УДК 65.01+654
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА И ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖАЩИХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
THE ROLE AND IMPORTANCE OF MANAGEMENT-LEGAL MECHANISM AND APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE INFORMATION SYSTEM OF THE ACTIVITY OF THE EMPLOYEES AT THE PRESENT STAGE OF MODERNIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
© Назаров Валерий Юрьевич
Valery Yu. Nazarov
кандидат юридических наук, докторант, Московский университет МВД РФ. PhD (Law), doctoral student, Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia.
Статья посвящена управленческо-правовому механизму применения инноваций в информационной системе деятельности служащих на этапе модернизации. В центре внимания читателя — внедрение принципов открытости, доступа граждан к информации о деятельности органов управления, их сотрудников. Рассмотрены проблемы прекращения устаревших и поддержки новых служебных отношений. Уделяется большое внимание внедрению новых систем оценки эффективности применения инноваций в работе данной должностной категории. Ставится вопрос о создании и функциях кадрового подразделения по введению новшеств.
Ключевые слова: административно-право-воймеханизм, закон, инновации, кадры, модернизация правоотношения, органы, служебная деятельность, развитие, служащие, стратегия.
The Article is devoted to the administrative-legal mechanism of implementation of innovations in the information system of the activity of the employees at the stage of modernization. In the center of attention of the reader introduction of the principles of openness, access of citizens to information on the activity of management bodies, their officials. Consider the problems of termination of obsolete and support new service relationships, introduction of new systems of evaluation of effectiveness of innovation in the work of the employees. The question of the establishment and functions of the HR unit of the implementation of innovations.
Key words : administrative and legal mechanism law, innovation, human resources, modernization of legal relations, agencies, service activity, development of staff, strategy.
Современный механизм применения инноваций требует административно-правового прекращения устаревших служебных отношений и внедрения инновационных технологий в профессиональную деятельность служащих. С этой целью должны быть оценены управленческие и информатизационные условия формирования данного механизма в виде инноватизации служебной деятельности и его адаптации к правовой среде управления. Поэтому актуальна научно-практическая попытка сформулировать подходы, закрепляющие механизм применения инноваций, в том числе и в области информационных технологий органов управления, посредством интеграции этих технологий с интернет-ресурсами, ре-крутинговыми порталами негосударственных организаций (кадровых агентств). Всё это по-
зволяет автоматизировать процесс публикации информации о кадровых вакансиях на сайтах, «расширить аудиторию» соискателей, сэкономить рабочее время специалистов кадровых подразделений государственных органов.
Внедрение инновационных технологий в управленческую сферу предполагает создание единой системы получения информации о деятельности служащих не только соответствующими государственными органами, но и гражданами. К сожалению, для нормального функционирования данного механизма пока недостаточно налажены: межведомственная координация, обмен информацией между различными органами государственного управления, между ними и структурами гражданского общества.
Применительно к инновациям из области профессиональных технологий, необходимо в полной мере использовать систему показателей повышения эффективности рассматриваемого механизма на основе создания информационно-технологической инфраструктуры взаимодействия между его звеньями - государственными служащими, населением, учреждениями и организациями с использованием принципа транспарентности в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [1].
Речь идёт о внедрении принципа открытости, доступа граждан к информации о деятельности органов управления, их служащих посредством обнародования (опубликования) государственными органами информации о своей работе в средствах массовой информации; размещения ими в сети Интернет информации о реформировании и развитии кадровых подразделений. Принципиальное значение имеет практика ознакомления пользователей информацией с деятельностью государственных органов, их служащих через библиотечные и архивные фонды; присутствие граждан, в том числе представителей общественных организаций, на заседаниях коллегиальных органов власти; предоставление информации пользователям по их запросу и другие способы (стенды, информационные киоски, статистическая информация и др.).
