Научная статья на тему 'Влияние трансформации потребительского поведения на деятельность фирмы в эпоху информатизации'

Влияние трансформации потребительского поведения на деятельность фирмы в эпоху информатизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2159
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ФИРМА / СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CONSUMER BEHAVIOR / NEED / INFORMATION ECONOMY / IT PENETRATION / COMPANY / BUSINESS SUBJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Светлана Эдуардовна, Багрова Наталья Анатольевна

В статье раскрываются некоторые аспекты модификации экономического поведения потребителя под влиянием информационных технологий и информатизации, влияющие в свою очередь на поведение фирмы как основного субъекта предпринимательской деятельности. Авторы отмечают изменения в структуре потребностей, которые характеризуются развитием и преобладанием потребностей гуманитарного порядка, а также модификацию системы ценностей, стиля и качества жизни индивидуального потребителя, обусловливающие его роль в тандеме «фирма потребитель». Сделаны выводы о том, что поведение фирмы изменяется под влиянием информационной экономики, требуя от предприятий новых конкурентных стратегий и преимуществ, ориентированных на особенности поведения потребителя и новые черты их взаимодействия. В информационной экономике экономическое поведение фирмы приобретает характерные особенности, не свойственные экономике индустриального типа и непосредственно связанные с увеличением роли информации в деятельности организации, глобализацией экономики в целом, обострением и видоизменением рыночной конкуренции, а также изменением роли потребителя и самой фирмы на данном этапе экономического развития. Причем удержание компанией своих конкурентных позиций невозможно без тесного взаимодействия фирмы с потребителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of the consumer behavioral transformation on the company''s business in the period of IT penetration

The article discloses some aspects for modification of the consumer's economic behavior under the influence of information technologies and IT penetration that, in their turn, influence the behavior of the company as a main business subject. The authors note changes in the structure of needs that are characterized by development and prevailing of humanitarian needs as well as modification of the system of values, the style and the life quality of the individual consumer that explain his/her role in the “company-consumer” tandem. Conclusions are drawn on the fact that the company's behavior is modified under the influence of the information economy and requires new competitive strategies and advantages from the company that are oriented on special features in the behavior of the consumer and new features of their interaction. In the information economy, the company's economic behavior acquires specific features not characteristic to the economy of the industrial type and directly related to the increased role of information in the company's business, globalization of the economy as a whole, aggravation and variation of the market competition as well as the modified role of the consumer and the company itself on this stage of the economic development. At this, it is impossible for the company to retain its competitive positions without the close interaction of the company with the consumer.

Текст научной работы на тему «Влияние трансформации потребительского поведения на деятельность фирмы в эпоху информатизации»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Ермакова С.Э.1, Багрова Н.А.2

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

2 Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва

Влияние трансформации потребительского поведения на деятельность фирмы в эпоху информатизации

АННОТАЦИЯ:

В статье раскрываются некоторые аспекты модификации экономического поведения потребителя под влиянием информационных технологий и информатизации, влияющие в свою очередь на поведение фирмы как основного субъекта предпринимательской деятельности. Авторы отмечают изменения в структуре потребностей, которые характеризуются развитием и преобладанием потребностей гуманитарного порядка, а также модификацию системы ценностей, стиля и качества жизни индивидуального потребителя, обусловливающие его роль в тандеме «фирма - потребитель». Сделаны выводы о том, что поведение фирмы изменяется под влиянием информационной экономики, требуя от предприятий новых конкурентных стратегий и преимуществ, ориентированных на особенности поведения потребителя и новые черты их взаимодействия. В информационной экономике экономическое поведение фирмы приобретает характерные особенности, не свойственные экономике индустриального типа и непосредственно связанные с увеличением роли информации в деятельности организации, глобализацией экономики в целом, обострением и видоизменением рыночной конкуренции, а также изменением роли потребителя и самой фирмы на данном этапе экономического развития. Причем удержание компанией своих конкурентных позиций невозможно без тесного взаимодействия фирмы с потребителем.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: потребительское поведение, потребность, информационная экономика, информатизация, фирма, субъект предпринимательской деятельности

