Научная статья на тему 'Особенности регистрации кандидатов в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в выборный период'

Особенности регистрации кандидатов в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в выборный период Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ / РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / ЧЛЕНЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ / ВЫБОРЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ВЫБОРАХ / САМОВЫДВИЖЕНЦЫ / MUNICIPAL ELECTIONS / REGISTRATION OF CANDIDATES / ELECTION COMMISSIONS / MEMBERS OF ELECTION COMMISSIONS / ELECTION COMMISSIONS OF MUNICIPALITIES / EDUCATIONAL PROGRAMS FOR MEMBERS OF ELECTION COMMISSIONS / ELECTORAL LAW / MUNICIPAL DEMOCRACY / ELECTORAL PROCESS / CANDIDATE / ELECTIONS / ELECTION LEGISLATION / SELF-NOMINEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябчикова О.Н.

Материал, рассмотренный в статье, актуален как в юридической литературе, являясь одной из тем, по которым ведутся дискуссии в научных кругах, так и для практического применения. Решение задач, поставленных при изучении вопроса, поможет преодолеть пробелы в муниципальном законодательстве, связанные с выборами депутатов муниципальных советов. Это укрепит демократические основы избирательного процесса в Российской Федерации. Целью статьи является: выработка практических способов разрешения проблем в избирательном процессе, предложения по совершенствованию института выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты муниципальных советов, формирование способов повышения эффективности работы избирательных комиссий. Ведущий метод, заложенный в разрешение поставленных задач, при написании статьи это анализ данных работ избирательных комиссий в выборный период, сбор и переработка аналитических данных по указанной тематике, использование сравнительного метода при рассмотрении вопроса об опыте зарубежных стран при проведении муниципальных выборов. В статье рассмотрена проблематика проведения муниципальных выборов в частности регистрации кандидатов в депутаты муниципальных советов, которые затронут вопрос демократии в процессе муниципальных выборов, его аспекты и сложности реализации, проанализированы догматический и реальный подходы к реализации муниципальной демократии. Учтены права кандидатов в депутаты и особенности их правового статуса. Рассмотрены вопросы образовательных мероприятий для членов избирательных комиссий. В работе имеются ссылки на мнения ученых относительно рассматриваемого вопроса, а также статистические данные относительно муниципальных выборов 2014 года. Затронут судебный аспект при проведении муниципальных выборов. Результаты исследования могут служить теоретической основой для дальнейшей разработки проблемной тематики. На основании суждений, положенных в основу статьи, могут быть предложены пути совершенствования законодательства и преодоления сложностей в период проведения муниципальных выборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF REGISTRATION OF CANDIDATES FOR DEPUTY OF MUNICIPAL COUNCILS OF INTRACITY MUNICIPALITIES OF ST. PETERSBURG IN THE ELECTION PERIOD

The material considered in the article is relevant both in the legal literature as one of the topics on which discussions are conducted in the scientific community, and for practical application. The solution of the tasks set in the study of the issue will help to overcome the gaps in municipal legislation related to the election of deputies of municipal councils. This will strengthen the democratic foundations of the electoral process in the Russian Federation. The aim of the article is to develop practical ways to solve problems in the electoral process. Proposals to improve the institution of nomination and registration of candidates for deputies of municipal councils. Formation of ways to improve the efficiency of the election commissions. The leading method of solving the tasks in writing the article is the analysis of the data of the election commissions during the election period. Collection and processing of analytical data on the specified subject. As well as the use of a comparative method when considering the experience of foreign countries in municipal elections. The article deals with the problems of municipal elections, in particular the registration of candidates for deputies of municipal councils. The article touches upon the issue of democracy in the process of municipal elections, its aspects and difficulties of implementation. The dogmatic and real approaches to the implementation of municipal democracy are analyzed. Rights of candidates and peculiarities of their legal status. The issues of educational activities for members of election commissions are considered. The paper refers to the views of scientists on the issue under consideration. The article contains statistical data on the municipal elections of 2014. The judicial aspect of the municipal elections will be touched upon. The results of the study can serve as a theoretical basis for further development of the problem topics. On the basis of the judgments underlying the article can be proposed ways to improve the legislation and overcome the difficulties during the municipal elections.

