Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
30
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественные организации / правоохранительные органы / взаимодействие / реестры / законодательное регулирование. / public organizations / law enforcement agencies / interaction / registers / legislative regulation.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Митина Е. С.

В настоящее время существует значительная необходимость в оценке и улучшении взаимодействия правоохранительных структур и общественных организаций в России. Недостаточное нормативное регулирование и контроль за включением общественных объединений в реестры и их взаимодействие с правоохранительными органами могут подрывать эффективность и законность их действий. Цель: Изучить проблемы и перспективы развития взаимодействия правоохранительных органов и общественных объединений в Российской Федерации. Методы: Анализ, синтез, обобщение и систематизация научных источников по проблеме исследования. Результаты: Рассмотрены случаи неправомерного включения организаций в региональные реестры и проблемы в сотрудничестве с правоохранительными структурами. Выявлены основные препятствия для эффективного взаимодействия, включая отсутствие четких законодательных обязательств и механизмов контроля. Предложены меры для улучшения правовой базы и процессуальной прозрачности. Выводы: Подчеркнута необходимость в законодательном урегулировании взаимодействия правоохранительных органов и общественных объединений, включая создание общедоступной базы данных для мониторинга и оценки этого взаимодействия. Выявлен Внесен ряд предложений по упрощению процедур сотрудничества правоохранительных органов .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Митина Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE ASSISTANCE OF CIVIL ASSOCIATIONS IN THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Currently, there is a significant need to assess and improve the interaction of law enforcement agencies and public organizations in Russia. Insufficient regulatory regulation and control over the inclusion of public associations in registries and their interaction with law enforcement agencies can undermine the effectiveness and legality of their actions. Purpose: To study the problems and prospects for the development of cooperation between law enforcement agencies and public associations in the Russian Federation. Methods: Analysis, synthesis, generalization and systematization of scientific sources on the research problem. Results: Cases of illegal inclusion of organizations in regional registries and problems in cooperation with law enforcement agencies are considered. The main obstacles to effective interaction have been identified, including the lack of clear legislative obligations and control mechanisms. Measures are proposed to improve the legal framework and procedural transparency. Conclusions: The need for legislative regulation of interaction between law enforcement agencies and public associations, including the creation of a publicly accessible database for monitoring and evaluating this interaction, is emphasized. A number of proposals have been identified and made to simplify the procedures for law enforcement cooperation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-6-15 УДК 351.74

© ®

Attribution

сс by

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Митина Е.С.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации; Бюджетное учреждение Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации»

Аннотация. В настоящее время существует необходимость в оценке и улучшении взаимодействия правоохранительных структур и общественных организаций в России. Недостаточное нормативное регулирование и контроль за включением общественных объединений в реестры и их взаимодействие с правоохранительными органами могут подрывать эффективность и законность их действий.

Цель. Изучить проблемы и перспективы развития взаимодействия правоохранительных органов и общественных объединений в Российской Федерации.

Методы. Анализ, синтез, обобщение и систематизация научных источников по проблеме исследования.

Результаты. Рассмотрены случаи неправомерного включения организаций в региональные реестры и проблемы в сотрудничестве с правоохранительными структурами. Выявлены основные препятствия для эффективного взаимодействия, включая отсутствие четких законодательных обязательств и механизмов контроля. Предложены меры для улучшения правовой базы и процессуальной прозрачности.

Выводы. Подчеркнута необходимость в законодательном урегулировании взаимодействия правоохранительных органов и общественных объединений, включая создание общедоступной базы данных для мониторинга и оценки этого взаимодействия. Внесен ряд предложений по упрощению процедур сотрудничества правоохранительных органов .

Ключевые слова: общественные организации, правоохранительные органы, взаимодействие, реестры, законодательное регулирование.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE ASSISTANCE OF CIVIL ASSOCIATIONS IN THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Elena S. Mitina

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation;

Budgetary Institution of the Orel region «Interregional Bureau of Technical Inventory»

Abstract. Currently, there is a significant need to assess and improve the interaction of law enforcement agencies and public organizations in Russia. Insufficient regulatory regulation and control over the inclusion of public associations in registries and their interaction with law enforcement agencies can undermine the effectiveness and legality of their actions.

