Научная статья на тему 'Экономика и спортивный бизнес'

Экономика и спортивный бизнес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3671
611
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СПОРТ / БИЗНЕС / ТУРИЗМ / КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разживин О. А., Хусаинова С. В., Бекмансуров Р. Х.

В статье показано, как физкультура и спорт интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей, на внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика и спортивный бизнес»

УДК 796.08

ЭКОНОМИКА И СПОРТИВНЫЙ БИЗНЕС О.А.Разживин, С.В.Хусаинова, Р.ХБекмансуров

В статье показано, как физкультура и спорт интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества - на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей, на внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы.

Ключевые слова: экономика, спорт, бизнес, туризм, конкурентная борьба.

С каждым годом физическая активность и спорт все в большей степени проникают в повседневную жизнь людей, повсеместно возрастает количество спортивных клубов и организаций, увеличивается число людей, приобщающихся к спорту, растет количество и качество спортивных средств массовой информации. Ныне во многих странах сформировался «спортивный стиль» в одежде и образе жизни, стало модным иметь стройную фигуру или рельефные мускулы. На потребности людей соответствующим образом реагирует рынок: фирмы - производители спортивных товаров и услуг расширяют ассортимент предлагаемой ими продукции, улучшают ее качество, а также формируют новый спрос.

Высокий спрос на спортивные товары и услуги предъявляют и профессиональные спортсмены, тренеры, клубные и иные физкультурно-спортивные организации. Складывающиеся на современных спортивных рынках тенденции вместе с массовым спросом обеспечивают производителям спортивной продукции и услуг огромные прибыли, за обладание которыми идет жесткая конкурентная борьба [1].

Конкуренция проявляется во всех компонентах бизнеса, дает о себе знать при любом промахе или ошибке, - в рекламе, в научно-исследовательских разработках, в ценообразовании, в прогнозировании и формировании спроса, в сбыте продукции. Выигрывать конкурентную борьбу в условиях постоянного противоборства с соперничающими фирмами-производителями и спортивными организациями можно лишь прибегнув к маркетингу, который представляет

собой комплекс наук прикладного характера о рынке и рыночных взаимосвязях [2].

Многолетняя практика показывает, что работа множества спортивных организаций и фирм, успешное ведение бизнеса возможно при выполнении набора определенных условий. Одним из важнейших таких условий является квалифицированное управление спортивной организацией на основе постоянного сбора и анализа информации о целевых рынках и потребителях с последующей корректировкой деятельности спортивной организации в части кадровой, сбытовой, рекламной и прочей политики. Таким образом, мы видим, что физическая культура и спорт тесно переплетаются с такими понятиями, как менеджмент, маркетинг, реклама и РЯ, ценообразование, бизнес-планирование и экономика в целом.

Положительное воздействие физической культуры и спорта на экономическую систему любого государства не исчерпывается перечисленными факторами. Необходимо также подчеркнуть и то обстоятельство, что в последние десятилетия бурное развитие получила индустрия физической культуры, спорта и туризма как обширная отрасль предпринимательской деятельности [4]. В нашей стране и за рубежом создается множество спортивных, физкультурных и туристических организаций всех форм собственности, которые осуществляют свою деятельность на коммерческой основе. В группу таких организаций входят физкультурные и оздоровительные клубы и ассоциации, фитнес и шейпинг-клубы, массажные салоны, секции бодибилдинга, рукопашного боя и т.д. Другой составляющей спортивного бизнеса является профессиональный спорт - профессиональные клубы, лиги и федерации, действующие на основе самофинансирования и получающие доходы за счет рекламной, издательской деятельности, продажи прав на теле- и радиотрансляцию национальным и международным коммуникационным корпорациям и иной коммерческой деятельности. Кроме того, современная спортивная индустрия включает в себя сферу производства спортивной одежды, обуви, инвентаря, тренажеров и аксессуаров. Как

отдельные компоненты спортивной индустрии можно выделить информационно-спортивный бизнес (специализированные спортивные радио- и телеканалы, информационные агентства, спортивные издательства и т.д.) и бизнес на спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, тренажерные залы, спорткомплексы).

По своей сути бизнес очень похож на спорт: в основе предпринимательской деятельности также лежат дух соревнований и конкуренция, соперничество индивидов и коллективов. Мотивом в деятельности как спорте, так и в бизнесе является желание участников конкуренции победить, само выразиться, доказать себе и другим свою значимость, завоевать уважение окружающих и коллег. Спорт и бизнес, таким образом, тесно взаимосвязаны друг с другом, имеют аналогичную мотивацию и движущие силы.

Спортивный бизнес удовлетворяет такие жизненно важные потребности людей, как стремление к физической активности и долголетию, здоровью и общению, развлечениям и содержательному проведению досуга [2]. В отличие от прочих видов предпринимательской деятельности, спортивный бизнес выполняет социально значимую роль в противостоянии чрезмерному употреблению алкоголя и табака, в борьбе с вредными привычками и малоподвижным образом жизни.