Текст научной работы на тему «Особенности регистрации кандидатов в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в выборный период»

УДК: 342.843.11

ББК: 67.400.7

Рябчикова О.Н.

ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СОВЕТОВ ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ВЫБОРНЫЙ ПЕРИОД

Ryabchikova O.N.

SPECIFICS OF REGISTRATION OF CANDIDATES FOR DEPUTY OF MUNICIPAL COUNCILS OF INTRACITY MUNICIPALITIES OF ST. PETERSBURG IN THE ELECTION PERIOD

Ключевые слова: муниципальные выборы, регистрация кандидатов, избирательные комиссии, члены избирательных комиссий, избирательные комиссии муниципальных образований, образовательные программы для членов избирательных комиссий, избирательное право, муниципальная демократия, избирательный процесс, кандидат в депутаты, выборы, законодательство о выборах, самовыдвиженцы.

Keywords: municipal elections, registration of candidates, election commissions, members of election commissions, election commissions of municipalities, educational programs for members of election commissions, electoral law, municipal democracy, electoral process, candidate, elections, election legislation, self-nominees .

Аннотация: материал, рассмотренный в статье, актуален как в юридической литературе, являясь одной из тем, по которым ведутся дискуссии в научных кругах, так и для практического применения. Решение задач, поставленных при изучении вопроса, поможет преодолеть пробелы в муниципальном законодательстве, связанные с выборами депутатов муниципальных советов. Это укрепит демократические основы избирательного процесса в Российской Федерации.

Целью статьи является: выработка практических способов разрешения проблем в избирательном процессе, предложения по совершенствованию института выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты муниципальных советов, формирование способов повышения эффективности работы избирательных комиссий.

Ведущий метод, заложенный в разрешение поставленных задач, при написании статьи -это анализ данных работ избирательных комиссий в выборный период, сбор и переработка аналитических данных по указанной тематике, использование сравнительного метода при рассмотрении вопроса об опыте зарубежных стран при проведении муниципальных выборов.

В статье рассмотрена проблематика проведения муниципальных выборов в частности регистрации кандидатов в депутаты муниципальных советов, которые затронут вопрос демократии в процессе муниципальных выборов, его аспекты и сложности реализации, проанализированы догматический и реальный подходы к реализации муниципальной демократии. Учтены права кандидатов в депутаты и особенности их правового статуса. Рассмотрены вопросы образовательных мероприятий для членов избирательных комиссий. В работе имеются ссылки на мнения ученых относительно рассматриваемого вопроса, а также статистические данные относительно муниципальных выборов 2014 года. Затронут судебный аспект при проведении муниципальных выборов.

Результаты исследования могут служить теоретической основой для дальнейшей разработки проблемной тематики. На основании суждений, положенных в основу статьи, могут быть предложены пути совершенствования законодательства и преодоления сложностей в период проведения муниципальных выборов.

Abstract: the material considered in the article is relevant both in the legal literature as one of the topics on which discussions are conducted in the scientific community, and for practical ap-

plication. The solution of the tasks set in the study of the issue will help to overcome the gaps in municipal legislation related to the election of deputies of municipal councils. This will strengthen the democratic foundations of the electoral process in the Russian Federation.

The aim of the article is to develop practical ways to solve problems in the electoral process. Proposals to improve the institution of nomination and registration of candidates for deputies of municipal councils. Formation of ways to improve the efficiency of the election commissions.

The leading method of solving the tasks in writing the article is the analysis of the data of the election commissions during the election period. Collection and processing of analytical data on the specified subject. As well as the use of a comparative method when considering the experience of foreign countries in municipal elections.

The article deals with the problems of municipal elections, in particular the registration of candidates for deputies of municipal councils. The article touches upon the issue of democracy in the process of municipal elections, its aspects and difficulties of implementation. The dogmatic and real approaches to the implementation of municipal democracy are analyzed. Rights of candidates and peculiarities of their legal status. The issues of educational activities for members of election commissions are considered. The paper refers to the views of scientists on the issue under consideration. The article contains statistical data on the municipal elections of 2014. The judicial aspect of the municipal elections will be touched upon.

The results of the study can serve as a theoretical basis for further development of the problem topics. On the basis of the judgments underlying the article can be proposed ways to improve the legislation and overcome the difficulties during the municipal elections.