Purpose. To study the problems and prospects for the development of cooperation between law enforcement agencies and public associations in the Russian Federation.

Methods. Analysis, synthesis, generalization and systematization of scientific sources on the research problem.

Results. Cases of illegal inclusion of organizations in regional registries and problems in cooperation with law enforcement agencies are considered. The main obstacles to effective interaction have been identified, including the lack of clear legislative obligations and control mechanisms. Measures are proposed to improve the legal framework and procedural transparency.

Conclusions. The need for legislative regulation of interaction between law enforcement agencies and public associations, including the creation of a publicly accessible database for monitoring

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

and evaluating this interaction, is emphasized. A number of proposals have been identified and made to simplify the procedures for law enforcement cooperation.

Keywords: public organizations, law enforcement agencies, interaction, registers, legislative regulation.

Введение.

Привлечение организаций гражданского общества к реализации задач, возложенных на государственные структуры, представляет собой одно из ключевых направлений в развитии системы публичного управления в России в рамках формирования правового государства. Такое сотрудничество улучшает результативность работы государственных органов и способствует стабильному развитию гражданского общества в стране.

Однако существуют три основные препятствия, мешающие полноценному взаимодействию между гражданским обществом и государством: человеческий, юридический и инструментальный аспекты.

Человеческий аспект связан с недостаточным уровнем доверия населения к государственным институтам и отсутствием желания среди чиновников сотрудничать с негосударственными организациями.

Юридические барьеры включают в себя избыточный контроль за деятельностью гражданских объединений со стороны государственных органов и нехватку нормативной базы для регулирования некоторых аспектов такого взаимодействия.

Инструментальный аспект отражает отсутствие эффективных инструментов для оценки эффективности сотрудничества между государственными структурами и организациями гражданского общества.

Результаты.

Сотрудничество между правоохранительными органами и гражданскими организациями, направленное на охрану общественного порядка, выделяется как наиболее эффективное. В современных исследованиях также упоминаются другие формы взаимодействия, включая помощь полиции, разработку методик, общественный контроль и информирование о совместной работе. Однако стоит отметить, что не все из этих направлений напрямую способствуют поддержанию правопорядка, так как общественный контроль и информирование больше нацелены на повышение доверия и прозрачности действий полиции, нежели на непосредственное обеспечение порядка.

Наиболее эффективным направлением сотрудничества между правоохранительными органами и гражданскими организациями в России является участие последних в охране общественного порядка. Это соответствует цели многих официально зарегистрированных общественных объединений. Законодательное определение обще-

ственных объединений, установленное Федеральными законами № 7-ФЗ [1] и № 82-ФЗ [2], обозначает их как добровольные объединения граждан, созданные для удовлетворения общих интересов. В 2014 году было внесено уточнение с принятием Федерального закона № 44-ФЗ, который определяет общественные объединения правоохранительной направленности как специализированные группы без членства, созданные для участия в охране порядка [3].

В современном законодательстве Российской Федерации ключевым регулирующим актом, который устанавливает основания для взаимодействия полицейских органов с гражданами, является пункт 34 части первой статьи 13 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» [4]. Этот законодательный пункт предоставляет полиции право на привлечение граждан к добровольному сотрудничеству, организацию конфиденциального взаимодействия с теми, кто выразил желание оказывать бескорыстную или вознаграждаемую помощь, а также на выплату вознаграждений за информацию, способствующую раскрытию преступлений или задержанию преступников. К тому же, правоохранительные органы могут стимулировать граждан за оказанную поддержку в выполнении их функций путем поощрений, а также привлекать к совещаниям экспертов из государственных и муниципальных организаций, при этом обеспечивая сохранение их заработка на основной работе.

Данный законодательный документ расширяет и детализирует принципы, описанные в 10-й статье соответствующего Федерального закона, акцентируя на важности взаимодействия и кооперации с населением как ключевом аспекте деятельности полицейских органов. В контрасте с первым законом в современной истории России «О милиции» [5], новая законодательная рамка не только подчеркивает социальную значимость такого взаимодействия, но также устанавливает специфические способы его реализации и предоставляет гражданам законные основания для участия в работе полиции и предоставления им необходимой поддержки в выполнении их функций.