Сфера спортивного бизнеса вовлекает в свою орбиту миллионы людей, которые восстанавливают свой трудовой и эмоциональный потенциал, активно отдыхают и переключаются на иные виды деятельности, получают новые знания и умения в части двигательной активности, рационального питания, ведения здорового образа жизни. В данном аспекте спортивный бизнес выступает важнейшим элементом процесса воспроизводства качественной рабочей силы, развития и укрепления трудовых ресурсов.

Выполняя функцию реабилитации и восстановления потенциала рабочей силы, спортивный бизнес частично высвобождает финансовые и материальные ресурсы государства [5]. Правительство, таким образом, получает за счет

развития спортивного бизнеса сразу несколько полезных эффектов, которые заключаются:

• в снижении государственного финансирования разнообразных физкультурно-спортивных программ федерального и местного уровня;

• в развитии социально значимой сферы предпринимательской деятельности, за счет которой оздоравливается население и создаются новые рабочие места;

• в снижении потребления алкоголя и табака, уровня преступности;

• в увеличении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Крайне высоко значение спорта в инновационных экономических

процессах. Для того чтобы новые технологии, опытно-конструкторские разработки и иные атрибуты научно-технического прогресса внедрились в хозяйственную практику, необходимы их всесторонние испытания. Такие разноплановые испытания новых идей, материалов, технологий, двигателей, моторных масел, шин и других изделий дает спорт высших достижений.

Именно в спортивных соревнованиях, в экстремальных условиях выявляются лучшие качества новых разработок, их удобство, экономичность и иные эксплуатационные характеристики. В то же время в предельных режимах работы проявляются и слабые стороны тех или иных материалов или компонентов конструкций, становятся более ясными возможные пути устранения недостатков и направления перспективной модернизации изделий. Так, большинство новых моторных и трансмиссионных масел, двигателей и шин прошло проверку в гонках «Формула-1», в многодневных мотоциклетных гонках, в ралли «Париж - Дакар» и иных аналогичных соревнованиях. Высокие требования спортсменов привели к созданию сверхлегких гоночных велосипедов из композитных материалов, новым технологиям создания спортивной обуви, тканей, защитных очков, шлемов, коньков, лыж, а также многих других изделий.

В то же время следует подчеркнуть, что физическая активность, спорт и туризм, помимо прямых экономических выгод, оцениваемых количественно,

приносят и иные блага нематериального характера, которые напрямую не поддаются количественной оценке. Здесь имеются в виду, прежде всего такие факторы, как расширение кругозора и интеллектуального уровня людей в процессе их участия в соревнованиях, в культурно-познавательных и обучающих программах. Свой досуг люди проводят более рационально и конструктивно; физкультура и спорт дают каждому человеку колоссальные возможности для самовыражения, самосовершенствования и самоутверждения. Физическая культура и спорт, таким образом, являются существенным фактором роста благосостояния общества и улучшения качества жизни людей.

Источники:

1. Галкин В.В., Сысоев В.И. Экономика физической культуры и спорта. Уч. пособие для высших и средних профессиональных учебных заведений физической культуры. Воронеж. 2008. 252 с.

2. Гуськов С.И. Спорт и маркетинг. М.: Вагриус. 1995. 303 с.

3. Шааф Ф. Спортивный маркетинг: Пер. с англ. М.: Филин. 2008. 464с.

4. Экономика современного туризма: Рыночное регулирование. Основы управления и маркетинг. Бух. учет и налогообложение / Под ред. Г.А.Карповой. М.- СПб.: Герда. 2006. 412 с.

5. Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Под ред. В.У.Агеевца. М.: Физкультура и спорт. 2003. 135 с.

References:

1. Galkin V.V., Sy'soev V.I. Ekonomika fizicheskoy kul'tury' i sporta. Uch. posobie dlya vy'sshih i srednih professional'ny'h uchebny'h zavedeniy fizicheskoy kul'tury'. Voronej. 2008. 252 s.

2. Gus'kov S I. Sport i marketing. M.: Vagrius. 1995. 303 s.

3. SHaaf F. Sportivny'y marketing: Per. s angl. M.: Filin. 2008. 464s.

4. Ekonomika sovremennogo turizma: Ry'nochnoe regulirovanie. Osnovy' upravleniya i marketing. Buh. uchet i nalogooblojenie / Pod red. G.A.Karpovoy. M.- SPb.: Gerda. 2006. 412 s.

5. Ekonomika fizicheskoy kul'tury' i sporta: Ucheb. posobie dlya in-tov fiz. kul'tury' / Pod red. V.U.Ageevca. M.: Fizkul'tura i sport. 2003. 135 s.

Зарегистрирована: 29.11.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.