Научная статья на тему 'Роль государства в развитии малых и средних фирм сферы услуг региональной экономики (на примере Согдийской области Республики Таджикистан)'

Роль государства в развитии малых и средних фирм сферы услуг региональной экономики (на примере Согдийской области Республики Таджикистан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / КРЕДИТ / КРЕДИТОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИИ В СФЕРЕ УСЛУГ / ЗАКОНЫ ГОСУДАРСТВА / SERVICES SPHERE ROLE / FINANCIAL INSTITUTES / CREDIT / CREDITING / INVESTITURES / FOREIGN CAPITAL / INVESTMENTS INTO THE SPHERE OF SERVICES / LAWS OF STATE / НАќШИ СОњАИ ХИЗМАТРАСОНї / НИњОДњОИ МОЛИЯВї / ќАРЗ / ќАРЗДИњї / САРМОЯГУЗОРї / САРМОЯИ ХОРИљї / САРМОЯ ДАР СОњАИ ХИЗМАТРАСОНї / ќОНУНњОИ ДАВЛАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каримов И. И.

Рассмотрена роль государства в развитии малых и средних фирм в сфере услуг в региональной экономике, определена основная задача малого и среднего бизнеса в сфере услуг. Проведен анализ экономической эффективности малых и средних фирм в сфере услуг, учитывающий потенциальную эффективность экономической деятельности малого и среднего бизнеса в сфере услуг. Проанализировано развитие финансовых институтов при размещении малого и среднего бизнеса в сфере услуг. Определены законодательные гарантии, а также льготы для развития малых и средних фирм в сфере услуг с иностранными инвестициями. Также рассмотрена система налоговых, таможенных и других стимулов для развития малого и среднего бизнеса в сфере услуг с иностранными инвестициями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of State in the Development of Small and Medium Services SphereFirms of Regional Economy (on the example of Sughd Viloyat of Tajikistan Republic)

The article dwells on the role of state in the development of small and medium firms in the sphere of services in regional economy; the principal goal of small and medium-sized business in the sphere of services is determined. The author conducted the analysis of economic effectiveness of small and medium firms having taken into consideration potential effectiveness of economic activities effectuated by small and medium-sized business. He analyzed a development of financial institutes in the process of business allocation in the sphere of services attracting foreign investitures. The system of tax, customs and other stimuli for small and medium-sized business development in the sphere of services with foreign investitures is canvassed as well.

Текст научной работы на тему «Роль государства в развитии малых и средних фирм сферы услуг региональной экономики (на примере Согдийской области Республики Таджикистан)»

УДК 338 ББК 65.206

Каримов Ином Исмоилович,

старший преподаватель кафедры экономики и предпринимательства ИЭТ ТГУК (Таджикистан, Худжанд)

Каримов Ином Исмоилович,

сармуаллими кафедраи ицтисодиёт ва соуибкории Донишкадаи щтисод ва савдои ДДТТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Karimov Inom Ismoilovich,

senior lecturer of the department of economics and entrepreneurship under the Institute of Economy and Trade attached to the Tajik State University of Commerce (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]

Ключевые слова: роль сферы услуг, финансовые институты, кредит, кредитование, инвестиции, иностранный капитал, инвестиции в сфере услуг, законы государства

Рассмотрена роль государства в развитии малых и средних фирм в сфере услуг в региональной экономике, определена основная задача малого и среднего бизнеса в сфере услуг. Проведен анализ экономической эффективности малых и средних фирм в сфере услуг, учитывающий потенциальную эффективность экономической деятельности малого и среднего бизнеса в сфере услуг. Проанализировано развитие финансовых институтов при размещении малого и среднего бизнеса в сфере услуг. Определены законодательные гарантии, а также льготы для развития малых и средних фирм в сфере услуг с иностранными инвестициями. Также рассмотрена система налоговых, таможенных и других стимулов для развития малого и среднего бизнеса в сфере услуг с иностранными инвестициями.

