Научная статья на тему 'Комплексная информатизация медицинских организаций: планирование финансовых затрат (на примере РАМН)'

Комплексная информатизация медицинских организаций: планирование финансовых затрат (на примере РАМН) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
477
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАСЧЕТ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ / ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ / INFORMATION TECHNOLOGY / CALCULATION OF STANDARD COSTS / BUDGET PLANNING INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецов П. П., Столбов А. П., Какорина Е. П.

Внедрение и использование информационных технологий в учреждениях требует создания нормативов для расчета затрат при планировании бюджетных расходов. В связи с этим РАМН подготовлены методические рекомендации по расчету нормативных затрат на мероприятия по информатизации учреждений Российской академии медицинских наук, основные моменты которой описаны в данной работе. Представленная методология может использоваться в работе различных медицинских организаций, в том числе федеральных научно-исследовательских учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецов П. П., Столбов А. П., Какорина Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex Informatization of medical organizations: planning of the direct costs (on the example of the Russian Academy of medical Sciences)

The introduction and use of information technologies in institutions requires the creation of norms for calculation of cost when planning budget expenditures. In this regard, the Apparatus of Presidium Russian Academy of medical Sciences has developed Methodological recommendations for calculating the standard costs of the activities of Informatization institutions of the Russian Academy of medical Sciences, the main points of which are presented in this paper. The methodology can be used in various medical organizations, including any Federal research institutions

Текст научной работы на тему «Комплексная информатизация медицинских организаций: планирование финансовых затрат (на примере РАМН)»

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

П.П. КУЗНЕЦОВ,

д.м.н., профессор, советник вице-президента РАМН, профессор кафедры управления и экономики здравоохранения Высшей школы экономики, г. Москва, Россия А.П. СТОЛБОВ,

д.т.н., профессор кафедры организации здравоохранения, медицинской статистики и информатики факультета повышения профессионального образования врачей Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, г. Москва, Россия Е.П. КАКОРИНА,

д.м.н., профессор кафедры организации здравоохранения, медицинской статистики и информатики Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, г. Москва, Россия

КОМПЛЕКСНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ (на примере РАМН)

УДК 614; 614.2; 614:33

Кузнецов П.П., Столбов А.П., Кокорина Е.П. Комплексная информатизация медицинских организаций: планирование финансовых затрат (на примере РАМН) (Высшая школа экономики, г. Москва, Россия; Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, г. Москва, Россия) Аннотация. Внедрение и использование информационных технологий в учреждениях требует создания нормативов для расчета затрат при планировании бюджетных расходов. В связи с этим РАМН подготовлены методические рекомендации по расчету нормативных затрат на мероприятия по информатизации учреждений Российской академии медицинских наук, основные моменты которой описаны в данной работе.

Представленная методология может использоваться в работе различных медицинских организаций, в том числе федеральных научно-исследовательских учреждений.

Ключевые слова: информационные технологии, расчет нормативных затрат, планирование бюджетов учреждений.

UDC 614; 614.2; 614:33

Kuznetsov P.P., Stolbov A.P., Kakoryna E.P. Complex Informatization of medical organizations: planning of the direct costs (on the example of the Russian Academy of medical Sciences) (The Higher School of Economics, Moscow, Russia; I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia)

Abstract. The introduction and use of information technologies in institutions requires the creation of norms for calculation of cost when planning budget expenditures. In this regard, the Apparatus of Presidium Russian Academy of medical Sciences has developed Methodological recommendations for calculating the standard costs of the activities of Informatization institutions of the Russian Academy of medical Sciences, the main points of which are presented in this paper. The methodology can be used in various medical organizations, including any Federal research institutions. Keywords: information technology, calculation of standard costs, budget planning institutions.

Уже более пятидесяти лет в отечественных медицинских учреждениях используются автоматизированные информационные системы и технологии (ИТ). Внедрение современных информационных систем (ИС) в здравоохранение — одна из основных задач программы модернизации здравоохранения Российской Федерации. Персональные компьютеры, обмен сообще-

© П.П. Кузнецов, А.П. Столбов, Е.П. Какорина, 2013 г.

12

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 3, №5

■■■■

гш

ниями и передача данных по каналам связи, получение доступа к информационным ресурсам и сервисам через Интернет, применение компьютеризированной медицинской и лабораторной техники — стали сегодня неотъемлемой составляющей рабочих процессов во многих медицинских и научно-исследовательских учреждениях. Интенсивно развиваются «облачные» ИС, в медицинских ИС «тонкий» клиент вытесняет «толстого», происходит интеграция различных по своему назначению ИС на основе стандартов взаимодействия открытых систем, в том числе международных, национальных и промышленных «де факто» стандартов, обеспечивающих интероперабельность информационных систем в сфере здравоохранения.

Основные принципы создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИС) и развития информационных систем в медицинских и научных учреждениях изложены в нормативных и методических документах Минздрава России, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) и Российской академии медицинских наук (РАМН) [1-7].

При этом врачебные принципы Non noce-re! и Festina lente! — «Не навреди!» и «Торопись медленно!» — в полной мере применимы и к процессу внедрения ИС в медицинских учреждениях.

С одной стороны, применение ИТ в медицинских и научных учреждениях оказывает заметное положительное влияние на общие результаты их деятельности [15, 16, 17, 19, 38]. Однако, с другой стороны, связано с немалыми дополнительными затратами на приобретение и обслуживание компьютерной техники, программного обеспечения, оплату каналов связи и доступа в Интернет, защиту информации, обучение и техническую поддержку персонала — пользователей ИС. При этом следует заметить, что экономические аспекты создания, внедрения и эксплуатации ИС в государственных медицинских и научных

учреждениях методически проработаны сегодня явно недостаточно. Четкие, понятные руководителю учреждения и практически полезные методические рекомендации по финансовому планированию и расчету затрат на ИТ в медицинских и научных учреждениях в настоящее время пока еще не изданы, несмотря на достаточно многочисленные исследования и публикации по этой тематике [16, 19-23, 30, 31, 35, 36, 40-43].