JEL: D80, E21, L21

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Ермакова С.Э., Багрова Н.А. Влияние трансформации потребительского поведения на деятельность фирмы в эпоху информатизации // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2655-2670. — doi: 10.18334/rp.17.20.36919

Ермакова Светлана Эдуардовна, доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Багрова Наталья Анатольевна, старший преподаватель кафедры управления сервисными технологиями, Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва (LUCKY-the-BEST@mail.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 23.10.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.10.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.20.36919

(с) Авторы. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

2656

Введение

Принципиальные изменения, которые влечет за собой становление информационной экономики, не могут не влиять прямо или косвенно на взаимодействие основных экономических агентов: потребителя и фирмы как основного субъекта предпринимательской деятельности. Причем поведение фирмы сейчас, как никогда ранее, зависит от экономического поведения потребителя, обладающего большими возможностями влиять на экономику, чем ранее, определяя, прежде всего, какие предприятия будут существовать дальше, получая прибыль, а какие уйдут с рынка [3]. При этом существенно изменилось поведение самого потребителя, а, значит, и структура, и мотивация спроса. Данная статья имеет целью обозначить характерные особенности экономического поведения потребителя, вызванные изменением структуры его потребностей, а также охарактеризовать их влияние на деятельность фирмы на современном этапе общественного развития.

Потребительское поведение - это обобщающее понятие для факторов и процессов, влияющих и определяющих экономические действия потребителя в целях приобретения и потребления блага [16]. Согласно теории потребительского поведения, рациональный потребитель стремится к максимизации полезности, в процессе чего достигается равновесие. При этом в современной экономике широкий доступ к информации обеспечивает потребителю разнообразные возможности выбора, что обусловливает более высокий уровень удовлетворения потребностей, при котором происходит максимизация полезности [15].

Поведение конечного потребителя в сфере распределения собственных доходов индивидуально и формируется под влиянием факторов, определяемых совокупностью условий и обстоятельств, влияющих на скорость, результаты и устойчивость процесса потребления. Все факторы, влияющие на потребительское поведение, можно разделить на внутренние и внешние. К факторам внешнего влияния мы предлагаем относить:

— культуру информационного общества, ценности, демографию;

— социальную стратификацию общества, статус;

—референтные группы и групповые коммуникации;

—домохозяйство и семью.

К внутренним факторам поведения потребителей мы относим:

2657

—восприятие и обработку информации потребителем, память, эмоции, обучение;

—мотивацию и личность потребителя;

—персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы потребителей;

—информированность, знания и отношение потребителей к тому или иному виду блага [13].

Факторы внешнего и внутреннего влияния формируют особенности потребительского поведения, которые заключаются в его социально-экономических или организационно-хозяйственных изменениях, связанных с поиском и использованием способов удовлетворения потребностей на основе имеющегося опыта или субъективного восприятия сложившихся условий хозяйственной жизни [1]. Модификация структуры потребностей в информационной экономике непосредственно влияет на изменения в потребительском поведении.

Потребность - внутренне осознанная необходимость в чем-либо, одна из обязательных предпосылок жизнедеятельности, непосредственно влияющая на деятельность и поведение субъекта в данной среде. Потребность создает напряжение, при удовлетворении которого наступает насыщение, носящее временный характер.

Согласно А. Маслоу, система потребностей характеризуется «динамической иерархией», потребности имеют уровни и восходят от простых к более высоким, возникающим по мере удовлетворения потребностей низшего порядка. Все потребности по теории А. Маслоу можно классифицировать следующим образом: —физиологические потребности; —потребности в безопасности и здоровье; —потребности в любви и дружбе; —потребности в уважении; —когнитивные потребности; —эстетические потребности; —потребности в самоактуализации.

Потребности динамичны, а это означает, что при удовлетворении одних потребностей на их основе возникают следующие.