Значимость данной проблематики становится еще более очевидной учитывая, что в России не существует отдельного федерального закона, который бы организовал участие населения в обеспечении общественной безопасности. К сожалению, несмотря на глубокие исторические корни России в этом аспекте, на данный момент вопрос утратил активность на уровне законодательства.

С 1991 года предпринимались неоднократные инициативы для возобновления и стимулирования гражданского вовлечения в эту область, од-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

нако из-за многочисленных юридических несоответствий, законодательные усилия так и не привели к ожидаемым итогам [9].

Критики самой возможности принятия обозначенного закона часто утверждают, что по Конституции РФ выполнение задач, которые обычно относятся к компетенции государственных структур внутренних дел, не может быть переложено на граждан.

Тем не менее, следует отметить, что активная роль граждан в обеспечении общественного порядка не только является их законным правом, но и отражает их непосредственное вовлечение в управление государством, что косвенно поддерживается многими конституционными положениями.

В российском законодательстве нет явного запрета на сотрудничество населения с правоохранительными органами в деле поддержания правопорядка. Основная задача государственных органов заключается в обеспечении и укреплении правопорядка, защите прав и свобод человека, а также в поддержке реализации этих прав, в том числе в сфере общественной безопасности.

В настоящее время граждане с активной жизненной позицией могут способствовать поддержанию общественного порядка, используя различные формы сотрудничества с правоохранительными органами. Такое сотрудничество представляет собой добровольные действия со стороны населения, направленные на ассистирование деятельности полиции. Эти действия проистекают из активной гражданской позиции, желания исполнить свои обязанности перед обществом и способствовать соблюдению законности в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Подобные действия могут быть как одноразовыми, так и систематическими, осуществляться как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, быть открытыми или конфиденциальными. Однако ключевым является их сознательный и добровольный характер.

Это может означать:

- оповещение полиции о противоправных действиях и участниках асоциальных активностей;

- поддержку в сборе данных, которые могут быть полезными для выполнения полицейских функций;

- участие в судебных делах в качестве свидетелей или экспертов; предоставление полиции доступа к личным средствам связи и транспорту при необходимости;

- активное вовлечение в деятельность общественных организаций, которые способствуют поддержанию законности, среди прочего [0].

Взаимодействие с правоохранительными органами представляет собой организованную и законодательно урегулированную деятельность, в рамках которой граждане добровольно участвуют в реализации определенных полицейских задач и обязанностей. Этот процесс характеризуется более формальным и структурированным подходом к помощи, обеспечивая регулярное и системное сотрудничество.

Общественные объединения с правоохранительной направленностью играют ключевую роль в поддержке работы правоохранительных органов, их насчитывается более 45 тысяч. Среди них особенно выделяются добровольные казачьи войска, народные дружины, оперативные и полицейские отряды. В соответствии с ФЗ № 44, эти организации помогают в охране общественного порядка, участвуют в предотвращении правонарушений и способствуют правовому просвещению. Их взаимодействие с правоохранительными органами охватывает информирование о нарушениях, участие в охране массовых мероприятий и в работе различных координирующих органов [13].

Организации гражданского общества помогают правоохранительным органам в охране порядка на двух уровнях: квалифицированном и неквалифицированном. Неквалифицированное содействие не требует специальных знаний, достаточно соответствовать базовым требованиям объединения. Квалифицированное содействие предполагает прохождение обучения, включая физическую подготовку и оказание первой помощи, как это требуется для членов народных дружин.

В России существует несколько структур, занимающихся вопросами взаимодействия между правоохранительными органами и организациями гражданского общества. Основной орган, ответственный за это в МВД, - Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и СМИ, учрежденное на основании Приказа МВД России от 16.06.2011 № 683 [6]. Однако, несмотря на возможности для организации встреч с министром, в последние пять лет такие встречи не проводились, что может быть связано с недостатками в правовом регулировании этих процессов [11].

