Научная статья на тему 'Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современной школе (на примере сети Интернет)'

Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современной школе (на примере сети Интернет) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
974
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / COMPUTERIZATION OF THE LINGUISTIC EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА / ФГОС / FGOS / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / LESSON OF THE FOREIGN LANGUAGE / INFORMATIONAL MEANS / KEY-COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова Юлия Михайловна

В статье рассматривается процесс информатизации лингвистического образования. Обосновывается необходимость внедрения современных информационно-коммуникативных средств и их незаменимая роль в обучении иностранным языкам в средней школе. Обозначены возможности использования сети Интернет на уроке иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE MEANS IN TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE AT THE MODERN SCHOOL (CASE OF THE INTERNET)

The process of computerization of the linguistic education is considered in this article. The necessity of popularization of the modern informational means and their indispensable role in the teaching of foreign languages at the secondary school are proved. Possibilities of using of the Internet at the lesson of the foreign language are identified.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современной школе (на примере сети Интернет)»

УДК 373.5

Орехова Юлия Михайловна

Учитель иностранных языков, аспирант Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

(НА ПРИМЕРЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ)

В статье рассматривается процесс информатизации лингвистического образования. Обосновывается необходимость внедрения современных информационно-коммуникативных средств и их незаменимая роль в обучении иностранным языкам в средней школе. Обозначены возможности использования сети Интернет на уроке иностранного языка.

Ключевые слова: информатизация образования, информационно -коммуникативные средства, ФГОС, ключевые компетенции, сеть Интернет, Интернет-технологии, урок иностранного языка.

Yuliya Orekhova

Teacher of foreign languages, postgraduate student Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky

ROLE OF INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE MEANS IN TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE AT THE MODERN SCHOOL

(CASE OF THE INTERNET)

The process of computerization of the linguistic education is considered in this article. The necessity of popularization of the modern informational means and their indispensable role in the teaching of foreign languages at the secondary school are proved. Possibilities of using of the Internet at the lesson of the foreign language are identified.

Keywords: computerization of the linguistic education, informational means, FGOS, key-competences, Internet, lesson of the foreign language.

Одно из направлений модернизации отечественного образования предполагает информатизацию как образовательных учреждений, так и самого процесса обучения. Информатизация школьного образования включает в себя целый комплекс мер от компьютеризации российских школ и разработки необходимого программного обеспечения до формирования информационно -коммуникативной культуры школьников и умений использовать компьютер и сеть Интернет в образовательных целях.

Динамичная информатизация системы отечественного образования, в том числе и лингвистического, также служит доказательством перехода на новую парадигму образования. Использование современных информационных и технических средств обучения способствует осознанию идеи «обучение на протяжении всей жизни», развитию умений самостоятельной учебно -познавательной деятельности и самообразования, желанию использование знаний, умений и навыков [9].

Сегодня мы можем трактовать информатизацию процесса образования как процесс активного получения и переработки информации с целью ее дальнейшего практического применения, то есть это не «обучение ради получения знаний», а «обучение на получение знаний и их дальнейшее применение в реальной жизни».

Термин «информатизация» был введен в употребление относительно недавно, однако, несмотря на это, ученые трактуют это понятие по-разному.

Наиболее подробное определение этого понятия дает И.В. Роберт. Под «информатизацией образования» исследователь понимает целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях [7].

Анализируя различные точки зрения относительно данного понятия, мы

пришли к выводу, что «информатизация образования» - это, прежде всего, социальный процесс, являющейся частью процесса информатизации общества, который затрагивает всех членов образовательного учреждения; его целью является внедрение в процесс обучения новых информационных технологий и ресурсов, которые повышают качество знаний и способствуют формированию ИКТ-компетенции учащихся средней общеобразовательной школы.

