Научная статья на тему 'РОЛЬ ИДАРОВЫХ В УБИЙСТВЕ АНДЕМИРКАНА ПО ДАННЫМ ЧЕРКЕССКОГО ФОЛЬКЛОРА'

РОЛЬ ИДАРОВЫХ В УБИЙСТВЕ АНДЕМИРКАНА ПО ДАННЫМ ЧЕРКЕССКОГО ФОЛЬКЛОРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАБАРДА / КНЯЗЬЯ ИДАРОВЫ / КАН(М)БУЛАТ / БИТУ / ЗАГОВОР / УБИЙСТВО АНДЕМИРКАНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кожев З. А.

Князь-бастард (пщы тумэ) Андемиркан, наряду с поколением своих современников князей Иналидов, является ключевой фигурой истории Кабарды середины XVI в. Важнейшие события его жизни, а также сюжет, связанный с организацией заговора и убийства Андемиркана первым поколением князей Идаровых, являются яркой иллюстрацией процесса становления Кабардинского княжества как крупнейшей этнополитической единицы феодальной Черкесии.Черкесский фольклор в своеобразной форме сохранил мотивы, состав участников, драматургию заговора и его фактической реализации. Сопоставление текстов черкесского фольклора с синхронными письменными источниками, а также данными генеалогических таблиц Иналидов Кабарды, позволяет уверенно идентифицировать состав заговорщиков, их мотивы и конкретную роль каждого в организации убийства Андемиркана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE IDAROVS IN THE MURDER OF ANDEMIRKAN ACCORDING TO THE CIRCASSIAN FOLKLORE

The prince-bastard (pshy tume) Andemirkan, in common with the generation of his contemporaries, the Inalidprinces, is a key figure in the history of Kabarda in the middle of the 16-th century. The most important events in his life, as well as the plot associated with the organization of the conspiracy and murder of Andemirkan by the first generation of the Idarov princes, are a vivid illustration of the process of the formation of the Kabardian principality as the largest ethnopolitical unit of feudal Circassia. Circassian folklore in a peculiar form retained the motives, the list of the participants, the drama of the conspiracy and its actual implementation. Comparison of the texts of Circassian folklore with synchronous written sources, as well as data from the genealogical tables of the Inalids of Kabarda, allows us to confidently identify the composition of the conspirators, their motives and the specific role of each in organizing the murder of Andemirkan.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИДАРОВЫХ В УБИЙСТВЕ АНДЕМИРКАНА ПО ДАННЫМ ЧЕРКЕССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

36

Исторические науки

УДК 93(470.64) DOI: 10.34905/PC.2021.24.1.015

РОЛЬ ИДАРОВЫХ В УБИЙСТВЕ АНДЕМИРКАНА ПО ДАННЫМ ЧЕРКЕССКОГО ФОЛЬКЛОРА

Кожев З. А., кандидат исторических наук, заведующий сектором средневековой и новой истории,

Институт гуманитарных исследований - филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук» (ИГИ КБНЦ РАН), г. Нальчик E-mail: zaurbek_k@mail.ru

Князь-бастард (пщы тумэ) Андемиркан, наряду с поколением своих современников князей Иналидов, является ключевой фигурой истории Кабарды середины XVI в. Важнейшие события его жизни, а также сюжет, связанный с организацией заговора и убийства Андемиркана первым поколением князей Идаровых, являются яркой иллюстрацией процесса становления Кабардинского княжества как крупнейшей этнополитической единицы феодальной Черкесии.Черкесский фольклор в своеобразной форме сохранил мотивы, состав участников, драматургию заговора и его фактической реализации. Сопоставление текстов черкесского фольклора с синхронными письменными источниками, а также данными генеалогических таблиц Иналидов Кабарды, позволяет уверенно идентифицировать состав заговорщиков, их мотивы и конкретную роль каждого в организации убийства Андемиркана.

Ключевые слова: Кабарда, князья Идаровы, Кан(м)булат, Биту, заговор, убийство Андемиркана.

