Научная статья на тему 'Роль инфокоммуникаций в развитии социально-экономического потенциала региона'

Роль инфокоммуникаций в развитии социально-экономического потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА / SOCIO-ECONOMIC SUBSYSTEM / ИНФОКОММУНИКАЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / SOCIOECONOMIC POTENTIAL / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / EKONOMIKO-GEOGRAPHICAL POSITION / ИНФОКОММУНИКАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА / INFOKOMMUNIKACIONNAYA SUBSYSTEM / ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / POTENTIAL OF REGIONAL DEVELOPMENT / РЕСУРС / RESOURCE / INFOKOMMUNIKACII

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев М.А.

В данной статье рассматриваются структурные элементы системы социально-экономического потенциала региона, а так же показана особая роль инфокоммуникационных ресурсов как одного из важных объектов для осуществления инновационно-инвестиционной деятельности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE INFOCOMMUNICATION IN DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC POTENTIAL OF REGION

In given article structural elements of system of social and economic potential of region and as the special role infocommunication resources as one of the important objects for realisation of is innovative-investment activity in region is shown are considered.

Текст научной работы на тему «Роль инфокоммуникаций в развитии социально-экономического потенциала региона»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

АЛИЕВЫ. А.

РОЛЬ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

В данной статье рассматриваются структурные элементы системы социально-экономического потенциала региона, а так же показана особая роль инфокоммуникационных ресурсов как одного из важных объектов для осуществления инновационно-инвестиционной деятельности в регионе.

АПЕУМ.А.

ROLE INFOCOMMUNICATION IN DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC POTENTIAL OF REGION

In given article structural elements of system of social and economic potential of region and as the special role infocommunication resources as one of the important objects for realisation of is innovative-investment activity in region is shown are considered.

Ключевые слова: социально-экономическая подсистема,

инфокоммуникации, потенциал, социально-экономический потенциал, структура, экономико-географическое положение, инфокоммуникационная подсистема, потенциал регионального развития, ресурс.

Keywords: socio-economic subsystem, infokommunikacii, potential, socioeconomic potential, structure, ekonomiko-geographical position, infokommunikacionnaya subsystem, potential of regional development, resource.

Источником благосостояния является экономический рост, обеспечивающий увеличение реального дохода в экономике и реального выпуска на душу населения. Существуют два источника экономического роста: увеличение количества используемых ресурсов (экстенсивный) и повышение эффективности использования ресурсов во всех социально-экономических подсистемах (развитие технических знаний, новые технологии) - (интенсивный рост). Сюда же можно отнести структурные сдвиги в экономике, так как они ведут к перераспределению ресурсов из низкоэффективных подсистем в высокоэффективные, что может рассматриваться как форма изменения в технологии. При этом непосредственное влияние на тот или иной тип экономического роста в регионе оказывают различные факторы и источники, их инициирующие.

Экономический рост региона определяется и измеряется как увеличение за некоторый период времени валового продукта (в целом или на душу населения).

Таким образом, СЭП региона может быть охарактеризован, с одной стороны, как достигнутый уровень социально-экономического развития, с другой - с точки зрения возможностей его дальнейшего повышения, для чего необходимы определенные ресурсы и условия. Величина и динамика изменения СЭП региона определяется тремя группами зависимостей:

количественными и качественными характеристиками составляющих потенциала;

взаимосвязями между социально-экономическими подсистемами (системным качеством);

воздействием внешних факторов [2, 3].

Таблица 1

Классификация источников и факторов роста социально-экономического

потенциала региона

Группы Факторы

Эндогенные Экзогенные

1. Связанные с факторами производства

а) экстенсивные Объем инвестиций (частично) Основные производственные фонды Оборотные фонды Объем инвестиций (частично) Трудовые ресурсы Природные ресурсы Ввоз сырья, материалов, оборудования

б) интенсивные Структура инвестиций и скорость их освоения Структура и качество основных фондов Структура и качество оборотных фондов Управление и информационные ресурсы Качество трудовых ресурсов Качество и состав природных ресурсов Качество ввозимой продукции Научно-технический прогресс

