Пра во
Вестник Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского, 2020, № 3, с. 161-173
161
УДК 342.9
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ИНЫХ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА) В ОБЕСПЕЧЕНИИ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2020 г. А.В. Степанов
Пермский институт ФСИН России, Пермь Пермский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермь
Поступила в ридакцию 01.04.2020
Формулируется понятие и дается классификация институтов гражданского общества. Анализируются федеральные нормативные правовые акты, определяющие роль институтов гражданского общества в обеспечении национальной и миграционной безопасности Российской Федерации. Раскрывается регулирующее воздействие некоммерческих общественных организаций на миграционные процессы с целью интеграции мигрантов в российское общество и решения проблем по реализации иностранцами своих прав на территории России. На примере деятельности общественных палат, общественных советов и общественных наблюдательных комиссий рассматривается функционирование института общественного контроля за работой органов государства в миграционной сфере. В заключение делается вывод о существенном вкладе институтов гражданского общества в реализацию миграционной политики и обеспечение миграционной безопасности России.
Ключивыи слова: институты гражданского общества, миграционная безопасность России, некоммерческие общественные организации, общественные палаты, советы, общественные наблюдательные комиссии, защита прав мигрантов.
Одним из механизмов реализации государственной миграционной политики России выступает совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции, которая является одной из составляющих государственной национальной политики [1].
Но вопросы управления миграционными процессами в целом и обеспечения миграционной безопасности в частности не могут быть только прерогативой государственных органов, они тесно связаны с деятельностью общественных объединений, неправительственных организаций и других институтов гражданского общества.
И если государство в лице собственных органов осуществляет прямое воздействие на миграционную безопасность путем проведения государственной политики, то институты гражданского общества оказывают регулирующее воздействие на состояние правопорядка и безопасности косвенно, через оказание помощи мигрантам и общественный контроль. Осуществляя взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, негосударственные объединения
выступают своеобразным посредником между государством и мигрантами. Результатом такого сотрудничества является улучшение правового положения мигрантов в России, что приводит к снижению уровня криминогенности в исследуемой сфере и повышению качества миграционной безопасности.
Говоря об институтах гражданского общества в России, необходимо отметить отсутствие единообразного понимания содержания данной правовой категории.
В правовой доктрине под институтами гражданского общества понимаются:
1) направления деятельности граждан, ориентированные на решение социально значимых задач, реализованные через различные организационные формы [2, с. 27];
2) организованные, так или иначе, объединения граждан, действия которых направлены на реализацию каких-либо целей и задач, на разрешение собственных, общих для групп проблем.
Чаще всего сегодня это общественные движения, неправительственные организации, еще не организованные, но уже объединившиеся неформально для консолидированных коллективных действий граждане - такие группы называют гражданскими инициативами, а также структуры, их объединяющие, например сете-
вые общероссийские или региональные неправительственные организации, общественные палаты, комитеты и т.п. [3, с. 265].
Таким образом, по мнению В.Э. Поляковой, под институтами гражданского общества принято понимать способы организационно-правового участия в социально-политической жизни общества [4].
Ю.А. Тихомиров обращает внимание на то, что сложно дать исчерпывающую характеристику видов гражданских институтов ввиду специфики их целей: свойства институтов гражданского общества по-разному выражаются в их организации и деятельности; институты гражданского общества весьма многообразны и развиваются вне принципов иерархичности, свойственных группам государственных институтов [5].
Тем не менее указанный исследователь предлагает следующую классификацию институтов гражданского общества, максимально охватывающую все разновидности объединений:
- объединения на основе членства - общественные организации;
- фонды, центры, советы по вопросам гражданского общества; смешанные институты -общественная палата, общественные советы при исполнительных органах, саморегулируемые организации, некоммерческие организации и др., одними из целей которых выступает обеспечение национальной безопасности, совершенствование государственной политики в области межнациональных отношений [6, 7].
Роль институтов гражданского общества в обеспечении национальной и миграционной безопасности отражена в различных указах Президента Российской Федерации.
В частности, в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества самым непосредственным образом влияет на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов [8].
В свою очередь, положения Концепции общественной безопасности в Российской Федерации к силам обеспечения общественной безопасности (соответственно - миграционной безопасности) относят, наряду с государственными и муниципальными органами, общественные объединения, национальные диаспоры, которые должны взаимодействовать с первыми в области противодействия незаконной миграции, в сфере профилактики правонарушений на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Одним из основных направлений деятельности указанных сил обеспечения общественной безопасности Концепция называет развитие механизмов общественного контроля за расследованием преступлений, общественного мониторинга, независимой экспертизы в целях предотвращения роста уровня ксенофобии, социальной, расовой, национальной или религиозной розни [9, пп. «е» п. 28].
На важность участия институтов гражданского общества в реализации миграционной политики указывает Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы [10]. Указанный документ к одному из основных принципов миграционной политики относит участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пп. «д» п. 20 Концепции).
Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации одним из основных направлений миграционной политики в области совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции является обеспечение возможности участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства Российской Федерации (пп. «и» п. 26 Концепции).
Институты гражданского общества участвуют в обеспечении миграционной безопасности как путем непосредственного участия в реализации прав и свобод мигрантов, так и через институт общественного контроля за деятельностью органов государства в миграционной сфере.
В рамках непосредственного участия институтов гражданского общества в реализации миграционной политики общественные, неправительственные и международные организации оказывают необходимую помощь мигрантам, осуществляют научно-исследовательскую деятельность в сфере миграции и многое другое [2].
Уже довольно длительное время на территории Российской Федерации действуют такие организации, как региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Комитет «Гражданское содействие», Российское общество Красного Креста, юридическая сеть «Миграция и Право», правозащитный центр «Мемо-
риал», некоммерческая организация «Мигрант-партнер» и др.
Деятельность указанных организаций в исследуемой сфере заслуживает более подробного анализа.
Так, региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Комитет «Гражданское содействие» (далее - Комитет) осуществляет правовые консультации и защиту социальных прав мигрантов; оказывает организационную помощь в получении статуса беженца; материальную, медицинскую, психологическую и иную гуманитарную помощь беженцам и вынужденным переселенцам; юридическое сопровождение мигрантов в судах. Специалисты Комитета проводят экспертизу законов и правительственных актов, участвуют в составлении сборников по юридическим вопросам миграции [11].