THE ROLE OF THE IDAROVS IN THE MURDER

OF ANDEMIRKAN ACCORDING TO THE CIRCASSIAN

FOLKLORE

Kozhev Z. A., candidate of historical sciences, head of the medieval and modern history sector, Institute for Humanitarian Studies - Branch of the Federal Research Center "Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences" (IHR KBSC RAS), city of Nalchik

The prince-bastard (pshy tume) Andemirkan, in common with the generation of his contemporaries, the Inalidprinces, is a key figure in the history of Kabarda in the middle of the 16-th century. The most important events in his life, as well as the plot associated with the organization of the conspiracy and murder of Andemirkan by the first generation of the Idarov princes, are a vivid illustration of the process of the formation of the Kabardian principality as the largest ethnopolitical unit of feudal Circassia. Circassian folklore in a peculiar form retained the motives, the list of the participants, the drama of the conspiracy and its actual implementation. Comparison of the texts of Circassian folklore with synchronous written sources, as well as data from the genealogical tables of the Inalids of Kabarda, allows us to confidently identify the composition of the conspirators, their motives and the specific role of each in organizing the murder of Andemirkan.

Keywords: management, innovation, project, enterprise, policy, strategy, competitiveness.

По сей день Андемиркан в российской историографии является фигурой скорее фольклорной, даже мифоэпической, масштаб личности которой настолько выходит за рамки деятельности исторической личности, пусть и неординарной, что историография, посвященная его жизни, остается исчезающе мала [2:97; 5:57-58; 7; 8:125-135]. В одной из своих статей мы уже обращали внимание на то, что несмотря на сакрализацию образа Андемиркана устной мифоэпической традицией черкесов, состояние фольклорных, письменных источников, генеалогических преданий позволяет реконструировать многие детали жизни и смерти идеального рыцаря черкесского средневековья, как вполне конкретного исторического деятеля [7]. Например, нами были предложены рамочные ограничения в определении времени, когда жил Андемиркан. Это 10-30-е гг. XVI в., а дата его гибели может быть определена с большой долей вероятности самым началом 40-х г. [7]. Несомненное участие Андемиркана в знаковых событиях эпохи - походе на Астрахань 1532 г., Бахчисарайском походе 1535/1536 г., упоминание в фольклорных текстах андемиркановского цикла исторических деятелей, чьи прямые потомки хорошо известны русским письменным источникам второй половины XVI в. и генеалогическим преданиям Иналидов Кабарды, требуют интерпретации с точки зрения академического исторического дискурса всего сюжета о жизни и трагической гибели самого знаменитого князя-бастарда (пшы тумэ) Чер-кесии [3:383-387; 6:37-53; 7].

В нашей статье мы предполагаем рассмотреть роль княжеского клана Идаровых в организации заговора и предательского убийства Андемиркана. Исследование опирается на корпус фольклорных текстов андемиркановского цикла [4:288-328; 10:80-103; 12:136-168; 13:106-110]. Накопление и письменная фиксация фольклорных текстов началось с 70-х гг. XIX в. и активно продолжалась на протяжении всего XX в. Многие из них являются вольными переложениями различных преданий об Андемиркане на русском языке и лишь некоторые сопровождаются аутентичными прозаическими и поэтическими текстами на языке ори-

гинала [4:288-328; 10:80-103; 12:136-168; 13:106-110]. Естественно мы будем отдавать предпочтение именно таким текстам в нашей исторической реконструкции. Кроме того, генеалогические предания Иналидов Кабарды, сохранившиеся благодаря русским письменным источникам XVI-XVII вв., позволяют надежно идентифицировать родовую принадлежность антагонистов и убийц Андемиркана, которые, как правило, упоминаются в фольклорных текстах лишь по имени [3:383-387; 9].