Авторы полагают, что процесс эволюции потребностей может быть охарактеризован тремя основными этапами (рис.).

2658

1ЭТАП Преобладание матер и ал ьн о -вещественных, потребностей

II ЭТАП III ЭТАП

Формирование Появление и

социальных развитие

потребностей гуманитарных

потребностей

Рисунок. Этапы развития потребностей Источник: составлено авторами

На первом этапе, до середины 1950-х годов, базовыми потребностями выступали потребности материально-вещественного порядка, а именно: в пище, жилье, одежде - то есть потребности низшего уровня пирамиды А. Маслоу. Однако уже на втором этапе экономика потребления сформировала целый ряд социальных потребностей, таких как потребности в медицинском обслуживании, спорте, образовании. Потребности в услугах, таким образом, начинают играть все более важную роль в общей структуре потребностей. Третий этап, начиная с середины 1980-х годов, характеризуется развитием и дальнейшим преобладанием потребностей гуманитарного порядка, то есть потребностей, связанных с творчеством и духовным развитием личности.

Анализируя влияние модификации структуры потребностей в информационной экономике, авторы хотели бы заметить, что не рассматривают современного потребителя только как рационального субъекта экономики, что характерно для традиционных моделей человека доиндустриальной эпохи, поскольку такая характеристика является односторонней и не учитывает, что индивиду присущ не только эгоизм, но и альтруизм. Поведение современного потребителя в большей степени, чем ранее, обусловлено его ценностной ориентацией, идеалами, моральными принципами и т.п. Это делает потребительский выбор гораздо более сложным, многоальтернативным, на что указывают в своих работах основатели альтернативных теорий потребительского поведения Нобелевские лауреаты Д. Макфадден и Дж. Хекман [15]. Еще одним важным аспектом является повышение роли межличностных отношений, что обусловлено преобладанием потребностей высшего уровня. Новая система ценностей не противоречит логике пирамиды А. Маслоу, однако стимулирует все большую необходимость в удовлетворении социальных, духовных и престижных потребностей по мере удовлетворения потребностей низших уровней [12].

2659

Закон возрастания потребностей можно охарактеризовать как закон общественного прогресса, работающий во всех экономических формациях. Однако сам А. Маслоу отмечал, что бывают и случаи исключения из этого правила, то есть ситуации, когда высшие потребности индивида становятся для него более приоритетными, или же, напротив, когда при удовлетворении потребностей низшего порядка субъект не стремится двигаться дальше, что в свою очередь объясняется условиями, в которых живет и воспитывается потребитель, общественной системой и общественными условиями как решающими факторами в формировании потребностей [1]. При этом игнорирование низших потребностей возможно лишь в некоторых ограниченных пределах, так как человеку необходимо удовлетворение потребностей в пище, жилье, дыхании и т.п. хотя бы на минимальном уровне, поскольку деятельность более сложного порядка без этого становится невозможной.

Сложностью и разнообразием структуры потребностей в том числе обусловлена трансформация потребительского поведения и усложнение самого процесса потребления в современном мире. Информационная экономика прямо или косвенно влияет на формирование интеллекта, мировоззрения, убеждений, стереотипов, моральных и правовых норм общества, выступая, таким образом, объективным фактором формирования потребностей, включающим в себя также условия, в которых живет и воспитывается человек.

Потребности общества в эпоху информационной экономики не только растут количественно, но и качественно изменяются. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, вследствие чего иным становится состав потребностей, а также характер потребительского поведения.

Например, одной из важнейших потребностей в информационном обществе является потребность в информации и знаниях, без которых невозможно формирование личности потребителя. В информационной экономике необходимость в дополнительных знаниях и информации стоит особенно остро, так как без них невозможно формирование нового знания. Информационные потребности, исходя из этого, являются ничем иным, как осознанной необходимостью в информации, требуемой для получения недостающих знаний.