Каждый, кому не запрещено законодательством о выборах, может принять участие в выборах, в том числе и в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга в выборный период. Муниципальными выборами надо считать только прямое избрание населением депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления. Это положение вытекает из положений международного права, отраженного в резолюции 91 от 2000 г. Конгресса местных и региональных властей Совета Европы «Об обязанностях граждан и участии в общественной жизни». Положение содержит следующую формулировку: «Проведение демократической политики, построенной на уважении прав граждан, предполагает активное участие граждан, которые разделяют демократические идеалы, интересуются политикой и сознают лежащую на них общую ответственность за проводимую политику. Никакое государство не может быть демократическим, если его граждане игнорируют политическую жизнь»1.

1 Резолюция 91 (2000 г.) Конгресса местных и региональных властей Совета Европы « Об обязанностях граждан и участии в общественной жизни» // Об участии граждан в общественной жизни на местном уровне. - Обнинск: Институт муниципального управления. 2005. - С. 4-17.

«Граждане - основа местной демократии, они должны быть информированы обо всех важных планах, разработанных их выборными и официальными лицами... Большее взаимодействие между местными советами и гражданами будет гарантировать эффективность рациональных решений сложных задач и оживит местную политическую обстановку.»2.

Проведение демократической политики, построенной на уважении прав граждан, предполагает активное участие граждан, которые разделяют демократические идеалы, интересуются политикой и сознают лежащую на них общую ответственность за проводимую политику. Все граждане должны уважать конституционный порядок, основанный на правах человека и гражданина, и сознательно соблюдать законы.

Понимание демократии в процессе проведения выборов очень важно и должно иметь не просто доктринальный характер, но и выражаться в реализации самого процесса выборов, в том числе и на местном уровне.

По мнению Ю.М. Лермонтова, под институтом муниципальной демократии по-

2 Цветкова, Г.А. Местное самоуправление в современной России: состояние, тенденции, эффективность (опыт социологического анализа): дисс. ... докт. соц. наук. М., 2003. - С. 218.

нимается относительно обособленная правовая форма прямого участия населения (территориального коллектива) в обсуждении и принятии важнейших решений в масштабах муниципального образования, в их реализации и осуществлении демократического контроля в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством1.

По мнению Н.С. Бондаря, одного из ученых, разрабатывающих тему муниципальной демократии и выборного процесса, муниципальная демократия - это демократия «малых пространств», «основанная на единстве свободы и ответственности, самоуправленческая форма осуществления населением по месту жительства публичной власти, коллективных и индивидуальных прав граждан по самостоятельному решению в пределах, установленных Конституцией и действующим законодательством, вопросов местного значения, непосредственному обеспечению жизнедеятельности и оказанию муниципальных услуг в интересах местного сообщества и отдельных граждан»2.

Переходя от общего понимания муниципальной демократии к её реализации силами конкретных граждан, трудно не согласиться с мнением В.В. Петухова, что «российская демократия реализовалась в первую очередь на уровне нормативной модели, институционального «каркаса», но пока не переросла в демократию участия граждан, его указание на то, что какими бы ни были институты, демократия без живого творчества масс - мертва, находит отражение в выборных реалиях3.

Несмотря на положение уже федерального закона о достаточно широком круге лиц, имеющих право быть кандидатом в депутаты, стать таковым непросто. На примере прошедших в 2014 году выборов депутатов в муниципальные советы (107 муниципальных

1 Лермонтов Ю.М. Конституционно-правовая инсти-туционализация муниципальной демократии в современной России: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. -С. 7.

2 Бондарь, Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. - М.: Норма, 2009. - С. 42.

3 Петухов, В.В. Местное самоуправление и гражданское участие в России // Как управлять Россией. Социология одного города. - М.: Алгоритм, 2009. - С. 85.

образований в черте города Санкт-Петербурга приняли участие в выборах 2014 года) можно отметить значительное количество неточных формулировок, размытых понятий и других недостатков в законодательстве о выборах, дающих толчок для совершенствования имеющихся и вновь принятых нормативных актов. Процедура регистрации кандидатов должна быть прозрачна и понятна избирательным комиссиям и кандидату.

