УДК: 339.137.2, 338
ББК: 65.5, 65.6
Строкатов Д.А.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (В РАМКАХ СКАНДИНАВСКОЙ ШКОЛЫ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ)
Strokatov D.A.
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS COMPETITIVE ADVANTAGE (IN TERMS OF THE SCANDINAVIAN SCHOOL OF COMPETITIVENESS)
Ключевые слова: конкурентное преимущество, конкурентоспособность, скандинавская школа конкурентоспособности, информационные технологии, инновационные технологии, цифровая экономика.
Keywords: competitive advantage, competitiveness, Scandinavian school of competitiveness, information technologies, innovative technologies, digital economy.
Аннотация: целью данного исследования является определение роли информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) как источника конкурентного преимущества и фактора повышения конкурентоспособности экономик малых стран в рамках трудов скандинавской школы конкурентоспособности.
Обзор ряда источников показал, что исследователи рассматривают преимущественно практические аспекты использования ИКТ для достижения конкурентного преимущества предприятиями и национальной экономикой отдельно от теорий конкурентоспособности.
Автор, опираясь на теории скандинавской школы, показал, что ИКТ могут являться источником постоянных инноваций, позволяют оптимизировать процессы накопления знаний и улучшения навыков персонала, качественно улучшают взаимодействие по линии «покупатель-поставщик», при этом производство товаров и услуг в сфере ИКТ обеспечивает значительную прибавку стоимости в цепи производства. Следование малыми странами рекомендациям представителей скандинавской школы конкурентоспособности может частично объяснить, почему множество малых развитых стран смогло занять высокие места в Индексе сетевой готовности.
В заключение отмечается, что выводы теорий скандинавской школы конкурентоспособности могут быть актуальны и в условиях российской экономики.
Abstract: the aim of this article is to determine the role of information and communication technologies (ICT) as a source of competitive advantage and a factor in improving the competitiveness of small economies in terms of the Scandinavian school of competitiveness.
A review of a number of sources showed that authors mainly consider the practical aspects of using ICT to achieve competitive advantage offirms and of national economy, apart from the theories of competitiveness.
The author, based on the theories of the Scandinavian school, showed that ICT can be a source of constant innovation, can optimize the processes of knowledge accumulation and improve staff skills, qualitatively improve the interaction between the buyer and supplier, while the production of ICT goods and services provides significant increase the revenue in the value chains. The small countries' adherence to the recommendations of the scientists of the Scandinavian school of competitiveness may partly explain why many small developed countries were able to achieve high ranks in the Network Readiness Index.
In conclusion, it is noted that the ideas of the theories of the Scandinavian school of competitiveness may be relevant in the Russian economy.
Многие лидеры развитых стран сегодня уверены, что необходимо форсировать переход к цифровой экономике, которая позволит достичь всеобъемлющего устойчивого развития и процветания1. Более того, как отмечает С. Захиди, один из соавторов Доклада о глобальной конкурентоспособности 2018: «Все страны могут быть более процветающими», используя достижения Четвертой Промышленной Революции .
В.В. Путин, выступая перед Федеральным Собранием Российской Федерации в 2018 году, заявил, что: «Знания и современные технологии - важнейшее конкурентное преимущество... В мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управ-ления»3.
Однако Россия в 2016 году в Индексе сетевой готовности заняла 41 место, значительно отставая как от развитых, так и от ряда развивающихся стран4. В 2018 году в Индексе глобальной конкурентоспособности 4.0 по показателю 3 «Внедрение ИКТ» Россия заняла 25 место5. Поэтому профильным министерствам Российской Федерации и российским научным кругам требуется уделять больше внимания изучению опыта зарубежных стран в части развития, внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) с целью повышения национальной конкуренто-
1 OECD Digital Economy Outlook 2017 [Электронный ресурс] // OECD, 2017. URL: http://dx.doi.org/10.1787/ 9789264276284-en
2 Schwab K. The Global Competitiveness Report 2018 [Электронный ресурс] // WEF, 2018. URL:http://www3 .weforum.org/docs/GCR2018/05FullRepo rt/TheGlobalCompetitivenessReport2018.pdf
3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс, 2018. URL: http://www.consultant.ru/document/
cons doc LAW 291976/
4 Кузьмина Т.И., Строкатов Д.А. Развитые страны мира в Индексе сетевой готовности // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2018. № 2 (22). С. 37.
5 Schwab K. The Global Competitiveness Report 2018 //
WEF, 2018.
способности.
Целью данного исследования является определение роли ИКТ как источника конкурентного преимущества и фактора повышения конкурентоспособности экономик малых стран, в рамках трудов скандинавской школы конкурентоспособности.
Исследование возможностей использования ИКТ в качестве конкурентного преимущества является актуальным для многих отечественных и зарубежных исследователей, а также представителей крупных международных компаний.