2660

Аргументированный выбор предполагает информированность потребителей, вытекающую из получения некоторых данных, на основании которых формируется его потребительское поведение, а именно: принятие решения о покупке или отказ от нее. Информация, таким образом, мотивирует потребление товаров и услуг, а одна из причин популярности Интернета состоит в возможности удовлетворять информационные потребности [3]. Следует учитывать также, что тот огромный объем информационных ресурсов, который предоставлен потребителю в современном обществе, не упрощает, а скорее затрудняет возможность нахождения необходимой именно ему информации, что усложняет процесс потребительского выбора. По мнению Стрелец И.А., это заставляет потребителя все более ориентироваться не на отдельно взятые блага, а на товарные группы, обладающие сходными свойствами и качествами [15].

Замечательно то, что информационная экономика посредством ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и Интернет оказывает влияние на физиологические потребности экономического субъекта, так как без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека в обществе. Потребность в информации в информационной экономике тесно связана с материально-вещественными и социальными потребностями, поскольку владение, освоение и использование технологий работы с информационными ресурсами, широко распространенными в современном мире, обеспечивают возможность удовлетворять их более простыми и доступными способами [2].

Таким образом, модификация потребностей связана с формированием благ нового вида: информационных и инновационных, что вызвало появление у традиционных благ массового потребления нового имиджа и символической ценности, а также стимулировало возрастание значения нематериальных благ, таких как деловая репутация, бренды, ноу-хау, авторское право, коммерческая тайна и т.п. [8].

В информационной экономике возрастают потребности признания и уважения, а также потребности индивида в самореализации и самоактуализации. Данные потребности формируются под воздействием накопленного в процессе развития культурного капитала, а также материальной базы. Все они могут быть реализованы через

2661

потребление, поскольку для их достижения этого одни посещают тренажерные залы, другие - библиотеки, третьи - бутики.

Еще одним обстоятельством, оказывающим существенное влияние на потребительское поведение, является то, что наибольшее значение для потребителя приобретает не стоимость или качество товара или услуги, а восприятие их как набора ценностей - утилитарных и символических. Система ценностей, стиль жизни, сфера деятельности проецируются на представление потребителя о товаре и услуге, влияя на структуру потребления, и, как следствие, на установление цены фирмами-производителями.

Система ценностей и стиль жизни индивидуального потребителя, а также качество его жизни зависят от его окружения, а также качества и взаимодействия с ним. Поэтому еще одним фактором, влияющим на потребительское поведение в информационной экономике, являются, социальные группы или сообщества потребления, которые А. Долгин называет «клубами» - ключевой формой общества потребления [6, 12]. Потребитель обычно является членом не одного, а нескольких разноплановых клубов в зависимости от своих интересов. В современной экономике, движущей силой которой является производство и потребление информационного продукта, в связи с огромными объемами информации потребителю все труднее найти для себя нужные сведения. Объединяя единомышленников со сходными интересами, клубы снижают издержки на поиск информации путем структурирования общества.

Современный потребитель нуждается в товарах не просто с определенными потребительскими свойствами, а в знаково-сигнальной системе, которая необходима для устройства в жизни и нахождения близких и дальних кругов путем качественных коммуникаций. Это связано с ростом доли нематериальных, неутилитарных благ в структуре потребления и все более активным использованием предметов в качестве символов или знаков с определенным значением, а не в качестве благ с полезными свойствами. Потребляя такие блага, потребитель вступает в коммуникацию с другими потребителями, то есть они коммуницируют посредством вещей, что в свою очередь приводит к тому, что цена благ все меньше связана с их универсальной ценностью, отражая индивидуальную их ценность для потребителя чаще всего сквозь призму восприятия других субъектов.

2662

Нельзя обойти вниманием еще одну возрастающую потребность в информационной экономике, а именно: потребность в разнообразии, которая связана с ростом доходов населения. Под влиянием этой потребности увеличивается видовое разнообразие благ, что, как мы уже отмечали выше, проявляется в увеличении доли нематериальных благ, в том числе информационных и инновационных, в общей структуре потребления, уменьшении доли даровых благ, а также увеличении объема и ассортимента услуг, в том числе и государственных. В свою очередь подобное изменение в структуре потребительского спроса приводит к росту спроса на разнообразные услуги в противовес спросу на промышленные товары [5].

