Научная статья на тему 'Факторы и инструменты механизма развития инфокоммуникационной инфраструктуры региона в рамках единого информационного пространства'

Факторы и инструменты механизма развития инфокоммуникационной инфраструктуры региона в рамках единого информационного пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОКОММУНИКАЦИИ / РЕГИОН / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SOCIETY / INFOCOMMUNICATIONS / REGION / INFORMATION TECHNOLOGIES / COMMON INFORMATION SPACE IN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камилова Р. Ш.

В статье рассматриваются проблемы формирования инфокоммуникационной инфраструктуры Республики Дагестан. Обоснована концепция информатизации региона. Определены ее цели, задачи и факторы, препятствующие развитию. Предложены организационные инструменты механизма информатизация органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AND THE MECHANISM OF DEVELOPMENT TOOLS INFO-COMMUNICATION INFRASTRUCTURE IN THE REGION SINGLE INFORMATION SPACE

The article deals with the problem of forming info-communications infrastructure of the Republic of Dagestan. Substantiates the concept of information in the region. Defined its goals, objectives and obstacles to development. Proposed mechanism of organizational tools computerization of local government.

Текст научной работы на тему «Факторы и инструменты механизма развития инфокоммуникационной инфраструктуры региона в рамках единого информационного пространства»

ФАКТОРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА В РАМКАХ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Камилова Р.Ш., к.э.н., доцент кафедры экономического анализа ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»

В статье рассматриваются проблемы формирования инфокоммуникационной инфраструктуры Республики Дагестан. Обоснована концепция информатизации региона. Определены ее цели, задачи и факторы, препятствующие развитию. Предложены организационные инструменты механизма информатизация органов местного самоуправления.

Ключевые слова: информационное общество, инфокоммуникации, регион, информационные технологии, единое информационное пространство.

FACTORS AND THE MECHANISM OF DEVELOPMENT TOOLS INFO-COMMUNICATION INFRASTRUCTURE IN THE REGION SINGLE INFORMATION SPACE

Kamilova R., Ph.D., assistant professor, economic analysis chair, GOU VPO «Dagestan state university»

The article deals with the problem of forming info-communications infrastructure of the Republic of Dagestan. Substantiates the concept of information in the region. Defined its goals, objectives and obstacles to development. Proposed mechanism of organizational tools computerization of local government.

Keywords: information society, infocommunications, region, information technologies, common information space in.

Постиндустриальное (информационное) общество характеризуется продуктивностью обработки информационных ресурсов. Увеличение объемов и потоков информационных ресурсов способствует развитию инфокоммуникационных систем. Из вспомогательного фактора роста социально-экономического потенциала инфокомму-никационные системы превращается в ресурс, влияющий на экономическую ситуацию как в стране в целом, так и ее регионах. Инфо-коммуникационная система становится фактором экономического развития регионов. Поэтому большую актуальность приобретает проблема рационального формирования и использования инфоком-муникационного потенциала региона на основе рыночных отношений. [1]

Сложность построения инфокоммуникационной системы региона определяется тем обстоятельством, что характеризуясь большой размерностью, распределенностью, многообразием межрегиональных связей, она решается в условиях нестабильности организационного механизма, изменившихся отношений государства и субъектов экономики, невозможности прямого государственного вмешательства в экономику инфокоммуникационного рынка. При этом темпы решения проблемы должны соответствовать мировой динамике, отличительной чертой которой является интеграция с помощью телекоммуникаций и технологических систем разных стран и регионов в единую социально - экономическую систему.

В условиях современного развития общества информация становится стратегическим ресурсом. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления. Уровень информатизации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Информатизация - важный фактор устойчивого (стабильного) развития, так как создает технологии выработки объективной региональной политики.

Вопросы формирования механизма развития инфокоммуника-ционной системы являются особо актуальными в Республике Дагестан. [2]

В качестве основы разработки концепции комплексной программы информатизации Республики Дагестан положены принципы, успешно используемые в действующих информационных средах таких регионов, как Новосибирская область, Республика Чувашия, а также научные заделы в этой области Дагестанского научно-исследовательского и технологического института информатики, Дагестанского государственного технического университета, Дагестанского государственного университета. [3]

Разработка концепции осуществляется с учетом современных

мировых тенденций в информационных технологиях и телекоммуникациях, а также в соответствии с потребностями, возможностями области и конкретной региональной ситуацией.

