РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE PUBLIC SECTOR IN THE DEVELOPMENT OF MODERN ECONOMY
A.A. САМОРОДОВ
Учащийся 9-го класса МБОУ лицей № 1
A.A. SAMORODOV
A student of the 9th form, lyceum 1, Oryol
Научный руководитель: Н.В.Афанасьева -учитель математики МБОУ лицей № 1
Research supervisor: N.V. Afanasyeva -math teacher, Lyceum 1, Oryol.
АННОТАЦИЯ
Для обоснования необходимости активного участия государства в экономической жизни общества рассмотрены положительные и отрицательные черты рыночного механизма саморегулирования. Наличие failures-рынка объясняет объективную необходимость вмешательства государства в хозяйственную жизнь. Это вмешательство предполагает некоторую основу, которую составляет государственный сектор экономики. Институциональная структура государственного сектора, представленная совокупностью государственных предприятий различ-
ных организационно-правовых форм, позволяет выявить две линии осуществления управления развитием государственного сектора -
ABSTRACT
То justify the need for active state involvement in economic Life of society the article considers positive and negative features of the market self-regulation mechanism. The presence of "failures" markets explains the actual necessity of state intervention in economic life. This intervention suggests a certain basis, which is made up by the public sector. The institutional structure of the public sector, which is represented by a set of public enterprises with various organizational-legal forms, allows to identify two lines in the implementation of development management public sector that is management "alienation" and "asset management".
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
«Провалы» рынка, экономические функции государства, государственный сектор экономики, государственные предприятия, управление
KEYWORDS
"Failures" of the market, economic functions of the state, public sector, public enterprises, management development in the public sector of the economy.
Смешанный характер современных экономических систем предполагает наличие и взаимодействие частного и государственного секторов экономики. Масштабы государственного сектора экономики варьируются по странам, зависят от национальных особенностей развития хозяйственных систем, но вместе с тем в любой экономике государственный сектор является основой выражения общегосударственных интересов. Соотношение между рыночным
7Я
механизмом регулирования экономики и государственным и муниципальным сектором определяется историческими особенностями, характером решаемых задач, эффективностью использования его экономического потенциала и ресурсной базы.
Исторические и национальные особенности становления российской модели смешанной экономики привели к значительному сокращению масштабов государственного сектора. По мнению премьер-министра РФ Д.А. Медведева, доля государственного сектора экономки должна быть адекватной экономическим реалиям и должна снижаться [1]. При этом необходимость обеспечения общегосударственных интересов, экономической безопасности и экономического роста ставит задачи повышения эффективности функционирования государственного. Задачи повышения эффективности функционирования государственного сектора экономики связаны с решением ряда проблем национальной экономики — топливно-сырьевая ориентация экономики в международном разделении труда, структурно-отраслевые диспропорции, повышение инвестиционной активности, инновационная модернизация экономики и др. проблемы, традиционно решаемые именно в государственном секторе.
Существование государственного сектора в смешанной экономике объективно обусловлено самим ходом исторического развития экономических систем и предполагает, что государство — особый экономический субъект, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение экономических, социальных и политических целей общества [2, С. 319].
Для того чтобы конкретизировать сущность и роль государственного сектора экономики, мы предлагаем использовать следующий подход — привести аргументы «за» и «против» рыночного механизма саморегулирования.
Рыночная система хозяйствования, основанная на рыночном механизме управления хозяйственной жизнью, признана наиболее эффективной формой организации экономики. Это объясняется особенностями самого рынка, который «невидимой рукой» обеспечивает:
• эффективное распределение ресурсов;
• экономическую свободу для всех субъектов хозяйствования (в других экономических системах абсолютная свобода выбора невозможна и исторически не подтверждена);
• рынок обладает высокой степенью приспособляемости и адаптивностью к любым изменениям, как внешним, так и внутренним;
• рынок может успешно функционировать при ограниченной информации (основную информацию несут цены);
• механизм рыночного саморегулирования обеспечивает оптимальное использование достижений НТП;
• рынок способен удовлетворять самые разнообразные потребности, стимулируя улучшение качества и ассортимента продукции [2, С. 320].
