Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальная образовательная траектория / ИКТ / информационная образовательная среда / иноязычная коммуникативная компетенция / individual educational trajectory / ICT / information educational environment / foreign language communicative competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е А. Зимина, Т С. Ларина

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме улучшения качества высшего образования за счет применения новых информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Цель исследования заключается в раскрытии специфики ресурсной базы для реализации иноязычной индивидуальной образовательной траектории (далее – ИОТ) в вузе, в частности в МГИМО МИД России. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проводится комплексный анализ применения образовательного портала ed.mgimo.ru при обучении немецкому языку в бакалавриате неязыкового вуза с применением метода индивидуальной образовательной траектории. В результате исследования доказано, что эффективность обучения иностранному языку в вузе может быть повышена за счет сочетания традиционного формата обучения и дистанционного, учитывающего личностные характеристики, потребности и мотивы обучающихся и способствующего развитию их иноязычной коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е А. Зимина, Т С. Ларина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN A NON-LANGUAGE UNIVERSITY

The article is dedicated to a current problem of improving the quality of higher education through the use of new information and communication technologies (hereinafter ICT). The aim of the study is to reveal the specifics of the resource base for the implementation of foreign-language individual educational trajectory (hereinafter IET) in higher education institutions, in particular MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. The scientific novelty of the study lies in the fact that it is the first to conduct a comprehensive analysis of the application of the educational portal ed.mgimo.ru in teaching German at the undergraduate level of a non-language university using the method of individual educational trajectory. As a result of the study it is proved that the effectiveness of foreign language teaching in higher education can be increased by combining the traditional format of learning and distance learning, which takes into account the personal characteristics, needs and motives of students and contributes to the development of their foreign language communicative competence.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

2. Stavceva I.V. Formirovaniechitatel'skojkompetentnostistudentakakbazovojsostavlyayuschejinformacionnojkul'turylichnosti.Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2014.

3. Chadova N.N. Osobennosti formirovaniya i ocenivaniya chitatel'skoj gramotnosti kak komponenta funkcional'noj gramotnosti studentov. Available at: https://infourok.ru/statya-osobennosti-formirovaniya-i-ocenivaniya-chitatelskoj-gramotnosti-kak-komponenta-funkcionalnoj-gramotnosti-studentov-5206047.html

4. Vovk E.V., Savchenko L.V. Innovacionnyj harakter razvitiya izdatel'skogo dela na sovremennom 'etape. 'Ekonomicheskie issledovaniya irazrabotki. 2018; № 9: 6-10.

5. Gorbunova N.V., Vovk E.V. Osobennosti cifrovogo imidzha pedagoga vysshej shkoly. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 302-305.

Статья поступила в редакцию 13.08.23

УДК 378.147

Zimina E.A., Cand. of Sciences (Philology, 10.02.04 - Germanic languages), senior lecturer, German Language Department, MGIMO University

(Moscow, Russia), E-mail: e.a.zimina@my.mgimo.ru

Larina T.S., Cand. of Sciences (Philology, 10.02.04 - Germanic languages), senior teacher, German Language Department, MGIMO University

(Moscow, Russia), E-mail: t.larina@my.mgimo.ru

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN A NON-LANGUAGE UNIVERSITY. The article is dedicated to a current problem of improving the quality of higher education through the use of new information and communication technologies (hereinafter ICT). The aim of the study is to reveal the specifics of the resource base for the implementation of foreign-language individual educational trajectory (hereinafter IET) in higher education institutions, in particular MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. The scientific novelty of the study lies in the fact that it is the first to conduct a comprehensive analysis of the application of the educational portal ed.mgimo.ru in teaching German at the undergraduate level of a non-language university using the method of individual educational trajectory. As a result of the study it is proved that the effectiveness of foreign language teaching in higher education can be increased by combining the traditional format of learning and distance learning, which takes into account the personal characteristics, needs and motives of students and contributes to the development of their foreign language communicative competence.

