Научная статья на тему 'Роль и значение факторов международного разделения труда в защите интересов и повышения конкурентоспособности национальной экономики России'

Роль и значение факторов международного разделения труда в защите интересов и повышения конкурентоспособности национальной экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3579
646
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / ПРЕИМУЩЕСТВА / РЕЙТИНГ / ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ПРИРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТАРИФЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудь Наталья Юрьевна, Володин Дмитрий Николаевич

В данной статье обосновывается тезис о том, что в современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы. Эффективная стратегия определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить конкурентоспособные товары и услуги. Значительное внимание уделяется анализу фактором международного разделения труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение факторов международного разделения труда в защите интересов и повышения конкурентоспособности национальной экономики России»

Роль и значение факторов международного разделения труда в защите интересов и повышения конкурентоспособности национальной

экономики России

Рудь Наталья Юрьевна д.э.н., профессор Северо-Кавказский федеральный университет. Филиал в г.Пятигорске

U235x@yandex.ru Володин Дмитрий Николаевич к.э.н., доцент Северо-Кавказский федеральный университет. Филиал в г.Пятигорске

Аннотация - В данной статье обосновывается тезис о том, что в современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы. Эффективная стратегия определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить конкурентоспособные товары и услуги. Значительное внимание уделяется анализу фактором международного разделения труда.

This paper substantiates the idea that in today's competitiveness is the indicator of the state and prospects of development of the economic system. An effective strategy to determine the nature of its participation in the international division of labor, is a guarantor of economic security and in general is the ability of the country in conditions of free competition to produce competitive goods and services. Considerable attention is paid to the analysis of the factors of the international division of labor.

Ключевые слова: мировая экономика, международное разделение труда, преимущества, рейтинг, индекс глобальной конкурентоспособности, природный потенциал, тарифы.

Global economy, the international division of labor, benefits, rating, the Global Competitiveness Index, natural potential, rates.

Введение. Значение мировой экономики неуклонно растет. Со второй половины XX века уже явно наблюдается неравномерность динамики внешней торговли. В 90-е годы Западная Европа стала главным центром международной торговли. Её экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по ряду производств и конкурентных позиций. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. На рубеже тысячелетий международная торговля товарами и услугами превысила 11 трлн. долл. Сегодня каждый пятый товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн. долл. США.. Годовой оборот торговли товарами и сырьём к 2012 году составляет около $20 трлн. (1). Однако до настоящего времени нет единого понимания о роли и перечне факторов международного труда, определяющих конкурентные позиции субъекта мировой экономики. Классический перечень факторов международного разделения труда уже не может считаться исчерпывающим, особенно в свете усиления международных экономических организаций и появления таких субъектов как транснациональный корпорации.

Мировая экономика как финансово-производственная система опирается на специфичный уровень развития производительных сил отдельных регионов в масштабах планеты, на обусловленное им и поддерживаемое военной и политической волей развитых государств мировое разделение труда, в которое в той или иной степени вовлечены все народы, и затрагивает не только сферу обращения (торговли), но и сферу производства. Здесь важно подчеркнуть такое новое видение как «специфичный уровень развития». Связано это в первую очередь с тем, что еще несколько лет назад считалось хорошим тоном употреблять такое выражение как «более менее схожий, одинаковый» уровень развития производительных сил. Сейчас

очевидно, что различия уровне развития стран по ряду важнейших показателей достигает запредельного уровня и по сути дела можно говорить о том, что все больше и больше наблюдается поляризация уровня развития различных государств по таким показателям как объем и динамика ВВП, степень влияния на мировую экономике, темп развития промышленности, уровень государственной задолженности по отношению к ВВП и ряд других.

В условиях фактического нулевого роста промышленного производства в России, гипероткрытости российской экономики и в целом зависимости от экспорта сырой нефти за рубеж возрастает необходимость знания тенденций развития экономической модели мировой экономики вообще и каждой отдельной страны в частности, в том числе с позиций степени ее глобальной (региональной) конкурентоспособности. Это подтверждает тезис о том, что следует уделять более пристальное внимание факторам влияющим на международное разделение труда и степень конкурентоспособности страны.