Так, например, в работе Р.Ю. Черкаш-нева6 ИКТ отнесены к интенсивному способу достижения фирмой конкурентного преимущества. Автор предлагает собственный механизм реализации ИКТ в качестве конкурентного преимущества фирмы, а также предлагает решение основных проблем, связанных с внедрением современных ИКТ на предприятиях.
В исследовании И.В. Тоичкиной7 показаны основные факторы влияния ИКТ на международную конкурентоспособность. Для максимизации положительной отдачи от ИКТ на национальном уровне предлагается внедрить замкнутый цифровой документооборот, что может потребовать значительных изменений законодательной базы.
В статье Е.А. Кашириной8 исследуется, как ИКТ меняют характер современной рыночной конкуренции. По мнению автора, ИКТ изменяют структуру существующих отраслей экономики, стимулируют снижение издержек и рост производительности труда, а также способствуют появлению новых бизнес моделей, товаров и услуг.
В исследовании Т. Михалич и
Черкашнев Р.Ю. Разработка и совершенствование механизма получения конкурентных преимуществ предприятием при использовании информационных технологий // Социально-экономические явления и процессы. 2016. №2. С. 65-72.
7 Тоичкина И.В Роль информационно -коммуникативных технологий в повышении международной конкурентоспособности // Экономика и социум. 2016. №3(22). С. 1496-1498.
8 Каширина Е.А. Роль информационных технологий в достижении конкурентного преимущества // Системное управление. 2016. № 1(30).
Д. Бухалиса1 отмечается, что ИКТ являются относительно новым источником конкурентных преимуществ фирмы и слабо рассмотрены в рамках действующих теорий и моделей конкурентоспособности. Также недостаточно изучено влияние ИКТ на конкурентоспособность гостиничного бизнеса. Предложена авторская шестифакторная модель конкурентных преимуществ, в том числе учитывающая фактор ИКТ, которая может стимулировать развитие сферы туризма и отдыха в развивающихся странах.
В работе С. Сирирака, Н. Ислама и Д.Б. Кханга2 исследуется, как ИКТ влияет на операционные показатели деятельности и удовлетворенность клиентов трехзвездочного отеля. Рост конкуренции в данном секторе подталкивает владельцев отелей к поиску новых источников конкурентных преимуществ. По мнению авторов, внедрение ИКТ сильнее влияет на операционные показатели деятельности, чем на удовлетворенность посетителей.
В исследовании Г.Г. Калодикиса, П.Н. Яннакопоулуса анализируется влияние ИКТ на конкурентоспособность туристического сектора Греции. Авторы отмечают, что использование ИКТ в качестве конкурентного преимущества в данном секторе также слабо изучено. По их мнению, более активное использование Интернета позволит повысить гибкость, эффективность и конкурентоспособность существующих моделей предоставления туристических услуг.
В монографии Дж. Ху и М. Кваддуса4 показано, что информационные системы могут сыграть важную роль в успешной реализации пяти конкурентных стратегий
1Mihalic T., Buhalis D. ICT as a new competitive advantage factor - case of small transitional hotel sector // Economic and business review. 2013. Vol. 15. no. 1. pp. 33-56.
2 Sirirak S., Islam N., Khang D.B. Does ICT adoption enhance hotel performance? // Journal of Hospitality and Tourism Technology. 2011. no 2. pp. 34-49. DOI 10.1108/17579881111112403
3 Kalodikis G.G., Yannakopoulos P.H. ICT Contribution in Establishing a Competitive Advantage for the Greek Tourism Industry [Электронный ресурс] // 2003. URL: http://ikaros.teipir.gr/era/era2/fullpap/B54.doc
4
Xu J., Quaddus M. Managing Information Systems.
Atlantis Press. 2013. pp. 27-40. URL: DOI:
10.2991/978-94-91216-89-3 2
фирмы: ценового лидерства, дифференциации продукции, инновационной стратегии, слияния и поглощения, стратегических альянсов. Такие системы также могут быть использованы для повышения эффективности и укрепления взаимодействия в цепях производства.
В статье Т. Куеттнера и П. Шуберт5 анализируется ИКТ в качестве конкурентного преимущества на примере 10 компаний. Авторы приходят к выводу, что в 9 случаях из 10 ИКТ является, скорее, временным преимуществом, чем устойчивым. Однако авторы делают оговорку о том, что не существует общепринятого критерия устойчивости конкурентного преимущества, поэтому в рамках теоретических исследований конкурентоспособности требуется дополнительно сформулировать количественный критерий для данного понятия.
В исследовании С.К. Гуанешвара6 показана необходимость вовлечения предприятий малого и среднего бизнеса в глобальные цепи поставок. ИКТ позволяют таким предприятиям получать и обрабатывать значительные объемы информации, создавать новые товары и услуги, снижать издержки и повышать качество продукции, тем самым повышая ценность для клиента.
В статье К. Бендрика7 отмечается, что компания Вольво стремится внедрять ИКТ с целью достижения конкурентного преимущества в виде повышения лояльности потребителей, ускорения бизнес-процессов, укрепления отношений с поставщиками и партнерами, а также повышения производительности различных подразделений компании.
