ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
РОЛЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВО ВНЕШНЕЙ
ПОЛИТИКЕ КИТАЯ Ауган М.А.1, Буркутбаева С.Р.2 Email: [email protected]
'Ауган МаликАлшиоразович — доктор исторических наук, профессор;
2Буркутбаева Саида Рыспековна — магистрант, кафедра международных отношений и мировой экономики, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: с точки зрения классической геополитики, любое государство, добившееся роста своего влияния, в той или иной степени начинает проецировать свою мощь или влияние на региональном и международном уровнях. Сейчас Китай, несомненно, находится на пике своего развития, хотя данная тема носит дискуссионный характер. Китай как международный субъект оказывает свое влияние на своих соседей, по различным аспектам регионального и международного взаимодействия, начиная от вопросов военного плана и заканчивая экономическим сотрудничеством. Центральная Азия, несомненно, представляет собой важный объект для планов Пекина в контексте реализации своей внешнеполитической стратегии. Политика Китая в регионе ЦА продиктована следующими аспектами регионального сотрудничества (по мере значимости): экономика - энергетика, транспорт и логистика, вопросы по безопасности. Весь данный комплекс формирует набор внешней политики Китая в регионе и образует значимость региона для внешней политики КНР. В статье «Роль и место Центральной Азии во внешней политике Китая» показана значимость различных аспектов взаимодействия и сотрудничества между странами региона и Китаем. Ключевые слова: Центральная Азия, политика, энергетические ресурсы, Китай.
THE ROLE AND IMPORTANCE OF CENTRAL ASIA IN CHINA'S
FOREIGN POLICY Augan M.A.1, Burkutbayeva S.R.2
'Augan Malik Alshiorazovich - Doctor of Historical Sciences, Professor;
2Burkutbayeva Saida Ryspekovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF INTERNATIONAL RELATIONS AND WORLD ECONOMY KAZAKH NATIONAL UNIVERSITY NAMED AFTER АL-FARABI, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: from the point of view of classical geopolitics, any state that has achieved its growth to some extent begins to project its power or influence in its territory. Now China, undoubtedly, is at the peak of its development, although this topic is of a debatable nature. China, as an international entity, exerts its influence on its neighbors on various aspects of regional and international cooperation, deviating from the military plan and ending with economic cooperation. Central Asia undoubtedly represents an important object for Beijing's plans in the context of implementing its foreign policy strategy. The policy of China in the CA region is dictated by the following aspects of regional cooperation (in the sense of importance): economy - energy, transport and logistics, security issues. The whole complex forms a set of currencies for China and other regions of China. The article "The Role and Place of Central Asia in China's Foreign Policy" shows the importance of cooperation between the countries of the region and China.
Keywords: Central Asia, politics, energy resources, China, Republic of Kazakhstan.
УДК 327.8
Энергетика и экономика
Энергетический и экономические факторы в развитии сотрудничества между странами региона и Китаем являются ключевыми в плане определения внешней политики. В данном отношений, существуют два типа подхода и отношений между странами, где энергетический фактор является ключевым для Пекина. Одна из причин, по которой Пекин так серьезно относиться к реализации своей энергетической стратегии, является то, что такие регионы как
Ближний Восток подвержены определенным геополитическим рискам, в ходе которых существует угроза поставок энергоресурсов. В данном случае, энергетические запасы Центральной Азии выполняют дополнительную функцию. Стратегией Китая в данной области является вливание инвестиции в энергетическую и транспортную отрасли, которые необходимы для поддержания энергетической безопасности Китая.
Торговый оборот между странами региона и КНР берет свое начало еще 90-ых годов. Одним из показателей развития взаимной торговли является увеличение торгового оборота между странами: объем товарооборота между Китаем и странами Центральной Азии вырос с $ 400 млн. в 1992 году до $ 10 млрд. в 2006 году, что в 25 раз больше. В 2010 году объем торговли в Центральной Азии с Китаем превысил $ 30 млрд. [1]. Экономические связи настолько сильны со странами региона, что КНР открыло свои представительства Министерства коммерции при КНР во всех странах региона.
