Научная статья на тему 'Роль и значение общероссийского классификатора видов экономической деятельности в организации и осуществлении платной деятельности образовательной организацией'

Роль и значение общероссийского классификатора видов экономической деятельности в организации и осуществлении платной деятельности образовательной организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
728
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕРОССИЙСКИЕ КЛАССИФИКАТОРЫ / УСТАВ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ / ПЛАТНАЯ УСЛУГА / ПЛАТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / УЧРЕДИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ЛИЦЕНЗИЯ / CODES / REGULATIONS / NORMATIVE LEGAL ACT / LOCAL LEGAL ACT / PAID SERVICES / PAID EDUCATIONAL SERVICES / FOUNDER / EDUCATIONAL ORGANIZATION / CONFLICT OF INTEREST / LICENSE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеховцева Е.В.

В статье рассмотрены вопросы применения ОКВЭД с учетом основных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и осуществление платной деятельности образовательной организацией. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шеховцева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the questions of application of NACE with account of basic normative legal acts regulating the organization and implementation of paid activity of the educational organization.

Текст научной работы на тему «Роль и значение общероссийского классификатора видов экономической деятельности в организации и осуществлении платной деятельности образовательной организацией»

УДК 340.132.2(470+571):338.46:37

Е. В. Шеховцева

Роль и значение общероссийского классификатора видов экономической деятельности в организации и осуществлении платной деятельности образовательной организацией

В статье рассмотрены вопросы применения ОКВЭД с учетом основных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и осуществление платной деятельности образовательной организацией.

In the article the questions of application of NACE with account of basic normative legal acts regulating the organization and implementation of paid activity of the educational organization.

Ключевые слова: общероссийские классификаторы, устав, нормативный правовой акт, локальный нормативный акт, платная услуга, платная образовательная услуга, учредитель, образовательная организация, конфликт интересов, лицензия.

Key words: codes, regulations, normative legal act, local legal act, paid services, paid educational services, founder, educational organization, conflict of interest, license.

Новый классификатор кодов ОКВЭД 2016 г. (ОКВЭД-2) пришел на смену другому российскому классификатору (ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) и с 11 июля 2016 г. применяется при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [2]. ОКВЭД-2 - это общероссийский классификатор видов экономической деятельности, который применяется для определения кодов указываемых при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью определения правомерности совершаемых ими хозяйственных операций и в целом законности их деятельности [9].

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана [11].

© Шеховцева Е.В., 2016

Образовательная организация свою деятельность осуществляет на основании устава, что соответствует требованиям ст. 25 Закона об образовании. В уставе образовательной организации наряду предусмотренной законодательством Российской Федерации, должна содержаться следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Устав учреждения (организации) - это свод положений и правил, определяющих устройство, деятельность (виды деятельности), права и обязанности юридического лица, утвержденный и зарегистрированный в установленном законом порядке. Устав определяет правовое положение юридического лица, в том числе структуру и компетенцию органов управления учреждения (организации). Отнесение устава к локальным нормативным актам учреждений (организаций) не совсем верно, поскольку утверждается устав учредителями и подлежит регистрации (ст. 51 ГК РФ) в налоговых органах и/или в органах Министерства юстиции Российской Федерации [2].

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц, в частности, содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом [5].

Для многих образовательных организаций и их учредителей первостепенным является соблюдение норм Закона об образовании, поэтому большинство уставов образовательных организаций очень скрупулезно переписывают положения самого Закона об образовании. Однако для всей системы финансово-хозяйственной деятельности (хозяйственного оборота), в том числе для осуществления закупок, реализации платных услуг и т. п. образовательная организация скорее выступает как юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовых формах [2]: 1) учреждений разных типов (казенное, бюджетное, автономное (далее по тексту КУ, БУ, АУ)), к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные

учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; 2) автономных некоммерческих организаций.

Таким образом, для образовательной организации, как для любого юридического лица, с точки зрения полноправных участников рынка услуг в таких сферах, как образование, культура и искусство, физкультура и спорт, наука и т. д., необходимо уделить особое внимание формированию перечней видов деятельности, реализация которых должна быть предусмотрена уставом.

Сразу следует оговориться, что современные формулировки, используемые в уставах образовательных организаций, не соответствуют требованиям российского законодательства, что приводит к недопониманию со стороны руководителей образовательных организацией той сферы, в которой могут предлагаться платные услуги образовательными организациями, а также, как правило, ограничиваются только спектром платных образовательных услуг. Такой ситуации способствует и деятельность комитетов (отделов, управлений и министерств) образования, которые в случае делегирования прав учредителя или как представители учредителя на основании Закона об образовании осуществляют контроль и надзор за деятельностью образовательной организации и за соблюдением образовательной организацией лицензионных требований.