Важными факторами, определяющими сегодня особую актуальность и необходимость научно-методической проработки вопросов планирования затрат на ИТ в медицинских и научных учреждениях, являются также:

— изменение с 2012 года организационноправовой формы учреждений, переход от сметного финансирования медицинских и научных учреждений к финансированию государственного задания (заказа) на оказание медицинской помощи населению и на выполнение научно-исследовательских работ, а также выделению целевых субсидий, в том числе на внедрение современных ИС, в составе плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

— переход на одноканальное финансирование медицинских учреждений через систему ОМС — переход к оплате медицинской помощи по «полному» тарифу, в состав которого включены расходы на содержание учреждения и расходы на ИТ;

— более широкое внедрение грантовой модели финансирования научных исследований за счет государственных и негосударственных фондов поддержки научной, научнотехнической и инновационной деятельности, в том числе в области создания и внедрения информационных технологий для научных исследований и информационно-технологической поддержки процессов оказания медицинской помощи.

В настоящей работе описаны основные подходы и принципы, положенные в основу методики расчета нормативных затрат на

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 13 ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

мероприятия по внедрению и информационных технологий при планировании расходов в государственных бюджетных учреждениях, оказывающих специализированную медицинскую помощь населению и ведущих научные исследования в области медицины, организации здравоохранения и общественного здоровья (далее — НИУ).

Расчет затрат на ИТ для планирования бюджета НИУ в общем случае возможно осуществлять на основе двух принципиально различных подходов:

— на основе разработки финансово-экономического обоснования (ФЭО) конкретного плана (проекта) информатизации конкретного НИУ, который готовится, представляется и «защищается» самим НИУ. Очевидно, что этот подход наиболее рационален. Однако он требует существенных трудозатрат, ресурсов и привлечения квалифицированных специалистов по проектированию ИС и экспертов в области анализа ИС и управления проектами. При этом для оценки обоснованности затрат надо иметь достаточно детальное представление о реальном положении дел в учреждении. Кроме того, сегодня не существует утвержденных методик ФЭО ИТ-проектов. Методические рекомендации, изложенные в ГОСТ 24.202 [13] и ГОСТ 24.702 [14], носят только самый общий характер. Нормативы трудоемкости, приведенные в [12], также практически не применимы сегодня, поскольку, во-первых, уже устарели и не соответствуют современным технологиям проектирования программного обеспечения и ИС в целом, и, во-вторых, исходные данные, необходимые для расчета общих трудозатрат на их основе, могут быть получены только путем «неких» экспертных оценок. Практически любое ФЭО на создание ИС как в части трудозатрат, так и стоимости работ формируется сегодня на основе сопоставления с

трудоемкостью и стоимостью разработанных ранее аналогичных ИС. Понятно, что обоснованность такого ФЭО, как правило, вызывает множество вопросов. Поэтому неслучайно, что, по данным Gartner Group [24], только около 20% проектов по созданию ИС укладываются в запланированные сроки и бюджет; при этом даже в этих «успешных» проектах почти в 75% случаев расчетный объем ресурсов проекта отличается от фактического более чем на 25%';

— путем определения нормативных затрат на ИТ, рассчитываемых по соответствующим методикам на основе фактических (статистических) данных и утвержденных нормативов [11, 29, 36, 40]. Эти нормативы могут быть в общем случае дифференцированы в зависимости от типа НИУ. Этот подход, очевидно, в меньшей степени позволяет определить реальные потребности в ресурсах на мероприятия по информатизации НИУ. Однако он существенно менее трудоемок и в общем случае позволяет рассчитать объемы затрат, достаточные для решения задач финансового планирования. Кроме того, он, как правило, не требует привлечения высококвалифицированных экспертов. Именно поэтому нормативный метод сегодня достаточно широко используется при бюджетном планировании.

Возможно также «сконструировать» методику расчета и планирования затрат на ИТ, сочетающую оба этих подхода.

Очевидно, что объем планируемых затрат не должен превышать общего объема средств, которые могут быть выделены на реализацию указанных ИТ-мероприятий. При этом следует отметить, что в настоящее время дефицитность Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи составляет в среднем по стране около 20%. В условиях перехода на одноканальное финансирование медицин-

1 Интересно, что у нас в стране почти 100% ИТ-проектов, выполняемых по госзаказу, в этом смысле всегда успешны: выполняются точно в срок и принимаются заказчиком практически без замечаний.

14

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 3, №5

■■■■

гш

ских учреждений через систему ОМС, особенно, если в состав «полного» тарифа включаются затраты на капитальный ремонт и расходы на закупку дорогостоящего оборудования и внедрение ИС, наиболее целесообразным и вполне достаточным представляется применение простых, «грубых» методик расчета и планирования затрат на ИТ для медицинских и научных учреждений, основанных на нормативном методе.

В данной работе описаны основные положения и принципы, принятые при разработке методики определения расчетно-нормативных затрат на мероприятия по информатизации медицинских и научных учреждений, которая была разработана на основе сбора, обработки и анализа ИТ-анкет 50 научно-исследовательских учреждений РАМН, проведенного в конце 2011-начале 2012 годов [5].

Методика утверждена Приказом РАМН от 19.03.2013 № 26 и опубликована на официальном сайте РАМН (см. www.ramn.ru/fi-les/info/Prilozhenie_k_prikazu_26.pdf).

