Научная статья на тему 'Некоторые особенности правового регулирования деятельности избирательных комиссий на Кубани в дореволюционный и советский периоды'

Некоторые особенности правового регулирования деятельности избирательных комиссий на Кубани в дореволюционный и советский периоды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
248
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / КУБАНЬ / СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / ELECTION COMMISSIONS / ELECTIONS / ELECTORAL LAW / SUFFRAGE / ELECTORAL AUTHORITIES / KUBAN / SOVIET PERIOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Звягинцева Дарья Владимировна

В статье рассматривается и анализируется процесс формирования и организации деятельности избирательных комиссий на Кубани в дореволюционный и советский периоды. Основную исследовательскую стратегию статьи можно представить как генезис избирательных органов на Кубани до начала XX в., основной функцией которых была организация и проведение выборов. В центре внимания находится нормативное регулирование деятельности избирательных органов, а также факторы и условия, способствующие их становлению и развитию. Также рассматривается и анализируется влияние советского законодательства на изменение механизма формирования и организации деятельности избирательных комиссий советского периода. В статье проанализированы составы избирательных комиссий, полномочия членов избирательных комиссий, порядок проведения выборов. Исследуются органы, в полномочия которых входит наблюдение за проведением выборов. Отмечается роль местных Советов депутатов трудящихся в подготовке к выборам в середине 50-х годов. Они обеспечивали всю организационную сторону подготовки к выборам образование избирательных участков, составление списков избирателей, подготовка документации. Также в статье раскрываются проблемы, которые возникали при подготовке и проведении выборов, приводятся данные о рассмотрении избирательными комиссиями предложений и жалоб избирателей. Приводятся источники Государственного архива Краснодарского края, Государственного архива Российской Федерации, а также архивные выпуски газет «Известия», «Советская Кубань», «Комсомолец Кубани»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF LEGAL REGULATION OF ELECTION COMMISSIONS ACTIVITY AT KUBAN IN THE PRE-REVOLUTIONARY AND THE SOVIET PERIODS

The article discusses and analyzes the process of formation and organization of the election commissions in the Kuban region in the pre-revolutionary and Soviet periods. The main research strategy articles can be viewed as the genesis of the electoral bodies in the Kuban region to the beginning of XX c., the main function of which was the organization and conduct of elections. The focus is on normative regulation of the electoral bodies, as well as the factors and conditions that contribute to their formation and development. In addition, we reviewed and analyzed the influence of the Soviet legislation to change the mechanism of formation and organization of the election commissions of the Soviet period. The article analyzes the composition of election commissions, the powers of the members of election commissions, the procedure of the election. We study the organs, whose powers are to oversee the elections. It is noted the role of the local Soviets in the preparations for the elections in the mid 50s. They provided all the organizational side of the preparations for the elections the formation of polling stations, the compilation of voter lists, and the preparation of documentation. The article also reveals the problems that arose during the preparation and conduct of elections, shows the consideration of election commissions proposals and complaints of voters. In addition, there are sources of the State Archives of the Krasnodar Territory, the State Archive of the Russian Federation, archived issues of "Izvestiya", "Sovetskaya Kuban", "Komsomolets Kubani" newspapers

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности правового регулирования деятельности избирательных комиссий на Кубани в дореволюционный и советский периоды»

УДК 342.846.4

12.00.00 Юридические науки

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ НА КУБАНИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

Звягинцева Дарья Владимировна к.ю.н., преподаватель кафедры земельного, трудового и экологического права РИНЦ БРШ-код: 9585-7850 kuddv@mail.ru

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В статье рассматривается и анализируется процесс формирования и организации деятельности избирательных комиссий на Кубани в дореволюционный и советский периоды. Основную исследовательскую стратегию статьи можно представить как генезис избирательных органов на Кубани до начала XX в., основной функцией которых была организация и проведение выборов. В центре внимания находится нормативное регулирование деятельности избирательных органов, а также факторы и условия, способствующие их становлению и развитию. Также рассматривается и анализируется влияние советского законодательства на изменение механизма формирования и организации деятельности избирательных комиссий советского периода. В статье проанализированы составы избирательных комиссий, полномочия членов избирательных комиссий, порядок проведения выборов. Исследуются органы, в полномочия которых входит наблюдение за проведением выборов. Отмечается роль местных Советов депутатов трудящихся в подготовке к выборам в середине 50-х годов. Они обеспечивали всю организационную сторону подготовки к выборам -образование избирательных участков, составление списков избирателей, подготовка документации. Также в статье раскрываются проблемы, которые возникали при подготовке и проведении выборов, приводятся данные о рассмотрении избирательными комиссиями предложений и жалоб избирателей. Приводятся источники Государственного архива Краснодарского края, Государственного архива Российской Федерации, а также архивные выпуски газет «Известия», «Советская Кубань», «Комсомолец Кубани»