Комитетом в рамках осуществляемой деятельности реализуются различные проекты:
1. Проект «Помощь беженцам и людям без гражданства» включает в себя проведение консультаций по всем интересующим беженцев и мигрантов вопросам, сопровождение их в официальные и медицинские учреждения, оформление обращений в интересах мигрантов в различные инстанции, помощь в обжаловании отказов в предоставлении убежища или гражданства, обеспечение защиты от выдворения или депортации в страну, где человеку угрожает опасность. Также Комитет помогает в получении школьного образования для детей мигрантов, бесплатной медицинской и психологической помощи, срочной единоразовой материальной помощи, в изучении русского языка;
2. В рамках проекта «Помощь трудовым мигрантам» юристы и социальные работники Комитета консультируют трудовых мигрантов об их правах и способах их защиты, о правилах легального трудоустройства. Адвокаты Комитета защищают интересы мигрантов в трудовых конфликтах с работодателями, не выплачивающими зарплату. Специалисты выходят с обращениями в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления по вопросам содействия в обеспечении прав мигрантов;
3. Еще одним важным проектом, реализуемым Комитетом, выступает проект «Доступ к образованию». Указанный проект включает в себя мониторинг нарушений права мигрантов на доступ к образованию; оказание помощи в получении доступа к образованию путем консультирования родителей. Важной составляющей данного проекта выступает работа Комитета с компетентными органами государственной власти, в том числе путем обжалования дей-
ствий (бездействия) и решений, нарушающих право мигрантов на получение образования.
Комитет тесно взаимодействует с правозащитным центром «Мемориал» [12], с которым реализует совместные правозащитные проекты, через юридическую сеть «Миграция и Право» (далее - Сеть) для беженцев, лиц, ищущих убежища, лиц без гражданства, трудовых мигрантов, вынужденных переселенцев и лиц, перемещенных внутри страны, в регионах России [13].
Деятельность Сети весьма обширна и распространяется на территорию 37 субъектов Российской Федерации. В первую очередь правовой помощью обеспечиваются регионы, граничащие с территориями, ставшими постоянным источником миграции.
Непосредственная задача Сети - защита прав и законных интересов вынужденных мигрантов: оказание им бесплатной консультативной помощи, составление для них юридических документов, поддержка в органах исполнительной власти и местного самоуправления и судебных инстанциях. Юристами Сети проводится ежегодно около 20000 консультаций, оказывается помощь в подготовке более 2000 исков, жалоб и заявлений в суд, проводится по 400-500 выездных консультаций в центрах временного размещения и компактного поселения мигрантов, юристы Сети представляют в судах интересы мигрантов более чем по 1000 дел в год [14].
Конкретная задача оказания правовой помощи является лишь частью более общей и перспективной цели: обеспечить условия для интеграции мигрантов в общество, добиться решения их проблем на основе общепризнанных правовых стандартов, устранить дискриминационный подход и произвол со стороны чиновников всех уровней [15].
Основу Сети составляют региональные пункты. Как правило, они создаются на базе неправительственных организаций, занимающихся проблемами миграции и отстаивающих права беженцев, вынужденных переселенцев. С этими организациями заключаются договоры о некоммерческом партнерстве. Несколько пунктов работает непосредственно на базе органов миграции [14].
Дважды в год Сеть проводит семинары по проблемам миграционного права, актуальным для России и мирового сообщества в целом. В семинарах участвуют ведущие западные специалисты в области миграционного права, российские юристы, ведущие специалисты министерств и ведомств.
В решении вопросов психологической и социальной поддержки мигрантов участвует об-
щероссийская общественная организация Российский Красный Крест [16] (далее - РКК), которая всю свою деятельность направляет на оказание помощи нуждающимся в ней людям. РКК имеет богатый опыт разработки и участия в программах, связанных с оказанием помощи мигрантам. Так, на примере г. Москвы и Московской области деятельность РКК сосредоточена на предоставлении поддержки самым уязвимым категориям мигрантов посредством различной гуманитарной помощи (как продовольственными / гигиеническими наборами, так и ваучерами - сертификатами), оказанием медико-социальных и правовых консультаций, другими информационно-просветите-льскими мероприятиями и механизмами сотрудничества с партнерами и заинтересованными сторонами для обеспечения более широкого доступа к наиболее уязвимым мигрантам.
В рамках реализуемых мероприятий проводит работу общественная приемная для мигрантов. Консультанты по правовым и медико-социальным вопросам бесплатно и конфиденциально отвечают на вопросы мигрантов, как по телефону горячей линии, так и на письменные обращения.
Также в структуре РКК функционирует мобильная миграционная группа, сформированная из числа добровольцев, для оказания помощи мигрантам в реализации своих прав. Указанная группа организует выезды к мигрантам в места сосредоточения наиболее уязвимых мигрантов (специальные места содержания мигрантов в г. Москве и Московской области, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, в том числе иностранных граждан, вокзалы и аэропорты г. Москвы и Московской области и т.д.) [16].
Вышеперечисленные организации осуществляют свою деятельность на территориях значительного количества субъектов Российской Федерации.
Наряду с такими организациями практически в каждом субъекте РФ созданы и функционируют некоммерческие формирования, объединенные целью оказания различной помощи мигрантам.
Так, например, на территории г. Воронежа и Воронежской области с 2006 года существует некоммерческое партнерство по содействию миграционным процессам «Мигрант-партнер» [17].
Основными функциями НП «Мигрант-партнер» являются:
- информационно-просветительская деятельность в области защиты прав человека;
- правовая защита мигрантов, прием и консультирование, оказание услуг мигрантам и населению;
- содействие адаптации и интеграции мигрантов в местное сообщество;
- мониторинг миграционной ситуации в регионе с целью выработки предложений по улучшению миграционной ситуации;
- консультирование субъектов миграционных процессов: мигрантов, потенциальных иммигрантов, граждан РФ, выступающих принимающей стороной для иностранцев;
- информационно-просветительская деятельность, в том числе через СМИ [17].
В Ставропольском крае региональная общественная благотворительная организация «Вера, Надежда, Любовь» реализует проект «Развитие гражданского общества посредством повышения правовой грамотности вынужденных мигрантов и некоммерческих организаций, оказывающих им помощь» при поддержке Программы малых грантов Отдела печати и культуры Посольства США в Москве.