Следовательно, в приведенных рабо-
5 Kuettner T., Schubert P. IT-Based Competitive Advantage: A Cross-Case Comparison of Business Software Usage [Электронный ресурс] // Procedia Technology. 2012. Vol. 5. pp. 181-189. https://doi.org/10.1016/j.protcy.2012.09.020
6 Gyaneshwar S.K. Competitive advantage through information and communication technology (ICT) enabled supply chain management practices // International Journal of Enterprise Computing and Business Systems. 2011. Vol. 1. Issue 2.
7 Bendrik K. Using IT as a Competitive Advantage [Электронный ресурс] // CIORewiew. 2014. URL: https://automotive.cioreview.com/cioviewpoint/using-it-as-a-competitive-advantage--nid-984-cid-4.html
тах ИКТ рассматриваются в качестве источника достижения фирмой конкурентного преимущества, опираясь на опыт различных компаний, а также исследуется влияние ИКТ на структуру отраслей экономики и существующие бизнес-модели, в основном не рассматривая ИКТ с точки зрения теорий конкурентоспособности.
Однако в ряде работ проводится сопоставление конкурентных преимуществ и конкурентоспособности экономик в рамках различных теорий конкурентоспособности.
Так, в работе И.В. Пилипенко1 предлагается классифицировать основные теории конкурентоспособности в рамках трех школ: американской, британской и скандинавской. Такая классификация теорий носит географический характер, что связано с экспериментальной базой данных, на которую опирались представители данных школ.
Хотя в исследовании С.Н. Шестова и А.В. Волошина показано, что до сих пор не существует общепризнанной теории конкурентоспособности фирм, стран и регионов, несмотря на значительное количество теорий и публикаций по данной тематике. Поэтому в работе А.В. Волошина и Ю.Л. Александрова предлагается собственная классификация школ и теорий конкурентоспособности в зависимости от вклада представителей школы в развитие «теории конкурентоспособности». Авторы предлагают следующую классификацию школ и теорий: послужившие основой для современных концепций конкуренции и конкурентоспособности; рассматривающие конкурентные отношения в контексте изучения различных экономических явлений и процессов; предметом исследования которых является конкуренция или конкурентоспособность; оказавшие влияние на изуче-
1 Пилипенко И.В. Анализ основных зарубежных теорий конкурентоспособности стран и регионов в мировом хозяйстве // Известия Академии Наук. Серия географическая. 2003. №6. С. 15-25.
2 Шестов С.Н., Волошин А.В. Конкурентоспособность региона как предмет исследования экономической науки // Труд и социальные отношения. 2016. №5. С. 27-36.
3 Волошин А.В., Александров Ю.Л. Эволюция теорий конкуренции и конкурентоспособности в
экономической науке // Фундаментальные
исследования. 2017. № 4-2. С. 330-338.
ние различных теоретических аспектов конкурентных отношений.
В работе М.В. Лоскутовой4 показано, что существует более десяти различных рейтингов конкурентоспособности, подчеркивающих как сильные, так и слабые стороны более чем 100 стран. По мнению данного автора, существующие рейтинги слабо соотносятся с результатами трудов школ теорий конкурентоспособности и должны учитывать большее количество социальных показателей развития общества.
В исследовании С.В. Кравцевича5 проводится сравнительно сопоставительный анализ научного вклада отечественной и западной школ в развитие теорий конкуренции. По мнению автора, отечественной школе конкуренции свойственен диалекти-ко-материалистический подход к развитию конкуренции (наличие конкурентоспособности объекта как комплексной характеристики означает наличие некоторых конкурентных преимуществ у данного объекта), а западной - диалектико-идеалистический подход (конкурентные преимущества на местном уровне стимулируют выход, успешность и конкурентоспособность продукции на внешних рынках).
В данной группе работ авторы не рассматривают ИКТ в качестве отдельного источника конкурентного преимущества в рамках существующих теорий школ конкурентоспособности, но предлагают собственные классификации школ и учений, а также анализируют вклад отечественных и зарубежных ученых в исследование конкурентоспособности.
Таким образом, в исследованиях, охваченных данным обзором, ИКТ принято рассматривать в качестве источника конкурентного преимущества предприятия и национальной экономики с точки зрения практической реализации, преимущественно отдельно от теорий конкурентоспособности.
Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №9. С. 101-106.
5 Кравцевич С.В. Развитие теории конкуренции: вклад отечественной и западной научных школ // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2018. Т. 17, № 4. С. 578-602. Б01: 10.15826/ уез1тк.2018.17.4.025.
Опираясь на определение Международной Организации по Стандартизации1 и специфику российского законодательства2, под ИКТ будем понимать совокупность ресурсов, методов, процессов и приемов программно-технических и лингвистических средств при сборе, хранении, обработке, передаче, распространении и использовании информации.