Содержание современного этапа информатизации образования можно охарактеризовать как:

- активное освоение и интеграция информационных технологий в традиционные учебные дисциплины и освоение на этой основе новых методов и организационных форм работы;

- пересмотр содержания и традиционных форм и методов учебного процесса;

- разработка и внедрение учебно-методического обеспечения, основанного на применении информационных технологий -обучающих программных средств, систем тестирования, обучающих систем, предметно-ориентированных средств [10; с. 12].

В рамках реализации ФГОС НОО и ООО учителям иностранного языка стремятся привнести в свою педагогическую практику действенные методы, средства и подходы, которые помогут достичь главную цель обучения иностранному языку в школе, развить необходимые коммуникативные и личностные универсальные учебные действия, а также будут способствовать формированию ключевых компетенций: коммуникативной, социокультурной и ИКТ-компетенции.

Роль ИКТ в обучении иностранным языкам трудно переоценить, они обладают большим как информационным, так и образовательным потенциалом. Современные школьники являются так называемыми «digital natives» или рожденными в цифровом мире. Принимая во внимание интересы и особенности

детей, учителя научились использовать ИКТ в учебных целях.

292

К преимуществам обучения иностранному языку с использованием ИКТ можно отнести следующие:

1. Дидактические возможности современных информационных и коммуникационных технологий позволяют изменить структуру подачу учебного материала;

2. Обучение иностранному языку с применением ИКТ может осуществляться в дистанционном режиме;

3. В дидактическом плане Интернет выполняет сразу две функции: информационную и коммуникационную;

4. ИКТ делают процесс обучения иностранным языкам более интенсивным и увлекательным, повышают желание изучать иностранный язык и использовать его для общения с иноязычными сверстниками;

5. Ресурсы сети Интернет (библиотеки, web-сайты, СМИ и т.д.) являются альтернативой печатным книгам, журналам и учебно-методическим комплексам.

6. Интернет-ресурсы, выступая в качества вспомогательного средства, способствуют формированию социокультурной и коммуникативной компетенций, универсальных учебных действий, социальной адаптации школьников.

Перечисленные выше преимущества информационно-коммуникационных технологий решают ряд дидактических задач. Они позволяют учителю:

- обеспечить творческую, самостоятельную и исследовательскую работу учащихся;

- реализовывать дифференцированный и индивидуальный подходы;

- повышать и поддерживать мотивацию к изучению иностранного языка;

- совершенствовать определенные навыки и умения, а, следовательно, достигать поставленные цели;

- активизировать и интенсифицировать учебный процесс;

293

- сделать процесс обучения иностранным языкам более гибким.

С наступлением информационной эпохи зарубежные и отечественные ученые все чаще обращаются к проблеме внедрения технических средств обучения в образовательные учрежденья. Процессу информатизации образования посвящены работы В.А. Извозчикова, И.В. Роберт, Е.С. Полат, П.В. Сысоева, С.В. Титовой и других.

Средства ИКТ - это программные, программно-аппаратные и технические средства, функционирующие на базе вычислительной техники и информационных систем, обеспечивающих возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей [5].

Отечественные исследователи предлагают различные классификации ИКТ. И.В. Роберт определяет следующие средства информационных и коммуникационных технологий:

- программные, программно-аппаратные и технические средства;

- устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники;

- средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных) [8].

Ученые Ю.В. Карякин [3] и В.М. Илькевич [2] дифференцируют программные средства следующим образом:

а) по функциональному назначению:

электронные учебники, автоматизированные обучающие системы, экспертные обучающие системы, тренажеры, программные средства для контроля и тестирования, базы данных учебного назначения;

б) по способу представления информации:

средства ИКТ, предоставляющие информацию в виде текста, средства ИКТ

в которых информация представлена в виде гипертекста, средства ИКТ с

294

использованием технологии мультимедиа, средства ИКТ с использованием технологии «виртуальная реальность»;

в) по методическому назначению:

проблемно-ориентированные, объектно-ориентированные, предметно-ориентированные, полифункциональные.

