Научная статья на тему 'Проблемы индивидуализации обучения в современном образовании'

Проблемы индивидуализации обучения в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДА / ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холмирзоев Диловар Назиржонович, Масалыгина Алена Сергеевна, Захаров Никита Викторович

Статья посвящена проблемам индивидуализации обучения, которые возникли в связи с технологическим прогрессом и изменениями в обществе. Актуализирована необходимость развития способности адаптации человека к быстро протекающим изменениям в производстве и обществе. В системе образования это привело к тому, что сменилась парадигма индивидуализации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Холмирзоев Диловар Назиржонович, Масалыгина Алена Сергеевна, Захаров Никита Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы индивидуализации обучения в современном образовании»

правильное решение задачи. Но не только этим ценны алгоритмы. Они служат эффективным средством обучения умению: правильно мыслить.

Список использованной литературы

1. Студенцов Н.Н. Занимательные географические задачи и вопросы: Пособие для учителей / Н.Н. Студенцов, Э.Л. Файбусович, Е.Ф. Легенькая, Г.П. Пивоварова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1978. - 128 с.

2. Хизбуллина Р.З. Изучение географии и формирование у школьников научного мировоззрения // Географические исследования молодых ученых в регионах Азии: материалы молодежной конференции с международным участием. - Барнаул: АлтГУ, 2012. - С.221-223

© Бакиева Э.В., Салихова И.К., Хизбуллина Р.З., 2016

УДК 378

Холмирзоев Диловар Назиржонович

студент 5 -го курса ИМФИ КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, РФ Масалыгина Алена Сергеевна студент 5 -го курса ИМФИ КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, РФ Захаров Никита Викторович студент 5 -го курса ИМФИ КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, РФ

ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Статья посвящена проблемам индивидуализации обучения, которые возникли в связи с технологическим прогрессом и изменениями в обществе. Актуализирована необходимость развития способности адаптации человека к быстро протекающим изменениям в производстве и обществе. В системе образования это привело к тому, что сменилась парадигма индивидуализации учащихся.

Ключевые слова

Адаптация, деятельность, среда, образования, индивидуализация, обучение.

Возросшие требования к качеству математической подготовки студентов вуза делают актуальным поиск новых путей повышения эффективности обучения математике будущих специалистов, в том числе на основе применения современных информационных технологий [1, с. 215].

В работах ряда авторов подчеркивается необходимость использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при обучении математике. Однако в них, не исследовано влияние индивидуализации обучения математике студентов в вузе на качество их математической подготовки в условиях применения средств ИКТ [2, с. 28].

Индивидуализация учебной деятельности студентов организуется, как правило, с помощью дифференцированного подхода к обучению решению математических задач, в процессе выполнения которых происходит поэтапное усвоение учебной информации. В основе дифференцированного подхода при индивидуализации лежит парадигма обучения, основанная на адаптации обучающей системы к

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

индивидуальным особенностям учащихся [3, с. 325].

Однако, современное общество не ставит перед собой цель адаптации к человеку, а требует чтобы человек сам адаптировался к обществу, т.е. ответственность за социализацию человека возложена на человека. Поэтому современное образование должно сформировать способности к адаптации учащихся к быстро изменяющимся условиям среды [4, с. 96].

В ряде работ предлагается осуществлять индивидуализацию процесса обучения студентов в вузе на основе диагностики психологических характеристик обучаемых. Из анализа психолого-педагогической литературы следует, что основные положения индивидуализации обучения студентов изучены достаточно хорошо [5, с. 121].

Несмотря на то, что современный уровень развития информационных технологий, как пишет В.П. Беспалько «...позволяет довольно близко подойти к моделированию и осуществлению индивидуального подхода...» [3, с. 220] к обучению, проблема индивидуализации обучения математике студентов вуза в условиях использования средств ИКТ, до настоящего времени не решена. Управление учебной деятельностью студентов при обучении математике в вузе, в основном связывалось с реализацией индивидуального подхода к обучению. Однако, классическое управление, также как и программное управление, учебной деятельностью при использовании средств ИКТ, является внешним и действует на основе инструктивной обратной связи.