Представители трех классических школ теорий конкурентоспособности: американской, британской и скандинавской3 - в своих работах не уделяли ИКТ достаточного внимания, считая их лишь одним из способов достижения фирмой конкурентного преимущества. По мнению автора, причина этого заключается в том, что большая часть исследований представителей данных школ была написана в 1970 - 2000-е гг., когда информационные технологии (в т.ч. мобильная связь, электронная почта, Интернет, широкополосная и оптоволоконная связь) были еще не столь развиты и распространены, как сегодня.
Так, Портер отмечал, что Интернет -это достаточно важная технология, и поэтому многие компании в начале 2000-х гг. инвестировали в установку Интернет-оборудования, которое было достаточно дорогим по тем временам. По его мнению, Интернет не мог быть источником долгосрочного конкурентного преимущества: те компании, что предпочли бы вести «бизнес как прежде», без использования Интернета и иных современных технологий, рисковали бы технологически отстать от более продвинутых конкурентов, а их прежние бизнес-модели - безнадежно устареть4.
С ним были согласны и другие исследователи. Например, по мнению Н.Г. Карра, информационные технологии - это не более,
чем объект инфраструктуры5, в то время как П.Б. Седдон считал, что маловероятно, что ERP-система станет источником конкурентного преимущества фирмы, так как, во-первых, до конца не ясна ценность подобной системы для действующих моделей бизнеса, а, во-вторых, такую же информационную систему, если она действительно ценна, всегда смогут приобрести конкуренты данной фирмы6.
В рамках данного исследования преимущественно анализировались труды представителей скандинавской школы конкурентоспособности, которые выдвигали свои теории, опираясь на изучение опыта экономик малых открытых развитых стран, таких как государства Скандинавии. Более тщательное сопоставление политик, проводимых данными странами, с основными выводами скандинавской школы конкурентоспособности, по мнению автора, позволит частично объяснить успешность скандинавских стран в развитии, внедрении и продвижении ИКТ по сравнению с иными развитыми странами .
В рамках теории национальной системы инноваций датский экономист Б.-О. Лундваль предположил8, что единственный способ повышения конкурентоспособности национальной экономики малой страны заключается в непрерывном генерировании инноваций и новых знаний. По мнению автора данного исследования, внедрение ИКТ позволяет на постоянной основе совершенствовать знания и навыки персонала за счет анализа и использования накопленной («кумулятивной») информации. Технические средства, такие как микрофоны, камеры и компьютеры, создают возможность собирать и анализировать большие объемы информации. С помощью корпоративных порталов, локальной сети и
1 ISO/IEC 38500:2015 [Электронный ресурс] // ISO, 2018. URL: https://www.iso.org/standard/ 62816.html
2 Ст.2 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
3 Пилипенко И.В. Анализ основных зарубежных теорий конкурентоспособности стран и регионов в мировом хозяйстве. С. 15-25.
4 Porter M. Strategy and the Internet // Harvard Business Review. 2001. no. 79(3). P. 64.
5 Carr N.G. IT doesn't matter // Harvard Business Review. 2003. no 81, pp. 41-49.
6 Seddon P.B. Are ERP systems a source of competitive advantage? // Strategic Change. 2005. no 14(5). pp. 283-293.
7 Строкатов Д.А. Индекс сетевой готовности: Скандинавские и иные развитые страны // Горизонты экономики. 2018. № 4 (44). С. 76.
8 Lundvall B.A. The Social Dimension of the Learning Economy // Danish Research Unit for Industrial Dynamics, Working Paper 96-1, 1999.
сети Интернет работники компании получают доступ к знаниям, накопленным другими сотрудниками, и могут делиться своим опытом. Поэтому, используя ИКТ, накапливать знания, делиться опытом и улучшать свою подготовку становится проще, удобнее и эффективнее.
Более того, технические средства и программное обеспечение, по сути, являются источником постоянных инноваций. Технические средства, такие как компьютеры, комплектующие, оборудование для трансляции звука и изображений и т.д., постоянно совершенствуются (регулярно появляются новые компьютеры с более производительным процессором, новые флеш-накопители с большим объемом памяти, новые мониторы с большим размером экрана). Программные средства также постоянно изменяются и дополняются (требуется все большее количество программного обеспечения, написанного под все возрастающее количество технических средств). Поэтому компании, занятые в сфере ИКТ и смежных отраслях, таких как написание программного кода, поставка комплектующих и дистрибуция, получают возможность на постоянной основе генерировать инновационные продукты и предлагать их своим клиентам. В свою очередь, компании-потребители получают доступ к более мощному, производительному и эффективному техническому оборудованию и программному обеспечению.
