Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии на уроках информатики: цели и результаты использования'

Информационно-коммуникационные технологии на уроках информатики: цели и результаты использования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1307
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ В ШКОЛЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ / УРОКИ ИНФОРМАТИКИ С ИКТ / АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстикова С.Б.

В статье рассматриваются вопросы применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя информатики, цели и результаты практического применения ИКТ в преподавании информатики в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии на уроках информатики: цели и результаты использования»

ского языка и литературы РК: Домашенко Лариса Васильевна, учитель русского языка и литературы МОКУ «ПАРТИЗАНСКАЯ СОШ», Е.А. Дорд-жиева, учитель русского языка и литературы Кетченеровская гимназия, Кет-ченеровский район. Акаева Д.С., учитель русского языка и литературы «Хо-мутниковская СОШ» Ики-Бурульский район, Минко Т.В., учитель русского языка и литературы Садовская СОШ № 2., Сарпинский район - показали свои презентации. Также прозвучал доклад Л.П. Ашкиновой «Усвоение фразеологии учащимися Калмыкии».

Курс завершился успешно, все слушатели к концу курса представили свои проекты и получили удостоверения. По окончании семинара были подведены итоги и вручены удостоверения РОСНОУ 104 человека прошли обучение по программе повышения квалификации кадров в сфере русского языка как неродного № 8 «Современные образовательные технологии в преподавании русского языка как неродного» объемом 72 аудиторных часа. Организаторам, преподавателям и кураторам данный курс дал возможность почувствовать специфику дистанционной формы обучения, выявить требования к среде обучения, сформулировать некоторые принципы построения методик дистанционного обучения.

Список литературы:

1. http://letopisi.org/mdex.php/Сетевое педагогическое взаимодействие_ как_условие_непрерывного_повышения_квалификации_педагога.

2. http://vio.uchim.info/Vio_123/cd_site/articles/art_1_4.htm.

3. http ://sh3 3 .oskoluno.ru/upload/nasonova.pdf.

4. http://www.digital-edu.ru/socnet/101.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ:

ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

© Толстикова С.Б.*

Средняя общеобразовательная школа № 1, Московская область, г.о. Коломна

В статье рассматриваются вопросы применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя информатики, цели и результаты практического применения ИКТ в преподавании информатики в школе.

Ключевые слова информационно-коммуникационных технологии, ИКТ в школе, результаты использования ИКТ, уроки информатики с ИКТ, аттестация учителей.

* Учитель информатики и ИКТ.

Информатизация общества влияет на все сферы современного образования. Процесс обеспечения школьного образования оптимальным использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, предполагает использование современных педагогических технологий.

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации [2].

Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения [4].

Современная концепция российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области ИКТ является одной из приоритетных целей образования [6].

По мнению автора концепции использования информационно-коммуникационных технологий в обучении И.В. Роберт, процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий инициирует:

- совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

- создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

- создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Цели использования информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики в старших классах:

- формирование у учащихся универсальных способов работы с информацией, через стимулирование познавательной активности, повышения мотивации к обучению предмету;

- развитие личности обучаемого через формирование исследовательских умений, расширение возможностей к самообразованию и кругозора, умений принимать оптимальные решения при работе с различной информацией;

- подготовка личности «информационного общества», т.е. дать ученику инструментарий для возможности усвоения максимально возможного объема учебного, познавательного материала, через использование возможностей информационных ресурсов современного общества и формирование навыков и способностей к работе по обработке всего спектра имеющейся в социуме информации с учетом информационной безопасности;

- повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, через организацию планомерного и систематического контроля над системой знаний учащихся.

Практическое использование (применение) технологии в профессиональной деятельности учителя информатики и ИКТ.

Информационно-коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, её индивидуализации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик становится активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Компьютерные средства интерактивны, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Использую компьютер на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле УУД.

На уроках информатики, для реализации поставленных целей на всех этапах учебного процесса:

- создаю собственные презентации для работы на уроке и распространяю свой педагогический опыт;

- под моим руководством учащиеся подготавливают собственные презентации по определенной тематике к урокам информатики, по запросу учителей-предметников для других уроков, для участия в конкурсах, дне науки, внеклассных мероприятиях и т.п.;

- создаю по предмету дидактический материал (опорные конспекты, таблицы, схемы, дифференцированные задания к уроку, тесты, памятки, лабораторные работы, практические работы);

- использую в проектной деятельности совместно с учащимися лицензированное программное обеспечение (Microsoft Office);

- использую ресурсы сети Интернет для подготовки к урокам, для внеурочной работы по предмету;

- осуществляю с учениками виртуальные экскурсии: в музей вычислительной техники, и т.п.;

- использую ИКТ для поиска и написания научных статей, эссе, разработки уроков.