Разработка регламента информационного взаимодействия всех участников настоящего процесса (государственных, муниципальных органов, их служащих и граждан), по нашему мнению, позволит осуществить координацию эффективного распределения информационных ресурсов по приоритетным направлениям служебной деятельности. Наиболее перспективными представляются: внедрение информационных технологий в систему управления ресурсами и создание управленческо-правового механизма применения инноваций для совершенствования деятельности служащих. Сюда относится апробация электронных информационных систем планирования, регламентация и контроль профессиональной деятельности служащих; разработка концепции и технологических платформ информационных систем, единых требований к управленческим информационным системам в различных государственных органах; унификация методов служебной деятельности, применяемых в управлении.
В Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года [2] особое внимание обращено на автоматизацию кадровых процедур; экспериментальную апробацию ин-
формационных систем управленческой деятельности и внедрение информационных технологий в систему управления кадровыми ресурсами. Подчёркнута в Стратегии необходимость разработки информационных систем мониторинга эффективности и качества управленческих технологий в сфере профессиональной деятельности.
По нашему мнению, в правовой механизм применения инноваций целесообразно также включить информирование служащих о передовом опыте внедрения новшеств, создание системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования служащими информационных технологий, инноваций стратегического содержания.
Подмечено, что меры, направленные на продвижение и популяризацию инновационных технологий в целях повышения квалификации служащих, принимаются на всех уровнях управления [3, с. 132-258], но медленно. Выход на перспективные направления по ускорению решения этих проблем видится в отказе от устаревших служебных отношений, внедрении и использовании профессиональных инноваций в деятельности служащих [4, с. 7—13].
Проведение анализа новых квалификационных требований, предъявляемых к работникам данной кадровой категории, и установленных должностными регламентами, в частности, показало, что в Российской Федерации, её субъектах предпринята попытка конкретизации требований в области использования информационных технологий. Определены направления деятельности по вопросам аппаратного и программного обеспечения компьютерных сетей и Интернета; формы и методы использования понятийного аппарата служебных инноваций, мониторинга правоприменения и информационной безопасности. В том числе навыки работы в системе инновационных служебных правоотношений, офисных технологий, управленческих операций, электронной почты, текстового редактора, электронных таблиц, а также навыки работы с правовыми базами данных.
Далее, по мере формирования инновационного государства, будет создаваться управленческо-правовой механизм на основе организации правового регулирования деятельности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации по нововведениям в соответствии с принципами комплексности и рациональности профессионально-служебной деятельности. При этом необходимо учесть подготовленность самих субъектов внедрения служебных инноваций к занятию достойного места в служебных отношениях, устранить дестабилизирующие воз-
Информационная безопасность регионов. 2014. № 1(14)
действия, использовать в работе по результатам. В этом аспекте встают три проблемы:
1. Создание единой или «рамочной» системы информации о деятельности государственных и муниципальных служащих. Точнее говоря, о служебной деятельности, которая применялась бы как в федеральных органах государственной власти, так и органах государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления и обладала бы комплексным и объективным характером.
2. Развитие юридической техники, концентрации сил и средств осуществления намеченных мероприятий по прекращению устаревших и поддержке новых служебных отношений.
3. Внедрение новых систем оценки состояния управленческо-правового механизма применения инноваций в деятельности служащих, неразрывно связанной с наличием положительной мотивации труда служащих (содержание работы, шансы роста по службе, уровень оплаты труда, правовые гарантии, социальная защищённость).
В рамках решения этих проблем будет позитивной мерой в структуре каждого органа государственного управления Российской Федерации, её субъектов создание специального подразделения по внедрению инноваций. К функциям последнего необходимо отнести:
— инноватизацию статуса служащего;
— координацию и методологическое сопровождение подготовки докладов о развитии государственной (муниципальной) службы и её служащих в условиях модернизации;
— изучение потребностей, оценку спроса населения на государственные и муниципальные услуги;
— мониторинг достижения целей и задач модернизации в сфере деятельности служащих, подведомственной данному органу государственной (муниципальной) власти, включая изучение мнения потребителей бюджетных услуг.