В рамках проекта организован центр доступа к информационно-правовой базе «Гарант» в офисе организации, где каждый желающий и нуждающийся в этом мигрант может бесплатно подключиться к программе, самостоятельно найти и ознакомиться с любым нормативным документом в действующей редакции, самостоятельно составить необходимый правовой документ. Работа с программой «Гарант» позволяет собрать всю интересующую правовую информацию по возникшему вопросу.
С целью правового просвещения в печатных СМИ публикуются информационные материалы в виде статей «Вопрос - ответ», которые освещают наиболее часто встречающиеся проблемы и вопросы мигрантов и пути их решения.
Подготавливаются информационно-правовые буклеты, которые бесплатно распространяются среди населения и организаций: «Иностранным гражданам и лицам без гражданства», «Беженцам и лицам, ищущим временное убежище», «Вынужденным переселенцам» и брошюры для специалистов организаций, оказывающих помощь мигрантам «Обзор судебной практики».
По признанию разработчиков и участников, благодаря реализации проекта были достигнуты цели укрепления правовой защищенности и гарантий прав личности, воспитания гражданской зрелости, а также укрепления сферы гражданского общества [18].
Еще одним примером участия регионального общественного объединения в реализации государственной миграционной политики Российской Федерации выступает деятельность в Пермском крае центра социально-культурной адаптации трудовых мигрантов автономной некоммерческой организации «Миграция» (далее -АНО «Миграция») [19].
Данная организация призвана помочь осуществлению целей и задач по социальной адаптации иностранных трудовых мигрантов в российское общество на основе знания и уважения к русскому языку, культуре, обычаям и образу жизни.
АНО «Миграция» объединяет: ООО «Азимут-сервис» (локальный центр тестирования иностранных граждан) для оформления документов с целью получения сертификата на знание иностранным гражданином основ законодательства РФ, истории России и русского языка; ООО «Азимут-плюс» (медицинский центр) для проведения медицинского освидетельствования с целью получения заключения об отсутствии у иностранного гражданина инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; ООО «Линия права» (юридическая компания) для подготовки заявлений, оказания консультационной помощи мигрантам и работодателям; ООО «Авокадо» (агентство переводов) для осуществления переводов документов на русский язык с последующим нотариальным заверением; ООО «АБВ» (автошкола безопасного вождения) и др. [19].
Основными задачами АНО «Миграция» выступают: оказание помощи в оформлении документов для получения разрешения на работу, патента на работу, разрешения на привлечение иностранных работников; внесение изменений в разрешение на работу; содействие в постановке на миграционный учет; создание центра занятости для иностранных граждан; содействие в оформлении приглашений на въезд в Российскую Федерацию; содействие в получении многократной визы; организация временного проживания мигрантов; предоставление мигрантам мест для временного проживания; осуществление дополнительного медицинского страхования мигрантов; предоставление персональных услуг; составление заявки о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками; представление интересов работодателей в органах государственной власти [19].
На эффективность деятельности центра оказывает положительное влияние качественное взаимодействие с этническими диаспорами, наиболее крупными из которых являются: таджикская, азербайджанская, армянская, узбекская. Через такие организации осуществляется передача прибывшим в Россию иностранцам языковых, социальных и культурных норм принимающей страны.
Аналогичные центры функционируют и на территориях иных субъектов Российской Федерации (например, в Камчатском, Красноярском краях, Тамбовской области) [20].
Как видно из вышеприведенного текста, основные направления деятельности некоммерческих партнерств принципиально не отличаются друг от друга независимо от того, функционируют ли объединения на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов РФ.
Несмотря на очевидную нужность и важность деятельности таких центров, существующие сложности и проблемы обращают на себя внимание.
Одной из серьезных проблем выступает деятельность посреднических организаций.
На примере г. Москвы можно отметить, что, несмотря на отмену системы квотирования и создание многофункционального миграционного центра с целью исключения из процесса оформления разрешительных документов посреднических структур, «посредники не ушли с рынка оформления документов, а лишь несколько изменили свои стратегии». «И занимаются этим все те же самые люди», отмечает представительница общественной организации, работающей с мигрантами [21]1.
Исследователи В.И. Мукомель и К.С. Григорьева отмечают, что «продолжают работать как посреднические организации с хорошей репутацией, которые оказывают содействие иностранным гражданам в оформлении настоящих документов, так и те, кто изготавливает все виды подделок: поддельные медицинские справки, регистрации, трудовые договоры, патенты и даже квитанции об их оплате» [21].
Таким образом, и посреднические услуги, и услуги по оформлению поддельных разрешительных документов в Москве по-прежнему востребованы.
Еще одной проблемой реализации иностранцами своих прав на территории России эксперты отмечают фактическое навязывание посреднических услуг многофункционального миграционного центра, поскольку центр является единственной организацией, через которую можно подать документы в миграционную службу, несмотря на наличие законодательной возможности сделать это напрямую [21].
Следующими проблемными вопросами называются вопросы организации, проведения подготовительных курсов к сдаче экзамена по русскому языку, основам истории и законодательства России и принятие экзамена.
По мнению специалистов, иностранцы неохотно проходят обучение на курсах вследствие наличия возможности приобретения сертификата за деньги без сдачи экзамена. Само тестирование проводится разными центрами по раз-
личным ценам, разным образовательным стандартам и зачастую превращается в фикцию [21].
Указанные недостатки, безусловно, снижают эффективность деятельности институтов гражданского общества по реализации миграционной политики, но важным моментом является общее желание всех субъектов к их максимальному преодолению.
В некоторых субъектах РФ деятельность по эффективной интеграции мигрантов в правовое пространство России осуществляется при участии образовательных организаций высшего образования. Так, в Забайкальском крае центром социально-культурной адаптации мигрантов совместно с юридической клиникой «Фемида» Забайкальского государственного университета ведется активная разработка комплекса мероприятий по повышению правовой грамотности в среде мигрантов, прибывающих на территорию Забайкальского края.
В рамках данного проекта осуществляется правовое консультирование и иные формы оказания бесплатной юридической помощи мигрантам по актуальным правовым вопросам, в т.ч. посредством телефонной связи, интернет-ресурсов; издание дидактических пособий, памяток по правовой адаптации трудовых мигрантов; проведение лекториев, правовых игр и семинаров, Дней правовой грамотности мигрантов (совместно с различными общественными объединениями) [22].
