Научная статья на тему 'Некоторые направления формирования профессионального ядра в органах внутренних дел'

Некоторые направления формирования профессионального ядра в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
работа с кадрами / профессиональное ядро / имидж полиции / кадровые и психолого-педагогические технологии / work with personnel / professional core / image of the police / personnel and psychological and pedagogical technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хиллар Харриевич Лойт

В статье раскрываются отдельные направления деятельности органов государственной власти по формированию профессионального ядра в полиции, в том числе путем повышения ее общественного имиджа, внедрения инновационных технологий в работе с кадрами, и в первую очередь психологопедагогических.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хиллар Харриевич Лойт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some directions of formation of a professional core in law enforcement bodies

The article reveals the separate directions of activity of the state authorities on formation of professional core in the police, including by increasing its public image, introduction of innovative technologies in work with personnel, first of all, psychological and pedagogical.

Текст научной работы на тему «Некоторые направления формирования профессионального ядра в органах внутренних дел»

УДК 34 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10020

ББК 67

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЯДРА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Хиллар Харриевич ЛОЙТ,

заведующий кафедрой государственного права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, доктор юридических наук, профессор E-mail: kaf94@guap.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. В статье раскрываются отдельные направления деятельности органов государственной власти по формированию профессионального ядра в полиции, в том числе путем повышения ее общественного имиджа, внедрения инновационных технологий в работе с кадрами, и в первую очередь психолого-педагогических.

Ключевые слова: работа с кадрами, профессиональное ядро, имидж полиции, кадровые и психолого-педагогические технологии.

Annotation. The article reveals the separate directions of activity of the state authorities on formation of professional core in the police, including by increasing its public image, introduction of innovative technologies in work with personnel, first of all, psychological and pedagogical.

Keywords: work with personnel, professional core, image of the police, personnel and psychological and pedagogical technologies.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, определяя концептуальные основы ведомственной кадровой политики, исходит из необходимости формирования нового профессионально-нравственного облика сотрудника органов внутренних дел, обновления кадрового потенциала полицейских и иных подразделений Министерства.

При этом в данной деятельности важную роль играют технологии профессиональной ориентации. Можно согласиться, что «устоявшимися и положительно зарекомендовавшими себя на практике технологиями профессиональной ориентации в системе государственной и муниципальной службы являются профессиональное просвещение, профессиональная пропаганда, профессиональная реклама, профессиональная консультация, профессиональная пропедевтика, профессиональный предварительный отбор» [3, с. 123].

На основе проведенного анализа считаем возможным высказать ряд предложений по со-

вершенствованию формирования профессионального ядра в МВД России.

Представляется, что, исследуя социальное и материально-техническое обеспечение деятельности сотрудников МВД, размер оплаты их труда и предоставляемые льготы, можно заключить, что служба в этой государственной структуре нуждается в формировании позитивного отношения к ней граждан. Необходимо отметить сущностные отличия в трудовой деятельности различных субъектов этих отношений на рынке труда. Так, в коммерческих организациях деятельность направлена на максимальное и быстрое извлечение прибыли, размер которой обусловливает и размер оплаты труда [1, с. 253]. Служба в органах МВД России отличается стабильным заработком сотрудника, подкрепленным строгими социальными гарантиями.

Можно констатировать, что среди российских граждан трудовая (служебная) деятельность сотрудников МВД в течение последних 20 лет не пользовалась популярностью и ассоциировалась с бюрократией, волокитой, властным

№ 2/2018

произволом. Скорее всего, отношение общества к сотрудникам силовых ведомств если и изменится, то очень не скоро, ведь правовой нигилизм в виде непризнания сотрудниками норм права как социальной ценности, негативного, отрицательного отношения к праву, законам, правопорядку, неверия в силу права, его возможности, общественную полезность поразил определенную часть сотрудников.

Одна из причин этого видится в снижении качества обучения студентов (курсантов) юридических вузов. При столкновении с действительностью правовое сознание таких сотрудников вступает в конфликт и трансформируется в виде сознательного отрицания закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п.

«По последним данным, — отмечает В.В. Стрельников, — чуть ли не 80% жалоб и обращений граждан в вышестоящие инстанции, в том числе и к Президенту РФ, вызвано различными формами административного произвола» [5, с. 8].

Способствовать притоку квалифицированного персонала в органы внутренних дел в сегодняшних российских условиях может повышение престижа службы. Престиж служащих зависит от многих факторов, к числу которых можно отнести как материальное обеспечение, социальные гарантии сотрудников, уровень технической оснащенности служебной деятельности, так и проведение целенаправленной государственной политики по формированию позитивного имиджа полиции в СМИ, кадровую политику Министерства.

В целом речь идет об усилении ответственности органов государственной власти за достижение поставленных перед служащими целей; о введении нового порядка стимулирования и оплаты труда сотрудников на основе комплексной оценки выполнения Стратегии инновационного развития.