В информационной экономике ценовая конкуренция все больше уступает место соперничеству впечатлений, за более яркие из которых потребитель готов платить больше. Прежде всего, это касается брендов и их возрастающей роли в процессе создания конкурентных преимуществ фирмы как в глобальном масштабе, так и в масштабах отдельных рыночных субъектов. Для России этот аспект является актуальным, поскольку российским компаниям приходится вести конкурентную борьбу не только с отечественными производителями товаров и услуг, но и с зарубежными фирмами, для чего необходимо выделять свой продукт на конкурентных рынках, делая его узнаваемым для потребителя, принимая во внимание все возрастающий объем информации на рынке, который ему необходимо усвоить [4].

Следует учитывать также, что рост доходов и насыщение товарных рынков способствует снижению рациональности в потребительском поведении и все большем влиянии эмоций на процесс выбора благ. Здесь нельзя недооценивать и влияние СМИ в формировании стереотипов потребительского поведения, а также определенных стандартов, охватывающих желания и потребности людей. Все чаще общество навязывает потребителю стандартные желания и потребности, лишая его, таким образом, самостоятельного выбора, что может привести к формированию новой культуры потребления, сформированной на бессознательном поведении населения, основанном на привычках, традициях и нормах [12]. Крупные производители стремятся использовать инновационные модели маркетинга, предвосхищая спрос и предлагая к продаже сложные товары, нуждающиеся в использовании особых технологий создания потребительского спроса. Например, технологии high-hume, в

2663

основе которых воздействие на потребительское сознание с целью формирования стереотипов поведения.

Фирме-производителю приходится учитывать новые тенденции в восприятии продукта потребителем, формирующиеся на данном информационном этапе общественного развития, что стимулирует производство уникальных индивидуализированных продуктов, соответствующих именно запросам данного конкретного потребителя, что, в свою очередь, влияет на характер взаимоотношений между фирмой и потребителем [8]. Модификация структуры потребностей не просто усложняет процессы потребления и процесс потребительского выбора, она стимулирует осознание потребителем того факта, что его субъективные желания и личные потребности не идентичны потребностям и желаниям других потребителей. Современный потребитель уже не готов приобретать все, что предлагается к продаже, сегодня он уже более информированный активный игрок рынка, требующий индивидуального подхода. Заложенные еще в эпоху массового потребления предпосылки возникновения дифференциации продукции и сегментации рынка в итоге послужили толчком для направления покупателя в сторону активного выбора, осуществляемого с помощью предварительного анализа имеющейся информации о товаре или услуге. Требовательный и избирательный потребитель был воспитан посредством индивидуализации отношений с фирмами-производителями специализированных товаров, деятельность которых направлена на удовлетворение конкретных запросов, что невозможно без выстраивания тесного, длительного взаимодействия между ними. Сегодняшний потребитель не просто выполняет функцию реципиента товаров, он является мощным источником инновационных идей для бизнеса, его партнером и, так называемым, сопроизводителем.

В данном контексте немаловажным является факт растущей компетенции потребителя и индивидуализации его потребностей, чему способствует накапливаемый им опыт, и что выражается в дифференциации потребителей и формировании минисегментов. Перенасыщение рынков массового производства и практически полное удовлетворение физиологических потребностей ведет к развивающейся потребности во все более дорогих и сложных товарах и кастомизации. При этом активное распространение электронных устройств расширяет возможности выбора, что позволяет потребителю быть более мобильным, совершая покупки в любое время и в любом месте, что

2664

стимулирует и фирмы существенно изменять стратегии поведения путем внедрения новых технологий, более полно позволяющих учитывать потребности клиента.

