Научная статья на тему 'Роль и значение физической культуры и спорта в экономике'

Роль и значение физической культуры и спорта в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8648
792
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СПОРТ / SPORT / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ИНВЕСТИЦИИ В СПОРТ / INVESTMENTS IN SPORT / СПОРТИВНЫЕ РЫНКИ / SPORTS MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мансурова Гелия Ильфаровна, Мансуров Алмаз Павлович

Рассматриваются вопросы влияния физической культуры и спортивных состязаний на экономическую сферу жизни государства и общества, а также вопросы экономических отношений в области физической культуры, спорта и спортивной индустрии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and significance of physical culture and sports in the economy

The article discusses the influence of physical culture and sports in the economic life of the state and society, as well as issues of economic relations in the field of physical culture, sport and the sports industry

Текст научной работы на тему «Роль и значение физической культуры и спорта в экономике»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

УДК 796 : 33

Г. И. МАНСУРОВА, А. П. МАНСУРОВ

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЭКОНОМИКЕ

Рассматриваются вопросы влияния физической культуры и спортивных состязаний на экономическую сферу жизни государства и общества, а также вопросы экономических отношений в области физической культуры, спорта и спортивной индустрии.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, экономика, инвестиции в спорт, спортивные рынки.

Долгое время спорт и экономика рассматривались как две отдельные самостоятельные отрасли даже на Западе. Считалось, что спорт - это хобби, свободное времяпрепровождение, и он не имеет ничего общего с экономикой, профессией, торговлей. Сегодня всё кардинально изменилось.

За последние годы экономические отношения в области спорта и спортивной индустрии России претерпели существенные изменения: радикальным образом преобразована макроэкономическая среда, качественно изменены отношения собственности в системе спортивных организаций и их инфраструктуре, поставлена на рыночную основу деятельность многих спортивных клубов, команд и федераций. Причём процессы коренных преобразований в российском спорте далеко не закончены, многое предстоит сделать, чтобы вывести отечественную индустрию спорта на лидирующие позиции.

Сложные задачи по повышению эффективности физической культуры и спорта на всех уровнях предстоит решать спортивным предпринимателям и менеджерам новой генерации. Естественно, что модернизировать сложившуюся систему экономических отношений в спорте, качественно улучшить параметры её функционирования могут лишь высококлассные и отлично, профессионально подготовленные специалисты в области физической культуры и спорта. Подготовить таких специалистов невозможно без современных знаний, в первую очередь знания экономики спорта и предпринимательства, так как именно эти сферы являются определяющими для процветания спортивного бизнеса и спорта в целом.

© Мансурова Г. И., Мансуров А. П., 2015

По мере развития общества физическая активность и спорт всё шире проникают во все сферы жизни людей, становятся всё более значимой и неотъемлемой частью жизнедеятельности мировой цивилизации. В настоящее время миллионы людей во всех странах мира ведут здоровый образ жизни, составной частью которого являются занятия физическими упражнениями и оздоровительной гимнасткой, участие в спортивных соревнованиях. Гигантскими темпами развивается в последние десятилетия и спорт высших достижений, постепенно превращаясь в целую индустрию спортивных и зрелищно-массовых мероприятий.

Физическая культура и спорт в современном обществе являются важнейшим фактором поддержания и укрепления здоровья людей, совершенствования их культуры, способом общения, активного проведения досуга, альтернативой вредным привычкам и пристрастиям.

Вместе с тем физкультура и спорт интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества: на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей, на внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы.

