УДК 796.071.2:343.9 ББК Х518.9
СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР
М. Ю. Бардина
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Статья посвящена теме спортивного менеджмента, его видам, областям применения, вопросам востребованности в данное время. Выделены важнейшие характеристики успешного спортивного менеджера. Дана характеристика основных направлений деятельности спортивных менеджеров.
Ключевые слова: менеджмент, спортивный менеджмент, управление, физическая культура и спорт.
Актуальность данной темы заключается в том, что нынешний спорт является чётко выстроенным механизмом получения прибыли, как и любой другой бизнес, только этот направлен на здоровье человека, что делает его на порядок лучше, чем какой-либо другой вид заработка денег. И как и в любой другой отрасли, для управления данным механизмом нужен человек—управляющий или просто менеджер. Поэтому менеджмент в спорте очень важен.
Кто такие спортивные менеджеры и чем они занимаются? Спортивная организация имеет определённую внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчинённости. Это значит, что менеджеры бывают разного уровня квалификации и задачи они решают разные. Менеджеров, как правило, принято подразделять на три основные группы:
- стратегический уровень (top manager) — это руководители спортивных школ, спорткомплексов, президенты спортивных клубов и федераций и т. п.;
- тактический уровень (middle manager) — руководители управлений, самостоятельных отделов и т. п.;
- исполнительский уровень (entry manager) — тренеры, начальники команд, медицинский персонал и т. п.
Спортивных менеджеров подразделяют и по видам профессиональной деятельности: генеральный менеджер, менеджер по персоналу организации, менеджер по рекламе, менеджер по маркетингу, менеджер — представитель спортсмена [2].
Спортивная индустрия включает в себя отношения, которые касаются проведения спортивно-массовых мероприятий, управление спортивными
организациями, оказание спортивно-оздоровительных услуг населению, решение вопросов финансирования и спонсорства, проведение научной деятельности в области спорта, а также подготовку кадров в сфере физической культуры и спорта.
Современный специалист, так называемый менеджер по физической культуре и спорту, — это такой человек, который способен нестандартно мыслить в любой ситуации и профессионально решать поставленные перед ним задачи в организационно-управленческой деятельности. Проявление профессионализма спортивного менеджера выражается в знании теории и технологии управления персоналом и организацией, в умении планировать и прогнозировать развитие организации, анализировать деятельность фирм-конкурентов, в обеспечении надёжного функционирования различных спортивных зданий и сооружений, в привлечении спонсоров и инвесторов, в организации и проведении соревнований любого масштаба на достойном уровне [3. С. 110-113].
Отечественные учёные в сфере спортивного менеджмента выделяют его основные принципиальные положения:
- рост и дальнейшее развитие спортивной фирмы (организации, предприятия) — акцент на перспективу;
- обнаружение проблем, путей выявления и способов их решения на основе анализа экономической и социальной ситуации;
- кадровая политика, связанная с подбором персонала и расстановкой его по рабочим местам;
- определение предполагаемого уровня прибыли — выбор финансовой политики.
Сфера физической культуры и спорта включает в себя ряд аспектов, составляющих её специфику, которая отсутствует в других отраслях народного хозяйства:
- здоровье людей, их физическое и духовное развитие/наличие миссии;
36
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, N№ 4
- профессиональный спорт, физическая рекреация, реабилитация и др.;
- это сферы разной целевой направленности в системе физической культуры;
- сфера физической культуры имеет специфическую инфраструктуру;
- наличие спортивных сооружений в виде специфической материально-технической базы;
- нормы международного спортивного права в сфере профессионального спорта;
- активные потребители: спортсмены, любители, все категории занимающихся физическими упражнениями в различной форме;
- пассивные потребители: болельщики, зрители спортивно-зрелищных мероприятий и др., составляющие основные группы потребителей продукции сферы физической культуры и спорта.
Общая концепция спортивного менеджмента помогает более чётко понять: что должен уметь делать спортивный менеджер. Зарубежные специалисты считают, что для профессионального выполнения обязанностей спортивного менеджера необходимо обладать специфически обусловленными умениями: работа с людьми; понимание ситуации; технические аспекты.
Технические умения и навыки характеризуют менеджера с позиции техники и процедур использования разнообразных методов в своей деятельности. Они носят как общий, так и направленный характер. К общим техническим умениям можно отнести следующие виды деятельности: разработка бюджета, составление финансовых отчётов и смет — всё это составляет «финансовые умения менеджера».