2. Связанные со способом производства Техника и технологии производства, организация производства, концентрация, специализация и кооперирование. Взаимодействие (взаимодополняемость) факторов производства

3. Связанные с результатами производства и их использованием Потребление - (личное и общественное), накопление и возмещение основных фондов и прирост оборотных фондов

Применительно к территории система факторов и ресурсов может быть охарактеризована следующим образом. «Тот же самый ресурс, который по отношению к объекту выступал как фактор размещения последнего, соотнесенный с соответствующей территорией, может рассматриваться как фактор регионального развития (или фактор развития); другими словами -это такой внутренний ресурс, который влияет на развитие (или требует изменения) компонентной структуры данной территории. Совокупность факторов регионального развития составляет потенциал регионального

развития. Ресурсы и другие явления, которые влияют на региональное развитие или определяют его, но находятся вне предела данного региона, можно обозначить термином условия регионального развития» [1, с.243].

Потенциал развития, таким образом, выступает как совокупность факторов размещения производительных сил. Факторы, благоприятные сегодня для размещения предприятий в данном регионе, завтра означают дополнительные возможности привлечения инвестиций, увеличения занятости, роста производства и решения других региональных проблем, т.е. роста СЭП региона.

Ресурсы и возможности можно разделить на внешние и внутренние, причем они, как правило, взаимозаменяемы; предполагается, что при недостатке сырья, энергии, рабочих рук, капитала они могут быть привлечены извне. Исключение составляют, пожалуй, лишь социальные институты и состояние окружающей среды. Как показывает мировой опыт, скопировать элементы общественного устройства довольно трудно: они всегда приобретают собственную специфику в новой культурной среде. Также нельзя позаимствовать и компоненты природной среды, их можно только восстановить. Уникальным ресурсом является управление, которое определяет и направления развития, и возможности привлечения внешних ресурсов и инвестиций, а также и эффективность использования внутренних [6].

Характерной чертой современности является высокая изменчивость «внешней» экономической среды и, следовательно, условий регионального развития, влияющих, в свою очередь, на состояние СЭП региона.

В структуре СЭП региона обычно выделяются следующие составляющие: обеспеченность основными природными ресурсами, состояние окружающей среды; численность населения и трудовые ресурсы (половозрастная структура, уровень и динамика занятости по отраслям народного хозяйства), общеобразовательный уровень;

производственный потенциал (состояние основного капитала и степень его износа по отраслям, технологическая и воспроизводственная структура основного капитала, уровень технологической оснащенности и специализации производства, конкурентоспособность продукции);

научно-технический и кадровый потенциал (оценка ресурсной, технологической и кадровой базы НИОКР, результатов научной и изобретательской деятельности, масштабов применения прогрессивных, традиционных и наукоемких технологий, результатов инновационной деятельности);

региональные и геополитические аспекты СЭП региона (дифференциация уровней социально-экономического развития, природно-климатические различия, уровень антропогенной нагрузки по регионам, место экономики региона в территориальном разделении труда, направления экономической интеграции);

социальный потенциал (социальная структура общества и уровень жизни отдельных социальных слоев, степень дифференциации населения, структура

доходов и богатства населения, удельный вес заработной платы в доходах, уровень занятости; физическое, психическое и духовное состояния населения; уровень личной и общественной безопасности, социальная инфраструктура);

инфраструктура (транспорт, связь, инфокоммуникации, сфера услуг, банковская система, биржи, фонды и др.).

Применительно к территориальным системам важным фактором, определяющим потенциальные возможности для развития инновационно-инвестиционной деятельности в регионе, является экономико-географическое положение (далее - ЭГП), традиционно определяемое как совокупность пространственных отношений социально-экономических объектов к другим объектам этого вида, отношений существующих или прогнозируемых, существенных для рассматриваемого объекта, отношение региона ко вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение (относительно внешних объектов и потоков).

Подсистемы и факторы их размещения, составляющие базу СЭП, находятся под влиянием конъюнктуры рынков и определяются местом региона в территориальном делении. Важным условием регионального развития является также экономико-географическое и геополитическое положения региона относительно транспортных путей, коммуникаций и рынков сбыта.

