Научная статья на тему 'Концепция информатизации Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию'

Концепция информатизации Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы —

Концепция информатизации Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Москва 2004г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция информатизации Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию»



Утверждена

Приказом руководителя Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

от 30.12.2004 года № 240

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Москва 2004 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.

2. Основные цели.

3. Приоритетные задачи.

4. Основные принципы построения системы.

5. Формирование телекоммуникационной среды.

6. Информационные ресурсы и системы.

7. Информационный сервис и услуги.

8. Программные средства обработки информации.

9. Телекоммуникационная инфраструктура.

10.Информационная безопасность и защита информации.

11.Организационное обеспечение. 12.Нормативная правовая база.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно проекту концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» перед Российским государством стоит важная политическая задача: необходимо создать предпосылки и условия перехода к информационному обществу, к чему должны быть три базовые предпосылки:

1. Формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры и ее основы - телекоммуникационных сетей и систем.

2. Развитие средств вычислительной техники программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий.

3. Развитие информатизации как процесса широкомасштабного использования информации во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах.

Концепция информатизации Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (далее Агентства) на 2004-2007 годы (далее Концепция) разработана на основании Федерального закона от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», «Концепции государственной информационной политики, одобренной на заседании комитета Государственной Думы Российской Федерации по информационной политике и связи», «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», Проекта Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

гчш

www.idmz.ru кЛ

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Главная цель информатизации - обеспечить повышение качества и уровня жизни населения за счет широкого использования информационных ресурсов и технологий в производстве и социальной сфере-

Основой информатизации Агентства является создание информационной среды, которая представляет собой совокупность информационных ресурсов и систем, телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе взаимоувязанных принципов, обеспечивающих оптимальное информационное взаимодействие субъектов, а также наиболее полное удовлетворение их информационных потребностей.

Важнейшей целью информатизации также являются установление принципиально новых и недоступных ранее возможностей многосторонних взаимосвязей на основе современных информационных технологий, использующих территориально-распределенную базу данных, и реализация отдельных элементов «электронного управления» здравоохранением и социальной сферой.

Интегрированная информационная среда рассматривается как комплекс взаимоувязанных и взаимодействующих информационных подсистем, работающих как в сфере прямого управления Агентства, так и подведомственных ему организаций.

Интегрированная информационная среда включает в себя следующие основные компоненты:

♦ информационные ресурсы и системы, механизмы предоставления услуг на их основе;

♦ телекоммуникационную среду;

♦ организационную инфраструктуру, обеспечивающую устойчивое развитие информационной среды;

♦ систему подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды;

♦ организационно-технические и технологические аспекты развития интегрированной информационной среды должны учитывать требования, которые включают необходимость:

2005, №5

- обеспечения возможности вертикальной и горизонтальной интеграции имеющихся и вновь создаваемых информационных систем при соблюдении единства организационных, технических и технологических составляющих;

- строгого соблюдения имеющихся государственных и международных стандартов в области информационно-вычислительных сетей и средств связи, информационных ресурсов и систем, использования легальных программных и аппаратных средств;

- обеспечения информационной безопасности и многоуровневой защиты информации от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности передаваемой информации в телекоммуникационных системах, и антивирусной защиты.

Обязательным фактором устойчивого развития интегрированной информационной среды является нормативная правовая база, определяющая основы регулирования отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации, с учетом локальных и региональных особенностей.

Следует помнить, что большинство проблем информатизации стали результатом отсутствия комплексного подхода к информатизации в различных сферах и областях, отсутствием централизованного начала в управлении информатизацией. И развитие сетей передачи данных без привязки к конкретным задачам потенциальных пользователей, и решение отдельных прикладных задач без учета телекоммуникационных возможностей системы порождает громоздкие и неработоспособные решения, приводит к увеличению прямых и косвенных бюджетных расходов, сопряженных с дублированием информации, неструктурированными работами, расходными материалами и прочим.

В предлагаемой концепции предусматривается комплексное развитие информационной системы, предусматривающее сбалансированное развитие транспортных компонент и использующих их прикладных систем. Это наиболее оптимальный путь быстрого и качественного решения проблем, которое дает максимальную отдачу от вложенных средств.

