Научная статья на тему 'Роль и значение алгоритмического предписания при решении географических задач учениками'

Роль и значение алгоритмического предписания при решении географических задач учениками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КЛАССНАЯ РАБОТА / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ГЕОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хизбуллина Р. З., Салихова И. К., Бакиева Э. В.

В статье говорится об алгоритмическом предписании при решении географических задач учащимися. Приводятся примеры географических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение алгоритмического предписания при решении географических задач учениками»

Может быть, стоит взглянуть на этот вопрос с другой стороны. И трактовать понятие толерантности как уважения, принятия права других людей жить в соответствии с их мировоззрением. Именно тогда мы сможем говорить не о пассивном терпении только по милосердию или снисхождению, а об активном социальном поведении, которое помогает признать ценность каждого человека независимо от цвета его кожи, языка, на котором он разговаривает, убеждений, верований, обычаев и возможностей.

Поэтому в нашем детском саду мы начинаем работу с воспитания родителей, путем развития хороших манер, привычек, искусства жить в мире непохожих людей, культуры межличностного общения. Проводим много совместных досуговых развлечений с целью знакомства детей и родителей с культурой и традициями своего народа и народов Поволжья - «Сабантуй», «Масленица», изучения народных праздников ближайших стран-соседей - Наурыз, Барекендан, Ханука, и многих других.

Все эти мероприятия помогают сплотить и детей и взрослых, дают возможность понять как интересно живут другие народы, найти общие праздники, поделиться традициями, перенять рецепты национальных блюд, танцев и песен. Подобное сближение помогает осознать, что все люди отличаются внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами.

Пусть это небольшая капля доброты и взаимного уважения в море конфликтов и межнациональных распрей, но мы надеемся, что если каждый детский сад, каждая школа будут проводить такие дни единства, родник толерантности пробьет себе дорогу. Список использованной литературы:

1. Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие / М. И. Богомолова, Л. М. Захарова ; гл. ред. Д. И. Фельдштейн ; Россиская академия образования, НОУ ВПО "Московский психолого-социальный институт". - 2-е изд.

2. Гаспаров, М. Л. Филология как нравственность: о прошлом и будущем, об интеллигенции, о культуре, о школе, о жизни : статьи, интервью, заметки / М. Л. Гаспаров ; сост., ред. А. М. Зотова. - Москва : Фортуна ЭЛ, 2012.

3. Млодик, И. Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему / И. Ю. Млодик ; худож. Ю. Лосева. - 6-е изд. - Москва : Генезис, 2013. - 225, [1] с. - (Родительская библиотека).

© Фетисова М.Ю., 2016

УДК 372.891

Р.З. Хизбуллина

к.п.н., доцент географического факультета, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация И.К. Салихова

студент 4 курса географического факультета, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация Э.В. Бакиева

к.п.н., доцент географического факультета, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ПРЕДПИСАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УЧЕНИКАМИ

Аннотация

В статье говорится об алгоритмическом предписании при решении географических задач учащимися.

Приводятся примеры географических задач.

Ключевые слова

Классная работа, географические задачи, география

Приемы установления пространственных соотношений занимают одно из ведущих мест в обучении географии. Будучи учебными приемами работы, они одновременно являются и приемами умственной деятельности, показывая логическую последовательность в совершении действий. К этим приемам относятся определение направлений и расстояний, определение географического положения объектов, определение географических координат и т.д.

На примере определения координат заданной точки можно показать, что каждый прием слагается из ряда действий. В данном случае следующих:

1) установление, к югу или к северу от экватора лежит эта точка;

2) соотнесение ее с ближайшей параллелью, т.е. мысленное (или по карте) проведение через данную точку «ее» параллели;

3) нахождение цифры, под какой значится на карте ближайшая параллель;

4) установление разности в градусах между обозначенной на карте параллелью и мысленно проведенной;

5) расчет широты точки;

6) соотнесение точки с нулевым меридианом и ближайшим меридианом;

7) мысленное проведение меридиана точки;

8) установление разности в градусах (и минутах) между ближайшим меридианом и меридианом точки;

9) расчет долготы данной точки.