Key words: individual educational trajectory, ICT, information educational environment, foreign language communicative competence

Е.А. Зимина, канд. филол. наук, доц., МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: e.a.zimina@my.mgimo.ru

Т.С. Ларина, канд. филол. наук, ст. преп., МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: t.larina@my.mgimo.ru

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме улучшения качества высшего образования за счет применения новых информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Цель исследования заключается в раскрытии специфики ресурсной базы для реализации иноязычной индивидуальной образовательной траектории (далее - ИОТ) в вузе, в частности в МГИМО МИД России. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проводится комплексный анализ применения образовательного портала ed.mgimo.ru при обучении немецкому языку в бакалавриате неязыкового вуза с применением метода индивидуальной образовательной траектории. В результате исследования доказано, что эффективность обучения иностранному языку в вузе может быть повышена за счет сочетания традиционного формата обучения и дистанционного, учитывающего личностные характеристики, потребности и мотивы обучающихся и способствующего развитию их иноязычной коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, ИКТ, информационная образовательная среда, иноязычная коммуникативная компетенция

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью применения новых методов обучения иностранному языку в вузе на фоне сокращения количества аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплины «Иностранный язык» и увеличением в этой связи доли самостоятельной работы обучающихся. В целях компенсации сокращения количества аудиторных часов актуальна разработка собственных профессионально ориентированных учебных материалов, а также использование различных методов повышения мотивации. Сегодня, когда цифровые технологии значительно облегчили доступ к иноязычным материалам и придали новый импульс развитию лингводидактики, появилась возможность по-новому выстраивать работу со студентами-международниками неязыкового вуза в условиях дефицита часов, отводимых на изучение иностранного языка, который в МГИМО считается профильным. Современные педагогические технологии позволяют сделать эту работу более эффективной и результативной. Таким образом, целью настоящего исследования является анализ применения такой информационно-коммуникационной технологии, как образовательный портал МГИМО (ed.mgimo.ru) на немецкоязычном бакалавриате в рамках новой, приоритетной методики обучения, способствующей повышению качества образования и подготовке высококвалифицированных специалистов со знанием иностранного языка - индивидуальной образовательной траектории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить терминологическую базу исследования (раскрыть понятия ИКТ, ИОТ);

- проанализировать некоторые современные педагогические технологии, позволяющие повысить эффективность работы со студентами-международниками неязыкового вуза в условиях сокращения отводимых на изучение иностранного языка аудиторных часов;

- выделить функциональные возможности электронного образовательного портала ed.mgimo.ru как одного из ресурсов, способствующих реализации индивидуального образовательного маршрута.

Для решения поставленных задач в настоящем исследовании использовались как универсальные общенаучные исследовательские методы, включающие подбор и анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования,

так и частные методы - описательный, структурный, а также эмпирический метод обобщения.

Научная новизна статьи заключается в рассмотрении специфики ресурсной базы для реализации иноязычной индивидуальной образовательной траектории, что обогащает теорию и методику профессионального образования в разделе «Методика преподавания иностранных языков».

Теоретическая значимость заключается в анализе функциональных возможностей электронного образовательного портала ed.mgimo.ru как одного из ресурсов, способствующих реализации индивидуального образовательного маршрута.

Теоретическую основу составили концепции персонализированного обучения, предполагающего свободу выбора образовательной траектории обучающегося [1], теории когнитивного развития [2], технологии адаптивного обучения [3], позволяющие понять, как можно наилучшим образом интегрировать ИКТ в процесс обучения каждого студента с учетом его индивидуальных потребностей и особенностей. Проблемами, связанными с информатизацией образования, приемами и механизмами работы с интернет-ресурсами в преподавании иностранного языка, занимаются многие отечественные исследователи. Так, Ю.Э. Мюллер и О.В. Принципалова описывают опыт разработки дистанционного курса по немецкому языку как иностранному на платформе Moodle [4]. Н.Ю. Северова подробно рассматривает дидактический и образовательный потенциал цифровых ресурсов в обучении иностранному языку [5].

Другим важным направлением модернизации является переход к новым методам обучения, таким как индивидуальные образовательные траектории (ИОТ). Ряд работ в отечественной педагогике посвящен разработке и реализации ИОТ в обучении студентов вузов: П.В. Сысоев [6], Ю.В. Гаврилова [7], Т.О. Крас-нопеева [8] и др. Исследователи С.К. Гураль, Т.О. Краснопеева, В.М. Смокотин, С.Н. Сорокоумова, проанализировав социолингвистический профиль обучающихся, разработали алгоритм действий при проектировании индивидуальных иноязычных образовательных траекторий [9]. Авторы С.В. Евтеев и А.М. Ионова отмечают в своем исследовании не только достоинства использования ИОТ, но и сложности их реализации [10].