л

>

гчшш

ЬЛ1

Ь

>

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Приоритетными задачами информатизации являются:

♦ переход к открытости, информационной полноте и прозрачности деятельности Агентства и подведомственных ему организаций;

♦ развитие информационных, телекоммуникационных технологий, в том числе активное и полномасштабное внедрение их в систему управления и принятия решений;

♦ эффективное формирование и использование информационных ресурсов, обеспечение широкого и свободного доступа к ним в рамках разграничения прав в соответствии с деятельностью;

♦ подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке; создание необходимой нормативно правовой базы построения информационного обмена;

♦ создание условий информационной безопасности как важнейшего фактора интеграции корпоративных и отраслевых информационных средств в единое информационное пространство.

Основные принципы построения системы

Разработка единой системы управления должна придерживаться следующих принципов:

♦ минимальной достаточности;

♦ возможности поэтапного внедрения;

♦ концентрации финансовых ресурсов на решении наиболее приоритетных задач;

♦ разумного сочетания централизованного и децентрализованного управления информацией на всех уровнях;

♦ применения единой технической политики и централизованной разработки программного обеспечения;

♦ формирования исходных информационных массивов на уровне первичного звена;

♦ вертикальной и горизонтальной интеграции имеющихся и вновь создаваемых информационных систем;

♦ возможности межведомственной и межтерриториальной кооперации;

♦ отработки технологий и стандартов на «пилотных» проектах;

♦ открытости и масштабируемости информационных систем.

ФОРМИРОВАНИЕ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ

СРЕДЫ

Телекоммуникационная среда Агентства должна представлять собой совокупность сетей, служб и оконечного оборудования связи, расположенных и функционирующих на всей территории Российской Федерации, а также правил их функционирования.

Телекоммуникационная среда служит для обеспечения доступа к информационным ресурсам и системам, осуществления взаимодействия между субъектами информационных процессов.

Решение задач по развитию телекоммуникационной среды должно осуществляться на основе следующих принципов:

♦ соблюдение адекватности уровня развития технических средств поставленным задачам;

♦ обеспечение сопрягаемости сетей (обеспечение предрасположенности к интеграции);

♦ обеспечение управляемости сетей;

♦ обеспечение единого адресного пространства;

♦ обеспечение безопасности на основе применения комплекса специальных мер и средств (криптографических, организационных, программно-технических и т.д.).

♦ Первоочередными работами по развитию телекоммуникационной среды в сфере управления здравоохранением и социальным развитием являются:

♦ налаживание (усовершенствование) методов эксплуатации техники;

♦ плановая замена выработавшей свой срок и морально устаревшей техники (компьютеры, серверы, маршрутизаторы, коммутационная техника, системы передачи, аппаратура электропитания и т.д.);

♦ модернизация при необходимости локальных вычислительных сетей с целью увеличения емкостных и скоростных показателей;

♦ создание новых ЛВС в организациях, где они отсутствуют;

гчш

www.idmz.ru кЛ

♦ развитие мультимедийной связи и сети передачи данных;

♦ развитие цифровой телефонии, в том числе 1Р-те-лефонии, с установкой цифровых учрежденческих АТС;

♦ создание подвижных лабораторий и консультационно-реабилитационных центров, оборудованных средствами мобильной (спутниковой) связи для оперативного обслуживания потребностей населения в медицинских и социальных услугах.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И СИСТЕМЫ

Одним из важнейших показателей движения страны к информационному обществу является степень использования информационных ресурсов для обеспечения потребностей общества. Именно по показателю доступности ресурсов потребителям Россия отстает от развитых стран мира.

Исходя из возрастающей роли информационных ресурсов в развитии здравоохранения и социальной сферы, основная цель информационной политики по отношению к информационным ресурсам может быть сформулирована как создание условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов, принадлежащих Агентству и подведомственных ему организаций.

