Научная статья на тему 'Анализ изменений факторов конкурентоспособности фирмы в условиях становления информационной экономики'

Анализ изменений факторов конкурентоспособности фирмы в условиях становления информационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INFORMATION ECONOMY / ФИРМА / FIRM / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / COMPETITIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тагаров Бато Жаргалович

Современная экономика характеризуется информатизацией всех видов хозяйственной деятельности и превращением информации в главный фактор производства. Внедрение информационных технологий меняет структуру экономики. Автор выявил основные изменения, связанные со становлением информационной экономики, и рассматривает их влияние на конкурентоспособность фирмы. После этого автор провел анализ факторов конкурентоспособности фирмы в информационной экономике и источников конкурентных преимуществ. Автор отметил, что повышение мобильности ресурсов и информационной открытости рынков изменило природу конкурентоспособности фирмы. В последней части статьи автор провел анализ инновационной активности и информатизации российского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of changes in the factors of the firm''s competitiveness in the conditions of the formation of the information economy

Contemporary economics is characterized by widespread informatization of all kinds of economic activity and information becoming the leading factor of production. Implementation of information technologies changes the economic structure. The author identifies the principal changes connected to the development of information economy, and explores their impact on the companies' competitive ability. Following that, the author conducts an analysis of factors influencing the competitive ability of a company in an information economy environment, as well as sources of competitive strengths. The author notices that an increase in resources mobility and markets' informational transparency has changed the nature of company's competitive ability. The last section of the article is dedicated to the analysis of informational activity and informatization of Russian businesses.

Текст научной работы на тему «Анализ изменений факторов конкурентоспособности фирмы в условиях становления информационной экономики»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 4 • апрель 2018 ISSN 1994-6937

>

издательство

Креативная экономика

Russian Journal of Entrepreneurship

Анализ изменений факторов конкурентоспособности фирмы в условиях становления информационной экономики

Тагаров Б.Ж. 1

1 Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия АННОТАЦИЯ:

Современная экономика характеризуется информатизацией всех видов хозяйственной деятельности и превращением информации в главный фактор производства. Внедрение информационных технологий меняет структуру экономики. Автор выявил основные изменения, связанные со становлением информационной экономики, и рассматривает их влияние на конкурентоспособность фирмы. После этого, автор провел анализ факторов конкурентоспособности фирмы в информационной экономике и источников конкурентных преимуществ. Автор отметил, что повышение мобильности ресурсов и информационной открытости рынков изменило природу конкурентоспособности фирмы. В последней части статьи автор провел анализ инновационной активности и информатизации российского бизнеса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационная экономика, фирма, конкурентоспособность, информационные технологии, конкурентное преимущество.

Analysis of changes in the factors

of the firm's competitiveness in the conditions

of the formation of the information economy

Tagarov B.Zh. 1

1 Baikal State University, Russia

введение

Последние десятилетия ознаменованы резким повышением роли информационных технологий в деятельности организаций и увеличением вклада информационного сектора в создание валового внутреннего продукта. Это происходит как в развитых, так и в развивающихся странах, но в последних данный процесс протекает с некоторым отставанием1. Вышеуказанные изменения позволяют говорить о переходе современной экономике на новый качественный уровень, получивший название «информационная экономика» и обладающий, согласно Д. Беллу, следующей важнейшей особенностью: решающее

1 В России в 2016 году доля информационно-коммуникационного сектора составила 2,9%, в ВВП в Республике Корея - 11%, в США - 7% [20].

значение для экономического роста приобретает теоретическое знание и технологические инновации [3] (Bell, 2004).

Становление информационной экономики приводит к качественным переменам, как в образе жизни населения, так и в работе органов власти и предпринимательской деятельности, что обуславливает актуальность проведения анализа этого процесса.

Целью исследования данной статьи является выявление изменений факторов конкурентоспособности фирмы в условиях всеобщей информатизации и повышения роли информации в экономике как производственного ресурса, а также анализ причин этих изменений.