В изучении вопроса регистрации кандидатов в депутаты на выборах стоит выделить два аспекта: проблематика связана с работой избирательных комиссий и непосредственно процедурой регистрации кандидатов.

Рассматривая вопрос создания и работы окружных избирательных комиссий, необходимо отметить, что членами избирательных комиссий окружных или комиссий муниципальных образований зачастую являются учителя школ, воспитатели детских садов, работники заводов, продавцы, и, что реже, лица, приближенные к политической деятельности. Отсутствие профильного образования не дает им возможности заниматься компетентно правоприменительной деятельностью в выборный период. Не существует государственного регулирования в сфере подготовки кадрового состава окружных (муниципальных) избирательных комиссий. Речь идет не о поиске фамилии избирателя в избирательных списках (одна из обязанностей члена участковый комиссии в день выборов) и не просто о приеме документов кандидата в соответствие с установленным списком, а о детальной проверке сути поданных документов на соответствие закону и о юридически грамотном составлении внутренней документации избирательной комиссии. Отсутствие решений данного вопроса кроится в сроке, на который создается избирательная комиссия. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года. Срока полномочий хватает на участие избирательной комиссии только в одних выборах. Отсутствие специального отбора в члены избирательных комиссий, а также курсов, методических материалов по работе с кандидатами в депутаты, не способствует проведению выборов в правовом ключе. В связи с чем в каждый выборный период выявляется немалое количество

нарушений как со стороны кандидатов в депутаты, так и самих избирательных комиссий. Для этого необходимо разработать положения относительно подготовки кадров для окружных избирательных комиссий с обязательной аттестацией. Полномочия по разработке таких положений необходимо возложить на Законодательное собрание г. Санкт-Петербурга, если брать как пример этот субъект. Исполнителем в данном случае должна быть городская избирательная комиссия г. Санкт-Петербурга. Последняя проводит семинары для участковых комиссий в предвыборный период. Повышать компетентность окружных комиссий не менее важная задача, которую необходимо ре-ализовывать с целью совершенствования выборного процесса. Наименьшее количество вопросов остается к территориальным комиссиям с учетом перечня полномочий и обязанностей, возложенных на них. Этот перечень достаточно ограничен и в большинстве своем сводится к механической работе. В связи с этим считаю нецелесообразной инициативу, высказанную М.С. Белявской в своей диссертационной работе на тему «Конституционно-правовой статус избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение муниципальных выборов в Российской Федерации» о том, что территориальные избирательные комиссии не могут участвовать в подготовке и проведении муниципальных выборов1.

Следует согласиться с доводами Е.С. Модиной о том, что система избирательных комиссий, за исключением участковых, функционирует на постоянной основе. Что связано с большим количеством проводимых выборов федерального, регионального и местного уровней, что объективно требует наличия устойчивых и компетентных избирательных органов2.

Номинальное существование материально-технической базы: методических материалов, образовательных классов, курсов

1 Белявская, М.С. Конституционно-правовой статус избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение муниципальных выборов в Российской Федерации: Дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02. - Ставрополь, 2009. - 240 с.

2 Модина, Е.В. Муниципальные выборы: Система

избирательных комиссий // Законность и правопорядков современном обществе. 2014. №17. С. 146-150.

повышения квалификации не приводит к значительному повышению уровня правовой культуры членов избирательных комиссий. Отсутствие обязательности образовательного процесса не способствует реализации всех предпринимаемых государством, на различных уровнях, образовательных мероприятий, о которых в своей научной статье сообщает кандидат политических наук И.Р. Бадретдинов. В указанной статье очень детально изучены и изложены правовые, организационные, материально-технические, финансовые и кадровые основы в процессе обучения членов избирательных комиссий. Ученый в своей работе приходит к выводам о значительных положительных изменениях в этой области. Сообщает об использовании как передовых дистанционных технологиях, так и классического подхода к образованию кадрового состава избирательных комиссий3.

Помимо вышеуказанных сложностей, существуют и другие. Невозможность найти избирательную комиссию, километровые очереди, необоснованные отказы, недоступность информации - это и многое другое послужило основаниями для обращения кандидатов в депутаты с жалобами и исковыми заявлениями в прокуратуру и суд соответственно в выборный 2014 год.

