УДК 339.3
ББК 65.240.5+65.442(5Т)
Бобоева Парвина Мансуровна,
старший преподаватель кафедры банковского дела ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)
Бобоева Парвина Мансуровна,
сармуаллими кафедраи кори бонкии ДД^БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Boboyeva Parvina Mansurovna,
senior lecturer of the department of banking affairs under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan Republic, Khujand) E-MAIL: babaeva-parvina@,mail ru
Ключевые слова: сфера бытовых услуг, рынок труда, занятость, безработица, трудоустройство, предпринимательство.
В статье рассматриваются роль и значение сферы бытовых услуг в снижении уровня безработицы в Республике Таджикистан. Проведён анализ реалий рынка труда и состояния сферы бытовых услуг в Республике Таджикистан, определены основные мероприятия по использованию ресурсов сферы бытовых услуг в повышении уровня занятости населения. Определено, что реализация возможностей, заложенных в сфере бытовых услуг, позволит расширить ассортимент и повысить качество предоставляемых услуг; привлечь личные средства населения при оказании бытовых услуг; вовлечь отдельные группы населения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся и т.п.) в трудовую деятельность; эффективно использовать творческие возможности людей; развивать различные виды ремесел и народных промыслов.
Калидвожа^о: соуаи хизматрасонии маиши, бозори меунат, иштигол, бекори, бокортаъминкуни, соуибкори.
Дар мацолаи мазкур нацш ва ауамияти соуаи хизматрасонии маиши дар бобати паст намудани сатуи бекори дар шароити Чумуурии Тоцикистон тадциц шудааст. Тавассути таулили бозори меунат ва уолати соуаи хизматрасонии маиши дар Чумуурии Тоцикистон, чорауои асоси оид ба истифодаи захирауои соуаи хизматрасонии маиши дар баланд бардоштани сатуи шугли ауоли муайян карда шудаанд. Муцаррар гардидааст, ки амали намудани имкониятуои соуаи хизматрасониуои маиши ба тавсеаи навъуои хизматрасони, баланд бардоштани сифати пешниуоди хизматрасониуо; цалби воситауои шахсии ауоли барои ташкили хизматрасониуои маиши, цалби гуруууои алоуидаи ауоли (соуибхоназануо, нафацахурон, маъюбон,
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ БЫТОВЫХ УСЛУГ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
НАКЩ ВА АУАМИЯТИ СО^АИ ХИЗМАТИ МАИШЙ ДАР БАЛАНД БАРДОШТАНИ САТ^И ИШТИГОЛИ А^ОЛЙ
ROLE AND IMPORTANCE OF THE SPHERE OF EVERYDAY LIFE SERVICES IN ELEVATION OF POPULATION S EMPLOYMENT STANDARD
хонандагон ва гайра)ба фаъолияти ме^нати; истифодаи босамари имконият^ои эцодии одамон; инкишоф додани намудуои гуногуни касб ва уунаруои халци имконият медиуад.
Keywords: sphere of everyday life services, labour market, employment, unemployment, placing
in a job, entrepreneurship
The article dwells on the role and importance of the sphere of everyday life services in a reduction of unemployment in Tajikistan Republic. The author conducted an analysis of labor market realias and a state of the sphere of everyday life services in the country, she determined major measures on utilization of resources targeted at elevation ofpopulation's employment. It is asserted that realization of potentialities laid in the sphere in question will afford to enlarge an assortment and to elevate a quality of the services, to involve personal resources of population for rendering services, to include into laboring activities separate groups of population (housewives, pensioners, invalids, students and pupils, etc.), to use efficiently creative abilities of people, to develop various kinds of handicrafts separate people are fond of.
Характерный для недавнего времени трансформационный спад производства и недееспособность функционирования большинства производственных предприятий в условиях рыночных реформ не позволяли осуществлять процесс даже простого воспроизводства. В сложившихся условиях, связанных с издержками переходного периода, большая часть населения из-за потери постоянного места работы была вынуждена прибегнуть к частной предпринимательской деятельности. Особенно это коснулось торгового предпринимательства и услуг бытового назначения, распространение которых после начала рыночных реформ получило немыслимый до недавнего времени положительный импульс. Однако из-за отсутствия четкой государственной политики по поддержке и регулированию частного предпринимательства оказание бытовых услуг развивалось стихийно. Отношения между производителями, оказывающими данную услугу, и их потребителями преимущественно осуществляются в примитивных формах, которые в первую очередь связаны с низким уровнем развития инфраструктуры отрасли. Кроме того, сфере бытовых услуг как анклаву, способному поглотить определенную часть незанятого населения, уделяется очень мало внимания. В связи с этим возникает острая необходимость в рассмотрении роли и значения данной отрасли в повышении уровня занятости в условиях переходной экономики Таджикистана.