Ключевые слова: ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ, ВЫБОРЫ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, КУБАНЬ, СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

UDC 342.846.4 Legal sciences

SOME FEATURES OF LEGAL REGULATION OF ELECTION COMMISSIONS ACTIVITY AT KUBAN IN THE PRE-REVOLUTIONARY AND THE SOVIET PERIODS

Zvyagintseva Darya Vladimirovna

Cand.Leg.Sci., Lecturer of the Department of the land,

labor and ecological law

RISC SPIN-code: 9585-7850

kuddv@mail.ru

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The article discusses and analyzes the process of formation and organization of the election commissions in the Kuban region in the pre-revolutionary and Soviet periods. The main research strategy articles can be viewed as the genesis of the electoral bodies in the Kuban region to the beginning of XX c., the main function of which was the organization and conduct of elections. The focus is on normative regulation of the electoral bodies, as well as the factors and conditions that contribute to their formation and development. In addition, we reviewed and analyzed the influence of the Soviet legislation to change the mechanism of formation and organization of the election commissions of the Soviet period. The article analyzes the composition of election commissions, the powers of the members of election commissions, the procedure of the election. We study the organs, whose powers are to oversee the elections. It is noted the role of the local Soviets in the preparations for the elections in the mid 50s. They provided all the organizational side of the preparations for the elections - the formation of polling stations, the compilation of voter lists, and the preparation of documentation. The article also reveals the problems that arose during the preparation and conduct of elections, shows the consideration of election commissions proposals and complaints of voters. In addition, there are sources of the State Archives of the Krasnodar Territory, the State Archive of the Russian Federation, archived issues of "Izvestiya", "Sovetskaya Kuban", "Komsomolets Kubani" newspapers

Keywords: ELECTION COMMISSIONS, ELECTIONS, ELECTORAL LAW, SUFFRAGE, ELECTORAL AUTHORITIES, KUBAN, SOVIET PERIOD

Важнейшим элементом организационно-правового обеспечения выборов является система избирательных комиссий, представляющая собой тот организационный механизм, который обеспечивает периодическое обновление представительных органов власти. Поэтому от эффективности избирательного законодательства, закрепляющего правовой статус и организацию деятельности избирательных комиссий зависит весь ход избирательных кампаний.

Анализу правового регулирования формирования и деятельности избирательных комиссий на общероссийском уровне посвящено достаточно много научных работ, поэтому интересным представляется рассмотреть Правила о применении Положения о выборах в Государственную Думу к губерниям и областям Кавказского края. При образовании избирательных округов на выборах в 1906 году Закатальский округ присоединился к Дагестанской области, образуя один избирательный округ, а Черноморская губерния образовала один избирательный округ с Кубанской областью [1].

В состав губернских и областных по делам о выборах комиссий входили управляющий казенной палатой, предводитель уездного дворянства, один из членов окружного суда, по назначению общего его собрания, городской голова губернского или областного города и один из членов губернского по крестьянским делам присутствия по назначению губернатора или один из членов губернского по поселянским делам присутствия, назначаемый также губернатором. Председателем комиссии был председатель окружного суда.

В состав комиссии по делам о выборах в уездах, округах и отделах входили предводитель дворянства, мировой судья по назначению съезда мировых судей в Кубанской и Терской областях, а в остальных местностях по назначению общего собрания окружного суда; городской голова уездного города и мировой посредник, назначаемый губернатором.

В состав комиссии не включались лица, обязанные по закону составлять избирательные списки, а также представители местной полиции. Председателем комиссии был член окружного суда, назначенный его общим собранием.

Выборы Членов Государственной Думы производились на губернских и областных избирательных собраниях, по общему правилу, всеми выборщиками подлежащего собрания совместно.