Наибольшему давлению подверглись кандидаты в депутаты в период регистрации в избирательных комиссиях не только из-за указанных выше проблем, но и в силу принятия нового регионального закона «о выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» от 21.05.2014 года (далее по тексту Закон).

В ст.22 закона предусмотрены условия выдвижения кандидатов. Формулировки требований к предоставляемому пакету документов для выдвижения кандидата в депутаты подразумевают наличие профильного образование или юридического сопровождения, что делает силы кандидатов от крупных политических сил и самовыдвиженцев неравными. Крупные политические

3 Бадретдинов, И.Р. Обучение членов избирательных комиссий: правовые, организационные, материально-технические, финансовые и кадровые основы// путь науки. 2014. №10. С. 88-91.

объединения, имея в штате квалифицированного юриста, подготавливают перечень документов централизованно для всех выдвиженцев, что в свою очередь может негативно отразиться на итогах регистрации. Допущение массовой ошибки в партийных документах или документах кандидата может привести к снятию всей партии с выборов. Самовыдвиженцы вынуждены рассчитывать на собственный уровень подготовки или пользоваться помощью сторонних юристов. Однако следует отметить, что именно самовыдвиженцы являются очень важным звеном муниципальной демократии, так как говорят они непосредственно языком народа, а не транслируют позицию партии. Главная проблема развития муниципальной демократии в России, как считает О.Н. Ванеев, и указывает в своей статье «Муниципальная демократия: к вопросу об участии граждан в местном (городском) самоуправлении», чтобы гражданская инициатива на муниципальном уровне не была похоронена партийной бюрократией1.

Несмотря на достаточно низкий уровень гражданской активности в выборный период, а именно: в процессе выдвижения и регистрации гражданами себя в качестве самовыдвиженцев, учитывая зарубежный опыт, можно уверенно утверждать, что институт самовыдвижения в Российской Федерации укрепляется и выражен более явно, чем за рубежом. Именно к таким выводам приходит Р.Р. Хусаинов в своей научной статье «Выдвижение и регистрация кандидатов на выборах в органы местного самоуправления: зарубежный опыт для Рос-

сии»2.

Другой проблемный аспект выборного процесса на муниципальном уровне - это документальная подготовка. Несмотря на исчерпывающий список документов, изложенный в региональном законе, отдельные формы документов устанавливаются

1 Ванеев, О.Н. муниципальная демократия: к вопросу об участии граждан в местном (городском) самоуправлении // теория и практика общественного развития. 2010. №4. С. 212-216.

2 Хусаинов, Р.Р. Выдвижение и регистрация кандидатов на выборах в органы местного самоуправления: зарубежный опыт для России // вестник поволжской академии государственной службы. 2009. №1(18). С. 100-106.

окружной избирательной комиссией или избирательной комиссией муниципального образования в случае возложения на неё исполнения обязанностей ОИК. Часть документов предоставляется по форме, установленной Федеральным законом о выборах. Федеральное избирательное законодательство применительно к местным выборам выполняет роль механизма, гарантирующего реальность и демократизм местного выборного процесса, действенность конституционных норм о праве граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, на выборные должности в местном аппарате власти. Отдельные требования к документам формулирует Центральная избирательная комиссия РФ. На уровне муниципальных образований вопросы организации и проведения местных выборов регулируются уставами муниципальных образований и положениями о выборах, утверждаемыми решениями представительных органов местного самоуправления.

В связи с чем собрать полный и надлежащим образом оформленный пакет документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты, достаточно сложно. Помимо персонализированного пакета документа, отражающего личные данные кандидатов, в случае выдвижения кандидата политической партией, необходимо надлежащим образом оформить партийный пакет документов. Отсутствует единый источник, систематизирующий необходимую кандидату информацию для выдвижения в качестве депутата. Зачастую сами окружные избирательные комиссии не знают, как правильно посчитать процессуальные сроки, какие образцы документов необходимо получить от кандидата и что они должны содержать. Эти конфузы происходят не всегда от незнания членов комиссий, зачастую от отсутствия методических рекомендаций, планов и данных, которые несвоевременно предоставляет городская избирательная комиссия. Опыт выборов кандидатов в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований 2014 года показал, что комиссии зарегистрировали 3739 кандидатов. Всего было выдвинуто на выборы 5026 кандидатов от 21 политической партии (данные городской избиратель-