Также в 2015 г. был организован молодежный проект «Языковое кафе», который собрал представителей иностранного студенчества города Читы. В ходе мероприятия студенты не только смогли познакомиться и пообщаться, но и закрепили свои практические навыки в знаниях русского языка и культуры. Подобные мероприятия являются частью программы адаптации иностранных обучающихся. Также активно работает проект «Защита прав иностранных обучающихся в вузах и ссузах Забайкальского края». Проанализировав существующие программы и проекты, можно прийти к выводу, что наличие в образовательных учреждениях или регионе комплексной программы адаптации служит важным фактором в выборе иностранным гражданином площадки для получения образования [23].
На повышение эффективности адаптации мигрантов к современной правовой ситуации и снижение рисков правонарушений и преступлений в среде мигрантов, а также снижение социального напряжения со стороны российских граждан оказывает положительное влияние участие в работе с мигрантами религиозных общественных объединений.
Так, например, в Красноярском крае Единое духовное управление мусульман края приняло участие в акции правительства края в рамках проекта «Правовое просвещение мигрантов» программы «Социальное партнерство во имя развития». Одним из элементов указанной программы явилось создание специальной «Азбуки мигрантов», где собрана информация о Красноярске, его истории, с указанием адресов государственных учреждений края, почты, служб занятости, мест культурного отдыха, медицинских центров и другая необходимая информация для комфортной и достойной жизни в городе [24].
Анализ основных направлений деятельности институтов гражданского общества позволяет убедиться в том, что они направлены на правовую поддержку, оказание психосоциальной и медико-социальной помощи, а также проведение консультативной и разъяснительной работы для достижения определенной цели - облегчить интеграцию мигрантов в российское общество [25]. Дополнительно такими организациями осуществляется анализ нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы миграции, разрабатываются предложения в органы законодательной и исполнительной власти по совершенствованию привлечения и использования иностранной рабочей силы, проводятся научно-практические мероприятия с привлечением представителей контрольно-надзорных органов, участвующих в обеспечении миграционной безопасности Российской Федерации.
Как уже отмечалось ранее, институты гражданского общества участвуют в обеспечении миграционной безопасности, в том числе через институт общественного контроля за деятельностью органов государства в миграционной сфере. По мнению В.П. Беляева, «целью общественного контроля... является формирование условий, в которых уполномоченные органы служат исключительно общественным интересам и в высшей степени ответственны и подконтрольны обществу» [26].
В продолжение озвученного тезиса В.Н. Амельчакова и Г.Н. Суслова отмечают, что «.в современных условиях без прозрачности (полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности органов власти), контроль общества не способен заставить чиновников быть ответственными и, как следствие, компетентными. Эффективность общественного контроля должна формулироваться таким образом, чтобы в максимальной степени оценивать деятельность как органов общественного контроля, МВД России в целом, так и государственных гражданских служащих в частности» [27].
Под общественным контролем в федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений [28].
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 3 закона «общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля» и «являться организаторами форм общественного контроля», в соответствии с федеральным законодательством.
К общим задачам общественного контроля в рассматриваемой сфере, по мнению исследователей В.Н. Амельчаковой и Г.Н. Сусловой, следует отнести: осуществление прямой и обратной связи между уполномоченными органами и обществом, формирование государственной политики на основе таких общих принципов, как обеспечение мира и справедливости, обеспечение гражданам свободы передвижения и выбора места жительства. Практическими задачами общественного контроля в сфере миграции, по их мнению, являются: консолидация (объединение усилий) населения, начиная с местного уровня и заканчивая федеральным; выработка общих принципов реализации общественного контроля; практическая деятельность с использованием всех доступных форм его осуществления [27].
Субъектами общественного контроля, чья деятельность затрагивает в том числе миграционную сферу, являются общественные палаты, функционирующие на различных уровнях власти (Общественная палата Российской Федерации [6], общественные палаты субъектов Российской Федерации [29] и общественные палаты местного самоуправления).
На заседаниях общественных палат обсуждаются вопросы, посвященные национальной безопасности [30, 31], социальной адаптации и трудовой интеграции мигрантов [32]; создания инфраструктуры для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в российское сообщество [33] в виде информационной и правовой поддержки иностранных граждан, курсов по изучению русского языка [34], истории и основ законодательства Российской Фе-
дерации, центров социальной адаптации и интеграции [35]. Затрагиваются и рассматриваются проблемные вопросы применения в отношении иностранцев-нарушителей мер государственного принуждения [36].
Деятельность общественных палат осуществляется во взаимодействии с представителями национальных диаспор, которые принимают участие в разработке и осуществлении региональных и местных проектов, особенно в областях образования, здравоохранения, рационального использования ресурсов и социальной защиты мигрантов.
В результате такой работы палатами выдвигаются гражданские инициативы, вырабатываются рекомендации органам государственной власти, направленные на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, прав и законных интересов некоммерческих организаций, работающих в интересах мигрантов.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации на Министерство внутренних дел Российской Федерации как на орган государственной власти возлагается обязанность «проведения анализа эффективности участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства Российской Федерации и выработки предложений по совершенствованию механизмов взаимодействия с ними органов государственной власти» [37, п. 36].
В этой связи нельзя не отметить существенную роль в исследуемой сфере Общественного совета при МВД Российской Федерации [38] (далее - Общественный совет), который является совещательным органом и образуется в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и организаций и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Задачи, решаемые Общественным советом, направлены на привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, а также содействие в реализации государственной политики в сфере противодействия преступности и т.д.
Наряду с решением общих задач в правоохранительной сфере Общественный совет
участвует: в проведении анализа мнения граждан о деятельности органов внутренних дел и доведении полученной в результате анализа обобщенной информации до руководителей соответствующих органов внутренних дел; в выдвижении и поддержке гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на совершенствование государственной политики в сфере миграции; в информировании граждан о деятельности миграционных подразделений органов внутренних дел, в том числе через средства массовой информации, и в публичном обсуждении вопросов, касающихся деятельности указанных подразделений [39].
При участии Общественного совета реализуется взаимодействие МВД России с организациями, привлекающими к труду иностранных граждан [40], общественными объединениями, диаспорами, религиозными [41] и иными организациями по вопросам совершенствования правового регулирования миграционных правоотношений, в том числе отношений в сфере обеспечения миграционной безопасности России [42].