Калидвожа^о: нацши соуаи хизматрасонй, ниуодуои молиявй, царз, царздиуй, сармоя-гузорй, сармояи хорицй, сармоя дар соуаи хизматрасонй, цонущои давлат

Дар мацола нацши давлат дар рушди ширкатуои хурду миёна дар соуаи хизмат-расонии ицтисодиёти минтацавй баррасй шудааст. Вазифаи асосии бизнеси хурду миёна дар соуаи хизматрасонй муайян гардидааст. Та^лили самарабахшии ицтисодии ширкатуои хурду миёна дар соуаи хизматрасонй бо назардошти самарабахшии имкон-пазири фаъолияти ицтисодии бизнеси хурду миёна дар соуаи хизматрасонй ба субут

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ФИРМ СФЕРЫ УСЛУГ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (на примере Согдийской области Республики Таджикистан)

НАЦШИ ДАВЛАТ ДАР РУШДИ ШИРКАТХОИ ХУРДУ МИЁНАИ СОХАИ ХИЗМАТРАСОНИИ ЩТИСОДИЁТИ МИНТАЦАВИ (дар мисоли вилояти Сугди Чумхурии Тоцикистон)

THE ROLE OF STATE IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM SERVICES SPHERE FIRMS OF REGIONAL ECONOMY (on the example of Sughd Viloyat of

Tajikistan Republic)

расидааст. Рушди ни%од%ои молияви %ангоми цойгиронии бизнеси хурду миёна дар со%аи хизматрасонй мавриди та%лил царор гирифтааст. Кафолат%о ва имтиёз%ои муцаррар-намудаи цонун барои рушди ширкат%ои хурду миёна дар со%аи хизматрасони бо сармоя-гузории хорици муайян карда шудаанд. %амчунин низоми андозбанди, омил%ои гумруки ва дигар омил%ои рушди бизнеси хурду миёна дар со%аи хизматрасони бо сармоягузории хорици барраси шудааст.

Key words: services sphere role, financial institutes, credit, crediting, investitures, foreign

capital, investments into the sphere of services, laws of state

The article dwells on the role of state in the development of small and medium firms in the sphere of services in regional economy; the principal goal of small and medium-sized business in the sphere of services is determined. The author conducted the analysis of economic effectiveness of small and medium firms having taken into consideration potential effectiveness of economic activities effectuated by small and medium-sized business. He analyzed a development of financial institutes in the process of business allocation in the sphere of services attracting foreign investitures. The system of tax, customs and other stimuli for small and medium-sized business development in the sphere of services with foreign investitures is canvassed as well.

Региональное развитие сферы услуг играет ведущую роль в решении главной экономической задачи страны. В связи с этим уделяется особое внимание вопросам устойчивого развития малых и средних фирм сферы услуг региональной экономики в Таджикистане в среднесрочной и долгосрочной перспективе, поскольку они являются не только экономически актуальными, но и жизненно важными.

В настоящее время одним из приоритетных направлений развития Таджикистана является становление и развитие, а также совершенствование малых и средних фирм сферы услуг региональной экономики. Общество все больше осознает, что устойчивое развитие малых и средних фирм сферы услуг региональной экономики является одним из ключевых условий формирования рыночных отношений и составной частью современной рыночной экономики.

Сфере услуг принадлежит ведущая роль, от её перспектив зависит степень зрелости или отсталости производительных сил общества. Общепризнано, что государство без развитой сферы услуг является ущербным в социально-экономической и политической сферах. Оно впадает в полную зависимость от развитых стран, а в условиях рыночной экономики превращается в их сырьевой придаток, в источник дешевой рабочей силы и в рынок сбыта низкокачественных, неконкурентоспособных товаров. Такая страна может еще долгие годы находиться на обочине мировой экономики, а подавляющее число её населения - за чертой бедности.

С одной стороны, сегодня в Таджикистане наблюдается тенденция быстрого роста малых и средних фирм сферы услуг региональной экономики и класса предпринимателей. С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги. Устойчивое развитие малых и средних фирм сферы услуг региональной экономики предполагает, чтобы, с одной стороны, каждый экономический район участвовал в межрайонном разделении труда по обмену продукцией, производство которой наиболее эффективно в

условиях данного района; с другой стороны, каждый экономический район должен обеспечивать себя продукцией, ввоз которой экономически невыгоден. В связи с этим в нашей стране большое внимание уделяется изучению проблем устойчивого развития малых и средних фирм сферы услуг региональной экономики как важного фактора повышения эффективности общественного производства.

Развитие малых и средних фирм в сфере услуг в региональной экономике РТ предполагает систему закономерностей, правил и мер, направленных на рациональное сочетание формирования средств производства и труда в едином процессе производства при определённых технических, технологических и социально-экономических условиях.

Основная задача развития частных малых и средних фирм в сфере услуг региональной экономики - это достижение поставленной цели в кратчайшие сроки при наилучшем расположении и использовании производственных ресурсов. Развитие малых и средних фирм в сфере услуг должно обеспечивать ускорение научно-технического прогресса [8, с.123].