В рамках теории экономики обучения Б.-О. Лундваль и Б. Йонсон1 показали, что в условиях малой экономики существуют возможности для укрепления взаимоотношений по линии «покупатель-поставщик», так как покупатель нередко лично знаком с поставщиком, что благоприятствует более быстрому распространению инноваций и знаний, появлению, внедрению и совершенствованию новых товаров и услуг. По мнению автора, использование ИКТ также ускоряет обмен информацией по линии «покупатель-поставщик», тем самым усиливая взаимодействие в блоках развития Э. Дамена2. Под блоками развития Дамен
1 Lundvall B.A., Johnson B. The Learning Economy // Journal of Industry Studies. 1994. Vol. 1. pp. 23-42.
2 Dahmen E. Development Blocks in Industrial Eco-
понимал сеть поставщиков и потребителей, тесно взаимосвязанных друг с другом, которые постоянно обмениваются информацией о продукции, знаниями и технологиями.
Современные каналы обратной связи, такие как горячая линия, сайт компании и форум для общения с потребителями, позволяют оперативно собирать жалобы клиентов и их пожелания к качеству выпускаемой продукции. Анализ собранной информации может привести к повышению качества продукции, устранению имеющихся недостатков и ускорить выход на рынок новых товаров и услуг, в которых заинтересован потребитель. Поэтому, используя ИКТ, производитель получает возможность более оперативно реагировать на изменяющиеся потребности клиентов.
Норвежский экономист Э. Райнерт3 считал, что страны должны стимулировать создание у себя производств с наиболее высокой промышленной рентой и технологическим потенциалом роста. Он предложил повышать конкурентоспособность страны через стимулирование роста доходов фирм, создающих и внедряющих новые технологии внутри страны, выплату более высоких заработных плат и взимание более высоких налогов.
По мнению автора данного исследования, правительства должны уделять особое внимание развитию инновационных, перспективных отраслей, таких как ИКТ-отрасль и смежные с ней. С одной стороны, данные отрасли требуют наличия высококвалифицированного персонала (программистов, аналитиков, дизайнеров, разработчиков технических средств и т.д.), труд которых обычно является высокооплачиваемым. С другой стороны, подобные отрасли являются звеньями цепи с высокой добавленной стоимостью, в основном за счет более высоких затрат на персонал и оборудование, требующееся для производства. К тому же, спрос на продукцию таких отраслей постоянно растет, что обеспечивает
nomics // Industrial Dynamics: Technological, Organizational, and Structural Changes in Industries and Firms. 1989. Vol. 10.
3 Reinert E.S. Competitiveness and its predecessors -a 500-year cross-national perspective // STEP GROUP, Report, Oslo, 1994.
фирмы потоком регулярных заказов и создает дополнительные рабочие места, что позволяет повысить объем собираемых налогов. Наконец, в малых развитых экономиках производство низкотехнологичной продукции, с малой добавленной стоимостью, с преобладанием ручного труда невыгодно местным производителям в силу достаточно высокого среднего уровня заработных плат в этих странах. Стимулируя развитие ИКТ-отрасли и смежной с ними, правительство сможет повысить конкурентоспособность национальной экономики с помощью создания дополнительных рабочих мест и рост объема собранных налогов.
Следовательно, ИКТ могут являться источником постоянных инноваций, позволяют оптимизировать процессы накопления знаний и улучшения навыков персонала, качественно улучшают взаимодействие по линии «покупатель-поставщик», при этом производство товаров и услуг в сфере ИКТ обеспечивает значительную прибавку стоимости в цепи производства. Таким образом, ИКТ в рамках скандинавской школы конкурентоспособности могут являться конкурентным преимуществом, на которое должны опираться экономики малых стран, чтобы быть успешными в «сильной конкуренции» (т.е. делать упор на высокое качество выпускаемой продукции, а не на ее низкую цену1 ) на мировых рынках.
Следование рекомендациям представителей скандинавской школы конкурентоспособности, данных малым открытым странам, может частично объяснить, почему такие малые страны, как Финляндия, Швеция, Норвегия, Нидерланды, Дания, Исландия, Эстония, Ирландия, Литва и Латвия смогли значительно продвинуться в Индексе сетевой готовности 2016, заняв соответственно 2, 3, 4, 6, 11, 16, 22, 25, 29 и 32 места в рейтинге из 139 стран2. Данный индекс, публикуемый экспертами Всемирного экономического форума, призван оценить
1 Storper M., Walker R. The capitalist imperative. Territory, technology, and industrial growth // Basil Blackwell: New York, 1989.
2 Networked Readiness Index [Электронный ресурс] // WEF, 2016. URL: http://reports.weforum.org/ global-information-technology-report-2016/networked-readiness-index/
факторы, национальные политики и институциональные основы, которые позволяют странам использовать ИКТ для достижения устойчивого роста, а также повышения своей конкурентоспособности и благосостоя-
3
ния .
Однако, по мнению автора, также следует согласиться с Портером и другими исследователями, что ИКТ не могут служить источником долгосрочного конкурентного преимущества фирмы, так как ИКТ будут являться лишь неотъемлемой частью любой успешной бизнес модели. И те компании, что будут оттягивать обновление и внедрение современного оборудования и информационных систем, рискуют безнадежно отстать от более технологически продвинутых конкурентов.
Приводимые далее практические примеры использования ИКТ для достижения компанией конкурентного преимущества были собраны автором на основе анализа ряда открытых источников, официальных сайтов компаний и материалов прессы.