Как показал анализ указанных выше ИТ-анкет учреждений РАМН:

а) только около 10% НИУ клинического профиля имеют развитые медицинские ИС, и только менее 5% НИУ используют специальное программное обеспечение (ПО) для сбора, накопления и обработки экспериментальных и клинических данных для научных исследований;

б) почти половина системного и офисного ПО эксплуатируется без надлежащего оформления прав на использование объектов интеллектуальной собственности;

в) более 60% прикладного ПО в НИУ не имеет необходимой проектной и эксплуатационной документации;

г) вопросы технической защиты персональных данных и иной конфиденциальной информации практически ни в одном учреждении РАМН в полном объеме не решены.

В связи с этим нормативные затраты на программное обеспечение и средства защиты

информации для ИС НИУ определяются как на создание новой ИС практически с «нуля».

Определение объема финансирования ИТ в бюджете НИУ осуществляется с использованием ряда нормативов затрат, рассчитываемых на основе фактических (статистических) данных, указанных в ИТ-анкетах учреждений («от достигнутого»).

Планируемые на основании нормативов затраты могут быть как больше, так и меньше фактически необходимых и/или осуществленных расходов на мероприятия по внедрению и использованию ИС. При этом направления и объемы расходования выделяемых целевых бюджетных средств на мероприятия по информатизации научно-исследовательских учреждений РАМН в пределах рассчитанных нормативных затрат на ИТ полностью находятся в компетенции руководителя медицинского учреждения.

Таким образом, учреждения, в которых уже созданы и используются ИС или их отдельные функциональные подсистемы, то есть имеется соответствующее ПО, права на пользование которым надлежащим образом оформлены, оказываются в более выгодном положении. Рассчитанные по нормативам средства, предусмотренные на разработку, закупку, внедрение и сопровождение ПО, могут быть использованы ими на иные мероприятия по информатизации НИУ.

Рассчитываемые общие затраты на информационные технологии медицинских и научных учреждений распределяются по нескольким видам - объектам затрат:

— на закупку средств вычислительной техники (СВТ);

— на модернизацию локальных вычислительных сетей (ЛВС);

— на разработку, модернизацию, закупку, внедрение и сопровождение программного обеспечения (ПО) — общесистемного (ОПО) и прикладного (ППО);

— на мероприятия по созданию системы защиты (безопасности) информации (БИ);

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 15 ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

— на оборудование для видеоконференцсвязи (ВКС);

— на специальное оборудование для телемедицины (ТМ);

— на техническую эксплуатацию и ремонт СВТ;

— на оплату каналов передачи данных и доступа в Интернет.

При расчетах в составе указанных видов затрат на ИТ в явном виде не учитываются расходы учреждений на:

а) организацию удаленного доступа к электронным научным библиотекам, журналам и иным электронным научным информационным ресурсам и сервисам;

б) создание и использование специальных систем хранения и обработки медицинских изображений (PACS)2 в КНИУ (и, возможно, в ЭНИУ);

в) оплату услуг внешних организаций по сбору и обработке данных (аутсорсинг), хостингу web-сайтов учреждений, оплату за пользование ИТ ресурсами, предоставляемыми из «облака» по модели IaaS, PaaS или SaaS3; при этом полагается, что пользование федеральными «облачными» сервисами ЕГИС в сфере здравоохранения государственными и муниципальными медицинскими учреждениями будет осуществляться на безвозмездной основе;

г) оплату за использование ресурсов суперкомпьютерных центров и GRID-сетей4.

Полагается, что перечисленные виды расходов при необходимости могут быть включены в состав целевых субсидий и(или) осущест-

вляться за счет выделенных на ИТ средств, рассчитанных по нормативам.

Каждое НИУ относится к одному из следующих трех типов:

— клинические НИУ, оказывающие специализированную медицинскую помощь населению (КНИУ);

— НИУ, имеющие лабораторную экспериментальную базу (ЭНИУ), которые не оказывают медицинскую помощь населению;

— теоретические НИУ, которые не имеют специального медицинского и лабораторного оборудования и осуществляют «чисто кабинетные» исследования (ТНИУ).

При расчетах применяются два вида нормативов: базовые и расчетные.

Значения базовых нормативов определяются по специальным методикам и(или) экспертным путем и утверждаются в установленном порядке — организацией, осуществляющей полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Расчетные нормативы вычисляются по описанной здесь методике на основе фактических данных, полученных от базовых учреждений (см. далее).

Базовые и расчетные нормативы, значения которых зависят от типа научно-исследовательского учреждения, будем называть дифференцированными, а нормативы, значения которых не зависят от типа, — общими.

Вычисление значений расчетных нормативов затрат на ИТ для каждого типа НИУ осуществляется на основе анализа, обобщения и усреднения фактических данных об оснаще-

2 PACS — Picture Archiving and Communication Systems, система хранения (цифровой электронный архив) и обработки медицинских изображений.

3 Модели предоставления информационно-вычислительных услуг (сервисов) с использованием внешних центров обработки данных и телекоммуникационных каналов: IaaS (Infrastructure as a Service) — аренда инфраструктуры (серверных мощностей), PaaS (Platform as a Service) — аренда серверных мощностей и программного обеспечения для разработки и эксплуатации (использования) прикладных программ потребителем, SaaS (Software as a Service) — использование программного обеспечения как услуги.

4 GRID (англ. grid — решетка) — технология распределенных вычислений, в которой «виртуальный суперкомпьютер» представлен в виде кластера соединенных с помощью сети компьютеров, работающих вместе для выполнения потока независимых заданий (задач), требующих значительных вычислительных ресурсов. Широко применяется в биоинформатике, в том числе геномике.

