ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РОЛЬ ИКТ В ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Романенкова Н.Н. Email: [email protected]
Романенкова Наталья Николаевна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Средняя общеобразовательная школа № 8», г. Королёв, Московская область
Аннотация: в статье определены основные направления использования ИКТ в современной школе, позволяющие включить всех субъектов образования в активную деятельность по улучшению образовательного процесса и интегрировать урочную и внеурочную деятельность в единое образовательное пространство. Целенаправленное, последовательное и систематическое использование ИКТ помогает учителю эффективно решать ключевые задачи реализации федерального образовательного стандарта - повышение качества образования, достижение планируемых образовательных результатов в современной школе. Ключевые слова: ИКТ, технические средства, качество образования.
THE ROLE OF ICT IN THE EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF THE GEF IN THE MODERN SCHOOL Romanenkova N.N.
Romanenkova Natalya Nikolaevna - Primary School Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION THE URBAN DISTRICT OF KOROLEV, MOSCOW REGION «SECONDARY SCHOOL № 8», KOROLEV, MOSCOW REGION
Abstract: the article defines the main directions of ICT use in schools, to enable all actors of education in active efforts to improve the educational process and to integrate curricular and extracurricular activities in the unified educational space. Focused, consistent and systematic use of ICT helps the teacher to effectively address key challenges implementation of Federal educational standards - improving the quality of education, the achievement of the planned educational outcomes in the modern school. Keywords: ICT, technical means, the quality of education.
УДК: 373.31
DOI: 10.20861/2304-2338-2017-119-001
XXI век ученые называют веком информационных технологий, а поколение детей и молодёжи «поколением Z», «сетевым поколением» или «цифровым поколением». Действительно, компьютер, планшет, мобильный телефон и другие цифровые устройства, социальные сети, IT-средства за последние годы кардинально изменили окружающий нас мир. Появился новый значимый способ коммуникации для современных людей - интернет. Все сферы жизни и деятельности человека от мала до велика пронизаны информационно-коммуникативными технологиями. Сегодня невозможно представить и образование без ИКТ.
Целью современного образования является создание условий для повышения качества образования. Новые цели образования требуют новых форм организации образовательного пространства. Деятельность образовательной организации направлена на реализацию ФГОС. Отличительной особенностью стандарта является его деятельностный характер. Б. Шоу говорил: «Деятельность - единственный путь к
знанию». Таким образом, ключевой задачей учителя становится создание педагогических условий, позволяющих формировать у учащихся умения учиться, включая в активную деятельность каждого ученика ежедневно и ежеминутно. Психологами установлено, что без мотивации нет и результативной деятельности. Как повысить учебную мотивацию и познавательную активность учащихся «поколения 2»? Как добиться высоких результатов образования, достижения учащимися планируемых результатов, требуемых стандартом образования? Современному обществу требуется поколение активных, способных адаптироваться к новым условиям, принимать креативные решения, творческих, самодостаточных, способных к самообучению и саморазвитию личностей. В эпоху стремительного развития ИКТ решить данные задачи невозможно без использования системы информационно -образовательных ресурсов.
Принимая во внимание вышеизложенное, необходимым в своей деятельности считаю изучение возможностей средств ИКТ и их рациональное практическое применение в образовательном процессе с целью повышения учебной мотивации учащихся, их познавательной активности, творческой инициативы и самостоятельности.
Целенаправленное, последовательное и систематическое использование ИКТ позволяет учителю эффективно решать ключевые задачи реализации федерального образовательного стандарта - повышение качества образования, достижение планируемых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС.
Функционирование образовательной среды в современной школе обеспечивается средствами ИКТ: мультимедийный комплекс (компьютер, интерактивная доска, проектор, электронная система опроса, документ-камера)
Многофункциональное устройство (сканер, копир, принтер); цифровой микроскоп; цифровой фотоаппарат; аудио система.
Технические средства ИКТ позволяют автоматизировать образовательный процесс. Учитель использует ИКТ на всех этапах своей деятельности.
Рассмотрим основные направления использования ИКТ в образовательном процессе.
Планирование и подготовка к учебным и внеурочным занятиям. Используя компьютерные программы, учитель создает планирование по учебному предмету на учебный год, технологические карты урока, дидактические материалы (презентации, игры, упражнения) к занятиям, таким образом, формирует архив электронных образовательных ресурсов для педагогической деятельности.