Практическая значимость исследования заключается в возможности помочь преподавателям, разрабатывающим эффективные методы обучения иностранным языкам с использованием ИКТ, что способствует повышению качества образования и улучшению профессиональной подготовки студентов. Материалы статьи могут быть полезны исследователям, занимающимся проблемами персо-нализации обучения на основе использования индивидуальных образовательных траекторий.

Программа модернизации образования РФ «Приоритет - 2030» включает в себя ряд мероприятий, направленных на повышение качества образования, улучшение условий обучения и подготовку конкурентоспособных специалистов. Одним из ключевых направлений модернизации является переход к цифровому образованию и внедрение индивидуальной образовательной траектории до 2030 года [11]. Это предполагает использование ИКТ в обучении, создание электронных учебников и платформ для онлайн-обучения. Цифровое образование позволяет улучшить доступность образования, расширить возможности для самостоятельного обучения и повысить эффективность образовательного процесса.

ИКТ играют важную роль в индивидуальной образовательной траектории студента. Они предоставляют широкие возможности для получения знаний и развития навыков, а также позволяют студентам создавать собственные маршруты обучения. С помощью ИКТ студенты могут получать доступ к различным онлайн-курсам и образовательным ресурсам, которые позволяют им изучать новые темы и углублять свои знания в интересующих областях; использовать интерактивные инструменты и программное обеспечение для обучения, помогающие им лучше понимать материал и развивать навыки; создавать собственные проекты и исследования, используя различные технологии, такие как веб-сайты, блоги, видео и презентации; общаться с другими студентами и преподавателями через электронную почту, форумы и социальные сети, что помогает им получить поддержку и помощь в процессе обучения; и, наконец, оценивать свой прогресс и достижения с помощью электронных систем управления обучением и онлайн-те-стов.

ИОТ - это подход к обучению, который учитывает индивидуальные потребности и возможности каждого студента. С помощью ИКТ студенты могут создавать собственные ИОТ, выбирая ресурсы и инструменты, которые наиболее подходят для их учебных целей и стилей обучения.

Подход к обучению, ориентированный на потребности и личностные характеристики обучающегося, основан на понимании того, что каждый студент имеет свои уникальные потребности, интересы, способности и цели обучения [8]. Вместо того, чтобы предлагать всем студентам одинаковую программу обучения, ИОТ в вузе позволяет студентам выбрать предметы, курсы и специализации, наиболее соответствующие их личным предпочтениям и позволяющие развивать необходимые навыки и компетенции. Для ИОТ характерна ориентация на исследовательскую и проектную деятельность, наличие на каждом этапе обратной связи. Преподаватель играет важную роль в реализации этого подхода, работая с каждым студентом индивидуально и помогая определить свои учебные цели и планы. Он также может предложить студентам различные образовательные ресурсы и материалы, которые помогут им достичь своих целей. Сотрудничество между студентом и преподавателем является ключевым аспектом этого подхода. Преподаватель может предоставить студенту обратную связь, помощь и руководство в процессе обучения. Он также может помочь студенту анализировать свой прогресс и разрабатывать стратегии для достижения своих целей. В образовательных стандартах ФГОС ВО МГИМО особая роль отводится усилению роли самостоятельной работы студентов в образовательной деятельности. В частности, по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения квалификации бакалавр со знанием иностранных языков в число компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза, входят следующие общекультурные компетенции (ОК): ОК-9 - способность к самоорганизации и самообразованию; ОК-5 - овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией в глобальных компьютерных сетях, общепрофессиональная компетенция (ОПК) - способность к приобретению с большей степенью самостоятельности новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий [12, с. 24-25].

Использование образовательного портала МГИМО ed.mgimo.ru позволяет создавать и оперативно обновлять материалы и тренинговые модули, которые могут использоваться студентами при самостоятельной работе. Согласно рабочим программам по дисциплине "Иностранный язык", на самостоятельную работу студентов приходится 35% от общего количества часов, отводимых на изучение иностранного языка в МГИМО. Аудиторные часы, в свою очередь, подвергаются сокращению, которое на настоящий момент составляет 13% от общего количества часов, отводимых на изучение дисциплины. Такое сокращение аудиторной нагрузки увеличивает потребность в создании особых условий для самостоятельного обучения студентов. В этой связи такие учебные ресурсы университета, как образовательный портал ed.mgimo.ru, - единица образовательного пространства, обладающая присущими ему свойствами [13, с. 90], не только рекомендуются студентам в качестве дополнительного обучения в рамках самостоятельной работы, но и частично интегрируются в учебные программы. Это предполагает возможность увеличения доли самостоятельной работы студентов с опорой на

цифровые технологии в соответствии с дидактическим принципом сознательности и активности.