Реконструкция заговора и предательского убийства Андемиркана наталкивается на ряд объективных трудностей. Во-первых, сюжет настолько популярен и имеет столько различных, не совпадающих в деталях версий, что определение наиболее достоверной канвы событий представляется нетривиальной задачей. В числе личных врагов, стремившихся убить Андемиркана, упоминаются сразу несколько кабардинских князей. Причем первым из них становится отец нашего героя, пытавшийся таким образом избавиться от своего побочного сына и завладеть его знаменитых конем Жаманшары-ком [4:317-318; 12:152-155]. Некоторых из кабардинских пши, упоминаемых в фольклорных текстах в качестве врагов Андемиркана, оскорбленных им или даже пострадавших от его рук невозможно идентифицировать с реальными историческими лицами перв. пол. XVI в. Так, предания упоминают неких пши Кайтуко, Жанхотыко, Басхаг-пши (бэсхэгъ - черкесское обозначение северокавказских абазин-тапанта, т. е. Басхаг-пши - досл. «абазинский князь». - К. З.), якобы убитых Андемирканом [4:290-292, 297-299, 300]. Один из вариантов прозаических преданий об Андемиркане упоминают Алегуко Шогенукова и Карашая Талостанова - реальных исторических деятелей Кабарды перв. пол. XVII в., в качестве личных врагов Андемиркана, которые «принесли клятву именем тха (т. е. именем Бога. - К. З.) с целью уничтожить ненавистного князя-бастарда, превосходившего силой и мужеством своих «чистокровных» собратьев [3:385-386; 4:300-301]. Это пример явного анахронизма, объяснимого масштабностью личности Андемиркана, которого народное сознание

со временем превратило в антагониста чуть ли не всех знаменитых в прошлом лидеров из числа княжеской элиты. Очевидно, Ан-демиркан, родившийся в результате мезальянса князя и женщины некняжеского происхождения, чтобы добиться полноценного княжеского статуса, был вынужден вести образ жизни классического пщы тумэ, т. е. находиться в состоянии перманентной демонстрации своей состоятельности как военно-политического лидера. Именно поэтому в эпоху классического черкесского средневековья, по данным информаторов XIX в., «...все тумы отличались наездничеством, щедростью, отвагою в набегах, ловкостью в воровстве и каждое мгновение права свои подкрепляли силой оружия» [11:27].

Это, несомненно, добавляло остроту и динамизм в его отношения со своими родственниками из числа Иналидов Кабарды с безупречной родословной: «...У Андемиркана было много врагов: никому он не давал прохода, никому не воздавал должного почета. Притом все завидовали его могучей силе и его богатырской отваге» [12:144]. Особенно часто (в этом у него нет конкурентов), как антагонист и главный враг нашего героя, во многих прозаических текстах выступает Беслан Жанхотов или Беслэн Пц1апц1э (Беслан Тучный) - современник Андемиркана, великий князь (пщышхуэ) Кабарды, живший в первой трети XVI в. [4:292-295,306-308; 12:143147, 158-160].

Соперничество с Бесланом Жанхотовым один из основных лейтмотивов всего анде-миркановского цикла сказаний. Дуальная оппозиция Беслана и Андемиркана, на наш взгляд, требует глубокого осмысления с точки зрения ценностных мотиваций обоих персонажей черкесской истории. Однако в заговоре против Андемиркана, закончившегося его гибелью, Беслан Жанхотов не мог играть активной роли. Во-первых, в аутентичных поэтических текстах, содержащих описание гибели Андемикана, Беслан Жанхотов даже не упоминается, ни в качестве организатора, ни в качестве исполнителя убийства [10:80-103; 12:161-167]. Упоминаемые же в этих текстах по именам главные виновники гибели Андемиркана - Кан(м)булат, Биту и Кидиршоко

легко идентифицируются по генеалогическим преданиям Иналидов Кабарды.

Существует две основные версии их родовой идентификации. Е. Дж. Налоева, опираясь на «Родословную кабардинских князей и мурз XVII в.» А. М. Пушкина, полагала, что Идар и Биту были родными братьями, потомками Инармаса, а Кан(м)булат - один из многочисленных сыновей Идара, соответственно приходился Биту племянником [3:383; 9:1,3].