Переход к рыночной экономике на постсоветском пространстве стал серьезной угрозой для экономики в целом, и рынка труда в частности. Количество безработных среди трудоспособного населения на начальном этапе рыночных реформ начало возрастать на фоне постоянного сокращения объемов производства.
Несмотря на то, что трансформационный кризис в Республике Таджикистан был преодолен в 2013 году, тенденция к высокому уровню безработицы наметилась и в последующие периоды. Согласно данным Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, уровень безработицы в стране за рассматриваемый период не превышает 3%. Этот показатель можно было бы назвать приемлемым. Очевидно, что спад производства сопровождается ростом безработицы. Однако нельзя забывать о категории латентной безработицы. Официальная статистика учитывает только тех безработных,
которые зарегистрировались в службах занятости. В условиях нестабильности многие предприятия стараются сохранить трудовой коллектив, в этой связи очень часто практикуется система длительных административных отпусков и частичной занятости (без содержательного отпуска). В таких условиях фактически формируется скрытая безработица, масштабы которой могут возрастать по мере сокращения объемов производства.
Наблюдения показывают, что рынок труда в Республике Таджикистан характеризуется несоответствием спроса и предложения. Порой наблюдаются ситуации, при которых имеет место формализм при создании новых рабочих мест. Об этом также свидетельствуют данные о спросе и предложении рабочей силы на рынке труда республики (таблица 1).
Таблица 1. Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда Республики
Таджикистан
2015
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 в % к 2010
Численность лиц, не занятых трудовой деятельностью (человек) 59669 64079 63540 71168 72409 72521 121,5
Потребность отраслей экономики в работниках (человек) 10473 11694 11973 11280 10335 7275 69,5
Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию (человек) 5,7 6,4 6,2 6,9 8,1 10,0 175,4
Источник: Таджикистан: 25 лет государственной независимости: статистический ежегодник. -Душанбе 2016. - С. 98.
Из данных таблицы 1 видно, что разница в соотношении предложения и спроса рабочей силы очень велика. Так, численность лиц, не занятых трудовой деятельностью, в 2010-2015 гг. возросла в республике на 21,5%, при этом потребность в трудовых ресурсах сократилась на 30,5%. Если в 2010 году на одну заявленную вакансию приходилось 5,7 желающих, то это соотношение в 2015 году достигло уже 10 человек. В таких условиях усиливаются социальные последствия безработицы, отражающиеся в снижении уровня жизни незанятого населения.
В условиях диспропорции на рынке труда поиск новых рабочих мест для многих людей сопровождается множеством проблем. Официально устроиться на работу удается далеко не всем. Вследствие этого существенная часть безработного населения неизбежно прибегает к неофициальным видам заработка, что негативно сказывается на криминальной обстановке в стране. Труднее всего приходится тем, кто находится в предпенсионном возрасте. В объявлениях на вакантные должности можно наблюдать модную тенденцию в возрастных рамках - до 35 лет. Большинство оставшихся без
работы не могут найти достойную работу в соответствии со своей квалификацией. На сегодняшний день численность реальных безработных сильно отличается от официальных статистических данных.
Наблюдаемые тенденции в темпах роста экономики Таджикистана пока не позволяют создавать достаточное количество рабочих мест для решения проблемы безработицы и устранения диспропорций на рынке труда. В связи с этим в обществе сложилось негативное мнение о беспомощности и недостаточной эффективности государственной службы занятости. Поэтому люди, потерявшие работу, не желают обращаться в подобные службы. Оставшиеся без работы предпочитают самостоятельно искать новую. По причине отсутствия рабочих мест чаще всего такая практика заканчивается трудовой миграцией. В связи с этими обстоятельствами в Республике Таджикистан обострилась проблема хронической миграции большей части населения трудоспособного возраста.
По разным подсчетам, на 1 января 2015 года только в России находились более миллиона таджикских трудовых мигрантов. В отношении к общей численности населения Республики Таджикистан доля трудовых мигрантов составляет порядка 15%. По данным Всемирного банка, за пределами республики ищут работу до 40% населения в возрасте от 18 до 40 лет.
Перечисленные выше проблемы трудоустройства частично можно решить посредством налаживания и системного функционирования предприятий бытового обслуживания. Такая практика вполне отвечает закономерностям социально-экономического развития. В условиях перехода от аграрно-индустриального пути развития к индустриально-аграрному организация сервисных услуг по бытовому обслуживанию является одним из приоритетных направлений развития национальной экономики.
Для объяснения данного тезиса уместно привести слова В.И. Дмитриева: «Бытовые услуги представляют собой полезное действие, являющееся результатом преимущественно производительного труда, воплотившегося либо в материально-вещественных предметах, либо в виде определенной деятельности, не принимающей обязательных результатов» [1, с. 32].