Современное мировое хозяйство сформировалось в результате международного разделения труда и кооперации, возникших много столетий назад (7). В наше время практически ни одна страна (кроме России и США) не может представлять собой автаркию даже теоретически. Мировая экономика представляет собой сложную, многогранную экономическую систему, которая испытывает влияние множества разнонаправленных факторов. Особое значение в мировых экономических связях приобретает движении капиталов и рабочей силы, а также международного кредита и инвестиций без которых крайне затруднительно обеспечить промышленное производство и экономическое развитие. Однако последние факторы имеют и ряд крайне противоречивых последствий в силу того, что чем выше степень зависимости национальной (отечественной) экономики от мировой, тем ниже степень суверенности государства, тем менее эффективно государство может отстаивать свои политические и экономические интересы на мировой арене. Особенно пагубно зависимость от мировой экономики прослеживается при сырьевой ориентированности экономик страны.

Важным показателем взаимозависимости национальных экономик служит удельный вес импорта в валовом национальном продукте. По небольшим развитым государствам, таким, как Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Дания, Швеция, эта доля варьирует от 30 до 50%, по более крупным странам (Германия, Франция, Англия, Италия) — от 20 до 30%, у США этот показатель составляет около 9%, у России около 60%. (2)

Основная часть. Основой мирохозяйственных связей служит международное разделение труда (МРТ), которое по своей сущности равнозначно общественному разделению труда. Однако процессы специализации выходят далеко за рамки национальных хозяйств. Теоретически МРТ предусматривает устойчивое использование труда и ресурсов на изготовление товаров и услуг, для производства которых нация имеет естественные или приобретенные преимущества. На деле же, часто, специфическое разделение труда ведет к неоправданному и даже хищническому обогащению одних стран за счет других стран.

Следует рассмотреть основные факторы международного разделения труда. Первый фактор обычно связывают с естественными преимуществами. К ним относят запасы природных ресурсов, а также специфические климатические условия. Так, некоторые страны имеет сравнительные преимущества в добыче нефти и производстве нефтепродуктов, а некоторые — в производстве кофе. К естественным преимуществам иногда относят и избыток населения относительно других ресурсов, что позволяет, например, Индии делать очень трудоемкую, и в огромных количествах относительно конкурентоспособную продукцию (текстиль, обувь и т.д.). Хотя последний тезис достаточно спорный. Ведь при правильной демографической политике количество населения можно достаточно оперативно изменять в нужную сторону. Кроме того, утверждение что количество населения относится однозначно к естественным преимуществам толкает нас к выводам, что существуют четкие биологические различия между нациями и народами одно из которых и проявляется в различной степени деторождения. - что само по

себе достаточно спорно или по крайне мере слабо аргументировано. Поэтому возьмем на себя смелость не согласится с корифеями в области анализа естественных факторов международного разделения труда в части отнесения численности населения к «естественным преимуществам» (7).

Второй фактор связан с так называемыми приобретенными преимуществами. Например, избыток машин и оборудования относительно других ресурсов стимулирует специализацию на производстве капиталоемких изделий. Так, США и Япония производят автомобили. Страны, вкладывающие значительные средства в образование населения и производство знаний, приобретают сравнительное преимущество в изготовления высокотехнологической и наукоемкой продукции. (7)

Третий фактор заключается в том, что на углублении МРТ сказываются различия в привычках, вкусах и в предпочтениях между странами.

Даже когда две страны обеспечены относительно одинаковым количеством ресурсов и используют их с одинаковой эффективностью, каждая из них будет пожинать различные плоды от специализации, если предпочтения и вкусы у населения обеих стран значительно расходятся между собой. Дифференциация предпочтений в потреблении часто приводит к торговле между ними, а торговля в свою очередь способствует специализации, если данная страна желает использовать ее сравнительное преимущество.

