций и их структур за рубежом, сложившуюся к настоящему моменту, то она является крайне разнородной по широкой совокупности технологических и иных параметров и характеристик, что крайне сдерживает процесс повышения эффективности управления российскими организациями на национальном и международном уровне, и создает уязвимость от попыток навязывания со стороны ТНК и международных организаций своих интересов российским корпоративным группам.
В свою очередь, неразвитость российского ИТ-сектора и его рынка отражает степень развития экономики государства в целом. Выход из сложившейся ситуации требует формирования соответствующих информационно-вычислительных сервисов для обес-
печения эффективности работы российских структур в национальной экономике и на внешних рынках путем совершенствования управления на новых - конвергентных - принципах построения информационновычислительных сервисов и организационных структур, на основе разработки критических информационных технологий.
По большинству критических информационных технологий достижений мирового уровня отечественных разработок РФ отодвигается на период 2020-2030 годы, причем основы его должны закладываться уже сегодня путем осуществления программ и концепций государственного и отраслевого уровня, способствующих развитию и использованию конвергентных информационных технологий.
В настоящее время в РФ реализуется ряд стратегий и программ по развитию информационнокоммуникационных технологий как основы повышения национальной конкурентоспособности и формирования экономики знаний, среди них, например, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 [9]; Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [2], Федеральная целевая программа «Развитие информатизации в России на период до 2010 года»[10]. Выполнение этой программы содействовало развитию международного сотрудничества России с европейскими странами в области использования информационнокоммуникационных технологий на региональном, государственном и межрегиональном уровнях, адаптации зарубежного опыта использования этих технологий в государственном управлении, экономике, социальной сфере. Примером реализуемой концепции отраслевого уровня может служить «Концепция информатизации Роскосмоса (2010-2015 гг.)» [7], направленная на решение сложных организационных и научнотехнических задач, стоящих перед Роскосмосом и предприятиями ракетно-космической промышленности (РКП), связанных с выполнением крупномасштабных проектов по созданию наукоемкой экспортно-
125
Бизнес в законе
4’2014
ориентированной продукции в рамках ФКП и других государственных и международных программ..
Анализируя государственные концепции и программы развития, можно сказать, что все они указывают на необходимость создания и использования органами государственной власти единого информационного пространства за счет объединения и развития информационно-аналитических ресурсов, предназначенных для обеспечения управленческой деятельности. Развитие информационных возможностей в различных областях управления, тесно связанное с созданием инновационных технологий и средств вычислительной техники, осуществляющих обработку информации. В комплексе же основу информационного пространства органов государственной власти и бизнеса становятся созданные и создаваемые информационнотелекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную поддержку как в сфере управления экономикой, так и в сфере государственной безопасности, личности и общества. К таким системам можно отнести [8]:
- информационно-телекоммуникационная система специального назначения (ИТКС), разрабатываемая Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;
- информационно-коммуникационная система (ИКС), разрабатываемая для Государственной думы;
- информационно-телекоммуникационная система Министерства по чрезвычайным ситуациям;
- единая телекоммуникационная система Минобороны России «Широта».
Эти и другие создаваемые информационнотелекоммуникационные системы охватывают широкий круг потребителей, в которую уже сегодня включены предприятия космического и оборонного комплекса, машиностроения, металлургии, нефтегозадобычи и переработки с различными формами собственности и наличием зарубежных активов.
Эффективное использование возможностей, предоставляемых новыми технологиями связи, надежными широкополосными сетями и внедрение инновационных пользовательских приложений создает платформу для:
- улучшения телекоммуникационной инфраструктуры страны, создающей основу для предоставления новых сервисов для обслуживания населения, деятельности локального бизнеса и госучреждений;
- подключения к социальной и бизнес-активности удаленных и малочисленных регионов, населения, деятельности локального бизнеса и госучреждений;
- повышения эффективности государственного управления хозяйством и социальной сферой, населения, деятельности локального бизнеса и госучреждений.
Критическая зависимость эффективности процессов интернационализации хозяйственной жизни и расширения доли российских наукоемких предприятий на международных рынках от качественно новых управленческих компетенций при географической диверсификации внешнеэкономических связей, обеспечивающих закрепление позиций российских экспортеров в системе мирохозяйственных связей, обусловили увеличение расходов на развитие технологий для формирования и оптимизации информационно-управляющих связей между структурами российских государственных ведомств и предпринимательских структур и синхронизации их действий.
Инновационная модернизация экономики России требует включения в экономический оборот новых ресурсов, одним из которых является создание информационных систем управления российскими предприятиями и орга-
низациями действующими на внутреннем и внешнем рынках, обеспечивающих эффективное развитие внутренних связей как по горизонтали, так и по вертикали.
Управленческие решения, связанные с системными изменениями, ориентированными на рыночный механизм распределения информационных возможностей в различных областях управления, становятся сегодня одной из самых сложных областей деятельности организационных структур и механизмов воздействия на многочисленные российские компании и международные научные, производственные, сбытовые и т.п. альянсы с участием российских собственников.