Проведение занятий внеурочной деятельности. При создании проектов и исследований во внеурочной деятельности учитель организует работу учащихся с информационным потоком сети Интернет, оформление результатов исследований в виде мультимедийной презентации, создание графиков и диаграмм (3-4 класс).
Проведение учебных занятий по предметам невозможно представить без использования электронных учебно-методических и дидактических материалов, в том числе электронных образовательных ресурсов сети Интернет. Физиологами установлено, что при устном изложении материала учащийся за 1 минуту способен воспринять и переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 000 таких единиц [1, с. 19]. Поэтому для целостного восприятия учащимися информации на уроках целесообразно применение ИКТ. Однако, использование технических средств ИКТ на уроках должно быть тщательно продумано и дозировано, в соответствии с нормами СанПин. На различных этапах уроков использую накопленный материал: мультимедийные презентации, авторские разработанные интерактивные игры и кроссворды, тренажеры, упражнения, тесты, аудиокниги, электронные энциклопедии и словари. Использование автоматизированных рабочих мест учащихся с выходом в Интернет способствует саморазвитию и самообразованию учащихся.
Организация и проведение дистанционных учебных занятий с эффектом присутствия. Для отсутствующих учеников, используя программное обеспечение COMM Fort в режиме онлайн, провожу урок в формате видеоконференции.
Участие в профессиональных педагогических конкурсах и приобщение к конкурсным работам учащихся через включение учеников в дистанционные олимпиады, конкурсы, фестивали.
Мониторинг уровня сформированное™ планируемых результатов. При проведении тестов использую систему электронного мониторинга и опроса. Для ответа на вопросы учащиеся используют пульты. Такая система мониторинга позволяет учителю экономить учебное время и мгновенно диагностировать результат обучения, на основании которого можно внести коррективы в дальнейший процесс обучения, учитывая типичные ошибки учащихся.
Технические средства ИКТ позволяют организовать интерактивное информационное взаимодействие с участниками образовательного процесса.
Интернет-общение родителей с административным корпусом школы и учителями на школьном портале, через сайт школы знакомство с правовыми нормативными документами школы и изменениями к ним, форумы и блоги с целью оперативного получения необходимой информации о проводимых мероприятиях в школе, своевременная осведомлённость родителей по всем волнующим вопросам, через электронный дневник получение информации об успеваемости учащихся.
Информационно коммуникативные технологии позволяют осуществлять информационное взаимодействие и с коллегами - обмен информацией, обобщение и распространение собственного педагогического опыта в том числе с использованием сетевых сервисов и дистанционных форм-онлайн семинары, форумы, конференции, вебинары.
Использование облачных технологий позволяют дистанционно осуществлять обмен информацией, координировать деятельность учащихся, оказывать своевременную консультацию и необходимую помощь ученикам при подготовке домашнего задания-файлообменника.
Подготовка и выполнение домашнего задания. Учащиеся выполняют домашние задания, используя различные источники информации, в том числе ресурсы сети Интернет, самостоятельно составляют задания по конкретной теме для одноклассников в виде интерактивного тренажёра или теста - метод «обменных файлов».
Результатами систематического применения средств ИКТ в образовательном процессе являются:
• Повышение показателя качества образования;
• Повышение познавательной мотивации учащихся;
• Формирование познавательной и творческой активности учащихся;
• Развитие коммуникативных умений;
• Развитие умения учащихся ориентироваться в информационном потоке, выделять необходимую информацию и обмениваться ею, используя современные технические средства;
• Развитие регулятивных умений (постановка цели собственной деятельности, построение плана реализации, умения решать возникающие проблемы, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них, самоконтроль с последующей самокоррекцией учебных действий, взаимоконтроль);
• Интеграция умений из различных предметных областей.
Таким образом, использование ИКТ позволяет решать важнейшие задачи образования - повышать качество образовательных результатов, формировать умение учиться, включать каждого ученика в познавательно-поисковую деятельность, чтобы каждый почувствовал свою причастность к учебному процессу, каждый справился с
поставленной задачей, что способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, развитию личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия.
Список литературы /References
1. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации // Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2003. 70 с.
2. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник // Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. М.: Дашков и К, 2013. 308 с.
3. Ширинкина С.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival/1september.ru/articles/579575/ (дата обращения: 001.12.2017).