Род деятельности организации, где он работает, никак не влияет на умения менеджера.
Специфические умения (установление взаимосвязи между объёмами выполняемой нагрузки, содержанием диеты и режимом питания, использование спортивного инвентаря, технические, чисто производственные) необходимы менеджерам, работающим в отрасли производства спортивных товаров, а также предоставления различных физ-культурно-спортивных услуг. Способность налаживать и поддерживать рабочие взаимоотношения с сотрудниками организации по месту работы и с сотрудниками других организаций-партнёров характеризует умение менеджера работать с людьми. Менеджер, способный видеть положительные и отрицательные, сильные и слабые стороны профессиональной деятельности сотрудников, а также
различать их сходства и различия, демонстрирует способность индивидуального понимания [5; 6].
Умение менеджера видеть и представлять весь производственный процесс, понимать взаимосвязь операций — это наиболее сложное умение представления ситуации в целом. Обладая таким качеством, менеджер может предвидеть возможные изменения в производственной, политической, экономической и социальной сферах, во взаимоотношениях в целом или в отдельных компонентах, в той или иной ситуации.
Менеджер, овладевший всеми тремя умениями, обладает мастерством «соединения» и может успешно работать в сфере спортивного менеджмента.
В деятельности менеджера принято различать множество ролей, сведённых в три группы:
- информационная роль;
- представительство;
- регулирующая роль.
Информационная роль включает в себя следующие функции: аналитическую, информационную, ораторскую. Менеджер-аналитик собирает информацию, представляющую интерес и полученную из различных внешних источников, а также от сотрудников своей организации. Менеджер в качестве информатора сообщает информацию в необходимом объёме своим подчинённым. В качестве оратора он может выступать в публичной и частной форме, в своей и других организациях. Представительство может выражаться в роли номинального начальника, руководителя; лица, налаживающего связи.
Характерная роль номинального начальника присуща менеджеру крупных организаций и выражается в представительстве организации на приёме. Поддержание внешних и установление рабочих контактов — это роль лица, налаживающего связи. Регулирующая роль менеджера подразделяется на четыре обязанности: антрепренёра; поддержание нормальной рабочей атмосферы; распределителя ресурсов; посредника.
Спортивные менеджеры по уровню подготовленности подразделяются на категории. Первая категория — дипломированные специалисты, занимающие высшие административные и руководящие посты в спортивных клубах и федерациях. Вторая категория — работающие в области управления и правовых вопросов; планирования и организации; финансирования и налогов; пропаганды и рекламы. Третья категория—работники,
М. Ю. Бардина
осуществляющие организационную и административную деятельность в спортивных клубах и федерациях [3; 7; 8].
Менеджмент спортивной индустрии подразделяется на несколько вариаций:
- Менеджер по продажам спортивного продукта. Ему необязательно иметь психологию победителя. Ему важно правильно «упаковать и продать». Каждый спортивный клуб сейчас хотел бы иметь специалиста, который реализует больше билетов, привлечёт больше спонсоров, продаст все рекламные площади и спортивную атрибутику.
- Управленец. Это может быть менеджер зала, директор по управлению детской спортивной школой, Дворцом спорта.
- Менеджер по персоналу. В спорте сосредоточены люди, среди жизненных приоритетов которых главное место занимает стремление побеждать. Работая с ними, следует учитывать эту особенность. Большинство тех, кто выбрал обучение спортивному менеджменту, хотят стать генеральными директорами больших клубов.
На этой позиции необходимо совмещать все три специализации, перечисленные выше. Большая любовь к виду спорта, объёмное и до деталей верное понимание вида спорта, серьёзная харизма, психология победителя — такой топ-менеджер должен выигрывать на своём участке, а его участок—это политика, административный ресурс, в том числе подбор персонала. Соединить спортсменов с тренерами — сложная задача, требующая и жизненного опыта, и специальных знаний [1. С. 16; 6; 7].
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что спортивный менеджмент — очень важная составляющая любого спорта. Хороший спортив-
Поступила в редакцию 26 сентября 2018 г.
ный менеджер может привести компанию к финансовому благополучию, а плохой, наоборот, к краху, поэтому для работы в данной сфере нужно обладать подходящими качествами.
Список литературы
1. Батайкин, П. А. Теоретические основы исследования особенностей оппортунистического поведения потребителей / П. А. Батайкин // Горизонты экономики. — 201З. — № 1 (б). — С. 17-19.