По мнению Всемирного Банка, ИКТ, воздействуя на коммерческий сектор экономики, создает дополнительные конкурентные преимущества по следующим
4
направлениям :
- расширяет масштабы торговли;
- повышает эффективность использования ресурсов;
- стимулирует конкуренцию.
Ниже приведено несколько практических примеров достижения конкурентного преимущества фирмами, в том числе и из малых стран, за счет использования ИКТ:
- снижение издержек производственных процессов компании за счет использования более производительного технологического оборудования и качественного программного обеспечения, такого как облачные технологии, большие данные, искусственный интеллект, блокчейн, робототех-
Кузьмина Т.И., Строкатов Д.А. Развитые страны мира в Индексе сетевой готовности // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2018. № 2 (22). С. 39.
4
Цифровые дивиденды Обзор [Электронный ресурс] // Группа Всемирного банка, 2016. URL: https://0penkn0wledge.w0rldbank.0rg/bitstream/handle/l 0986/23347/210671RuSum.pdf
ника, вычислительные сети и виртуальная реальность1;
- стандартизация производимых товаров повышает их взаимозаменяемость и усиливает взаимодополняемость, что приводит к дополнительной экономии на масштабе2;
- замещение труда, ранее не замещаемого фактора производства, и повышение его производительности за счет более эффективного менеджерского онлайн-контроля за деятельностью подчиненных;
- ускорение сбора и анализа информации о различных бизнес-процессах, а также принятия на их основе управленческих решений с использованием СУБД, ERP-, CRM- и иных организационных систем ;
- снижение издержек фирмы на привлечение новых клиентов, частичное устранение асимметрии информации и предоставление дополнительной информации о производимой продукции с помощью электронных каналов продаж, системы онлайн-закупок и глобальных Интернет-площадок, таких как «Алибаба» и «Амазон»4;
- создание стратегических альянсов и участие в электронных бизнес-платформах, которые могут содержать информацию о
Цифровые дивиденды Обзор // Группа Всемирного банка, 2016.
Sirirak S., Islam N., Khang D.B. Does ICT adoption enhance hotel performance? // Journal of Hospitality and
Tourism Technology.
2
Booth A., Roberts R., Sikes J. How strong is your IT strategy? // McKinsey on Business Technology, 2011. pp. 2-7.
3 Kuettner T., Schubert P. IT-Based Competitive Advantage: A Cross-Case Comparison of Business Software Usage // Procedia Technology. P. 185-186.
Черкашнев Р.Ю. Разработка и совершенствование механизма получения конкурентных преимуществ предприятием при использовании информационных технологий // Социально-экономические явления и процессы. C. 66.
4 Каширина Е.А. Роль информационных технологий в достижении конкурентного преимущества // Системное управление.
Mihalic T., Buhalis D. ICT as a new competitive advantage factor - case of small transitional hotel sector // Economic and business review.
Sirirak S., Islam N., Khang D.B. Does ICT adoption enhance hotel performance? // Journal of Hospitality and Tourism Technology.
Kalodikis G.G., Yannakopoulos P.H. ICT Contribution in Establishing a Competitive Advantage for the Greek Tourism Industry.
продукции ряда поставщиков, собираемую и предоставляемую партнерами по альянсу5;
- выход на международные рынки сбыта и заключение контрактов с иностранными партнерами в результате использования сети Интернет и глобальных Интернет-
6
площадок ;
- повышение эффективности и укрепление сотрудничества в рамках цепи поставок с помощью создания общей информационной системы, направленной на улучшение информированности участников цепи о спросе и предложении на промежуточ-
7
ную продукцию ;
- создание локальной и единой глобальной базы данных ТНК, в которой могут храниться материалы для повышения квалификации персонала, информация о проводимых внутренних тендерах, открытых
вакансиях и о продукции, поставляемой
8
различными подразделениями ;
- удержание и наращивание клиентской базы банков за счет выстраивания доверительных отношений с помощью приложения «Мобильный банк», мессенджеров, социальных сетей и банковских термина-
9
лов ;
- использование умных алгоритмов маршрутизации позволяет строить оптимальный маршрут следования грузового и пассажирского транспорта, тем самым экономя время и бензин при доставке грузов и пассажиров;
- снижение транзакционных издержек при предоставлении онлайн-услуг на базе
Laudon K.C., Laudon, J.P. Management infor-
mation systems: Managing the digital firm, 12th Edition,
Prentice Hall. 2012. P. 139.
6 Цифровые дивиденды Обзор // Группа
Всемирного банка, 2016.
7
Laudon K.C., Laudon, J.P. Management information systems: Managing the digital firm, 12th Edition, Prentice Hall. 2012. P. 137.
Gyaneshwar S.K. Competitive advantage through information and communication technology (ICT) enabled supply chain management practices // International Journal of Enterprise Computing and Business Systems.
Bendrik K. Using IT as a Competitive Advantage // CIORewiew.
