РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В МЕХАНИЗМЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
А.Е. Васильев, студент
Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11873
Аннотация. Муниципальные выборы, являясь одной из важнейших форм участия граждан в местном самоуправлении, имеют основополагающее значение в организации власти в Российской Федерации. В данной статье рассматриваются общие положения о муниципальных выборах в Российской Федерации, принципы, практика и проблематика, связанная с реализацией системы муниципальных выборов в Российской Федерации. Также рассматривается вопрос о значительном влиянии муниципальных выборов на организацию властных органов.
Ключевые слова: муниципальное право, местное самоуправление, муниципальные выборы, избирательное право, проблемы муниципальных выборов.
Прежде чем говорить о муниципальных выборах и о местном самоуправлении, следует сказать, что местное самоуправление является одним из основополагаюших столпов конституционного строя Российской Федерации. «Органы местного самоуправления, их должностные лица являются субъектами конституционно-правовых отношений» [1, с. 101]. Реальное функционирование местной власти является одним из признаков, характеризующих государство как демократическое и правовое [2, с. 26]. Конституция, а также ратифицированная ей Европейская хартия местного самоуправления, в своих текстах пишут о том, что благодаря местному самоуправлению осуществляется право на непосредственное участие населения в управлении государством [3]. И одна из важнейших из множества форм реализации благодаря которой и реализуется это право, наряду с референдумом, являются муниципальные выборы. Муниципальные выборы являются той формой реализации демократии и самоорганизации населения, которая позволяет сформировать властную структуру на местном уровне, приближенную к желаемой, местным населением. Муниципальные выборы считаются наиболее действенным средством контроля гражданами государственной власти.
Начиная разбор вопроса о муниципальных выборах следует понять кого и как в
местном самоуправлении выбирают на должность. В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 №131-Ф3 к таким выборам относится определённый перечень: выборы депутатов, выборы членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления [4]. Законами субъектов Российской Федерации предусмотрено определение условий применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.
В соответствии с Федеральным Законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 №138-з в кандидаты на перечисленные выше посты могут подавать заявку на избрание граждане, обладающие пассивным избирательным правом [5]. Для регистрации кандидата до срока не позднее тридцати дней до дня выборов в соответствующую территориальную комиссию отдаются подписные листы в поддержку кандидата, согласие кандидата баллотироваться, а также основные данные о гражданине. Далее проводится проверка подлинности, собранных в поддержку кандидата подписей. Регистрация кандидата не производится, если он
представил недостаточное количество подписей, не учитывая недействительные подписи.
У кандидатов существует определенный правовой статус, регламентируемый Федеральным Законом №138-з, который подразумевает равноценность прав и обязанностей всех кандидатов по отношению к друг другу, ограничения, льготы и особенности поведения кандидатов на время до выборов и после подачи заявки в кандидаты. Кандидат вправе не позднее чем за пять рабочих дней до дня выборов снять свою кандидатуру.
Принципы проведения муниципальных выборов в основном уточняются и регламентируются в законах субъектов Российской Федерации. Например: в соответствии с Законом Республики Башкортостан принятым 6 декабря 2006 года №380-з принципы проведения выборов варьируются на принципы участия граждан, принципы деятельности избирательных комиссий. Принципы участия граждан включают в себя всеобщность, тайность, добровольность, прямоту. Принципы деятельности избирательных комиссий включают в себя открытость, гласность, невмешательство законодательных и исполнительных органов власти в процесс выборов, принцип проведения выборов избирательными комиссиями. По аналогии можно сказать, что и законы других субъектов содержат в себе подобные основополагающие начала.
Законы субъектов позволяют муниципальным образованиям проводить выборы как по мажоритарной или пропорциональной, так и по смешанной. В теоретических работах указывается, что первоначально доминировала модель прямого избрания на муниципальные должности. Были свои особенности, как, например, важная роль партии в выдвижении кандидатов, освобождение от сбора подписей кандидатов, выдвинутыми парламентскими или региональными парламентскими политическими партиями [6, с. 44]. При этом вопрос применения правильной избирательной системы всё ещё остаётся дискуссионным. Существует мнение, что самой подходящей для выборов на муниципальном уровне является мажоритарная система, так как
по сравнению с пропорциональной системой не ослабляет прямую связи депутата с избирателями. Также применение пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах значительно осложняет возможность реализации отзыва депутатов, избранных по партийным спискам [7, с. 45].
Проблема подобных споров заключается в том, что не всё население хочет или желает, присутствию членов той или иной партии в выборных или иных органах местного самоуправления, так как те в первую очередь будут рассматривать и удовлетворять интересы партий, а не населения. Другой точкой зрения является то, что присутствием членов политических партий в законодательных органах налаживается контакт между государственными и муниципальными органами, что в теории должно улучшить не только взаимодействие на местном и федеральном уровне, что и подразумевается, но и эффективность принятия решения. До сих пор на практике существует споры относительно выбора избирательной системы, что относит подобные дискуссии к явной проблеме в области муниципальных выборов. Вопрос о влиянии политических партий на органы местного самоуправления и регулирование субъектами выбора избирательной системы всё ещё остаётся открытым.