Характерной чертой, оказывающей непосредственное влияние на поведение фирмы, является тесное взаимодействие между производителем и потребителем, что подразумевает сотрудничество в процессе производства товара, вовлечение потребителя в инновационный процесс в качестве партнера. В процессе производства фирмы стали активно использовать не только внутренние идеи сотрудников предприятия, но и внешние идеи покупателей -концепция, получившая название «открытие инновации» (от англ. open innovations), позволяющая создавать востребованный рынком продукт или услугу и способствовать повышению устойчивости бизнеса (по данным исследований, осуществленных Г. Чесборо в 2013 г., около 80% мировых корпораций практиковали открытые инновации) [10].

Парадигма открытых инноваций в настоящее время становится все более популярной и в нашей стране. Среди институтов, поддерживающих и финансирующих инновации, - публичные АО «Роснано» и «РВК», фонд «Сколково», что указывает на то, что не только частные, но и государственные компании сегодня заинтересованы в применении данной концепции в процессе своей деятельности [14].

Российские компании используют технологии открытых инноваций в целях коммерциализации научно-технического задела для привлечения капиталов извне, а также для отслеживания научно-технических трендов [10].

О более тесном взаимодействии между производителем и потребителем говорит также набирающая силу концепция кастомизации (от англ. custom - потребитель), то есть адаптации товара или услуги под конкретного покупателя с учетом его требований и пожеланий, что является не только привлекательным для покупателя, но и экономически выгодным для фирмы, поскольку обеспечивает ей дополнительное конкурентное преимущество путем создания более высокой ценности товара для клиента. При этом ценность товара тем выше, чем больше клиент участвует в процессе производства, придавая продукту индивидуальность. Так, например, итальянская компания по производству оливкового масла Nudo предложила клиентам личное оливковое дерево в аренду с возможностью ухаживать за ним в

2665

фермерском хозяйстве компании. Отжим масла для этих клиентов компания осуществляла с оливок, выросших на их личном дереве, о чем говорила надпись на упаковке. Таким образом, производителю удалось придать своей продукции индивидуальность, прочно связав ее с личностью покупателя [7].

Особенно актуально данное взаимодействие между потребителем и фирмой в области производства инновационных продуктов, поскольку способствует максимальному сокращению времени от генерации предпринимательской идеи до появления товара или услуги на рынке. В качестве примера можно привести таких российских производителей, как «Сплат Косметика» и «Конфаэль», успешно создающих свою продукцию в тесном взаимодействии с потребителями. Основным преимуществом данного подхода является то, что на смену традиционному представлению о фирме, как о структуре создающей ценность, которую она предлагает потребителю, приходит тенденция обмена опытом с потребителем, позволяющая создавать новую ценность совместно [9].

Перский Ю.К. полагает, что такая совместно создаваемая ценность проявляется как степень их сотрудничества, познавания и восприятия друг друга, которая в итоге имеет целью воплотиться в истинно необходимых обществу товарах или услугах в рамках развития постиндустриального информационного общества и экономики. Такой обладающий максимальной полезностью для данного потребителя продукт привязывает его к фирме-производителю, что в свою очередь стимулирует перманентный спрос на него и стабильную прибыль самой компании [11].

Особенно важным аспектом в деятельности современной фирмы выступает использование Интернет, который выступает уже не просто в роли дополнительного маркетингового канала, но как условие автоматизации бизнес-процессов, связывания воедино нескольких хозяйствующих субъектов, информационный канал, а также условие оперативной связи с потребителем в любой точке земного шара, что особенно актуально в информационном обществе, где состав продукта формирует в большей степени не производитель, а потребитель. Под влиянием информатизации и глобализации экономики изменяются границы фирмы, способы и время взаимодействия с партнерами и потребителями, в то же время деятельность любой компании становится

2666

более прозрачной для клиента, имеющего возможность следить не только за выполнением его заказов, но и сопоставлять цены.

Однако, несмотря на множество положительных сторон, стремительные технологические изменения обусловливают неустойчивость экономической конъюнктуры, все возрастающую конкуренцию и новые условия игры, которые делают положение фирмы на рынке весьма неопределенным и сложным в условиях информационной экономики, что заставляет компании искать новые конкурентные стратегии и методы конкуренции.