Успешная интеграция образовательного портала ed.mgimo.ru в учебный процесс становится возможной благодаря расширенному функционалу данного сервиса, состоящего из нескольких модулей. На наш взгляд, имеющиеся модули целесообразно разделить на несколько категорий, выполняющих учебно-методические, интерактивные функции, функции обратной связи, а также функции контроля и оценивания. Остановимся на более детальном рассмотрении вышеперечисленных категорий.

Так, к модулям, выполняющим учебно-методические функции, отнесем модуль "Лекция". "Лекция" в образовательном портале МГИМО отличается от привычного для студентов аудиторного формата лекции. Здесь преподаватель имеет возможность размещать необходимые материалы в интересной форме. Портал позволяет выстраивать лекции не линейно, а создавать сложные схемы, состоящие из переходов от одних материалов к другим, от одних страниц к другим, путем выполнения контрольных заданий (множественный выбор, задание на поиск соответствий) как промежуточного итога изучения размещенного материала. Таким образом, студенты имеют возможность проверять себя на каждом этапе самостоятельного обучения, проводить саморефлексию и (при необходимости) возвращаться к тем материалам лекции, которые, по их мнению, были недостаточно хорошо усвоены. Формирование навыков саморефлексии у студентов является одной из актуальных задач в рамках компетентностного подхода [14, с. 42]. Студенту важно оценить свой успех или неудачу самостоятельно, без опоры на мнение преподавателя и других студентов [15, с. 3].

В рамках модуля "Семинар" студенты имеют возможность представления своих работ, которые могут взаимно оцениваться другими студентами и преподавателем. Выставляемые работы могут быть выполнены в различных форматах и загружены в систему либо размещены непосредственно в текстовом редакторе модуля. Важно отметить, что для оценки работ используется особая шкала, включающая критерии, разработанные и размещенные преподавателем заранее. Студенты имеют возможность оценить работы других, основываясь на предлагаемых критериях. Для наглядности преподаватель может также разместить в данном модуле примерные материалы и их оценивание. Студенты могут поставить оценку за работы своих одногруппников в анонимном формате, что, на наш взгляд, также снимает некоторые трудности личного характера, возникающие у студентов при взаимной аттестации работ (например, намеренное завышение оценок студентов, находящихся в дружеских отношениях, и наоборот).

В структурировании и организации учебных материалов на страницах образовательного портала МГИМО преподавателю помогают модули "Папка", "Контрольный список", "Файл", "Пояснение" и "Задание". Так, создание коммуникативных заданий, сбор, анализ и оценка студенческих работ возможны благодаря модулю "Задание", для создания которого преподаватель может использовать ресурсы образовательного портала и создавать задания из предложенного списка, а также и загружать цифровой контент в виде файлов. Для создания комфортной атмосферы при самостоятельной работе с образовательным порталом МГИМО преподаватель может разместить контрольные вопросы, воспользовавшись одноименным модулем. Студенты, таким образом, смогут работать с конкретным списком задач, а также предварительно оценить свои возможности для выполнения того или иного задания, рассчитать время выполнения задания.

Прокрутку страницы, на которой размещен большой объем информации, можно минимизировать путем добавления смежных "Файлов" по одной теме в одну "Папку". Модуль "Файл" делает возможным предоставление преподавателем различных файлов в виде ресурсов курса. Файлы могут отображаться в интерфейсе курса и предлагаться для скачивания. Для удобства использования студентами материалов "Папки" и лучшей ориентации на страницах образовательного портала преподаватель может добавить так называемое "Пояснение", имеющее форму текста, мультимедийного материала или же ссылки на другие элементы курса или сторонние ресурсы. Данный модуль позволяет существенно изменить внешний вид курса в сторону его упрощения и доступности для студентов.

Для того чтобы материал отображался в виде отдельных разделов, содержащих как текстовую, так и мультимедийную информацию, преподаватель может воспользоваться модулем "Книга" и создать многостраничный курс, состоящий из глав, подглав и разделов.