Вместе с тем, как показывает жизнь, рынок не всегда справляется с рядом проблем, решение которых необходимо обществу. Речь идет о ситуациях, которые в экономической теории обозначаются словом «failures» — «провалы», «фиаско», «несостоятельность», «дефекты». Эти «провалы», «фиаско», «несостоятельность», «дефекты» рыночной си-
стемы и составляют причины, обуславливающие необходимость государственного вмешательства в экономику. Среди основных «провалов» рынка можно упомянуть:
• рыночная система воспроизводит значительное неравенство в доходах населения;
• рынок не способен устранять «внешние эффекты» (например, решать экологические проблемы);
• рынок не производит или производит в недостаточном количестве общественные блага (светофоры, маяки, уличное освещение и т.д.);
• рыночная система не обеспечивает полную занятость экономических ресурсов;
• рынок подвержен нестабильному развитию; речь идет о цикличности в экономике;
• в рамках рыночной системы может ослабнуть конкуренция;
• рынок не решает крупные общенациональные задачи, проблемы политического характера [2, С. 320].
В этой связи возникает необходимость решения проблем, связанных с «провалами» рынка. Эти задачи берет на себя государство. Кроме того, государство является инициатором и проводником разного рода экономических преобразований и реформ.
Вмешательство государства в экономику не должно быть чрезмерным. Чтобы не подавить рыночные механизмы функционирования экономической системы, не лишить ее гибкости, не снизить экономической эффективности, государству следует сосредоточить свои усилия только там, где рынок обнаруживает свою несостоятельность. Это и предопределяет экономические функции государства [2, С. 321-322]:
1. Создание правовой основы и общественной атмосферы, обеспечивающей эффективное функционированию рыночной экономики смешанного типа.
2. Защита конкуренции. Одним из главных условий функционирования рыночного механизма является господство конкуренции, поэтому важнейшей функцией государства является защита конкуренции.
3. Регулирование денежного предложения.
4. Перераспределение национального дохода и сглаживание социального неравенства.
5. Перераспределение ресурсов. Достоинством рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Однако в некоторых ситуациях возникает проблема нерационального распределения факторов производства. В этом случае государство вынуждено корректировать распределение ресурсов, распределяя средства государственного бюджета на поддержание и охрану общественного порядка, национальную оборону, обслуживание инфраструктуры и т.п.
6. Макроэкономическая стабилизация.
7. Регулирование отраслевой и региональной структуры.
8. Обеспечение конкурентоспособности страны на мировом рынке, сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике.
Здесь рассмотрен минимальный перечень экономических функций государства в современной экономике. Важно, чтобы государственное вмешательство не превышало некий предел, преодоление которого чревато ослаблением рыночного механизма и снижением эффективности экономической системы.
Реализация перечисленных функций предполагает наличие некоторой основы, в роли которой выступает государственный сектор.
Государственный сектор экономики представляет собой совокупность форм и методов участия государства в экономической жизни общества, государственный сектор экономики — это база, обеспечивающая возможность реализации экономических, социальных и политических функций государства.
В литературе существует множество разных определений государственного сектора, которые, на наш взгляд, не исключают, а скорее дополняют друг друга.
Под государственным сектором экономики страны понимают сектор, представляющий и обслуживающий интересы всего населения. Государственный сектор представляет собой совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства. При этом ресурсы, которыми распоряжается государство, — это не только находящиеся в его собственности предприятия и организации, но и государственные финансы, прежде всего государственный бюджет, его доходы и расходы. Государственный сектор экономики, таким образом, не просто совокупность государственных предприятий и учреждений, но и формы налогообложения и программы общественных расходов [3, С. 24]. В такой трактовке понятие государственного сектора близко к понятию «общественный сектор экономики».
Государственный сектор «включает в себя всю динамику жизнедеятельности государства и его органов» [4, С. 68], а его размер «характеризует объем вмешательства государства в экономическую жизнь» [5, С. 166].
Еще одно широкое толкование государственного сектора. Государственный сектор экономики — это имущество, закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также природные ресурсы, государственная казна и имущественные права по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом для достижения общенациональных целей [6, С. 8].
Более узкое определение государственного сектора звучит так: государственный сектор — часть национальной экономики, в рамках которой государство в целях достижения общественных интересов и удовлетворения общественных потребностей выступает участником экономической деятельности через государственные и муниципальные предприятия и организации [7, С. 9].