Исходя из природы бытовых услуг можно предположить, что незанятое население может быть привлечено к выполнению такого рода работ по множеству направлений:
• помощь в обустройстве и ремонте жилых помещений и территории;
• уход на больными и инвалидами;
• сезонная помощь в сельскохозяйственных работах;
• привлечение незанятого населения в озеленение жилых кварталов;
• подсобные работы на предприятиях и овощных базах;
• уборка территории населенных пунктов и предприятий;
• привлечение к строительству дорог и другим коммунальным работам;
• сезонная работа по обслуживанию пассажирского транспорта, организаций
почти и связи;
• обслуживание систем вторичного использования отходов;
• ремонт бытовой техники;
• оказание услуг по доставке потребительских товаров;
• привлечение к организации масштабных мероприятий культурного назначения и т.п.
Трудоустройство в сфере бытового обслуживания как один из способов снижения уровня безработицы можно заметить в экономической практике европейских стран, в том числе и в России. Например, в Волгоградской области России для привлечения дополнительной рабочей силы в сферу бытовых услуг в 2011 г. было выделены 150 млн рублей [3, с. 42-48].
В Республике Таджикистан в деле развития сферы бытовых услуг пока таких механизмов поддержки не существует.
На современном этапе развития наблюдается тенденция к увеличению доли сферы услуг в производстве ВВП, при этом удельный вес занятых в этой отрасли в 2015 г. составил 28,4%, в сфере бытовых услуг - 3,7% от общего количества занятых в национальной экономике. Для сравнения отметим, что аналогичные показатели в 1991 г. составляли соответственно 22% и 4,7% [5, с. 92]. В целом отраслевая структура занятости населения по Республике Таджикистан выглядит следующим образом (рис. 1 и 2). Сравнительный анализ структуры занятости трудовых ресурсов в Республике Таджикистан в 1991 и 2015 гг. показывает, что в стране наблюдается деиндустриализация. Если в 1991 г. в промышленности было занято 13% трудовых ресурсов, то в 2015 г. этот показатель снизился до 4%, а удельный вес занятых в сельском хозяйстве, наоборот, вырос с 45% до 66%; в сфере услуг в 1991 г. были заняты 35%, а в 2015 г. - 27% трудовых ресурсов. (рис.1 и 2).
Рис. 1
Структура занятости трудовых ресурсов в экономике Республики Таджикистан в 1991 г.
Составлен автором. Источник: Таджикистан: 25 лет государственной независимости: статистический ежегодник. - Душанбе, 2016.
Рис. 2.
Структура занятости трудовых ресурсов в экономике Республики Таджикистан в 2015 г.
Строительство Промышленность
3% 4%
Составлено автором. Источник: Таджикистан: 25 лет государственной независимости: статистический ежегодник. - Душанбе, 2016.
Несмотря на то, что доля занятых в сфере услуг с 1991 г. по 2015 г. снизилась с 35% до 27%, ее доля в производстве ВВП по сравнению с 1991 г. увеличилась с 25,3% до 42,9%. [6]
Из данных таблицы 2 видно, что количество предприятий по оказанию бытовых услуг за 25 лет осуществления рыночных реформ сократилось с 5 850 единиц до 413 единиц, или в относительном выражении предприятия данной сферы по отношению к 1991 г. функционируют на уровне 7%.
Таблица 2. Число ателье, цехов, мастерских бытового обслуживания населения _по видам (единиц)
Наименование предприятий 1991 1995 2000 2005 2010 2015
Всего предприятий 5850 2809 875 1014 952 413
Ремонт и индивидуальный пошив обуви 712 295 80 88 31 12
Ремонт и индивидуальный пошив одежды 752 401 85 97 68 36
Ремонт и изготовление металлоизделий 859 378 111 203 122 21
Ремонт и техническое обслуживание транспортных средств 606 227 86 95 - -
Ремонт и изготовление мебели 230 78 14 12 16 6
Химическая чистка и крашение 37 16 6 6 7 -
Услуги прачечных 70 21 11 5 6 10
Ремонт и строительство жилищ (квартир) 311 133 19 38 54 53
Услуги фотографии 223 116 61 53 34 21
Услуги бань и душевых 113 67 29 49 35 30
Услуги парикмахерских 1325 555 175 187 119 43
Услуги пунктов проката 79 31 12 18 12 44
Прочие виды услуг 533 491 186 163 250 137
Источник: Таджикистан: 25 лет государственной независимости: статистический ежегодник. -Душанбе, 2016. - С. 441-442.
