-
УДК: 614.253
З.М. СЫДЫГАЛИЕВА, Ж.Н. КЕНБЕЙЛОВ, К.А. ЕСКАЛИЕВА
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан
Аннотация. В статье рассматривается роль профессионально значимого качества - коммуникативной компетентности, которая обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач и методика обучения коммуникативным навыкам в ЗКГМУ имени Марата Оспанова.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность.
Современная профессиональная культура медицинского работника вообще и врача общей практики в частности развивается в условиях возрастания внимания общества к коммуникативной культуре. Коммуникация относится к основным потребностям человека, потому что она является единственным в своем роде путем к пониманию, социальному общению и взаимодействию.
Целью нашей статьи является осветить то, какую роль и значение имеют коммуникативные навыки в профессиональной деятельности врача общей практики и как азы коммуникации осваиваются студентами в стенах ЗКГМУ имени Марата Оспанова.
Дисциплина «Коммуникативные навыки» для обучения в медицинских ВУЗ-ах была введена в типовую учебную программу ГОСО 2006 года, а непосредственно в учебную программу факультета общая медицина в 2007-2008 учебном году. С 2012 года в ЗКГМУ имени Марата Оспанова этот предмет ведется на кафедре Общая врачебная практика №1 с курсом коммуникативные навыки.
Программа дисциплины «Коммуникативные навыки» направлена на изучение основных принципов эффективного общения с пациентом, членами его семьи, коллегами, что важно не только для понимания течения заболевания как процесс, но и для понимания пациента, его мнения, ощущений и ожиданий и принятия наилучшего решения в отношении каждого пациента [1]. Эффективное общение врача и пациента способствует пониманию пациентом назначенного обследования и лечения, что позволяет улучшить комплайенс (удовлетворенность пациента) и состояния здоровья пациента.
Дисциплину на курсе преподают специалисты высокой квалификации различных профилей с большим трудовым стажем, что тоже немаловажно. Так как, наряду с теоретическими знаниями они передают и свой богатый клинический опыт. Коммуникативные навыки изучают студенты всех факультетов, но наибольшее количество часов отведено на факультет Общая медицина (108 часов на 1 и 2-курс). Что тоже вполне логично и объяснимо, так как именно врачи общей практики, если можно так выразиться, находятся в авангарде медицинской службы, то есть любой пациент по любому вопросу по состоянию своего здоровья прежде и чаще всего будет обращаться к врачу общей практики. И в большинстве случаев, в зависимости от того, какие взаимоотношения сложатся между пациентом и врачом общей практики, будет складываться общее представление об уровне и качестве медицинской службы в целом.
На практических занятиях студентами осваиваются, прививаются и развиваются такие важные психологические качества для формирования коммуникативной компетентности врача как эмпатия, аффилиация, эмоциональная стабильность, сенситивность к отвержению и многое другое, что необходимо для эффективной коммуникации. Хотя, эти качества, что называется передаются с «молоком матери» и приобретаются и развиваются в семье, детском садике, школе, будущие врачи общей практики познают всю важность и значимость таких личностных качеств еще в процессе обучения, совершенствуют их и осознанно используют для дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Конечно же, нельзя сказать, что эти качества отсутствуют у врачей более старшего поколения, которые не изучали коммуникативные навыки. Но в силу различных причин (отсутствие теоретических знаний, наличия синдрома эмоционального сгорания и многое др.) проявляются по-разному и в различной степени.
Во время занятий студенты также приобретают знания и навыки эффективного взаимодействия со своими коллегами, специалистами других подразделений здравоохранения. В частности принципы и правила эффективного общения, проблемы и возможные барьеры общения [2].
Практические занятия на курсе, в основном, проводятся интерактивными методами преподавания. Большое внимание уделяется ролевым играм, проведению презентаций, санитарно-просветительной работы. Работая в малых группах по 4-5 человек, студенты приобретают и развивают навыки работы в команде, проявляется сплоченность, чувство
Медицинский журнал Западного Казахстана №3 (43) 2014 г.
