Научная статья на тему 'Роль иллюзорного знания в структуре научного знания'

Роль иллюзорного знания в структуре научного знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
240
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ТЕКСТ / ИЛЛЮЗОРНОЕ ЗНАНИЕ / СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ / РАЗВЕРТЫВАНИЕ НАУЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ / SCIENTIFIC TEXT / ILLUSORY KNOWLEDGE / STRUCTURE OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тихомирова Лариса Сергеевна

Описана структура научного знания в тексте, где особая роль отводится иллюзорному знанию. Иллюзия мысли является связующим компонентом формирования и развертывания научного содержания. На каждом уровне научного знания можно выделить компонент иллюзорного знания в научном тексте. Доказывается воздействие иллюзорного знания на формирование концептуально нового знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Illusory Knowledge in Structure of Scientific Knowledge

The structure of scientific knowledge in text where illusory knowledge plays special role is described. The illusion of thought is a connecting component of forming and developing of scientific contents. On each level of scientific it is possible to outline the component of illusory knowledge in the scientific text. The influence of the illusory knowledge on forming of the conceptually new knowledge is proved.

Текст научной работы на тему «Роль иллюзорного знания в структуре научного знания»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 14 (305).

Филология. Искусствоведение. Вып. 77. С. 88-92.

Л. С. Тихомирова

РОЛЬ ИЛЛЮЗОРНОГО ЗНАНИЯ В СТРУКТУРЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект 11-34-0028а1

Описана структура научного знания в тексте, где особая роль отводится иллюзорному знанию. Иллюзия мысли является связующим компонентом формирования и развертывания научного содержания. На каждом уровне научного знания можно выделить компонент иллюзорного знания в научном тексте. Доказывается воздействие иллюзорного знания на формирование концептуально нового знания.

Ключевые слова: научный текст, иллюзорное знание, структура научного знания, развертывание научного содержания.

При изучении смысловой структуры научного знания в тексте мы будем исходить из принципов системного исследования, которое требует анализа признаков, характеристик развертывания научного знания, соответствующих существенным особенностям этапов формирования научного текста, и их последующего синтеза в целостную систему. В связи с этим необходимо рассмотрение самой структуры научного знания в достаточно обширном контексте.

Основная задача данного исследования заключается в рассмотрении вопроса о том, на основании каких процессов происходит расхождение научного знания с истинным и идет формирование особого - иллюзорного - знания.

Исследование имеет своей целью выявить структуру «жизни» научного (истинного) знания, то есть не требующего верификации, и коррелирующего с ним, противоположного по своей направленности особого — иллюзорного - знания с учетом внутренних и внешних характеристик.

При изучении тематической организации научного знания в тексте не могут не учитываться исследования процесса порождения текста [1; 3; 4], достижения лингвистического анализа научной речи [6; 12; 7; 14 и др.], а также исследования по теории познания, психологии, науковедению [9; 8; 11 и др.], которые помогут шире и глубже представить взаимосвязь иллю-зороного и неиллюзорного знания в тексте.

В основу интерпретации научного знания в тексте положена деятельностная трактовка [9], которая предполагает взаимодействие субъекта и объекта познавательной деятельности. Поскольку же объект понимается не как изолированный от субъекта, а, в свою очередь, как объект, познанный субъектом, то порож-

дение текста предстает через взаимодействие субъектов. Отсюда велика роль познавательной структуры субъекта деятельности (автора текста). Кроме того, как справедливо замечает М. Н. Кожина, в развертывании смысловой структуры научного текста «обнаруживается активность фактора субъекта речемыслительного процесса, обусловливающего особенности рефлексивно-личностного компонента научного текста» [6. С. 51].

Познавательная структура - «сетка» - может состоять как из истинных, так и из мнимых «ячеек» (общенаучных, частнонаучных или фоновых понятий), расширяемых либо сужаемых в отношении содержания. При этом истинность содержания достигается в результате соблюдения закона взаимодействия, реализуемого посредством следующих уровней формирования научного знания в тексте (рисунок).

Первый уровень - неиллюзорное (старое) знание, которое подвергается рефлексии и обладает высоким уровнем критичности. Именно критичности, а не скептицизму, так как критичность подразумевает позитивное начало, направленное на исправление, искоренение негативных явлений. Даже при условии, что в любом знании так или иначе могут присутствовать элементы иллюзорности, «неиллюзорное знание обладает механизмом рефлексии над любыми иллюзиями, то есть является сознанием в пределах нормы, имеющим иллюзии, подвергающимся их воздействию, но способное их элиминировать» [11. С. 67].