Анализируя положения Правил о применении Положения о выборах в Государственную Думу к губерниям и областям Кавказского края можно отметить, что избирательные комиссии формировались в точном соответствии с Положением о выборах в Государственную Думу. Контроль за проведением выборов в Кубанской области и Черноморской губернии возлагался на начальника Кубанской области. Контроль за проведением выборов в областном избирательном собрании, общем для Батумской области и Сухумского округа, осуществлял военный губернатор Батумской области. По Сухумскому и Закатальскому округам контроль за проведением выборов, а также опубликование списков выборщиков в подлежащее областное избирательное собрание возлагался на местных окружных начальников, под наблюдением Наместника [2].

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что деятельность комиссий по делам о выборах в период выборов в первую Государственную Думу была достаточно четко регламентирована. Были установлены виды избирательных комиссий, их состав, порядок формирования и компетенция. Одним из демократических принципов деятельности комиссий предусматривалась возможность подачи и рассмотрения жалоб на нарушения, допущенные при проведении выборов. Однако имелись и недостатки. Например, подсчет голосов проводился не сразу по завершению подачи голосов, а на следующий после выборов день. Затягивалась процедура голосования и подсчета голосов.

При проведении выборов избирательные комиссии часто сталкивались с различными трудностями, множество вопросов возникало с составлением списков избирателей.

Стенограмма совещания секретарей городских и районных комитетов ВКП(б) о подготовке к выборам в Верховный Совет Союза ССР 18-19 октября 1937 г. свидетельствует что, например, в Армавирском районе, в Ляпинском сельсовете, не территории которого находился колхоз «Колхозный труд», проживало 100 человек русских и 100 человек немцев. Немцев прикрепили к одному избирательному участку, а русских - к другому. А согласно Положению иностранные граждане никакого отношения не имели к избирательной кампании [3].

Технические недочеты с составлением списков избирателей сказывались на процедуре голосования, что говорит о том, что эта сторона избирательного процесса не была достаточно урегулирована. Например, человек лишенный избирательных прав (в списках избирателей его нет), идет на избирательный участок. Он подает заявление дежурному члену совета, с тем, что он в списках пропущенных, но он на самом деле не внесен в списки, как лишенец. Член совета подтверждает, что его пропустили в списках избирателей, совет утверждает это решение. С этим решением человек, лишенный избирательного права, получил бюллетень и проголосовал [4].

Заметим, что если ранее, согласно законодательству, составлялись списки лишенных избирательных прав, то в рассматриваемом периоде составлялись списки избирателей - лиц, имеющих право на голосование. Это было новым явлением для советского избирательного права.

Система избирательных комиссий согласно Положению о выборах в Верховный Совет РСФСР от 16 февраля 1938 [5].года включала в себя три уровня избирательных комиссий для выборов в Верховный Совет РСФСР: Центральную избирательную комиссию по выборам в Верховный Совет

РСФСР, окружные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии. Подчиненности друг другу у комиссий не было, они организовывали свою деятельность в пределах своей компетенции. Однако комиссии высшего уровня были наделены полномочием рассматривать и принимать решения по жалобам на избирательные комиссии более низкого уровня (окружным комиссиям такого права предоставлено не было) [6].

Президиумы Верховного совета СССР и Президиумы республик утверждали соответствующие избирательные комиссии высшего уровня, соответствующие Советы утверждали окружные и избирательные комиссии.

Архивные материалы свидетельствуют, что например, окружная по выборам в Совет СССР избирательная комиссия Краснодарского городского избирательного округа № 60 была утверждена решением исполнительного комитета Краснодарского краевого совета депутатов трудящихся от 29 ноября 1945 года на основании ст.ст. 43, 44 и 45 «Положения о выборах в Верховный Совет СССР». Всего в комиссии было 11 человек. Сразу были утверждены председатель избирательной комиссии, заместитель председателя и секретарь [7].

В состав комиссий назначались представители от партийных организаций, профсоюзов, ВЛКСМ, кооперативных и других общественных организаций, от трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям [8]. В участковых и окружных комиссиях при подсчете голосов разрешалось присутствие уполномоченных представителей общественных организаций, а также представителей прессы.