8 Rigby D. The Future of Shopping // Harvard Business Review. December 2011. pp. 65-76.
9
O'Brien J.A., Marakas, G.M. Management Information Systems, 10th Edition, McGrawHill, New York, USA. 2011. pp. 50-52.
автоматизированных сервисов почти до нуля за счет «эффекта сетевой выгоды», когда выгоды поставщиков услуг растут по мере появления новых потребителей;
- создание дополнительных технологических барьеров для входа в отрасль и производство отдельных наименований товаров с помощью применения компьютерного проектирования производимых товаров, повышения технологической сложности продукции и проведения Интернет опросов и маркетинговых кампаний1;
- оцифровка различных этапов производственного цикла ведет к появлению технологически более сложных товаров и расширению сектора услуг2;
- использование новых моделей ведения бизнеса, например, модели «двустороннего рынка», при которой потребители напрямую взаимодействуют с поставщиками услуг через агреггаторы, такие как Uber, Gett и Яндекс.Такси.
Таким образом, использование ИКТ может стать источником конкурентного преимущества фирмы, а также национальной экономики вследствие снижения издержек, повышения эффективности ведения бизнеса, укрепления взаимоотношений с партнерами и появления новых товаров и услуг.
В рамках данного исследования было выявлено, что ИКТ могут служить источником конкурентного преимущества фирм и фактора повышения конкурентоспособности экономик малых открытых стран. Научная новизна данного исследования заключается в том, что в отличие от других российских авторов информационные технологии как конкурентное преимущество были рассмотрены с позиций теорий скандинавской школы конкурентоспособности.
В работах, охваченных обзором в рамках данного исследования, ИКТ принято рассматривать в качестве источника конкурентного преимущества предприятия и национальной экономики с точки зрения практической реализации, преимущественно отдельно от теорий конкурентоспособ-
ности, в т.ч. трудов скандинавской школы.
Как было показано в исследовании, ИКТ могут являться источником постоянных инноваций, позволяют оптимизировать процессы накопления знаний и улучшения навыков персонала, качественно улучшают взаимодействие по линии «покупатель-поставщик», при этом производство товаров и услуг в сфере ИКТ обеспечивает значительную прибавку стоимости в цепи производства. Правительства малых развитых стран должны стимулировать развитие ИКТ-отрасли и смежных с ней, чтобы быть более успешными в «сильной конкуренции» на мировых рынках товаров и услуг.
Автором был приведен ряд практических примеров реализации ИКТ в качестве конкурентного преимущества фирм как из развитых, так и развивающихся стран. Анализ данных примеров показал, что компании стремятся в т.ч. постоянно совершенствовать процессы и технологии, накапливать и использовать знания, а также укреплять взаимоотношения с клиентами и партнерами, что соответствует выводам теорий скандинавской школы конкурентоспособности.
По мнению автора, с одной стороны, рекомендации представителей скандинавской школы теории конкурентоспособности могут быть актуальны и в условиях российской экономики: например, постоянное генерирование инноваций и совершенствование знаний, укрепление сотрудничества покупателя и поставщика, а также участие на конечных этапах глобальных цепей производства, которые характеризуются наибольшей добавленной стоимостью. Следование данным рекомендациям правительств ряда малых развитых стран позволило им занять относительно высокие позиции в Индексе сетевой готовности.
С другой стороны, следуя тенденциям развития мировой экономики3, необходимо активнее стимулировать развитие сектора ИКТ в экономике России. Для этого могут потребоваться более значительные изменения в законодательной базе, улучшение
Chui M., Fleming T. Inside P & G's digital revolution // McKinsey Quarterly, November 2011, pp. 1-11.
2 Цифровые дивиденды Обзор // Группа
Всемирного банка, 2016.
Цифровые дивиденды Обзор // Группа Всемирного банка, 2016.
OECD Digital Economy Outlook 2017 // OECD, 2017.
бизнес среды и инновационного климата, а вания ИКТ малым и средним бизнесом. также налоговое стимулирование использо-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Волошин, А.В., Александров, Ю.Л. Эволюция теорий конкуренции и конкурентоспособности в экономической науке // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 4-2. -С. 330-338.
2. Каширина, Е.А. Роль информационных технологий в достижении конкурентного преимущества // Системное управление. - 2016. - № 1(30).
3. Кравцевич, С.В. Развитие теории конкуренции: вклад отечественной и западной научных школ // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. - 2018. - Т. 17, № 4. - С. 578-602. DOI: 10.15826/vestnik.2018.17.4.025.
4. Кузьмина, Т.И., Строкатов, Д.А. Развитые страны мира в Индексе сетевой готовности // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2018. - № 2 (22). - С. 35-42.
5. Лоскутова, М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №9. - С. 101-106.
6. Пилипенко, И.В. Анализ основных зарубежных теорий конкурентоспособности стран и регионов в мировом хозяйстве // Известия Академии Наук. Серия географическая. -2003. - №6. - С. 15-25.