Четвертый фактор углубления МРТ заключается в экономии на масштабах производства. Если какой-либо производственный процесс подчинен закону экономии на масштабе, т.е. налицо тенденция к снижению средней стоимости единицы продукции по мере роста объема ее производства, то страна обязательно получит дополнительный эффект при специализации на производстве конкретного продукта. Такая специализация позволит данной стране производить наибольший по сравнению с другими странами объем аналогичной продукции при наименьшей цене. Экономия на масштабе производства — весьма важный фактор, объясняющий, почему

столь большая часть покупаемых нами товаров производится крупными компаниями. (7)

И, наконец, пятый фактор углубления МРТ, заключается в стремлении развитых в экономическом и военном отношении государств закрепить и зафиксировать такую модель международного разделения труда, которая в максимальной степени отвечала бы их интересам. Например, оставить за собой возможность производства высокотехнологичной, наукоемкой и капиталоемкой продукции и предоставить менее развитым странам производить у себя трудоемкую и материалоемкую продукции, а также разместить на их территории экологически неблагоприятное производство.

Как видно, в современных условиях наличие МРТ имеет как ряд положительных так и отрицательных моментов. Использование всевозможных выгод от МРТ и предотвращение, или хотя бы уменьшение негативных последствий - является актуальной задачей современной российской экономической школы.

Недоучет влияние данных факторов в процессе разработки основного вектора развития отечественной экономики привел к ярко негативным последствиям.

По данным индекса конкурентоспособности, рассчитанного Всемирным экономическим форумом, в 2005 г. российская экономика находилась на 75-м месте среди 117 стран. Движение в направлении преимущественно экспортно-сырьевой модели обрекает страну на замедление экономического роста и дальнейшее снижение конкурентоспособности, постоянное отставание от других стран в области научно-технического прогресса и эффективности производства, что в перспективе создает реальные предпосылки утраты способности экономической системы к самостоятельному развитию. Без формирования устойчивых конкурентных преимуществ, в основе которых достижения инновационного развития и человеческий капитал, практически невозможно повысить конкурентоспособность страны и обеспечить высокие темпы роста. (8)

Причем следует сказать особо о том, что разговоры о необходимости повышения роли инновационного развития и человеческого капитала ведутся безостановочно на протяжении всего последнего десятилетия. Однако реальные действия правительства и профильных министерств выглядят, мягко говоря, весьма и весьма скромно.

В период последнего десятилетия национальная экономика России демонстрировала различные тренды. Отчасти это объясняется несколько хаотичным развитием экономики, отчасти несовершенством методик измерения степени конкурентоспособности различных экономик, которые отличаются как по размеру и капитализации, так и по своей содержательной сути.

По сравнению с 2011 годом Россия опустилась в международном рейтинге на одну ступеньку (до 61-й позиции) и сейчас расположилась между Ираном и Шри-Ланкой. Главная причина по мнению экспертов -поведение российской бюрократии, которое представляется даже хуже иранской.

Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) рассчитывается по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний. Он состоит из 113 переменных, которые объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную

конкурентоспособность (инфраструктура, качество институтов, макроэкономическая стабильность, здоровье, начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка труда, эффективность рынка товаров и услуг, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал).

Исследование проводится с 2004 г. и сейчас представляет собой наиболее полный комплекс показателей конкурентоспособности по

различным странам мира.

Оценка конкурентоспособности России, которая находится в рейтинге после Руанды, Иордании, Филиппин и Ирана, составила в 2012 году 4,20 балла. Наша страна в последние годы стабильно получает оценки, близкие к данному показателю. Ухудшение позиции России в рейтинге ВЭФ связано с тем, что большинство остальных стран постепенно повышает уровень своих оценок.

Эксперты ВЭФ дежурно высоко оценили показатели нашей макроэкономики и подвергли нещадной критике нашу бюрократию и плохие институты управления. В результате Россия оказалась в рейтинге ниже Португалии, Испании и Италии, страдающих от финансового, экономического и политических кризисов, которые принято в целом называть "кризисом конкурентоспособности". Можно конечно высказать сомнения в объективности самой данной методики оценки конкурентоспособности. Например, первые места в рейтинге занимают в основном европейские страны, некоторые из которых, например, Великобритания уже давно не могут вылезти из рецессии.

Однако макроэкономическая составляющая, по-прежнему, мало влияет на итоговое положение стран в рейтинге. Ясно, что и так снизившаяся за последние 10 лет конкурентоспособность Италии или Испании еще больше упадет из-за рецессии, а программы экономии если и восстановят ее, то через годы или даже десятилетия. Но в рейтинге это отражения не находит. Состояние макроэкономики, по мнению экспертов WEF, имеет значение лишь для развивающихся стран, а конкурентоспособность богатых стран Европы определяет качество их институтов.