Таким образом, государственный сектор экономики представляет собой комплекс хозяйственных объектов, которые полностью или частично принадлежат центральным или местным органам государственной власти и используются государством для выполнения экономических, социально-культурных и политических функций.
Итак, можно предположить, что государственный_сектор представляет собой часть экономического пространства, отличающегося особенностями:
• рыночный механизм в государственном секторе не действует или действует только частично, координация экономической деятельности осуществляется нерыночными способами;
• производятся, распределяются и обмениваются преимущественно не частные, а общественные блага;
• экономическое равновесие между спросом и предложением на производимые в государственном сек-
84
торе общественно значимые товары обеспечивается федеральными органами власти и органами местного самоуправления.
Особенностью приведенных определений государственного сектора является отсутствие разделения понятий «государственный сектор экономики» и «муниципальный сектор экономики». Вместе с тем эти категории можно разделить. Так, по мнению Е.В. Балацкого, российская экономика представлена трехсекторальной моделью [8, С. 62], включающей частный, государственный и муниципальный секторы. Государственный сектор экономики — совокупность юридических лиц, функции по административно-хозяйственному управлению которыми реализуются государством через федеральные и региональные органы власти [8, С. 59]. Муниципальный сектор экономики — совокупность юридических лиц, функции по административно-хозяйственному управлению которыми реализуются местными органами самоуправления [8, С. 62].
Кроме того, в научной литературе мы встречаем понятие «общественный сектор экономики». Единого определения понятия «общественный сектор экономики» не существует. Обобщая имеющиеся определения, можно сказать, что общественный сектор экономики — это часть экономического пространства, где рыночные механизмы не действуют, производятся общественные товары, равновесие между спросом и предложением общественных благ обеспечивается государством, органами местного самоуправления и добровольно общественными организациями, а основу общественного сектора составляет государственный сектор экономики.
Далее мы не станем жестко разделять все эти понятия.
Теперь обратимся к трактовке понятия «государственный сектор экономики» в официальных документах.
Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.99 № 1024, под государственным сектором экономики понимает «совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями, государственной казны Российской Федерации, а также имущественных прав Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджетный процесс)» [9]. Эта же трактовка предполагается в Концепции управления федеральным имуществом до 2018 года [10].
На федеральном уровне государственный сектор экономики представлен юридическими лицами, управление которыми осуществляется федеральными органами исполнительной власти [9]. В этой связи институциональная структура государственного сектора будет представлена следующим образом [11, С. 3]:
• федеральные государственные унитарные предприятия; имущество таких предприятий является собственностью государства;
• федеральные казенные предприятия; имущество таких предприятий является собственностью государства;
• государственные акционерные общества или государственные корпорации, находящиеся в полной государственной собственности;
• акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью (ООО), в структуре уставного капитала которых существенная доля принадлежит государству, смешанные, государственно-частные предприятия. Это акционерные общества, в которых государство прямо либо косвенно (через предприятия государственного сектора) владеет более 50% акций;
• федеральные учреждения (казенные, бюджетные, автономные).
С 2014 года (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 327 «Об утверждении Государственной программы РФ «Управление федеральным имуществом»») хозяйственные общества, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в федеральной собственности, именуются компаниями с государственным участием; федеральные государственные унитарные предприятия, казенные предприятия, федеральные государственные учреждения, иные организации, которым предоставлены полномочия по управлению федеральным имуществом — федеральными организациями [12].
В заключение этого вопроса определим место и роль предприятий государственного сектора экономики, уточним сферы и сектора экономики, где они присутствуют:
1. Участвуя в реализации государственных инвестиционных программ, предприятия государственного сектора содействуют росту занятости, производства и доходов в экономике (экономическому росту), оказывая положительное воздействие на частный сектор.
2. Крупные государственные компании в стратегически важных отраслях производства, ориентированных на удовлетворение общественных интересов, создают возможность повысить управляемость экономики в сферах, где рыночные механизмы не действуют или работают плохо.
3. Косвенные методы макроэкономического регулирования, используемые для воздействия на частный сектор, в государственном секторе экономики могут быть дополнены мерами прямого административного воздействия.
4. Предприятия государственного сектора в ряде случаев становятся проводниками производственно-инвестиционной стратегии государства.