Обучение студентов по дисциплине "Иностранный язык" предполагает ведение студентами словарей с лексикой. В образовательном портале ed.mgimo.ru содержится модуль "Глоссарий", являющийся аналогом словаря и позволяющий создавать список слов, определений и систематизировать информацию. Слова могут быть систематизированы как в алфавитном порядке, так и по дате их размещения. Каждый студент имеет возможность поделиться своим глоссарием с другими студентами. Преподаватель, в свою очередь, может проверить записи студентов перед открытием ресурса для других. Таким образом, студенты одной группы могут работать сообща, создавая банк терминов.

Использование образовательного портала МГИМО предполагает не только размещение преподавателем авторского материала, но и включение в курс интерактивных компонентов. Модуль "Н5Р", например, позволяет создавать интерактивный контент разного типа (заполнение пропусков, установление соответствий/ несоответствий, ответы на вопросы «Верно/Неверно», выбор верных/неверных

утверждений из списка, поиск и выделение информации в тексте, множественный выбор, кроссворды, установление хронологии, соотнесение слов с изображением, работа с картой) в рамках самого курса.

Для использования внешних ресурсов и добавления их в качестве веб-ссылки преподаватель может воспользоваться модулем «Гиперссылка». Универсальным модулем, позволяющим интегрировать внешние ресурсы в образовательный портал, является «Библиотека ресурсов». Студенты также имеют возможность использования ресурсов образовательного портала МГИМО на других сайтах за счет модуля «Внешний инструмент».

Приведение содержания ИОТ в соответствие с мотивами и индивидуальными потребностями студентов возможно благодаря модулю «Анкетирование», включающему разные виды анкет. Используя предлагаемые в модуле анкеты, преподаватель может осуществлять сбор необходимых данных для внесения корректив в ИОТ дисциплины "Иностранный язык" согласно тем пробелам в знаниях студентах, которые были выявлены в ходе анкетирования, а также на основе аналитики учебных достижений студента. Для получения более подробной информации преподаватель может воспользоваться модулем «Обратная связь». Результаты анкетирования в рамках данного модуля могут быть анонимными, и доступ предоставляется как для всех студентов, так и только для преподавателя. С помощью данного модуля можно не только составить социолингвистический портрет студента до начала прохождения им курса, но и получить его оценку после завершения выполнения им курса.

Оценку и контроль выполнения заданий курса можно производить в рамках модулей «Тест» и «Посещаемость». Модуль «Тест» предполагает составление преподавателем теста с использованием банка вопросов, включающих различные типы заданий, настройку временных ограничений и количества попыток прохождения теста. Выставляемая за тест оценка автоматически отражается в журнале посещаемости, равно как и статусы «присутствовал», «отсутствовал», «опоздал» или «уважительная причина». Однако подобные отметки статусов релевантны лишь для образовательных курсов, включенных в обязательную программу и выполняемых в рамках аудиторной нагрузки, ведь ИОТ предполагает самостоятельное прохождение студентами курса в их собственном темпе, а оценка выполнения заданий и возможность задать вопрос преподавателю напрямую за счет использования модуля «Чат» позволяет студентам всегда быть на связи с преподавателем и одногруппниками и получать мгновенные ответы на интересующие их вопросы.

Среди онлайн-курсов, созданных на базе платформы ed.mgimo.ru и успешно интегрированных в образовательную деятельность МГИМО по дисциплине «Немецкий язык», можем выделить два фонетических курса для бакалавров журналистики, начинающих изучение немецкого языка, а также курс грамматики немецкого языка, предназначенный для начинающих изучение языка студентов. Фонетический курс был успешно интегрирован в учебную программу в качестве вспомогательного элемента, позволяющего студентам самостоятельно выполнять задания на основании пройденного в аудитории материала. При составлении и включении в курс заданий для обучающихся не было произведено предварительного анкетирования для выявления проблемных моментов, т. к., на наш взгляд, студентам трудно самостоятельно определить и конкретизировать возникающие на начальном этапе обучения трудности. Оценка работы студентов первого курса на занятиях в мультимедийной аудитории, а также промежуточный контроль их знаний в течение семестра позволил коллективу преподавателей, работавших над созданием данного курса, учесть те моменты, которые требуют дополнительной самостоятельной проработки материала вне аудиторной нагрузки. Опрос студентов после апробации данных онлайн-курсов дал положительный результат, студенты были полностью удовлетворены наличием возможности дополнительной работы с учебным материалом в виде интересных интерактивных заданий в удобном для них темпе.