ЭГП региона определяет свойства и качества территориальных объектов (городов, районов, муниципальных образований, отдельных предприятий или их совокупностей) в отношении удобства их связей с другими социально-экономическими подсистемами на территории, которые либо стимулируют, либо ограничивают их развитие. В его составе можно выделить несколько элементов [4, 5]:

1. Транспортно-географическое положение относительно транспортных магистралей, транспортных узлов, определяющих удобство связей с другими регионами. Транспортно-географическое положение зависит от числа транспортных магистралей, пересекающихся в данном месте, от наличия транспортных путей сообщения разного типа, от пропускной способности дорог, от центральности или периферийности района, от наличия соседей с высоким или низким потенциалами развития.

2. Сбыто-географическое положение относительно основных рынков сбыта товаров как производственного, так и потребительского назначения. Этот фактор определяется положением региона относительно мест концентрации потребителей с определенным уровнем доходов, со сложившимися в течение определенного промежутка времени спросовыми предпочтениями, с характерными для данной местности коэффициентами эластичности спроса на определенные группы товаров и услуг. В эту группу факторов можно отнести положение данного объекта по отношению к рыночной инфраструктуре, мощность и удобство пользования складской и сортировочной сетями и т.п.

3. Демогеографическое положение относительно основных ареалов

расселения, региональных рынков рабочей силы и др.

4. Инфокоммуникационное положение, определимое уровнем развитости средств коммуникаций, наличием информационных портов и способностью управления ими.

Инфокоммуникации - новый термин, означающий неразрывную связь информационных и телекоммуникационных элементов информационного обмена. Инфокоммуникации и инфокоммуникационные технологии вместе составляют инфокоммуникационную инфраструктуру общества, степень развитости которой будет определять, насколько успешно наша страна входит в Глобальное информационное общество.

В течение многих лет телекоммуникационные и информационные технологии развивались отдельно, однако в последние десятилетия происходят их непрерывное сближение и создание на их базе единых инфокоммуникационных технологий. Термин телекоммуникации не отражает того факта, что по упомянутым коммуникациям перемещается именно информация, поскольку теле означает лишь «далеко», «на расстоянии». То есть телекоммуникация дословно означает «связывание на расстоянии» или «перемещение на расстояние». Известно, что к коммуникациям относят и водопровод, и электрические сети, и другие средства, предназначенные для перемещения чего-либо. И отсюда никак не следует, что речь идет о связи, хотя на самом деле понятия телекоммуникации и электросвязи, если не тождественны, то, по крайней мере, очень близки. Для того чтобы подчеркнуть, что речь идет именно о передаче информации, было введено понятие инфокоммуникаций, объединяющее процессы передачи информации, информатизации и предоставления информационных услуг пользователям.

Инфокоммуникации - это информационно-телекоммуникационная инфраструктура, развивающаяся в соответствии с технико-экономическими законами развития общества.

Быстро меняющаяся социально-экономическая обстановка и глубокое реформирование экономических отношений как в стране, так и в регионе ведет к росту потребности в достоверной и оперативной информации населения и хозяйствующих субъектов на территории регионов. Существующая система управления инфокоммуникационной подсистемой для обеспечения функционирования различных социально-экономических подсистем Дагестана не соответствует новым социально-экономическим условиям и требует совершенствования. Большая часть существующих инфокоммуникационных подсистем республики Дагестан выполнена с применением минимальных средств защиты и разграничения доступа и не обеспечивает необходимого уровня защиты информационных ресурсов, а возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ведомственной принадлежностью и обусловлена обычно должностным положением и социальным статусом потребителя. Несмотря на значительное расширение рынка инфокоммуникационных ресурсов и продуктов, не преодолен информационный монополизм управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы (именно он является