7. Строкатов, Д.А. Индекс сетевой готовности: Скандинавские и иные развитые страны // Горизонты экономики. - 2018. - № 4 (44). - С. 76-86.
8. Тоичкина, И.В Роль информационно-коммуникативных технологий в повышении международной конкурентоспособности // Экономика и социум. - 2016. - №3(22). - С. 14961498.
9. Черкашнев, Р.Ю. Разработка и совершенствование механизма получения конкурентных преимуществ предприятием при использовании информационных технологий // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - №2. - С. 65-72.
10. Шестов. С.Н., Волошин, А.В. Конкурентоспособность региона как предмет исследования экономической науки // Труд и социальные отношения. - 2016. - №5. - С. 27-36.
11. Цифровые дивиденды. Обзор [Электронный ресурс] // Группа Всемирного банка, 2016. - URL:https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/ 10986/23347/210671 RuSum.pdf
12. Bendrik, K. Using IT as a Competitive Advantage [Электронный ресурс] // CIORew-iew. 2014. - URL: https://automotive.cioreview.com/cioviewpoint/using-it-as-a-competitive-advantage--nid-984-cid-4.html
13. Booth, A., Roberts, R., Sikes, J. How strong is your IT strategy? // McKinsey on Business Technology, 2011. pp. 2-7.
14. Carr, N.G. IT doesn't matter // Harvard Business Review. 2003. no 81, pp. 41-49.
15. Chui, M., Fleming, T. Inside P & G's digital revolution // McKinsey Quarterly, November 2011, pp. 1-11.
16. Dahmen, E. Development Blocks in Industrial Economics // Industrial Dynamics: Technological, Organizational, and Structural Changes in Industries and Firms. 1989. Vol.10.
17. Gyaneshwar, S.K. Competitive advantage through information and communication technology (ICT) enabled supply chain management practices // International Journal of Enterprise Computing and Business Systems. 2011. Vol. 1. Issue 2.
18. Kalodikis, G.G., Yannakopoulos P.H. ICT Contribution in Establishing a Competitive Advantage for the Greek Tourism Industry [Электронный ресурс] // 2003. URL: http://ikaros.teipir.gr/era/era2/fullpap/B54.doc
19. Kuettner, T., Schubert, P. IT-Based Competitive Advantage: A Cross-Case Comparison of Business Software Usage [Электронный ресурс] // Procedia Technology. 2012. Vol. 5. pp. 181189. https://doi.org/10.1016/j.protcy.2012.09.020
20. Laudon, K.C., Laudon, J.P. Management information systems: Managing the digital firm,
12th Edition, Prentice Hall. 2012, P.139.
21. Lundvall, B.A., Johnson, B. The Learning Economy // Journal of Industry Studies. 1994. Vol. 1. pp. 23-42.
22. Lundvall, B.A. The Social Dimension of the Learning Economy // Danish Research Unit for Industrial Dynamics, Working Paper 96-1, 1999. 29 p.
23. Mihalic, T., Buhalis, D. ICT as a new competitive advantage factor - case of small transitional hotel sector // Economic and business review. 2013. Vol. 15. no. 1. pp. 33-56.
24. O'Brien J. A., Marakas, G. M. Management Information Systems, 10th Edition, McGrawHill, New York, USA. 2011. P. 50-52.
25. Porter, M. Strategy and the Internet // Harvard Business Review. 2001. no. 79(3). pp. 6378.
26. Reinert, E.S. Competitiveness and its predecessors - a 500-year cross-national perspec-tive// STEP GROUP, Report, Oslo, 1994.
27. Rigby, D. The Future of Shopping // Harvard Business Review. December 2011. pp. 6576.
28. Schwab, K. The Global Competitiveness Report 2018 [Электронный ресурс] // WEF, 2018. URL:http://www3.weforum.org/docs/GCR2018/05FullReport/ TheGlobalCompetitiveness Report2018.pdf
29. Seddon, P.B. Are ERP systems a source of competitive advantage? // Strategic Change. 2005. no 14(5). pp. 283-293.
30. Sirirak, S., Islam, N., Khang, D.B. Does ICT adoption enhance hotel performance? // Journal of Hospitality and Tourism Technology. 2011. no 2. pp. 34-49. DOI 10.1108/17579881111112403
31. Storper, M., Walker, R. The capitalist imperative. Territory, technology, and industrial growth // Basil Blackwell: New York, 1989.
32. Xu, J., Quaddus, M. Managing Information Systems. Atlantis Press. 2013. pp. 27-40. URL: DOI: 10.2991/978-94-91216-89-3_2
33. ISO/IEC 38500:2015 [Электронный ресурс] // ISO, 2018. URL: https://www.iso.org/standard/62816.html
34. Networked Readiness Index [Электронный ресурс] // WEF, 2016. URL: http://reports.weforum.org/global-information-technology-report-2016/networked-readiness-index/
35. OECD Digital Economy Outlook 2017 [Электронный ресурс] // OECD, 2017. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264276284-en