Нам представляется более достоверной «Родословная кабардинских князей и мурз XVII в.» А. И. Лобанова-Ростовского, по которой у Инармаса, который являлся внуком Инала - родоначальника правящей династии Княжеской Черкесии позднего средневековья и нового времени, был один сын -Идар, давший начало многочисленному ли-ниджу Идаровых [3:384-385]. По этой версии генеалогии Иналидов Кабарды, Биту, Кан(м) булат и Кидиршоко («Кадышука-мурза») являются сыновьями Идара [3:384-385]. Сам Ан-демиркан, согласно фольклорной традиции, происходил из линиджа Минбулата - родного брата Инармаса. То есть Андемиркан и его убийцы приходились друг другу троюродными братьями [4:313-323; 12:150]. Роль Идаровых в истории Кабарды и России хорошо известна. К этой патронимии принадлежали пщышхуэ Кемиргоко Идаров - тесть Ивана IV Грозного и многочисленное поколение кабардинских князей втор. пол. XVI - нач. XVIII вв., многие из которых выехали в Москву и стали частью русской родовитой аристократии [3:383-385].

Идар после смерти отца воспитывался у родственников по матери в Бжедугии, долгое время оставался князем-изгоем без удела в Кабарде. Его возвращение в Кабарду с многочисленным семейством произошло не ранее 1537/1538 гг. в результате масштабной междоусобной войны, в которую оказались втянуты практически все феодальные уделы Княжеской Черкесии [6:54-67]. К этому времени Беслан Жанхотов сошел с исторической арены, а его родной брат Талостан Жанхотов - организатор Бахчисарайского похода (Бахъшысарей зек!уэ), в котором принял участие и Андемиркан, погиб в Кызбурунском сражении (Къызбрун зауэ), завершившемся победой Идара и его союзников [6:37-67]. То есть водворение семейства Идаровых в Ка-

барде произошло уже после смерти Беслана Жанхотова. Как минимум несколько зафиксированных версий прозаических фольклорных текстов приписывает ему одну из основных ролей в организации заговора против Ан-демиркана. Якобы именно Беслан Жанхотов уговорил Кан(м)булата Идарова организовать убийство своего врага [4:306-307; 12:143145,159-160]. Этот мотив представляется нам явным анахронизмом. Кроме уже упомянутого нами очевидного несоответствия в хронологии смерти Беслана Жанхотова, предшествовавшей появлению в Кабарде семейства Идаровых, стоит упомянуть еще два веских довода в пользу нашего мнения. Во-первых, существуют фольклорные версии предания, приписывающие инициативу в организации заговора против Андемиркана Биту Идарову: «Биту со своей шайкой всюду рыскал в поисках Андемиркана. Как-то во время своих поисков Биту встретил Камболета, аталыка Андемиркана. И заставил Биту Камболета принести клятву в том, что он приведет в условленное место Андемиркана без Жаман-Шарыка и без оружия» [4:294-295]. Кроме того, аутентичные поэтические варианты предания об Андемиркане, перечисляя имена его убийц, ни словом не упоминают о Бес-лане Жанхотове [10:80-103; 12:161-167]. Все поэтические варианты предания демонстрируют совпадение в главных пунктах сюжета. Андемиркан доверял Кан(м)булату Идарову, с которым находился в соприсяжном братстве: «Айдемиркан преломил с ним стрелу в вечной верности и преданности друг другу» [12:159]. Не надеясь на успех в прямом столкновении с Андемирканом, его враги составили целый план по нейтрализации своего грозного противника. В заговор, согласно прозаическим текстам то ли усилиями Беслана Жанхотова, то ли Биту Идарова был вовлечен Кан(м)булат Идаров [12:159-160]. В качестве косвенной причины, подтолкнувшей Кан(м)булата Идарова предать соприсяжного брата, устные предания и поэтический текст упоминают о смерти некоего князя Асламбека, брата Кан(м)булата Идарова, в убийстве которого подозревали Андемиркана: «Асламбек... был в большой дружбе с Айдемирканом и часто с ним предпринимал поездки, но... пропал бесследно.

Поговаривали, что он был убит Айдемирканом, к которому Асламбек поехал в гости, и который как небогатый человек, будто не имея чем достойно отдарить его, решился скорее убить его, чем подвергнуться осуждению, отпустить его с незначительным подарком (курсив наш. - К. З.)» [12:159]. Абсурдность данного объяснения входит в прямое противоречие с характеристикой Андемиркана в одном из вариантов историко-герои-ческой песни о нем:

Былым птынкЬ нэхъапэ нартым упащщ.