Общественный совет участвует в проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам миграционной деятельности органов внутренних дел; в разработке и рассмотрении концепций, программ по наиболее актуальным вопросам миграционной деятельности органов внутренних дел.
Общественный совет осуществляет общественный контроль за деятельностью органов внутренних дел в целом и миграционных подразделений в частности.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации [43] во всех субъектах РФ созданы и активно работают общественные советы при территориальных органах МВД России.
Анализируя результаты работы Общественного совета при МВД России и соответствующих советов при террорганах субъектов РФ, нельзя не согласиться с мнением В.А. Волоха, считающего, что «опыт работы Общественного совета... дает основания полагать, что данная практика является конструктивным элементом развития институтов гражданского общества при формировании государственной миграционной политики Российской Федерации» [44].
Еще одним направлением общественного контроля, связанного с обеспечением миграционной безопасности, является контроль содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, де-
портации или реадмиссии, в специальных учреждениях органов внутренних дел [45].
Указанное направление общественного контроля осуществляется общественными наблюдательными комиссиями, образуемыми в субъектах Российской Федерации, и их членами.
Основными задачами данных организаций в исследуемой сфере являются:
1) осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в специальных учреждениях органов внутренних дел, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмис-сии (далее - место принудительного содержания), на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована общественная наблюдательная комиссия [46];
2) подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля;
3) содействие сотрудничеству общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания иностранцев, находящихся в местах принудительного содержания [45, ст. 6].
Анализируя роль институтов гражданского общества в обеспечении миграционной безопасности Российской Федерации, можно сделать вывод о существенном вкладе рассмотренных субъектов административных правовых отношений в реализацию миграционной политики. Необходимо обратить внимание на важность и целесообразность взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с общественными, неправительственными и другими негосударственными объединениями в осуществлении деятельности в сфере миграции. Такое взаимодействие и скоординированная работа самым непосредственным образом влияют на состояние защищенности административно-правовых отношений (миграционных правоотношений) от рисков и угроз, источником которых является незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконное пребывание (проживание) и (или) осу-
ществление ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, обеспечиваемое государственными органами (в том числе, органами государственной власти), органами местного самоуправления и иными субъектами на основании реализации административно-правовых и иных норм, имеющее целью поддержание устойчивого правопорядка.
Примичании
1. Статья подготовлена по результатам проекта Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ «Анализ социальной сферы региона методом включенного наблюдения». Использованы результаты социологических исследований с использованием полуструктурированных экспертных интервью с представителями ФМС России, УФМС по г. Москве, центров тестирования иностранных граждан, организаций-работодателей, посреднических организаций, страховых компаний, оказывающих услуги по оформлению полисов ДМС для иностранцев, общественных организаций, работающих с мигрантами. Было проведено 9 интервью и взято 4 комментария у представителей страховых компаний.
Список литиратуры
1. Шарова Т.В. Конституционно-правовые основы государственной национальной политики как решающий фактор государственной целостности и независимости Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 4. С. 3-6.
2. Калинина С.В., Кириллова Г.Н. Взаимодействие Федеральной миграционной службы России с институтами гражданского общества // Миграционное право. 2016. № 2. С. 27-30.
3. Халий И.А. Институты гражданского общества в современной России. К методологии изучения [Электронный ресурс] // Россия реформирующаяся. 2007. № 6. С. 265-280. Режим доступа: http://www.ci visbook.ru/files/File/Khaliyy.pdf (дата обращения: 03.02.2020).
4. Полякова В.Э. Институты гражданского общества // СПС «КонсультантПлюс». 2019.
5. Тихомиров Ю.А. Гражданское общество в фокусе права // Журнал российского права. 2013. № 10. С. 35-45.
6. Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. (ред. от 05 декабря 2017 г.) № 32-ФЭ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 15. Ст. 1277; 2017. № 50 (Часть III). Ст. 7563.
7. О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям: Указ Президента РФ от 05 июня 2012 г. (ред. от 28 августа 2019 г.) № 776 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 24. Ст. 3135; 2019. № 35. Ст. 4947.
8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
9. Подпункт «е» пункта 28 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации: (утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685). Опубликован не был.
10. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы: Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 45. Ст. 6917.
11. Сайт Комитета «Гражданское содействие» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// refugee.ru/nasha-missiya/ (дата обращения: 03.02.2020).
12. Устав Международного Мемориала [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.memo. ru/ru-ru/memorial/memorial-international-aims/ (дата обращения: 03.02.2020).
13. О сети «Миграция и право» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://memohrc.org/ru/ specials/o-seti-migraciya-i-pravo-1 (дата обращения: 03.02.2020).
14. Сайт Правозащитного центра «Мемориал» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://memo hrc.org/ru/specials/o-seti-migraciya-i-pravo-1 (дата обращения: 03.02.2020).
15. Зуева А.С. Анализ зарубежного опыта регулирования деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов // Мир политики и социологии. 2012. № 8. С. 69-73.
16. Сайт общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.redcross.ru/ (дата обращения: 03.02.2020).
17. Сайт НП «Мигрант-партнер» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn—7sbbjnn1alcs hfcve.xn--p1ai/about (дата обращения: 03.02.2020).
18. Повышение правовой грамотности вынужденных мигрантов. Общественные и некоммерческие организации, Ставропольский край [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://southru.info/114815 2876^УУ shenie-pravovoy -gramotno sti-vynuzhdennyh-migrantov.html (дата обращения: 03.02.2020).
19. Сайт АНО «Миграция» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://migrantperm.ru/ntcn/ (дата обращения: 03.02.2020).
20. Изотова Е.Н. Российская Федерация в системе международных миграционных процессов и возможные пути решения проблем, связанных с иностранной рабочей силой // Административное право и процесс. 2019. № 1. С. 63-66.
21. Мукомель В.И. Новации в российском миграционном законодательстве в контексте правоприменения // Миграционное право. 2016. № 2. С. 3-10; № 3. С. 3-9 (СПС «КонсультантПлюс»).
22. Бессонова В.В., Кошелев М.С. Правовая адаптация мигрантов как одно из направлений государственной миграционной политики России // Миграционное право. 2013. № 4. С. 27-31.
