Научная статья на тему 'Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании навыков самостоятельной работы учащихся начальных классов'

Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании навыков самостоятельной работы учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
848
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянова Н. А.

В статье раскрывается понятия ИКТ, самостоятельной работы, её место в обучении учащихся начальных классов. Описываются условия организации самостоятельной работы с применением ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании навыков самостоятельной работы учащихся начальных классов»

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

© Пьянова Н.А.*

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

В статье раскрывается понятия ИКТ, самостоятельной работы, её место в обучении учащихся начальных классов. Описываются условия организации самостоятельной работы с применением ИКТ.

В настоящее время быстро развивающиеся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) влекут за собой коренные изменения не только в производственных отраслях, но и в сфере познавательной деятельности, в частности в образовании. Во всем мире компьютер используется не только как предмет изучения, но и как средство обучения. Как показывает практика, из всех существующих технических средств обучения компьютер наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям, так как обладает целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого. В этой связи ИКТ необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения, психического развития учащихся.

Вопросы внедрения и использования ИКТ в обучении привлекали многих исследователей. Проблемам педагогической целесообразности применения, исследованию возможностей, перспективных направлений разработки и использования ИКТ в образовании посвящены работы М.П. Лапчика, И.В. Марусевой, А.В. Могилева, И.В. Роберт и др.

В отраслевом стандарте Российской федерации термин «информационно-коммуникационная технология» (ИКТ) рассматривается как практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность коммуникационных средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов. ИКТ, реализация которой осуществляется с помощью средств микропроцессорной, вычислительной («компьютерной») техники [1].

На основе этого определения И.В. Роберт совместно с В. А. Поляковым выделили следующие возможности средств ИКТ:

* Аспирант.

- незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, определяющая реализацию интерактивного диалога, который характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

- компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса);

- компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально» (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);

- архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

- автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения [3].

Для эффективного использования ИКТ в начальной школе необходимо учитывать современные представления о модели личности школьника, психофизиологических особенностях процесса обучения, а также основные дидактические принципы процесса обучения.

Целесообразность использования ИКТ в начальной школе обусловлена психолого-педагогическим особенностями младших школьников: преобладанием наглядно-образного мышления, слабо развитым произвольным вниманием и памятью, доминирующей игровой деятельностью, недостаточно сформированным операциональным мышлением и другими.

ИКТ дают неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой младшим школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Применение ИКТ позволяет осуществлять интенсификацию учебного процесса и организовать различные виды деятельности учащихся:

1. информационно-учебную;

2. учебно-игровую;

3. экспериментально-исследовательскую;

4. самостоятельную.

Эти виды деятельности ориентируются на активное использование ИКТ учителем и учащимися в качестве инструмента познания и самопознания, на самостоятельное представление и извлечение знаний, совершение «микрооткрытия» в процессе изучения окружающего мира. Использование ИКТ в учебном процессе необходимо не столько для поддержки традиционных форм и методов обучения, сколько для создания вариативных методик, способствующих личностно-ориентированному развитию учащихся начальных классов. Принцип самостоятельности заложен во всех концепциях построения образования в начальной школе, но на практике возникают большие трудности в его реализации, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Когда мы хотим добиться от ученика самостоятельности, то это не всегда получается, ему трудно работать самостоятельно, и он прибегает к помощи взрослого.

По определению П.И. Пидкасистого, [2] самостоятельная работа, как дидактическое явление, представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. Следовательно, самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:

- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

- формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объём и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровняю мыслительной деятельности;

- вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;

- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обещающегося в процессе обучения.

Перспективное направление, характеризующее новую форму самостоятельной работы, связано с внедрением в учебный процесс ИКТ, сопровождающихся увеличением объемов самостоятельной работы младших школьников. Тенденцию к разработке информационно-коммуникативной формы самостоятельной работы младших школьников, предусматривающей большую самостоятельность, большую индивидуализацию заданий, касающихся как содержательной предметного материала, так и характера контроля, определяют изменения в развитии общества, включение общества в активный информационно-коммуникационный процесс информатизации.

Анализ организации самостоятельной работы младших школьников показывает, что при обучении традиционно самостоятельная работа младших школьников включает в себя чаще всего лишь самостоятельную работу с упражнениями в учебнике. С использованием ИКТ возможности организации самостоятельной работы младших школьников расширяются. Актуальной становится самостоятельная работа с обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных. По существу, все известные виды электронных изданий могут служить основой для организации самостоятельной работы младших школьников, наиболее эффективными из них являются мультимедийные издания.

Эффективность использования ИКТ в самостоятельной работе младших школьников во многом зависит от успешности решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования автоматизированных систем обучения. В связи с этим целесообразно рассматривать автоматизированные системы обучения, используемые в конкретной учебной программе, определяемой предметным содержанием, целями и задачами обучения, как программно-методические комплексы.

Использование ИКТ в учебном процессе начальной школы позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности, активизировать самостоятельную работу младших школьников с различными электронными средствами учебного назначения. В самостоятельной работе младших школьников можно применять следующие виды ИКТ: электронные учебники; специальные программа для повторения пройденного материала или систематизации знаний; автоматизированные системы контроля знаний, тестов, оценки умений и навыков; педагогические программные средства (ППС).

Самостоятельная работа младшего школьника включает следующие структурные элементы: постановка задачи; поиск; анализ; обработка информации; установление лимита времени; самоконтроль. Данная структура позволяет рассматривать деятельность младшего школьника в самостоятельном приобретении знаний предметного характера поэтапно. Ин-

теграция традиционных и современных компьютерных методов обучения в организации самостоятельной работы младшего школьника позволит сделать более эффективным качество самостоятельной работы, а также и всего учебного процесса в целом.

Во время урока в начальной школе могут использоваться электронные материалы различной типологии. Наиболее предпочтительным представляется применение мультимедийных энциклопедий, словарей, с целью расширения спектра наглядных средств обучения. Для организации индивидуальной и групповой работы во время урока целесообразно использовать электронные учебные материалы предметной направленности, специально разработанные для отработки навыков самостоятельной работы, самоконтроля по конкретной теме. Основным требованием к урочным электронным учебным материалам является учет возрастных особенностей младших школьников с обязательным соблюдением принципов обучения и эргономичности.

Для проведения итогового контроля усвоения учебного материала могут использоваться электронные тесты, разработка которых начата авторами учебных пособий по различным предметам, входящих в состав целостных моделей начального обучения. Традиционная для начальной школы форма организации обучения - урок имеет целый ряд объективно существующих противоречий. Одним из них является противоречие между временем, необходимым для изучения все возрастающего объема учебного материала и стандартными временными рамками урока.

При использовании в образовательном процессе школы ИКТ возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы учащихся. Все это поможет формированию общей информационной культуры обучаемых, придаст самостоятельной работе младших школьников новый облик, позволит не только закреплять полученные знания и навыки, но и управлять самостоятельной работой, формируя основы для их дальнейшего самообразования и роста.

Список литературы:

1. Отраслевой стандарт Госкомвуза Российской Федерации // Информационные технологии в высшей школе: Термины и определения (Утвержден и введен в действие Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 12.02.96 № 260). - п. 1.11; 48. - С. 25-26.

2. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 2002.

3. Роберт И.В., Поляков В. А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. -М.: «Образование и Информатика», 2004. - С. 6-8.

4. Усова А.В. Беликов В.А. Учись самостоятельно учиться. - Челябинск; Магнитогорск; М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.