Необходимо отметить, что крайком ВКП(б) следил за деятельностью избирательных комиссий по подготовке к выборам. Бюро крайкома ВКП(б) Краснодарского краевого комитета города Краснодара в протоколе № 264 заседания бюро Краснодарского крайкома ВКП(б) от 27

декабря 1945 г. «О ходе подготовки к выборам в Верховный Совет СССР» отмечает, что многие райкомы ВКП(б), райисполкомы и окружные избирательные комиссии недостаточно организовывали работу на избирательных участках. Кавказский райком ВКП(б) и райисполком недооценили значение подготовки к выборам, не приняли мер к оборудованию избирательных участков, списки избирателей в двух сельсоветах не составлены. В Староминском районе допущены нарушения Положения о выборах в Верховный Совет СССР в публикации участковых избирательных комиссий [9]. Крайком ВКП(б) постановил обязать ГК и РК ВКП(б) и райисполкома устранить допущенные нарушения.

Касательно предстоящих выборов Центральная избирательная комиссия по выборам в Верховный Совет СССР №10, от 28 ноября 1945 г. в своем письме Председателю окружной избирательной комиссии Краснодарского городского избирательного округа №60 по выборам в Совет Союза писала о том, что избирательным комиссиям по выборам в Верховный Совет СССР предстоят большой важности политические и организационные задачи, от своевременного и правильного разрешения которых во многом будет зависеть успех выборов 10 февраля 1946 г.

Для успешного осуществления этих задач избирательные комиссии во всей своей работе были обязаны строго руководствоваться «Положением о выборах в Верховный Совет СССР», неуклонно наблюдать за его проведением в жизнь, точно знать свои обязанности, вытекающие из «Положения о выборах», умело организовывать свою работу по подготовке и проведению выборов.

Окружные избирательные комиссии должны были проследить за тем, чтобы исполнительные комитеты районных, городских и уездных Советов депутатов трудящихся утвердили состав участковых избирательных комиссий в установленные сроки [10].

Из анализа архивных источников следует, что исполнительный комитет Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся разъяснял порядок внесения отдельных категорий граждан в списки избирателей в соответствии с постановлением президиума Всероссийского Совета СССР от 1 декабря 1945 г. Необходимо отметить то, что Крайисполком требовал отчет от избирательных комиссий о ходе подготовки к выборам в Верховный Совет СССР.

Также Исполнительный комитет Краснодарского краевого совета депутатов трудящихся разъяснял обязанности райгорисполкомов в подготовке и проведении выборов в Верховный Совет СССР, деятельность окружных избирательных комиссий по определению результатов выборов, деятельность участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в Верховный Совет СССР.

Горрайисполкомы и избирательные комиссии были обязаны представлять отчетные сведения в Исполнительный комитет Краснодарского краевого совета депутатов трудящихся о ходе и результатах выборов в местные советы Краснодарского края [11].

Решения крайисполкома об утверждении состава избирательной комиссии по выборам в районный совет депутатов трудящихся публиковалось в районной газете [12].

В 1950 г. газета «Известия» писала о ходе подготовки к выборам в местные советы депутатов трудящихся в Краснодарском крае. Президиум Верховного Совета РСФСР отметил, что в Краснодарском крае проведена большая работа по подготовке к выборам в местные Советы депутатов трудящихся. Однако Президиум обратил внимание исполнительных комитетов Краснодарского краевого Совета на необходимость устранения отдельных недостатков в ходе подготовки к выборам. В частности Президиум обязал Краснодарский крайисполком обеспечить тщательную проверку списков избирателей и немедленное исправление выявленных

ошибок, провести конструктивные совещания председателей и секретаре участковых избирательных комиссий по вопросам организации работы в день выборов, порядка выдачи избирательных бюллетеней, представления сведений о явке избирателей на выборы, подсчета поданных голосов, составления протоколов голосования и представления их в соответствующие окружные избирательные комиссии [13].

В ноябре 1950 г. подготовка к выборам на Кубани приняла огромный размах. Было создано 3100 агитпунктов, работали свыше 70 тысяч агитаторов. «Они разъясняют избирателям принципы самой демократической в мире Сталинской Конституции, Положение о выборах, рассказывают о трудовой деятельности кандидатов в депутаты. Повсюду проходят встречи кандидатов с избирателями. Большое внимание уделено организационно-технической подготовке к выборам. В крае образованы 19,393 избирательных округа, в избирательных комиссиях работают 88,406 человек. Повсеместно образованы и готовы для голосования избирательные участки» [14].

До 1978 года в Положения о выборах вносились небольшие изменения, и новые положения не создавались. Надо отметить, что до конца 80-х годов применялась система избирательных комиссий, созданная в конце 30-х годов. Одной из ее особенностью было создание большого количества избирательных комиссий для каждых новых выборов. Составы этих комиссий не были достаточно компетентны в своей деятельности, у комиссий отсутствовали свой аппарат и собственные ресурсы [15].