При этом наиболее конкурентоспособными на современном этапе оказываются компании, которые способны совершенствовать свою деятельность с учетом технологических нововведений, новаторского подхода, а так же применения так называемой технологии learning-by-doing (обучения в процессе производства), специально разработанной для достижения конкурентных преимуществ. В этой области характерно появление так называемых креативных компаний и корпораций, среди которых Microsoft, Google, YouTube, Facebook, российские операторы сотовой связи МТС, Билайн и т.п., обладающие возможностями развиваться не только с помощью внутренних источников, но и осуществлять процесс непрерывных преобразований, что позволяет им самим формировать хозяйственную конъюнктуру, предлагая потребителю востребованные, качественно новые товары и услуги.

Характерно то, что конкурентоспособность и успешность фирмы тесно связаны с благополучием общества и потребителей, предъявляющих спрос на их продукцию, так же, как и обществу нужны успешные фирмы, создающие рабочие места и удовлетворяющие общественный спрос. Информатизация общества и трансформация потребительского поведения не только обусловливает высокий темп конкурентной борьбы, но и появление новых ее форм и видов. В информационной экономике экономическое поведение фирмы приобретает характерные особенности, не свойственные экономике индустриального типа и непосредственно связанные с увеличением роли информации в деятельности организации, глобализацией экономики в целом, обострением и видоизменением рыночной конкуренции, а также изменением роли потребителя и самой фирмы на данном этапе экономического развития. Для успешного функционирования на рынке современной фирме в своей деятельности необходимо:

2667

1. ориентироваться на конкретные группы потребителей, а не на общие потребности рынка;

2. осуществлять тесное взаимодействие между производителем и потребителем;

3. осуществлять постоянную модификацию стратегии и тактики своей экономической деятельности, а также границ фирмы и ее структуры;

4. быстро адаптироваться к требованиям рынка, изменяться быстрее, чем соперники;

5. осуществлять свою деятельность в условиях острой конкуренции и тотальной глобализации экономики;

6. ориентироваться не только на экономические, но и на социальные потребности рынка;

7. генерировать новые виды конкурентных преимуществ;

8. рационально использовать информацию, применять новаторский подход, внедрять инновации для достижения стратегических целей и т.п.

Таким образом, традиционные характеристики фирмы видоизменяются и дополняются новыми современными чертами, что позволяет говорить о появлении новой, более гибкой, клиенто-ориентированной, адаптивной модели компании, в основе развития которой лежат информационные ресурсы, нематериальные активы, а также тесное взаимодействие между производителем и потребителем.

Заключение

В информационной экономике под влиянием модификации потребительских потребностей существенно изменилось поведение самого потребителя, которое может быть охарактеризовано такими чертами, как:

1. качественное и количественное изменение потребностей, их индивидуализация;

2. активизация роли потребителя в тандеме «фирма -потребитель»;

3. усложнение механизма и критериев принятия решений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. усиление влияния информационной составляющей при принятии решения;

5. растущая компетенция потребителя;

2668

6. восприятие товара или услуги как набора ценностных характеристик;

7. особая роль СМИ в формировании стереотипов потребительского поведения и т.п.

Характерные особенности экономического поведения потребителя, вызванные изменением структуры его потребностей, на современном информационном этапе развития экономики и общества оказывают все большее влияние на деятельность фирмы, требуя от нее новых конкурентных стратегий и преимуществ, ориентированных на особенности поведения потребителя, изменение его роли в тандеме «фирма - потребитель» и новые черты их взаимодействия, что позволяет более результативно сочетать личные потребности индивида и эффективное производство. Для эффективного осуществления своей деятельности фирме-производителю приходится все больше учитывать новые характеристики потребительского поведения, что обусловливает новые характеристики в экономическом поведении самой фирмы, политике ее работы с потребителями, а также применение более гибких форм функционирования для решения стратегических задач, что стимулирует появление новой модели фирмы, в большей степени отражающей непосредственные интересы потребителя.