Роль сферы услуг как одной из важнейших отраслей сегодня очень велика в связи с усложнением производства, насыщением рынка товарами повседневного и индивидуального спроса, со стремительным подъемом технологического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества.

Задачей государства является всесторонняя поддержка бизнеса - как методами стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения, так и путем принятия и исполнения законодательства, разработки и реализации конкретных комплексных программ управления страной в целом.

Решающую роль в развитии малых и средних фирм сферы услуг региональной экономики Республики Таджикистане сыграл фактор благоприятных природно-климатических условий для производства продукции. Развитие малых и средних фирм сферы услуг региональной экономики - это объективный экономический фактор, который в значительной степени определяет уровень производительности труда и экономическую эффективность производства [5, с.105].

В территориальном аспекте развития малых и средних фирм сферы услуг (МСФ СУ), главная роль принадлежит основным экономическим законам государства - закону рационального развития народного хозяйства и закону неуклонного роста производительности труда. Они, будучи общими законами государственного способа производства, конкретизируются в области развития малого и среднего бизнеса сферы услуг в виде закономерностей. Закономерности, как и законы, имеют объективную экономическую основу, исходящую из самой природы государственного способа производства. Каждая закономерность отражает определенную сторону закона, а все вместе они отвечают требованиям экономических законов государства к развитию малых и средних фирм сферы услуг [4, с.25].

Развитие деятельности объектов сферы услуг на отдельных территориях, на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, таможенной территории и в образовательных учреждениях осуществляется с учетом специфики обслуживаемых категорий потребителей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики

Таджикистан [3, с. 143].

Определяя роль государства в развитии малых и средних фирм сферы услуг, надо обязательно учесть несколько факторов, а именно: режим землепользования (т. е. разрешено ли развитие данного объекта в этом районе), стоимость земли (аренды), транспортную инфраструктуру, демографические характеристики и качество жизни (потенциальный спрос). Важнейшим аспектом развития малых и средних фирм сферы услуг является присутствие населения, и особенно его трудоспособной части, что представлено в таблице 1.

Таблица 1. Численность работников, занятых в сфере услуг Согдийской области (тыс. человек)

2016 2016

Сфера услуг 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 к 2015 к 2010

Оптовая и рознич-

ная торговля, 1,9 1,7 2,0 2,0 1,7 1,9 2,2 126,3 115,7

ремонт автомобилей, бытовых

товаров и др.

Гостиницы и 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,4 0,4 100 200

рестораны

Транспорт и 1.5 1,2 1,2 1,1 1,1 1,0 1,0 100 66,7

складское хозяйство

Почта и связь 0,6 0.5 0,5 0,5 0,4 0,3 0,2 66,3 33.3

Финансовое 1,0 1,0 1,0 1,2 1,4 1,6 1,9 118.7 190

посредничество

Операции с недвижимым 0,3 0,3 0,4 0.4 0,7 0,9 0,9 100 300

имуществом, аренда

и коммерческая

деятельность

Государственное управление и оборона, обяза- 1,5 1,5 1,7 1,5 1,6 1,5 1,5 100 100

тельное социальное

страхование

Образование 14,4 14,9 15,4 16,1 16,2 16,3 16,2 99,3 108.7

Здравоохранение и социальное 6,6 7,0 7,2 7,3 7,5 7,8 7,7 98.7 116,7

обслуживание

Прочие коммунальные, социаль- 10,7 11,6 11,9 12,6 10,1 10,8 10,8 100 100,9

ные и персональные

услуги

Итого в сфере быто- 123,1 125,3 129,3 131,1 129,9 135,8 139,8 102,9 113,6

вого обслуживания

Источник: Основные показатели сектора торговли и бытового обслуживания в РТ. - Душанбе:

Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2017. В настоящее время, в период экономического роста, на наш взгляд, в республике

существует множество проблем, которые сдерживают развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг. К ним относятся:

1. Слабое внедрение рыночных экономических реформ.

2. Слабая конкурентоспособность производимых товаров.

3. Наличие в стране коррупции и теневой экономики.

4. Недостаточная активность руководства при реализации товаров, произведенных фирмами.

5. Недостаточная разработанность перспективы и стратегии развития.

6. Изношенность технологий и основных фондов на фирмах.

7. Влияние инфляционных процессов на развитие фирм.

8. Недостаточное использование инфраструктуры рынка.

9. Слабое внедрение инновационных достижений.

10. Отсутствие инвестиций в развитие фирм и др.