Современные требования к качеству математической подготовки, обуславливают индивидуализацию обучения математики, в которой основную роль играет самоуправление студентами учебной деятельностью. Поэтому необходимы специальные исследования, учитывающие специфику учебной деятельности студентов, обучающихся решению математических задач. Необходимо создать электронные проблемные среды, обеспечивающей условия, позволяющие сочетать внешнее управление и самоуправление студентами учебной деятельностью в процессе обучения математике. Это является следствием недостаточного учета потенциала современных средств ИКТ и отсутствием методик применения ИКТ, в качестве средства самоуправления студентами учебной деятельностью в процессе обучения математике.

Индивидуализация математической подготовки студентов в вузе должна быть направлена на развитие личности, способности студентов к учебной деятельности в неопределенных условиях, его адаптации к динамично изменяющимся проблемным средам. Самоуправление студентами учебной деятельностью обеспечивает индивидуализацию обучения математике.

Однако, недостаточно разработаны педагогические технологии, которые обеспечивают сочетание внешнего управления и самоуправления студентами учебной деятельностью при обучении решению математических задач. Не обоснованы концептуальные и методические аспектов индивидуализации математической подготовки студентов в вузе в условиях использовании средств ИКТ.

Разработка и внедрение новых педагогических технологий на основе применения средств ИКТ, ориентированных на развитие индивидуальности личности, создание единого образовательного и информационного пространства, нашли отражение в целом ряде научных исследований. Тем не менее, проблема развития новых форм использования средств ИКТ при самоуправлении студентами учебной деятельностью в процессе обучения математике является актуальной и требует своего разрешения. Решение этой проблемы позволит реализовать потенциал дидактических возможностей средств ИКТ, для повышения качества математической подготовки студентов, в процессе реализации индивидуального подхода к обучению студентов математике в вузе.

Список использованной литературы:

1. Дьячук П.П., Шкерина Л.В. Индивидуализация математической подготовки студентов на основе интерактивного управления учебной деятельностью. Монография: / научный редактор В.Р. Майер. Красноярск, 2012. с. 350

2. Дьячук П.П. Диагностика индивидуальных траекторий обучения решению задач по математике / Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2010. № 1. С. 28-33.

3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютера (Педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - М.: Просвещение, 2002. - 351 с.

4. Шкерина Л.В., Дьячук П.П., Грицков М.К. Самоорганизация обучающегося в процессе научения решению математических задач в проблемной среде: синергетический подход / Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 2 (28). С. 96-101.

5. Дьячук П.П., Шадрин И.В., Кудрявцев В.С. Метод актиограмм в системах управления и диагностике деятельности человека / В сборнике: Системный анализ и информационные технологии "САИТ-2013" труды V Международной конференции. Отделение нанотехнологий и информационных технологий РАН и др.. 2013.С. 121-128.

© Холмирзоев Д. Н., Масалыгина А. С., Захаров А. С., 2016

УДК 378.147:004:616-089.168.1

Цмиханова Залина Тагировна, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России Дябкин Евгений Владимирович, канд. мед. наук,ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет

им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России

г. Красноярск, РФ

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ УХОДА ЗА

ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме включения в учебный процесс новых компьютерных технологий. Обучающая £^^программа рекомендуется для использования в учебном процессе по учебной практике «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля», модуль «Уход за больными хирургического профиля».

В компьютерную программу входит образовательный материал, который позволяет раскрыть структуру и оснащение хирургического отделения с использованием анимационного ролика. Для проверки качества усвоения знаний студент должен пройти тестирование и решить ситуационные задачи.

Ключевые слова

Flash-программа, устройство хирургического отделения, компьютерные технологии.

Введение. Информатизация образования, являющаяся одним из главных направлений процесса информатизации современного общества, обеспечивает широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на улучшение процесса обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса [3, с. 213].

Отсутствие в медицинских вузах Российской Федерации адаптированных для студентов компьютерных обучающих программ по основам работы и устройства стационара, затрудняет профессиональную подготовку студентов-медиков, полноценное освоение учебной практики «Уход за больными хирургического и терапевтического профиля» [5, с. 57], [4, с. 91].

Цель работы: разработка обучающей компьютерной программы по учебной практике «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля», модуль «Уход за больными хирургического профиля» для студентов высших учебных медицинских учреждений и внедрение ее в педагогическую практику.

Материалы и методы. Разработана инновационная компьютерная обучающая программа по учебной практике «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля», модуль «Уход за больными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.