2. Золотов, M. И. Mенеджмент и экономика физической культуры и спорта / M. И. Золотов, В. В. Кузин, M. Е. Кутепов, С. Г. Сейранов. — M. : Академия, 2001. — 42б с.
3. Зубарев, Ю. А. Совершенствование подготовки менеджеров в вузах физической культуры и спорта : монография / Ю. А. Зубарев, А. И. Шамардин. — Волгоград, 201б. — 178 с.
4. Круглова, Т. Э. Подготовка студентов вузов физической культуры к работе менеджера : монография / Т. Э. Круглова. — СПб., 2000. — 1б0 с.
5. Mэскон, M. Основы менеджмента (Management) / M. Mэскон, M. Альберт, Ф. Хэдоури. — M. : Дело, 1997. — 488 с.
6. Переверзин, И. И. Mенеджмент спортивной организации / И. И. Переверзин. — M. : Физкультура и спорт, 200б. — 4З4 с.
7. Хасанова, А. Ш. Формирование устойчивой конкурентоспособности в условиях информатизации экономического пространства / А. Ш. Хасанова // Вестн. экономики, права и социологии. — 2014. — № 4. — С. 101-105.
8. Шлычков, В. В. Mалый бизнес о векторе социально-экономического развития и своей роли в модернизационном процессе экономики России: взгляд из региона / В. В. Шлычков, Д. Р. Нестулаева, И. Г. Алафузов // Вестн. экономики, права и социологии. — 2015. — № 2. — С. 97-100.
Для цитирования: Бардина, М. Ю. Спортивный менеджмент, спортивный менеджер / М. Ю. Бардина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 4. — С. 36-39.
Сведения об авторе
Бардина Марина Юрьевна — старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. marinasport2015@yandex.ru
38
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2Ü18. Т. 3, N№ 4
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2018, vol. 3, no. 4, pp. 36-39.
Sports Management, Sports Manager Bardina M.Yu.
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. marinasport2015@yandex.ru
This article is devoted to the topic of sports management, its types, where it is used, as well as why this type of activity is in demand at this time. The most important characteristics of a successful sports Manager are highlighted. The characteristic of the main activities of sports managers is given.
Keywords: management, sports management, management, physical culture and sport, competitiveness.
References
1. Bataykin P.A. Teoreticheskiye osnovy issledo-vaniya osobennostey opportunisticheskogo povedeniya potrebiteley [Theoretical foundations of studies of the characteristics of opportunistic consumer behavior]. Gorizonty ekonomiki [Horizons of the economy], 2013, no. 1 (6), pp. 17-19. (In Russ.).
2. Zolotov M.I., Kuzin V.V., Kutepov M.E., Sey-ranov S.G. Menedzhment i ekonomika fizicheskoy kul'tury i sporta [Management and Economics of physical culture and sports]. Moscow, 2001. Pp. 426. (In Russ.).
3. Zubarev Yu.A., Shamardin A.I. Sovershenstvo-vaniye podgotovki menedzherov v vuzakh fizicheskoy kul'tury i sporta [Improving the training of managers in universities of physical culture and sport]. Volgograd, 2016. 178 p. (In Russ.).
4. Kruglova T.E. Podgotovka studentov vuzov fizicheskoy kul'tury k rabote menedzhera [Preparation of students of universities of physical culture to work as a Manager]. St. Petersburg, 2000. 160 p. (In Russ.).
5. Meskon M., Al'bert M., Hedouri F. Osnovy mened-zhmenta (Management) [Fundamentals of management (Management)]. Moscow, 1997. 488 p. (In Russ.).
6. Pereverzin I.I. Menedzhment sportivnoy organi-zatsii [Management of the sports organization]. Moscow, 2006. 434 p. (In Russ.).
7. Hasanova A. Sh. Formirovaniye ustoychivoy konkurentosposobnosti v usloviyakh informatizatsii ekonomicheskogo prostranstva [Formation of sustainable competitiveness in the conditions of Informatization of the economic space]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii [Bulletin of Economics, law and sociology],
2014, no. 4, pp. 101-105. (In Russ.).
8. Shlyichkov V.V., Nestulayeva D. R., Alafuzov I.G. Malyy biznes o vektore sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya i svoyey roli v modernizatsionnom protsesse ekonomiki Rossii: vzglyad iz regiona [Small business on the vector of socio-economic development and its role in the modernization process of the Russian economy: a view from the region]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii [Bulletin of Economics, law and sociology],
2015, no. 2, pp. 97-100. (In Russ.).