16

Медицинские информационные системы www.idmz.ru k ESSS

2СП 3, №5

Ш

нии средствами вычислительной техники, программным обеспечением, а также о расходах на эксплуатацию СВТ нескольких наиболее «ИТ-успешных» базовых учреждений, относящихся к указанным выше типам.

Формирование перечня базовых учреждений для каждого типа НИУ осуществляется экспертным путем — критерии их отнесения к «ИТ-успешным» в методике не формализованы.

Планирование расходов на ИТ по различным видам (объектам) затрат осуществляется исходя из следующих допущений и положений:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Нормативные затраты на мероприятия по информатизации при планировании бюджетов учреждений рассчитываются исходя из достигнутого уровня развития ИТ-инфраструк-туры учреждений и их оснащения компьютерной техникой и программным обеспечением.

2. При планировании определяются только прямые затраты на информационные технологии, при этом:

а) расчет нормативных затрат учреждений осуществляется без учета территориальных коэффициентов увеличения бюджетных затрат для учреждений, расположенных в городах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока;

б) в затратах на ИТ не учитываются расходы на оплату труда штатного персонала ИТ-подразделений учреждений.

3. Затраты на закупку средств вычислительной техники (РВТ) рассчитываются исходя из нормативного количества серверов, персональных компьютеров, принтеров и многофункциональных устройств (МФУ — принтер, копир, факс) с учетом необходимости замены СВТ, эксплуатируемых более 5 лет, вследствие их физического износа. Нормативное количество СВТ для каждого учреждения определяется на основе соответствующих расчетных нормативов.

Примечание. При расчете нормативов

оснащения учреждений СВТ к персональ-

ным компьютерам отнесеныы также аппаратный тонкий клиент, терминальная станция и ноутбук, если он используется как основное рабочее место пользователя, подключенное к ЛВС учреждения. С учетом этого определяется также норматив затрат на закупку одного персонального компьютера.

4. Затраты на модернизацию локальных вычислительных сетей (РЛС) учреждения включают расходы на сетевое и телекоммуникационное оборудование, выполнение монтажных и пуско-наладочных работ внешними организациями. Величина РЛС определяется исходя из количества персональных компьютеров и серверов, подключаемых к ЛВС, с учетом установленного норматива затрат на подключение одной единицы СВТ. В нормативе учтены также затраты на подключение сетевых принтеров.

5. Затраты на программное обеспечение определяются исходя из нормативного количества персональных компьютеров и серверов с учетом установленных дифференцированных нормативов затрат на ПО для каждого типа НИУ. В состав затрат на ПО включены также затраты на обучение и техническую поддержку пользователей информационных систем и ИТ-персонала учреждений.

6. Затраты на мероприятия по информационной безопасности (РБИ) рассчитываются исходя из того, что система технической защиты информации в учреждениях создается практически «с нуля». Считается, что на компьютерах:

а) в медицинских подразделениях, бухгалтерии («зарплата») и отделе кадров, компьютерах руководства НИУ обрабатываются персональные данные, в том числе сведения о состоянии здоровья пациентов, составляющие врачебную тайну; поэтому на них должны быть установлены специальные сертифицированные ФСТЭК и ФСБ5 средства защиты

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 17 ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

информации (СЗИ); сертифицированные СЗИ должны быть установлены также на компьютерах сотрудников ИТ-подразделений (системных администраторов, администраторов безопасности) и всех серверах;

б) в научных подразделениях не обрабатываются персональные данные и иная конфиденциальная информация, поэтому специальные СЗИ использовать не требуется, достаточно встроенных в ОПО средств защиты (управления доступом к ресурсам ИС).

В составе нормативных затрат на защиту информации учитываются также затраты на подключение к защищенным сетям передачи данных, внедрение и функционирование средств квалифицированной электронной подписи, сертифицированных в установленном порядке. Затраты на антивирусное программное обеспечение включены в нормативы затрат на программное обеспечение.

7. Затраты на оборудование для видеоконференц-связи рассчитываются исходя из того, что:

а) каждое учреждение является абонентом сети видеоконференц-связи РАМН;

б) нормативные затраты на ВКС не зависят от типа НИУ;

в) оборудование для ВКС (абонентский ВКС-комплект) может использоваться для видеоконференц-связи как внутри учреждения, так и с удаленными абонентами.

Расчет затрат на ВКС осуществляется с использованием базового норматива стоимости одного абонентского комплекта оборудования для ВКС. Количество ВКС-комплектов рассчитывается как определенная часть от нормативного количества персональных компьютеров для данного НИУ. Затраты на закупку, внедрение и сопровождение специального ПО для ВКС включены в состав затрат на программное обеспечение. Затраты на техническое обслуживание оборудования для ВКС учитываются в составе затрат на эксплуатацию СВТ (см. далее).

8. Затраты на оснащение НИУ клинического профиля (КНИУ) телемедицинским оборудованием (РТМ) рассчитываются с учетом

возможности использования программно-аппаратных средств ВКС, за исключением специального телемедицинского (ТМ) оборудования (камер), устанавливаемого, например, в операционных. Затраты на телемедицинские центры рассчитываются с учетом:

а) создания и развития внутренней ТМ-се-ти учреждения, и

б) ее интеграции в единую ТМ-сеть в составе ЕГИС в сфере здравоохранения.

Затраты на закупку, внедрение и сопровождение специального ПО для телемедицины включены в состав затрат на программное обеспечение. Затраты на техническое обслуживание ТМ-оборудования учитываются в составе затрат на эксплуатацию СВТ.

9. Нормативные затраты на техническую эксплуатацию и ремонт средств вычислительной техники определяются в зависимости от нормативного количества серверов, персональных компьютеров и принтеров (МФУ). Расчетные нормативы затрат на эксплуатацию СВТ определяются на основе сведений о фактических расходах на эти цели за последние три года в базовых учреждениях. Эти затраты включают также расходы на техобслуживание и ремонт сетевого и телекоммуникационного оборудования, а также оборудования для видеоконференц-связи и телемедицины.