Курс «Грамматика немецкого языка» был создан как учебный практический курс по немецкой грамматике для начинающих, включающий грамматические правила и упражнения. Данный курс может быть использован на 1 курсе бакалавриата всех факультетов. Основная задача курса состоит в том, чтобы помочь студентам, пропустившим занятие в аудитории, наверстать упущенное, ознако-

Библиографический список

мившись с грамматическими правилами самостоятельно и выполняя упражнения на тренировку полученной информации. Наличие обратной связи с преподавателем позволяет студентам задавать интересующие их вопросы, а преподаватель, в свою очередь, имеет возможность отслеживания активности тех или иных студентов на образовательном портале МГИМО.

Новая функционально-профессиональная организация обучения иностранному языку должна опираться на определенные методологические подходы в обучении иностранному языку, на внедрение принципа ранней профессионализации обучения [16] и в этой связи - на постепенное усложнение структуры подготовки определенного специалиста. Среди методов обучения следует выделить коммуникативный, профессионально ориентированный, личностно-деятельност-ный и компетентностный подходы. Принимая во внимание все вышенаписанное, следует обратить внимание на управление индивидуальным образовательным процессом (УИОП), под которым понимают планирование, организацию и контроль обучения студентов в соответствии с их индивидуальными потребностями и целями. Авторы В.В. Гриншкун и А.А. Заславский, рассматривая управление индивидуальным образовательным процессом, предлагают подходы к его управлению и подчеркивают важность регулярной обратной связи [17]. С помощью ИКТ УИОП становится более эффективным и удобным для студентов и преподавателей. Например, преподаватели могут использовать онлайн-платформы для создания индивидуальных учебных планов и заданий, которые соответствуют конкретным потребностям и уровню знаний каждого студента. Студенты могут также использовать ИКТ для отслеживания своего прогресса, получения обратной связи от преподавателей и других студентов, а также для самоорганизации и планирования своего учебного процесса. Использование ИКТ в УИОП также позволяет учителям и студентам легко общаться друг с другом через онлайн-фо-румы, чаты и видеоконференции. Это помогает преподавателям лучше понимать потребности и цели каждого студента и предоставлять им индивидуальную поддержку и обратную связь.

Таким образом, можно сделать выводы, что внедрение новых образовательных технологий реализует право обучающегося не только выбирать определенный аспект обучения (факультативные и элективные курсы и дисциплины), но и принимать личное участие в построении собственной траектории образования. ИКТ играют важную роль в ИОТ, позволяя студентам получить доступ к более широкому спектру ресурсов и возможностей для изучения языка, создавать уникальные и эффективные пути обучения, а также повысить мотивацию к изучению ИЯ и развивать навыки, которые могут быть полезными в будущей карьере.

Использование ИКТ в ИОТ также позволяет студентам получить обратную связь и поддержку от учителей и других студентов через онлайн-форумы, чаты и видеоконференции. Онлайн-курсы, размещаемые на электронном образовательном портале МГИМО (ed.mgimo.ru), полностью соответствуют требованиям, содержащимся в ФГОС ВО МГИМО, и являются хорошим подспорьем в процессе выстраивания ИОТ студентов, предлагая студентам дополнительные возможности самостоятельной тренировки и закрепления полученных в аудитории навыков в комфортных для них условиях. Это помогает студентам чувствовать себя более уверенными и мотивированными в процессе обучения. В целом использование ИКТ в обучении иностранному языку и ИОТ помогает студентам получить более эффективное и индивидуальное образование, которое соответствует их потребностям и целям. Подход к обучению, учитывающий личностные характеристики студентов и ориентированный на их потребности, позволяет студентам получить максимальную пользу от своего образования и развить свой потенциал. Сотрудничество с преподавателем является важным элементом этого подхода, помогающим студентам достичь успеха в своей индивидуальной образовательной траектории.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы видятся в разработке методических рекомендаций по проектированию индивидуальных иноязычных образовательных траекторий с учетом рабочей программы обучения, а также в разработке критериев оценивания профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов, обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту.

1. Хуторской А.В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация. Школьные технологии. 2006; № 1: 3-12.

2. Тагирова РА., Шимаева Л.Р Теория когнитивного развития Выготского. Достижения науки и образования. 2023; № 1 (88): 44-46.

3. Попова Г.М., Рябова Е.С. Применение технологии адаптивного обучения к проектированию урока. Школьные технологии. 2014; № 6: 108-118.