Результаты исследования

В научной литературе исследователи приводят много разных определений конкурентоспособности фирмы [2] (Babkin, Chistyakova, 2017). Например, Ф. Котлер считал, что конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию на рынке с фирмами, производящими схожую продукцию [12] (Kotler, 2007). Ю.Б. Рубин определяет конкурентоспособность фирмы, как ее способность создавать конкурентные преимущества и использовать свой конкурентный потенциал для борьбы соперниками [19] (Rubin, 2010). Т.М. Плотицина понимает под конкурентоспособностью умение предприятия добиться превосходства над конкурентами и реализовать поставленные цели [16] (Ploticina, 2010). При этом под конкурентами здесь следует понимать

ABSTRACT:_

Contemporary economics is characterized by widespread informatization of all kinds of economic activity and information becoming the leading factor of production. Implementation of information technologies changes the economic structure. The author identifies the principal changes connected to the development of information economy and explores their impact on the companies' competitive ability. Following that, the author conducts an analysis of factors influencing the competitive ability of a company in an information economy environment, as well as sources of competitive strengths. The author notices that an increase in resources mobility and markets' informational transparency has changed the nature of company's competitive ability. The last section of the article is dedicated to the analysis of informational activity and informatization of Russian businesses.

KEYWORDS: information economy firm, competitiveness, information technologies, competitive advantage.

JEL Classification: 030, D21, D83 Received: 04.03.2018 / Published: 30.04.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Tagarov B.Zh. (batot0rambler.ru)

CITATION:_

Tagarov B.Zh. (2018) Analiz izmeneniy faktorov konkurentosposobnosti firmy v usloviyakh stanovleniya informatsionnoy ekonomiki [Analysis of changes in the factors of the firm's competitiveness in the conditions of the formation of the information economy]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (4). - 867880. doi: 10.18334/rp.19.5.39004

не только существующих соперников, но и потенциально возможных, что позволяет добавить к определению конкурентоспособности фирмы такую способность, как умение избегать конкуренции путем открытия или создания новых рыночных ниш, где соперников стоит ожидать лишь в будущем.

Из определения конкурентоспособности фирмы следует, что ее основой является возможность формировать и реализовать свои конкурентные преимущества. По поводу источников конкурентных преимуществ существует две точки зрения. Первая, связанная в первую очередь с трудами М. Портера, сводится к правильному определению фирмой оптимальной позиции на рынке [17] (Porter, 2016). Введенная М. Портером концепция конкуренции исходит из того, что способность фирмы реализовать свое конкурентное преимущество зависит не только от непосредственных соперников, но и от потенциальных конкурентов, товаров-субститутов, покупателей и поставщиков ресурсов [11] (Kozyrskaya, 2015). Вторая, называемая ресурсным подходом, видит источником преимуществ уникальность ресурсов, которыми владеет фирма [18] (Purlik, 2009). Именно обладание этими ресурсами позволяет фирме получать сверхнормальную прибыль или ренту [4] (Bisikalo, 2017). Внутренние и внешние источники конкурентных преимуществ, естественно, используются фирмой одновременно. Заметим, что чем ниже барьеры входа на рынок, мобильней ресурсы и меньше трансакционные издержки, тем труднее фирме получать экономическую прибыль только за счет позиционирования и эффективного взаимодействия с субъектами из внешней среды, и тем важнее обладание специфическими ресурсами, дающими возможность ей быть непохожей на других.

Переход к информационной экономике меняет факторы, определяющие конкурентоспособность фирмы. Для того чтобы понять природу этих изменений, рассмотрим, как преображается конкурентная среда, в которой действует современный предприниматель, и выделим наиболее важные тенденции, определяющие перемены в построении конкурентной стратегии фирмы и факторах ее конкурентоспособности.

1.Снижение трансакционных издержек. Основными источниками трансакцион-ных издержек является асимметричность и неполнота необходимой информации, оппортунистическое поведение контрагентов и избыточная сложность формальных и неформальных процедур, необходимых для заключения сделки и реализации ее условий сторонами.