Основными направлениями информационной политики в этой области должны быть:

♦ разработка и совершенствование нормативного правового обеспечения системы управления информационными ресурсами и механизмов реализации имеющихся правовых положений;

♦ разработка и реализация организационных мер по координации деятельности в сфере формирования и использования информационных ресурсов Агентства;

♦ создание необходимых условий для повышения эффективности и качества информационного обеспечения принимаемых решений по стратегическим и оперативным задачам социального развития и здравоохранения;

♦ обеспечение применения эффективных средств и методов защиты информации в едином информационном пространстве, обеспечивающих на-

2005, №5

циональную информационную безопасность, а так же защиту права юридических и физических лиц на информацию.

Первоочередными задачами по формированию и развитию информационных систем и информационных ресурсов являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ создание единой информационной системы Агентства;

♦ реформирование региональной и муниципальной статистики;

♦ создание баз данных первичной информации;

♦ модернизация интерфейса работы с данными;

♦ создание системы прогнозирования на основе моделирования социально-экономических процессов;

♦ организация электронных библиотек и обучающих средств;

♦ создание информационного портала Агентства;

♦ создание центров телемедицины.

Помимо создания автоматизированных информационных ресурсов коллективного пользования необходимо проведение работ по созданию информационных систем и АРМ локального применения.

Работы этого направления:

♦ системы для информационного обеспечения деятельности аппаратов Агентства,

♦ подведомственных ему организаций;

♦ системы автоматизации деловых процедур отдельных структурных подразделений с переходом на безбумажный электронный документооборот.

Система электронного документооборота и электронной почты должна являться частью интегрированной информационной системы и обеспечить информационную поддержку следующих основных задач:

♦ управление работой аппарата;

♦ координация деятельности подведомственных организаций;

♦ ведение внутреннего делопроизводства.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕРВИС И УСЛУГИ

Услуги информационного транзита в телекоммуникационной сети и услуги пользования информационными ресурсами на основе возможностей, предостав-

>

W-ЩШШ kill

ь

>

Таблица 1

Перечень подсистем, реализуемых на уровне приложений

Подсистема Требуемые особенности

Прикладные подсистемы согласно видам деятельности Наполнение базы данных (хранилища); - реализация управления потоками работ, использующими объекты информационного хранилища и т.д.

Подсистема безопасности: разграничение и контроль доступа Authentication - определение подлинности пользователя при помощи пары значений логин/пароль; - Authorization - определение полномочий пользователя при доступе к объектам системы Полномочия настраиваются как для отдельных Пользователей, так и для Групп пользователей и Ролей, возможна настройка для должностей и т.д.

Подсистема репликации: синхронизация данных в удаленных хранилищах Обеспечение создания единых территориально распределенных систем в случае отсутствия прямого доступа к базе денных. Возможность репликации on-line и в off-line, в том числе через сменные носители

ляемых информационными системами, составляют основу обслуживания пользователей информации. Обмен информацией и оказание информационных услуг должны осуществляться на основе прямого доступа к базам данных с соответствующей информацией.

Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований, установленных законом.

Отношения, связанные с правом собственности на информацию, возникающие в результате оказания информационной услуги, гарантии и права граждан и организаций на представление доступа к информации, обязанности и ответственность владельцев информационных ресурсов, защита информации и права потребителей определяются российским и международным законодательством.

В качестве одного из механизмов реализации конституционного права граждан на информацию, в том числе о деятельности Федерального агентства, может выступать официальный информационный Web-сер-вер, в дальнейшем преобразованный в государственный портал, посредством представления в установленном порядке неопределенному кругу пользователей сети INTERNET равного бесплатного и неограниченного доступа к информации, размещенной на сервере.

Для укрепления взаимодействия государственного аппарата с населением должна быть также налажена и обратная связь. Граждане должны иметь возможность не только лично, но и с помощью информационных технологий обратиться в органы государственной власти

с предложениями, заявлениями, жалобами. В частности, следует расширять практику ответов на индивидуальные вопросы граждан через официальный информационный Web-сервер Агентства.

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Программно-техническое решение Единой информационной системы Агентства предлагается построить на основе современной трехзвенной архитектуры, включающей в себя:

♦ уровень хранения данных;

♦ уровень приложений;

♦ уровень представлений.