Согласно справке о числе и составе городских и районных избирательных комиссий по выборам в местные Советы депутатов трудящихся Краснодарского края от 29 октября 1950 было образовано шесть городских избирательных комиссий в составе 60 человек, 72 районных избирательных комиссий составе 548 человек. Всего по

выборам в местные Советы депутатов трудящихся было образовано 78 избирательных комиссий в составе 608 человек [16].

Всего по выборам во все звенья местных Советов депутатов трудящихся III созыва Краснодарского края в 1950 г. было образовано 746 избирательных комиссий, в составе которых было занято 4319 членов избирательных комиссии [17].

В 1954 г. Краснодарская краевая избирательная комиссия по выборам в Краснодарский краевой совет депутатов трудящихся была утверждена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 октября 1954 года. В составе комиссии было 13 человек, сразу были утверждены председатель, заместитель председатель и секретарь [18].

Из доклада председателя гориполкома т. Савичева на заседании краевой избирательной комиссии по выборам в Краснодарский краевой совет депутатов трудящихся следует, что с комиссиями по выборам в краевой Совет депутатов трудящихся был проведен инструктаж по изучению Положения о выборах [19].

Отмечалось, что на многих избирательных участках слабо организована и крайне медленно проводится проверка списков избирателей. Проверка списков проводится не путем приглашения избирателей посетить избирательный участок, а через агитаторов. Члены участковых избирательных комиссий не привлечены к активной работе. Многие участковые избирательные комиссии не проводили инструктирование и не разработали порядок выдачи бюллетеней в день выборов избирателям, не учитывают того, что по каждому избирательному участку будет баллотироваться 8-10 и более кандидатов в депутаты [20].

Также существовала практика привлечения членов краевой избирательной комиссии к работе в районах для проверки работы по подготовке к выборам в краевой Совет депутатов трудящихся [21].

В 1954 году газета «Советская Кубань» писала, что серьезные обязанности в подготовке к выборам лежат на местных Советах депутатов трудящихся. Они должны обеспечить всю организационную сторону подготовки к выборам - образование избирательных участков, составление списков избирателей, подготовка документации. Подготовка к выборам должна была сопровождаться улучшением всей деятельности местных Советов. В статье отмечалось, что «с первых же дней избирательной кампании руководство ею должны взять в свои руки партийный организации» [22].

Из архивных материалов следует, что организация и проведение выборов в Верховный Совет СССР, а также контроль за соблюдением избирательного закона осуществлялись избирательными комиссиями.

Все избирательные комиссии от Участковой до Центральной формировались из представителей профессиональных организаций рабочих и служащих, кооперативных организаций, коммунистических партийных организаций, организаций молодежи, от культурных, технических и научных и других общественных организаций трудящихся, а также от собраний рабочих и служащих по предприятиям и учреждениям, военнослужащих по воинским частям, собраний крестьян по колхозам и селам.

Вместе с тем, представителям общественных организаций и обществам трудящихся, а также представителям печати, предоставлялось право присутствовать при подсчете голосов. Фамилии присутствующих указывались в протоколе голосования.

Таким образом, контроль за определением результатов выборов и правильностью их проведения осуществляется и общественностью [23].

Архивные материалы являются прямыми доказательствами того, как проходили избирательные кампании в советское время. Они объективно отражают все процессы, происходившие в стране.

Выборы народных депутатов СССР были назначены постановлением Верховного Совета СССР от 1 декабря 1988 года на 26 марта. В этот день была образована Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов СССР. Количество членов избирательной комиссии составило 35 человек.

В соответствии с Конституцией СССР постановлением Центральной избирательной комиссии 6 декабря были образованы 750 территориальных и 750 национально-территориальных округов.

Территориальные округа впервые были образованы с равной численностью избирателей на всей территории страны, а не населения, как это было установлено прежним законом о выборах. При определении их границ учитывалось административно-территориальное деление союзных республик.

На следующем этапе в каждом округе из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям была образована окружная избирательная комиссия в составе 11-17 членов. В их состав вошли около 22,6 тыс человек, в том числе примерно 59 % членов кандидатов в члены КПСС, 16% членов ВКСМ, 47% женщин, более 45% рабочих и колхозников.