питательной средой бюрократизма, коррупции, извлечение сверхприбыли). В регионе не решена проблема доступа к удаленным информационным ресурсам, особенно в сельской и горной местностях. Большая часть территории Дагестана (70%) - это горы, поэтому основу сельской связи составляют АТС координатного типа емкостью от 500 до 1500 номеров, соединительные линии в основном аналоговые, телефонная плотность - 3,2 аппарата на сто жителей, половина сел не телефонизированы вообще. Словом, существующие АТС и транспортная сеть не позволяли создать республиканское информационное пространство на современном уровне. Инфокоммуникационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне (большинство населения получает информацию традиционным путем). Существующая инфокоммуникационная подсистема в республике, как правило, разобщена (ведомственная разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней), что ведет к удорожанию разработок и эксплуатации, а также к ненужной избыточности. Из-за финансовых проблем инфокоммуникационный инновационно-инвестиционный потенциал распространен по территории Дагестана крайне неравномерно, вследствие чего степень удовлетворения потребности среди хозяйствующих субъектов и физических лиц из-за высоких тарифов за инфокоммуникационные услуги значительно ниже остальных. В настоящее время в положениях о структурных единицах органов, входящих в структуру исполнительной власти региона (городов и районов), отсутствуют определения их правомочий собственника лиц, осуществляющих хозяйственное ведение или оперативное управление конкретными инфокоммуникационными подсистемами. Неопределенность в распределении компетенций собственника или владельца инфокоммуникационных подсистем препятствует организации их учета в составе имущества структурных подразделений органов власти и информационного обмена между ними. Кроме того, не определен правовой статус инфокоммуникационных подсистем, создаваемых органами власти без привлечения бюджетных средств или в качестве производных от использования государственных информационных ресурсов. Отсутствие распределения инфокоммуникационных подсистем в субъекте Федерации по собственникам или владельцам не позволяет обеспечить их права на обеспечение коммерческой и служебной тайн, а центр тяжести проблем инновационно-инвестиционного капитала из проблем научно-технического характера перемещается в сторону экономических и политических проблем.

В настоящее время главным принципом государственной инфокоммуникационной политики провозглашен принцип, который состоит в отказе государства быть монопольным собственником

инфокоммуникационных служб, предприятий и организаций, и в создании условий для развития всеобъемлющей инновационно-инвестиционной среды в данной подсистеме. Центр тяжести российской инновационно-инвестиционной социально-экономической политики в

инфокоммуникационной подсистеме стремятся перенести в сторону регионов

на предпринимательский, образовательный и индивидуально-бытовой уровни. В данных условиях особую актуальность приобретают вопросы создания концептуального и распределительного механизмов нововведений в инфокоммуникационную подсистему, разработки научного фундамента инфокоммуникационной социально-экономической политики региона, её научно-методических основ, методов научного обоснования и экспертизы направлений, программ, проектов развития подсистемы, научного сопровождения инновационно-инвестиционного процесса в регионе. Научный потенциал и квалифицированные кадры - всё это в состоянии обеспечить высшие школы региона при должном внимании и помощи со стороны как властных структур, так и деловых кругов. Несмотря на кризисные явления в экономике, условия и возможности таковы, что в настоящее время реально приступить к разработке и развертыванию программы по социально-экономическому развитию инфокоммуникационной подсистемы региона, и чем быстрее это будет предпринято, тем легче устранять негативные последствия существующих социально-экономических проблем региона, а также предотвращать их появление и обострение в будущем.

Эффективное использование инфокоммуникационных ресурсов может быть достигнуто только в том случае, если они являются доступными (полностью или частично) наибольшему числу потребителей данной информации, а развитие инфокоммуникационной подсистемы региона -развитием передовых технологий передачи данных. Поэтому Правительство Республики Дагестан уделяет большое внимание решению вопроса построения и использования инфокоммуникационных сетей.

В соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан «О состоянии и мерах по совершенствованию информационного обеспечения деятельности органов власти Республики Дагестан» проводится ряд мероприятий по информатизации региона. Управление информационно-аналитического обеспечения Минэкономики является уполномоченным органом республиканского правительства по разработке и реализации государственной политики в области информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время создается единая информационно-телекоммуникационная сеть Республики Дагестан. Основанная на технологии Radio Ethernet, на сегодняшний день она объединяет более 100 компьютеров, расположенных в зданиях правительства, Министерства экономики, Счетной палаты и ряда других министерств и ведомств. Доступ в Интернет осуществляется через установленный в Минэкономики шлюз. Использование современного радиооборудования обеспечивает стабильную работу сети и позволяет устанавливать необходимое число маршрутизаторов для подключения к ней всех заинтересованных организаций, расположенных в Махачкале. Создан и уже функционирует официальный сайт Правительства Республики Дагестан.