Таблица 1. Торговый оборот между Китаем и странами ЦА: избранные года (в млрд долларов США)
Год 1992 2000 2003 2006 2007 2008 2009 2010
Объем 0.4 1 3.3 10 17 25 26 30
Китай заинтересован в участии в Центрально азиатском рынке газа. В 2006 году С№С подписала договор о строительстве газового трубопровода с правительством Казахстана. В Июле 2008 года С№С и КазМунайГаз подписали второе соглашение о строительстве и эксплуатации газопровода. Начиная с правого берега Амударьи, газопровод охватывает только 180 км на туркменской территории до Туркмено-Узбекской границы и имеет протяженность более чем 500 км, пересекая Узбекистан, и обладает примерной протяженностью 1300 км, пересекая Казахстан, не доходя Синьцзян через Шымкент и Хоргос.
Казахстанский сектор нефтепровода был представлен в декабре 2009 г. во время приезда президента Ху Цзиньтао в Казахстан. Строительство второй газовой линии в 2010 г. Третий газопровод, направлен на строительство доставки газа из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана в Китай, строительство которого началось в 2012 году. Увеличились объемы доставок газа на 65 миллионов кубических метров к декабрю 2015 г., который действительно соответствует энергетическим потребностям Китая [2].
В своих расчётах энергетической безопасности, Китай рассматривает Центральную Азию как важного поставщика ресурсов, которые необходимы для поддержания нормального экономического роста Китая. В данном случае, в энергетической стратегии Китая выделяются два важных направления, эксплуатации и транспортировки энергоресурсов: первый - это, морской путь, который проходит через Индийский океан и достигается в Африке (Нигерия, Судан, Ангола) и страны Ближнего Востока (Иран, Саудовская Аравия); второй - это континентальный, азиатские страны пост советского пространства. Данные, основанные на Центральной Администрации Таможни, импорт углеводородов в 2003 году составил следующие показатели: Ближний Восток 50.9%, Африканский регион 24.3%, и АТР 15.2%. Объем импортируемой нефти Китаем из этих регионов составил 90.4% общего импорта. В 2009 г. статистические данные показывали: Ближний Восток 47.8%, Африканский регион 30.1%, Европа и бывший Советский союз 10.6%, западное полушарие 6.7% и АТР 4.7%. В 2011 году Китай импортировал 130 млн тонн сырой нефти из Ближнего Востока, и 59.775 млн. тон из Африки, до с их пор завися от Ближнего Востока и Африки с соответствующей долей 51.5% и 23.7%. Исходя из данных указанных выше, более чем 70% ныне импортируемой нефти приходится на Ближний Восток и Африку. В 2011 году основными источниками импорта Китаем нефти являются следующие государства: Саудовская Аравия (50.2777 млн тонн) -19.81%; Ангола (31.1497 млн тонн) - 12.27%; Иран (27.7566 млн тонн) - 10.94%; Россия (19.7245 млн тонн) - 7.71%; Оман (18.1532 млн тонн) - 7.15%; Ирак (13.7736 млн тонн) -5.12%, Султан (12.9893 млн тонн) - 5.12%; Венесуэла (11.5177 млн тонн) - 4.54%; Казахстан (11.211 млн) - 4.42%; Кувейт (9.5415 млн тонн) - 3.76% . Импорт из этих 10 стран составляют 81.21 % общего импорта нефти Китая [3].
Политика безопасности и институционализация отношений Китая в Центральной Азии. Политика безопасности в регионе, происходит между региональными акторами в Центральной Азии, представленных Китаем, Россией, и самими странами ЦА. Основными параметрами сотрудничества между странами региона, стало урегулирование территориальных споров между бывшими странами СССР и Китаем. Спорные моменты были урегулированы к 1996. Перед Китаем стала задача «закрепиться» в регионе, так как естественным регионом
Китая является АТР. Пекином было предложена идея о созданий «Шанхайской пятерки» -государств, которые принимали участие в разрешении территориальных споров. Пекин решил эту проблему путем институционализации своих отношений в регионе. В данном случае, сталкиваются две очевидные тенденции китайской политики: с одной стороны Китай в своей дипломатической стратегии отдает предпочтение двухсторонним отношениям, как это было и с разрешением территориальных споров с пост советскими странами; с другой стороны, Китаю как новому игроку в ЦА необходимо было провести институционализацию отношении в регионе, для систематизации своих действии с другими участниками региона. Общие параметры сотрудничества в регионе, в рамках ШОС:
• Территориальные урегулирования;
• Военная безопасность;
• Противодействие терроризму, экстремизму, сепаратизму;
• Экономическое сотрудничество.