ОБ АВТОРЕ:_

Тагаров Бато Жаргалович, доцент кафедры экономической теории и институциональной экономики (batot0rambler.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Тагаров Б.Ж. Анализ изменений факторов конкурентоспособности фирмы в условиях становления информационной экономики // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 4. - С. 867-880. doi: 10.18334/rp.19.5.39004

Рост доступности и производительности информационных технологий уменьшают затраты фирмы на получение, обработку, хранение и передачу информации [15] (РЫопоу, 2007). Поскольку главным источником оппортунистического поведения другой стороны соглашения является информационная непрозрачность ее деятельности, информационные технологии уменьшают вероятность злоупотребления преимуществом в информации и снижают издержки взаимного контроля. Кроме того, автоматизация работы с информацией помогает уменьшить затраты на прохождение процедур. В результате, организации получают мощный инструмент сокращения подобного рода расходов, что, согласно неоинституциональной теории фирмы [1] (Коиг, 1995), повышает их возможности по переносу бизнес-процессов во внешнюю среду и замены иерархических внутрифирменных отношений на горизонтальные рыночные.

Кроме того, современные интернет-технологии позволяют коренным образом изменить взаимодействие продавца с покупателем. С одной стороны продавец получает мощный инструмент для изучения предпочтений потребителя, имея возможность использовать информацию, которую тот оставляет в социальных сетях, поисковых системах и браузере. С другой стороны, покупатель может практически мгновенно сравнить предложение продавца с альтернативными вариантами и получить представление о его деловой репутации.

2.Снижение влияние географического местоположения на процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. На этот процесс оказывают влияние две ключевых тенденции становления информационной экономики. Во-первых, с развитием информационной инфраструктуры себестоимость передачи информации приближается практически к нулю, а во-вторых, в структуре ВВП страны растет доля инфор-мационноемкой продукции1. Получается, что чем выше доля затрат на получение и создание информации в себестоимости продукции, тем меньшее значение имеет местоположение субъектов, принимающих участие в его создании, распространении и потреблении. В результате, если товар или услуга имеет полностью информационный характер, например, создание программного кода, то, с точки зрения потребительской ценности произведенного блага, становится совершенно неважно, где находится его продавец и покупатель.

Данная особенность информационной экономики имеет следующие последствия, касающиеся, в первую очередь, информационной продукции:

Во-первых, рынки становятся глобальными, поскольку препятствия, мешающие перемещению товаров новой экономики, практически исчезают. Что ограничивает,

1 Согласно результатам исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), доля информационного сектора в ВВП в 28 стран ОЭСР, по которым была доступна такая статистика, составляет 6%. Лучшие результаты - у Ирландии (11,9%), Южной Кореи (9,6%) и Японии (8,1%). В США он составляет 7,1%, в Великобритании - 7,4%, в Германии - 5,1%. Самая низкая доля информационного сектора в экономике Австрии - 3,8% [23].

например, фотографа, желающего продавать свои фотографии с помощью Интернет? Мобильность производственных ресурсов также увеличивается, благодаря росту их информационноемкости.

Во-вторых, максимальное расширение рынка сбыта приводит к усилению конкурентной борьбы и увеличению эластичности спроса и предложения до такой степени, что ситуация на многих рынках становится близкой к совершенной конкуренции. Интересным последствием этого становится выравнивание цен на услуги по созданию информационных товаров между странами с разным уровнем жизни и увеличением разрыва в доходах у работников, не связанных с информационным производством.

В-третьих, вмешательство государства в предпринимательскую деятельность снижается, так как государственные границы перестают иметь значение для производства и потребления информационной продукции. Кроме того, производственные, сбытовые и финансовые операции, произведенные с помощью интернет-технологий, по большей части не поддаются эффективному контролю со стороны властей. Конечно, государство может ограничить действия субъектов в сети Интернет, но такое вмешательство сопряжено с большими издержками и может серьезно понизить эффективность экономики.