Сопоставление этих данных позволяет констатировать факт, что основная часть занятого в этой сфере населения работает неформально. Как показывают данные таблицы 2, если в 1991 г. в республике функционировали 606 предприятий по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств и 37 предприятий по химической чистке, то в 2015 году такие предприятия, согласно официальной статистике, полностью отсутствуют. Однако ни для кого не секрет, что количество автомобилей за последние 25 лет увеличилось в несколько раз. Согласно здравому смыслу и логике, для их эксплуатации необходимы пункты технического обслуживания и ремонта. Наблюдения показывают, что в реальности многие работники пунктов по оказанию бытовых услуг (включая техническое обслуживание транспортных средств) работают по патентной системе, как индивидуальные предприниматели. Поэтому реальная картина в сфере бытовых услуг в Республике Таджикистан по сравнению с официальной статистикой совсем иная. К большому сожалению, оценить реальную картину количества действующих пунктов (предприятий) по оказанию бытовых услуг населению посредством официальной статистики пока невозможно. Но это обстоятельство не мешает нам определить вклад данной сферы в повышение уровня занятости населения. В условиях, когда развитие реального сектора экономики характеризуется относительно низкими темпами роста, актуальным является вовлечение незанятой части населения в другие отрасли национальной экономики, в частности в сферу бытовых услуг. Проведение нами в процессе исследования анкетного опроса (опрошены живущие в 250 домохозяйствах) позволило выявить следующие тенденции: желание работать в сфере бытовых услуг выразили 46% опрошенных, в других отраслях экономики - 45%, затруднились ответить -9%, что свидетельствует о востребованности развития предприятий данной отрасли.
Очевидно, что сфера бытовых услуг не имеет таких возможностей по трудоустройству незанятого населения, как сельское хозяйство или промышленность. Несмотря на это, она способна обеспечить рабочими местами определенную часть незанятого населения. Этот тезис обосновывается положением, согласно которому сфера бытовых услуг является неотъемлемым элементом рыночной экономики, без которой существование отрасли услуг просто немыслимо. В условиях высокого уровня миграционной зависимости и неспособности реального сектора экономики обеспечить рабочими местами незанятое население, сфера бытовых услуг может выступать перевалочным пунктом для мобилизации свободных рабочих рук. Реализация возможностей, заложенных в сфере бытовых услуг, позволит решить следующие проблемы:
• формирование конкурентных рыночных отношений, способствующих лучшему
удовлетворению потребностей населения;
• расширение ассортимента и повышение качества предоставляемых услуг;
• привлечение личных средств к оказанию бытовых услуг;
• вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения (домохозяйки,
пенсионеры, инвалиды, учащиеся и т.п.);
• эффективное использование творческих возможностей людей;
• развитие различных видов ремесел и народных промыслов.
В таких условиях, осознавая роль сферы бытового обслуживания в повышении уровня занятости населения, считаем необходимым реализацию комплексной программы по содействию развитию данной сферы. Другими словами, необходимо создавать условия для взаимодействия частного и государственного сектора по поддержке сферы бытовых услуг. Адекватное взаимодействие государственного и частного сектора должно быть направлено: на устранение существующих в данной отрасли недостатков, ее приближение к цивилизованным требованиям рыночной экономики, учет деятельности каждого предприятия. Лишь в этом случае можно будет говорить об эффективно функционирующей сфере бытового обслуживания населения, которая действительно будет иметь социально ориентированную стратегию развития.
Таким образом, на основе проведенного исследования о роли сферы бытовых услуг в повышении уровня занятости населения можно отметить, что, создавая благоприятные условия для развития предпринимательства в этой сфере, необходимо понять, что одних экономических мер попросту недостаточно. Важно еще создавать систему контроля за деятельностью субъектов сферы бытового обслуживания. Лишь взаимодействие частных и государственных структур позволит создать условия для решения проблем по обеспечению занятости населения, созданию новых рабочих мест, повышению уровня обеспеченности населения доступными бытовыми услугами.
Список использованной литературы:
1. Дмитриев В.И. Основы изучения и прогнозирования спроса на бытовые услуги. // Экономика. - 2008. - С. 32.
2. Таджикистан: 25 лет государственной независимости: статистический ежегодник. -Душанбе, 2016. - С. 92-34, 441-442.
3. Хазов А.К. Развитие сферы бытовых услуг как ресурс в преодолении кризиса на рынке труда. //Сервис PLUS. -2011. -№ 2. -С. 42-48.
Reference Literature:
1. Dmitryev V.I. Grounds of Study and Prognostication of Demands for Everyday Life Services. // Economics. - 2008. - p. 32.
2. Tajikistan: 25 Years of State Independence: Statistical Annual. - Dushanbe, 2016. - pp. 92 -34, 441 - 442.
3. Khazov A.K. Development of the Sphere of Everyday Life Services as a Resource in Crisis Overcoming at Labour Market. // Service PLUS. 2011. - # 2. - pp. 42 - 48.