Другим направлением формирования профессионального ядра в органах внутренних дел является применение механизма, ориентированного на достижение служащими, в соответствии со Стратегией инновационного развития России, высоких показателей в труде, т.е. перенесение внимания с процедурных вопросов на результаты работы. Иными словами, на замену «ручного» административного командования системой публичного контроля стимулирования и заинтересованности в эффективной служебной деятельности сотрудников МВД России.

Инноватизация рассматриваемого механизма представляется комплексной системой и охватывает направления правотворческой деятельности органов управления по совершенствованию системы служебной деятельности. А именно: определение стратегических целей, ориентированных на эффективный результат; внедрение программно целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной кадровой политики; введение системы унифицированных показателей эффективности деятельности сотрудников МВД России по достижению стратегических целей на основе увязки показателей эффективности с показателями качества их деятельности.

Сегодня все шире входят в управленческую практику МВД России ежегодные публичные отчеты руководителей территориальных органов управления о результатах деятельности. Эти отчеты отвечают на жизненно важные вопросы: как совершенствуется механизм правового стимулирования служебной деятельности; какие антикоррупционные средства используются в механизме развития, какими способами формируется высокопрофессиональный кадровый состав, создаются действенные механизмы совершенствования работы с кадровым резервом; внедряются современные кадровые технологии, в том числе по обеспечению необходимых условий для профессионального развития сотрудников МВД России, повышения доверия к сотрудникам органов внутренних дел со стороны населения. Оптимальная компетенция руководителя является одним из ключевых факторов построения эффективно функционирующей системы управления [2, с. 101].

Можно согласиться с Б.Н. Комахиным, что «в условиях действия Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. выстраивание новых служебных правоотношений происходит параллельно с разграничением компетенции служб и служащих по типам финансируемых инновационных проектов и отраслевой технологической приоритезации в механизме совершенствования служебной деятельности» [4, с. 242].

В связи с этим разработка и внедрение механизма применения административно-правовых инноваций связаны с проведением организационно-правового анализа процесса (процедуры) профессиональной служебной деятельности, начиная с отбора кадров для замещения должностей и заканчивая изданием акта государ-

№ 2/2018

ственного органа о назначении лица на должность, и это неотъемлемая задача в системе МВД России.

Примером может служить научно-исследовательский и опытно-конструкторский проект «Разработка правовых оснований и процедур психологического тестирования государственных служащих» Министерством экономического развития Российской Федерации, в котором определены не только перечень должностей на государственной службе, для замещения которых требуется психологическая подготовка, но и разработаны нормативные правовые акты проведения психологического тестирования служащих.

Представляется, что целесообразно использовать имеющийся опыт в процедуре проведения психологического тестирования сотрудников МВД России на основе стандартизированных психологических методик.

Итак, полагаем, что формирование профессионального ядра сотрудников органов внутренних дел предопределяется не только предметной деятельностью в этой сфере органов и подразделений МВД России, но и целенаправленной государственной политикой по повышению

общественного престижа правоохранительных органов, и в первую очередь полиции.

Библиографический список

1. Архипова Н.И., Седова О.Л. Менеджмент (управление персоналом): учебно-методический модуль. М.: Изд-во Ипполитова, 2009. 360 с.

2. Болдырев У.К. К вопросу об оптимизации компетенции начальника территориального органа МВД России как субъекта организации правоохранительной деятельности // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).

3. Вагина Л.В., Панин И.Н. Реформирование государственной службы Российской Федерации: схемы и комментарии: Учеб. пособие. М.: Юркнига, 2016. 240 с.

4. Комахин Б.Н. Административно-правовые основы развития служебной деятельности в контексте политики модернизации: Монография. М.: ИПУ РАН, 2013. 474 с.

5. Стрельников В. Кадры — лицо власти // ЭЖ-Юрист. 2013. № 40.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Интегрированные маркетинговые коммуникации. Учебник для магистров и аспирантов высших учебных заведений / Под ред. Н.Д. Эриашвили, И.В. Грошева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 391 с.

Интегрированные

маркетинговые

коммуникации

Раскрывается содержание интегрированного маркетинга как комплексной многоканальной синхронизированной коммуникационной системы, основанной на единстве внешнего и внутреннего маркетинга, в целях максимального удовлетворения потребностей общества в рамках производства под индивидуального заказчика многофункциональных продуктов.

В логической последовательности рассматриваются направления влияния инструментов РИ и рекламы на результаты маркетинговой деятельности, раскрываются классификационные признаки потребительской ценности сферы коммуникационных услуг с учетом специфики практического использования в процессе рыночного участия фирм и компаний.

Материал учебника позволяет читателям ознакомиться с содержанием и спецификой внешних и внутренних коммуникаций, РИ и рекламы в организациях сферы услуг, товарного обращения и промышленного производства. Рассматриваются механизм комплексной оценки интегрированных маркетинговых коммуникаций, рыночный механизм стимулирования сбыта и оказания маркетинговых услуг с учетом факторов деловой среды, а также эффективность инструментов РИ и рекламы с выделением значения показателя социально-деловой активности и корпоративной ответственности.

Для магистров, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», а также аспирантов при подготовке диссертации по профилю «Маркетинг».

№ 2/2018

98 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.