3.Повышение доступности информации и информационных технологий. Информация и информационные технологии, обладающие чертами общественного блага, то есть отсутствием конкуренции между потребителями и практической невозможностью исключения кого-либо субъекта из их числа, все чаще производятся без участия государства. И, подобно классическим общественным благам, являются бесплатными. Причем, во многих сегментах информационной индустрии подобные блага становятся лидерами рынка. Ярким примером подобных благ являются созданные энтузиастами информационные ресурсы и программные комплексы, такие как свободная энциклопедия Википедия, операционная система Linux, система управления содержимым сайта Wordpress и т.п. В принципе, практически все интернет-ресурсы, существующие за счет продажи рекламы, из-за их бесплатного характера также можно отнести общественным благам. С практической точки зрения это означает, что доступ к новым информационным технологиям и информации становится свободным для любого предпринимателя.

4.Сокращение жизненного цикла товаров и ускорение изменений в технологиях. Усиление конкуренции, развитие рынка научной информации и устранение барьеров для движения новых знаний вызывает повышение скорости инновационного процесса, поэтому предприниматель уже не может получать информационно-инновационную ренту в течение длительного периода [8] (Dyatlov, 2014).

5.Повышение роли сетевых монополий при взаимодействии экономических субъектов. Под сетевой монополией понимается преобладание одного стандарта взаимодействия в отрасли. Устойчивость сетевых монополий обусловлена действием сетевого эффекта, то есть, ростом полезности блага для отдельного пользователя при

увеличении общего числа его потребителей. С одной стороны сетевые монополии препятствуют нововведениям и переходу на более эффективные стандарты взаимодействия, с другой - снижают издержки взаимодействия для своих пользователей, создавая платформы для распространения инноваций. Например, популярность операционной системы Windows создает барьеры для новых программных продуктов подобного рода, но, с другой стороны, снижает издержки для множества программистов, создающих прикладные приложения, упрощая их работу. Для них ключевым конкурентным преимуществом становится обладание максимально широким кругом пользователей, вовлеченных в сеть, и наличие высоких издержек переключения на другое сетевое благо. Впрочем, практика показывает, что в условиях постоянного появления новых технологий, даже самые устойчивые сетевые монополии, чересчур уверенные в своем положении, утрачивают свои позиции1^

б.Изменение поведения потребителей. Одной из важнейших потребностей в новой экономике становится потребность в информации [9] (Ermakova, Bagrova, 2016). То есть, качество жизни человека начинает определяться не материальными благами, а доступом к информационным товарам и услугам. Еще одним важным моментом в поведении потребителя является появление «информационной перегрузки», вызванной расширением ассортимента доступных товаров и ускорением смены их версий. Информационная перегрузка привела к появлению сообществ потребления, которые А. Долгин называет «клубами» - ключевой формой общества потребления [7] (Dolgin, 2010). Объединяя потребителей со схожими потребностями, клубы снижают издержки на поиск информации.

Ряд исследователей считает, что в новой экономике важнейшим конкурентным преимуществом является обладание уникальными знаниями и технологиями, позволяющими получать информационно-инновационную ренту [8] (Dyatlov, 2014). Другие видят новым фактором роста конкурентоспособности предпринимательских структур в современных условиях внедрение цифровых технологий [2] (Babkin, Chistyakova, 2017). Мы считаем, что актуальность данных факторов в информационной экономике вызывает большие сомнения. Дело в том, что снижение трансакционных издержек приводит к тому, что подобные преимущества, основанные на обладании каким-либо ресурсом, привлеченным из внешней среды или созданном на основании ее изучения, быстро дублируются и перенимаются конкурентами. Даже такой фактор, как возможность надежной защиты своей интеллектуальной собственности, начинает терять свою значимость, поскольку ее объект довольно быстро устаревает.

При всеобщей информатизации, когда практически все существующие потребности потребителя мгновенно выявляются и удовлетворяются, получить устойчивую

1 Сайт StatCounter, специализирующийся на анализе веб-трафика, обнародовал весной 2017 года данные мирового рейтинга использования операционных систем. Как выяснилось, в марте 2017 г. по статистике использования интернета совокупно на настольных ПК, ноутбуках, планшетах и смартфонах мобильная ОС Android впервые в истории обогнала ОС Windows [21].