В рейтинге последних лет Россия демонстрировала и резкий подъем группы некоторых макроэкономических показателей. Такие успешные результаты во многом объясняются низким уровнем государственного долга и профицитом федерального бюджета. Позитивный вклад вносили еще размер внутреннего рынка (9-е место в мире), распространенность высшего

образования (12-е) и качество железных дорог (30-е). Кроме того, наша страна стабильно входит в число лидеров по количеству мобильных телефонов на душу населения (5-я позиция); отсутствию заболеваемости малярией и ее нулевому влиянию на бизнес.

Вниз нас тянули слабые институты (133-я ступенька), невысокая эффективность рынка товаров (134-я) и финансового рынка (130-я), низкий уровень конкуренции (136-я), вызванный неэффективной антимонопольной политикой (124-я), высокие таможенные барьеры (137-я) и слабая защита прав собственности (133-я позиция). Эти факторы, подчеркивается в исследовании ВЭФ, приводят к неэффективному использования огромных природных ресурсов России и мешают росту производительности труда в экономике.

Проще говоря, при наличии образованного народа, развитой инфраструктуры и громадных запасов сырья, Россия отличается крайне неэффективной бюрократией, которая и заполняет те самые институты, которые у нас работают хуже, чем в Иране. По уровню развития институтов лучше, чем у нас, дела обстоят, например, в Бангладеш (127 место) или в Гватемале (124ое место).

Следует сказать и о том, что Правительство РФ много говорит и много представляет разного рода инновационных проектов. Однако наша «способность к инновациям» резко снизилась - с 57-ого места в прошлом году до 86-ого в этом году. Неэффективными признали рынок товаров (134-ое место), рынок труда (84-ое место) и финансовые рынки (130 место). Финансовый рынок лишь немного более эффективен, чем в Мозамбике (134 место), но в своем развитие отстал от рынка Мали (113ое место) и Таджикистана (124ое место). Не приживаются у нас новые технологии. По этому показателю Россия оказалась в самом конце списка с 137 местом.

На самом верху рейтинга ВЭФ удержалась Швейцария, сумевшая сохранить позицию мирового лидера с оценкой 5,72 балла. Вслед за ней расположился Сингапур с оценкой 5,67 балла, также подтвердивший свою

прошлогоднюю (вторую) позицию. Финляндия, получившая сплошные пятерки (5,55 балла) поднялась в мировом рейтинге на 1 ступеньку и заняла 3-е место, обогнав Швецию, которая спустилась на 4-ю позицию с оценкой 5,53 балла.

Среди первой десятки Индекса глобальной конкурентоспособности доминируют страны Западной и Северной Европы. Кроме указанных выше государств сюда вошли Нидерланды (5-я позиция с 5,50 балла) и Великобритания (8-е место с 5,45 балла). Соединенные Штаты опустились на 2 ступеньки по сравнению с прошлым годом и заняли 7-е место (5,47 балла). Гонконг, наоборот, прибавил 2 позиции и поднялся на 9-е место (5,41 балла). Замыкает группу лидеров Япония с оценкой 5,4 балла.

Развивающиеся страны продемонстрировали различные тренды. Лидирующие позиции тут сохранил Китай, который сумел занять 29-е место, несмотря на снижение своих показателей по сравнению с прошлым годом. Бразилия, поднявшаяся на 5 ступенек, расположилась на 48-м месте, Южная Африка, спикировавшая на 2 позиции, остановилась на 52-м месте. Россия, как всегда, замыкает группу стран БРИКС с 77-м местом.

Определенное внимание данной проблеме со стороны Правительства РФ и высокая цена на энергоресурсы на мировых рынках позволили Росси занять в 2013 году 64 место сразу после Венгрии и перед Шри-Ланка. Отсюда следует, что наблюдается осторожная позитивная динамика в этом вопросе. Однако мы вынуждены констатировать тот факт, что данный позитив носит крайне нестабильный характер и в случае обрушения цены на нефть и иные сырьевые экспортные товары вероятнее всего будет крайне негативный сценарий развития российской экономики вообще и степени конкурентоспособности в частности.