Рано или поздно руководители малых и средних фирм сталкиваются с проблемами управления финансовыми ресурсами. Выясняется, что показатели и процедуры, использовавшиеся ранее для планирования деятельности фирмы, не позволяют ей успешно конкурировать из-за высокой себестоимости продукции. Появление конкурентов не только начинает препятствовать получению привычных прибылей, но и иногда сводит прибыль к нулю [6, с. 23]. Использование кредитов широко распространено в малом бизнесе в городской местности. Почти половина (45 %) предпринимателей сообщили о пользовании кредитами из разнообразных и многочисленных источников. У 10 % опрошенных имеется по два кредита; у 6 % - по три кредита; у 3 % - по четыре кредита. Средний размер кредита оставляет 6 400 долл. США, а средняя процентная ставка высока - 29 %. Многие кредиты были получены в последние два года (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Городские источники кредитования в развитии МСФ СУ в РТ в 2016 г.

Источник: Результаты оценок, основанных на данных исследования

Большая часть кредитов (55 %) требует наличия залогового обеспечения. Основные

Городские источники кредитования в размещении МСФ СУ в РТ (2016г.)

4%

■ Родственники

■ Государственный банк

■ Частные кредиторы

• Коммерческий ознк ■ Мнкроф ниансомя органюа ц ня в Другие источники

виды залогов включают: дома (57 %), землю (13 %), транспортные средства (10 %), прочее личное имущество (8 %) и ювелирные изделия (6 %).

К ключевым производственным активам сельских предпринимателей относятся: дома, земля, скот, техника, а также сбережения и кредиты. Подавляющая часть сельских предпринимателей (82 %) живут в собственных домах, а остальные живут в квартирах. Многие дома находятся в собственности в среднем около 27 лет. Около половины (45 %) предпринимателей унаследовали свои дома, а другая половина (44 %) владеет домами, которые были построены ими самими. Лишь очень немногие предприниматели (7 %) получили или приватизировали (4 %) свои дома. Менее половины (45 %) домов, которые находятся в собственности предпринимателей, подключены к системе питьевого водоснабжения, и почти все (97 %) отапливаются печным отоплением.

В сельской местности кредиты являются менее доступным ресурсом, нежели в городе. Около четверти сельских предпринимателей (24 %) сообщили о наличии кредитных обязательств. У 9 % из них имеется по два кредита, у 6 % - по три кредита, и у 3 % - по четыре кредита [1, с. 128].

Главным источником кредитования МСФ СУ в сельской местности является микрофинансирование, которое представлено на следующем рисунке (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Сельские источники кредитования МСФ СУ в РТ в 2016 г.

Сельские источники кредитования в организации МСФ СУ в РТ (2016 г.)

■ Родстбсеш]]ten ■ Коммерческий банк

Государственный баяк ■ МикрофннансоЕая оргаишаиня

Источник: Результаты оценок, основанных на данных исследования

По сравнению с городскими предпринимателями, средний размер кредита у них меньше и составляет 2 400 долл. США.

Примечательно, что процентные ставки в сельской местности выше и составляют 30,6 %. Во многих случаях кредиты были получены в 2015 году, и 53 % - в 2016 г.

В отличие от городских, лишь 19 % сельских предпринимателей сообщили о том, что им потребовалось наличие залога для получения кредита. Более того, 71 % городских предпринимателей в сфере торговли, бытового обслуживания и перевозок являются

индивидуальными предпринимателями и не привлекают наемную рабочую силу или членов семьи. Около одной пятой опрошенных (22 %) привлекают к участию в бизнесе членов семьи - в среднем по два члена семьи в каждом виде бизнеса. Всего 14 % опрошенных нанимают рабочую силу - в среднем по три работника. Только 6 % одновременно привлекают и членов семьи, и дополнительную рабочую силу [1, с. 123].

В целях создания перспективы и дальнейшего развития МСФ СУ, на территории юго-западной промышленной зоны города Худжанда Согдийской области сроком на 25 лет создана СЭЗ «Сугд» общей площадью 320 гектаров как отдельный (ограниченный) участок территории Республики Таджикистан.

СЭЗ «Сугд» - отдельный (ограниченный) участок территории Республики Таджикистан, в пределах которого действует особый таможенный и налоговый режим, упрощенный порядок регистрации субъектов СЭЗ «Сугд», порядок въезда и выезда резидентов и нерезидентов СЭЗ «Сугд» (см. таблицу 2 и 3).