экономическую прибыль, подстраиваясь под него, затруднительно. Поэтому наибольшего конкурентного преимущества достигают фирмы не просто «предсказывающие, а самостоятельно формирующие спрос и создающие инновационные продукты» [14] (Мегг1уак, 2015) и делающие это регулярно. Компании, осуществившие успешную инновацию и «пожинающие плоды», обречены лишь на временный успех, который быстро исчерпает себя под давлением конкурентов, стремящихся произвести аналог, но с помощью более эффективных технологий. В современной экономике фирме необходимо строить свою стратегию на основе постоянного накопления знаний [5] (Уергоуа, 2013).

В подобных условиях лучшие шансы на выживание и успех получают компании, обладающие способностями постоянно генерировать инновации и быстро реагировать на изменения во внешней среде. Эти способности определяется такими внутренними факторами конкурентоспособности фирмы, как качество человеческого капитала, уровень гибкости организационной структуры и эффективность информационной системы. Человеческий капитал определяет способность создавать и внедрять новые идеи, гибкость структуры фирмы задает скорость перестроения цепочки создания стоимости при изменении ситуации, а от уровня эффективности информационной системы зависит качество отслеживания этих изменений.

Надо понимать, что любое конкурентное преимущество, полученное за счет вышеуказанных факторов, в новой экономике носит преходящий характер и может обеспечить получение экономической прибыли только в относительно коротком промежутке времени. Ведь при высоком уровне информационной открытости деятельности экономических субъектов и развитом рынке научной информации процесс диффузии инноваций и их освоение конкурентами протекает очень быстро.

Как уже было сказано, снижение трансакционных издержек, вызванное повышением уровня информационной прозрачности рынка и внедрением информационных технологий, позволяет фирме вынести часть бизнес-процессов во внешнюю среду и сконцентрироваться на наиболее важных аспектах своей деятельность. Теоретически, если трансакционные издержки будут постоянно уменьшаться, то потребность в институте фирмы, как некой копии плановой экономики, исчезнет, и все взаимоотношения в сфере производства и распределения товаров и услуг будут носить рыночный характер. Кстати, уже в 1960-х в Голливуде использовалась концепция проектной организации: продюсеры искали инвесторов под конкретный фильм, заключали разовые договора с актерами и техническими работниками. После окончания работы над кинокартиной вся команда распускалась [1] (АпоЬоу, 2016).

Но, несмотря на переход развитых стран к информационной экономике, в которой издержки взаимодействия с субъектами внешней среды фирмы и внутри ее, постепенно сравниваются, структура фирмы становится сетевой довольно медленно, что не оправдывает ожидания неоинституционалистов. Одним из фактов, подтверждающих

Таблица 1

Инновационная деятельность бизнеса в России (2010-2016 гг.)

Показатели Единица измерения 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Доля фирм, осуществ- процент 7,9 8, 9,1 8, 8,8 8,3 7, 8

лявших технологические

инновации

Доля инновационных процент 4,8 6,3 8,0 9,2 8, 8,4 8,5

товаров и услуг в общем объеме продаж

Доля инновационных процент 4,6 9,2 12,6 14,1 11,9 9,4 8,

товаров и услуг в общем объеме экспорта

Число патентов, в расче- единиц 151,4 142,2 156,8 148,8 157,7 153,9 143,2

те на 1 миллион человек

населения

Численность исследовате- человек 54,6 55,3 54,8 54,3 55,1 52,5 51,4

лей на 10000 занятых

Доля затрат на техноло- процент 1,6 2,2 2,5 2,9 2,9 2,6 2,5

гические инновации, в

общем объеме товаров и

услуг

Источник: составлено автором на основе [22].

это, является относительно низкая доля занятых, работающих на удаленном доступе1. Причиной столь «неохотного» перехода организаций к сетевой форме является трудность развития человеческого капитала и совместной творческой работы в обезличенной рыночной среде.

Оценить важность инновационной деятельности для российских компаний можно путем анализа ряда показателей их деятельности.