Политика безопасности КНР в регионе относиться к противодействию сепаратизму в СУАР (Синьцзян Уйгурский Автономный Район). В данном отношении, произошло пересечение национальных интересов стран - участников ШОС: КНР - нестабильность в Синьцзяне, гражданская война в Таджикистане, вторжение боевиков ИДУ в Кыргызстане и Узбекистане и война на Кавказе. Данные события привели к формированию анти террористических механизмов ШОС. Анти террористические механизмы ШОС включают в себя обмен разведданными между странами - членами ШОС и военные учения.
Вторым направлением политики безопасности Китая в Центральной Азии стало поддержание регионального баланса в рамках ШОС. Период первой половины 2000-х годов был наступательным в плане политики администрации Буша. Одним из направлений данной политики стало поддержание Вашингтоном «цветных революции» на пост советском пространстве, и анти террористическая операция в Афганистане. Суть заключалась в наращивании американского присутствия в регионе: приход к власти про-Западных сил и размещение сети американских военных баз, которые были вовлечены в Афганистане (Ханабад в Узбекистане и Манас в Кыргызстане). Китай и Россия, а также местные режимы поддерживали инициативу поддержания регионального баланса, целью которого являлось сохранения status-quo. В общем, стратегия и политика Вашингтона была направлена на преобразование региона в рамках доктрины Большой Центральной Азии. Это, несомненно, представляло угрозу для национальных интересов и безопасности России и Китая, а также местных режимов: для России это выражалось в сокращении своего влияния на регион ЦА, как традиционной сферы влияния; угроза для Китая заключается, в окружении Китая, по его периферии дружественными Америке государствами; для местных режимов - сохранение своей власти. Пиком российско-китайского и центрально-азиатского взаимодействия стала Астанинская декларация 2005 года. Основным содержанием Астанинской декларации стало заявление стран - участников ШОС о необходимости вывода военных баз США из региона: Карши - Ханабада в Узбекистане и Манас в Кыргызстане. Таким образом, можно сказать, что ШОС выполняет две основные функции, где первая - это поддержание антитеррористической деятельности ШОС в регионе, и поддержание внутрирегионального баланса между Россией и Китаем в Центральной Азии.
Также политика безопасности Китая в Центральной Азии формируется еще и через призму общественных отношений и восприятия, в данном отношении, как правило, выделяются два направления - это российское и центрально-азиатское. Восприятие базируется на синофобии -боязни роста и влияния Китая. Синофобское понимание и восприятие Китая построено на двух принципах: первый - это военный о том, что Китай способен или будет способным в будущем проецировать свою военную мощь в регионе, для достижения своих целей или территориальной экспансии. Второе восприятие, основано на принципах «тихой экспансий», где говорится об экономическом и демографическом присутствии Китая в регионе, где непременно первыми странами, оказавшимся под воздействием Китая станут Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Учитывая внутренние, как и китайские, так и региональные особенности, китайская угроза преувеличена, и политика безопасности Китая в основном построена на обеспечении стабильных энергетических поставок и безопасности СУАР с фокусом на территориальную целостность.
Список литературы / References
1. China's New Diplomacy Rationale, Strategies and Significance Second Edition Zhiqun Zhu Famham. S. 116.
2. Канцелярия Советника по торгово-экономическим вопросам Посольства Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian1.china.org.cn/russian/143324.htm./ (дата обращения: 22.05.2017).
3. Lirong Wang Sea Lanes and Chinese National Energy Security.