4. Мюллер Ю.Э., Принципалова О.В. Глава 6. Информатизация образования. Методы и содержание дистанционного образования (на примере преподавания немецкого языка в неязыковом вузе). Управление экономическими системами: монография. Пенза, 2018; Выпуск 12.

5. Северова Н.Ю., Мюллер Ю.Э. Дидактические возможности цифровых ресурсов в обучении немецкому языку Иностранные языки в школе. 2020; № 7: 38-46.

6. Сысоев П.В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий. Иностранные языки в школе. 2014; № 5: 2-11.

7. Гаврилова Ю.В. Индивидуальная траектория обучения - основная модель индивидуального образовательного подхода в XXI веке. Межрегиональные Пименовские чтения. 2023; № 20: 320-325.

8. Краснопеева Т.О. Обучение иностранному языку студентов вуза на основе психометрического анализа и индивидуальных иноязычных образовательных траекторий. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2019.

9. Гураль С.К., Краснопеева Т.О., Смокотин В.М., Сорокоумова С.Н. Цели, задачи, принципы и содержание индивидуальных иноязычных образовательных траекторий с учетом латентных характеристик студентов. Язык и культура. 2019; № 47: 179-196.

10. Евтеев С.В., Ионова А.М. Индивидуальные образовательные траектории обучения иностранному языку в вузе. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022; Т. 28, № 3: 62-69.

11. Приоритет - 2030. Available at: https://base.garant.ru/400793960/.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения. Available at: https://mgimo.ru/sveden/eduStandarts/

13. Самерханова Э.К. Информационно-образовательное пространство: теоретико-методологический аспект. Нижний Новгород: НГПУ, 2011.

14. Пазухина С.В. Самооценочная деятельность студентов педагогического вуза: учебное пособие. Москва: Директ-Медиа, 2016.

15. Boud D. Enhancing Learning through Self Assessment. RoutledgeFalmer: New York, 2005.

16. Ларина Т.С., Зимина Е.А. Общественный знак как элемент ранней профессионализации при обучении юристов-международников. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2023; № 7: 68-82.

17. Гриншкун В.В. Отечественный и зарубежный опыт организации образовательного процесса на основе построения индивидуальных образовательных траекторий. Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020; № 1 (51): 8-15.

References

1. Hutorskoj A.V. Lichnostnaya orientaciya obrazovaniya kak pedagogicheskaya innovaciya. Shkol'nye tehnologii. 2006; № 1: 3-12.

2. Tagirova R.A., Shimaeva L.R. Teoriya kognitivnogo razvitiya Vygotskogo. Dostizheniya nauki iobrazovaniya. 2023; № 1 (88): 44-46.

3. Popova G.M., Ryabova E.S. Primenenie tehnologii adaptivnogo obucheniya k proektirovaniyu uroka. Shkol'nye tehnologii. 2014; № 6: 108-118.

4. Myuller Yu.'E., Principalova O.V. Glava 6. Informatizaciya obrazovaniya. Metody i soderzhanie distancionnogo obrazovaniya (na primere prepodavaniya nemeckogo yazyka v neyazykovom vuze). Upravlenie 'ekonomicheskimi sistemami: monografiya. Penza, 2018; Vypusk 12.

5. Severova N.Yu., Myuller Yu.'E. Didakticheskie vozmozhnosti cifrovyh resursov v obuchenii nemeckomu yazyku. Inostrannyeyazykivshkole. 2020; № 7: 38-46.

6. Sysoev P.V. Sistema obucheniya inostrannomu yazyku po individual'nym traektoriyam na osnove sovremennyh informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij. Inostrannye yazyki v shkole. 2014; № 5: 2-11.

7. Gavrilova Yu.V. Individual'naya traektoriya obucheniya - osnovnaya model' individual'nogo obrazovatel'nogo podhoda v XXI veke. Mezhregional'nye Pimenovskie chteniya. 2023; № 20: 320-325.

8. Krasnopeeva T.O. Obuchenie inostrannomu yazyku studentov vuza na osnove psihometricheskogo analiza i individual'nyh inoyazychnyh obrazovatel'nyh traektorij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2019.

9. Gural' S.K., Krasnopeeva T.O., Smokotin V.M., Sorokoumova S.N. Celi, zadachi, principy i soderzhanie individual'nyh inoyazychnyh obrazovatel'nyh traektorij s uchetom latentnyh harakteristik studentov. Yazyk i kul'tura. 2019; № 47: 179-196.