5. Государственные предприятия, как правило, концентрируются в низкорентабельных, капиталоемких, убыточных, но необходимых для нормального развития экономики отраслях, не привлекательных для частного бизнеса (инфраструктура, экологические предприятия, некоторые виды наукоемких производств, производств, требующих огромных капиталовложений, например атомная энергетика, и т.п.)
Государственный сектор играет значимую роль в российской экономике. В последнее время наблюдается усиление его роли. Существуют различные методики оценки доли государственного сектора в экономике и различные экспертные мнения, нередко противоречивые. Согласно одной из них, по итогам 2015 года вклад государства и государственных компаний в ВВП Российской Федерации составил около 70%, тогда как в 2005 году эта доля составляла около 35%. Однако следует отметить, что данная оценка выглядит дис-
88
куссионной. Так, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2005 году доля расходов бюджета в ВВП составила 34,2%, (для России по данным за 2013 год эта доля составила 38,7%). Для сравнения, среднее значение доли государственных расходов в ВВП для 20 стран ОЭСР в 2014 году составило 46,8% [13, С. 4].
Государственный сектор в экономике России занимает существенный объем. Из 100 крупнейших компаний в 2015 году 28 компаний являются компаниями с государственным участием, в них работают 6,1% всех занятых в российской экономике, а их выручка составила 2,8% ВВП России в 2014 году. Доля выручки компаний государственного сектора в совокупной выручке топ-100 компаний в последние годы устойчиво росла — с 47% в 2009 году до 51% в 2014 году [13, С. 5].
За последние пятнадцать лет в Российской Федерации созданы предпосылки и условия для последовательного и результативного развития государственного сектора, совершенствования механизмов управления государственными предприятиями и предприятиями с государственным участием [13,14,15,16,17,18]:
• для предприятий с государственным участием нормативно закреплены модели управления;
• созданы условия для использования на практике новых моделей корпоративного управления в хозяйственных обществах с государственным участием и в федеральных государственных унитарных предприятиях;
• реструктуризация государственного сектора на основе преобразования унитарных предприятий в ОАО, в общества с ограниченной ответственностью и в автономные некоммерческие организации;
• совершенствование правовых условий для повышения эффективности механизмов управления федеральными бюджетными учреждениями;
• обеспечение информационной открытости приватизации;
• совершенствование инструментов приватизации за счет внедрения электронных форм;
• разработка новых методов продажи государственного имущества для активизации инвестиции, технологического развития и модернизации национальной и региональной экономики.
Преобразования в государственном секторе должны решить проблемы неэффективности управления государственными предприятиями, сложностей привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов из сторонних источников, отсутствия финансовой базы, позволяющей осуществить реструктуризацию государственных предприятий.
На сегодня управление развитием государственного сектора строится по двум основным линиям: «управление активами» и «управление отчуждением» [19]. Управление развитием государственного сектора экономики России должно исходить из баланса процесса «управление отчуждением» (переход государственных активов в частный сектор) и процесса «управление активами» (управление развитием активов, находящихся в собственности государства). Управление отчуждением должно обеспечить рост вклада частного сектора в экономическое развитие путем расширения доступа к управлению и передаче в частную собственность востребованных объектов государственной собственности. Речь идет о разгосударствлении, направ-
ленном на привлечение инвестиций, технологическое развитие, модернизацию активов, создание новых рабочих мест, вовлечение не «работающего» на экономику объектов государственной собственности в хозяйственный оборот. «Управление активами» должно способствовать достижению стратегических целей компаниями с государственным участием.
Баланс «Управление активами» — «Управление отчуждением» предполагает сохранение в государственном секторе только тех объектов, которые необходимы для эффективного государственного управления и достижения стратегических интересов России.
Итак, управление развитием государственного сектора экономики (а это одно из условий развития национальной экономики современной России) необходимо рассматривать как совершенствование механизмов управления государственными предприятиями и предприятиями с государственным участием. Управление развитием государственного сектора экономики России должно исходить из баланса процесса «управление отчуждением» (переход государственных активов в частный сектор), и процесса «управление активами» (управление развитием активов, находящихся в собственности государства). Достижение этого баланса позволит сохранить в государственном секторе России только те объекты, которые необходимы и достаточны для реализации государством своих экономических, политических и социальных целей. А это, в свою очередь, предотвратит разрастание государственного сектора, которое может подавлять работу рыночного механизма саморегуляции, отрицательно сказаться на экономической эффективности и экономическом росте.