Откуда пошло утверждение, что образовательная организация, а в большей степени это касается образовательных учреждений, созданных в организационно-правовых формах КУ, БУ и АУ, может оказывать только платные образовательные услуги, никто и не вспомнит. Тем не менее, большинством руководителей образовательных организаций «данный постулат» поддерживается.

Именно такой ошибочный подход, прежде всего учредителей и контрольных органов, не позволяет большинству образовательных организаций эффективно использовать свое имущество, кадровый потенциал и обеспечивать свои потребности.

Бюджетная реформа, осуществляемая органами государственной власти, начиная с 2006 г. направлена на достижение цели - обеспечение эффективности функционирования государственных и муниципальных учреждений, именно с этим в свое время были связаны надежды по созданию автономных учреждений в бюджетной сфере. Конечно, никто не отрицает, что у государства и органов местного самоуправления существуют определенные публичные социальные обязательства перед гражданами, но в платных услугах не стоит видеть угрозу или подмену социальных обязательств. Прежде всего потому, что сам Закон об образовании устанавливает ограничения, и заметьте, только к платным образовательным услугам. Так, в ст. 48

153

Закона об образовании указано, что «... педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника» [11].

В период экономических спадов, кризиса бюджетная сфера страдает одной из первых, поэтому одной из задач органов власти и муниципалитетов является перевод части видов деятельности на платную основу с сохранением базовой части публичных обязательств через систему государственных и муниципальных заданий для БУ и АУ. В свою очередь деятельность КУ обеспечивается в рамках сметного финансирования, что, впрочем, не исключает оказания ими платных услуг. Для отдельных казенных учреждений может устанавливаться государственное (муниципальное) задание. При этом средства, полученные от оказания государственных (муниципальных) услуг, зачисляются в бюджет соответствующего уровня.

Для решения этой задачи необходимо уделить особое внимание уставу образовательной организации. Ранее уже подчеркивалось, что современные формулировки, используемые в уставах образовательных организаций, не соответствуют требованиям российского законодательства. В качестве примера можно привести следующую формулировку: «.осуществляет основные виды деятельности» [15]. При этом сам Закон об образовании, давая определение образовательной организации, говорит только об образовательной деятельности в качестве основного вида деятельности. Соответствует данной позиции и Приказ ФНС России «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» [14], согласно которому при заполнении форм на регистрацию устава указывается только один ОКВЭД в качестве основного.

Что же имеет в виду учредитель, используя формулировку в уставе образовательной организации «.осуществляет основные виды деятельности», следует предполагать, что это вольная трактовка положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон №83-Ф3) [3].

Согласно названному закону были внесены изменения более чем в 26 законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации, а также законодательно закреплены понятия: КУ, БУ и АУ. В свою очередь,

154

законодательное закрепление понятий КУ, БУ и АУ для каждого типа учреждений определило свой базовый закон для определения разрешенных к реализации на платной основе видов деятельности.

Так, образовательные организации - КУ вправе осуществлять платную деятельность, руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации) [1]. В свою очередь образовательные организации - БУ и АУ руководствуются соответственно Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «Об автономных учреждениях») [8, 10].

В настоящее время устав образовательной организации действительно должен содержать два перечня видов деятельности, только не следует всему перечню давать статус «основных видов». Куда правильнее использовать следующую формулировку: «Перечень видов деятельности финансово обеспечиваемых за счет средств бюджета» и «Перечень видов деятельности, реализуемых, в том числе на платной основе (в качестве приносящей доход деятельности)». Исходя из данного предложения естественно, что данные перечни по составу видов деятельности могут быть идентичны или наоборот различны, повторяться только в какой-то части видов деятельности. Например: «...Перечень видов деятельности финансово обеспечиваемых за счет средств бюджета: образование дошкольное (основной вид деятельности); предоставление услуг по дневному уходу за детьми и т. п.»