Важную роль в установлении взаимодействия играет Общественная палата РФ и общественные советы при различных правоохранительных органах на федеральном и региональном уровнях. Эти советы обладают консультативными и контрольными функциями и способствуют учету интересов гражданских объединений, а также повышению доверия к правоохранительным органам.

Проблема административного регулирования и практики применения права тесно связана с уровнем доверия к правоохранительным органам и их эффективным взаимодействием с гражданскими организациями. Следует сосредо-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

точить усилия на защите общественных и государственных интересов, избегая при этом защиты частных интересов власти и бизнеса.

Одним из решений этой проблемы является создание условий для активного участия общественных объединений в деятельности по обеспечению правопорядка, как это предусмотрено в концепции общественной безопасности РФ. Это предполагает обязательное закрепление в законе обязанностей привлечения общественных объединений к охране порядка и предусмотре-ние механизмов их взаимодействия с правоохранительными органами.

Кроме того, необходимо обсудить и внести изменения в Федеральный закон, касающиеся участия граждан в охране порядка, чтобы разъяснить и упростить процедуры согласования действий народных дружин с органами публичной администрации, которые в настоящее время усложняют их деятельность и противоречат принципам современного государственного управления и взаимодействия с гражданскими организациями.

Сейчас актуальной проблемой является отсутствие возможностей для точной оценки участия общественных организаций в деятельности правоохранительных структур, включая поддержание порядка и оценку эффективности такого сотрудничества. Оптимальным решением этой проблемы кажется создание общедоступной базы данных, которая будет включать информацию о количестве зарегистрированных и активно действующих общественных объединений, а также регистр их взаимодействий с правоохранительными органами и разработку критериев для оценки эффективности такого взаимодействия.

Наше предложение не является первым в своем роде. Так, Ф.О. Федин и С.В. Чискидов в своем исследовании предлагают организовать систему для ведения реестров объественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных [12].

В процессе изучения действующего законодательства, касающегося вопросов сотрудничества между правоохранительными структурами и общественными объединениями, стало очевидно, что законодательное внимание преимущественно сосредоточено на отношениях полиции с ассоциациями, ориентированными на правоохранительную деятельность. По нашему мнению, такая юридическая ориентация отрицательно влияет на взаимодействие других правоохранительных органов с гражданскими объединениями, оставляя ряд важных аспектов взаимодействия вне зоны правового регулирования.

Прежде всего, стоит отметить, что не только специализированные правоохранительные общественные организации могут сотрудничать с органами правопорядка. Группы, работающие в иных сферах, также играют значительную роль в

этом процессе, предоставляя поддержку в различных формах, включая проведение превентивных воспитательных мероприятий для предотвращения правонарушений, что делает их активными участниками в диалоге с правоохранительными структурами.

Кроме того, полиция не является единственным правоохранительным учреждением, которое взаимодействует с организациями гражданского общества. Есть и другие структуры, которые также участвуют в этом процессе.

Итак, настоящее время характеризуется тем, что некоторые аспекты взаимоотношений между правоохранительными структурами и общественными организациями остаются вне рамок регулирования российскими законами. Это оказывает отрицательное воздействие на эффективность такого взаимодействия. Проблема часто заключается в отсутствии законодательно определенных обязательств для сотрудников правоохранительных органов, что приводит к их пассивности. Следовательно, установление законодательных обязанностей для правоохранительных органов и их работников в области сотрудничества с общественными объединениями крайне важно для улучшения их взаимодействия.

Это подтверждается положительными переменами, наступившими после того, как в 2014 году был утвержден приказ МВД России «О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности» [7]. Этот документ наложил на должностных лиц обязанность регистрировать общественные объединения с правоохранительной ориентацией, находящиеся на подведомственной им территории. До введения этого нормативного акта существовало пренебрежение со стороны сотрудников территориальных подразделений МВД по отношению к учету подобных организаций, зарегистрированных на обслуживаемой территории.