10. Для упрощения расчетов при планировании расходов на ИТ полагается, что средние годовые затраты на техническое обслуживание и ремонт одного сервера, персонального компьютера (ПК) и принтера (МФУ) примерно одинаковы. Учитывая: (а) существенно меньшее количество единиц активного сетевого и телекоммуникационного оборудования, абонентских комплектов оборудования для ВКС и телемедицины в учреждениях по сравнению с серверами, ПК и принтерами, а также (б) сопоставимость трудозатрат на их техобслуживание и ремонт, соответствующие расходы учтены в составе норматива затрат на эксплуатацию одной единицы СВТ: сервера, компьютера и принтера.

18

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 3, №5

■■■■

гш

11. Планируемые затраты на каналы передачи данных и обеспечение доступа в Интернет (РИН) для каждого учреждения определяются на основе сведений о его фактических расходах на эти цели за последние три года. В составе РИН учитываются все виды расходов на передачу данных по каналам связи, в том числе видеоконференц-связь, телемедицинские консультации и консилиумы, а также проведение учебных и научных мероприятий (вебинаров). Затраты на оплату стационарной и мобильной телефонной связи в РИН не включаются. Нормативы на оплату каналов передачи данных и доступа в Интернет не устанавливаются и не рассчитываются.

12. Распределение затрат на ИТ по статьям (кодам) бюджетной классификации — классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) и кодам номенклатуры продукции для государственных и муниципальных нужд — при планировании расходов на ИТ в данной методике не осуществляется.

Затраты на средства вычислительной техники и модернизацию ЛВС определяются с учетом имеющихся в учреждениях персональных компьютеров, серверов и принтеров, сроков их эксплуатации (физического износа) и подключения к ЛВС. Нормативное количество персональных компьютеров и принтеров в административно-хозяйственных, научных и медицинских подразделениях НИУ определяется на основе анализа их количества в базовых учреждениях в расчете на одну ставку работника НИУ, одну ставку научного работника и одну койку стационара.

Примечание. Разумеется, на самом деле, расчет потребности в компьютерах медицинских подразделений КНИУ надо делать исходя из анализа состава, функций и нормативов обеспеченности медицинскими кадрами (на одну профильную и реанимационную койку, на одно посещение в консультативном центре, на одно исследование в клинических лабораториях и кабине-

тах функциональной диагностики и т.д.).

Однако это требует дополнительных, специальных исследований.

Что касается внедрения и использования в учреждениях РАМН клинического профиля специальных программно-аппаратных средств и комплексов для работы с медицинскими изображениями (PACS) и их интеграции с медицинскими ИС, то здесь необходимо отметить, что указанные средства являются неотъемлемой составной частью современной компьютеризированной диагностической и терапевтической медицинской техники, без которой ее эффективное использование невозможно. В связи с этим представляется, что закупка и внедрение средств PACS, в том числе автоматизированных рабочих мест для работы с изображениями диагностического качества, должны осуществляться за счет средств, выделяемых на закупку медицинской техники.

В основе методики лежит некая обобщенная модель типовой ИС, обеспечивающей решение основных учетных и информационных задач сотрудниками медицинских, научных и административно-хозяйственных подразделений НИУ, которая описывается следующими параметрами: t — тип научно-исследовательского учреждения (КНИУ, ЭНИУ или ТНИУ);

УЗ — количество территориально удаленных зданий (комплексов зданий) в учреждении (филиале учреждения);

Крв — общее количество штатных единиц (всего работников);

Кнр — количество штатных единиц научных работников;

Ккс — количество коек в круглосуточном стационаре (для КНИУ);

КП — имеющееся количество персональных компьютеров, ноутбуков, аппаратных тонких клиентов;

КС — имеющееся количество серверов;

КУ — имеющееся количество принтеров и МФУ; КП5 — количество персональных компьютеров, ноутбуков, аппаратных тонких клиентов со сроком эксплуатации более 5 лет;

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 19 ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

КС5 — количество серверов со сроком эксплуатации более 5 лет;

КУ5 — количество принтеров (МФУ) со сроком эксплуатации более 5 лет;

Примечание. Значения параметров КП5, КС5 и КУ5 определяются с учетом всего периода планирования — за три года. КПС —количество персональных компьютеров, ноутбуков, аппаратных тонких клиентов, подключенных к ЛВС;

КВ — количество имеющихся комплектов абонентского оборудования для видеоконференцсвязи;

КТ — количество стационарных комплектов специального телемедицинского оборудования.

Значения перечисленных параметров используются в качестве исходных данных для определения расчетно-нормативных затрат на ИТ при планировании бюджета данного учреждения — дифференцированных по видам (объектам) затрат, перечисленным выше.

Нормативные затраты на ИТ для учреждений РАМН, имеющих филиалы в разных городах, рассчитываются отдельно для каждого филиала по единой методике и тем же формулам, что и для НИУ без филиалов. В качестве исходных данных при этом используются соответствующие показатели для конкретного филиала, перечисленные выше.

В качестве общих базовых нормативов, значения которых не зависят от типа НИУ, используются:

Сфс — нормативная стоимость физического сервера (руб.);

Спк — нормативная стоимость персонального компьютера (руб.);

Примечание. В нормативах стоимости сервера Сфс и персонального компьютера Спк учитываются также затраты на источники бесперебойного питания (ИБП) из расчета: 1 ИБП на 1 сервер, 1 ИБП на 5 персональных компьютеров.