Таким образом, в качестве примера, «Перечень видов деятельности, реализуемых, в том числе на платной основе (в качестве приносящей доход деятельности)» может включать в себя такие виды:

- Образование дошкольное (сверх уставленного задания);

- Предоставление услуг по дневному уходу за детьми (сверх уставленного задания)»;

- Деятельность объектов по проведению спортивных мероприятий для профессионалов или любителей на открытом воздухе или в помещении (открытых, закрытых, под крышей, оборудованных или не оборудованных трибунами для зрителей): футбольных стадионов, хоккейных коробок;

- Зрелищно-развлекательная деятельность, в том числе организация деятельности кружков, студий, других клубных формирований и любительских объединений;

- Деятельность по прокату оборудования для досуга и отдыха;

- Торговля розничная газетами и канцелярскими товарами;

- Розничная торговля чаем, кофе, какао, безалкогольными напитками и т. д.»

Представленный перечень может удивить, более того, многие могут задаваться вопросом, а зачем такое разнообразие видов деятельности образова-

155

тельной организации? Однако обращает на себя внимание то, что все вышеперечисленные нормативные правовые акты не содержат обязанности оказания образовательными организациями только платных образовательных услуг. Не стоит бояться учредителю в отношении государственных (муниципальных) образовательных учреждений включать в виды деятельности по уставу: прокат оборудования, розничную торговлю, аренду, прежде всего потому, что образовательная организация не перестает быть КУ, БУ, АУ, а также возможность реализации платных услуг отличных от платных образовательных услуг повысит эффективность используемого имущества. В конечном счете все это должно привести к увеличению доходов образовательной организации, которые должны тратиться в соответствии с основным видом деятельности.

Иными словами, доходы образовательной организации от аренды; работы кофе-автоматов, торговых аппаратов, приобретенных и используемых образовательной организацией; работы копировально-множительной техники, в том числе в качестве торговых аппаратов; проката технических средств обучения (планшетов и т. п.) будут использованы на образовательный процесс и создание образовательной среды в образовательной организации.

При этом в уставе образовательной организации есть положение согласно которому «. виды деятельности, подлежащие по российскому законодательству лицензированию, осуществляются образовательной организацией только с момента получения лицензии». Ни одна образовательная организация не сможет получить лицензию на торговлю спиртными напитками и табачными изделиями, поэтому опасаться, что включение в устав образовательной организации «розничной торговли» как вида деятельности автоматически превратит ее в торговую организацию, не стоит.

Виды лицензируемых видов деятельности, в частности, определяются Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» [7].

Следует помнить, что виды деятельности, определенные уставом, всего лишь потенциально возможные виды деятельности, ведь учредитель предоставил образовательной организации право их осуществлять. Кроме того, сам устав проходит регистрацию, при этом вся процедура по регистрации устава осуществляется руководителем образовательной организации уже без участия учредителя. Именно заполняя соответствующую форму (Р-13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица») [14] для регистрации устава (изменений к нему) руководитель, по сути, и выбирает из всего многообразия видов дея-

тельности по уставу те, которые намерен реализовывать, причем в определенной им форме.

Сегодня при регистрации устава (изменений к нему) руководитель образовательной организации сталкивается с необходимостью применения нового классификатора кодов ОКВЭД 2016 г. (ОКВЭД-2). При этом важно помнить, что в уставе виды деятельности не всегда сформулированы как в ОКВЭД-2. Это вполне законно и правильно, поскольку устав индивидуален и должен отражать специфику конкретного юридического лица. Очень часто словесно сформулированный вид деятельности по уставу может соответствовать нескольким кодам по классификатору ОКВЭД-2 (см. таблицу).

Виды деятельности в соответствии с новым классификатором кодов

Возможное наименование видов деятельности по уставу Возможный ОКВЭД-2 Наименование по ОКВЭД-2

1. Обучение по образовательным программам: - начального общего образования; - основного общего образования; - среднего общего образования 85.12 Образование начальное общее

85.13 Образование основное общее

85.14 Образование среднее общее

2. Присмотр и уход за детьми в группах продленного дня 88.91 Деятельность по уходу за детьми в дневное время

3. Реализация социальной, кружковой и культурно-досуговой деятельности, в том числе осуществляемой кружками, клубными формированиями 85.41 Образование дополнительное детей и взрослых

85.41.2 Образование в области культуры

93.29 Деятельность зрелищно-развлекательная прочая

4. Проведение физкультурно-оздоровительной деятельности 96.04 Деятельность физкультурно-оздоровительная

85.51 Деятельность спортивных инструкторов, преподавателей, тренеров

5. Проведение выставок, мастер- классов фестивалей, смотров, конкурсов 93.29 Деятельность зрелищно-развлекательная прочая

6. Проведение лекций, семинаров, круглых столов 85.41.9 Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки

7. Создание условий и организация общественного питания, в том числе через торговые аппараты 56.29.2 Деятельность столовых и буфетов при предприятиях и учреждениях

47.25.2 Торговля розничная безалкогольными напитками в специализированных магазинах

Важно наличие конкретного ОКВЭД и для правомерности реализации платных услуг образовательной организацией. Если платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг, и доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями (ст. 101 Закона об образовании) [11], то понятие «платной услуги» должно закрепляться локальным нормативным актом самой образовательной организации. Данное условие актуально, если образовательная организация стремится кроме платных образовательных услуг, реализуемых на основании лицензии, оказывать населению спектр иных платных услуг.