Библиографический список
1. Медведев Д.А. Доля госсектора в экономике России должна снижаться. URL: http://ria.ru/economy/20130927/966128128.ht ml#13890123369953&message=resize&relto=register&action=ad dClass&value=registration.
2. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика: учебник. — М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2015. - 672 с.
3. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. 525 с.
4. Дойников И.В. Государственное предпринимательство: учебник. - М.: Приор, 2000. - 298 с.
5. Острина И. А. Концепция формирования системы планирования использования муниципального имущества. / Совершенствование управления хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий. - М.: РИНО ИГУМО, 2004. - 214 с.
6. Косякова Н.И. Государственное предприятие в рыночной экономике. — М.: Юриспруденция, 2001. — 304 с.
7. Сатаев С.Б. Развитие региональной системы управления предприятиями государственного сектора экономики (на примере Республики Калмыкия): автореф. дисс. ...канд. экон. наук: 08.00.05.-М., 2005.-24 с.
8. Балацкий Е.В. Элементы экономики государственного сектора. — М.: Капитал страны, 2013. — 486 с.
9. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.99 №1024. URL: http://base.garant.ru/12116841/
10. Проект постановления Правительства РФ «О Концепции управления федеральным имуществом на период до 2018 года» (по состоянию на 30.10.2012) (подготовлен Минэкономразвития
92
России) URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=d oc ;base=PNPA;n=425 ;dst= 100019.
11. Баранова И.В., Пирогова T.B. Реформирование государственного сектора экономики и системы управления государственным имуществом: 1999-2014 гг. // Экономика, управление и социальная политика. — 2014. — № 5. — С. 5-6.
12. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 327 «Об утверждении Государственной программы РФ «Управление федеральным имуществом»»). URL: http://government.ru/ docs/11945/.
13. Государственное участие в российской экономике: госкомпании, закупки, приватизация // Бюллетень о развитии конкуренции. - 2016. - № 13. - 22 с.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 499 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности управления федеральными государственными унитарными предприятиями» [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55.071635/.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»)» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant. ru/187621/.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1214 «О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными го-
сударственными унитарными предприятиями» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/12181920/.
17. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_l 16563/.
18. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_39768/.
19. Концепция управления федеральным имуществом на период до 2018 года (версия для обсуждения) [Электронный ресурс] URL: http://gov.cap.ru/home/10/!2013/privat/% D0% BE% D0% В1 % D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D0%BC%20 %D1%81%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5% D0%BD%D0%B8%D0%B5/privatizacija%2020-ll-2012.pdf.
Bibliographical list
1. Medvedev D.A. Dolya gossektora vekonomike Rossii dolzhna snizhat'sya. URL: http://ria.ru/economy/20130927/966128128. html#l 389012 3369953 &message=resize&relto=register&ac-tion=addClass&value=registration.
2. Bardovskii V. P., Rudakova О. V., Samorodova E. M. Ekonomika: uchebnik. - M.: ID «Forum»: INFRA-M, 2015. - 672 S.
3. Yakobson L.I. Gosudarstvennyi sektor ekonomiki: ekonomicheska-ya teoriya i politika: Uchebnik. - M.: GU VShE, 2000. - 325 S.
4. Doinikov I.V. Gosudarstvennoe predprinimatel'stvo: Uchebnik. — M.: Izdatel'stvo «Prior», 2000.
5. Ostrina I.A. Kontseptsiya formirovaniya sistemy planirovaniya is-pol'zovaniya munitsipal'nogo imushchestva. / Sovershenstvovanie
94
upravleniya khozyaistvenno-finansovoi deyatel'nost'yu predpri-yatii. - M.: RINO IGUMO, 2004. - 214 S.