В целях удовлетворения потребностей органов государственной власти и населения в современных телекоммуникационных услугах реализуется

республиканская программа развития сельской связи. Спроектирована и уже на 70% построена цифровая наложенная сеть в составе сети цифровых районных АТС и сети радиодоступа. Цифровая радиорелейная сеть соединяет все районные центры с автоматической междугородной станцией в Махачкале. В райцентрах установлены цифровые АТС емкостью от 100 до 300 номеров с возможностью расширения до 1000 номеров. Предусмотрено функционирование базовой станции удаленного радиодоступа в каждом районе.

Таблица 2

Индикаторы, характеризующие развитие инфокоммуникаций1

№ Наименование индикатора Единица измерения

1. Наличие вычислительной техники (супер, большие, малые, персональные ЭВМ) из них: - приобретенных в отчетном году - в составе ЛВС шт.

2. Количество компьютеров, связанных с глобальными сетями из них: - имеющих доступ в Интернет шт.

3. Затраты на инфокоммуникационные технологии - всего в том числе: - на приобретение вычислительной техники, включая установку и наладку - на приобретение программных средств - на оплату услуг связи - на оплату услуг сторонних организаций и специалистов - на обучение сотрудников - прочие затраты на информационные технологии тыс.руб.

4. Объем предоставляемых информационно-вычислительных услуг тыс. руб.

5. Количество пользователей сети Интернет тыс. чел.

6. Количество серверов с выходом в сеть Интернет (в организациях и у провайдеров) шт.

7. Количество домашних компьютеров на 1000 жителей шт.

8. Объем электронного документооборота для организаций всех форм собственности (от общего объема документооборота) %

9. Количество рабочих мест в сфере производства и предоставления инфокоммуникационных услуг шт.

10. Количество рабочих мест в производстве и эксплуатации средств информации шт.

11. Объем компьютеризированного (управляемого ЭВМ) основного и вспомогательных производств (от общего количества технологических процессов и переделов в производстве) %

12. Количество введенных в оборот зарегистрированных информационных ресурсов шт.

13. Количество информационно-вычислительных систем в органах государственного управления на всех уровнях системы управления шт.

14. Объем импорта и экспорта средств информатизации (в том числе программного обеспечения) тыс. руб.

1 Данная таблица составлена автором на основании проведенных опросных листов

Масштабы, глубину и динамику процесса развития инфокоммуникационной подсистемы региона можно будет характеризовать некоторым минимальным набором индикаторов, позволяющих оценивать ее вклад в социально-экономическое развитие региона (таблица 2).

Определение эффективности инфокоммуникационной подсистемы региона, методики ее расчета, порядок определения критериев и их показателей на сегодняшний день могут быть выполнены только методом экспертных оценок в составе межведомственных комиссий. Утверждённые органами региональной власти методики расчёта социально-экономического эффекта в инфокоммуникационной подсистеме на сегодняшний день отсутствуют. На федеральном уровне, по отдельным социально-экономическим подсистемам, такие экспертные оценки уже существуют. Так, в области земельных отношений прямой экономический эффект от внедрения инфокоммуникационных систем создаётся за счёт увеличения объема поступлений от земельных платежей. По оценкам Федеральной службы земельного кадастра России, 1 рубль инвестиций в инфокоммуникационную подсистему отрасли даёт до 12 рублей налоговых поступлений в бюджет.

Литература

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. 1983г.

2. Лосев В.С., Мысник В.Г. Геополитика и структура производственного потенциала региона. -Хабаровск, 1998г.

3. Социально-экономический потенциал проблемы оценки, использования, управления. УрОРАН. -Екатеринбург, 1997г.

4. Территориальная структура хозяйства староосвоенных районов // Г.А. Приваловская и др. -М, 1995г.

5. Фатеев В.С. Менеджмент и региональная политика за рубежом. -Минск, 1994г.

6. Цытичко В.Н. Прогнозирование социально-экономических процессов. - М., 1986г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.