Более того, если реализация платных образовательных услуг осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (далее - Правила) [12], то реализация «платных услуг» требует разработки локального нормативного акта самой образовательной организации на основании действующего гражданского законодательства (ГК РФ) [2]. Если образовательная организация принимает, например, «Положение о приносящей доход деятельности», то там могут быть соответствующие разделы: «Платные услуги», «Платные образовательные услуги» либо это могут быть два самостоятельных положения, например: «Положение о платных услугах» и «Положение о платных образовательных услугах».

Кроме того, платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам. Ко всему прочему, Правила установили основные понятия при оказании платных образовательных услуг, заменив ранее использовавшийся термин «потребитель» на «обучающийся». Однако это не означает, что на платные образовательные услуги перестал распространяться Закон РФ «О защите прав потребителей») [6].

Еще одним аргументом для образовательной организации, осуществляющей платные образовательные услуги, является наличие типовой формы договора, утвержденной Приказом Минобрнауки России, тогда как разрабатывать форму договора, например, на посещение кружка (секции, студии)

158

или договора проката, должна непосредственно сама образовательная организация. При этом утверждать разработанную форму договора образовательная организация опять же должна своим локальным нормативным актом.

Все вышесказанное не имеет целью отговорить образовательные организации от оказания платных услуг, ведь для платных услуг, например кружков (при наличии ОКВЭД 93.29 в выписке из ЕГРЮЛ образовательной организации), не требуются лицензия, разработка образовательной программы и даже заключение договора с заказчиками (потребителями) услуги, поскольку можно ввести абонемент, а также наличие в штате образовательной организации педагогов дополнительного образования.

Сами платные услуги можно определить как осуществление образовательной организацией деятельности в соответствии с уставом по дополнительным ОКВЭД, в том числе по реализации культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных услуг с учетом индивидуальных интересов потребителей за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам, абонементам в иной разрешенной законодательством Российской Федерации форме.

Также следует учитывать, что государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения имеют право самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от приносящей доход деятельности (от платных услуг и платных образовательных услуг), на основании плана финансово-хозяйственной деятельности, где также необходимо указание конкретных кодов ОКВЭД, соответствующих реализуемым образовательной организацией видам деятельности.

При расчете стоимости платных услуг, платных образовательных услуг важно помнить, что к затратам на оказание услуги относятся затраты образовательной организации, непосредственно связанные с оказанием данной услуги (прямые) и затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждения в целом (косвенные).

В данной статье акцент сделан на значении общероссийского классификатора видов экономической деятельности в организации и осуществлении платной деятельности образовательной организацией, в связи с чем проанализированы основные нормативные документы федерального уровня, регламентирующие организацию платных услуг и платных образовательных услуг. Данные документы являются основой для разработки нормативных актов «учрежденческого уровня» - локальных нормативных актов образовательной организации, таких как Положения, Правила, Инструкции, Порядок.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) // СЗ РФ. -1998. - № 31. - Ст. 3823.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // СЗ РФ. - 2010. - № 19. - Ст. 2291.

4. О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@: приказ ФНС России от 25.05.2016 № ММВ-7-14/333@ // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (17.06.2016).

5. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. - 2001. - № 33 (ч. I). - Ст. 3431.

6. О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.

7. О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2716.

8. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.06.2016, с изм. от 03.07.2016) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.

9. О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008): приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 17.02.2016) // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). - 2014. - 30 мая.

10. Об автономных учреждениях: федер. закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СЗ РФ. - 2006. - № 45. - Ст. 4626.

11. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

12. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 // СЗ РФ. - 2013. - № 34. - Ст. 4437.

13. Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам: приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 // Рос. газета. - 2014. - 12 февр.

14. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических

лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств: приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016) // Бюлл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - 29 окт.

15. Постановление администрации Калтанского городского округа (устав МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 29»): [Электрон. ресурс]. - URL: http://bus.gov.ru/pub/agency/86496

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.