Для решения вышеуказанной проблемы предлагаются следующие подходы:
- во-первых, используя практический опыт, имеющиеся знания, осуществить разработку новых принципов организационно-информационных коммуникационных систем как систем управления, наук и технологий путем объединения средств анализа, ИТ-архитектуры и бизнес-деятельности;
- во-вторых, решение задач и проблем социальноэкономического роста на основе формирования перспективной модели информатизации деятельности наукоемких предприятий с целью реализации ими в системе мирохозяйственных связей возможностей расширения экспорта и иных конкурентных преимуществ технологического характера;
- в-третьих, обеспечение положительных темпов социально-экономического роста при встраивании в мировое хозяйство и повышение производительности труда на основе инноваций, а также активизации решения задач коренного преобразования механизмов управления адаптации российских наукоемких предприятий к мирохозяйственной экономической среде путем формирования научно-производственных альянсов с ведущими мировыми компаниями.
В условиях развитого рынка конкурентоспособность организаций наукоемких отраслей промышленности определяется готовностью к постоянному и непрерывному инновационному процессу, основанному на использовании существующих и генерации новых знаний. Знание становится основным активом российских предприятий наукоемких отраслей промышленности, поэтому создаются устойчивые конкурентные преимущества, формирование и сохранение которых является одной из основных задач стратегического управления совершенствованием - на организационноинформационной базе - национального и наднационального управления.
Как выявили проведенные исследования, оптимизация кооперационных действий с участием как государственных, так и негосударственных российских компаний с разными системами управления и производством различной продукции, возможна путем развития механизмов и технологий, позволяющих оптимизировать модели управления адаптации российских компаний к мирохозяйственной экономической среде через управление их развитие на основе современных ИКТ. Развитие инновационных информационных технологий позволило создать принципиально новый класс электронных управленческих систем, обеспечивающих повышение эффективности процессов интеграции экономических отношений и встраивания отечественных наукоемких предприятий в постиндустриальную структуру мирохозяйственных связей.
Список литературы:
1. В.А. Давыдов, С.А. Пелих, Ф.Ф. Иванов, А.А. Чурсин, И.П.
Сидоров «Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятий в условиях глобализации мировой экономики, Минск, «Право и экономика», 2011.
126
Мильковский А. Г., Чурсин А. А.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»
3. Индекс глобальной конкурентоспособности (2013-2014) http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info
4. Индекс инновационного развития, 2013 http://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info
5. Индекс развития ИКТ, 2013
http://gtmarket.ru/news/2013/10/08/6296
6. Индекс экономики знаний, 2012
http://gtmarket.ru/ratings/knowledge-economy-index/knowledge-economy-index-info
7. Концепция информатизации Роскосмоса (2010 - 2015 гг.)
8. Концепция России о Едином информационном пространстве 1995 г.
9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212;
10. Федеральная целевая программа «Развитие информатизации в России на период до 2010 года».
11. Чурсин А. А., Шмаков Е. В. Экономико-математическая модель оптимального распределения инвестиций при модернизации наукоёмких // Бизнес в законе №3, 2014, с. 239243
Reference list:
1. V.A. Davidov, S.A. Pelih, F.F. Ivanov, A.A. Chursin, I.P. Sidorov "Theoretical bases of competitiveness management of enterprises in a globalizing world economy, Minsk, «Law and Economics», 2011.
2. The Russian Federation State Program of «Information Society (2011-2020)».
3. The Global Competitiveness Index (2013-2014) http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info
4. Index of innovative development, 2013 http://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info
5. ICT Development Index, 2013
http://gtmarket.ru/news/2013/10/08/6296
6. Knowledge Economy Index 2012
http://gtmarket.ru/ratings/knowledge-economy-index/knowledge-economy-index-info
7. Roscosmos concept of informatization (2010 - 2015).
8. Russian concept of the Common Information Space in 1995
9. The strategy of Information Society Development in the Russian Federation of February 7, 2008 N 212-Pr;
10. Federal Target Program «Development of information in Russia for the period up to 2010».
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Роль информационно-коммуникационных технологий в управлении предприятиями наукоемких отраслей промышленности в контексте глобализации экономики» Мильковского А.Г. и Чурсина А.А.
Статья посвящена анализу значимости применения информационно-коммуникационных технологий в системах управления предприятиями. Актуальной проблемой на сегодняшний день является повышение надежности и безопасности эксплуатации изделий и минимизация затрат на всех стадиях жизненного цикла. Авторы статьи выявили что данную проблему можно решить благодаря эффективному внедрению информационно-коммуникационных технологий.
В статье авторами проведен анализ практики управления развитием информационно-коммуникационных технологий в России и за рубежом. В заключение авторами предлагается ряд подходов по повышения конкурентоспособности российских предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности с использованием информационнокоммуникационных технологий.
Все отмеченное выше позволяет утверждать, что статья канд. техн. наук Мильковского А.Г. и д-ра экон. наук, проф. Чурсина А.А. «Роль информационно-коммуникационных технологий в управлении предприятиями наукоемких отраслей промышленности в контексте глобализации экономики» представляет научную и практическую ценность, полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к публика-
циям в журналах, включенных в перечень ВАК, и может быть рекомендована к печати в одном из таких журналов.
Доктор философских наук, профессор базовой кафедры «Прикладная экономика» РУДН
Э.Н. Ожиганов
127