Примером успешной практики взаимодействия правоохранительных органов и общественных объединений в Российской Федерации служит опыт Главного управления Министерства внутренних дел по Волгоградской области. С 2015 года данное управление начало активно заниматься формированием и последующей публикацией на официальном веб-сайте подробных сведений о народных дружинах и других общественных объединениях, занимающихся деятельностью в сфере правопорядка на территории региона. Опубликованная информация включает в себя не только наименование организации и данные о ее руководителе, но и сведения о полицейском, ответственном за координацию взаимодействия с данным объединением [8].

Анализ проблематики, связанной с порядком включения в региональный реестр общественных объединений с правоохранительной ориен-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

тацией, выявляет значимые вопросы правомерности таких действий. Существует ряд случаев, когда организации, потенциально не соответствующие установленным критериям, были включены в реестр, что вызывает озабоченность относительно соблюдения законодательных требований.

Согласно действующему административному законодательству Российской Федерации, процесс включения группы лиц, стремящихся внести вклад в деятельность правоохранительных органов по поддержанию общественного порядка, включает в себя несколько ключевых этапов.

В первую очередь, необходима регистрация в качестве общественной организации через Министерство юстиции РФ, что подразумевает официальное признание статуса организации.

Далее, следует процедура уведомления соответствующих территориальных органов МВД РФ и органов местного самоуправления или государственной власти в городах федерального значения о намерениях организации и ее деятельности. Завершающим шагом является внесение данных об организации в региональный реестр объединений с правоохранительной направленностью.

Эти процедуры предназначены для обеспечения того, чтобы все общественные объединения, включенные в реестр, соответствовали установленным законом требованиям и стандартам. Нарушения в этом процессе могут подрывать доверие к механизмам общественного контроля и правопорядка, а также ставить под сомнение законность действий таких организаций. Поэтому важно строго соблюдать все предписанные законодательством процедуры для поддержания прозрачности и законности в деятельности общественных объединений с правоохранительной направленностью.

В данной статье выявлено отсутствие унифицированного метода определения ключевых направлений взаимодействия между правоохранительными органами и гражданскими организациями, что затрудняет систематизацию и оптимизацию такого сотрудничества. Вопреки этому, общепризнана важность таких взаимодействий для поддержания общественного порядка.

Детальный анализ позволяет выделить две основные формы содействия: квалифицированное и неквалифицированное. Квалифицированное содействие предполагает участие общественных объединений, члены которых прошли специальное обучение или обладают необходимыми навыками для выполнения задач по поддержанию порядка. Неквалифицированное содействие, в свою очередь, включает в себя деятельность добровольцев или членов общественных объединений без специальной подготовки, но готовых оказать поддержку в критических ситуациях.

Также, важно отметить, что эффективность взаимодействия зависит не только от уровня квалификации участников, но и от четкости правовых рамок, регулирующих такое сотрудничество. Наличие законодательно закрепленных процедур и стандартов может значительно усилить вклад гражданских организаций в обеспечение общественной безопасности. В этом контексте, особую роль играет разработка методик оценки взаимодействия, которая позволила бы не только систематизировать существующие подходы, но и обеспечить обратную связь для дальнейшего улучшения процессов сотрудничества.

Кроме того, стоит учесть влияние социокультурных факторов на формирование моделей взаимодействия. Различные регионы и сообщества могут иметь уникальные традиции, которые влияют на восприятие роли общественных объединений в обеспечении порядка. Исследование этих аспектов может предоставить дополнительные данные для корректировки и адаптации моделей взаимодействия, с учетом специфики различных общественных и культурных контекстов.

Углубленный анализ взаимодействия между правоохранительными органами и гражданскими организациями, включая различные уровни квалификации участников и социокультурные аспекты, позволяет не только улучшить понимание текущего состояния дел, но и способствует разработке более эффективных механизмов сотрудничества.

Заключение.

Таким образом, действующее законодательство не охватывает все ключевые аспекты сотрудничества между правоохранительными структурами и гражданскими организациями в контексте поддержания и обеспечения общественного порядка.

Не установлены законодательные рамки для организации встреч между высокопоставленными представителями правоохранительных органов и представителями общественных объединений; также не определён порядок, по которому публичные административные органы должны согласовывать мероприятия по охране порядка, организуемые этими объединениями.