Указом президента Республики Дагестан создан Совет по информатизации при президенте республики. [4] Основными задачами Совета являются:

- оценка состояния информатизации, информационной безопасности и определение базовых и приоритетных направлений информатизации;

- обеспечение научно-методической поддержки информатизации;

- участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, методических документов по вопросам информатизации, развития информационной инфраструктуры;

- рассмотрение предложений по совершенствованию деятельности органов государственной власти региона на основе использования информационных и коммуникационных технологий;

- формирование предложений по финансированию программ и планов работ по информатизации;

- рассмотрение отчетов о ходе выполнения программ и планов информатизации и использовании финансовых средств;

- подготовка предложений по координации взаимодействия органов исполнительной власти региона, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, иных хозяйствующих субъектов по вопросам информатизации;

- разработка предложений по участию Республики Дагестан в федеральной целевой программе «Электронная Россия»;

- содействие формированию и развитию региональной системы подготовки и переподготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям.

Концепция информатизации Республики Дагестан и развития её интегрированной информационной среды как основы единого информационного пространства - это система представлений о стратегических целях и приоритетах долгосрочной информационной политики, определяющей скоординированные действия органов государственной власти, всех хозяйствующих субъектов и граждан по достижению социально значимых результатов в соответствии с планами социально-экономического развития Республики Дагестан.

Одним из важнейших направлений информатизации Республики Дагестан является создание адекватной системы информационной поддержки органов государственной власти и местного самоуправления. Повышение эффективности управления, учитывая сложный характер городских и сельских хозяйств, многообразие форм их развития, требует создания комплексной визуально воспринимаемой модели управляемой территории, всеобъемлющей информационной среды и эффективного общения с нею работников сферы управления.

С учетом обстоятельств глобального и регионального характе-

ра, стержнем концепции неизбежно оказывается положение о том, что проблемы развития информационной инфраструктуры должны иметь высший приоритет среди множества проблем развития Республики Дагестан.

Главной целью информатизации является наиболее полное удовлетворение информационных потребностей во всех сферах деятельности, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства на основе внедрения современных средств вычислительной техники, телекоммуникаций и информационных технологий.

Информационная отрасль может и должна стать одной из ключевых, жизненно важных сфер, определяющей долгосрочные перспективы развития области и прилегающих к ней территорий.

Информатизация и создание информационной индустрии является одним из важнейших способов реализации интеллектуального потенциала как главного ресурса Республики Дагестана.

Достижение сформулированной цели предусматривается осуществить путем разработки концепции комплексной программы информатизации и создания единого информационного пространства Республики Дагестан. Она рассматривается как важнейший механизм интеграции и координации различных программ, подпрограмм и отдельных проектов в сфере информационной индустрии и создания интегрированной информационной среды Республики Дагестан, реализуемых за счет различных источников финансирования (федеральных, отраслевых, региональных, корпоративных и т.д.).

Основные задачи формирования механизма развития информатизации, которые необходимо решить для достижения ее главной цели Республики Дагестан, включают в себя следующее:

1. Формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий, определение стратегии и тактики развития информационной индустрии.

2. Создание и развитие инфраструктуры управления процессами информатизации.

3. Разработка и реализация инструментов кредитно-финансовой, инвестиционной и инновационной политики, в т.ч. долевого финансирования проектов программы.

4. Развитие международных и межрегиональных связей в рассматриваемой предметной области.

При формировании комплексной программы и разработке отдельных проектов по созданию интегрированной информационной среды Республики Дагестан в составе единого информационного пространства России должны быть заложены предпосылки для:

1. Реализации основных направлений государственной политики в сфере развития телекоммуникационной среды, формирования и объединения информационных ресурсов, обеспечения прав граждан на информацию.

2. Создания и развития информационной индустрии в интересах Республики Дагестан в качестве важнейшего направления увеличения занятости населения.

3. Интеграции информационной среды Республики Дагестан в единое информационное пространство России и мирового сообщества.

4. Демонополизации информационных служб и структур, распоряжающихся информационными ресурсами.

5. Использования рыночных принципов управления информатизацией в сочетании с государственным регулированием.

Телекоммуникационная среда служит для транспортировки информации, в том числе звука и изображений. Она должна адекватно соответствовать потребностям, способствовать рациональной организации и обеспечивать эффективное управление информационными потоками внутриобластного и межрегионального характера. Развитие существующих и создание новых телекоммуникационных сетей Республики Дагестан должно обеспечивать возможность их функционирования в рамках единого информационного пространства. Для этого необходимо соблюдение следующих принципов:

1. Являясь составной частью государственной и мировой сети телекоммуникаций, сеть Республики Дагестан должна развиваться и совершенствоваться в строгом соответствии с документами Международного союза электросвязи и национальными требованиями.

2. Общее направление развития телекоммуникаций должно соответствовать общепринятой технологии цифровой сети интегрального обслуживания (ЦСИО).

3. Телекоммуникационная инфраструктура должна развивать-

ся, дополняя и развивая возможности существующих телекоммуникационных ресурсов Республики Дагестан.