Было также образовано 39 избирательных комиссий по выборам от общественных организаций, из них восемь являлись общими для нескольких организаций, что предусмотрено Законом.

Позднее были образованы около 178 тысяч участковых избирательных комиссий. Общее число членов всех комиссий превышает два миллиона человек [24].

Фактическое положение дел можно проиллюстрировать на примере Краснодарского края.

В марте 1989 г. газета «Комсомолец Кубани» писала о том, что была специально создана счетная группа при Краснодарском крайисполкоме для оказания методической помощи окружным избирательным комиссиям. Круглосуточный «пост» ответственных дежурных от отделов и управлений краевой исполнительной власти начал действовать с 24 марта1989 года. Вопросы поступали самые разные: в основном, о порядке подсчета голосов, о праве участковой избирательной комиссии засчитывать тот или иной бюллетень, о дополнительном включении граждан в списки избирателей и многое другое [25].

Перед выборами газетой «Советская Кубань» был проведен небольшой вопрос избирателей по поводу предстоящих выборов. Беседы с горожанами выявили некоторые социальные проблемы. Горожане признавались, что не знают кандидатов в народные депутаты СССР. Первоначальное обсуждение в коллективах тех или иных кандидатур, судя по некоторым высказываниям, проходило кое-где формально. «Мы учимся демократии. Для многих из нас в новинку тот факт, что не будет «единодушного» голосования, что мы впервые стали свидетелями и участниками самого настоящего накала состязательности в процедуре выборов [26].

В газете «Советская Кубань» подробно рассказывается о работе и составе окружной избирательной комиссии. В этой окружной комиссии 15 членов. Люди разного возраста, разных профессий. Комиссия собралась на свое очередное заседание. Здесь представители печати, радио, телевидения.

На повестке дня девять вопросов, все они связаны с предвыборной кампанией. Затем комиссия утвердила текст избирательно бюллетеня по избирательному округу. На заседании рассмотрен вопрос о смете расходов окружной избирательной комиссии. Здесь есть интересные детали. В соответствии с законом о выборах комиссии выделено 17 тысяч рублей.

Шесть тысяч рублей будет направлено на изготовление избирательных бюллетеней, плакатов, других документов и на их доставку на избирательные участки. Выделены также средства на почтово-телеграфные, телефонные и канцелярские расходы, командировки членов комиссии, на оборудование и содержание помещения комиссии, на оплату труда техническим работникам [27].

В 1989 году граждане приняли активное участие в выборах. Вместе с тем, одними из важнейших показателей развития демократии в этот период были альтернативные выборы, многопартийность, референдум, разделение властей, свободные СМИ, институт президентства, конституционное правосудие.

Говоря об итогах выборов, следует подчеркнуть, что выборной кампании, подобной нынешней, ни по своему размаху, ни по степени активности и заинтересованности масс, ни по новизне и сложности решаемых проблем в нашей стране еще не было. Новый закон рождал и новую избирательную практику, современные подходы в формах и методах работы избирательных комиссий, трудовых коллективов, общественных организаций, средств массовой информации, самих избирателей.

Литература

1. ГАКК. Ф 482. Оп. 1. Д. 235

2. ГАКК. Ф 482. Оп. 1. Д. 235.

3. Краснодарский край в 1937-1941 гг.: Документы и материалы. Краснодар, 1997. С. 72.

4. Там же. С. 729.

5. Положение о выборах в Верховный Совет РСФСР от 16 февраля 1938 г. // Собрание

узаконений РСФСР. 1938. № 4. Ст. 47.

6. Бузин А.Ю. Правовой статус избирательных комиссий: хронологический обзор российского законодательства // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 3. С.110-129.

7. ГАКК. Ф. 683, Оп. 1. Д. 2 Л. 34.

8. Миронов Н. Институт избирательных комиссий в России: тенденции развития и роль

в избирательном процессе // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 2 (59). С. 48-63.

9. ГАКК. Ф. 683. Оп. 1. Д. 22. Л. 13.

10. ГАКК. Ф. 683. Оп. 1. Д. 2. Л. 35-38.

11. ГАКК. Ф. 583. Оп. 2. Д. 198. Л. 13-18.

12. ГАКК. Ф. 583. Оп. 2. Д. 198, Л. 90.

13. В президиуме Верховного Совета РСФСР // Известия. 1950. 7 декабря.

14. Пантиков, П. Кубань накануне выборов // Известия. 1950. 26 ноября.