Большинство существующих правил сосредоточено исключительно на регулировании взаимодействия полиции с организациями, имеющими правоохранительную направленность, в результате чего связи между другими правоохранительными органами и гражданскими организациями остаются недостаточно регулируемыми.

Также, возможности, которые предоставляют организации гражданского общества в поддержке общественной безопасности, не полностью используются правоохранительными структурами.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Для улучшения текущей ситуации можно предложить законодательное увеличение обязательств для сил правопорядка и их сотрудников в области сотрудничества с гражданскими объ-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

единениями, особенно в части их вовлечения в деятельность по поддержанию общественного порядка.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О некоммерческих организациях» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс Проф» (дата обращения 23.05.2024).

2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об общественных объединениях» // Доступ: СПС «Консультант Плюс Проф» (дата обращения 23.05.2024).

3. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об участии граждан в охране общественного порядка» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022) // Доступ: СПС «КонсультантПлюс Проф» (дата обращения 23.05.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс Проф» (дата обращения 23.05.2024).

5. Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 27.07.2010) «О милиции» (утратил силу с 01.03.2011 в связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс Проф» (дата обращения 23.05.2024).

6. Приказ МВД России от 16.06.2011 № 683 (ред. от 28.12.2021) «Об утверждении Положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс Проф» (дата обращения 23.05.2024).

7. Приказ МВД России от 21.07.2014 № 599 «О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.08.2014 № 33507 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс Проф» (дата обращения 23.05.2024).

8. Зеленцов А.Б. Административно-правовые аспекты взаимодействия правоохранительных органов и организаций гражданского общества / А.Б. Зеленцов, В.Э. Гацолати // Вестник СурГУ. 2020. № 3(29). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovye-aspekty-vzaimodeystviya-pravoohranitelnyh-organov-i-organizatsiy-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения 23.05.2024).

9. Киричёк Е.В. Взаимодействие полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: понятие, цели, принципы, типы и формы / Е.В. Киричёк // Lex Russica. 2014. № 9. URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-politsii-i-institutov-grazhdanskogo-obschestva-v-rossiyskoy-federatsii-ponyatie-tseli-printsipy-tipy-i-formy (дата обращения 23.05.2024).

10. Наумова А.В. Правовые основы деятельности народных дружин в обеспечении охраны общественного порядка / А.В. Наумова // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 3. URL : https ://cyberlenin ka.ru/article/n/pravovye-osnovy-deyatelnosti-narodnyh-druzhin-v-obespechenii-ohrany-obschestvennogo-poryadka (дата обращения 23.05.2024).

11. Нижник Н.С. Полиция и гражданское общество: поиск вектора взаимодействия / Н.С. Нижник // Полицейская деятельность. 2018. № 5. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/politsiya-i-grazhdanskoe-obschestvo-poisk-vektora-vzaimodeystviya (дата обращения 23.05.2024).

12. Федин Ф.О. Разработка информационной системы для ведения реестров общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных / Ф.О. Федин, С.В. Чискидов // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2016. № 1(28). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-informatsionnoy-sistemy-dlya-vedeniya-reestrov-obschestvennyh-obedineniy-pozharnoy-ohrany-i-dobrovol nyh-pozharnyh (дата обращения 23.05.2024).

13. Черенков А.Н. Общественные организации правоохранительной направленности в России (возникновение и развитие) / А.Н. Черенков // Административное и муниципальное право. 2020. № 5. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennye-organizatsii-pravoohranitelnoy-napravlennosti-v-rossii-vozniknovenie-i-razvitie (дата обращения 23.05.2024).

References:

1. Federal Law of 12.01.1996 № 7-FZ (as amended on 26.02.2024) «On Non-Profit Organizations» // Access from the SPS «ConsultantPlus Prof» system (date of the application 23.05.2024).

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

2. Federal Law of 19.05.1995 № 82-FZ (as amended on 25.12.2023) «On Public Associations» // Access from the SPS «ConsultantPlus Prof» system (date of the application 23.05.2024).