Индекс конкурентоспособности оценивает способность стран обеспечить высокий уровень благосостояния своих граждан. Что в первую очередь зависит от того, насколько эффективно страна использует ресурсы, которыми располагает. При этом для поддержания уровня жизни в условиях

свободного рынка, как правило, необходимо постоянное повышение производительности труда и качества товаров/услуг.

С учетом сказанного особую актуальность и значимость приобретает задача эффективного взаимодействия России и мировой экономики, повышения уровня конкурентоспособности страны в целом и хозяйствующих субъектов в частности, что требует новых серьезных исследований по данной проблематике, выявления особенностей конкуренции в условиях становления «новой» экономики, а также анализа предпосылок и ограничений формирования конкурентных преимуществ России. Взаимообусловленность процессов конкурентоспособности страны и экономического роста, а также сложность и глубина требуемых преобразований отечественной экономики в соответствии с глобальными вызовами, определяют необходимость именно комплексного анализа факторов и условий возможных вариантов реализации стратегии конкурентоспособности экономики России.

Несмотря на формально обширные исследования вопросов анализа и обеспечения конкурентоспособности национальной экономической системы в условиях так называемой глобализации мировой экономики и различных аспектов экономической политики, определяющих конкурентоспособность страны, в отечественной экономической науке до сих пор не сложилась целостная макроэкономическая стратегия повышения

конкурентоспособности и формирования конкурентных преимуществ страны на мировом рынке, направленная в том числе на интенсификацию в стране реального экономического роста и модернизацию российской промышленной, сельскохозяйственной и финансовой экономической системы. Большинство авторов не рассматривают политику конкурентоспособности с позиций ее влияния на цели и задачи социально-экономического развития экономики, устойчивость экономического роста. Вопросы изучения национальной конкурентоспособности далеко еще не раскрыты.

Национальная конкурентоспособность (от англ. National Competitiveness)

- многоаспектный термин, который чаще всего обозначает:

способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе;

уровень производительности факторов производства в данной стране; способность резидентов данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках. (3)

В рамках первых двух определений повышение национальной конкурентоспособности отождествляется с ростом жизненных стандартов и ускорением экономического роста. Поэтому понятие национальной конкурентоспособности тесно связывается с такими областями экономической теории, как теория экономического развития и теория экономического роста, а также с интегрирующей обе эти теории теорией капитала. По этой причине конкретные подходы к повышению национальной конкурентоспособности зависят от приверженности тем или иным научным школам в рамках этих теорий, которые дают разные ответы на вопрос «что работает, а что— нет». В частности, широко известны «Индекс перспективной конкурентоспособности» и «Всемирное табло конкурентоспособности», которые отражают взгляд Всемирного экономического форума и Института развития менеджмента на то, какие именно факторы определяют экономический рост стран. Следует подчеркнуть, что приверженность тем или иным научным школам часто приводит к диаметрально противоположным научным выводам по одним и тем же вопросам изучения. А это в свою очередь говорит о слабости отечественного теоретического базиса, двойных трактовок основополагающих понятий, нечеткости выводов и даже различного целеполагания.

Повышение национальной конкурентоспособности на основе третьего определения тесно связано со следованием традиционной промышленной политике в части поддержки конкретных компаний— «национальных чемпионов» или экспортеров— и политикой поддержания низкого курса

национальной валюты.

Между повышением конкурентоспособности в первых двух смыслах и повышением конкурентоспособности в третьем смысле существует серьёзное различие. Национальная конкурентоспособность в первых двух смыслах не предполагает с необходимостью участия страны в международной торговле -бизнес в стране может быть очень производительным, но не торговать с компаниями из других стран. В рамках же третьего определения конкурентоспособность проявляется исключительно на международном рынке.