Подобная структура позволяет обеспечить программную реализацию основных требований к системе: функциональной и территориальной масштабируемости, кооперативности, гибкости, открытости, защищенности, распределенное, унифицированности автоматизированной системы.

Уровень хранения данных (сервер баз данных) должен быть реализован при помощи системы управления базами данных (СУБД), предназначенной для использования в качестве хранилища всех данных системы.

Уровень приложений (клиент) предназначен для внесения первичной информации в базу данных и частичной реализации уровня представлений.

Уровень представлений предназначен для обработки запросов клиента и представления результата в виде структурированного сообщения.

На уровне приложений необходимо реализовать следующие программные подсистемы (табл.1).

F4I

www.idmz.ru hil

Взаимодействие между уровнем приложений (клиент) и уровнем хранения данных (сервер баз данных) должно происходить по технологии полнофункциональный клиент-сервер. Взаимодействие между уровнем представлений и уровнем хранения данных (сервер баз данных) может осуществляться через Web-браузер. Требования к серверу баз данных: w экономичный формат хранения данных для обеспечения возможности использования средств вычислительной техники (СВТ) типа IBM PC;

w независимость времени выполнения запросов от производительности СВТ;

w отработки запросов от удаленного клиента к территориально распределенной базе данных с большим объемом хранимой информации в реальном масштабе времени; возможность приема запроса и передачи результата его выполнения по протоколу TCP/IP;

w отсутствие встроенного языка программирования;

w большое значение соотношения цена/время отработки запроса.

Требования к клиенту:

w возможность работы с территориально-распре-деленной базой данной по протоколу TCP/IP;

w типичность интерфейса и методов работы, свойственных графическому интерфейсу современных операционных систем;

w гибкие и настраиваемые возможности поиска, классификации документов, подготовки отчетов; w интеграция с офисными приложениями; w единый интерфейс для всех типов рабочих мест, в том числе администраторов системы.

В целом программная реализация системы должна характеризоваться:

w безопасностью, то есть иметь развитые средства контроля доступа, возможность поддержки сертифицированных средств криптографической защиты и электронной цифровой подписи;

w иметь возможность работы в гетерогенных сетях; w возможностью создания распределенных решений, позволяющих:

w о объединить распределенные подразделения в единое информационное пространство;

2005, №5

♦ о обеспечить удаленный доступ пользователей к внутренним данным;

♦ о организовать доступ различным подразделениям к общим данным;

♦ масштабируемостью и производительностью:

♦ использованием отечественных информационных технологий и программных продуктов в первую очередь.

Программное обеспечение и средства связи и телекоммуникации должны обеспечивать логическую схему информационных потоков ЕИС «Росздрав». Базы данных располагаются в местах их формирования. В БД хранится только первичная информация, которая заносится с помощью подсистем-приложений (клиент). Информационный обмен субъектов, осуществляющих взаимодействие, основан на прямом доступе к БД с первичной информацией. Формирование отчетов происходит только в момент обращения к БД с соответствующим запросом. Исключение составляет централизованная БД информации, поступающей с передвижных (мобильных) установок медицины катастроф и телемедицины, оборудованных средствами спутниковой связи.

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Телекоммуникационная инфраструктура представляет собой территориально распределенную сеть передачи данных (СПД) и предназначена для объединения всех владельцев и пользователей информационных ресурсов единого информационного пространства Агентства в единую информационную систему.

♦ СПД должна обеспечивать пользователей на всей территории широким спектром услуг, основными из которых являются:

♦ передача данных корпоративных сетей (объединение ЛВС);

♦ передача данных Интернет;

♦ передача трафика 1Р-телефонии;

♦ передача видеотрафика (организация видеоконференций или видеотрансляции с серверов, дистанционное обучение и др.).