Твоими богатыми подарками ты

напоминаешь прежних нартов [12:163-165].

В оригинальном поэтическом тексте гибель Асламбека также презентуется скорее как явная победа Андемиркана, нежели некое тайное убийство:

Уи къажэнажэм Аслэнбэкыпщыр хахутэщ.

«Принимавшийучастие в переговорах

с тобой князь Асланбек пал жертвою»

[12:163-165].

Кроме того у Кан(м)булата Идарова согласно генеалогическим преданиям Ина-лидов Кабарды не было брата с именем Аслан(м)бек. Каковыми бы ни были причины, побудившие Кан(м)булата Идарова нарушить священную клятву и верность побратиму, он принял деятельное участие в заговоре. Было решено устроить засаду на Андемиркана. Место засады было специально подготовлено: «Беслан [Жанхотов] отправился в ущелье Хыу [р. Хеу] и приказал сделать там окоп, куда, по окончании его, должны были собраться в определенное заранее время соумышленники» [12:160]. Кан(м)булат Идаров должен был обманом обезоружить своего присяжного брата, разлучить его с боевым конем и вывести на засаду: «Канболат предложил Айдемиркану, чтобы рассеяться, проехать немного по степи и поохотиться на зайцев, лисиц и т. п., дал ему взамен Жаман-шарыка, которого посоветовал оставить, чтобы даром не мучить, - другого коня, про-

стенького, предложил ему также другой, свой меч, говоря, что его, Айдемиркана, слишком хорош, и было бы жаль, если бы где-нибудь он сломал бы его, и, наконец, его самого, одетого по домашнему, в шубу длинную и сапоги и ничего не подозревавшего, привез в окоп, где засели собравшиеся его враги» [12:160].

Наиболее полное описание сцены гибели Андемиркана содержиться в одном из самых ранних письменных вариантов аутентичного поэтического текста историко-героической песни, посвященной нашему герою. К сожалению, орфография записи архаична, не соответствует современной, а перевод на русский язык далек от совершенства. Поэтому мы приводим интересующие нас отрывки аутентичного текста и перевод на русский язык в собственной редакции:

Къэбэрдейм япщо пщы гущэу Къаниболэтыр

си щэуэгъут,

Ныбжьэгъум и тхьэр Къэниболэтым къыреуэ ТхьэкЬ сегъапцЬри щ1ым и пц1энэп1эм сырешэ, Сыкъыдешэри жылэшхуэ пэк1ум сарет, Сыкъезытам и псэу гъуэгъуншэ ирехъу! Пщышхуэ зыхуэхъур алащэ шууэ хахутэщ, Пщы хутыкъуар пхъэупщЬгъэбэм рагъэз, Шэрэдж и мэзу ХъыукЬ зэвым л1ыр дашэщ, Джатэр и башу Къэдырщокъуэпщыр къынос, Битур къэсри жамборей-мэсыр 1эщ1ыдзэщ, Зыкъыридзэк1ыри Битум и жьакЬр пигъэщщ, «Сыпщыгъупщэн», - же1эри, и Iэхъуамбищ

дегъак1уэ,

«Узэхэзек1уэщ» - же1эри, нэк1ум дамыгъэр

тыредзэ,

Заф1ездэк1ынт - Жэманшэрыкъыр Ьгъуэджэщ, Садэджэгунт - урыс алащэм сытесщ. Я нэхъыщауэм хьэщхъури1уэц1эр къыпф1ащ, Бжы-мэ1ур ящ1, бжэл1энк1э п1ауэр пыщ1адз, Джэтэрыхахуэм джэтэбгъуэ зауэр тыращ1э, Джэтэрыхахуэт, Андемыркъаныр

дагъащЬщ.