ной комиссии). Более 25 процентов кандидатов не смогли даже зарегистрироваться в качестве таковых. После принятия избирательной комиссией пакета документов от кандидата, комиссия приступает к его проверке. Как установлено ст.26 закона в случае выявления неполноты сведений либо отсутствия документов, предусмотренных законом, избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до заседания окружной избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, должна уведомить о недостатках в пакете документов. Размытая формулировка и отсутствие методических рекомендаций или толкований закона о сроках уведомления кандидата, представляет возможность недобросовестным избирательным комиссиям уведомить кандидата перед выходными или неприемными днями комиссии. Что делает невозможным внесения кандидатом исправлений и дополнений в документы, следствием четко будет отказ окружной избирательной комиссии в регистрации кандидата в качестве такового. Любое несоответствие предоставленной информации, формы документа и его содержания, является основанием для отказа. Подобного рода отказы обжалуются в судебном порядке, и, как показывает практика, данная категория дел выигрышна для кандидатов. Но не каждый готов отстаивать свои права в суде. Ещё одним основанием, по которым в 2014 году избирательные комиссии отказывали в регистрации кандидатам в депутаты, - это наличие штампа «аннулировано» на печати о ранее выданных заграничных паспортах. Этим способом пользовались и на выборах предыдущих лет. Мотивируя отсутствие такой отметки в перечне допустимых установленных п.5 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»1. Однако судебная практика по этому вопросу однозначна, что

1 Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.1997. N 828 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 11, ст.1301

отражено например, в Определении Верховного Суда РФ от 25.11.2011 N 4-Г11-582.

Ненадлежащим образом заверенная трудовая книжка, копии не тех страниц паспорта, неточная формулировка сведений о доходах, неполнота сведений, указанных в заявлении, - все это в случае несвоевременного исправления влечет к получению кандидатом отказа в регистрации его в качестве такового.

Отдельно стоит отметить важность правильно оформленных подписных листов. Неполнота сведений, отсутствие дат и необходимых подписей ведет к недействительности всего подписного листа, помимо возможности признать отдельные подписи избирателей недействительными. Таковых оснований также более чем достаточно. Соответственно признание подписного листа несоответствующим требованиям, установленным законом, влечет к отказу в регистрации кандидата в депутаты. В связи с этим в своей диссертационной работе Р.Р. Хусаинов на тему «Выдвижение и регистрация кандидатов на выборах в органы местного самоуправления в Российской Федерации» предлагает совершенствовать нормы федерального законодательства и законодательства субъектов в отношении достоверности сведений содержащихся в подписных листах, методов опроса избирателей и другое3.

Однако все эти методы связаны с проведением дополнительных работ кандидатом в свою очередь, в период современных технологий и мобилизации всех процессов, целесообразнее было бы упростить процедуру заверения подписей в поддержку кандидата, ведь если действительно кандидат достоин и его хотят избрать, то за него проголосуют. В данный момент каждый имеет возможность получить в уполномоченном органе электронную подпись, которая отражает правильно все индивидуальные данные лица. Такая подпись и может служить волеизъяв-

2 Определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.11.2011 N 4-Г11-58 // Бюллетень Верховного суда РФ. 2011. № 11. С. 11-15.

3 Хусаинов Р.Р. Выдвижение и регистрация кандидатов на выборах в органы Местного самоуправления в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. - Казань, 2011. - 199 с.

лением в электронном подписном листе.

Законодательство о выборах сложно структурированно для обывателя, так как представляет собой совокупность федеральных и региональных нормативно-правовых актов, дополненных нормативной документацией Центральной избирательной комиссии, городской и окружной избирательных комиссий. Выборный период 2014 года был осложнен принятием нового закона о выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований г. Санкт-Петербурга. Еще не опробованный на практике закон 21.05.2014, принятый Законодательным собранием Санкт-Петербурга, заставил юристов политических партий нарабатывать опыт в правоприменительной деятельности.1

Исходя из того, что имеется огромное количество вопросов, в которых и кандидаты, и члены избирательных комиссии, и руководители партий хотели бы разобраться и уяснить для себя алгоритм поведения в выборный период. Необходимо разрабатывать методические рекомендации для указанного круга лиц. Федеральное законодательство имеет толкование отдельных положений и норм посредством разъяснений Верховного Суда РФ. В случае с избирательным законодательством регионального уровня необходимо разрабатывать общие правила при-

менения законодательства. Вероятно, будут противники вышеуказанных инициатив, однако приведенные аргументы заслуживают права на вынесения данных инициатив для обсуждения компетентными органами.