Из таблицы 1 видно, что доля организаций, использующих новые инновационные технологии с 2010 года, оставалась почти неизменной. При этом за период с 2012 по 2016 годы она снизилась с 9,1% до 7,8%. Подобные тенденции наблюдались и в динамике производства инновационной продукции, доля которой в общем объеме производства в 2013 году составляла 9,2%, а в 2016 - 8,7%. Число патентов, зарегистрированных в России в расчете на 1 миллион человек, за период с 2010 года по 2016 год снизилось с 151,4 до 143,2, а численность исследователей - с 54,6 человек на 10000 занятых до 51,4 человек. Доля затрат на технологические инновации снизилась с 2,9% в 2013 году до 2,5% в 2012. Что касается инвестиций в основной капитал, то в 2017 году лишь 34% организаций в качестве целей вложений в основной капитал видели внедрение новых производственных технологий [23].

1 В развитых странах, по данным Всемирной организации труда, доля сотрудников, работающих удаленно вне офиса работодателя на начало 2017 года составляла 17% [24].

Таблица 2

Информатизация российских компаний (2010-2016 гг.)

Показатели Единица измерения 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Доля организаций, имевших интернет-сайт процент 28,5 33,0 37,8 41,3 40,3 42,6 45,9

Доля организаций, продающих товары с помощью Интернет процент 16,9 17,1 18,0 18,9 17,6 18,2 19,3

Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет процент 56,7 63,4 76,6 79,4 81,2 79,5 81,8

Доля организаций, использовавших корпоративные информационные системы процент 5,1 6,2 6,5 7,5 10,1 9,3 10,7

Источник: составлено автором на основе [22].

Данная статистика свидетельствует об определенных проблемах в переходе России на интенсивный тип экономического роста и отсутствии стремления у отечественных компаний использовать новые факторы конкурентоспособности. Интересно, что ухудшение показателей инновационной деятельности не связано с падением цен на нефть и курса рубля в 2014 году (хотя, безусловно, это внесло определенный вклад), поскольку негативная тенденция начала прослеживаться еще в 2012-2013 годах.

В это же время внедрение информационных технологий в повышение эффективности существующей структуры российского производства показывает положительную динамику.

Мы видим из таблицы 2, что показатели интернетизации бизнеса и использования корпоративных информационных систем улучшаются, а некоторое замедление темпов их роста в 2014-2016 годах как раз объясняется кризисными явлениями. Кроме того, стоит учесть, что в российских компаниях наблюдается «насыщение» информационными технологиями. Для прорыва в этой области нужен переход к новому качественному изменению в экономике, который вызовет новый виток роста спроса на информатизацию. Компании, занимающиеся продажей информационных технологий (ИТ-компании), напротив, считают, что потребность в них высока, но у потенциальных покупателей нет средств. Как показывает исследование, проведенное Высшей школой экономики в 2017 году, 64% ИТ-компаний считают, что неплатежеспособность клиентов является главным фактором, лимитирующим их развитие [24].

Заключение

Среда, в которой работает предприниматель, в процессе становления информационной экономики преображается. Наиболее важными изменениями, с точки зрения предпринимательской деятельности является: снижение трансакционных издержек,

снижение роли географического фактора в результате повышения мобильности ресурсов и товаров, усиление сетевых эффектов, ускорение жизненного цикла товаров и рынков, рост информационной открытости рынков и доступности информационных технологий.

Изменение среды приводит к изменениям в факторах конкурентоспособности фирмы. На первый план выходят внутренние факторы конкурентоспособности, такие как: человеческий капитал, отвечающий за создание инновацией, уровень гибкости организационной структуры, от которого зависит скорость перестроения бизнес-процессов фирмы, и качество информационной системы. Только способность фирмы постоянно генерировать и использовать инновации позволит ей получать экономическую прибыль.

Переход к информационной экономике в России только начинается, о чем свидетельствует отрицательная динамика показателей инновационной активности бизнеса. При этом идет активное внедрение информационных технологий. Российские компании в настоящий момент занимаются оптимизацией существующих бизнес-процессов, а коренные изменения в производстве с помощью инноваций пока не входят в зону их интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направления дальнейших исследований автор видит в выявлении закономерностей информатизации бизнеса в России и сравнении их с развитием подобных процессов в других странах.