Удовлетворение информационной потребности решающим образом зависит от информационного наполнения и эффективного использования телекоммуникационной среды для транспортировки информации. Оно определяется организацией, содержанием и использованием информационных ресурсов для оказания разнообразных услуг с выполнением требований по безопасности и эффективному взаимодействию между субъектами единого информационного пространства.

Организационной основой реализации концепции должна стать комплексная программа информатизации и создания единого информационного пространства Республики Дагестан. Рассчитанная на поэтапную и долгосрочную реализацию, она определит информационную политику в Республике Дагестан, последовательность действий по её реализации, меры по осознанию общественной значимости информатизации.

Комплексная программа послужит механизмом интеграции и координации федеральных, отраслевых, корпоративных программ и подпрограмм и отдельных проектов, принятых к осуществлению на территории Республики Дагестан. Она призвана мобилизовать внутренние ресурсы области и объединить их с внешними, а также создать для участников развития информационной индустрии Республики Дагестан, предпосылки по формированию различного рода консорциумов при решении общих задач, консолидации ресурсов для более эффективного их использования.

Факторы, препятствующие информатизации:

1. Координация деятельности по информатизации в масштабе Республики Дагестан отсутствует, хотя имеются отдельные примеры скоординированных действий, преимущественно по ведомственному принципу.

2. Текущее состояние информатизации таково, что в основном решаются задачи компьютеризации рабочих мест и объединения их в локальные информационно-вычислительные сети.

3. С увеличением числа компьютеров растет потребность в едином информационном пространстве и в скоординированной политике в сфере организации информационного взаимодействия и таким образом проблемы информатизации должны решаться на основе организации и управления процессом информатизации.

4. Отсутствуют организационные принципы и структура регулирования информационного взаимодействия субъектов; системы экспертизы, сертификации и лицензирования информационной деятельности, а также учета и регистрации баз и банков данных.

В данных условиях особую актуальность приобретают вопросы разработки научно-методических основ информатизации, экспертизы проектов и программ развития информационной среды Республики Дагестан. Всё это в состоянии обеспечить научно-исследовательский и технологический институт информатики при Правительстве Республики Дагестан при должном внимании и помощи со стороны администрации города Махачкала и деловых кругов региона.

Указанные направления являются ключевыми для реализации процесса информатизации любой отрасли или сферы деятельности, в том числе и муниципального управления. Кроме того, информатизация органов местного самоуправления должна базироваться на положениях государственной политики в области информатизации и существующей законодательной базе, учитывать состояние, уровень и тенденции информатизации города, сложившиеся в нем административно-хозяйственные и финансово-экономические взаимоотношения, уровень образования в области информационных технологий.

Формирование информационного общества - применительно к муниципальному образованию можно разделить на следующие три раздела:

- вопросы управления муниципальным образованием на основе информационных технологий, включая вопросы безопасности;

- нормативно-правовая база муниципальной деятельности на основе информационных технологий;

- профессиональная подготовка кадров и профессиональная адаптация муниципальных служащих к информационным технологиям.

Концепция информатизации муниципальных образований региона обосновывает необходимость внедрения новейших информационных технологий, стратегию, приоритеты и основные направления информатизации администраций районов и городов региона.

Целью концепции является определение основных мероприятий, направленных на внедрение в сферу управления муниципальными

образованиями информационных технологий для поддержки и принятия управленческих решений, совершенствования систем муниципального управления, обеспечения полноты налогооблагаемой базы и платежей в бюджет, повышения прозрачности наполнения и исполнения бюджета, учета населения и развития адресной социальной помощи, содействия программам социально-экономического развития. [5]

Литература:

1. Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 2000-2015 гг . //Под ред. д.э.н. А .А . Дынкина . - М .:На-ука , 2000. - 143с.

2. Федеральный закон от 20.02.1995г. № 24- ФЗ «Об информа-

ции, информатизации и защите информации» Материалы нормативно - правовой информационной системы «Консультант Плюс»

3. Бакланов П.Я. Потенциальные структуры в территориально- производственных системах // Экономическая география на пороге XXI века, Смоленск, 1997, с 39-41.

4. Постановление правительства Республики Дагестан « Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Республики Дагестан и республиканских органов исполнительной власти» утвержденная постановлением правительства республики Дагестан от 13 августа 2003 года № 227

5. Гранберг А. Г. Региональная политика в программах экономических реформ // Федерализм и региональная политика проблемы России и зарубежный опыт Вып. 1 - Новосибирск, 1995, с 7-52.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СИЛЬНЫХ БРЕНДОВ НА РЫНКЕ

Раков С.Ю., ст. преподаватель ФГУ РАНХиГС

В статье рассматриваются вопросы позиционирования брендов на зарубежных рынках, конкуренция брендов на зарубежных рынках, составляющие успешного позиционирования, стратегии дифференцирования.

Ключевые слова: бренд, позиционирование, поведение потребителей, пять составляющих успешного позиционирования, дифференциация брендов на мировом рынке, каналы распределения, стратегии дифференцирования, управление брендом.