Рассматривая эту тематику, необходимо отметить достаточно сложное нормативно -правовое регулирование избирательного процесса на локальном уровне, так как он регулируется нормативно-правовыми актами всех трех уровней. Еще в 2006 году в своей диссертационной работе на тему: «Система правового регулирования муниципальных выборов в Российской Федерации» А.Э. Шамгунов отмечал потребность в едином нормативно-правовом акте, который регулировал бы вопросы всех муниципальных выборов, на основе которого издавались бы законы отдельных субъектов о муниципальных выборах2.

В связи с изложенным следует, что процесс регистрации кандидатов в депутаты остается одним из наиболее уязвимых аспектов для потенциальных депутатов. Несистематизиро-ванность нормативной документации, отсутствие методических рекомендаций и недостаточность правовой поддержки усложняет процесс регистрации кандидатов. Однако в данный момент перечисленные недостатки являются дополнительным фильтром компетентности избираемых депутатов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бадретдинов, И.Р. Обучение членов избирательных комиссий: правовые, организационные, материально-технические, финансовые и кадровые основы // Путь науки. -2014. - №10. - С. 88-91.

2. Белявская, М.С. Конституционно-правовой статус избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение муниципальных выборов в Российской Федерации: дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02. - Ставрополь, 2009. - 240 с.

3. Бондарь, Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституци-онализация муниципальной демократии в России. - М.: Норма, 2009. - С. 42.

4. Ванеев, О.Н. Муниципальная демократия: к вопросу об участии граждан в местном (городском) самоуправлении // Теория и практика общественного развития. - 2010. - №4. -С. 212-216.

5. Лермонтов, Ю.М. Конституционно-правовая институционализация муниципальной демократии в современной России: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 7.

1 О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга N 303-46 [принят ЗС СПБ 26.05.2014] // Вестник законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2014 № 20. Ст. 64.

2 Шамгунов, А.И. Система правового регулирования муниципальных выборов в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. - Казань, 2006. -217 с.

6. Модина, Е.В. Муниципальные выборы: Система избирательных комиссий // Законность и правопорядков современном обществе. - 2014. - №17 - С. 146-150.

7. О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга № 303-46 [принят ЗС СПБ 26.05.2014] // Вестник законодательного собрания Санкт-Петербурга. - 2014. - № 20. - С. 64.

8. Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 08.07.1997 N 828 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 11. - С. 1301.

9. Определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.11.2011 № 4-Г11-58 // Бюллетень Верховного суда РФ. - 2011. - № 11. - С. 11-15.

10. Петухов, В.В. Местное самоуправление и гражданское участие в России // Как управлять Россией. Социология одного города. - М.: Алгоритм, 2009. - С. 85.

11. Резолюция 91 (2000 г.) Конгресса местных и региональных властей Совета Европы «Об обязанностях граждан и участии в общественной жизни» // Об участии граждан в общественной жизни на местном уровне. - Обнинск: Институт муниципального управления, 2005. - С. 4-17.

12. Хусаинов, Р.Р. Выдвижение и регистрация кандидатов на выборах в органы местного самоуправления в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Казань, 2011. - 199 с.

13. Хусаинов, Р.Р. Выдвижение и регистрация кандидатов на выборах в органы местного самоуправления: зарубежный опыт для России // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2009. - №1(18). - С. 100-106.

14. Цветкова, Г.А. Местное самоуправление в современной России: состояние, тенденции, эффективность (опыт социологического анализа): дис. ... докт. соц. наук. - М., 2003. - С. 218.

15. Шамгунов, А.И. Система правового регулирования муниципальных выборов в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Казань, 2006. - 217 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.