ИСТОЧНИКИ:

1. Анохов И.В. Фирма как идеальная система // Известия Иркутской государствен-

ной экономической академии. - 2016. - № 4. - с. 541-549. - doi: 10.17150/2500-2759.2016(4).541-549.

2. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспо-

собность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. -2017. - № 24. - с. 4087-4102. - doi: 10.18334/rp.18.24.38670.

3. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. / Социология: хрестоматия

для вузов / А. И. Кравченко. - 2-е изд. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004. - 106-122 с.

4. Бисикало Е.Э. Организационные факторы конкурентоспособности фирмы // Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - № 4. - с. 488-496. - doi: 10.17150/2500-2759.2017.27(4).488-496.

5. Вепрова Р.Н. Основные факторы повышения конкурентоспособности компании //

Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2013. - № 3. - с. 14-15.

6. Деловой климат организаций сферы информационно-технологических услуг. - М.:

НИУ ВШЭ, 2017. - 12 с.

7. Долгин А.Б. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. - М.: АСТ,

2010. - 224 с.

8. Дятлов С.А. Сетевые эффекты и возрастающая отдача в информационно-инноваци-

онной экономике // Известия СПбГЭУ. - 2014. - № 2 (86). - с. 7-12.

9. Ермакова С.Э., Багрова Н.А. Влияние трансформации потребительского поведения

на деятельность фирмы в эпоху информатизации // Российское предпринимательство. - 2016. - № 20. - с. 2655-2670. - doi: 10.18334/rp.17.20.36919.

10. Инвестиционная активность промышленных предприятий России в 2017 году. -М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 18 с.

11. Козырская И.Е. Конкуренция компаний: приемы и подходы при оценке конкурентных преимуществ // Baikal Research Journal. - 2015. - № 5. - doi: 10.17150/2411-6262.2015.6(5).6.

12. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - 656 с.

13. Коуз Р. Природа фирмы. / Теория фирмы / Под ред. В. М. Гальперина. Серия «Вехи экономической мысли». - СПб.: Экономическая школа, 1995. - 11-32 с.

14. Мерзляк А.В. Логистические, информационные и управленческие ас-пекты эволюции экономических парадигм от экономики масштаба до сетевой экономики // Российское предпринимательство. - 2018. - № 21. - с. 3909-3932. - doi: 10.18334/ rp.16.21.2018.

15. Платонов В.В. «Парадокс Солоу» двадцать лет спустя, или об исследовании влияния инноваций в информационных технологиях на рост производительности // Финансы и бизнес. - 2007. - № 3. - с. 28-38.

16. Плотицина Т.М. Определение конкурентоспособности предприятия // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2010. - № 1. - с. 205-211.

17. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 715 с.

18. Пурлик В.М. Цели фирмы сквозь призму современных теорий // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). -2009. - № 3. - с. 17-34.

19. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. - М.: Маркет ДС, 2010. - 584 с.

20. Информационная индустрия в России. [Электронный ресурс]. URL: https://issek. hse.ru/news/209633223.html ( дата обращения: 03.04.2018 ).

21. Конец эпохи: Windows больше не самая массовая ОС в интернете. Cnews.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnews.ru/news/top/2017-04-04_konets_ epohi_windows_bolshe_ne_samaya_massovaya ( дата обращения: 03.04.2018 ).

22. Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.

23. США вдвое превзошли Россию по вкладу информационной индустрии в экономику России. РБК.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/09 /2017/59ccfb329a79476866368f5a ( дата обращения: 03.04.2018 ).

24. Удаленная работа становится все популярнее в интернете. Эксперт.ру.

[Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/2017/02/24/rabota/ ( дата обращения:

03.04.2018 ).

REFERENCES:

Delovoy klimat organizatsiy sfery informatsionno-tekhnologicheskikh uslug [The business climate of information technology services organizations] (2017). (in Russian).

Investitsionnaya aktivnost promyshlennyh predpriyatiy Rossii v 2017 godu [Investment activity of Russian industrial enterprises in 2017] (2018). (in Russian).