На наш взгляд, более удачным кажется разделение ИКТ на аппаратные и программные. Более подробная классификация представлена в таблице 1.

Таблица 1

Средства ИКТ в системе образования

Аппаратные средства Программные средства

Компьютер Принтер Проектор Телекоммуникационный блок Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами Устройства для ввода и записи визуальной и звуковой информации Устройства регистрации данных Школьная локальная сеть Общего назначения и связанные с аппаратными Источники информации Виртуальные конструкторы, библиотеки, лингафонные кабинеты и пр. Тренажеры Тестовые среды Электронные УМК

Несмотря на изобилие современных ИКТ в образовательных учреждениях, лидерские позиции по -прежнему занимают персональный компьютер и сеть Интернет. На сегодняшний день Интернет можно назвать нашей второй средой обитания и неограниченным по своим масштабам хранилищем информации любой тематики. Не зря многие эксперты полагают, что интернет-технологии - это своеобразный революционный прорыв, превосходящий по своей значимости появление персонального компьютера [6; с. 64].

Таким образом, одним из основных направлений информатизации языкового образования в средней школе является использование ресурсов сети Интернет. Современные школьники являются так называемыми «digital natives» или рожденными в цифровом мире: информационные технологии, вошедшие в

295

их жизни с рождения, повлияли не только на их образ жизни, но и на манеру думать и обрабатывать информацию. Принимая во внимание интересы детей, учителя должны использовать ресурсы сети Интернет в учебных целях.

Современный уровень развития интернет-технологий и мультимедиа открывает широкие перспективы для методики преподавания иностранных языков. Использование Web для общения с носителями изучаемого языка, обмена информацией, просмотра фильмов и передач на иностранном языке, в том числе в режиме он-лайн, становится неотъемлемой частью учебного процесса и повседневной жизни студента [4; с. 317] Интернет дает уникальную возможность преподавателю иностранного языка использовать современные аутентичные ресурсы, погружая учащихся в подлинно-языковую среду, и является обязательным условием организации языкового поликультурного образования.

дистанционное обучение

синхронная/асинхронная альтернатива печатных

коммуникация носителей информации

Рис. 1

Структурная карта образовательных инструментов сети интернет

Использовать ресурсы сети Интернет можно при подготовке к уроку, на учебном занятии для поиска информации и выполнения проблемных заданий.

Использование сети Интернет зависит от цели урока, мастерства преподавателя и языковой подготовки школьников.

Использование сети Интернет: от простого к сложному

1. Использование 2. Использование сети 3. Использование 4. Публикация ресурсов сети Интернет для поиска сети Интернет для собственных

Интернет при '-^ информации и '-^ общения с '-^ материалов,

подготовке выполнения иноязычными создание Интернет-

урока/цикла уроков проблемных заданий сверстниками страничек, Web-

сайтов.

Рис. 2

Алгоритм использования сети Интернет в образовательном процессе

Самое простое применение сети Интернет - использование ее в качестве источника дополнительных материалов для учителя при подготовке к урокам. Материалы могут быть представлены как в печатном, так и электронном виде. Конечно, в этом случае реализуется только часть возможностей Интернета. Ученики могут сами использовать сеть в учебных целях. Проведение урока с использованием интернет-технологий может иметь разные цели: поиск информации, ответ на проблемный вопрос, подготовка к проекту, создание персональной странички или сайта. Установив на компьютер различные коммуникаторы, такие как skype, icq, msn и другие, учащиеся могут общаться со сверстниками в режиме онлайн.

Таким образом, интегрируя ресурсы сети Интернет в учебный процесс, учителю удается более эффективно решать целый ряд дидактических задач, а именно:

- формировать навыки и умения чтения, используя материалы сети разной степени сложности;

- совершенствовать умения монологической и диалогической устной речи;

- пополнять словарный запас как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка;

- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка [1; с. 22].