Спу — нормативная стоимость принтера (МФУ) (руб.);

Слс — базовый норматив удельных затрат на подключение к ЛВС одного сервера, персонального компьютера, сетевого принтера (руб.); Спос — базовый норматив затрат на общесистемное ПО для одного физического сервера (руб.);

Примечание. Норматив затрат на общесистемное ПО для физического сервера Спос определяется с учетом стоимости лицензий на системное ПО, которое устанавливается: (а) на каждом сервере (сетевая операционная система и др.), и (б) только на части серверов (СУБД, средства централизованного резервного копирования, виртуализации и т.д.). В нормативе Спос не учтены затраты на специальные сертифицированные СЗИ, устанавливаемые на сервере, которые включены в состав норматива Сби (см. далее).

Споп — базовый норматив затрат на общесистемное и прикладное ПО в перасчете на один персональный компьютер (АРМ) для работников административно-хозяйственных подразделений (руб.); определен с учетом стоимости лицензий на системное и прикладное офисное и профессионально-ориентированное программное обеспечение;

Сби — базовый норматив затрат на создание системы защиты информации в пересчете на один персональный компьютер и(или) сервер (руб.); определяется с учетом затрат на защиту персональных компьютеров, серверов, на межсетевые экраны, на разработку организационно-распорядительных документов, на проведение аттестационных испытаний объекта информатизации на соответствие требованиям по безопасности информации и т.д.;

Ксз — коэффициент для учета доли ПК в административно-хозяйственных подразделениях (руководство, планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел кадров, канцелярия, общий отдел и т.д.), на которых необходимо использовать специальные сертифицированные средства защиты информации; для учреждений РАМН значение этого коэффициента принято равным 0.1;

20

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 3, №5

■■■■

гш

Секс — норматив затрат на закупку 1 абонентского комплекта ВКС (руб.);

Кекс — базовый коэффициент для расчета нормативного количества абонентских ВКС-комплектов в НИУ; для учреждений РАМН значение этого коэффициента принято равным 0,01;

Базовыми дифференцированными нормативами, значения которых устанавливаются для каждого t-го типа НИУ, являются:

Ифс — норматив количества физических серверов для НИУ t-го типа (единиц);

Ny3 — норматив дополнительного количества физических серверов для одного территориально удаленного здания (комплекса зданий), в котором размещен программно-аппаратный комплекс НИУ t-го типа (единиц);

Примечание. Нормативы количества физических серверов Nфс и Ny3 для НИУ различного типа определяются с учетом того, что:

а) современные серверыы имеют вычислительную мощность и объем дисковой памяти, достаточные для вы/полнения практически всего комплекса информационных и расчетных задач, обеспечивающих медицинскую, научную и административно-хозяйственную деятельность учреждений; при этом их конструкция допускает выполнение модернизации (upgrade) для масштабирования производительности в достаточно широком диапазоне требований;

б) унификация и уменьшение количества физических серверов в учреждении в общем случае позволяют сократить затраты.I на их администрирование, техническое обслуживание и ремонт;

в) функциональная специализация серверов — размещение программного обеспечения и баз данных, предназначенных для обработки информации, относящейся к различным категориям персональных данных и иной конфиденциальной и общедоступной информации, на отдельных серверах — позволяет повысить надежность и безопасность обработки указанных дан-

ных, а также сократить затраты на создание системы технической защиты информации и поддержание необходимого уровня защищенности информации: конфиден-

циальности, целостности и доступности данных при их автоматизированной обработке. Нормативы количества физических серверов определены исходя из следующей их функциональной специализации в учреждении:

— медицинская информационная система — 2 физических сервера на 1 территориально обособленный комплекс зданий учреждения (филиала), где оказывается медицинская помощь населению;

— программные комплексы и базы данных для хранения и обработки экспериментальных и клинических данных для научных исследований — 1 физический сервер на 1 территориально обособленный комплекс зданий учреждения (филиала), где проводятся клинические и экспериментальные научные исследования;

— программные средства и базы данных для ведения учета кадров и расчета заработной платы работников учреждения — 1 физический сервер на учреждение (филиал);

— программные комплексы и базы данных для автоматизации административно-хозяйственной деятельности, делопроизводства, решения научно-административных и учетных задач — 1 физический сервер на учреждение (филиал);

— почтовый сервер, прокси-сервер, вебсервер Интернет-сайта учреждения и др.

— 1 физический сервер на учреждение (филиал).

ОП— норматив затрат на общесистемное (веб-сервер, прокси-сервер, почтовый сервер, система централизованного резервного копирования и т.д.) и прикладное серверное ПО для НИУ t-го типа (руб.); норматив определен исходя из того, что в общем случае указанное серверное ПО устанавливается на программно-аппаратном комплексе учреждения в одном экземпляре;

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 21 ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

Спон — норматив затрат на общесистемное и прикладное ПО для одного персонального компьютера (АРМ) работника научного подразделения для НИУ t-го типа (руб.); значение этого норматива определено с учетом стоимости лицензий на системное и прикладное офисное и профессионально-ориентированное ПО;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание. Значения базовых нормативов затрат ОП и Спон на ПО определяются исходя из того, что:

а) для автоматизации решения задач планирования, учета и анализа результатов научно-исследовательской деятельности НИУ, формирования отчетных форм федерального статистического наблюдения, а также иных научно-учетных и административных задач будут использоваться централизованные федеральные компонентыы и подсистемы ЕГИС в сфере здравоохранения, пользование которыми учреждениями будет осуществляться на безвозмездной основе;

б) многие функции реализуются в НИУ с помощью общедоступного, свободного ПО (open source, freeware) и Интернетсервисов, например, перевод с одного языка на другой, ведение библиографических справочников, ведение и доступ к электронным энциклопедиям, словарям и «научным» справочникам, статистические и математические расчеты, построение схем и диаграмм и т.д.