FOREIGN EXPERIENCE IN THE POSITIONING OF STRONG BRANDS IN THE MARKET

Rakov S., Senior Lecturer FSU RANH&GS

In this paper, the positioning of brands in overseas markets, the competition of brands in overseas markets that make up a successful positioning strategy of differentiation.

Keywords: a brand positioning, consumer behavior, the five components of a successful positioning, brand differentiation in the global market, distribution channels, a strategy of differentiation, brand management.

Позиционирование бренда является неотъемлемой частью стратегии брендинга. Именно позиционирование бренда лежит в основе потребительского выбора.

Ф. Котлер придерживается следующего определения термина позиционирования: «Позиционирование - это действия по разработке предложения компании и ее имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное место в сознании целевой группы потребителей. Его цель - поместить торговую марку в сознание потребителей так, чтобы фирма получила от этого максимальную выгоду».1

Приведем еще одно определение, которое дает в своей книге «Брендинг в моде класса люкс» Уче Оконкво:

«Позиционирование - это завоевание компанией или брендом желаемой стратегической позиции на рынке относительно своих конкурентов. В контексте маркетингового комплекса позиционирование представляет собой совокупность всех принимаемых брендом решений, определяющих, какое место он занимает на рынке и каким образом конкурирует с другими его участниками». 2

Известные специалисты в области рекламы Э. Райс и Дж. Траут внесли немалый вклад в популяризацию термина «позиционирование». В своей книге «Позиционирование: битва за умы» они подчеркивают психологическую основу грамотного позиционирования : «Позиционирование - это работа с образом мыслей потенциальных покупателей. Другими словами, товар позиционируется в их сознании».3 Авторы рассматривают позиционирование как творческий процесс выделения достоинств уже существующего продукта.

Примечательны слова Т. Гэда о важности точного позиционирования: « Победителем на рынке является бренд, наиболее точно позиционированный в сознании людей».4 И действительно, реалии коммерческой жизни состоят в том, что потребитель, к сожалению, не всегда выбирает лучшее. Покупатели в большинстве случаев предпочтут товар наиболее гармоничного и понятного бренда, несмотря на то, что качество аналогичного товара у конкурента с менее понятным брендом могут быть выше. Просто потребитель воспринимает товар известного бренда как лучший, в его глазах он стоит потраченных денег. В этом и состоит смысл успешного позиционирования - владелец более точно позиционированного бренда может назначать более высокую цену. В качестве иллюстрации дан-

ной мысли Т. Гэд приводит в пример американскую корпорацию «Интел», крупнейшего в мире производителя микропроцессоров, занимающий на 2008 год 75 % этого рынка. В наши дни “Интел» способна заставить потребителя заплатить за компьютер со своим микропроцессором на 40% больше того, что бы он заплатил за компьютер других производителей, зачастую не уступающих по уровню технологий, а иногда и превосходящих. Все дело в том, что однажды компания решила быть самым успешным брендом на рынке чипов для персональным компьютеров и потратила целое состояние на брендинговую стратегию «Интел Инсайд». «Интел» утверждает, что « С «Интел» внутри (Intel Inside) вы имеете гарантию .. .ни с чем не сравнимого качества». Надпись на компьютере каждый день напоминает миллионам пользователей о мощи «интеллекта», которым «Интел» снабжает их во время работы. И хотя в истории компании были периоды, когда «несравнимое качество» оказалось несколько преувеличенным, прибыль компании доказывает, что фирма правильно позиционирует себя на рынке.

Другой показательный пример, приводимый в книге Т. Гэда -«Хааген - Дазс», «лучшее мороженое в мире», по мнению журнала «Тайм». Этот бренд фактически создал рынок дорогого мороженого. У компании много конкурентов, но «Хааген Дасз» держится впереди всех. Фирма может держать цены на 20% выше по сравнению с ценами конкурентов. Мороженое позиционирует себя как предмет роскоши, все в тщательно разработанном имидже бренда

- потакание слабостям. «Все в этом бренде, от чувственной рекламы до упаковки, призывало потребителей отдаться своим слабос-тям».5 Даже завышенные цены на мороженое, которые, казалось бы, должны были отпугнуть покупателей, играют на желании потребителей побаловать себя. Компания «Хааген Дасз» «нарушила правила, превратив обычное детское лакомство в утонченное наслаждение для взрослых».6

Таким образом, можно кратко определить смысл позиционирования словами Ф. Котлера: «Позиционирование требует, чтобы компания определила сходства и различия между брендами и сообщила о них рынку».7

Итак, для принятия решения о позиционировании следует, прежде всего, определить сферу конкуренции. Для принятия решения в области позиционирования самым главным является установление принадлежности к товарной категории, то есть к «това-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.