Итак, в наши дни информатизация образования - одна из целей, которое ставит государство перед образовательным учреждением. Информационно -коммуникационные технологии активно внедряются в учебный процесс для расширения знаний и формирования ряда компетенций. Самыми популярными средствами ИКТ остаются компьютер и сеть Интернет, которая, в свою очередь, является нашей второй средой обитания и источником аутентичной информации. Все это позволяет утверждать, что данные технологии и ресурсы сети Интернет способствуют формированию ключевых компетенций, а, следовательно, и реализации основной цели обучения иностранным языкам в средней школе.

Литература

1. Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1997. № 4. - С. 22-26.

2. Илькевич В.М. Компьютерные обучающие программы на иностранном языке как средство формирования мотивационной сферы курсанта в процессе преподавания специальных дисциплин: Дис. канд. пед. наук. Пермь, 2000. - 120 с.

3. Карякин Ю.В. От автоматизации учебного процесса к открытому образованию // Информационные технологии в открытом образовании: Материалы конференции. М., 2001. - 342 с.

4. Кондакова Н.Н., Зимина Е.И. Использование Интернет-технологий в методике преподавания иностранных языков // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 11. - С. 317-321

5. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. М.:УРАО, 1998. - 387с.

6. Никитченко М. А. Интернет-ресурсы на уроках иностранного языка // Среднее профессиональное образование. 2011. №3. - С. 64-65

7. Роберт И.В. Основные направления информатизации образования в отечественной школе // Вестник МГПУ. Сер. «Информатика и информатизация образования». 2005. № 5. - С. 106-114

8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Сысоев П.В. Направление информатизации лингвистического образования на современном этапе // Язык и культура. 2015. №1. - С. 156-168.

10. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании. Теория и практика: пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. - М.: Квинто-Консалтинг, 2009. - 240 с.

References

1. Dmitrieva E.I. Didakticheskie vozmozhnosti komp'juternyh telekommunikacionnyh setej dlja obuchenija inostrannym jazykam // Inostrannye jazyki v shkole. 1997. № 4. - S. 22-26. (in Russian)

2. Il'kevich V.M. Komp'juternye obuchajushhie programmy na inostrannom jazyke kak sredstvo formirovanija motivacionnoj sfery kursanta v processe prepodavanija special'nyh disciplin: Dis. kand. ped. nauk. Perm', 2000. - 120 s. (in Russian)

3. Karjakin Ju.V. Ot avtomatizacii uchebnogo processa k otkrytomu obrazovaniju // Informacionnye tehnologii v otkrytom obrazovanii: Materialy konferencii. M., 2001. - 342 s. (in Russian)

4. Kondakova N.N., Zimina E.I. Ispol'zovanie Internet-tehnologij v metodike prepodavanija inostrannyh jazykov // Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy. 2011. № 11. - S. 317-321 (in Russian)

5. Nazarova T.S., Polat E.S. Sredstva obuchenija: tehnologija sozdanija i ispol'zovanija. M.:URAO, 1998. - 387s. (in Russian)

6. Nikitchenko M. A. Internet-resursy na urokah inostrannogo jazyka // Srednee professional'noe obrazovanie. 2011. №3. - S. 64-65 (in Russian)

7. Robert I.V. Osnovnye napravlenija informatizacii obrazovanija v otechestvennoj shkole // Vestnik MGPU. Ser. «Informatika i informatizacija obrazovanija». 2005. № 5. - S. 106-114 (in Russian)

8. Robert I.V. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovanija. M.: Shkola-Press, 1994. - 205 S.

9. Sysoev P.V. Napravlenie informatizacii lingvisticheskogo obrazovanija na sovremennom jetape // Jazyk i kul'tura. 2015. №1. - S. 156-168. (in Russian)

10. Titova S.V. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v gumanitarnom obrazovanii. Teorija i praktika: posobie dlja studentov i aspirantov jazykovyh fakul'tetov universitetov i vuzov. - M.: Kvinto-Konsalting, 2009. - 240 s. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.