л

>

W-ЩШШ kill

ь

>

К телекоммуникационной инфраструктуре, являющейся территориально распределенной СПД, предъявляются следующие специфические требования:

♦ высокая производительность. Сеть передачи данных должна обладать высокой производительностью для того, чтобы удовлетворять постоянно растущим требованиям к пропускной способности используемых и вновь создаваемых приложений;

♦ высокая надежность. Наиболее приемлемыми в этом случае являются !п1егпе1/Ыгапе1 технологии. Совмещаемые с такой топологической схемой сети, в которой исключены единичные точки отказа;

♦ высокая степень масштабируемости. Создаваемая сеть должна иметь возможность наращивания без принципиальных изменений топологии, принципов работы и используемых протоколов, при этом с минимально возможными изменениями в составе уже функционирующего оборудования и каналов связи. Для повышения масштабируемости сети, упрощения процессов управления ею, а также для удешевления ее обслуживания, требуется максимально возможная типизация применяемого оборудования, заключающаяся в сужении его номенклатуры;

♦ гетерогенность. Создаваемая сеть должна быть способна использовать в качестве среды передачи самые разнообразные технологии, как существующие, так и вновь разрабатываемые, не исключая даже устаревающих, поскольку и они еще достаточно широко распространены на территории Российской Федерации. Для обеспечения прозрачного взаимодействия между различными частями гетерогенной системы особое внимание должно быть уделено стандартизации интерфейсов. В качестве базовой необходимо использовать эталонную модель взаимодействия открытых систем, имеющую статус признанного общемирового стандарта;

♦ приоритезация трафика. Разрабатываемая сеть передачи данных уже на этапе проектирования должна предусматривать возможность передачи данных с заданным качеством обслуживания. Эта особенность позволит использовать физически одну и ту же сеть передачи данных для работы самых различных приложений, включая и приложения реального времени;

w информационная безопасность. Сеть передачи данных должна обеспечивать соответствующий уровень защиты информации, определяемый действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность логического разделения каналов связи для обособления потоков информации, принадлежащих различным владельцам. Для осуществления згой возможности сеть должна поддерживать организацию виртуальных частных сетей (VPN);

w управляемость сети. В связи с значительной территориальной распределенностью сети, необходимо снабдить ее программно-аппаратным комплексом мониторинга, управления и восстановления работоспособности. Все используемое оборудование должно поддерживать возможность удаленного управления.

В качестве транспортной среды предлагается использовать комбинацию каналов связи, использующих как различные технологии, так и различной ведомственной принадлежности, что позволит оптимизировать как стоимость, так и надежность создаваемой системы. Основой для построения магистрали СПД должны стать волоконно-оптические линии связи, созданные и создаваемые провайдерами услуг связи Российской Федерации.

Поскольку для решения задач, выдвигаемых перед СПД, необходимо обеспечение требуемого уровня качества обслуживания, то следует отказаться от использования доступа через публичный Интернет, а использовать услуги по предоставлению VPN оператором связи на втором или третьем уровне модели OSI или выделенные линии связи.

В качестве основной технологии построения магистральных каналов передачи данных предлагается использовать технологию MPLS IP VPN и Gigabit/ FasEthernet.

На сетевом уровне предлагается использование исключительно протокола TCP/IP как на магистральном уровне, так и на уровне распределения/доступа. Предлагаемое концептуальное решение по использованию в качестве основного IP-транспорта на сегодняшний день является оптимальным по соотношению цена/качество.

F4I

www.idmz.ru hil

В качестве протокола сетевого уровня на каналах абонентского доступа также предусматривается применение стека TCP/IP. В общем случае начало такого туннеля следует располагать на оконечном оборудовании абонента и лишь в случае невозможности этого инициировать туннели непосредственно между маршрутизаторами уровня доступа/распределения.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ

Определяющим фактором интеграции в единое информационное пространство различных информационных систем и ресурсов является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, принявшего решение войти в это пространство.

Методы обеспечения информационной безопасности подразделяются на:

♦ правовые;

♦ программно-технические;

♦ организационно-экономические.

К правовым методам обеспечения информационной безопасности относится разработка комплекса нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативно-методических документов по обеспечению информационной безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программно-технические методы включают:

♦ защиту информации от несанкционированного доступа средствами проверки полномочий пользователей и обслуживающего персонала на использование информационных ресурсов;

♦ аутентификацию сторон, производящих обмен информацией (подтверждение подлинности отправителя и получателя);

♦ разграничение прав пользователей и обслуживающего персонала при доступе к информационным ресурсам, а также при хранении и предоставлении информации с ограниченным доступом;

♦ возможность доказательства неправомерности действий пользователей и обслуживающего персона-

2005, №5

♦ защиту информации от случайных разрушений;

♦ защиту от внедрения «вирусов» в программные продукты;

♦ защиту баз данных различного уровня;

♦ выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем;

♦ применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи;

♦ подтверждение авторства сообщений с использованием электронной цифровой подписи информации.