Экономическая роль физкультуры и спорта наиболее рельефно проявляется по нескольким основным направлениям:

— физическая активность и оздоровительно-массовый спорт способствуют минимизации экономических потерь практически во всех сферах жизнедеятельности общества, выступают альтернативой вредным привычкам, которые оказывают мощное деструктивное воздействие на экономическую систему;

— физическая активность выступает значимым фактором увеличения продолжительности жизни населения, позитивно влияет на увеличение трудоспособного возраста людей;

— физкультура и спорт являются одним из основных компонентов подготовки качественных трудовых ресурсов, а, следовательно, и фактором обеспечения экономического роста;

— физическая активность, спорт и туризм являются в настоящее время важнейшей сферой обширной предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии и туристического комплекса, с другой стороны, указанные отрасли предпринимательства пополняют федеральные и местные бюджеты за счёт налоговых поступлений, что позволяет государству оперативно решать социальные проблемы населения.

Положительное воздействие физической культуры и спорта на экономическую систему любого государства не исчерпывается перечисленными выше факторами Необходимо также подчеркнуть и то обстоятельство, что в последние десятилетия бурное развитие получила индустрия физической культуры, спорта и туризма как обширная отрасль предпринимательской деятельности.

За последнее время спорт стал важной отраслью экономики многих стран, в том числе и России. В него вовлечены значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы.

В нашей стране и за рубежом создаётся множество спортивных, физкультурных и туристических организаций всех форм собственности, которые осуществляют свою деятельность на коммерческой основе. В группу таких организаций входят физкультурные и оздоровительные клубы и ассоциации - фитнес- и шейпинг-клубы, массажные салоны, секции бодибилдинга, рукопашного боя и т. д.

Другой составляющей спортивного бизнеса является профессиональный спорт - профессиональные клубы, лиги и федерации, действующие на основе самофинансирования и получающие доходы за счёт рекламной, издательской деятельности, продажи прав на теле- и радиотрансляцию национальным и международным коммуникационным корпорациям и иной коммерческой деятельности.

Кроме того, современная спортивная индустрия включает в себя сферу производства спортивной одежды, обуви, инвентаря, тренажёров и аксессуаров. Как отдельные компоненты спор-

тивной индустрии можно выделить информационно-спортивный бизнес (специализированные спортивные радио- и телеканалы, информационные агентства, спортивные издательства и т. п.) и бизнес на спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, тренажёрные залы, спорткомплексы).

Постоянно совершенствуются и разрабатываются новые модели управления спортом и его финансирования. Усиливающиеся тенденции коммерциализации и профессионализации, а также острая конкуренция вокруг бюджетных средств свидетельствуют о том, что спорт должен научиться самостоятельно извлекать прибыль из имеющихся в его распоряжении ресурсов.

В спорте стало возможным зарабатывать неплохие деньги, разумеется, в условиях жёсткой конкуренции, но и традиционные ресурсы спорта становятся всё более ограниченными. Вследствие этих процессов становится ясно, что спорт нуждается не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и профессиональных экономистах, управленцах, юристах, социологах. Это касается всех его сфер: спорта для зрителей, профессионального спорта, спортивных союзов и клубов, коммерческого предложения или государственного и регионального управления.

Поскольку спорт во многих своих проявлениях очень чётко классифицируется с экономической и управленческой сторон, то очень многое из экономической теории и теории управления применимо и в спорте.

Отличия заключаются, в частности, в том, что продукция спорта, а точнее персональная услуга, как, например, тренировка, предоставляемая для жителей городов или членов спортивного клуба, имеет в большей степени спортивные, а не рыночные цели. Что же касается коммерческого предложения спорта как товара, то можно выделить следующие стремительно развивающиеся сегодня спортивные рынки:

— рынок ориентированных на прибыль продавцов спорта, представленный многочисленными оздоровительными, танцевальными, гимнастическими студиями и спортивными школами;

— рынок товаров для спортивного туризма, т. е. туризма с использованием технических приборов и приспособлений при наличии соответствующей инфраструктуры (горные лыжи, серфинг, гольф);

— рынок продавцов спортивных тренажёров, оборудования, одежды. Этот рынок развивается не потому, что увеличивается интерес к спорту, а потому, что спортивность, спортивный стиль — неотъемлемые составляющие современной жизни; рынок спортивных мероприятий; программ в средствах массовой информации;

— рынок коммерчески организованных спортивных событий, проводимых клубами, федерациями, Олимпийским комитетом (Олимпийские игры, чемпионаты, турниры, мемориалы и т. п.);

— рынок спортивного спонсорства и рекламы.