3. Federal Law of 02.04.2014 № 44-FZ (as amended on 14.07.2022) «On the participation of citizens in maintaining public order» (with amendments and additions, in force from 01.12.2022) // Access: SPS «Consultant Plus Pro» (date of the application 23.05.2024).

4. Federal Law of 07.02.2011 № 3-FZ (as amended on 04.08.2023) «On the Police» (as amended and supplemented, entering into force on 01.03.2024) // Access from the SPS «ConsultantPlus Prof» system (date of the application 23.05.2024).

5. Law of the Russian Federation of 18.04.1991 № 1026-1 (as amended on 27.07.2010) «On the Militia» (expired on 01.03.2011 due to the adoption of the Federal Law of 07.02.2011 № 3-FZ) // Access from the SPS «ConsultantPlus Prof» system (date of the application 23.05.2024).

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of 16.06.2011 № 683 (as amended on 28.12.2021) «On the Approval of the Regulation on the Department for Interaction with Civil Society Institutions and Mass Media of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» // Access from the SPS «ConsultantPlus Prof» system (date of the application 23.05.2024).

7. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of 21.07.2014 № 599 «On the Procedure for the Formation and Maintenance of the Regional Register of People's Brigades and Public Associations of Law Enforcement Orientation» (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 11.08.2014 № 33507) // Access from the SPS «ConsultantPlus Prof» system (date of the application 23.05.2024).

8. Zelentsov A.B. Administrative and legal aspects of interaction between law enforcement agencies and civil society organizations / A.B. Zelentsov, V.E. Gatsolati // Bulletin of Surgut State University. 2020. № 3(29). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovye-aspekty-vzaimodeystviya-pravoohranitelnyh-or ganov-i-organizatsiy-grazhdanskogo-obschestva (date of the application 23.05.2024).

9. Kirichyok E.V. Interaction of the police and civil society institutions in the Russian Federation: concept, goals, principles, types and forms / E.V. Kirichyok // Lex Russica. 2014. № 9. URL : https://cyberleninka.ru/artic le/n/vzaimodeystvie-politsii-i-institutov-grazhdanskogo-obschestva-v-rossiyskoy-federatsii-ponyatie-tseli-print sipy-tipy-i-formy (date of the application 23.05.2024).

10. Naumova A.V. Legal basis of the activities of people's brigades in ensuring public order protection / A.V. Naumova // Gaps in Russian legislation. 2016. № 3. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-deyatelnosti-narodnyh-druzhin-v-obespechenii-ohrany-obschestvennogo-poryadka (date of the application 23.05.2024).

11. Nizhnik N.S. Police and civil society: searching for the vector of interaction / N.S. Nizhnik // Police activities. 2018. № 5. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/politsiya-i-grazhdanskoe-obschestvo-poisk-vektora-vzai modeystviya (date of the application 23.05.2024).

12. Fedin F.O. Development of an information system for maintaining registers of public associations of fire protection and volunteer firefighters / F.O. Fedin, S.V. Chiskidov // Scientific and educational problems of civil defense. 2016. № 1(28). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-informatsionnoy-sistemy-dlya-vedeni ya-reestrov-obschestvennyh-obedineniy-pozharnoy-ohrany-i-dobrovolnyh-pozharnyh (date of the application 23.05.2024).

13. Cherenkov A.N. Public organizations of law enforcement orientation in Russia (emergence and development) / A.N. Cherenkov // Administrative and municipal law. 2020. № 5. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/obsch estvennye-organizatsii-pravoohranitelnoy-napravlennosti-v-rossii-vozniknovenie-i-razvitie (date of the application 23.05.2024).

Информация об авторе

Митина Елена Сергеевна

аспирантка,

Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при президенте Российской Федерации;

начальник отдела договорной и правовой работы,

Бюджетное учреждение Орловской области

«Межрегиональное бюро

технической инвентаризации»

[email protected]

Elena S. Mitina

Postgraduate Student,

Russian Academy of National Economy

and Public Administration

under the President of the Russian Federation;

Head of the Department of Contractual and Legal Work,

Budgetary Institution of the Orel region

«Interregional Bureau of Technical Inventory»

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.