Таблица 2. Законодательные гарантии и льготы для развития малых и средних фирм в сфере

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

услуг с иностранными инвестициями

№ п/п Законодательные гарантии и льготы для развития малого и среднего бизнеса в сфере услуг с иностранными инвестициями

1 Гарантия равенства прав инвестора. Закон РТ «Об инвестициях» (статья 4).

2 Гарантия правовой защиты инвестора и инвестиционной деятельности. Закон РТ «Об инвестициях» (статья 5).

3 Гарантия права на перемещение иностранных инвесторов. Закон РТ «Об инвестициях» (статья 6).

4 Гарантия права использования доходов. Закон РТ «Об инвестициях» (статья 7).

5 Гарантия возмещения инвестиций и полученных доходов. Закон РТ «Об инвестициях» (статья 7).

6 Гарантия перевода доходов за границу. Закон РТ «Об инвестициях» (статья 7).

7 Валютные операции. Закон РТ «Об инвестициях» (статья 8).

8 Гласность деятельности государственных органов в отношении инвесторов. Закон РТ «Об инвестициях» (статья 9).

9 Недопустимость вмешательства органов государственной власти в инвестиционную деятельность. Закон РТ «Об инвестициях» (статья 10).

10 Гарантия прав инвестора при национализации и реквизиции. Закон РТ «Об инвестициях» (статья 11).

11 Передача права инвестора другому лицу по гарантии страховых договоров. Закон РТ «Об инвестициях» (статья 12).

12 Гарантия права инвестора на вывоз имущества и информации. Закон РТ «Об инвестициях» (статья 14).

13 Права инвестора на объекты интеллектуальной собственности. Закон РТ «Об инвестициях» (статья 15).

14 Права инвестора на использование природных ресурсов. Закон РТ «Об инвестициях» (статья 16).

15 Гарантия для инвестора, осуществляющего реинвестирование. Закон РТ «Об инвестициях» (статья 17).

16 Гарантия собственности на продукцию и доходы от концессионной деятельности. Закон РТ «О концессиях» (статья 4, часть 2).

17 Гарантия прибыли от концессионной деятельности. Закон РТ «О концессиях» (статья 19).

18 Гарантия срока действия концессионного договора. Закон РТ «О концессиях» (статья 13).

Таблица 3. Система налоговых, таможенных и других стимулов для развития малых и средних

фирм сферы услуг с иностранными инвестициями

№ п/п Гарантии и льготы Законодательные документы

1. Освобождение от таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость. Таможенный кодекс Республики Таджикистан (статья 345, пункт 4); Налоговый кодекс Республики Таджикистан (статья 211, пункт 4, часть 4)

2. Освобождение от налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины Налоговый кодекс Республики Таджикистан (статья 211, п.4, подпункт 6); Таможенный кодекс Республики Таджикистан (статья 345, пункт 6)

3. Освобождение от налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины Налоговый кодекс Республики Таджикистан (статья 211, п.2, подпункт 7). Таможенный кодекс Республики Таджикистан (статья 345, п.3)

4. Операции, облагаемые налогом по нулевой ставке Налоговый кодекс Республики Таджикистан (статья 214, пункт 1)

5. Освобождение от налога на прибыль Налоговый кодекс Республики Таджикистан (статья 145, пункт 6)

6. Освобождение от налога на добавленную стоимость, налога с пользователей автомобильных дорог, налога на прибыль юридических лиц, минимального налога на доходы предприятий Налоговый кодекс Республики Таджикистан (статья 343, пункт 1)

7. Освобождение от налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин Налоговый кодекс Республики Таджикистан (статья 343, пункт 2)

8. Освобождение от налога на добавленную стоимость и налога с пользователей автомобильных дорог, социального налога Налоговый кодекс Республики Таджикистан (статья 343, пункт 3)

9. Освобождение от таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость Налоговый кодекс Республики Таджикистан (статья 344, пункт 1)

10. Освобождение от налога на добавленную стоимость Налоговый кодекс Республики Таджикистан (статья 344, пункт 2)

11. Освобождение от налога на прибыль юридических лиц, минимального налога на доходы предприятий, налога на недвижимое имущество и земельного налога Налоговый кодекс Республики Таджикистан (статья 344, пункт 3)

Таким образом, на территории СЭЗ «Сугд» создан преференциальный режим для развития малых и средних фирм сферы услуг, образованных с привлечением отечест-

венных и иностранных инвестиций, и для индивидуальных предпринимателей -резидентов и нерезидентов Республики Таджикистан.