Приведенная совокупность последовательных действий, по сути дела, представляет собой алгоритмическое предписание. Под алгоритмическим предписанием понимается общепонятное предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к определенному типу или классу. Алгоритмические предписания могут требовать как физических действий, так и умственных. Алгоритмы делятся на два основных вида. К первому относятся алгоритмы, предписывающие оперировать с определенными конкретными данными, в результате чего получаются новые данные, не содержащиеся непосредственно в условии задачи. Ко второму виду относятся алгоритмы, предписывающие из предложенных данных выделить признаки, позволяющие распознать объект, характеризующийся этими признаками. Это - алгоритмы распознавания.

Алгоритмическое предписание должно обладать всеми свойствами математического алгоритма, т.е. определенностью (детерминированностью), массовостью и результативностью.

Определенность означает, что указания алгоритма общепонятны, однозначны и полностью определяют характер операций по решению задач определенного класса. Массовость означает, что предписание применимо не к одному, а к определенному множеству соответствующих исходных данных.

В географии одним из таких алгоритмических предписаний является правило пользования компасом, которое в его алгоритмическом оформлении может быть изложено так:

1. Освободить стрелку компаса (оттянуть арретир).

2. Положить компас на горизонтальную поверхность или придать ему горизонтальное положение, держа в руке.

3. Медленно вращать коробку компаса до тех пор, пока буква С не окажется против северного конца стрелки. В этом случае все буквенные обозначения будут правильно указывать стороны горизонта.

Далеко не все задачи в любой области знаний могут решаться с помощью алгоритмов. Есть задачи, для которых вообще невозможно построить алгоритм, а есть и такие, для которых построение его возможно, но нецелесообразно (например, из-за его громоздкости).

Дидактическое значение алгоритмических предписаний заключается в том, что, точно выполняя их (выполнять их легко из-за пустоты отдельной команды и требуемой ею операции), учащиеся всегда получают

правильное решение задачи. Но не только этим ценны алгоритмы. Они служат эффективным средством обучения умению: правильно мыслить.

Список использованной литературы

1. Студенцов Н.Н. Занимательные географические задачи и вопросы: Пособие для учителей / Н.Н. Студенцов, Э.Л. Файбусович, Е.Ф. Легенькая, Г.П. Пивоварова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1978. - 128 с.

2. Хизбуллина Р.З. Изучение географии и формирование у школьников научного мировоззрения // Географические исследования молодых ученых в регионах Азии: материалы молодежной конференции с международным участием. - Барнаул: АлтГУ, 2012. - С.221-223

© Бакиева Э.В., Салихова И.К., Хизбуллина Р.З., 2016

УДК 378

Холмирзоев Диловар Назиржонович

студент 5 -го курса ИМФИ КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, РФ Масалыгина Алена Сергеевна студент 5 -го курса ИМФИ КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, РФ

Захаров Никита Викторович

студент 5 -го курса ИМФИ КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, РФ

ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Статья посвящена проблемам индивидуализации обучения, которые возникли в связи с технологическим прогрессом и изменениями в обществе. Актуализирована необходимость развития способности адаптации человека к быстро протекающим изменениям в производстве и обществе. В системе образования это привело к тому, что сменилась парадигма индивидуализации учащихся.

Ключевые слова

Адаптация, деятельность, среда, образования, индивидуализация, обучение.

Возросшие требования к качеству математической подготовки студентов вуза делают актуальным поиск новых путей повышения эффективности обучения математике будущих специалистов, в том числе на основе применения современных информационных технологий [1, с. 215].

В работах ряда авторов подчеркивается необходимость использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при обучении математике. Однако в них, не исследовано влияние индивидуализации обучения математике студентов в вузе на качество их математической подготовки в условиях применения средств ИКТ [2, с. 28].

Индивидуализация учебной деятельности студентов организуется, как правило, с помощью дифференцированного подхода к обучению решению математических задач, в процессе выполнения которых происходит поэтапное усвоение учебной информации. В основе дифференцированного подхода при индивидуализации лежит парадигма обучения, основанная на адаптации обучающей системы к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.