Эффективное управление экономикой предполагает, что при определенной специализации на производстве какого либо товара мы получим дополнительный экономический эффект, а значит по сути станем более конкурентоспособными. Об этом так или иначе говорили многие исследователи начиная с А.Смита и Д.Риккардо. Однако следует уточнить, что тут главный тезис - «эффективное управление». Вопрос на чем специализироваться и до какой степени специализироваться - весьма ответственный и не простой. Недоучет этого и не понимания важности уже сыграли с российской экономикой злую шутку - Россия стала специализироваться на сырьевом экспорте, ввозе отработанных материалов и отверточном производстве (де факто конструкторе, но не производстве) автомобилей, станков, оборудования.

Поэтому особого внимания заслуживает вопрос о проблемах сырьевой ориентированности нашей национальной экономике и путях преодоления этого негативного процесса.

Анализируя экономическую литературу можно констатировать тот факт, что за последние 35-40 лет использовано около 80-85% нефти и газа от общего их объёма, добытого за весь исторический период. Объём использования других видов минерального сырья за эти годы вырос в 3-5 раз. Западные промышленно развитые страны, в которых проживает 16% населения земного шара, добывают в стоимостном выражении около 35%, а

потребляют более 55% общемировой добычи и потребления минерального сырья соответственно. Всего в мире насчитывается 166 горно-добывающих стран. Из них более 105 стран добывают от 1 до 10 видов минералов, причём 18 - по одному, 35 стран - от 10 до 20, 7 стран - от 20 до 30 и 3 - свыше 40 видов.

Стран, в которых добывают более 30 видов минералов, всего 10. США, Китай и РФ занимают соответственно 1, 2 и 3 место, они добывают около 41% всей мировой добычи минерального сырья. В целом на первую десятку горно-добывающих стран приходится 64% мирового объёма добычи сырья, в том числе 87% чёрных металлов и производства ферросплавов (лидирует Бразилия - 29%), 61,1% цветных металлов (лидирует Австралия - 31%), 44% драгоценных металлов (лидирует Австралия - 11%), 62% добычи промышленных запасов (лидирует Китай - 16%), 62% энергетических минералов (лидируют США - 17%).

Добыча и переработка минерального сырья всегда являлись рискованной сферой вложения капитала с длительным сроком окупаемости. В условиях жёсткой конкуренции и падения цен транснациональные корпорации стремятся для минимизации рисков осваивать месторождения в государствах с предсказуемой экономикой и стабильным политическим положением. А большинство развитых индустриальных государств, руководствуясь разными соображениями и используя различные способы воздействия, постепенно вытесняют со своих территорий предприятия по добыче и переработке, ориентируясь на импорт сырьевых продуктов из других стран.

В последние годы в нашу жизнь входит понятие глобализации, утверждения нового мирового порядка. Первая задача глобализации рынка -передача минеральных ресурсов под контроль стран "первого мира" и устранение национальных экономических границ. Таким образом, идеологи глобализации достаточно "специфически" подходят к концепции государства и перестройке системы международного права и фактически ставят вопрос

ребром - нужны ли государства как таковые? И речь тут идет о вопросе не только о глобальной экономической власти, но и о власти политической, о праве на самоопределение, о праве на самобытность, о праве на суверенитет.

Россия обладает огромными природными ресурсами, которые являются притягательной силой как для международного сотрудничества, так и иностранной агрессии (причем не обязательно военной). Особенность природно-ресурсного потенциала РФ - его крупномасштабность и комплексность. Ни у одной страны мира нет минерально-сырьевой базы такого объёма и спектра - от нефти, газа, угля до практически всех металлических и неметаллических полезных ископаемых. В последнее десятилетие влияние России на состояние мировых рынков нефти, газа, чёрных и цветных металлов заметно усилилось. Общий экономический кризис и спад промышленного производства, вызванные "глубоким реформированием" отечественной экономики привели к резкому падению внутреннего спроса практически на все виды минерально-сырьевой продукции. Так только с 1991-го по 2000 г. внутреннее потребление алюминия первичного снизилось в 3 раза, меди рафинированной - в 3,4 раза, свинца - в 3,3 раза, цинка - в 2,7 раза, никеля - в 5,7 раза, олова - в 4,2 раза, вольфрамовых и молибденовых концентратов - соответственно в 8,4 и 6,4 раза. Эти же тенденции сохраняется и сегодня.