Организационно-экономические методы предусматривают:

♦ распределение информации по степеням защищенности и по категориям доступа;

♦ организацию работ по защите информации;

♦ выполнение положений государственной системы защиты информации;

♦ сертификацию технических и программных средств;

♦ лицензирование информационной деятельности;

♦ страхование информационных рисков;

♦ контроль за выполнением требований по защите информации.

Выбор средств защиты информации должен основываться на указанных выше требованиях к системе защиты информации и на анализе существующих средств защиты в стране. Эти средства должны быть, по возможности, отечественными и иметь сертификат в системе сертификации средств защиты. Важнейшим критерием выбора средств защиты информации является анализ практики применения этих средств.

Отдельно следует отметить задачи обеспечения безопасности разрабатываемых и модифицируемых систем в интегрированной информационной среде, так как в процессе модификации неизбежно возникновение дополнительных ситуаций незащищенности системы. Для решения данной проблемы наряду с общими методами и технологиями следует отметить введение

л

>

гчшш

ьла

Ь

>

ряда требований к разработчикам, создания регламентов внесения изменений в системы.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Организационной основой реализации настоящей концепции является ежегодный план мероприятий информатизации Агентства (далее план). План служит механизмом интеграции и координации федеральных, отраслевых, корпоративных программ и подпрограмм, отдельных проектов, принятых к осуществлению.

Его составными частями будут все программные документы, принятые и принимаемые к реализации Агентства. В плане должны быть выделены первоочередные проекты, «опорные зоны» и «опорные объекты», играющие определяющую роль в решении проблем информатизации Агентства.

Условием успешной реализации планов информатизации является развитая, надежно функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и эффективно решать всю совокупность проблем, возникающих в этой сфере. Все проблемы информатизации Агентства и создания информационной зоны не могут быть решены путем реализации нескольких крупномасштабных акций или какой-либо одной программы. Необходимы последовательные, рассчитанные на перспективу, скоординированные действия всех участников информатизации, учитывающих как государственные интересы, так и интересы всех субъектов информатизации.

Механизм управления плана должен иметь эффективную систему информационной поддержки процессов формирования и мониторинга ее реализации.

НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА

Информатизация Агентства должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также Доктриной информационной безопасности Российской Федерации.

Действующие Федеральный закон от 20.02.95 №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защи-

те информации» и Федеральный закон от 04.07.96 №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», закладывает основы правового регулирования информационных отношений, современного уровня развития информационных технологий и обеспечения информационных прав субъектов правоотношений. Этот закон является базовым для принятия на его основе других нормативных правовых актов по отдельным направлениям правового регулирования информационных отношений. Можно утверждать, что собственно правовая компонента информационной политики должна предусматривать, прежде всего, формирование правового статуса всех субъектов в системе информационных отношений, пользователей информационных и телекоммуникационных систем и определение их ответственности за обеспечение конституционного права на свободу информации.

Реализация правовой компоненты информационной политики может осуществляться по следующим основным направлениям:

♦ разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере;

♦ разработка подзаконных правовых актов и руководящих документов, обеспечивающих эффективное правоприменение существующего и разрабатываемого законодательства.

Наибольшую актуальность имеет разработка нормативных правовых документов о владении, использовании и распоряжении информационными ресурсами Агентства.

Для организации единого информационного пространства Агентства большое значение имеет разработка пакета нормативных документов, регламентирующих функционирование региональной системы классификаторов информации.

Другой важной составляющей нормативной правовой базы является пакет нормативно-технических документов, предусматривающих меры по интеграции информационных систем с федеральными и ведомственными системами, обеспечение совместимости банков данных Агентства с другими банками данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.