Рассматривая современную проблематику муниципальных выборов первым нельзя не отметить главную проблему, связанную с доверием населения. Выбирая кандидата, гражданин добровольно реализует своё активное избирательное право. Для более правильного и полезного функционирования органов местного самоуправления требуется участие в муниципальных выборах всего населения муниципального образования, обладающих избирательным правом. Именно поэтому ключевой до сих пор остаётся проблема абсентеизма. Безразличие населения является больным местом не только на локальном уровне, но и на уровне федеральном. Инициатива по реализации тех или иных локальных нормативных актов по улучшению благосостояния населения должна ид-
ти снизу, то есть от населения Российской Федерации. Именно с помощью выбора кандидата и проведения муниципальных выборов реализуется принцип существования населения, как единственного источника власти в Российской Федерации, закреплённый в Конституции. Приводя статистку за всемирный день голосования в 2019 году, проведенный 8-ого сентября, на примере Республики Башкортостан, осознаётся глобальность проблемы. Комментируя один пример, по аналогии можно предположить явку избирателей в других регионах. Так, по данным ЦИК Башкирии на момент окончания голосования в 21.00 явка на выборах составила 70,35%. И это без вычета недействительных бюллетеней [8]. Вроде бы неявка практически 30% избирателей не кажется такой огромной, по сравнению с внушительными 70%, пока в дело не вступает математика. Население Башкирии по данным на 1 января 2019 года составляет 4 051 005 человек. Высчитывая 30% от данного числа, можно понять, что на данные выборы не пришло около 1 215 302 человек, практически трети населения республики [9].
Другой проблемой является взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления. Требуется чёткое разграничение компетенций в сфере законодательства о местном самоуправлении. Для активного участия граждан в реализации местного самоуправления требуется плотное сотрудничество го-
Библиографический список
1. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений / Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Уфа: БашГУ, 2015. - С. 101-106.
2. Аминов И.Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2016. - №1. - С. 25-29.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г., N 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г., N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г., N 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3 (с изменениями и дополнениями).
5. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 № 138-Ф3 (с изменениями и дополнениями).
сударственных и муниципальных органов при участии граждан. Органы местной власти не проводят достаточную работу по разъяснению важности муниципального управления, конституционных основ о местном самоуправлении, их практическом значении на государственном и локальном уровне. Данная проблема может быть одним из источников проблемы абсентеизма в Российской Федерации.
Подводя итоги можно сказать, что область местного самоуправления на законодательном уровне всё ещё не до конца проработана, несмотря на активное развитие местного самоуправления в России за последние двадцать лет. Существуют объёмные пробелы и актуальные препятствия в осуществлении народом местного самоуправления, которые пока частично пытаются регулироваться и решаться как на местном, так и на федеральном уровне. В данной статье были рассмотрены лишь те проблемы, которые по мнению автора являются наиболее масштабными на территории Российской Федерации. Перечень проблем является открытым.
И всё же нельзя пессимистично смотреть на эволюцию местного самоуправления в России. Так как не может не радовать тот факт, что ажиотаж вокруг данных спорных вопросов возник очень быстро и массово, что означает заинтересованность населения в их решении.
6. Провоторов Р.А. Выборы главы муниципального образования в контексте муниципальной реформы // Закон и право. - 2018. - №9. - С. 44-47.
7. Юсубов Э.С. Избирательные системы на муниципальных выборах: теория и практика применения // Российское право. - 2015. - №4. - С. 45-50.
8. Информационное агентство Башинформ. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bashinform.ru/news/1350838-vybory-v-bashkirii-2019-pryamaya-tekstovaya-translyatsiya/ (дата обращения: 24.11.19).
9. Информационное агентство Башинформ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bashinform.ru/news/1288577-chislennost-naseleniya-v-bashkirii-sokrashchaetsya/ (дата обращения: 24.11.19).
ROLE AND SIGNIFICANCE OF MUNICIPAL ELECTIONS IN THE MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF LOCAL SELF-GOVERNANCE.
A.E. Vasilyev, Student Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. Municipal elections, being one of the most important forms of citizen participation in local government, are fundamental in organizing power in the Russian Federation. This article discusses the general provisions on municipal elections in the Russian Federation, the principles, practice and issues related to the implementation of the system of municipal elections in the Russian Federation. The significant impact of municipal elections on the organization of power bodies is being considered in this article.
Keywords: municipal law, local government, municipal elections, suffrage, problems of municipal elections.