Только старое знание обусловливает наличие иллюзорного знания в научном тексте тем, что «проливает свет» на недостижимые объекты знания, обнаруживает, очерчивает их границы. Чтобы иллюзорное знание в тексте было оценено как иллюзия, необходимо неиллюзор-

Структура знания в научном тексте

ное рефлексированное знание, позволяющее это сделать. Только отрефлесированное знание, как зажженный фонарь, способно «высвечивать» в «паутине информации» иллюзорное, предполагаемое (гипотетическое) знание. Например: Изучению влияния анатомических характеристик зубов на их устойчивость и состояние пародонта посвящены следующие исследования (Наумов В. Л., 1965, Люшкова 11.11., 1992 и др.). Причем авторы пользовались разными метрическими методами и изучали разные зубочелюстные и цефалочелюстные па-

раметры... Что же касается значения анатомических характеристик в атипичном лечении воспалительного процесса, то ранее соответствующих исследований не проводилось, и нами впервые была предпринята попытка целенаправленно проанализировать анатомические особенности зубочелюстной системы у больных и уточнить их агрессивный характер деструктивного процесса в па-родонте [2. С. 23].

В приведенном тексте показано, что проблеме «влияния анатомических характери-

стик» уделялось внимание многими исследователями, однако в том «ключе», в котором предлагает исследовать данное явление автор, ранее попытки не предпринимались. Поэтому автор «анализирует анатомические особенности...» и «уточняет их влияние на агрессивный характер деструктивного процесса в пародон-те», то есть стереотипно сохраняет или (повторяет) предмет научного исследования, что еще раз подтверждает значимость ценностной квалификации знания. Хотя предмет исследования рассматривается в других отношениях, тем не менее ученый создает некоторую иллюзию известности собственного знания: «нами впервые была предпринята попытка целенаправленно проанализировать анатомические особенности зубочелюстной системы».

В структуре научного знания особая роль отводится иллюзорному знанию. Вследствие теснейшей взаимосвязи всех типов знания возникает подмена одного уровня структуры знания другим. Именно смешение, некритич-ность восприятия ученым какого-либо знания является причиной возникших иллюзий. Иллюзорность тем самым не является видовой характеристикой какого-либо одного уровня структуры научного знания в тексте, а оказывается признаком смешения в сознании ученого различных типов получаемых знаний.

Иллюзорное знание в научном тексте представляет собой знание, не подверженное рефлексии (или сопровождаемое только частичной рефлексией), лишенное критического отношения к нему, или знание, выходящее за пределы нормы (В. Е. Чернявская называет такое знание девиантным) [13].

Однако знание и незнание (иллюзорное и неиллюзорное) взаимосвязаны в научном тексте. Они, как положительная и отрицательная стороны целостного знания, притягиваются друг к другу, образуя единство положительного содержания и «вопрошающего компонента» (термин М. Мамардашвили). Исследователь процесса познания М. Мамардашвили утверждал, что знание того, что мы видим, несомненно, мешает нам видеть видимое. Поэтому в содержательной части знания в научном тексте выступает то, что известно о предмете, в вопрошающей - «неполнота знания, необходимость выхода за пределы разумного в сферу иллюзии» [10. С. 44].

Очевидно, что иллюзорное знание, вызывая потребность в узнавании, может явиться стимулом, начальным звеном процесса познания,

которое и приводит к формированию второго уровня структуры знания - индивидуального (неполного) научного знания. В процессе индивидуализации научного знания выводятся и «шлифуются» следствия из предварительного набора признаков, свойств, характеристик объектов изучения для утверждения и развития собственного эмпирического знания. Любое познание, как известно, движется «в ширь» изучаемого предмета и «в глубь» его. Такое движение можно представить в виде расширяющегося конуса (рисунок). Его основание - начало познания, когда информация о предмете (объекте) от полного незнания (или частичного познания) развивается и добавляется разносторонне и недифференцированно (что в целом отражает первый уровень). Затем познание стремится проникнуть в глубину предмета (объекта), перейти от случайных (иллюзорных) его сторон, признаков к сущности, скрытой за ним необходимости. Это углубление познания предмета сопровождается, а нередко прямо вызывается иллюзорным знанием, которое помогает увидеть в «безбрежном пространстве» эмпирического материала предварительное теоретическое предположение, пусть даже в конце концов оно не подтвердится. При этом иллюзорная догадка, которая служит путеводной звездой для индивидуального знания, не появляется «на пустом месте», не создается «чистым разумом». Чтобы появилась потребность в эвристическом предположении, нужен набор явлений, результатов измерений и наблюдений, которые не укладывались бы в рамки существующей теории.

На этом «накопительном» этапе, или этапе вычленения и формирования индивидуального знания, когда еще не определен будущий предмет изучения наряду с фактами, которые составят ядро будущего предмета исследования, очень часто привлекаются и факты «несущественные», которые несут иллюзорную функцию (их можно опустить). Данный прием широко распространен в тех случаях, когда, например, перед введением какого-либо терминированного понятия в статье монографии или учебной литературе дается развернутое описание (обычно в форме небольшого рассказа). Разновидностью этого способа является своеобразный диалог автора с читателем, в процессе которого зарождается данное контекстуальное понятие.