Из князей Кабарды Канбулат князь был моим

другом доверенным, Пусть Бог дружбы Канбулата проклянет

[досл. «ударит»], Клятвопреступлением [досл. «обманом Бога»] приводит меня в голую землю, Приводит меня и отдает большому сборищу,

Отдавшему меня пусть жизнь будет

беспросветной [досл. «не имеющей

дороги»],

Князя великого застигли на негодном мерине, Впросак попавшего князя загнали в западню [досл. «завал из деревьев»], В Черекский лес, тесную долину Хеу завели

достойного мужа, Кому меч как палка Кидиршоко князь явился, Биту явился и мечет свой жамбореймас

[видимо вид метательного оружия], Развернулся [Андемиркан] и Биту бороду

отсек,

«Не забудешь меня?» - говорит и три пальца

[ему] отсекает, «Любишь на людях появляться [досл. «ходить/ездить»]» - говорит и лицо ему метит [досл. «ставит тавро»], Ушел бы от них, да нет Жаманшарыка, Поиграл бы с ними, да сижу на негодном

[досл. «русском»] мерине. Молокососы, бешенным псом тебя нарекают, Копья щиты приготовив, забрасывают

копьями,

Безупречного во владении мечом широкими

мечами избивают, Безупречно владеющий мечом Андемиркан погибает [12:161-167].

Текст песни безупречен в своей лапидарной изысканности так же, как был безупречен Андемиркан во владении конем и оружием. Безымянный джэгуак!уэ высмеивает неуклюжесть Кидиршоко, проклинает клятвопреступника Кан(м)булата, в нескольких характерных фразах описывает беспомощность Биту перед военным искусством Андемиркана, которого даже на негодном коне, без доспехов и боевого оружия, имея подавляющее численное превосходство, враги смогли одолеть лишь с помощью метательного оружия. Из пяти братьев Идаровых трое приняли самое активное участие в предательском убийстве Андемиркна. Старший из Идаровых - Кемиргоко и еще один из братьев - Желегот, ни в прозаических, ни в поэтических текстах в связи с убийством Андемиркана не упоминаются. О причинах, побудивших Идаровых расправиться со знаменитым на всю Черкесию Андемирканом мы можем судить лишь гадательно. Возможно

фигура популярного пщы тумэ, прославившегося в эпоху величия Беслана и Талостана Жанхотовых - кровных врагов и соперников клана Идаровых, мешала им прочно утвердиться в Кабарде. Но проклятие Андемир-кана настигло Идаровых. Несмотря на свою многочисленность, сильных союзников, спо-

собность трезво оценивать геополитические реалии эпохи и блестящие личные качества многих представителей этого княжеского клана, Идаровы потерпели сокрушительное поражение в своей борьбе за высшую власть в Кабарде и в нач. XVIII в. сошли с исторической арены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адыгская (черкесская) энциклопедия. - М., 2006.

2. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней: в 2 т. - М., 1967. - Т. 1.

3. КРО - Кабардино-русские отношения в XVI-XVШ вв. Документы и материалы: в 2 т. - М., 1957. - Т. 1.

4. Кабардинский фольклор (Вступительная статья, комментарии и словарь М. Е. Талпа / Общ. ред. Г. И. Бройдо). - Нальчик, 2000.

5. Карданов Ч. Э. Путь к России. - Нальчик, 2001.

6. КожевЗ. А. Очерки военно-политической истории Черкесии XV-XVII вв. - Нальчик, 2020.

7. КожевЗ. А. Гибель Андемиркна: проблема датировки // Научные известия. - Нальчик, 2020. - № 21.

8. Налоева Е. Д. Кабарда в первой половине XVIII века: генезис адыгского феодального социума и проблемы социально-экономической истории / Сост. канд. ист. н. А. С. Мирзоев. - Нальчик, 2015.

9. Налоева Е. Д. Генеалогия кабардинских князей как исторический источник (Альбом из 14 генеалогических карт - приложение к книге Налоевой Е. Д. Кабарда в первой половине XVIII века: генезис адыгского феодпльного социума и проблемы социально-экономической истории / Сост. канд. ист. н. А. С. Мирзоев. - Нальчик, 2015.

10. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. - М., 1986. - Т. 3. - Ч. 1.

11. Сборник документов по сословному праву народов Северного Кавказа. - Нальчик, 2003. - Т. 1.

12. Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX - начала XX века. - Нальчик, 1979.

13. Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX - начала XX века. - Нальчик. 1988. - Кн. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.