локтя, взаимопонимания и взаимовыручки, повышается ответственность, раскрываются и развиваются творческие способности студентов [3]. Наряду с этим, приобретают навыки выступления перед публикой, эффективно используя вербальные и невербальные средства общения. Такая методика преподавания повышает заинтересованность студентов к освоению предмета и вопросов тематики. Зачастую активизируются даже самые пассивные, инертные или застенчивые студенты.
За эти годы студентами проводились и научно-исследовательские работы. Первый год объектом исследования явились сами студенты разных факультетов и курсов, и они отвечали на вопросы анкеты для определения коммуникативных и организаторских наклонностей студентов. Результаты анкетирования были проанализированы и доложены на студенческой конференции. Второй год они уже проводили опрос среди пациентов различных лечебно-диагностических учреждений города. Здесь им приходилось широко использовать практические навыки, полученные в процессе обучения. Ведь во многом желание и качество ответа пациента, ожидающего прием врача или находящегося на стационарном лечении зависит и от того как к нему подошли, как поздоровались, какие слова подобрали для начала разговора, какой внешний вид и как себя ведет опрашивающий. Таким образом, при анкетировании пациентов студенты впервые осознанно использовали вербальные и невербальные средства коммуникации. Результаты исследования также были доложены на ежегодной научной студенческой конференции и отмечены похвальным листом.
Заключение. Таким образом, можно сказать, что коммуникативная компетентность врача общей практики, то есть умение общаться - обязательный и очень необходимый компонент профессиональной подготовки врача. Без хороших коммуникативных навыков никакой врач не сможет в полной мере и эффективно задействовать свои специальные профессиональные навыки и успешно осуществлять профессиональную деятельность.
Список литературы:
1. Коммуникативные навыки. Учебник. М.А. Асимов, С.А. Нурмагамбетова, Ю.В. Игнатьев. Алматы, 2009 г.
2. Межличностное общение. Учебник для ВУЗов, СПб 2001г. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.
3. Клиническая психология. Под ред. Б.В.Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. СПб 2006 г.
TYWH
З.М. СЫДЫГАЛИЕВА, Ж.Н. КЕНБЕЙЛОВ, К.А. ЕСКАЛИЕВА
ЖАЛПЫ ТЭЖ1РИБЕЛ1К ДЭР1ГЕРЛЕРД1 КЭС1БИ ДАЯРЛАУДА КОММУНИКАТИВТ1К ДАГДЫЛАРДЫН МЭН1 МЕН МАНЫЗЫ
Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттк медицина университету А^тебе, Казахстан
Ма^алада кэаби мацызды сапаньщ - езара тYсiнiстiктi, ^арым-^атынастагы сеымду алга ^ойылган ма^саттыц тшмдтпн жэне Марат Оспанов атындагы БКММУ-де коммуникативтк дагдыларды о^ыту эдiсiн ^амтитын коммуникативт ^ретттктщ релi ^арастырылган.
Нег/'зг/ свздер: коммуникативтi нуз1ретт1л1к, езара mYciHicmiK, царым-цатынастагы сен/'м, ти1мд1л1к.
SUMMARY
Z.M. SYDYGALIYEVA, ZH.N. KENBEILOV, K.A. YESKALIYEVA
THE ROLE AND MEANING OF COMMUNICATIVE SKILLS IN PROFESSIONAL TRAINING
OF GENERAL PRACTITIONERS
West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe, Kazakhstan
In this article is considered the role of professionally significant quality - communicative competence, which provides mutual understanding, trust in relations, effectiveness in solving set tasks and methods of training to communicative skills in Western Kazakhstan State Medical University named after Marat Ospanov.
Key words: communicative competence, mutual understanding, trust in relations, effectiveness.
96
Батыс Цазацстан медицина журналы №3 (44) 2014 ж.