Данное структурное подразделение должно подчиняться непосредственно руководителю органа власти (управления), в структуре которого оно создаётся.
Сегодня нуждается в научном обосновании процесс дальнейшего формирования механизма, его модели (концепции) внесения и использования инноваций в деятельности государственных и муниципальных служащих. Среди инноваций выделяются: новые методы организации работы с персоналом управления на государственной гражданской, военной и правоохранительной службе; создание единой, «рамочной» системы оценки деятельности чиновников по результатам; усиление положительной мотивации труда, совершенствование профессиональной
компетентности служащего, планирование его индивидуальной карьеры; формирование резерва кадров на профессиональной основе.
Сделанная в Стратегии инновационного развития России оценка ресурсного потенциала государственной службы и её служащих свидетельствует о недостаточном уровне работы по прекращению устаревших служебных отношений. Всё это подтверждает необходимость разработки более эффективного и нацеленного на перспективу управленческо-правового механизма применения инноваций в служебной деятельности, что может осуществляться посредством функционального моделирования и оказания служащими услуг населению исходя из имеющихся ресурсов.
Предпосылки возникновения инновационных правоотношений и основания иннова-тизации служебной деятельности не являются тождественными категориями. Предпосылки создают потенциальную возможность появления общественного отношения, урегулированного нормами права, между конкретными субъектами. Чтобы эта возможность трансформировалась в инновации, а последние — в действительность, необходимы соответствующие основания для их появления.
Возникновение инновационно-служебных действий базируется не на одном, а на нескольких последовательно совершаемых новых действиях. Вначале проводится конкурс (в определённых случаях возможно и внеконкурсное замещение должности), затем издаётся акт о назначении гражданина на должность и после этого заключается служебный контракт инновационного содержания.
Анализ кадровых процессов показал, что главной целью инновационно-правового обеспечения работы государственных гражданских и правоохранительных служащих является легальное закрепление новых условий в соот-ветсвии с требованиями повышения качества предоставляемых служащими услуг, повышение дисциплины и показателей труда, с одной стороны, и укрепление доверия населения и деловых кругов к государственной службе — с другой.
Систематизируются новые элементы оценки эффективности механизма применения инноваций, такие как стандарты деятельности для каждой должности (рабочего места), должностные регламенты, процедуры, периодичность и нетрадиционные методы оценки, гласное обсуждение проектов решений, принятие решения по результатам оценки, документирование посредством мобильной связи и др.
В этом плане предстоит переосмысление заново взглядов на отдельные аспекты правового обеспечения управления, в частности, следует
поддержать курс на инноватизацию системы управленческо-правовых и информационных условий служебной деятельности при неуклонном сокращении всех видов затрат на «ручное» управление.
Принципиальный вывод о невозможности решения при помощи одних и тех же условий всех задач, стоящих перед кадровой политикой, не означает отказа от разработки единой национальной системы управленческо-правовых и информационных условий инноватизации служебной деятельности.
До настоящего времени в научной литературе не были подвергнуты отдельному рассмотрению вопросы адаптации управленческо-правового механизма применения инноваций к информационному этапу совершенствования деятельности государственных служащих. Здесь ведомственный интерес дал о себе знать, особенно в попытках прямого уравнивания службы, например, в органах Госнаркоконтроля и военной службы.
Исходя из анализа действия Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» [5] можно сделать следующий вывод: уровень инноватизации и информатизации различных видов государственной службы и внутри каждого из них будет в перспективе достаточно высок. Следует обратить внимание также и на то, что в обновляемой деятельности государственной службы появилась возможность совмещения в рамках одного органа различных видов государственной службы. Как и в любой другой инновации, здесь необходим орган управления модернизацией, который на научной основе и в силу предоставленных ему властных полномочий осуществит разработку и внедрение административно-правового механизма применения инноваций в служебную деятельность, выработает проекты необходимых документов.