23. Маркова О.А., Кошелев М.С. Система государственного стимулирования образовательной миграции: проблемы и перспективы реализации в усло-
виях трансграничного региона // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 8. С. 13-17.
24. Портал Гражданского общества Красноярского края. Режим доступа: https://gokrk.ru/search/?q=% D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0% B2%D0%BE%D0%B5+%D0%BF%D 1 %80%D0%BE% D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%B D%D0%B8%D0%B5+%D0%BC%D0%B8%D0%B3% D1 %80%D0%B0%D0%BD%D 1 %82%D0%BE%D0% B2 (дата обращения: 03.02.2020).
25. Завьялов И.А., Зуева А.С. Криминологическая характеристика экономических преступлений // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 7. С. 68-70.
26. Беляев В.П. Контроль как форма юридической деятельности и гарантия законности // Право и политика. 2004. № 2. С. 15.
27. Амельчакова В.Н., Суслова Г.Н. К вопросу о взаимодействии подразделений по вопросам миграции МВД России с другими органами при оказании государственных услуг // Миграционное право. 2018. № 1. С. 38-40.
28. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4213; 2018. № 53 (часть I). Ст. 8424.
29. Общественные палаты Приволжского федерального округа // Сайт Общественной палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. oprf.ru/about/interaction/region_chambers/1445/1439/ (дата обращения: 03.02.2020).
30. Директор ФСБ: террористы вербуют иностранных студентов в России // Сайт Общественной палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oprf.ru/press/832/newsitem/50341 (дата обращения: 03.02.2020).
31. «Необходимо объединить усилия в борьбе с радикализацией мигрантов». Члены ОП РФ приняли участие в круглом столе «Противодействие пропаганде терроризма среди мигрантов» // Сайт Общественной палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oprf.ru/press/news/2019/new sitem/49016 (дата обращения: 03.02.2020).
32. «Хорошо адаптироваться помогает жизнь в общежитиях». Проблему адаптации иностранных студентов в Иркутском медуниверситете обсудили общественники региона // Сайт Общественной палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.oprf. ru/about/interaction/region_chambers/431/258 4/newsitem/49298 (дата обращения: 03.02.2020).
33. «Мигранты: как содействовать адаптации в социальную среду». На площадке ОП «Точка кипения» состоялся разговор о межнациональных отношениях в Карелии // Сайт Общественной палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. oprf.ru/about/interaction/region_chambers/431/2584/new sitem/51877 (дата обращения: 03.02.2020).
34. В Югре мигранты смогут сдавать экзамены по русскому языку дистанционно // Сайт Общественной палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oprf.ru/about/interaction/region_chambers/ 431/2584/newsitem/49647 (дата обращения: 03.02.2020).
35. Россия - Евразия: культурная политика в деле укрепления межнационального мира // Сайт Общественной палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oprf.ru/press/news/2019/newsi tem/51991 (дата обращения: 03.02.2020).
36. «Решение о депортации есть, а денег на авиабилет - нет». В Общественной палате Свердловской области обсудили проблемы выдворения и депортации мигрантов // Сайт Общественной палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. oprf.ru/about/interaction/region_chambers/431/2584/new sitem/51913 (дата обращения: 03.02.2020).
37. О плане мероприятий по реализации в 2019 -2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 -2025 годы: Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2019 г. № 265-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 9. Ст. 869.
38. Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28 июля 2011 г. № 1027 (ред. от 24 июля 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 31. Ст. 4712; 2015. № 30. Ст. 4576.
39. В Смоленской области полицейские и общественники поздравили с Новым годом лиц, находящихся в центре временного содержания иностранных граждан // Сайт Общественного совета при МВД России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--n1ag.xn-b 1 aew.xn--p 1 ai/Novosti/item/192 38360/ (дата обращения: 03.02.2020).
40. Член общественного совета приняла участие в семинаре с работодателями, привлекающими к труду иностранных граждан // Сайт Общественного совета при МВД России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--n1ag.xn-b 1 aew.xn—p 1 ai/Novosti/ item/12928926 (дата обращения: 03.02.2020).
41. В Вологодской области общественный совет провёл встречу с представителями национально-культурных объединений // Сайт Общественного совета при МВД России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn—n1ag.xn—b1aew.xn—p1ai/ Novosti/item/8339285 (дата обращения: 03.02.2020).
42. В Вологодской области представители общественности и национальных общественных объединений провели круглый стол по вопросам миграции // Сайт Общественного совета при МВД России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn— n1ag.xn—b1aew.xn—p1ai/Novosti/item/11219706 (дата обращения: 03.02.2020).
43. Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах: Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 (ред. от 24 июля 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 22. Ст. 3154; 2015. № 30. Ст. 4576.
44. Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации: состояние, тенденции, пути оптимизации: Автореф. дис. ... докт. полит. наук. М., 2013.
45. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) // Со-
брание законодательства Российской Федерации. 2008. № 24. Ст. 2789; 2018. № 53 (часть I). Ст. 8454.
47. О порядке посещения членами общественных наблюдательных комиссий специальных учреждений ФМС России и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и
лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии: Приказ ФМС России от 02 июня 2015 г. № 286 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 43. 2015. 26 октября.
ROLE AND IMPORTANCE OF NON-GOVERNMENTAL ORGANISATIONS (OTHER INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY) IN ASSURING MIGRATION SECURITY
OF THE RUSSIAN FEDERATION
A. V. Stepanov
The article gives the definition of civil society and the classification of its institutions. It analyses the federal laws and regulations defining the role of civil society institutions in assuring national and migration security of the Russian Federation. The author reveals the regulatory influence of non-commercial public organizations on migration processes aimed at integrating migrants into Russian society and resolving the problems of realization of foreigners' rights within the Russian Federation. The functioning of the institution of public control over the work of state authorities in the migration sphere is considered using the example of the activity of public chambers, public councils, and public monitoring commissions. It is concluded that civil society institutions make a significant contribution to the implementation of migration policy and assuring migration security in Russia.
Keywords: institutions of civil society, migration security of the Russian Federation, non-commercial public organizations, public chambers, councils, public monitoring commissions, protection of migrants' rights.