Падение внутреннего спроса на цветные металлы обусловлено, главным образом, глубоким спадом производства в основных отраслях, таких как машиностроение и ВПК, на долю которых приходится более 85% общего потребления этих металлов. Значительно снизилось потребление в электротехнической и радиотехнической промышленности и автомобилестроении.

Резко ухудшилась структура разведанных запасов нефти. Доля активных (высокопродуктивных) запасов нефти в балансе составляет около 45%, а доля

низкорентабельных запасов возросла до 55%. Свыше 70% запасов нефтяных компаний находятся на грани рентабельности. Продолжается многолетняя негативная тенденция снижения проектной нефтеотдачи. Только с 1960-го по 2000 г. она снизилась с 51% до 30%, в связи с чем потери составили около 15 млрд. тонн потенциальных извлекаемых запасов нефти. Это сопоставимо с суммарной добычей за всю историю нефтяной промышленности России. В газовой промышленности дела также не столь оптимистичны, как их пытаются представить.

В то же время за рубежи России вывозится 41-45% добываемой в стране нефти и 30-35% производимых нефтепродуктов, 30-33% газа, а по алюминию, никелю, меди, металлам платиновой группы и алмазам РФ занимает ведущее место среди стран-экспортёров. Объём экспорта цветных металлов по сравнению с 1991 г. увеличился почти в 6 раз и составил 86% от объёма их производства против 20,7% в 1991 г., а доля России в мировом экспорте этих металлов за этот период выросла с 7% до 20%. (4)

Непомерный рост экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса, наблюдавшийся в годы перестройки, негативно влияет на развитие отечественной экономики. Возросший экспорт минерально-сырьевой продукции при резком снижении объемов добычи не только усиливает диспропорции между производством и потреблением, но и ухудшает макроструктуру экономики, все более приближая ее к модели экспортно-сырьевого типа. Гипертрофированное развитие экспорта топливно-энергетических ресурсов и основных ликвидных металлов повлекло за собой снижение сырьевой обеспеченности национальной промышленности и ограничило возможности ее эффективного функционирования.

Экспорт стратегических и критических видов минерального сырья не сопровождается эффективным использованием валютных поступлений в

промышленном секторе экономики. Вместо этого мы наблюдаем вложение огромных финансовых ресурсов в непромышленный и по сути одноразовый сегмент - выделяются десятки миллиарды долларов на футбольные чемпионаты, на проведение международных саммитов, на проведение «универсиад» и прочее прочее. А рост объемов поставок продукции минерально-сырьевого комплекса на мировой рынок повлек за собой падение мировых цен на эту продукцию и, как следствие, снижение доходности экспортных операций. Сырьевая ориентация экспорта усиливает зависимость социально-экономического положения РФ от цен мирового рынка и дискриминационных действий в отношении российских компаний-продуцентов. (4)

Особого внимания заслуживает вопрос о тарифах на электроэнергию в России. То, что сейчас происходит с тарифами в электроэнергетике РФ, вполне можно назвать театром абсурда. Цена на электроэнергию в стране уже выше показателей многих развитых стран. За последние десятилетия тарифы всегда поднимались вверх. И ни разу вниз. По прогнозам аналитиков, в ближайшие три года тепло и электричество могут подорожать вдвое. Некоторые регионы страдают от дефицита электричества, новые потребители вынуждены платить огромные деньги за подключение. С точки зрения конкурентоспособности экономики эта проблема выглядит не только болезненной, но и противоестественной. РФ буквально забита энергоресурсами и, в отличие от США, выступает их крупнейшим экспортером, а не импортером. Кроме того, на финальную стадию выходит хваленая реформа энергетики, которая по уверениям ее зачинщиков должна была привести к росту конкуренции и снижению тарифов, однако демонстрирует совершенно противоположный эффект в виде так называемых «социальных» норм потребления.

Стоимость электроэнергии и тепла в РФ в последние годы росла в двузначных цифрах. С 1999 года и в рублевом, и в долларовом эквиваленте

она подорожала в четыре с половиной раза, что на 50% выше уровня потребительской инфляции. В результате беспрецедентного по мировым меркам роста энерготарифы в Российской Федерации не только намного превзошли уровни хорошо обеспеченных энергоносителями экономик, но и оказались выше, чем в некоторых энергодефицитных странах вроде США. Куда делись излишки оплаты данных энергоресурсов до сих пор остается тайной и по сути не публикуется отчетность по этим вопросам.