Информированность, инновационность не существуют сами по себе, изолированно, в отрыве от общечеловеческой, в том числе информационно-служебной деятельности, от прав и свобод человека, гражданского мира и согласия. Наряду с осуществлением государственных интересов, нуждаются в развитии модели реализации вне-
дрения новых принципов кадровой политики [6] справедливых интересов личности служащего.
Когда ни в теории, ни на практике никто основательно не занимался целенаправленным формированием инновационной модели рациональности информатизации служебной деятельности, происходило игнорирование роли и значимости личных интересов служащих как движущей силы их взаимодействия и согласия. С развитием информационного общества в России, наконец, начинает осознаваться важность единства административно-правовой теории и практики, инновационно-правового и информационно-технологического характера служебной деятельности.
Отсюда в качестве решающих условий адаптации механизма правоприменения инноваций в профессиональной служебной деятельности с участием граждан следует рассматривать современное информационное общество, инновационное государство с его мощным аппаратом законодательной, исполнительной и судебной власти.
Вместе с тем имеет право на существование и параллельная точка зрения: сила и эффективность государства, в контексте системы административно-правовых и информационных инноваций технологического характера, заключается, главным образом, в авторитете государства и его компетентных органов, их опоре на широкие социальные слои. Эта сила проявляется в торжестве закона и равенстве всех перед законом и судом, вовлечении наиболее талантливых, компетентных и высоконравственных специалистов в процесс упорядочения служебных отношений по решению задач модернизации государственной службы. Среди субъектов, участвующих в решении этих задач, существенная роль отводится средствам массовой информации (СМИ), методологически выверенный подход которых, определён Стратегиями развития информационного общества и инновационного развития России.
Материалы поступили в редакцию 03.10.2013 г.
Библиографический список (References)
1. Российская Федерация. Законы. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления : федеральный закон № 8-ФЗ : [принят 9 февраля 2009 г.] / / Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 7. Ст. 776. ISSN 1560-0580.
1. On access to information about the activities of state bodies and local self-government. The federal law number 8 -FZ. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2009. № 7. Art. 776. ISSN 1560-0580.
Информационная безопасность регионов. 2014. № 1(14)
2. Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 1. Ст. 216. ISSN 1560-0580.
3. Комахин Б. Н. Административно-правовые основы развития служебной деятельности в контексте политики модернизации. М. : ИПУ РАН, 2013. 474 с. ISBN 978-5-91450-131-7.
4. О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации [Электронный ресурс] : матер. заседания президиума Государственного совета. Режим доступа: http://state.kremlin.ru/face/820 (дата обращения: 02.12.2013).
5. О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон № 58-ФЗ : [утверждён 07.05.2003 : ред. от 01.09.2013]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/popular/gossluzh/http://state. kremlin.ru/face/820 (дата обращения: 02.12.2013).
6. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : указ Президента РФ № 601 : [издан 7 мая 2012 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2338. ISSN 1560-0580.
2. Strategy of innovative development of Russia until 2020. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2012. № 1. Art. 216. ISSN 1560-0580.
3. Komahin B. N. Administrative and legal basis for the development of performance in the context of the modernization policy. Moscow, IPU RAN, 2013. 474 p. ISBN 978-5-91450-131-7.
4. On the implementation of the Strategy for Information Society Development in Russia, mater. zasedanija prezidiuma Gosudarstvennogo soveta. Available at: http://state.kremlin.ru/face/820 (accessed 02 December 2013).
5. On the Public Service of the Russian Federation. Federal Law № 58-FZ, 07.05.2003 approved by, Ed. from 01.09.2013 . Available at: http:// www.consultant.ru/popular/gossluzh/http://state. kremlin.ru/face/820 (accessed 02 December 2013).
6. On main directions of improving governance. Presidential Decree number 601, published May 7, 2012. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2012. № 19. Art. 2338. ISSN 1560-0580.