ИСТОЧНИКИ:

1. Алексеев Н.Е. Трансформация личных потребностей в реформируемой экономике

России: Дис. ... к.э.н. - Омск, 2005. - 186 с.

2. Алиева Н.З., Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И. Становление информационного общества

и философия образования. - М.: Академия естествознания, 2008. - 220 с.

3. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. - СПб: Питер, 2007. -

944 с.

4. Голод А.А. Взаимодействие фирмы и потребителя в системе брэнд-менеджмента: Дис.

... к.э.н. - Москва, 2005. - 173 с.

5. Гужвин П.А. Усиление видового разнообразия благ в информационной экономике //

Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2009. - № 2. - С. 12-16.

6. Долгин А.Б. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. - М.: АСТ,

2010. - С. 224.

7. Капферер Ж.-Н. Торговые марки: испытание практикой. Новые реальности

современного брэндинга. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 211 с.

2669

8. Колодняя Г.В. Особенности функционирования фирмы в информационной экономике

[Электронный ресурс] // Экономический факультет МГУ. - Режим доступа: http://www.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x48/x91/18577/file/Razdel%206.pdf

9. ЛебедевД.В. Ценность нематериальных благ в информационной экономике // Вестник

Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2010. - № 5. - С. 23-27.

10. Никитченко А., Пикулева Е. «Открытые инновации»: Как повысить их эффективность в

Российской практике [Электронный ресурс] // Информационное агентство REGNUM. - 2015. - 27 октября. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/1999759.html

11. Перский Ю.К., Калошина Е.А. Эволюция взаимоотношений производителя и

потребителя в процессе создания нового товара // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - № 4. - С. 8589.

12. Попов Л.В., Седов А.Е., Чудов С.В. Развитие концепций информации. Поиски

междисциплинарной методологии: история и современность [Электронный ресурс] // Российская наука в Интернет. - Режим доступа: http://rusnauka.narod.ru/lib/biology/infbio/infoinbio.htm

13. Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения

потребителей: Монография. - Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. - 296 с.

14. Пугачев Н.С. Открытые инновации // Молодой ученый. - 2013. - № 6. - С. 403-407.

15. Стрелец И.А. Влияние новых технологий на экономическое поведение потребителей

и фирм // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2008. - № 8. - С. 63-72.

16. Хасбулатова Б.М. Теоретические подходы к процессу потребления [Электронный

ресурс] // Online Science. - Режим доступа:

http://www.onlinescience.ru/userfiles/file/zbpwcmz2mrldm25h3qgfhlh6nbdt7ebw.pdf

2670

Svetlana E. Ermakova, Doctor of Science, Economics, Professor, Chair of Corporate Management, Higher School of Corporate Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Natalya A. Bagrova, Senior Lecturer, Chair of Management of Service Technologies, Russian State University of Tourism and Service, Moscow

The effect of the consumer behavioral transformation on the company's business in the period of IT penetration

ABSTRACT

The article discloses some aspects for modification of the consumer's economic behavior under the influence of information technologies and IT penetration that, in their turn, influence the behavior of the company as a main business subject. The authors note changes in the structure of needs that are characterized by development and prevailing of humanitarian needs as well as modification of the system of values, the style and the life quality of the individual consumer that explain his/her role in the "company-consumer" tandem.

Conclusions are drawn on the fact that the company's behavior is modified under the influence of the information economy and requires new competitive strategies and advantages from the company that are oriented on special features in the behavior of the consumer and new features of their interaction. In the information economy, the company's economic behavior acquires specific features not characteristic to the economy of the industrial type and directly related to the increased role of information in the company's business, globalization of the economy as a whole, aggravation and variation of the market competition as well as the modified role of the consumer and the company itself on this stage of the economic development. At this, it is impossible for the company to retain its competitive positions without the close interaction of the company with the consumer.

KEYWORDS: consumer behavior, need, information economy, IT penetration, company, business subject

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.