Для повышения собственного профессионального уровня регулярно посещаю видеоконференции, вебинары, научные конференции по предметной области и общепедагогическим вопросам. Активизирую школьников к участию в различных муниципальных, дистанционных, Интернет-олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Активно занимаюсь просвещением в вопросах безопасного использования Интернет ресурсов как среди учащихся, так и среди коллег, и родителей, рассматривая вопросы безопасного Интернет общения, защиты информации.

Применение средств информационных технологий в обучении информатике, как совокупности массовых способов и приемов накопления, передачи и обработки информации с использованием современных технических и программных средств,

- позволяет решать задачу успешного обучения учащихся с разным уровнем способностей;

- преодолевать ограниченность в информационных возможностях любой учебной литературы, используя дополнительные цифровые образовательные ресурсы;

- снижает зависимость уровня образования учащегося от уровня его жизни;

- позволяет осуществлять индивидуальный, личностный, дифференцированный подходы в обучении, используя современные методы обучения информатике, учитывать уровень подготовки и познавательные интересы учащихся;

- активизировать каналы восприятия информации (визуальный, ауди-альный, и т.п.).

Обучение рассматривается как общение ребенка с ПК, который в свою очередь приспособлен к индивидуальным особенностям ученика, поддерживается состояние психологического комфорта при общении с компьютером.

В любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения, наблюдается оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

Неограниченный объем изучаемого материала: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Экономия времени для проведения опроса, построение индивидуальной траектории работы учащегося на уроке.

Результат использования ИКТ:

1. Ученики становятся активными субъектами учебной деятельности, наглядно видят результаты своих усилий, действий. Значительно увеличилось число участников во внеурочных конкурсах, например, в «КИТ» на 45 % за 3 года.

2. Системное, планомерное применение ИКТ при проведении опросов на уроках информатики, использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) позволило:

- проводить индивидуальный учет знаний каждого ученика. Снять остроту вопроса о списывании, за счет многовариатности систем опроса, учета времени на выполнение заданий, т.о. экономия времени на уроках составляет 30 % времени всего урока;

- повысить мотивацию к учебной деятельности по предмету: уровень успеваемости во всех классах 100 %, показывать стабильное качество знаний повышать средний балл по предмету,

- семидесяти пяти процентам учащихся усваивать материал на уроке, а остальным использовать программное обеспечение для работы на домашних компьютерах и использовать ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) с образовательных сайтов, рекомендованных учителем.

3. Овладение универсальными способами работы с информацией позволило учащимся участвовать в различных конкурсах, проектной деятельности, требующей навыка владения ИКТ. Повысило интерес к предметам, источникам информации, другим способам и формам самообразования.

Интеграция новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс - необходимое условие модернизации системы образования. Стремительный рост роли информационных технологий как орудия интеллектуальной деятельности предъявляет качественно новые требования ко всему образовательному процессу.

Современные педагогические технологии в сочетании с новыми информационными технологиями повышают эффективность образовательного процесса, решают задачи воспитания всесторонне развитой, творческой личности, свободно оперирующей необходимой информацией, формируют информационную культуру подрастающего поколения. Практическое применение ИКТ в учебной деятельности изменяют самого ученика, побуждая его мыслить самостоятельно. В процессе модернизации общего образования идет совершенствование образовательного процесса в школе на основе гармоничной интеграции традиционных педагогических и новых информационных технологий, а также развитие единой информационной образовательной среды.

Список литературы:

1. Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Советская педагогика. - 1991. - № 10. - С. 88-93.

2. Реализация проекта «Информатизация системы образования» в Ставропольском крае: сборник материалов семинара по обмену педагогическим опытом «Летняя школа» и Интернет-педсовета (август 2006 год). - Ставрополь: СКИПКРО, 2006.

3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: ШколаПресс, 1994. - 8 п.л.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 208 с.

5. http://nashaucheba.ru/v36838.

6. http://polevoe-school.ucoz.ru/publ/doklady_soobshhenija/ispolzovanie_ ikt_v_uchebnom_processe/4-1-0-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.