References
1. Sharova T.V. Konstitucionno-pravovye osnovy gosudarstvennoj nacional'noj politiki kak reshayushchij faktor gosudarstvennoj celostnosti i nezavisimosti Ros-sijskoj Federacii // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2016. № 4. S. 3-6.
2. Kalinina S.V., Kirillova G.N. Vzaimodejstvie Federal'noj migracionnoj sluzhby Rossii s institutami grazhdanskogo obshchestva // Migracionnoe pravo. 2016. № 2. S. 27-30.
3. Halij I.A. Instituty grazhdanskogo obshchestva v sovremennoj Rossii. K metodologii izucheniya [El-ektronnyj resurs] // Rossiya reformiruyushchayasya. 2007. № 6. S. 265-280. Rezhim dostupa: http://www.ci visbook.ru/files/File/Khaliyy.pdf (data obrashcheniya: 03.02.2020).
4. Polyakova V.E. Instituty grazhdanskogo obshchestva // SPS «Konsul'tantPlyus». 2019.
5. Tihomirov Yu.A. Grazhdanskoe obshchestvo v fo-kuse prava // Zhumal rossijskogo prava. 2013. № 10. S. 35-45.
6. Ob Obshchestvennoj palate Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 4 aprelya 2005 g. (red. ot 05 dek-abrya 2017 g.) № 32-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2005. № 15. St. 1277; 2017. № 50 (Chast' III). St. 7563.
7. O Sovete pri Prezidente Rossijskoj Federacii po mezhnacional'nym otnosheniyam: Ukaz Prezidenta RF ot 05 iyunya 2012 g. (red. ot 28 avgusta 2019 g.) № 776 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2012. № 24. St. 3135; 2019. № 35. St. 4947.
8. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2016. № 1 (chast' II). St. 212.
9. Podpunkt «e» punkta 28 Koncepcii obshche-stvennoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii: (utv. Pre-
zidentom RF 14 noyabrya 2013 g. № Pr-2685). Opub-likovan ne byl.
10. O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019-2025 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 31 oktyabrya 2018 g. № 622 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2018. № 45. St. 6917.
11. Sajt Komiteta «Grazhdanskoe sodejstvie» [El-ektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://refugee. ru/nasha-missiya/ (data obrashcheniya: 03.02.2020).
12. Ustav Mezhdunarodnogo Memoriala [Elek-tronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.memo. ru/ru-ru/memorial/memorial-international-aims/ (data obrashcheniya: 03.02.2020).
13. O seti «Migraciya i pravo» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://memohrc.org/ru/specials/o-seti-migraciya-i-pravo-1 (data obrashcheniya: 03.02.2020).
14. Sajt Pravozashchitnogo centra «Memorial» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://memo hrc.org/ru/specials/o-seti-migraciya-i-pravo-1 (data ob-rashcheniya: 03.02.2020).
15. Zueva A.S. Analiz zarubezhnogo opyta regu-lirovaniya deyatel'nosti komissij po soblyudeniyu trebo-vanij k sluzhebnomu povedeniyu gosudarstvennyh slu-zhashchih i uregulirovaniyu konflikta interesov // Mir politiki i sociologii. 2012. № 8. S. 69-73.
16. Sajt obshcherossijskoj obshchestvennoj organi-zacii «Rossijskij Krasnyj Krest» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.redcross.ru/ (data obrashcheniya: 03.02.2020).
17. Sajt NP «Migrant-partner» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://xn—7sbbjnn1alcs hfcve.xn--p1ai/about (data obrashcheniya: 03.02.2020).
18. Povyshenie pravovoj gramotnosti vynuzhdennyh migrantov. Obshchestvennye i nekommercheskie organi-zacii, Stavropol'skij kraj [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://southru.info/1148152876-povyshenie-pravovoy-gramotnosti-vynuzhdennyh-migrantov.html (data obrashcheniya: 03.02.2020).
19. Sajt ANO «Migraciya» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://migrantperm.ru/ntcn/ (data obrashcheniya: 03.02.2020).
20. Izotova E.N. Rossijskaya Federaciya v sisteme mezhdunarodnyh migracionnyh processov i vozmozhnye puti resheniya problem, svyazannyh s inostrannoj rabochej siloj // Administrativnoe pravo i process. 2019. № 1. S. 63-66.
21. Mukomel' V.I. Novacii v rossijskom migracion-nom zakonodatel'stve v kontekste pravoprimeneniya // Migracionnoe pravo. 2016. № 2. S. 3-10; № 3. S. 3-9 (SPS «Konsul'tantPlyus»).
22. Bessonova V.V., Koshelev M.S. Pravovaya adap-taciya migrantov kak odno iz napravlenij gosudarstven-noj migracionnoj politiki Rossii // Migracionnoe pravo. 2013. № 4. S. 27-31.
23. Markova O.A., Koshelev M.S. Sistema gosu-darstvennogo stimulirovaniya obrazovatel'noj migracii: problemy i perspektivy realizacii v usloviyah transgra-nichnogo regiona // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2017. № 8. S. 13-17.
24. Portal Grazhdanskogo obshchestva Krasnoyar-skogo kraya. Rezhim dostupa: https://gokrk.ru/ search/?q=%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0 %BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5+%D0%BF%D1%8 0%D0%BE%D1%81 %D0%B2%D0%B5%D1 %89%D0 %B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BC%D0%B 8%D0%B 3 %D 1 %80%D0%B0%D0%BD%D1 %82%D0 %BE%D0%B2 (data obrashcheniya: 03.02.2020).
25. Zav'yalov I.A., Zueva A.S. Kriminologi-cheskaya harakteristika ekonomicheskih prestuplenij // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 7. S. 68-70.
26. Belyaev V.P. Kontrol' kak forma yuridicheskoj deyatel'nosti i garantiya zakonnosti // Pravo i politika. 2004. № 2. S. 15.
27. Amel'chakova V.N., Suslova G.N. K voprosu o vzaimodejstvii podrazdelenij po voprosam migracii MVD Rossii s drugimi organami pri okazanii gosudar-stvennyh uslug // Migracionnoe pravo. 2018. № 1. S. 38-40.
28. Ob osnovah obshchestvennogo kontrolya v Ros-sijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 21 iyulya 2014 g. № 212-FZ (red. ot 27 dekabrya 2018 g.) // Sobranie za-konodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2014. № 30 (Chast' I). St. 4213; 2018. № 53 (chast' I). St. 8424.