Спом — норматив затрат на ПО для одного персонального компьютера (АРМ) работника медицинского подразделения КНИУ (руб.); определен с учетом стоимости лицензий на системное и прикладное офисное и профессионально-ориентированное ПО;

Примечание. В нормативах затрат ОП, Спон и Спом на ПО для КНИУ и ЭНИУ не учтены затратыы на специальное программное обеспечение, используемое совместно или в составе медицинских диагностических и лабораторных приборов (томографов, рентгеновских аппаратов, прибо-

ров для УЗИ, кардиографов, цифровых микроскопов, анализаторов, спектрометров и т.д.), а также затратыi на приобретение и внедрение цифровых электронных архивов медицинских изображений (PACS). Стмк — норматив затрат на закупку одного комплекта специального ТМ-оборудования (руб.); применяется только для КНИУ;

Итмк — нормативное количество комплектов ТМ-оборудования в пересчете на одну койку (единиц); применяется только для КНИУ.

Расчетные нормативы вычисляются как средневзвешенные значения соответствующих показателей для базовых учреждений на основе данных из их ИТ-анкет.

Общими расчетными нормативами, не зависящими от типа НИУ, являются:

Иэр — норматив годовых затрат на техническую эксплуатацию и ремонт одной единицы СВТ (сервер, персональный компьютер, принтер или МФУ);

Nkp — норматив количества ПК в пересчете на одну штатную единицу (на одного работника); норматив используется при расчете необходимого количества ПК в административно-хозяйственных подразделениях НИУ (в результате анализа ИТ-анкет 50 учреждений РАМН было установлено, что значение этого показателя практически не зависит от типа НИУ).

Расчетными дифференцированными нормативами оснащения, значения которых рассчитываются для каждого типа НИУ, являются:

Nkh — норматив количества персональных компьютеров на одну ставку научного работника; этот норматив используется при расчете необходимого количества персональных компьютеров в научных подразделениях НИУ; NyH — норматив количества принтеров или МФУ в расчете на один персональный компьютер;

Nkk — норматив количества персональных компьютеров в пересчете на одну койку стационара (для КНИУ, оказывающих специализированную медицинскую помощь населе-

22

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 3, №5

■■■■

гш

нию); этот норматив используется при расчете необходимого количества персональных компьютеров в медицинских подразделениях учреждения.

Значения и базовых, и расчетных нормативов «округлены» с учетом экспертного анализа, оценки и обобщения:

а) сведений из прайс-листов, опубликованных на сайтах организаций, поставляющих вычислительную технику и программное обеспечение;

б) данных исследований, опубликованных в журнале «Врач и информационные технологии» и аналитическим агентством РБК-CNews (www.cnews.ru) в период 2009-2012 гг.

Объем нормативных затрат на эксплуатацию и ремонт средств вычислительной техники, оплату каналов передачи данных и доступа в Интернет рассчитывается на один год.

Нормативные затраты на закупку вычислительной техники, модернизацию локальных вычислительных сетей, на программное обес-

печение, защиту информации, оснащение оборудованием для видеоконференц-связи и телемедицины определяются исходя из того, что мероприятия по оснащению учреждений здравоохранения указанными программными и техническими средствами будут выполнены в течение двух—трех лет.

Распределение этих затрат по годам планирования осуществляется с помощью соответствующих коэффициентов.

Рассчитанные для каждого НИУ нормативные затраты и их распределение по конкретным видам (объектам) затрат используются исключительно в целях планирования.

По нашему мнению, данную методику можно использовать для планирования бюджетов федеральных научно-исследовательских учреждений, а также «не научных» медицинских учреждений, оказывающих специализированную стационарную медицинскую помощь.

С авторами можно связаться по электронной почте [email protected].

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364.

2. Общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядок информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования. Утверждены Приказом Федерального фонда ОМС от 07.04.201 1 №79 (в ред. Приказа № 154 от 22.08.2011).

3. Методические рекомендации по реализации мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение в федеральных государственных учреждениях, оказывающих медицинскую помощь. Письмо Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 20-4/10/2-1817.

4. Программа информатизации Российской академии медицинских наук на период до 2020 года. Утверждена Президиумом РАМН 18 января 2012 г., Постановление №2, протокол № 1 § 2. См. www.ramn.ru/files/info/itramn.doc.

5. Об оценке уровня развития информационно-технологической инфраструктуры учреждения РАМН. Письмо РАМН от 28.10.2011 № 25-03/9. См. www.ramn.ru/in-dex.php?option=com_content&view=article&id=352:2011-10-31-13-09-36&catid=1 20:informramn&Itemid=368.

6. О мероприятиях по информатизации. Письмо РАМН руководителям учреждений от 03.04.2012 № 679/02-12.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 23 ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

7. Положение о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 394.

8. О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 22.07.2009 № 596.

9. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации. Утверждены Приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н (в ред. от 20.03.2012).

10. О прогнозе объемов продукции, закупаемой для государственных нужд, на 2013 год и на период до 2015 года. Письмо Минэкономразвития России от 05.05.2012 № 8692-МО/Д28и.

11. Методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и(или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений. Утверждены Приказом Минфина России от 22 октября 2009 г. № 105н.

12. Межотраслевые типовые нормы времени на работы по сервисному обслуживанию персональных ЭВМ и организационной техники и сопровождению программных средств. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Центральное бюро нормативов по труду. Москва, 1998.

13. ГОСТ 24.202-80 Требования к содержанию документа «Технико-экономическое обоснование создания АСУ».

14. ГОСТ 24.702-85 Эффективность автоматизированных систем управления.

15. Абушаев Ш.Т. Как не купить МИС? Практические рекомендации для руководителей здравоохранения и главных врачей — как избежать ошибок при покупке медицинских информационных систем//Врач и информационные технологии. — 2010. — № 3.