6. Kosyakova N.I. Gosudarstvennoe predpriyatie vrynochnoi ekono-mike. — M.: Yurisprudentsiya, 2001.
7. Romanovskaya N.Yu. Modeli upravleniya gosudarstvennym sek-torom ekonomiki// Sovremennye tekhnologii upravleniya. — №5 (29). 2013-05-08 . URL:: http://sovman.ru/article/2902/
8. Balatskii E.V. Elementy ekonomiki gosudarstvennogo sektora. — M.: Kapital strany, 2013. - 486 S.
9. Kontseptsiya upravleniya gosudarstvennym imushchestvom i pri-vatizatsii v Rossiiskoi Federatsii, utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 09.09.99 №1024. URL: http:// base.garant.ru/12116841/
10. Proekt Postanovleniya Pravitel'stva RF «O Kontseptsii upravleniya federal'nym imushchestvom na period do 2018 goda» (po sostoy-aniyu na 30.10.2012) (podgotovlen Minekonomrazvitiya Rossii) URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =PNPA;n=425;dst=100019.
11. Baranova I.V., Pirogova T.V. Reformirovanie gosudarstvennogo sektora ekonomiki i sistemy upravleniya gosudarstvennym imushchestvom: 1999-2014 gg. // Ekonomika, upravlenie isotsial'naya politika. - 2014. - № 5. - S. 5-6.
12. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. № 327 «Ob utverzhdenie Gosudarstvennoi programmy RF «Upravlenie federal'nym imushchestvom»»). URL: http://government.ru/ docs/11945/.
13. Gosudarstvennoe uchastie vrossiiskoi ekonomike: goskompanii, zakupki, privatizatsiya // Byulleten' o razvitii konkurentsii. — 2016.-№ 13.-22 S.
14. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 20 iyunya 2011 g. № 499 «O vnesenii izmenenii vnekotorye akty Pravitel'stva
Rossiiskoi Federatsii v tselyakh povysheniya effektivnosti uprav-leniya federal'nymi gosudarstvennymi unitarnymi predpriyatiya-mi» [Elektronnyi resurs] URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55.071635/.
15. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 3 dekabrya 2004 g. № 738 «Ob upravlenii nakhodyashchimisya vfederal'noi sobstvennosti aktsiyami aktsionernykh obshchestv i ispol'zovanii spetsial'nogo prava na uchastie Rossiiskoi Federatsii v upravlenii aktsionernymi obshchestvami («zolotoi aktsii»)» [Elektronnyi resurs] URL: http://base.garant.ru/187621/.
16. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 31 dekabrya 2010 g. № 1214 «0 sovershenstvovanii poryadka upravleniya ot-krytymi aktsionernymi obshchestvami, aktsii kotorykh nakhodyat-sya v federal'noi sobstvennosti, i federal'nymi gosudarstvennymi unitarnymi predpriyatiyami» [Elektronnyi resurs] URL: http://base. garant.ru/12181920/ (data obrashcheniya 09.09.2016)
17. Federal'nyi zakon ot 11 iyulya 2011 g. № 201-FZ «0 vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «0 privatizatsii gosudarstvennogo i munitsipal'nogo imushchestva» [Elektronnyi resurs] URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 16563/.
18. Federal'nyi zakon ot 14 noyabrya 2002 g. № 161-FZ «0 gosu-darstvennykh i munitsipal'nykh unitarnykh predpriyatiyakh» [Elektronnyi resurs] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_39768/.
19. Kontseptsiya upravleniya federal'nym imushchestvom na period do 2018 goda (versiya dlya obsuzhdeniya) [Elektronnyi resurs] URL: http://gov.cap.ru/home/10/!2013/ privat/%D0%BE%D0%Bl%Dl%81%Dl%83%D0%B6%D0%B4% D0%B0%D0%B5%D0%BC%20%D1%81%D0%BE%D1%85% D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ privatizacija%2020-ll-2012.pdf.
Контактная информация:
Самородов Артем Александрович
302016, г. Орел, пер. Ботанический, д. 31, кв. 16
Тел.:+79538113098
e-mail: [email protected]
МБОУ лицей № 1 им. М.В.Ломоносова
302028, г. Орел, ул. Салтыкова — Щедрина, д. 41,
Телефоны: (4862) 764380, (4862)764599,
e-mail: [email protected]
Contact links:
Samorodov Artem A.
302016, Orel, per. Botanical, d. 31, sq 16
Tel:+79538113098
e-mail: [email protected]
Lyceum № 1 named. M. V. Lomonosov
302028, the Orel, street Saltykova - Schedrina, 41,
Phones: (4862) 764380, (4862)764599,
e-mail: [email protected]