Политика по развитию малого и среднего бизнеса в сфере услуг должна быть направлена не только на увеличение объемов производства товаров и услуг в натуральном выражении, но и, прежде всего, - на совершенствование качества дизайна, вида товарной продукции. Подобные намерения и способы позволяют приблизиться к завоеванию рынка сбыта в стране и за ее пределами, а также повысить эффективность деятельности и конкурентоспособность МСФ СУ путем внедрения системы управления знаниями [7, с. 12].

Главная задача состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития государственного производства, повышения его эффективности, научно - технического прогресса и ускорения роста производительности труда [2, с. 37].

Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Дальнейшее развитие экономики Согдийской области тесно связано с уровнем освоения природных богатств и основными направлениями развития производительных сил республики и Среднеазиатского экономического района.

2. Специализация важнейших отраслей сферы бытового обслуживания Согдийской области как в настоящем, так и в будущем отвечает специфике и характеру хозяйства, его природным и трудовым ресурсам.

3. В целях рационального размещения малых и средних фирм сферы услуг следует составить схему развития и размещения её отраслей. При этом должен преобладать не только отраслевой подход, как на современном этапе, но и территориальный.

4. Темпы развития сферы услуг Согдийской области в перспективе во многом будут зависеть от того, в какой степени, как быстро и эффективно удастся вовлечь в народнохозяйственный оборот природные ресурсы региона.

Теперь стоит задача развития сферы услуг, опирающейся на разработку богатых местных природных ресурсов и использование человеческого потенциала, работающих в интересах республики и ее населения. Поэтому актуальность исследования данной темы продиктована самой жизнью. Нужно научно осмыслить происходящее, искать и находить новые подходы, методы, неординарные решения в долгосрочной перспективе развития национальной экономики.

Успех малых и средних фирм сферы услуг, к примеру торговых центров, кинотеатров, химчисток, аптек, ресторанов, кафе, мастерских по изготовлению мебели, обслуживание прачечных, фотоателье, бань и других объектов связан с их удачным размещением, в чём огромную роль играет государство.

Список использованной литературы:

1. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан / Основные показатели сектора торговли и услуг Республики Таджикистан. -Душанбе, 2017).

2. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: учебно-практическое пособие/ отв. ред. Г.А. Александров. -М.: Издательство БЕК, 2002. -544 с.

3. Бушуева, И. В. Современное состояние сферы платных услуг. / Под ред. акад. Ю. П. Свириденко /Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития: В 4 т. - М., 2001. Т. I.

4. Баранова И.В. Теория экономического анализа. -Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2008. 136 с.

5. Ветеримова И.И. Амортизация и амортизационная политика. -М.: Финансы и статистика, 2004. -192 с.

6. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. -М. : ТКВелби, Проспект, 2007. -360 с.

7. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Д.В. Лысенко. М.: ИНФРА - М, 2008. -319 с.

8. Конева О.В. Малый бизнес: оценка вклада в развитие сферы услуг: монография / О.В. Конева, Н.А. Соловьева; Красноярский государственный торгово - экономический институт. - Красноярск, 2009. - 158 с.

Reference Literature:

1. Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President. Basic Indices of the Centre of Trade and Services of Tajikistan Republic. - Dushanbe, 2017.

2. Anticrisis Management: Theory, Practice, Infrastructure: educational-practical manual// Editor in charge: G.A. Alexandrov. - M. : BEKpublishing-house, 2002. - 544 pp.

3. Bushuyeva I.V. Contemporary State of Paid Services Sphere// Under the editorship of acad. Yu.P.Sviridenko. Sphere of Services: Problems and Prosects of Development: in 4 volumes. -M., 2011. - V.1.

4. Baranova I. V. Theory of Economy Analysis. - Novosibirsk: Siberian Academy of Finances and Banking. 2008. - 136pp.

5. Veterimova I. I. Amortization and Amortizational Policy. - M. : Finances and Statistics, 2004. - 192 pp.

6. Gilyarovskaya. L. T. Complex Economic Analysis of Economy Activity: manual. - M. : TK Velbi, Prospect, 2007. - 360pp.

7. Complex Economy Analysis of Economic Activity// D.V. Lysenko. - M.: INFRA-M, 2008. -319pp.

8. Koneva O.V. Small Business: Assessment of Contribution into the Development of Services Sphere: monograph// O.V. Koneva, N.A. Solovyova. Krasnoyarsk State Trade-Economy University. - Krasnoyarsk, 2009. - 158 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.