Уже сегодня цена на электроэнергию в столичном регионе и регионе Санкт-Петербурга для разных групп потребителей колеблется (в пересчете на валютное исчисление) от 7 до 12 центов за кВт-ч, в то время как аналогичный розничный тариф для промышленности в Шанхае составляет 9,6 цента за кВт-ч, в Нью-Йорке - 6-7,7 цента. В стране - крупнейшем мировом экспортере энергоносителей тарифы на их "переработанную" форму приблизительно соответствуют, а подчас и выше, чем в странах, вынужденных энергоносители в больших количествах закупать.

Минэкономразвития реализовали свой прогноз роста цен на услуги естественных монополий, в соответствии с которым за период с 2007-го по 2011 год включительно электроэнергия подорожало еще в 1,8 раза (в том числе для населения в 1,95 раза). Эти «гениальные» планы воплотились в жизнь, и цена возросла до 14,5-25 центов за кВт-ч, что соответствует текущим показателям в самых дорогих в смысле стоимости электричества странах мира. При этом, если за рубежом в нынешних кризисных условиях электричество вслед за энергоносителями уже начинает дешеветь, то в РФ энергетикам и регулирующим органам «удалось убедить друг друга», что услуги естественных монополий в ближайшее время могут только дорожать. Планы по повышению их регулируемых тарифов на 15%-30% с начала 2009 года правительство, несмотря на кризис, замораживать не собирается - эту "радостную" новость периодически сообщает первый вице-премьер Шувалов.

Министр экономики и развития Набиуллина была вынуждена признать, что прогнозы роста тарифов наносят серьезный удар по конкурентоспособности целых отраслей промышленности РФ. Например, для цементной промышленности доля газа и электроэнергии сегодня составляет 47% в материальных затратах на производство. В 2011-2012 годах эта цифра выросла фактически до 73%. К схожим последствиям ведет реализация официальных прогнозов Минэкономразвития и в целом ряде других отраслей - целлюлозно-бумажной, пищевой, большинства подотраслей химпрома, в производстве кирпича, добыче сырья для металлургии и т. д. По сути, и без того слабая экономика РФ может лишится единственного (естественного) конкурентного преимущества на мировых рынках в виде доступа к дешевым энергоносителям и энергии.

Заключение.

В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы. Эффектная стратегия определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

Углубление финансово-экономических связей, открытость национальных экономик, специфика их взаимодополнение и сближение обуславливают стратегический ориентир развития России - «войти» в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а на правах экономически развитой страны с высоким уровнем технологического развития, сильными финансовыми институтами, развитой инфраструктурой и информационным сектором.

Библиографический список:

1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%E4%E5%EA%F1_%E3%EB%EE %E 1 %E0%EB%FC%ED%EE%E9_%EA%EE%ED%EA%F3%F0%E5 %ED%F2 %EE%F 1 %EF%EE%F 1%EE%E1%ED%EE%F 1%F2%E8#cite_note-r2013-3.

2. World Economic Forum, 2012. The Global Competitiveness Report 20122013. Официальный бюллетень.

3. http://www.km.ru/economics/2012/09/06/vsemirnyi-ekonomicheskii-forum-v-davose/konkurentosposobnost-rossii-ponizili-by

4. Володин Д.Н. Положение России в условиях мировой экономической глобализации: актуальные проблемы. Материалы 8 международной научно-практической конференции «Партнерство бизнеса и образования в инновационном развитии региона» Тверь, 2009

5. Суховеева Н.Д. К вопросам о финансовых и экономических угрозах в РФ в начале нового тысячелетия (посвящается 20-летию либерально-экономических реформ в России). Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Золотой треугольник: образование, наука и практика» ч.2 Пятигорск, 2012.

6. Делягин М. Отменить пенсии и материнский капитал - новая "отличная" идея Минфина. http ://delyagin.livej ournal.com/1243117.html.

7. Кудров В.М. Мировая экономика. М.: Юстицинформ, 2011.

8. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.