ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Янц П.Д., соискатель ФАОУ ДПО «ГАСИС»
В статье представлены этапы процесса информатизации и создания единого информационного пространства организаций жилищно-коммунального хозяйства, а также вопросы нормативно-правового обеспечения работ по информатизации.
Ключевые слова: информатизация, жилищно-коммунальное хозяйство.
PROBLEMS OF INFORMATION OF THE ORGANIZATIONS OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
Yants P.,The applicant, FAOUDPO GASIS
In the article are represented stages of the process of information and of creating the united information space of the organizations of housing and communal services, and also questions of normative-lawful operational provisions concerning information.
Keywords: information, housing and communal services.
Все проблемы информатизации жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) не могут быть решены путем реализации нескольких крупномасштабных акций или какого-либо одного проекта. Необходимы последовательные, рассчитанные на перспективу, скоординированные действия всех участников информатизации, учитывающие интересы всех сторон, задействованных в этом процессе. Особое значение придается взаимодействию с региональными и федеральными органами власти.
Условием успешной реализации планов информатизации является развитая, надежно функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и эффективно решать всю совокупность проблем, возникающих в исследуемой сфере. Система управления должна обеспечить:
- осуществление функций заказчика на создание систем информатизации;
- координацию работ по созданию и развитию систем и сетей информатизации, по обеспечению их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве;
- разработку предложений по соблюдению единой политики в области сертификации и стандартизации средств и систем в сфере информатизации и их реализацию;
- содействие и оказание методической помощи по вопросам телекоммуникаций и информатизации структурным подразделениям организаций ЖКХ;
- планирование, координацию работ и контроль за формированием и использованием общих информационных ресурсов;
- анализ использования технических и программных средств, приобретенных или созданных за счет средств бюджета;
- подготовку предложений по объемам и порядку финансирования за счет средств бюджета работ в сфере информатизации;
- информационную безопасность, право на информацию и организацию защиты информации;
- управление проектами информатизации, реализуемыми с привлечением бюджетных средств;
- создание и ведение реестра информационных ресурсов.
При этом коллегиальным органом управления по формированию и реализации программы информатизации организаций ЖКХ целесообразно назначить Координационный совет по информатизации, в функции которого должно входить:
- определение основных направлений информатизации, согласование и утверждение программ, крупных проектов;
- координация деятельности коллективов при решении комплексных проблем межотраслевого характера в различных направлениях информатизации;
- организация и координация деятельности системы подготовки и переподготовки кадров в области информатизации.
Процесс информатизации организаций ЖКХ на современном этапе не локальная задача, а часть общегосударственной программы. Поэтому процесс информатизации и создания единого информационного пространства организаций ЖКХ (являющегося частью единого информационного пространства) должен включать:
1) реализацию основных направлений государственной политики в сфере развития телекоммуникационной среды, формирования и объединения информационных ресурсов, обеспечения прав
граждан на информацию;
2) интеграцию информационной среды организаций ЖКХ в единое информационное пространство;
3) использование рыночных принципов управления процессом информатизации в сочетании с государственным регулированием;
4) максимальное использование интеллектуального и кадрового потенциала;
5) поддержка корпоративных и региональных информационных систем, а также обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;
6) формирование рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
7) обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы.
С нашей точки зрения, для успешного выполнения программы информатизации сферы ЖКХ необходимо:
1. Развитие инфраструктуры информатизации, включающей:
- создание фонда информационных прикладных программ и баз данных с целью тиражирования их в структурных подразделениях организаций ЖКХ и минимизации затрат на внедрение однотипных систем;
- развитие программно-технической базы информационного узла и узлов абонентов компьютерной сети, проектирование и реализация муниципальной сети передачи данных;
- создание и развитие технологии ведения и использования распределенной системы муниципальных баз данных коллективного пользования.
2. Взаимодействие с отраслевыми и корпоративными информационными системами.
3. Создание телекоммуникационной среды.
Создание новых телекоммуникационных сетей передачи данных должно обеспечивать возможность их функционирования в рамках единого информационного пространства. Для этого необходимо соблюдение следующих принципов:
- создание транспортной сети передачи данных в строгом соответствии с нормативными документами и требованиями;
- развитие телекоммуникационной инфраструктуры образования с учетом и дополнением возможностей уже существующих телекоммуникационных ресурсов;
- использование метода, основанного на создании опытных зон с последующим их расширением, в качестве стратегического подхода к внедрению новых технологий на телекоммуникационных сетях;
- обеспечение безопасности телекоммуникационной среды на основе комплекса алгоритмических и организационно-технических мер и средств;
- обеспечение технико-экономической эффективности создаваемых сетей на основе внедрения современных технологий и рационального выбора технических решений;
- обеспечение надежности функционирования сети на основе организационно-технических мер.
