Бюджетные и автономные образовательные учреждения высшего профессионального образования как тип государственных (муниципальных) учреждений вправе оказывать платные образовательные услуги физическим и (или) юридическим лицам на договорной основе.
Платные образовательные услуги не могут подменять собой образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Образовательные учреждения вправе использовать полученный доход от оказания платных образовательных услуг в соответствии со своими уставными целями. Основными уставными целями создания образовательных организаций являются: воспитание, образование, развитие обучающихся путем реализации утвержденных образовательных программ.
Автономное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Данная норма следует из п. 6 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ (далее - закон об автономных учреждениях) [1]. При этом необходимо соблюдение двух условий: во-первых, деятельность по оказанию услуг соответствует целям, ради которых учреждение создано, и все доходы от приносящей доход деятельности направлены на достижение указанных целей, во-вторых, в уставе учреждения содержится исчерпывающий перечень этих услуг.
Услуги в сфере дополнительного образования, как правило, рассчитаны на более углубленную подготовку студентов по сравнению с обязательными, стандартными образовательными программами.
В связи с отсутствием в цивилистической литературе понятия «образовательная услуга автономного образовательного учреждения» нами сформулировано доктринальное определение понятия, которое основывается на гражданско-правовых подходах и может быть воспринято законодательством об образовании.
Итак, образовательная услуга автономного образовательного учреждения - комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых профессорско-преподавательским составом высшего учебного заведения мер, направленный на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, для удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Целью образовательных услуг является передача знаний, умений, формирование профессиональных навыков и освоение их обучающимися.
Платные образовательные услуги становятся неотъемлемым элементом в сфере высшего профессионального образования, а для автономных образовательных учреждений - одним из легальных средств к получению стабильного заработка.
Важной тенденцией развития учреждений в общем объеме их деятельности, как правило, становится увеличение объема предоставляемых образовательных услуг.
Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [2] не раскрывает перечень платных дополнительных образовательных услуг, оставляя право учебным заведениям самостоятельно устанавливать возможный перечень в локальных правовых актах. Как было отмечено выше, основное условие в оказании платных образовательных услуг - это их несоответствие образовательным стандартам высшего профессионального образования.
С учетом заинтересованности автономного учреждения в дополнительных источниках доходов необходимо сделать акцент на развитии сектора дополнительных платных услуг, доходами от которых автономное образовательное учреждение сможет распоряжаться по собственному усмотрению. Также следует подчеркнуть необходимость финансового обеспечения выполнения сторонними организациями для автономного учреждения услуг, в отношении которых у учредителя нет обязанности производить финансовое обеспечение в рамках выполнения задания учредителя.
Авторское исследование правового статуса автономного образовательного учреждения позволило сформулировать предложение по возможному перечню факультативных образовательных услуг.
1. Образовательная программа «Блок дисциплин» - совокупность полностью совпадающих с имеющимися в утвержденных учебных планах дисциплин по одному или нескольким направлениям (специальностям). Общее количество часов всех дисциплин, входящих в блок, не должно превышать
500 час в семестр. Слушателям предоставляется возможность выбора отдельных заявляемых для изучения дисциплин, входящих в учебный план блока.
2. Образовательная программа «Дисциплина» - программа, полностью совпадающая с имеющейся в утвержденных учебных планах первого или второго высшего образования дисциплиной по конкретному направлению (специальности). Объем программы в часах определяется дисциплиной соответствующего утвержденного учебного плана направления (специальности).
3. Образовательная программа «Учебный курс» - дидактически обоснованная и адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая содержание той или иной дисциплины (одной или нескольких), преподающейся в вузе в меньших объемах, чем это предусмотрено учебным планом дисциплины (одной или нескольких в сумме) лицензированных в вузе направлений (специальностей или специализаций) или дисциплины, не предусмотренной соответствующими образовательными программами вуза.
Содержание образовательной программы «Учебный курс» определяется учебным планом и учебной программой, которые утверждаются в высшем учебном заведении в установленном порядке.
«Учебный курс» может являться как полностью самостоятельной дидактической единицей (дидактическая единица - предметная тема), так и состоять из модулей (частей, разделов и т. д.). Образовательная программа «Учебный курс» направлена на углубление знаний слушателя.
Образовательные программы «Блок дисциплин», «Дисциплина» и «Учебный курс» могут быть реализованы автономным образовательным учреждением на основании личного заявления потребителя образовательной услуги путем заключения договора возмездного оказания услуг между образовательным учреждением и заказчиком (потребителем).
Дополнительные образовательные услуги не являются обязательными, предоставляются гражданам добровольно, и, как правило, на платной основе.
Активность привлечения средств из внебюджетных источников за счет расширения перечня оказываемых автономным учреждением дополнительных платных образовательных услуг, способность конкурировать за бюджетные и внебюджетные средства, развитые навыки поиска дополнительных финансовых источников и разнообразие этих источников будет залогом эффективности организационно-правовой формы автономного учреждения.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» прослеживается стремление законодателя дать юридическое толкование положений, до настоящего времени вызывающих неоднозначное понимание среди юристов. В частности, новый закон уточняет систему видов и уровней образования в России. Стоит обратить внимание на программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, согласно новому закону относящиеся к группе дополнительных профессиональных программ. Как правило, такие услуги оказываются для потребителей бесплатно, т. к. оплачиваются за счет средств работодателя или средств государственного бюджета. Новый закон разрешает осваивать дополнительные профессиональные программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования. Эта норма дает возможность руководству вузов принимать на программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки категорию учащихся или студентов, что позволит привлекать дополнительные внебюджетные источники.
Литература
1. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Российская газета. 2006. 8 ноября.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 31 декабря.