29. Obshchestvennye palaty Privolzhskogo fede-ral'nogo okruga // Sajt Obshchestvennoj palaty RF [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www. oprf.ru/about/interaction/region_chambers/1445/1439/ (data obrashcheniya: 03.02.2020).
30. Direktor FSB: terroristy verbuyut inostrannyh studentov v Rossii // Sajt Obshchestvennoj palaty RF [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.oprf. ru/press/832/newsitem/50341 (data obrashcheniya: 03.02.2020).
31. «Neobhodimo ob"edinit' usiliya v bor'be s radikalizaciej migrantov». Chleny OP RF prinyali uchas-tie v kruglom stole «Protivodejstvie propagande terror-izma sredi migrantov» // Sajt Obshchestvennoj palaty RF [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www. oprf.ru/press/news/2019/newsitem/49016 (data obrashcheniya: 03.02.2020).
32. «Horosho adaptirovat'sya pomogaet zhizn' v ob-shchezhitiyah». Problemu adaptacii inostrannyh studentov v Irkutskom meduniversitete obsudili obshchestven-niki regiona // Sajt Obshchestvennoj palaty RF [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.oprf.ru/ about/interaction/region_chambers/431/2584/newsitem/4 9298 (data obrashcheniya: 03.02.2020).
33. «Migranty: kak sodejstvovat' adaptacii v so-cial'nuyu sredu». Na ploshchadke OP «Tochka kipe-niya» sostoyalsya razgovor o mezhnacional'nyh otno-sheniyah v Karelii // Sajt Obshchestvennoj palaty RF [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www. oprf.ru/about/interaction/region_chambers/431/2584/new sitem/51877 (data obrashcheniya: 03.02.2020).
34. V Yugre migranty smogut sdavat' ekzameny po russkomu yazyku distancionno // Sajt Obshchestvennoj palaty RF [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.oprf.ru/about/interaction/region_chambers/431/25 84/newsitem/49647 (data obrashcheniya: 03.02.2020).
35. Rossiya - Evraziya: kul'turnaya politika v dele ukrepleniya mezhnacional'nogo mira // Sajt Ob-shchestvennoj palaty RF [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.oprf.ru/press/news/2019/newsi tem/51991 (data obrashcheniya: 03.02.2020).
36. «Reshenie o deportacii est', a deneg na aviabilet -net». V Obshchestvennoj palate Sverdlovskoj oblasti obsudili problemy vydvoreniya i deportacii migrantov // Sajt Obshchestvennoj palaty RF [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.oprf.ru/about/interaction/ region_chambers/431/2584/newsitem/51913 (data obrash-cheniya: 03.02.2020).
37. O plane meropriyatij po realizacii v 2019 - 2021 godah Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019 - 2025 gody: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 22 fevralya 2019 g. № 265-r // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2019. № 9. St. 869.
38. Ob utverzhdenii Polozheniya ob Obshchestven-nom sovete pri Ministerstve vnutrennih del Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 28 iyulya 2011 g. № 1027 (red. ot 24 iyulya 2015 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2011. № 31. St. 4712; 2015. № 30. St. 4576.
39. V Smolenskoj oblasti policejskie i obshche-stvenniki pozdravili s Novym godom lic, nahodya-shchihsya v centre vremennogo soderzhaniya inostran-nyh grazhdan // Sajt Obshchestvennogo soveta pri MVD Rossii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://xn--n 1 ag.xn--b 1 aew.xn--p 1 ai/Novosti/item/19238360/ (data obrashcheniya: 03.02.2020).
40. Chlen obshchestvennogo soveta prinyala uchastie v seminare s rabotodatelyami, privlekayushchimi k trudu inostrannyh grazhdan // Sajt Obshchestvennogo soveta pri MVD Rossii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://xn--n1ag.xn--b 1 aew.xn--p 1 ai/Novosti/item/1292 8926 (data obrashcheniya: 03.02.2020).
41. V Vologodskoj oblasti obshchestvennyj sovet provyol vstrechu s predstavitelyami nacional'no-kul'turnyh ob"edinenij // Sajt Obshchestvennogo soveta pri MVD Rossii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://xn--n1ag.xn--b 1 aew.xn--p 1 ai/Novosti/item/833 9 285 (data obrashcheniya: 03.02.2020).
Ponb u 3HaneHue oô^ecmBeHHUx органuзацuû
173
42. V Vologodskoj oblasti predstaviteli obshche-stvennosti i nacional'nyh obshchestvennyh ob"edinenij proveli kruglyj stol po voprosam migracii // Sajt Ob-shchestvennogo soveta pri MVD Rossii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://xn--n1ag.xn--b1aew.xn--p1ai/Novosti/item/11219706 (data obrashcheniya: 03.02.2020).
43. Ob obshchestvennyh sovetah pri Ministerstve vnutrennih del Rossijskoj Federacii i ego territorial'nyh organah: Ukaz Prezidenta RF ot 23 maya 2011 g. № 668 (red. ot 24 iyulya 2015 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2011. № 22. St. 3154; 2015. № 30. St. 4576.
44. Voloh V.A. Formirovanie i realizaciya gosudar-stvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii: sos-toyanie, tendencii, puti optimizacii: Avtoref. dis. ... dokt. polit. nauk. M., 2013.
45. Ob obshchestvennom kontrole za obespecheniem prav cheloveka v mestah prinuditel'nogo soderzhaniya i o sodejstvii licam, nahodyashchimsya v mestah prinudi-tel'nogo soderzhaniya: Federal'nyj zakon ot 10 iyunya 2008 g. № 76-FZ (red. ot 27 dekabrya 2018 g.) // So-branie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2008. № 24. St. 2789; 2018. № 53 (chast' I). St. 8454.
47. O poryadke poseshcheniya chlenami ob-shchestvennyh nablyudatel'nyh komissij special'nyh uchrezhdenij FMS Rossii i ee territorial'nyh organov, prednaznachennyh dlya soderzhaniya inostrannyh gra-zhdan i lic bez grazhdanstva, podlezhashchih administra-tivnomu vydvoreniyu za predely Rossijskoj Federacii, deportacii ili readmissii: Prikaz FMS Rossii ot 02 iyunya 2015 g. № 286 // Byulleten' normativnyh aktov feder-al'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. № 43. 2015. 26 ok-tyabrya.