Основными целями создания транспортной сети передачи данных являются: предоставление пользователям компьютерных технологий и средств связи, обеспечивающих решение функциональ-
ных задач, оперативное информационное взаимодействие, формирование единого инфокоммуникационного пространства.
Практическая реализация указанных целей, предполагает следующую функциональную ориентацию транспортной сети передачи данных:
- обеспечение пользователей сети базовыми сетевыми технологиями;
- предоставление пользователям сети виртуальных каналов для создания собственных сетей на основе имеющихся линий связи и сетевого сервиса сети;
- обеспечение пользователей сети быстрыми и надежными сетевыми технологиями и связи с другими сетями;
- координацию и стандартизацию сети при внедрении и развитии информационных и сетевых технологий.
В качестве основного варианта реализации транспортной сети передачи данных можно рассматривать технологию сетей Интернета, основанную на концепции взаимосвязи открытых систем. Положительные аспекты выбора именно данной технологии заключаются в следующем:
- в возможности реализации межсетевой связи как на обычной компьютерной технике, так и в виде специализированных аппаратно-программных комплексов;
- в большом числе реализации протоколов архитектуры Интернета для различных семейств компьютерной техники, причем многие из них распространяются с исходными текстами;
- в широком классе специализированных устройств межсетевой связи, поддерживающих стандартные протоколы Интернета;
- в большом количестве свободно распространяемого программного обеспечения на основе протоколов Интернета;
- в развитых инструментальных средствах разработки сетевых приложений для архитектуры Интернета;
- в возможности централизованного и автономного управления сетью из локального и удаленного центров управления;
- в широком спектре информационных технологий и пользовательских приложений, использующих протоколы Интернета, системы управления базами данных с клиент-серверной архитектурой.
Обязательным и важнейшим условием существования и стабильности единого информационного пространства является нормативно-правовая база, определяющая основы регулирования отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации организаций ЖКХ. Формирование электронных информационных массивов данных требует разработки решений, обеспечивающих правовую совместимость взаимодействия как раз-работников, так и различных категорий пользователей. В первую очередь, это принятие правовых актов, определяющих правовой статус баз данных, электронных документов, получаемых непосредственно с компьютера по каналам связи (придание им юридического статуса подлинника), а также правовых актов, регламентирующих взаимоотношения локальных сетей между собой.
Важнейшим элементом правовых отношений в области взаимодействия отдельных субъектов единого информационного пространства должны быть соглашения о регламенте права собственности на обмениваемую информацию, информационные услуги, программную продукцию.
Нормативно-правовое обеспечение работ по информатизации организаций ЖКХ требует разработки и принятия пакета дополнительных нормативных правовых актов о правах субъектов и регулировании отношений, возникающих при формировании, передаче и использовании информационных ресурсов, защите информации. Наибольшую актуальность имеет разработка следующих нормативных правовых актов:
1. О владении, распоряжении и пользовании информационными ресурсами организаций ЖКХ.
2. О едином информационном обеспечении организаций ЖКХ и их структурных подразделений ЖКХ.
3. О правилах формирования и ведения баз и банков данных, информационных ресурсов.
4. Об аттестации прикладного программного обеспечения, информационных систем и баз данных.
5. О ГИС-стандартах организаций ЖКХ.
6. О статусе, порядке разработки, утверждения и регистрации классификаторов.
7. Об информационной безопасности и защите информации.
8. О Web-сайтах организаций ЖКХ.
Для организации единого информационного пространства боль-
шое значение имеет разработка пакета нормативных документов, регламентирующих функционирование системы классификаторов экономической и статистической информации, включающих порядок использования общероссийских, межотраслевых и отраслевых классификаторов, их увязку и перекодирование, а также порядок создания и ведения классификаторов, организаций ЖКХ регистров и справочников, в том числе:
1. О фонде алгоритмов и программ.
2. О регламенте функционирования и доступности информационных ресурсов.
3. О ведении и актуализации кадастров.
4. О регламенте информационного обмена.
5. Об аттестации организаций, участвующих в информатизации отрасли ЖКХ.
6. Об аттестации специалистов информационных служб.
Другой важной составляющей нормативно-правовой базы является пакет нормативно-технических документов, который направлен на:
- стандартизацию и унификацию процедур информационного обмена между федеральными, региональными и ведомственными информационными системами;
- внедрение концепции открытых систем;
- обеспечение совместимости открытых банков данных;
- организацию распределенной обработки и хранения данных.
Нормативно-правовое обеспечение работ по информатизации
организаций ЖКХ должно стать основой, регламентирующей все отношения субъектов, действующих в области информатизации.