16. Артюхов И.П, Гусев С. Д, РоссиевД.А. Оценка качества и эффективности медицинских информационных систем: учебное пособие. — Красноярск: Типография КрасГМУ, 2009. — 147 с.

17. Берсенева Е.А. Методология создания и внедрения комплексных автоматизированных информационных систем в здравоохранении. — М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2005. — 352 с.

18. Венедиктов Д.Д., Гасников В.К, Кузнецов П.П, Радзиевский Г.П., Столбов А.П. Современная концепция построения единой информационной системы здравоохранения//Врач и информационные технологии. — 2008. — № 2. — С. 17-23.

19. Гулиев Я.И., Гулиева И.Ф., Рюмина Е.В. Оценка экономической эффективности использования информационных технологий в медицине. Электронный ресурс http://institutiones.com/ /general/1714-informacionnye-texnologii-v-medicine.html, дата доступа 16.04.2012.

20. Гусев А.В. Из чего складывается стоимость МИС//РС Week/RE. — 2006. — № 28-29.

21. Гусев А.В. Обзор рынка комплексных медицинских информационных систем//Врач и информационные технологии. — 2009. — № 6. — С. 4-17.

22. Гусев А.В. Рекомендации по выбору медицинской информационной системы//Менеджер здравоохранения. — 2010. — № 5. — С. 38-45.

23. Гусев А.В. Российские лабораторные информационные системы//Справочник заведующего клинико-диагностической лабораторией. — 2010. — № 7.

24. Данилин А.В., Слюсаренко А.И. Архитектура и стратегия. «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия. — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий. — 2005. — 504 с.

25. Иванов В.В., Богаченко П.В. Медицинский менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 256 с.

24

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 3, №5

■■■■

гш

26. Кадыров Ф.Н. Экономические методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений. — М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2011. — 495 с.

27. Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базарова И.Н., Гавриленко О.Ю. На пути к полному тарифу оплаты медицинской помощи//Социальные аспекты здоровья населения. Электронный научный журнал. — 2013. — №5, http://vestnik.mednet.ru/content/category/5/66/30/, дата публикации 08.07.2013.

28. Кляшторная О.И. Оценка ИТ-проектов. Что выбрать?//Директор информационной службы, электронный журнал www.osp.ru/cio/2003/06/172722/_p3.html, дата публикации 17.06.2003.

29. Круглов А.И. Роль нормативов в планировании//Планово-экономический отдел. — 2011. — №7. Электронный журнал www.profiz.ru/peo/preview/07_2011/, дата доступа 12.12.2011.

30. Мухин Ю.Ю., Коссова Е.В. Подходы к оценке полной (совокупной) стоимости владения (TCO) для медицинских информационных систем. Экономические критерии и их влияние на оптимизацию информационной структуры медицинской организации//Информационно-изме-рительные и управляющие системы. — 2010. — № 12. — С. 54-61.

31. Мухин Ю.Ю., Коссова Е.В. Стоимость владения медицинской информационной системой. Методология оценки и сравнительного анализа. Экономические критерии эффективности/В сб. «Информационные технологии в медицине. 2010-2011» Под ред. Г.С. Лебедева и Ю.Ю. Мухина — М.: Радиотехника, 2011. (гл. 7.2.) — С. 124-148.

32. Данилова Н.В, Лебедев Г.С., Леонов С.А, Сон И.М, Флек В.О. Основная терминология в области здравоохранения и общественного здоровья, применяемая в Российской Федерации. Терминологический словарь/Под ред. академика РАМН В.И. Стародубова. — Томск: Ветер, 2012. — 172 с.

33. Перхов В.И, Егорова И.А, Никонов Е.Л. Теоретико-методологические аспекты формирования государственных (муниципальных) заданий в здравоохранении//Главврач. — 2011. — № 5. — С. 35-40.

34. Пирогов М.В. Перспективы развития планирования и финансирования в здравоохранении Российской Федерации//Советник бухгалтера в здравоохранении. — 2008. — № 1.

35. Родина О.В. Информационная система «Налоговый учет»: методика и инструментарий для оценки совокупной стоимости владения//Управление экономическими системами. — 2011. — №7. Электронный научный журнал, http://uecs.ru/uecs-31-312011, дата доступа 18.01.2012.

36. Скрипкин КГ. Экономическая эффективность информационных систем. — М.: ДМК Пресс, 2002. — 256 с.

37. Столбов А.П, Тронин Ю.Н. Информатизация системы обязательного медицинского страхования: Учебно-справочное пособие. — М.: «Издательство ЭЛИТ», 2003. — 558 с.

38. Стратегия информатизации медицины. 17 принципов и решений. 2-е изд./Под общ. ред. д.б.н, проф. В.А. Лищука. — М.: «Момент», 2012. — 524 с.

39. Управление ЛПУ в современных условиях. 2-е изд./Под редакцией: академика РАМН

B. И. Стародубова. — М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2011. — 386 с.

40. Хвалев Е.В. Управление бюджетом и затратами на ИТ/ZIT-Manager. — 2010. — № 3. —

C. 47-49.

41. Хубаев Г.Н. Расчет совокупной стоимости владения программным продуктом: методическое и инструментальное обеспечение//Вопросы экономических наук. — 2010. — № 5.

42. IT-поддержка ЛПУ. АРМИТ. Электронный ресурс www.armit.ru/CIO/, дата доступа 18.01.2012.

43. Medical Data Management. A Practical Guide/Eds. F. Leiner, W. Gaus, R. Haux, P. Knaup-Gregori. — Springer-Verlag New York, Inc., 2003. — 208 p.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 25 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.