Anokhov I.V. (2016). Firma kak idealnaya sistema [Firm as an ideal system]. News of the Irkutsk State Economic Academy (Scientific Journal of Baikal State University). (4). 541-549. (in Russian). doi: 10.17150/2500-2759.2016(4).541-549.

Babkin A.V., Chistyakova O.V. (2017). Tsifrovaya ekonomika i ee vliyanie na konkurentosposobnost predprinimatelskikh struktur [Digital economy and its impact on the competitiveness of business structures]. Russian Journal of Entrepreneurship. (24). 4087-4102. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.24.38670.

Bell D. (2004). Sotsialnye ramki informatsionnogo obschestva [The social framework of the information society] (in Russian).

Bisikalo E.E. (2017). Organizatsionnye faktory konkurentosposobnosti firmy [Organizational Factors of Enterprise Competitiveness]. Bulletin of Baikal State University. (4). 488-496. (in Russian). doi: 10.17150/2500-2759.2017.27(4).488-496.

Dolgin A.B. (2010). Manifest novoy ekonomiki. Vtoraya nevidimaya ruka rynka [Manifesto of the new economy. The second invisible hand of the market] (in Russian).

Dyatlov S.A. (2014). Setevye effekty i vozrastayuschaya otdacha v informatsionno-innovatsionnoy ekonomike[Network effects and increasing returns in the information and innovation economy]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (2 (86)). 7-12. (in Russian).

Ermakova S.E., Bagrova N.A. (2016). Vliyanie transformatsii potrebitelskogo povedeniya na deyatelnost firmy v epokhu informatizatsii [The effect of the consumer behavioral transformation on the company''s business in the period of IT]. Russian Journal of Entrepreneurship. (20). 2655-2670. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.20.36919.

Kotler F. (2007). Osnovy marketinga. Kratkiy kurs [Fundamentals of marketing. Short course] (in Russian).

Kouz R. (1995). Priroda firmy [Nature of the company] (in Russian).

Kozyrskaya I.E. (2015). Konkurentsiya kompaniy: priemy i podkhody pri otsenke konkurentnyh preimuschestv[Competition of companies: methods and approaches in assessing competitive advantages]. Baikal Research Journal. (5). (in Russian). doi: 10.17150/2411-6262.2015.6(5).6.

Merzlyak A.V. (2018). Logisticheskie, informatsionnye i upravlencheskie as-pekty evolyutsii ekonomicheskikh paradigm ot ekonomiki masshtaba do setevoy ekonomiki [Logistic, informational and management aspects of evolution of the economic paradigms from the economy of scale to network economy].Russian Journal of Entrepreneurship. (21). 3909-3932. (in Russian). doi: 10.18334/ rp.16.21.2018.

Platonov V.V. (2007). «Paradoks Solou» dvadtsat let spustya, ili ob issledovanii vliyaniya innovatsiy v informatsionnyh tekhnologiyakh na rost proizvoditelnosti ["The Solow Paradox" twenty years later, or about the study of the impact of innovation in information technology on productivity growth]. Finance and business. (3). 28-38. (in Russian).

Plotitsina T.M. (2010). Opredelenie konkurentosposobnosti predpriyatiya [Definition of enterprise competitiveness]. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. (1). 205-211. (in Russian).

Porter M. (2016). Konkurentnoe preimuschestvo: Kak dostich vysokogo rezultata i obespechit ego ustoychivost[Competitive advantage: how to achieve a high result and ensure its stability] (in Russian).

Purlik V.M. (2009). Tseli firmy skvoz prizmu sovremennyh teoriy [The goals of the company in the light of modern theories]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21: Upravlenie (gosudarstvo i obschestvo). (3). 17-34. (in Russian).

Rubin Yu.B. (2010). Teoriya i praktika predprinimatelskoy konkurentsii [Theory and practice of entrepreneurial competition] (in Russian).

Veprova R.N. (2013). Osnovnye faktory povysheniya konkurentosposobnosti kompanii [The main factors for increasing the company's competitiveness]. News of the Irkutsk State Economic Academy (Scientific Journal of Baikal State University). (3). 14-15. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.