Таким образом, происходит стремительное проникновение законов рынка в спорт, и одновременно увеличивается предложение спорта как товара, а именно это составляет основное содержание экономики спорта. Можно трактовать экономику спорта как науку, изучающую экономические аспекты спорта, но не только их, а также аспекты социологические, психологические, юридические, с которыми сталкиваются в своей работе спортивные организации всех видов. Последние, естественно, должны рассматриваться в контексте экономики. Данное определение существенно отличается от общепринятого, в котором речь идёт о применении положений экономической теории в спорте.

По своей сути бизнес очень похож на спорт: в основе предпринимательской деятельности также лежит соревновательность и конкуренция, соперничество индивидов и коллективов. Мотивом деятельности как в спорте, так и в бизнесе является желание участников конкуренции победить, самовыразиться, доказать себе и другим свою значимость, завоевать уважение окружающих и коллег. Таким образом, спорт и бизнес тесно связаны друг с другом, имеют аналогичную мотивацию и движущие силы.

Спортивный бизнес удовлетворяет такие жизненно важные потребности людей, как стремление к физической активности и долголетию, здоровью и общению, развлечениям и содержательному проведению досуга. В отличие от прочих видов предпринимательской деятельности, спортивный бизнес выполняет социально значимую роль в противостоянии чрезмерному потреблению алкоголя и табака, в борьбе с вредными привычками и малоподвижным образом жизни.

Сфера спортивного бизнеса вовлекает в свою орбиту миллионы людей, которые восстанавливают свой трудовой и эмоциональный потенциал, активно отдыхают и переключаются на иные виды деятельности, получают новые знания и умения в части двигательной активности, рационального питания, ведения здорового образа жизни. В данном аспекте спортивный бизнес выступает важнейшим элементом процесса воспроизводства качественной рабочей силы, развития и укрепления трудовых ресурсов.

Выполняя функцию реабилитации и восстановления потенциала рабочей силы, спортивный

бизнес частично высвобождает финансовые и материальные ресурсы государства. Правительство таким образом получает за счёт развития спортивного бизнеса сразу несколько полезных эффектов, которые заключаются:

— в снижении государственного финансирования разнообразных физкультурно-спортивных программ федерального и местного уровней;

— в развитии социально значимой сферы предпринимательской деятельности, за счёт которой происходит оздоровление населения, создаются новые рабочие места;

— снижается потребление алкоголя и табака, уровень преступности;

— за счёт спортивного бизнеса увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

В то же время следует подчеркнуть, что физическая активность, спорт и туризм помимо прямых экономических выгод, оцениваемых количественно, приносят и иные блага нематериального характера, которые напрямую не поддаются количественной оценке. Здесь имеются в виду прежде всего такие факторы, как расширение кругозора и интеллектуального уровня людей в процессе их участия в соревнованиях, в культурно-познавательных и обучающих программах. Свой досуг люди проводят более рационально и конструктивно; физкультура и спорт дают каждому человеку колоссальные возможности для самовыражения, самосовершенствования и самоутверждения.

Итак, физическая культура и спорт являются существенным фактором роста благосостояния общества и улучшения качества жизни людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галкин В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес : учебное пособие. — М. : КНОРУС, 2006. — 320 с.

2. Любимов С. В., Любимова Г. И. Экономическая эффективность занятий оздоровительной физической культурой // Теория и практика физической культуры. — 2008.

Мансурова Гелия Ильфаровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» УлГТУ. Мансуров Алмаз Павлович, студент группы МПФК-15 факультета физической культуры и спорта УлГПУ.

Поступила 01.10.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.