10. Evteev S.V., lonova A.M. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii obucheniya inostrannomu yazyku v vuze. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. 2022; T. 28, № 3: 62-69.

11. Prioritet- 2030. Available at: https://base.garant.ru/400793960/.

12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya (FGOS VO) - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 41.03.05 Mezhdunarodnye otnosheniya. Available at: https://mgimo.ru/sveden/eduStandarts/

13. Samerhanova 'E.K. Informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo: teoretiko-metodologicheskij aspekt. Nizhnij Novgorod: NGPU, 2011.

14. Pazuhina S.V. Samoocenochnaya deyatel'nost' studentov pedagogicheskogo vuza: uchebnoe posobie. Moskva: Direkt-Media, 2016.

15. Boud D. Enhancing Learning through Self Assessment. RoutledgeFalmer: New York, 2005.

16. Larina T.S., Zimina E.A. Obschestvennyj znak kak 'element rannej professionalizacii pri obuchenii yuristov-mezhdunarodnikov. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2023; № 7: 68-82.

17. Grinshkun V.V. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt organizacii obrazovatel'nogo processa na osnove postroeniya individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij. VestnikMGPU. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2020; № 1 (51): 8-15.

Статья поступила в редакцию 12.08.23

УДК 37.013.78

Kalinina N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia),

E-mail: kalinina.nina299@yandex.ru

Shevchenko Yu.V., MA student, Department of Pedagogy, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: pedagog06@mail.ru

FORMATION OF SOCIAL CREATIVITY OF STUDENTS IN CONDITIONS OF LEISURE ACTIVITIES. Appeal to the problem of the formation of social creativity of a student is associated with the requirement of society for a specialist with qualities that allow him to see the cause-and-effect relationships of complex, non-standard social situations and creatively approach their solution; capable of successful social adaptation and socialization. At the same time, the educational environment of a vocational education institution makes it possible to carry out activities to form a student's social creativity not only in the direct learning process, but also within the framework of leisure. The article describes the components of social creativity: axiological, motivational, cognitive competence, activity, emotional. The specifics of organizing active leisure activities with students are also proposed, allowing them to show their personal and social potentials, to realize social and civic responsibility, to predict and plan the results of interaction, to develop social creativity. Considerable attention is paid to pedagogical conditions for the formation of students' social creativity in the context of leisure activities. The main aspects of the organization of experimental work on the stated problem are described.

Key words: social creativity, university students, leisure activities, formation process, educational environment, creativity

Н.В. Калинина, канд. пед. наук, доц., Иркутский государственный университет, г. Иркутск, E-mail: kalinina.nina299@yandex.ru

Ю.В. Шевченко, магистрант, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, E-mail: pedagog06@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обращение к проблеме формирования социальной креативности студента связано с требованием общества к специалисту, обладающему качествами, позволяющими видеть причинно-следственные связи сложных, нестандартных социальных ситуаций и творчески подходить к их решению; способному к успешной социальной адаптации и социализации. При этом образовательная среда учреждения профессионального образования позволяет осуществлять деятельность по формированию социальной креативности студента не только в непосредственно процессе обучения, но и в рамках досуга. В статье охарактеризованы компоненты социальной креативности: аксиологический, мотивационный, когнитивно-компетентностный, деятельностный, эмоциональный. Также предложена специфика организации активной досуговой деятельности со студентами, позволяющей им проявить свои личностные и социальные потенциалы, осознать социальную и гражданскую ответственность, прогнозировать и планировать результаты взаимодействия, развивать социальную креативность. Значительное внимание уделяется рассмотрению педагогических условий формирования социальной креативности студентов в условиях досуговой деятельности. Описаны основные аспекты организации опытно-экспериментальной работы по заявленной проблеме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: социальная креативность, студенты вуза, досуговая деятельность, процесс формирования, образовательная среда, креативность

Динамика развития современного российского образования определяет стремительный рост требований к будущему специалисту. Формирование творческой, нравственной, инициативной личности, социально ответственной, умеющей преобразовывать социальную среду, является приоритетной задачей развития образования. Данная идея является основополагающей в ряде ведущих норма-

тивно-правовых документах системы образования: Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» [1], Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2], Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г № 99б-р «Об утверждении Стратегии развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.