15. Иванченко А. В. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии / А.

В. Иванченко, А. Е. Любарев; Независ. ин-т выборов. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 48-49.

16. ГАКК. Ф. 583. Оп. 2. Д. 198. Л. 92-93.

17. ГАКК. Ф. 583. Оп. 2. Д. 198. Л. 139.

18. ГАКК. Ф. 583. Оп. 2. Д. 596. Л. 1.

19. ГАКК. Ф. 583. Оп. 2 Д. 596. Л. 11 -12.

20. ГАКК. Ф. 583. Оп. 2 Д. 596. Л. 97.

21. ГАКК. Ф. 583. Оп. 2 Д. 596. Л. 128.

22. Выборы в Верховный Совет и местные Советы Российской Федерации // Советская

Кубань. 1954. 21 декабря.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. ГАРФ. Ф. Р-7522. Оп. 6. Д. 23 Л. 65.

24. ГАРФ. Ф. Р-7522. Оп. 13. Д. 78. Л. 19-20.

25. Васильева, О. "Дежурный слушает..." // Комсомолец Кубани. 1989. 27 марта.

26. Литвинов, А. Диалектика демократии: суждения и мнения о нынешней избирательной кампании // Советская Кубань. 1989. 5 марта.

27. Захаров Ю. И контроль, и помощь // Советская Кубань. 1989. 11 февраля.

References

1. GAKK. F 482. Op. 1. D. 235

2. GAKK. F 482. Op. 1. D. 235.

3. Krasnodarskij kraj v 1937-1941 gg.: Dokumenty i materialy. Krasnodar, 1997. S.

72.

4. Tam zhe. S. 729.

5. Polozhenie o vyborah v Verhovnyj Sovet RSFSR ot 16 fevralja 1938 g. // Sobranie uzakonenij RSFSR. 1938. № 4. St. 47.

6. Buzin A.Ju. Pravovoj status izbiratel'nyh komissij: hronologicheskij obzor rossijskogo zakonodatel'stva // Vestnik Central'noj izbiratel'noj komissii Rossijskoj Federacii. 2003. № 3. C.110-129.

7. GAKK. F. 683, Op. 1. D. 2 L. 34.

8. Mironov N. Institut izbiratel'nyh komissij v Rossii: tendencii razvitija i rol'

v izbiratel'nom processe // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. 2007. № 2 (59). S. 48-63.

9. GAKK. F. 683. Op. 1. D. 22. L. 13.

10. GAKK. F. 683. Op. 1. D. 2. L. 35-38.

11. GAKK. F. 583. Op. 2. D. 198. L. 13-18.

12. GAKK. F. 583. Op. 2. D. 198, L. 90.

13. V prezidiume Verhovnogo Soveta RSFSR // Izvestija. 1950. 7 dekabrja.

14. Pantikov, P. Kuban' nakanune vyborov // Izvestija. 1950. 26 nojabrja.

15. Ivanchenko A. V. Rossijskie vybory ot perestrojki do suverennoj demokratii / A.

V. Ivanchenko, A. E. Ljubarev; Nezavis. in-t vyborov. M.: Aspekt Press, 2006. S. 48-49.

16. GAKK. F. 583. Op. 2. D. 198. L. 92-93.

17. GAKK. F. 583. Op. 2. D. 198. L. 139.

18. GAKK. F. 583. Op. 2. D. 596. L. 1.

19. GAKK. F. 583. Op. 2 D. 596. L. 11 -12.

20. GAKK. F. 583. Op. 2 D. 596. L. 97.

21. GAKK. F. 583. Op. 2 D. 596. L. 128.

22. Vybory v Verhovnyj Sovet i mestnye Sovety Rossijskoj Federacii // Sovetskaja Kuban'. 1954. 21 dekabrja.

23 GARF. F. R-7522. Op. 6. D. 23 L. 65.

24. GARF. F. R-7522. Op. 13. D. 78. L. 19-20.

25. Vasil'eva, O. "Dezhurnyj slushaet..." // Komsomolec Kubani. 1989. 27 marta.

26. Litvinov, A. Dialektika demokratii: suzhdenija i mnenija o nyneshnej izbiratel'noj kampanii // Sovetskaja Kuban'. 1989. 5 marta.

27. Zaharov Ju. I kontrol', i pomoshh' // Sovetskaja Kuban'. 1989. 11 fevralja

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.