Человек чаще всего появляется на свет и умирает ночью... Случайность это или законо-

мерность? Ответы на эти и многие другие вопросы пытается найти молодая наука — биоритмология [5. С. 42].

Объясняя не только сущность термина, но и его сходство с другими природными явлениями, автор как бы вводит читателя в свою творческую, в некоторой степени иллюзорную лабораторию, призывая тем самым к сотрудничеству и раскрывая притягательные стороны научного поиска.

Благодаря таким «иллюзорным», описательным фактам формируется система научного знания, а применительно к понятию эписте-мической ситуации создается ее коммуникативный аспект.

Посредством взаимодействия разных уровней научного знания (иллюзорного и неиллюзорного) в тексте репрезентируется динамика научной мысли, ее поэтапного перехода от известного к неизвестному и от неполного в данном тексте к новому целостному знанию (см. третий уровень, рис. 1). При этом важно, что именно иллюзорное знание является связующим звеном в формировании и развертывании научного содержания. Эксплицитно или имплицитно выраженная иллюзия всегда связана с авторским выбором той или иной теории, концепции, идеи, суждения, умозаключения как определенной перспективы в познавательном процессе.

Что касается содержания (глубины) научного знания, то здесь можно отметить следующее. Поскольку сущность любого объекта знания неисчерпаема и бесконечна вглубь, то новое формируемое знание является лишь вехой, иллюзией на пути познания глубинной сущности другого (будущего) знания. Потому интенсивность и степень иллюзорности научного знания будет повышаться и повышаться, так как построить какое-то раз навсегда завершенное, законченное знание (понятие), по-видимому, принципиально невозможно.

Проиллюстрируем связь между иллюзорным и обоснованным (целостным) знанием в научном тексте фрагментом из монографии по медицине:

Нельзя, однако, сказать, что эти вопросы к настоящему времени уже решены... Много здесь находится еще в стадии опытных проверок... поэтому в результате экспериментальной или теоретической работы могут быть выделены и действительно выделяются новые самостоятельные свойства... Такая углубленная разработка исследований группы агрессивных форм пародонта - это, без-

условно, отрадный факт..., что вкупе позволило решить самый сложный вопрос - вопрос дифференциальной диагностики заболеваний пародонта [2. С. 6].

Здесь можно наблюдать, как формирование концептуального знания «вопрос дифференциальной диагностики заболеваний пародонта» проходит ряд этапов: 1) оценку старого (неиллюзорного) знания («Нельзя, однако, сказать, что эти вопросы к настоящему времени уже решены... Много здесь находится еще в стадии опытных проверок»); 2) оформление индивидуального, еще не «очищенного» от иллюзий, знания («в результате экспериментальной или теоретической работы могут быть выделены... самостоятельные свойства»); 3) трансформацию индивидуального (иллюзорного) знания в концептуально новое («такая углубленная разработка исследований. - это, безусловно, отрадный факт...., что вкупе позволило решить самый сложный вопрос»).

Таким образом, можно сказать, что в динамике репрезентации научного знания иллюзия не предстает в чистом виде, а реализуется как оценочно-познавательное действие ученого, выраженное в тексте.

Список литературы

1. Алексеева, Л. М. Терминопорождение и творчество в науке // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 1998. С. 31—49.

2. Безрукова, И. В. Агрессивные формы па-родонта. М., 2002. 127 с.

3. Болотнова, Н. С. Основы теории текста. Томск, 1999. 100 с.

4. Залевская, А. А. Текст и его понимание. Тверь, 2001. 189 с.

5. Земская, М. Л. Ритм человека. М., 2006. 235 с.

6. Кожина, М. Н. Развитие научного стиля в аспекте функционирования языковых единиц различных уровней // Очерки истории научного стиля русского литературного языка ХУШ— XX вв. : в 3 т. Т. 1, ч. 1. Пермь, 1994. 304 с.

7. Котюрова, М. П. Идиостилистика научной речи / М. П. Котюрова, Л. С. Тихомирова, Н. В. Соловьева. Пермь, 2011. 400 с.

8. Кряжева, М. Ф. К вопросу об уровнях информационного познания мира // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Философия. 2004. № 2. С. 64—70.

9. Леонтьев, А. А. Понятие текста в современной лингвистике и психологии //

Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев, 1979. 350 с.

10. Мамардашвили, М. Лекции о Прусте: психологическая топология пути. М., 1995. 98 с.

11. Недугова, И. А. Феномен иллюзорного сознания: онтогносеологический анализ : дис. . канд. филос. наук. Челябинск, 2005. 145 с.

12. Салимовский, В. А. Речевые жанры научного эмпирического текста (статья первая) // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 1998. С.50—74.

13. Чернявская, В. Е. Коммуникация в науке: нормативное и девиантное. Лингвистический и социокультурный анализ. М., 2011. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.